Проект «Чудеса, фокусы, эксперименты" (младшая группа)

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 23.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Исследовательско-творческий проект для детей младшей группы. Проект краткосрочный, 2 недели. Данный проект направлен на развитие у детей 3-4 лет любознательности, творчества, логического мышления. Проект позволяет детям ближе познакомиться с окружающим миром, загадочным и удивительным миром природы, увидеть ее красоту, открыть для себя много нового.
Иконка файла материала Публикация март.docx
Краткосрочный   исследовательско­творческий   проект   в   младшей группе. Тема:  «Чудеса, фокусы, эксперименты» Паспорт проекта 1. Вид проекта: исследовательско – творческий. 2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели  3. Автор проекта: воспитатель Иванова М.О. 4. Участники проекта: дети 3­4 лет.  5. Актуальность темы:  Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская  деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования  представляют возможность ребенку самому найти ответы на  вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых  впечатлений, любознательность, постоянное стремление  экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире  рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.  Исследовательская активность ­ естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная  возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а  самое главное самовыражаться. Опыты чем­то напоминают детям  фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития  неистощимой ориентировочно­исследовательской (поисковой)  деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем  разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше  новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. 6. Цель проекта: создание условий для экспериментальной  деятельности детей; для формирования экологической культуры и  развития познавательного интереса детей. 7. Задачи проекта: ­ создавать условия для формирования у детей познавательного  интереса. ­ развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к  практическому экспериментированию с объектами. ­ формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза,классификации и т. д., в процессе познания природной картины  мира, способствующих развитию речи. ­ развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности. ­ учить объяснять наблюдаемое. 8. Предполагаемый результат: ­ расширить и углубить знания и представления ребенка об  окружающем мире; ­ развить познавательные умения через экспериментальную  деятельность; 9. Продукт проектной деятельности: альбом «Опыты по экологии»,  картотека опытов. План реализации проекта во второй младшей группе  Подготовительный этап проекта (1­я неделя): 1. Создание экспериментальной лаборатории в группе; 2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми  материалами, приборами. 3. Изготовление схем, моделей, которые отображают основные  свойства веществ. 4. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой  природе. 5. Составление конспектов тематических занятий по разным  разделам программы. 6. Составление и создание опытов, экспериментов с разными  объектами неживой природы. Исследовательский этап проекта (2­я неделя) Тематическое планирование занятий и опытов к проекту. Виды деятельности Название Цель 1­й день «Чудеса в природе – солнышко» Чтение художественной литературы  Стихотворение Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым  стихотворением, помочь в понимании содержания Выполнение упражнений Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко»  Способствовать развитию моторики рук Художественное творчество  Рисование «Светит солнышко в окошко» Обучать рисованию  предметов круглой формы, закрашиванию по контуруБеседа «Учимся радоваться солнышку и природе» Развивать  интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой  природы Игра­ситуация «Солнечные зайчики» Способствовать развитию  воображения, побуждать к двигательной активности Тематическая прогулка  «У солнышка в гостях» Учить наблюдать за солнышком 2­й день «Воздушные чудеса» Беседа  «О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздухом Опыт  «Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека  есть воздух, помочь обнаружить воздух Исследование  «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» Подвести к  выводу о том, что мыло пенится Экспериментирование  «Игры с воздушным шариком» Ознакомить с тем, что внутри  человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух Игра  «Пускание мыльных пузырей» Стимулировать двигательную  активность Наблюдение и беседа  «Почему летит мыльный пузырь?» Стимулировать познавательную и речевую активность Экспериментирование  «Что в пакете» Помочь в обнаружении воздуха в окружающем  пространстве 3­й день «Фокусы с песком» Рисование на мокром песке  «Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о  геометрических фигурах, развивать воображение детей Проблемная ситуация, игра  «Юные кладоискатели» Развивать наблюдательность, изучение  свойств песка, учить находить игрушку в песке Игра­экспериментирование с мокрым и сухим песком  «Пирожки для мишки» Развивать познавательную активность впроцессе экспериментирования, делать выводы Беседа  «О свойствах мокрого и сухого песка» Развивать познавательную и  речевую деятельность детей Игра с песком  «Постройка зоопарка» Помочь в изучении свойств сырого песка, в  совершенствовании конструктивных умений 4­й день «Вода – чудо природы» Игры­опыты  «Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о том, что  вода может изменять цвет Экспериментирование  «Переливание воды» Формировать знания о том, что вода льется из  разных сосудов по­разному Беседа  «Свойства воды» Формировать знания о разных свойствах воды:  льется, летят брызги и т. д. Аппликация  «Красивые чашки для волшебницы­воды» Учить наклеивать готовые формы в определенной последовательности Чтение художественной литературы  Рассказ «Как Костя не умывался» Ознакомить с рассказом, помочь  в понимании содержания Эксперимент  «Мыло­фокусник» Ознакомить со свойствами и назначением мыла,  закреплять знание правил безопасности при работе с мылом Подвижные игры «С султанчиками и вертушками» Формирование  самостоятельной двигательной активности Наблюдение «Наблюдение за ветром» Развивать внимательность,  наблюдательность и смекалку Эксперимент «Послушный ветерок» Развивать умение правильно  дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток  имеет различную силу Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» Учить остужать еду,  слегка подув на нееЛитература: 1. Основная образовательная программа дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.  Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка­ Синтез, Москва, 2015­366с. 2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка­  Синтез, 2015­72 с. 3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников:  метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. ­3­е изд., доп. ­М.: АРКТИ,2008. – 64 с. Приложение Эксперименты, исследования и опыты 1. Опыты воздушным шариком. Воспитатель с детьми  рассматривают 2 воздушных шарика(один сильно надут –  упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким  шариком лучше играть. Обсуждают причину различия.  Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым  шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно  надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух  берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым  шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает  шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как  сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце  игры взрослый предлагает повторить опыт самим. 2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек  вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю  воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью  соломинки и воды в стакане показывает, как появляется  воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности  воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить  опыт самим. 3. Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый  пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете.  Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и  закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим.Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен  пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем  ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли  пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему  кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый,  легкий). 4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты  могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду  воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что  происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже  перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре  кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха  увеличивает скорость). 5. Мыло­фокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно  гладкое, душистое.)Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.)  Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В  воде появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в  воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.)  Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что  происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.)  Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной  воды, дуют. (Появляются большие пузыри.)Опускают в  мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют.  (Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.)  погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что  появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.) Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло  гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена;  при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные  пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза. 6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать  воду из разных сосудов по­разному. Из широкого сосуда –  большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детямсамостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд.  Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того  сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного  сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить. 7. «Пирожки для мишки». Эксперимент с мокрым и сухим  песком. Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из  мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы:  мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается. 8. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода.  (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель  добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода.  (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем?(Камень  не виден.) Вывод: вода может изменять цвет. Игры 1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко» Солнышко, солнышко Золотое донышко, Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей, Прилетели сто грачей, Хлопают ладонями Сгибают и разгибают ладони Показывают волну. Машут руками. А сугробы тают, тают, А цветочки подрастают. Опускают руки вниз. Поднимают руки вверх. 2. Игра­ситуация «Солнечные зайчики». Воспитатель беретзеркало и показывает солнечного зайчика. Объясняет, что  солнце отражается от зеркала. Затем воспитатель начинает  водить зеркалом в разны направлениях. Дети бегают за  солнечным зайчиком, пытаясь его достать. Затем предлагается  водить кому­нибудь из детей. 3. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные  пузыри и объясняет, что внутри пузыря находится воздух.  Затем кто­нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а остальные дети ловят их. 4. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают  песок, изучают его свойства(сухой, сыплется, на солнце  нагревается). Затем воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не  рассыпая песок. 5. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель  предлагает рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой,  лепится, плотный). Затем предлагает построить зоопарк из  песка и строительных деталей. Воспитатель предлагает  использовать в строительстве формочку, закопанную в песок  вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать,  что получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн  для белого медведя и бегемотиков). 6. Подвижная игра «С султанчиками и вертушками». На  прогулке воспитатель показывает как можно играть с  вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики  шевелятся и вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то  можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже  вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра  нет» все стоят. 7. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и  квадрата» На прогулке воспитатель рисует на мокром песке  круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их, выделить  их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в  часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагаетсяпревратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети рисуют  на песке.