Исследовательско-творческий проект для детей младшей группы. Проект краткосрочный, 2 недели. Данный проект направлен на развитие у детей 3-4 лет любознательности, творчества, логического мышления. Проект позволяет детям ближе познакомиться с окружающим миром, загадочным и удивительным миром природы, увидеть ее красоту, открыть для себя много нового.
Краткосрочный исследовательскотворческий проект в младшей
группе.
Тема: «Чудеса, фокусы, эксперименты»
Паспорт проекта
1. Вид проекта: исследовательско – творческий.
2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели
3. Автор проекта: воспитатель Иванова М.О.
4. Участники проекта: дети 34 лет.
5. Актуальность темы:
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская
деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования
представляют возможность ребенку самому найти ответы на
вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых
впечатлений, любознательность, постоянное стремление
экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире
рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская активность естественное состояние ребенка, он
настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная
возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а
самое главное самовыражаться. Опыты чемто напоминают детям
фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых
впечатлениях лежит в основе возникновения и развития
неистощимой ориентировочноисследовательской (поисковой)
деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем
разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше
новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он
развивается.
6. Цель проекта: создание условий для экспериментальной
деятельности детей; для формирования экологической культуры и
развития познавательного интереса детей.
7. Задачи проекта:
создавать условия для формирования у детей познавательного
интереса.
развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к
практическому экспериментированию с объектами.
формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза,классификации и т. д., в процессе познания природной картины
мира, способствующих развитию речи.
развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в
исследовательской деятельности.
учить объяснять наблюдаемое.
8. Предполагаемый результат:
расширить и углубить знания и представления ребенка об
окружающем мире;
развить познавательные умения через экспериментальную
деятельность;
9. Продукт проектной деятельности: альбом «Опыты по экологии»,
картотека опытов.
План реализации проекта во второй младшей группе
Подготовительный этап проекта (1я неделя):
1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми
материалами, приборами.
3. Изготовление схем, моделей, которые отображают основные
свойства веществ.
4. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой
природе.
5. Составление конспектов тематических занятий по разным
разделам программы.
6. Составление и создание опытов, экспериментов с разными
объектами неживой природы.
Исследовательский этап проекта (2я неделя)
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Виды деятельности Название Цель
1й день «Чудеса в природе – солнышко»
Чтение художественной литературы
Стихотворение Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым
стихотворением, помочь в понимании содержания
Выполнение упражнений Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко»
Способствовать развитию моторики рук
Художественное творчество
Рисование «Светит солнышко в окошко» Обучать рисованию
предметов круглой формы, закрашиванию по контуруБеседа «Учимся радоваться солнышку и природе» Развивать
интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой
природы
Играситуация «Солнечные зайчики» Способствовать развитию
воображения, побуждать к двигательной активности
Тематическая прогулка
«У солнышка в гостях» Учить наблюдать за солнышком
2й день «Воздушные чудеса»
Беседа
«О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздухом
Опыт
«Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека
есть воздух, помочь обнаружить воздух
Исследование
«Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» Подвести к
выводу о том, что мыло пенится
Экспериментирование
«Игры с воздушным шариком» Ознакомить с тем, что внутри
человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух
Игра
«Пускание мыльных пузырей» Стимулировать двигательную
активность
Наблюдение и беседа
«Почему летит мыльный пузырь?» Стимулировать познавательную и
речевую активность
Экспериментирование
«Что в пакете» Помочь в обнаружении воздуха в окружающем
пространстве
3й день «Фокусы с песком»
Рисование на мокром песке
«Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о
геометрических фигурах, развивать воображение детей
Проблемная ситуация, игра
«Юные кладоискатели» Развивать наблюдательность, изучение
свойств песка, учить находить игрушку в песке
Играэкспериментирование с мокрым и сухим песком
«Пирожки для мишки» Развивать познавательную активность впроцессе экспериментирования, делать выводы
Беседа
«О свойствах мокрого и сухого песка» Развивать познавательную и
речевую деятельность детей
Игра с песком
«Постройка зоопарка» Помочь в изучении свойств сырого песка, в
совершенствовании конструктивных умений
4й день «Вода – чудо природы»
Игрыопыты
«Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о том, что
вода может изменять цвет
Экспериментирование
«Переливание воды» Формировать знания о том, что вода льется из
разных сосудов поразному
Беседа
«Свойства воды» Формировать знания о разных свойствах воды:
льется, летят брызги и т. д.
Аппликация
«Красивые чашки для волшебницыводы» Учить наклеивать готовые
формы в определенной последовательности
Чтение художественной литературы
Рассказ «Как Костя не умывался» Ознакомить с рассказом, помочь
в понимании содержания
Эксперимент
«Мылофокусник» Ознакомить со свойствами и назначением мыла,
закреплять знание правил безопасности при работе с мылом
Подвижные игры «С султанчиками и вертушками» Формирование
самостоятельной двигательной активности
Наблюдение «Наблюдение за ветром» Развивать внимательность,
наблюдательность и смекалку
Эксперимент «Послушный ветерок» Развивать умение правильно
дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток
имеет различную силу
Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» Учить остужать еду,
слегка подув на нееЛитература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка Синтез, Москва, 2015366с.
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во
второй младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка
Синтез, 201572 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников:
метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. 3е изд., доп.
М.: АРКТИ,2008. – 64 с.
Приложение
Эксперименты, исследования и опыты
1. Опыты воздушным шариком. Воспитатель с детьми
рассматривают 2 воздушных шарика(один сильно надут –
упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким
шариком лучше играть. Обсуждают причину различия.
Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым
шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно
надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух
берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым
шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает
шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как
сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце
игры взрослый предлагает повторить опыт самим.
2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек
вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю
воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью
соломинки и воды в стакане показывает, как появляется
воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности
воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить
опыт самим.
3. Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый
пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете.
Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и
закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим.Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен
пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем
ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли
пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему
кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый,
легкий).
4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты
могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду
воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что
происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с
силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже
перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре
кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха
увеличивает скорость).
5. Мылофокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно
гладкое, душистое.)Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.)
Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В
воде появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в
воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.)
Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что
происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.)
Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной
воды, дуют. (Появляются большие пузыри.)Опускают в
мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют.
(Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.)
погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что
появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)
Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло
гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена;
при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные
пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.
6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать
воду из разных сосудов поразному. Из широкого сосуда –
большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет,
что от воды летят брызги. Затем предлагает детямсамостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд.
Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того
сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного
сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше,
если ее отлить.
7. «Пирожки для мишки». Эксперимент с мокрым и сухим
песком. Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из
мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы:
мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.
8. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям
прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода.
(Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что
наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель
добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода.
(Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем?(Камень
не виден.) Вывод: вода может изменять цвет.
Игры
1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»
Солнышко, солнышко
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
Хлопают ладонями
Сгибают и разгибают ладони
Показывают волну.
Машут руками.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Опускают руки вниз.
Поднимают руки вверх.
2. Играситуация «Солнечные зайчики». Воспитатель беретзеркало и показывает солнечного зайчика. Объясняет, что
солнце отражается от зеркала. Затем воспитатель начинает
водить зеркалом в разны направлениях. Дети бегают за
солнечным зайчиком, пытаясь его достать. Затем предлагается
водить комунибудь из детей.
3. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные
пузыри и объясняет, что внутри пузыря находится воздух.
Затем ктонибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а
остальные дети ловят их.
4. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают
песок, изучают его свойства(сухой, сыплется, на солнце
нагревается). Затем воспитатель прячет в песок пластмассовые
игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не
рассыпая песок.
5. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель
предлагает рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой,
лепится, плотный). Затем предлагает построить зоопарк из
песка и строительных деталей. Воспитатель предлагает
использовать в строительстве формочку, закопанную в песок
вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать,
что получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн
для белого медведя и бегемотиков).
6. Подвижная игра «С султанчиками и вертушками». На
прогулке воспитатель показывает как можно играть с
вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики
шевелятся и вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то
можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже
вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики
и вертушки. По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра
нет» все стоят.
7. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и
квадрата» На прогулке воспитатель рисует на мокром песке
круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их, выделить
их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в
часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагаетсяпревратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети рисуют
на песке.