ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РУДНЯНСКИЙ РАЙОН
СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2
СОЦИАЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ
НА ТЕМУ
«Дорогами добра»
(Фартуки, салфетки, носовые платочки)
Выполнила:
Ученица 10 «Б» класса
Грищенкова Виктория
Кобалиа Виктория
Руководитель:
Джумкова Зоя Васильевна
г. Рудня 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Выбор темы и ее обоснование. Проблема и потребность.
2.Схема размышлений.
3. Мое исследование.
3.1История фартука и салфеток и носовых платков.
3.2Выбор изделий и их моделей.
4.Выбор материалов.
5.Оборудование, инструменты и приспособления.
6.Организация рабочего места.
7.Техника безопасности.
8.Технология выполнения работы.
8.1 Конструирование и моделирование.
8.2Раскрой изделий.
8.3Технологическая последовательность выполнения.
9.Себестоимость изделий.
10.Самооценка.
1. Выбор темы и ее обоснование. Проблема и потребность
В последние годы традицией в нашей школе стало посещение в пасхальную неделю Центра временного проживания в поселке Любавичи. Учащиеся нашей школы выступают там с концертами и привозят пожилым людям сладкие подарки. Подумав мы решили, что уже десятиклассники и вполне сможем сделать своими руками для них и другие подарки, которые принесут им радость, ведь ее в их трудной судьбе немного. Познакомившись с видами проектов, которые существуют, поняли нам подходит социальный творческий проект по технологии.
Социальное проектирование – это возможность реального участия нас подростков в решении проблем школы, города, общества. Именно эта мысль – «я могу сделать сам и не только для себя» – больше всего воодушевляет нас. Нам очень хочется быть нужными полезными другим, мы хотим проверить свои способности в реальном деле. Именно реальность и жизненность социального проекта привлекает нас. Это своеобразный тест на взрослость. И каждый из подростков хотел бы достойно выдержать его.
Социальное проектирование – это самостоятельный выбор той деятельности, которая на данном этапе больше всего соответствует нашим интересам и способностям. Мы старшеклассники уже многому научились в жизни и в том числе на уроках технологии, а теперь хотели бы применить наши знания на благо не только себе, но и другим.
Социальное проектирование – это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки, крайне необходимые сегодня для трудовой деятельности в производственных коллективах, в фирмах и т.д. Школьник сегодня стоит перед серьезным выбором – жить только для себя или помнить о других и помогать им по мере своих сил и возможностей. Разумеется, обе эти позиции можно и нужно сочетать, переключаясь с сугубо личных интересов на групповые, коллективные, социальные. Социальный проект, осуществляемый по собственному выбору школьника, является для нас настоящей школой жизни, так как участники проектирования получают неоценимый опыт выбора и привыкают нести за него ответственность. Это действенная проверка собственных способностей и возможность скорректировать жизненные планы. Мы считаем, что этот проект помогает формированию в нас подростках человека гуманного, творческого, толерантного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества; использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью. Эта цель достигается, в том числе и через проведение благотворительных акций.
Проводятся благотворительные акции, направленные на проявление милосердия, доброты к людям, нуждающимся в помощи и поддержке. Учащихся, родители и педагоги оказывают помощь воспитанникам детских домов; военнослужащим, ветеранам Великой Отечественной войны; бездомным животным. Они нуждаются не столько в материальных благах, сколько в человеческом участии. Именно этому и учит наш социальный проект: проявлять положительные человеческие качества (тепло, доброту, милосердие).
Проект направлен на эффективное развитие человека ХХI века: мобильного, конструктивного, коммуникабельного, толерантного, ответственного, способного быстро решать возникающие проблемы.
Актуальность проекта.
В современном мире произошел раскол в обществе – появились богатые и бедные люди, обеспеченные и остро нуждающиеся. Самыми не защищенными слоями населения стали пожилые люди, дети, малоимущие, инвалиды, многодетные. Экономический кризис изменил мировоззрение людей, особенно подростков.
Проект создает условия для проявления лучших человеческих качеств Российского гражданина.
В конечном итоге, проявление милосердия может привести к меценатству, желанию помочь другим людям.
Цели проекта включают в себя:
Формирование милосердия, эмпатии, толерантности, сострадания.
Развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение проблемных ситуаций.
Координацию деятельности социума и школы по развитию детей: кооперирование со специалистами-профессионалами города; расширение пространства взаимодействия с окружающим миром.
Задачами проекта являются:
Вовлечение учащихся, родителей и педагогов в социальный проект, создание условий для реализации творческих инициатив.
Оказание моральной и материальной помощи людям, оказавшимся в трудных социальных условиях.
Развитие навыков социально-продуктивной деятельности.
Этапы реализации проекта:
Сбор информации.
Координация совместных классных и индивидуальных усилий.
Мероприятия и сроки реализации планов работ по направлениям.
Обратная связь (видеоотчеты, публикации в школьной газете, радиопередачах).
Чем привлекает проект?
Широтой и системностью. Длительностью реализации.
Непрерывностью коммуникации. Информационным обменом.
В нашей школе кабинете технологии есть вышивальная машина фирмы Браузер и швейные машины, выполняющие 49 операций, в том числе и вышивальные швы. На которой некоторые из нас научились хорошо работать. С ее помощью можно делать красивые вышивки и ими украшать различные изделия. Эти свои навыки и навыки шитья мы и решили использовать в этом проекте. Мы и наши педагоги, и родители перебрали старые запасы тканей в шкафах и принесли их в школу для нашего проекта.
Далее перешли к творчеству. Свой выбор мы решили остановить на простых изделиях нужных и приятных любому человеку, в том числе, и пожилым людям и их нянечкам. Это фартуки, которые точно пригодятся няням, салфетки и нарядные носовые платочки с вышивкой, которым, думаем, будут рады все. Нам необходимо определиться с моделями фартуков, так как носовые платочки и салфетки просты в изготовлении и будут отличаться только размерами и вышивкой.
2.Схема размышлений
3. Мое исследование
3.1История фартука и салфеток и носовых платков.
Мы подумали, что работа будет не полной, если не вспомнить в ней об истории вещей, которые собираемся шить. Также можно рассказать их историю дедушкам и бабушкам, проживающим в Центре, когда будем им дарить подарки, так как эти вещи имеют интересную и древнюю историю.
История фартука.
Фартук (или передник) широко распространенная и почти не меняющаяся часть одежды с древних времен до наших дней. История начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящее на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой в виде фартука, что указывало на их должность. Она прикреплялась спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли. С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обёртывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался передник с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму .
Передник являлся также частью одежды других древневосточных народов. Так, например, он был широко распространен в Западной Азии.
С Востока передник пришел в Европу. Начиная с эпохи средневековья передники, четко разделились на два вида: становятся постоянной принадлежностью рабочей одежды простолюдинов (кузнецов, сапожников, поваров) и дополнением нарядного платья знатных дам. Передник периодически входит в моду среди высших слоев населения. Француженки во времена правления Людовика 14 (1660 - 1710) дома и на прогулке повязывали маленький передник с богатой отделкой по краю. По примеру городской знати стали расшивать и всячески украшать свои передники крестьянские девушки. Хитрая на выдумку европейская мода изобрела несколько видов передников для разных случаев жизни. Так, например, уважающая себя европейская женщина, когда выходила к столу, обязана была прикрывать платье большой салфеткой. Так появился специальный передник - таблье (от французского слова "стол") .
Со временем передник стал частью праздничного народного костюма. В некоторых областях Германии широкий передник надевался лишь по особо торжественным случаям. В Молдавии отличительной чертой народной одежды были два передника, охватывающие корпус спереди и сзади, не сходящиеся на боках, с богатым цветным узором. Традиционный русский передник изготовляли из домотканой ткани, с отделкой по краям, вышивкой и красными завязками. На Севере передник был вышитым и мог иметь рукава. Этими вещами дорожили, бережно передавая их из поколения в поколение по наследству. Характерно, что в некоторых областях России (например, в Забайкалье) традиционный передник сохранился в качестве части праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века.
Во время Первой мировой войны (в начале 20 века) передник оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п. В это время "одежда горничных" фартук превращается в рабочую женскую одежду, становится спецодеждой медсестер. Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, а так же является производственной одеждой.
История носовых платков и салфеток.
Уже во II веке в Китае существовали бумажные носовые платки.
В средневековье носовой платок был символом романтической любви. Дамы прикрепляли его на копьё своего рыцаря. Платок должен был напоминать рыцарю о цели его участия в турнире — победе в честь возлюбленной.
В XVI веке носовые платки оставались роскошью и использовались исключительно знатными дамами. Они украшались кружевом или вышивкой и пропитывались духами .
На Востоке носовые платки были привилегией князей, которые их носили под кушаком. Бросить носовой платок в сторону человека (особенно женщины) было жестом, свидетельствовавшем о высоком уважении. Эта традиция в Турции сохранилась до XIX века.
В средневековой России носовой платок изначально назывался «утиральник», в отличие от «ширинки», то есть обычного платка. Платки изготавливались из целого куска ткани, отрезанной по ширине, отсюда и произошло слово ширинка. В Домострое рядом со словом ширинка употребляется термин «вусчина» — от слова «узкий».
Первый патент на носовые платки был выдан в 1894 году.
Платок как модная деталь мужского костюма.
Во время раннего Ренессанса платки считались жизненно необходимым и функциональным аксессуаром. Как заметил интеллектуальный гигант 16 века Эразм «Вытирать нос об рукав невоспитанно». Платки постепенно стали более украшенными, служа знаками любви, четы друг к другу. Каждый уважаемый мужчина носил платок, и по сей день, он считается символом благородства и социального ранга.
Салфетка.
Еще со школьных лет мы знаем о великом ученом, художнике и изобретателе Леонардо да Винчи. А многие ли слышали, что обычная столовая салфетка своей историей возникновения так же обязана да Винчи.
Дело было так, Леонардо слыл за гостеприимного хозяина и часто устраивал обеды и банкеты. Он очень тщательно до мельчайших деталей все продумывал, любил красоту и изящество.
Но после окончания празднования стол, представлял из себя скорее мусорный бак, наполненный объедками, всевозможным мусором и грязными скатертями, чем место встреч и посиделок закадычных знакомых.
Да Винчи всегда с брезгливостью смотрел на «поле боя» и думал, что можно сделать, чтобы избежать такого разгрома и позора.
В те времена не принято было вытирать руки за столом какой-либо тканью.
Для этой цели часто служили живые кролики, которых привязывали на веревке к ножке стула каждого гостя или подол своей одежды.
Будучи просвещенным человеком, опережающим свое время, Леонардо считал, что в целях гигиены у каждого гостя должна быть салфетка для вытирания рук.
Но в то время не было возможности зарегистрировать патент на изобретение и официальным днем рождения современной салфетки стало 9 июля 1887 года.
В этот день в Англии официальный банкетный стол был украшен всевозможными композициями из полотняных салфеток.
Интересно: археологи при раскопках пирамид нашли свидетельство того, что еще древние египтяне пользовались для вытирания рук и губ чем-то вроде салфетки.
Правда были это, даже не папирус или ткань, а тонкие ломтики хлеба.
В некоторых азиатских странах до сих пор существует обычай ставить перед гостем специальную пиалу с водой для омовения рук между переменой блюд.
В Россию же первую салфетку привез наш великий внедренец всего прогрессивного Петр I, чем создал очередные трудности для бояр и вельмож (как будто бород, париков и платьев по западной моде им было мало!).
3.2 Выбор изделий и их моделей
Требования к изделиям.
¨ 1.Простота технологий изготовления.
¨ 2.Небольшие затраты времени.
¨ 3.Красивый внешний вид.
¨ 4.Надежность в эксплуатации.
¨ 5.Экономичность.
¨ 6.Экологичность.
¨ 7.Малый расход материала.
¨ 8.Простота конструкции.
Различные формы фартуков мы выбирали из различных источников, в том числе и из фартуков, изготовленных у нас в кабинете на уроках технологии.
Учитывая требования к изделиям, мы выбрали две модели фартука: один без нагрудника, другой с нагрудником цельнокроеным с нижней частью. Салфетки и носовые платочки с вышивкой и с подогнутым краем.
4. Выбор материалов
Для работы потребуются хлопчатобумажные и льняные ткани, спокойных оттенков. Нитки необходимо выбирать соответственно виду ткани. Для подготовительных работ, примётывания и подшивания краёв изделия необходимы катушечные нитки № 40, 50. Нитки должны быть крепкими, равномерно окрашенными и устойчивыми к свету и воде. Прочность нитки проверяют, растягивая её руками: хорошая нитка должна пружинить, не сразу рваться. Для вышивальной машины требуются специальные нитки, которые указаны в инструкции для машины.
5.Оборудование. Инструменты и приспособления
Машины швейные фирмы Браузер.
Машина вышивальная.
Утюжильная доска, утюг.
Для работы необходимы очень несложные инструменты: игла, напёрсток, нитки, ножницы, сантиметровая лента, а также приспособления: булавки, линейка.
Иглы необходимо подбирать в соответствии с толщиной нитки и ткани.
Напёрсток предохраняет пальцы от проколов иглой, помогает проталкивать её через ткань. Напёрсток надевают на средний палец правой руки. Напёрстки бывают разных размеров, с донышком и без донышка. Напёрсток может быть металлическим, пластмассовым, но обязательно по размеру пальца.
Ножницы для работы хорошо иметь двух видов: маленькие с острыми концами и большие - для раскроя ткани. Ножницы хорошо должны быть наточены, концы лезвий должны полностью замыкаться. Чтобы ножницы наточить, достаточно несколько раз разрезать наждачную бумагу или «прорезать» 15-20 раз иголку. Самая удобная длина ножниц - 10 -12 см, ширина 6 — 7 мм.
Сантиметровая лента, линейка необходимы для определения точного размера изделия.
Булавки необходимы для подготовительных и вспомогательных работ. Нитковдеватель - специальное приспособление - облегчает вдевание нитки в иголку.
Колышек - длинная деревянная, металлическая или пластмассовая палочка с острым концом - служит для удаления и выравнивания углов, петель нитей ткани и т. д.
Плотная бумага и картон нужны для изготовления трафаретов и лекал.
6. Организация рабочего места
Чтобы заниматься работой было удобно, работа не вызывала утомления, надо правильно организовать своё рабочее место и соблюдать определённые правила труда. Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Если в столе нет ящика, то нитки можно хранить в специальном мешочке, инструменты — в коробке. При работе следует сидеть так, чтобы выпрямленный корпус был лишь слегка наклонен вперёд. Выполняемую работу следует держать на расстоянии 30-40 см от глаз. Лучше работать при дневном освещении, усаживаясь ближе к окну, так как при нём не устают глаза. Можно работать и при достаточном электрическом освещении.
7. Техника безопасности
Техника безопасности при работе с тканью.
ТБ при работе с иголками и булавками.
1. Шейте с напёрстком.
2. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т.д
3. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в платье.
4. Нельзя откусывать нитку зубами
5. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.
6. Выкройки и ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.
ТБ при работе с ножницами.
1. Храните ножницы в определённом месте.
2. Кладите их сомкнутыми остриями от себя.
3. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.
4. Передавать ножницы кольцами вперед.
ТБ при работе на швейной машинке.
1. Волосы убирай под косынку. Концы галстуков и косынок не должны свисать.
2. Не наклоняйтесь близко к движущимся частям машины.
3. Не держите пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой.
4. Перед стачиванием убедитесь в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия.
5. ноги расположить па педали так, чтобы правая нога была выдвинута несколько вперед и производила пуск машины;
6. Выпрямить спину и сесть прямо на всю поверхность стула;
7. Изделие расположить от глаз на 30-40 см;
8. Расположить предметы: которыми пользуешься чаще - ближе к себе, которые берут правой рукой - справа, а те, что берут левой - слева;
9. Убрать предметы, не требующиеся при выполнении задания. 1
10. Не производить заправку ниток в машину, смену иглы, не выключив ее.
ТБ при работе с утюгом.
1. Не оставляйте включённый утюг в сети без присмотра.
2. Включайте и выключайте утюг сухими руками.
3. Ставьте утюг на асбестовую, мраморную или керамическую подставку.
4. Следите за нормальной работой утюга, обо всех неисправностях сообщайте учителю.
5. Следите за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
6. Отключайте утюг только за вилку. В помещениях с бетонными полами во время утюжки обязательно стойте на резиновом коврике.
8. Технология выполнения работы
8.1Конструирование и моделирование фартука.
Конструирование.
Такую основу фартука мы делали на уроке технологии.
Мерки взяли примерно для размера 48-50.
Далее занялись моделированием и с помощью лекала изменили форму нижней и верхней частей фартука и кармана.
8.2Раскрой фартука.
Мы раскроили фартуки с учетом лицевой и изнаночной сторон ткани, направления долевой нити, припусков на швы и экономного расположения деталей кроя на ткани.
Карман и бейки для окантовки из отделочной ткани. Бейки выкраиваем под углом 45 градусов шириной 3.5см.
Технологическая последовательность изготовления фартука.
1.Обработка кармана:
--выполнение вышивки на кармане;
--обработка верхнего среза кармана швом вподгибку с закрытым срезом или окантовочным швом;
--обработка боковых и нижнего среза кармана окантовочным швом.
2.Настрачивание кармана на фартук ( намечаем середину фартука и середину кармана,
скалываем булавками, прострачиваем 0,5см от края кармана, делая закрепки в концах кармана, удаляем булавки, ВТО).
3.Обработка верхнего среза фартука окантовочным швом.
4.Обработка боковых и нижнего срезов нижней части фартука окантовочным швом.
5.Обработка боковых срезов фартука с одновременным изготовлением пояса и бретелей из канта.
6.Влажно-тепловая обработка изделия.
8.3Салфетки и носовые платочки.
1.Выкроить из ткани платочки и салфетки по выбранным размерам .
2.Выполнить в углах платочков вышивку.
3.Заметать края платочков и салфеток ( шов 0,5-0,7 см), вырезая в углах излишки ткани.
4. Прострочить фигурной строчкой заметанный край.
5.Удалить нитки сметывания.
6.ВТО.
9. Себестоимость
В стоимость фартука, салфетки и носового платочка должны войти стоимость ткани и ниток. В нашем проекте ткань мы не приобретали и за нее не платили, а вот нитки мы купили, каждый принес по катушке ниток по 15 рублей, но и их мы израсходовали не все.
10.Выводы.
Изделия наши, мы считаем, в основном соответствуют всем требованиям, которые к ним предъявлены. Есть недочеты по качеству вышивки, мы ведь еще молодые специалисты и нам еще надо совершенствовать свои навыки. Но главное, что мы хотели сделать своим проектом, это заразить других, делать добро просто и бескорыстно.
Дающая рука не оскудеет.
Поверьте, это счастье – отдавать.
Пусть ваша доброта другого греет.
Нам вместе радость мира созидать!
Приложение
Некоторые из наших работ
Литература.
1. Володина, Е.Д., Суслина, В.Ю. Технология // Предметные недели в школе. - «Учитель», 2008 – 155 с.
2. Мелехина, С.И. Развитие познавательной активности школьников в проектной деятельности // С.И. Мелехина. - Школа и производство, 2006 – №1, 80 с.
3. Морозова, Л.Н., Кравченко, Н.Г. Технология // Проектная деятельность учащихся. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко. - «Учитель», 2008 – 203 с.
4. Павлова, М., В., Пит, Дж. Проектный подход в обучении технологии (из опыта английской школы) // М. Павлова, Дж. Пит. - Школа и производство, 2003 – №2, 80с.
5. Перова, Е.Н. Уроки по курсу «Технология» 5 – 9 класс// Е.Н. Перова. - М.: «5 за знания», 2006 – 203с.
6. Петрукевич, О.А. Проектированию надо учить // О.А. Петрукевич. -Школа и производство, 2003 – 80с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.