Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности
Оценка 4.9

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Оценка 4.9
Конкурсы
docx
воспитательная работа
3 кл
06.11.2017
Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности
Цель проекта: методическая поддержка по внедрению регионального компонента для реализации идейно-патриотического и гражданского воспитания учащихся начальных классов. Задачи проекта. · Дать знания детям о Донбассе, о городах родного края: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае. · Познакомить с именами тех, кто основал и прославил Донбасс. · Расширить знания детей о флоре и фауне Донбасса. · Познакомить с культурой и традициями Донбасса. · Пробудить в детях чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям. · Формировать экологическую культуру у детей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды. · Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
ПРОЕКТ ИСТОКИ.docx
Работа участника Республиканского конкурса педагогических проектов по патриотическому воспитанию школьников «Донбасс – наш общий дом» Донецкая специализированная физико-математическая школа №17 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Краеведение как средство личности патриотического и гражданского воспитания Автор проекта: Учитель начальных классов высшей квалификационной категории, учитель- методист, Отличник образования Украины, Заслуженный учитель Украины ЕФРЕМОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА Заявка участника конкурса педагогических проектов по патриотическому воспитанию школьников «Донбасс – наш общий дом» 1 Фамилия, имя, отчество участника  Ефремова Наталья Владимировна  (участников) 2 Город/район 3 Место работы г.Донецк  Донецкая специализированная физико­ математическая школа №17 4 Должность (должности) Учитель начальных классов 5 Квалификационная категория  Высшая 6 Педагогическое звание 7 Номинация конкурса 8 Название (тема) проекта  Заслуженный учитель Украины, Отличник  образования Украины, учитель­методист  «Патриотическое воспитание в  общеобразовательном учебном заведении» «Краеведение как средство  патриотического и гражданского  воспитания личности»  9 Полный почтовый адрес (с индексом)  участника (участников) конкурса  Ул.Черниговская, д.6­А, кв.73, г.Донецк,  83063 10 Электронный адрес участника   [email protected] (участников) 11 Контактный телефон 12 Подтверждение разрешения на  использование персональных данных   13 Дополнительная информация об  участнике (участниках)  095­862­88­74 Разрешаю  Победитель Всеукраинского конкурса  педагогических проектов «Здоровая  планета – здоровый ты» Лауреат Всеукраинского конкурса  «Учитель года­2006» Лауреат Всеукраинского конкурса  «Учитель­новатор» Победитель городского конкурса  «Подарок первоклассника», книга «Лесная  школа» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оное есть постыдное  малодушие.  (А.С. Пушкин) 1. Введение. Родной край ­ это не только географическое образование. Это то общее, что объединяет людей   разных   национальностей   в   единую   территориальную   общность,   делает   его   жителей представителями   единого   округа   ­   горожанами,   односельчанами.   Любовь   к   Родине,   чувство ответственности за судьбу родного края, потребность в "нравственной осёдлости" (Д.С.Лихачёв) не возникают сами по себе, а воспитываются на общечеловеческой и гуманистической основе с помощью собранных краеведческих ресурсов и средств.  Одним из эффективных средств формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных жителей Донбасса в общественную жизнь является краеведческая работа.  В этой связи хотелось бы отметить несколько социокультурных аспектов необходимости развития краеведческой работы.  Краеведение ­ это просветительство. Богатая история и современная жизнь малой родины позволяют и даже требуют её досконального изучения и пропаганды всего, что связано с историей, литературой родного края.  Краеведение   ­   это   связующая   нить   времён.  Многие   события,   имена   ­   всё,   казавшееся совсем недавно забытым, безвестным, канувшим в Лету, воссоединяется с современностью, говорит мудро и просто.  Краеведение ­ это важнейший фактор образования подрастающего поколения. Велик образовательно­воспитательный   потенциал   народного  наследия.  Огромное   положительное влияние   оказывает   краеведение   на   пробуждение   в   душах   людей   патриотических   чувств, интереса и уважения к историческому прошлому Родины, любви к родному краю.   Краеведение ­ источник социокультурной интеграции. Изучая историю, дети пристально и с любовью вглядываются  в свой отчий дом, в родной город, деревню, посёлок, в жизнь дорогих  и  близких  ему людей,  осознают  причастность  своей  "малой  родины"  к великой истории человечества.  Также   велика  значимость   краеведения   в   экологическом   воспитании  подрастающего поколения.  Изучение   истории   родного  края  формирует  чувство  и   понимание  природной среды, с которой взаимодействует человек. Решение данных проблем способно сплотить жителей региона для возрождения и сохранения национальных, этнических, языковых традиций малой родины. 2. Актуальность проблемы   Реформирование   современного   общества,   модернизация   государственной   власти,   новые геополитические реальности настоятельно требуют реструктуризации системы образования подрастающего   поколения,   которая   должна   быть   направлена   на   формирование   активной гражданской   позиции,   патриотизма,   воспитание   социально   зрелого   поколения   Донбасса. Необходимое   нам   сегодня   возрождение   духовности   возможно   только   при   условии глубочайшего изучения прошлого своей малой родины. Героический период в жизни Донецкого региона, народа, живая связь поколений позволяют детям по­новому взглянуть на историю Донбасса, прикоснуться к истокам её национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию.   Именно   сегодня   нравственная   направленность   всего   процесса   образования   актуальна   и затребована, так как возникло противоречие между уровнем "обученности" подрастающего поколения и качеством его гражданской и нравственной воспитанности, уровнем социальной культуры. А культура, по мнению Д.С. Лихачёва, "как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней".  3. Цели и задачи проекта. Цель   проекта:   методическая   поддержка     по   внедрению   регионального   компонента     для реализации идейно­патриотического и гражданского воспитания учащихся начальных классов. Задачи проекта. ∙   Дать   знания   детям   о   Донбассе,   о   городах   родного   края:   история,   символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае. ∙   Познакомить с именами тех, кто основал и прославил Донбасс. ∙   Расширить знания детей о флоре и фауне Донбасса. ∙   Познакомить с культурой и традициями Донбасса. ∙   Пробудить в детях чувство любви к своему  краю, уважение к его традициям и обычаям. ∙   Формировать экологическую культуру у детей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды. ∙   Создать   условия   для   восприятия   сведений   об   историческом   прошлом   и   культурном облике родного края. 4. Участники проекта.  Учащиеся 3­В класса ДСФМШ№17;  Учителя начальных классов;  Родители школы. 5. Описание проекта: стратегия и механизм достижения цели. Механизм реализации проекта: Активизация поисковой и учебно­исследовательской деятельности учащихся: ­ изучение легенд о родном крае и произведений И.Костыри; ­ проведение виртуальных экскурсий к памятным местам Донбасса; ­ обобщение полученных знаний на основе межпредметных связей; ­ создание мультимедийного сопровождения уроков «Я в мире»; ­ распространение опыта на сайте http://moideti.ucoz.ru/ ; ­ создание книги «Истоки: рассказы о Донбассе»; ­ презентация книги «Истоки: рассказы о Донбассе» на телемосте Донецк­Барнаул; ­   поиск   спонсоров   для   распечатки   книги   с   целью   использования   её   в   работе   учителей начальных классов. 6. Рабочий план реализации проекта. № 1. Этапы Организационно­ подготовительный (август). Этапы проекта Содержание работы 1. Обоснование   актуальности   темы,   мотивация   ее выбора. 2. Определение цели и задач проекта.  3. Подбор литературы, пособий, атрибутов. 4. Составление мероприятий. тематического     планирования 2. 3. 4 Аналитический (сентябрь) Практический (октярь­май) Итоговый (май) 5. Наличие   у   участников   проекта   четкого представления   о   необходимости   внесения изменений   в   воспитательно­образовательный процесс.  6. Дистанционное общение на форуме классного сайта «Мои дети» http://moideti.ucoz.ru/  1. Разработка цикла занятий по темам плана. 2. Деятельность   в   соответствии   с   тематическим планированием.  3. Организация   творческой   деятельности  учителей, детей и родителей. Работа согласно Учебно­тематического плана (см.ниже) (Организация открытых занятий, совместных экскурсий и мероприятий,   проведение   фотовыставки   и   конкурсов рисунков). 1. Обобщение результатов работы.  2. Анализ деятельности.  3. Презентация книги «Истоки. Рассказы о Донбассе». 4. Удовлетворенность всех участников результатами. 5. Сопоставление   имеющихся   результатов   с прогнозируемыми. Учебно­тематический план № Раздел плана, темы  1  Край, в котором мы  живем. Кол­во  часов 4 октябрь Тема  занятия  1. Мой город на карте.  3. Достопримечательности  нашего  края.      (Виртуальная  экскурсия) 4. Конкурс  рисунков «Мой родной край» 2 Природа своей  4 1. Деревья, кустарники, травы  своей 4 5 6 8 местности. ноябрь Животный мир Донбасса 4 декабрь Водоёмы нашего края Народная музыка нашего  края.  Произведения Донецких  писателей и поэтов. 3 январь 2 февраль В гостях у народных  умельцев.  Промышленность  Донбасса. 2 март 2 март Население нашего  района.  3 апрель местности. 2. Травы вдоль дорог: подорожник, крапива,  одуванчик, полынь. 3. О  чём говорят  названия  растений? 4. Экскурсия «Живая  природа родного края».   1. Животный мир наших лесов. 2. Птицы Донбасса. (Экскурсия  в Донецкий краеведческий музей) 3. Перелетные  птицы. 4.Насекомые  нашего  края.  5. Красная книга нашего края. 1.Реки  и озёра Донбасса. 2. Легенды о водоёмах Донбасса  3.Животный  и растительный  мир водоёмов. 1. Гимн  республики. Песни о нашем крае.  Создание гимна школы. 2. Великие певцы и композиторы Донбасса. 3. Поэты Донбасса. 4. Читаем стихи о родном крае. 5. Я пробую сочинять. Мои первые строки о  родном крае. 6. Литературная гостиная (б­ка им.Кирова) 1.Экскурсия в парк кованых фигур 2.Выставка «Золотые руки наших  мам и  бабушек» 1. Исторический альманах «От Юзовки к  Донецку» 2. Чтение произведений И. Костыри о  Донбассе. 1. Народности нашего края их особенности:  язык, культура, праздники, обычаи. 2. Национальная одежда, украшения  народов  нашего края. 3. Знаменитые земляки. 4. Памятники людям, прославившим Донбасс  (выставка фотографий) 5. Игры народов нашего края. 6. Телемост Донецк­Барнаул «Дети  братских народов, мы мечтою о мире  живём!», на котором состоялась презентация  книги «Истоки: рассказы о Донбассе». 11 Тропинками истории 6 Май 1. Встреча с ветеранами ВОВ 2. Литературный журнал «Дети войны» 3. Торжественное мероприятие,  посвящённое 70­летию Великой Победы «Донбасс никто не ставил на колени» 4. Виртуальная экскурсия «Саур могила.  Вчера, сегодня, завтра» 5. Составление письма ветерану. 6. Сочинение «Что я знаю о войне» 7. Участие в Акции «Бессмертный полк» Итого: 30 7. Прогнозируемые результаты реализации проекта. Ожидаемые результаты По окончании изучения курса обучающиеся должны: знать      пространственное расположение Донбасса и своего населенного пункта; основные географические  и природные объекты родного края; символику своего региона; названия   растений  и животных Донбасса, растения и животных, занесённых в Красную книгу Украины; основные культурные и исторические памятники региона; особенности промышленности и сельского хозяйства Донбасса; исторические моменты прошлого и настоящего.    определять   месторасположение  Донбасса на карте; уметь     вести наблюдения, поиск, сбор и описание объектов своей местности; вести элементы исследовательской деятельности по изучению родного края; подготовить презентацию по своей тематике. 8. Оценка эффективности проекта (критерии, методы оценки). Для оценки эффективности проекта использовались контрольно­измерительные материалы и критерии оценивания для уроков «Я в мире». При проведении анкетирования обучающихся оценивался уровень владения материала, раскрытие темы, качество оформления, культура преподнесения материала. Его итоги таковы (оценка производилась по 5­бальной системе) Уровни Родной край на Экскурсия в Высокий Достаточный Средний Низкий карте 74% 26% ­ ­ природу 62,5% 33,5% 4% ­ Страницы истории 69,6% 30,4% ­ ­ Жители Донбасса 87% 13% ­ ­ 9. Оценка рисков и мероприятия по их минимизации Риски Пути преодоления Проповедь любви к родному краю и реальное отношение к личности. Создание ситуации востребованности детских социально значимых проектов, созидательной Пассивность обучающихся.   определённой   группы Полярность   эмоций:   гуманному   чувству любви   к   родному   краю   противостоит нежелание понимать существующее состояние войны на Донбассе. Невозможность   осуществить   экскурсионную деятельность   из­за   пропускной   системы   на Донбассе. Недостаточная   активность   родительской общественности   по   развитию   связей   с предприятиями   и   организациями,   которые могли бы внести свой вклад в развитие данной идеи. деятельности Формирование   деятельностного   характера: желание   приносить   пользу   обществу, стремление   к   его   улучшению   и   т.п.   Показ причастности земляков, их предков к великим историческим   событиям.   Постепенное включение их в число союзников. Развитие умения анализировать исторические события, жизненные ситуации, видеть суть и выражать своё  собственное мнение. Создание   виртуальных   экскурсий   с использованием   ресурсов   интернета   и мультимедийного проектора. Система   творческих   и   интеллектуальных конкурсов   разного   уровня   сложности   для обучающихся.   Система   материального   и морального стимулирования. 10.Дальнейшее развитие проекта.  Распространение книги «Истоки: рассказы о Донбассе» для использования на уроках  Окружающий мир в начальной школе.  Продолжение разработки материала для пособия по краеведению для учащихся 5­7  классов. 11.Система контроля за ходом реализации проекта.  Контроль   качества   —   отслеживание   конкретных   результатов   проекта   для определения их соответствия установленным стандартам и принятие необходимых мер по устранению причин, приводящих к нарушению качества.  Контроль изменений — координация изменений по проекту в целом. 12.Заключительные   положения   (официальный   сайт   проекта,   освещение   в СМИ и пр.).    http://moideti.ucoz.ru/index/kraevedenie/0­38 ­ сайт класса, материалы проекта http://deti17.ucoz.ru/blog/ ­ сайт школы, материалы политинформаций http://info­vb.ru/news/2015/04/16/vb­altaiskie­shkolniki­v­ramkah­telemosta­svyazalis­s­ doneckom  ­   освещение   телемоста   Донецк­Барнаул   «Дети   братских   народов,   мы мечтою   о   мире   живём!»,   на   котором   состоялась   презентация   книги   «Истоки: рассказы о Донбассе». Вывод Краеведение   является   результатом   совместной   деятельности   ученика   и   учителя,   носит творческий характер. Оно помогает воспитанию в душе у ребёнка с самого раннего возраста любви   к   Родине,   чувству   красоты,   формированию   познавательного   интереса,   развитию способностей,   эстетического   вкуса,   устойчивых   нравственных   принципов.   Краеведение способствует выработке активной жизненной позиции у детей, нацеливает их на общественно­ полезную работу, прежде всего по охране, пропаганде памятников истории и культуры своей области, своего района, своего города.  Ни   у   кого   не   вызывает   сомнений   утверждение,   что   необходимое   нашей   молодой республике   возрождение   духовности   возможно   только   при   условии   глубочайшего   изучения истории всего Донецкого края! Источники: 1. Донбас заповідний. Науково­інформаційний довідник­атлас/ під загальною редакцією  С.С.Куруленка,С.В.Третьякова // Донецьк: «Державний екологічний інститут Мінприроди  України», 2008.; 2. Донеччина. Долаючи час і простір // Донбас. – 2010; 3. Донбас: з минулого в майбутнє // Донецьк: «Люкс­прінт». – 2011; 4. Донеччина. Перехрестя цивілізацій. Кн. 1 / Упорядн. В.І.Мозговий. – Донецьк: Діапринт,  2007; 5. Доценко Ю. Якби каміння говорило… //Донеччина. – 2009; 6. Иванов А. Донбасс легендарный… // Донецкий кряж. – 2006; 7. Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004; 8. Лебедев С.В.Донбасс: этническая история, Русская народная линия. Ассоциация Украины с  ЕС и мятеж евроинтеграторов / 14.03.2014; 9. Луковенко С. Ковалиха: Легенди та бувальщини землі Донецької // Донеччина. – 2005; 10. Оліфіренко В. Донеччина в усній народній творчості // Донбас. – 1993; 11. Памятники природы Донеччины: Путеводитель / Р.Г.Синельщиков, С.П.Попов, Д.С.Ивашин.  – Донецк: Донбасс, 1979; 12. Песни и сказы Донбасса. – Донбасс,1960; 13. Самойленко Е.Н. История Украины: Курс лекций. – К., 2004; 14. Стёпкин В.П., Гергель В.И. Полная история Донецка. Донецк: Апекс, 2008; 15. Шептуха В. Дума про Святі гори // Світлиця: Додаток до Донеччини. – 2003; 16. Шубин: Російський фольклор Донбасу // Донбас. – 1994. – № 1­6; 17.  Янко М. Віддана дружба: Легенди Донеччини // Українська культура.  Интернет ресурсы: 1. http://repera.io.ua/  – Родной Донецк; 2. http://donlad.at.ua/ – Всё о Донецке; 3. http://labirint­club.com.ua/ – ПВД Донецкая область; 4. http://donpatriot.ru/ – патриот Донбасса; 5. http://detecddonetsk.com.ua/ – Интересно о Донецке; 6. http://ruskline.ru/analitika – Донбасс, этническая история; 7. http://www.donjetsk.com/ – Донецкие летописи; 8. http://metodportal.com/node/23997 – «Врагу не покорившийся Донбасс»; 9. http://enakievets.info/publ/donbass_ehto_my/istorija_donbassa/19 – Енакиево, как на  ладони; 10. http://donbassrus.livejournal.com/1013611.html – История названий Донбасса. 11. http://viperson.ru/  Мациевская Г.А. Краеведение. Информационная карта проекта 1. Название проекта: «Краеведение как средство патриотического и гражданского  воспитания личности» 2. Автор проекта: Ефремова Наталья Владимировна, учитель начальных классов  ДСФМШ №17. 3. Рецензент книги «Истоки: рассказы о Донбассе» : канд. филол. наук, доцент Майборода  Наталья Викторовна, член Донецкой областной организации Национального союза  краеведов Украины. 4. Номинация, по которой представляется проект: «Патриотическое воспитание в  общеобразовательном учебном заведении (учреждении дополнительного  образования)» 5. Актуальность и социальная значимость проекта:   Реформирование современного общества, модернизация государственной власти, новые   геополитические   реальности   настоятельно   требуют   реструктуризации системы образования подрастающего поколения, которая должна быть направлена на   формирование   активной   гражданской   позиции,   патриотизма,   воспитание социально зрелого поколения Донбасса.   Необходимое нашей республике возрождение духовности возможно только при  условии глубочайшего изучения прошлого своей малой родины. Героический период в жизни донецкого региона, народа, живая связь поколений позволяют   детям   по­новому   взглянуть   на   историю   Донбасса,   прикоснуться   к истокам  её  национальной  гордости,  помогают формировать у  них  собственную гражданскую позицию.  6. Цель проекта: методическая поддержка  по внедрению регионального компонента  для  реализации идейно­патриотического и гражданского воспитания учащихся начальных  классов. 7. Задачи проекта: ∙   Дать знания детям о Донбассе, о городах родного края: история, символика,  достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в  крае. ∙   Познакомить с именами тех, кто основал и прославил Донбасс. ∙   Расширить знания детей о флоре и фауне Донбасса. ∙   Познакомить с культурой и традициями Донбасса. ∙   Пробудить в детях чувство любви к своему  краю, уважение к его традициям и обычаям. ∙   Формировать экологическую культуру у детей, желание принимать участие в проведении  мероприятий по охране окружающей среды. ∙   Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном  облике родного края. 8. Тип проекта: Информационно­творческий. 9. География проекта: Донецкая специализированная школа №17, Ждановская ОШ №2,  гимназия №40 (г. Барнаул),  другие школы ДНР. 10. Участники проекта: учащиеся 3­В класса ДСФМШ №17, родители класса. 11. Сроки реализации проекта: Долгосрочный проект (август 2014 – май 2015 г.г.) 12. Краткое содержание проекта:  Список тем,  выбранных детьми, для проекта.  История моего края.  Символика Донбасса.  Поверхность моего края.  Водоёмы моего края.  Полезные ископаемые моего края.  Растительный мир Донбасса.  Животный мир моего края.  Животные моего края, занесённые в «Красную книгу».  Сельское хозяйство в моём крае.  Растениеводство.  Отрасли животноводства.   Промышленность орловской области.  Люди, каких профессий работают в моём крае.  Народные промыслы Донбасса.  Чем славится мой край.  Кто прославил мой край.  Памятные места Донбасса.  Достопримечательности  моего края.  Храмы города Донецка. Заповедники и заказники Донбасса. Групповая   работа   по   темам   прививает   культуру   умственного   труда,   готовит   ребят   к дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности, повышает сознательность и прочность усвоения краеведческих и исторических знаний. Дети знакомятся с методами исторической   науки,   учатся   логике   доказательств,   занимаются   архивной,   музейной, библиотечной работой. 13. Ресурсы имеющиеся: печатные (школьная библиотека, детская библиотека им. Кирова), ресурсы интернет. Ресурсы   необходимые:  финансирование   тиражирования   книги   «Истоки:   рассказы   о Донбассе». 14. Ожидаемый результат: Умение   в   освещении   каждой   проблемы   найти   повод   сказать   о   любви   к   своей   малой родине.  15. Краткое описание опыта реализации проекта (при наличии).  Организационно­подготовительный  1. (август).   Обоснование   актуальности   темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов.   Составление   тематического   планирования   мероприятий.   Наличие   у участников   проекта   четкого   представления   о   необходимости   внесения   изменений   в воспитательно­образовательный процесс. Дистанционное общение на форуме классного сайта «Мои дети» http://moideti.ucoz.ru/  2.  Аналитический  (сентябрь­октябрь).   Разработка   цикла   занятий   по   темам   плана. Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Организация творческой деятельностиучителей , детей и родителей. 3. Практический (ноябрь­апрель). Организация открытых занятий, совместных экскурсий и мероприятий, проведение фотовыставки и конкурсов рисунков. (май)   Обобщение   результатов   работы.   Анализ   деятельности. 4.Заключительный  Презентация книги «Истоки. Рассказы о Донбассе». Удовлетворенность всех участников результатами. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми. ФОТОМАТЕРИАЛЫ ПРОЕКТА                  Выставка рисунков                             «Мой город» Фотовыставка «Улицы нашего города» «О чем рассказали старые фото?»                                                                                                                                                                                                                                «Мы вместе!» Литературный журнал. Донецкие поэты и школьники на встрече с ветераном ВОВ  С.В.Тарновским.                                                                                                                 Классный час «Твои освободители,                                                                                                                                                             Донбасс» «                 «Масленица» (традиции нашего края) Экскурсия «Улицы родного города» «Пальма Мерцалова»                                                                          Телемост Донецк­Барнаул «дети братских                                                                            народов, мы мечтою о мире живём» Литературный журнал о творчестве Донецких авторов (б­ка им.Кирова)

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности

Проект. Краеведение как средство патриотического и гражданского воспитания личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017