Проект "Куклы бывают разные" (1 класс)

  • Занимательные материалы
  • Исследовательские работы
  • Лабораторные работы
  • Презентации учебные
  • docx
  • 01.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала разработка проекта.docx
МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №1» Учитель Билоконная Людмила Сергеевна Групповой проект в 1 «В»  классе  Тема: "Куклы бывают разные" Актуальность работы состоит в том, что: кукла является отражением жизни русского народа. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. И сегодня интерес к кукле не угас, но сохранилось прежнее назначение куклы или нет, нам предстоит узнать в ходе нашего исследования. .   I.Введение.    Игрушки – приятное воспоминание о раннем детстве. Давайте сегодня вместе с гостями погрузимся в мир детства, поговорим о наших любимых игрушках ­ о  куклах. Посмотрите сколько их у нас! В наше время на прилавках магазинов  можно увидеть много  красивых  ярких кукол.  Каждая кукла индивидуальна  в своем роде, у нее своя история. Куклы сопровождают нас всю жизнь.  В  детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Куклы развлекают,  поучают, воспитывают, украшают дом, служат хорошим подарком, а кто­то  еще  и коллекционирует кукол. Проходил урока технологии по изготовлению   кукол из ниток.  Мы говорили  о  любимых игрушках.  На классный  час мы принесли из дома свои любимые  куклы, рассказали, откуда они у нас появились, как мы  играем. Вот что  написали девочки «Из всех игрушек моя любимая ­ это кукла. Её зовут Стелла. Она  очень красивая. У неё добрые синие глазки. Волосы длинные, золотистые. Для куклы  у меня есть разные платья и сарафаны, юбочки и колготки. Даже обувь можно  менять с летней на зимнюю. Я люблю наряжать свою куклу в красивые одёжки. Для  неё я сама сделала красивые бусы. Я очень люблю свою куклу. Стелла для меня  больше чем игрушка!» Организовали выставку рисунков «Моя кукла», организовали мастерскую  «Наряды для бумажных кукол». А еще мы  заинтересовались, а  какие куклы  были раньше, во что  играли дети в далеком прошлом. Взяли интервью у родителей, бабушек. Вспомнили правила бережного отношения к игрушке.Объект данного исследования: кукла Предмет: роль куклы в жизни человека Цель проекта  — проследить историю возникновения и назначение кукол,  пробудить интерес к русской культуре и традиционной народной кукле. Задачи проекта:  ­ провести анкетирование среди учащихся нашего класса; ­найти  информацию по теме проекта; ­ изучить  историю возникновения народной куклы; ­ изучить виды кукол; ­ научиться изготавливать куклу; Методы  исследования: -знакомство с источниками информации по данной теме;  ­анализ собранных иллюстраций кукол;   ­анализ представлений о народной кукле у учащихся нашего  класса;  ­анализ анкетирования учащихся при помощи вопросов; ­обобщение; ­ практическая  работа; Предполагаемый результат работы :      Повышение  интереса к русской народной кукле Повышение  познавательной активности детей Активизация словарного запаса детей Изготовленные куклы­оберега Презентация  проекта Глава 1. Что же такое кукла? 1. Результаты анкетирования. Нам хотелось выяснить  среди ребят нашего класса следующее: ­ Что такое кукла? ­Есть ли дома кукла? ­ Какие  бывают куклы? ­Какие куклы были раньше? Результаты анкетирования показали, что из 23 ребят нашего класса   23 уч. имеют представление о кукле как игрушка для девочек.  20 чел.  имеют дома куклы (есть сестренки) 8 чел. знают какие  бывают куклы  5 чел. имеют представления о первых куклах .  2. Ответим на вопрос: «А что же такое кукла?»  Кукла ­ это детская игрушка в виде фигурки человека. Русское слово  «кукла» родственно греческому «киклос» и означает что­то свернутое,например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали  и завертывали, играя в дочки­матери.  А в словаре Даля «кукла» ­ это сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева  подобие человека, а иногда и животного. Куклу можно назвать самой лучшей и преданной подружкой. Такая подруга  никогда тебя не осудит и не откроет твою самую сокровенную тайну. А еще  куклу можно обнять, поделиться с ней своими радостями или печалями.  Кукла ­ первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно  юной. Возраст древнейшей на земле куклы более 4 тысяч лет! Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменная его спутница.  Кукла  не рождается сама: ее создает человек. Кукла ­ посредник между миром детства  и миром взрослых.   Вспомните, когда вы были маленькими, вам не казалось, что когда наступает  ночь и все люди засыпают, игрушки оживают и живут своей кукольной жизнью?  А давайте проверим, может это действительно так?  3.Инсценирование (клип «Колыбельная», выходят куклы) 1 кукла: ­Наконец­то все угомонились. 2 кукла: ­Ой, а что это за старая корзина? 1 кукла: ­Я видела, как хозяйка сегодня днем принесла эту корзину с чердака. 3 кукла: ­Апчхи­апчхи. Как здесь красиво! Где это я? 1 кукла: ­Ты кто? 3 кукла: ­Я ­ кукла. 2 кукла: ­Ха­ха­ха. Какая ты смешная. Разве такие куклы бывают? Вот мы  куклы! Посмотри, какие мы новые, нарядные и красивые. А ты откуда такая  взялась, что­то мы тебя раньше здесь не видели? 3 кукла: ­Конечно не видели. Знаете, сколько лет я пролежала на чердаке в этой  корзине? Вас еще и на свете не было, когда появилась я. Между прочим, я ваша  бабушка и вы должны меня уважать. 1 кукла: ­Какая это бабушка? Ишь что придумала. 3 кукла: ­Ничего я не придумала, мной играли бабушки ваших хозяек. 2 кукла: ­Вот насмешила. Да разве бабушки играют в куклы? 3 кукла: ­Какие же вы глупенькие! Когда­то давным­давно бабушки тоже были  маленькими девочками и играли в куклы. 1 кукла: ­Ну и играли бы с нами. 3 кукла: ­Но ведь сначала появилась я. Придется рассказать вам, как появились  первые куклы. Итак, кукольная история. II. Проектная деятельность II.1. История тряпичной куклы Самые первые куклы были из золы и воды. Их смешивали и скатывали в  шарик: такая кукла называлась "баба", передавалась от бабушки к внучке. Когдаженщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и  делала куклу. Тряпичные куклы шили из ткани и наполняли разными мягкими  материалами. А когда дети подрастали, то начинали делать их сами. Их   бережно хранили в корзине, в коробах, а некоторые хранили даже под  иконами и передавали из поколения в поколение. Считалось, что если девочка играет в куклы, то она будет хорошей мамой.  Русская кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и  фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и ее характер. Она  была индивидуальна и больше не повторялась. По ней судили о вкусе и  мастерстве хозяйки. В каждом доме кукол было очень много, до 100 штук.  Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье. II.2. Виды кукол. Куклы делятся на три группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Куклы – обереги    . Оберег –  волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей,   который носят на теле в качестве талисмана. Кукла Кувадка. Считалось, что если над кроваткой ребёнка висит Кувадка, то  она отгоняет злую силу. В богатых домах одежда кукол была из богатых  тканей, с вышивкой и украшениями.  Кукла­Ангелочек . В подарок на именины делали такую  куклу  и  вешали над  кроватью ребенка, оберегая его сон от злых помыслов. Ее можно было носить  с собой. Произносили такие слова: ПУСТЬ АНГЕЛ ТВОЙ ТЕБЯ ХРАНИТ, ЗДОРОВЬЕ ПУСТЬ ОБЕРЕГАЕТ, ПЕЧАЛЬ И ГОРЕ В ДАЛЬ БЕЖИТ, А СЧАСТЬЕ НИКОГДА НЕ ПОКИДАЕТ.  Кукла День и ночь ­ два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани,  другой – из светлой. Говорили: «День прошел, и Слава Богу, пусть же так же  пройдет ночь». Так мудрая и  задумчивая  куколка  следила, чтобы все легли  спать, чтобы все отдохнули и набрались сил. Кукла­травница «Кубышка» Оберег этот считался защитником дома от  болезней. В куклу закладывалось много лекарственных трав. И если помять  такую куклу руками, из трав выделяются эфирные масла.Обрядовые куклы Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в  красный угол. Они имели ритуальное назначение.  Чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку.  Кукла Купавка­ это кукла одного дня. "Купавка"давала  начало купаний.  Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно  использовали дерево – тонкий ствол берёзы.   Веснянка. Куклы – веснянки, перевязанные ленточкой, дополняют символику  этого праздника. Мастера начали изготавливать Матрёшки. Они  стала национальным  сувениром.  Шли подружки по дорожке. Было их немножко: Две Матрёны, три матрёшки И одна Матрёшечка. Матрёшка – замечательная игрушка. Собирая и разбивая матрёшку, дети  получают и усваивают первые знания о форме, величине, цвете, количестве.  Очень похожа на матрешку и другая кукла ­ неваляшка. До чего же милашка Кукла­неваляшка: Розовое личико, Губки – землянички, Глазки – огонёчки. Кружится, не падает, Ребятишек радует. Игровые куклы Игровые куклы для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые.   Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку  наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой  палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. Одна из кукол ­ Кукла Барыня. Она шилась девочками до 12 лет и была  экзаменом по шитью и рукоделию. Прошло много лет,  появились ­ глазастые куклы с детскими мордашками и  разными  именами. Их стало очень много,  почти все имеют длинные серебристыеволосы. Им можно делать разные причёски, косички и хвостики.  Можно  повязывать платок, надевать шапочку. Кукла может двигать руками и ногами.  Голова у неё поворачивается и глаза могут открываться и закрываться. А я настоящая кукла принцесса, всеми любимая Золушка. Я не капризная и  избалованная ленивица, а очень скромная, добрая  и отзывчивая  девушка. Со  мной можно придумывать разные истории, которые могут произойти с  Золушками.  Еще появились  новые, яркие, необычные красавицы. Их  звали Барби. Она тоже  похожа на настоящую девушку. У неё гнутся ноги и руки. Барби — самая  популярная кукла в мире. Сейчас  продаются журналы с нарисованными куклами и куча платьев из бумаги.  Мы тоже поиграли с такими куклами. На уроке изобразительного   искусства   создавали  наряды для своих кукол. Куклы из бумаги очень красивые,  изящные и легкие, их очень удобно хранить: достаточно положить их в  отдельную папку.  II.3. Авторские куклы (выставка кукол). Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре,  представляет собой плод длительного кропотливого труда. Предназначена  скорее для созерцания. Самая главная цель, которую должен преследовать автор  в создании куклы – это передача настроения. Авторская кукла имеет право быть  какой угодно, она не может быть только без эмоций, без чувств. В России  существует «Музей уникальной куклы»,  куда  попадают только авторские  работы. Современная авторская кукла может стать прекрасным пополнением  частной коллекции, украшением интерьера, а также великолепным оригинальным подарком! III этап – практическая деятельность. Технология изготовления куклы из  ниток. Правила работы в группах. Последовательность изготовления куклы из ниток.  Мастерить куклу нужно с добром и лаской, тогда она будет радовать и тебя и  всех окружающих Повторим план работы:  1. На картон большего наматываем нитки. Снимаем с картона. 2. Делаем заготовку меньшего размера, снимаем с картона.3. Перевязываем большую заготовку нитками, получим голову и туловище  куклы. 4. Перевязываем маленькую  заготовку с двух сторон, получим руки 5. Соединим заготовки 6. Обрежем низ платья и руки куклы. 7. Сделаем косички и прикрепим их к голове куклы. 8. Оценим изделие. IV. Рефлексия: Кому бы вы хотели их подарить? Что особенно вам  запомнилось? Узнавать новое – это всегда интересно! Делать игрушки – это всегда радостно! Изготавливать их своими руками – это всегда полезно! Дарить свои работы любимым – это всегда приятно! Дарить радость другим ­ это всегда значимо.  V.Вывод: В заключении сделали вывод, что во все времена люди играли в куклы, но у  каждого поколения она своя. Преимуществом народной куклы было ее быстрое  изготовление, она была индивидуальна и больше не повторялась. Преимущество  современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно помыть, расчесать и  переодевать в разную одежду. В наши дни делают кукол   разного пола, возраста.  Куклы встречают нас  в театре, в магазине. Они смотрят на нас с экранов   телевизоров. Куклы помогают  развиваться фантазии, учат общению,  воспитывают, приучают убирать дом, украшают его, служат объектом  коллекционирования. Итогом нашей работы стала коллекция самодельных кукол из ниток.   И уж если нам с вами довелось стать свидетелями ночной кукольной жизни,  давайте верить в то, что куклы, как и мы, все слышат и чувствуют, поэтому не  обижайте и не бросайте их никогда.  Мир меняется, но девочки играли, играют и всегда будут играть в куклы.  Я ­ кукла, нет во мне души, Все думают, что не жива я, Что не умею пережить, Что я немая и глухая. Я ­ кукла! ничего не знать ­ Вот мой удел и моя доля, Я не могу переживать И думать не могу я боле.. Я кукла, но во мне душа Живет и плачет ежечасно.Я внешне очень хороша, Но ведь душа еще прекрасней.