Актуальность проблемы: тематические проекты стоят в центре современного дошкольного образования, на мой взгляд, они интересны детям и дают почву для педагогов, позволяют в совместной деятельности с детьми развивать их познавательные интересы, поддерживать инициативу, развивать самостоятельность.
С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения мною совместно с детьми и членами их семей был разработан тематический проект «Морское обитатели».Проект основан на экспериментировании из снега. оказывается из снега можно многое сделать
Проект «Морские обитатели» гр.
Земляничка.
Подготовила:
Голубева Е.Г
Реализовали родители.Актуальность проблемы: тематические проекты стоят в центре
современного дошкольного образования, на мой взгляд, они интересны детям
и дают почву для педагогов, позволяют в совместной деятельности с детьми
развивать их познавательные интересы, поддерживать инициативу, развивать
самостоятельность.
С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания
экологически грамотного поведения мною совместно с детьми и членами их
семей был разработан тематический проект «Морское обитатели».
Цель проекта: поддержание детской инициативы и познавательного интереса
по тематическому проекту о море, его описанию, обитателям, создание
условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных
и творческих способностей детей в процессе реализации детских идей,
получение общего результата.
Ожидаемый результат: тематическая коробка, которая познакомит детей
морем, с жизнью морских обитателей и обогатит представление ребенка о
значении моря в жизни людей.
Задачи проекта:
1) Поддержать интерес детей и продолжать формировать у детей
представления о море, морских обитателях;
2) Подобрать материал о труде моряков на корабле, особенностях труда
морских профессий, слаженности в работе людей на судне;
3) Продолжать обогащать словарь, совершенствовать навыки речевого
общения;
4) Развивать творчество, воображение, фантазию;
5) Формировать желание пользоваться специальной терминологией о море и
морских профессиях;
6) Формировать навыки поисковой деятельности;
7) Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
8) Воспитывать бережное отношение к природе.
Объекты исследования: море, морские обитатели, морские профессии.
Результат:
Тематическая коробка «Морское путешествие» пополнилась материалами и
оборудованием по теме проекта.1) Дети овладели понятиями: «морские обитатели», «млекопитающие.
2) Дети узнали о некоторых особенностях строения тела морских обитателей
в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает),
способах маскировки, об уникальности каждого вида;
3) Дети познакомились с понятием взаимосвязи море морские обитатели
человек;
4) Члены семьи подготовили презентации о взаимосвязи деятельности
человека и окружающей среды;
5) В группе детей продолжали формироваться первоначальные навыки
экологически грамотного поведения в природе.
Вид проекта: тематический, групповой, исследовательский проект
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, члены семей
воспитанников, воспитатель,
Формы и методы работы: наблюдения, эксперименты, игры, подбор и
оформление загадок, чтение художественной литературы, рассматривание
презентаций, энциклопедий,, рисование, аппликация, оригами, лепка,
Продукты детской деятельности:
1) Совместные рисунки «В море рыбки и коньки»2) Коллекция «Морские
диковинки»
3) ) Книжкималышки «Обитатели морей»»
4) Совместные рисунки «В море рыбки и коньки»
5) Оригами «обитатели моря»
6) Книжкималышки «Обитатели морей»
7) фотографиии «Морские животные»
8) Презентация проекта «Морское путешествие»
9)Эксперементирование воды
Содержание тематическое проекта Морское путешествие»
1. Познавательное развитие
Тематические беседы:
«Сокровища морей»Цель: поддержать интерес детей и продолжать знакомство с сокровищами
морей: жемчугом и кораллами и их обитателях.
«Море в опасности!»
Цель: поддержать интерес к теме и выяснить, какие опасности грозят морю и
его обитателям, как помочь и спасти морских обитателей
«Тайны моря»
Цель: продолжать поддерживать интерес детей к теме и познакомить детей с
морскими растениями и их разнообразием.
«Раковины и ракушки»
Цель: продолжать поддерживать интерес детей к теме познакомить детей с
ракушками, их разнообразием и пользой для человека.
«Рыбы моря – кто они?»
Цель: продолжать поддерживать интерес детей к теме, расширить
представления о рыбах, продолжать развивать умение наблюдать,
анализировать, делать выводы, выражая их в речи, оформлять в виде книжек
самоделок
«Гроза океанов: большая белая акула, гигантская медуза – бойтесь
больших щупальцев»
Цель: познакомить с морскими животными, которые несут опасность людям.
«Кем быть?»
Цель: закреплять и пополнять знания о существующих в настоящее время
профессиях, связанных с море».
Интегрированная совместная деятельность:
«Морские чудеса».
Цель: закреплять первоначальные представления о морях и океанах;
формировать знания об обитателях морского дна; воспитывать эстетическое
отношение к природе; активизировать и обогащать словарь детей
существительными, прилагательными, глаголами.
«Моря бывают разные»
Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей.
Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое,
холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать
любознательность, речь, память.
«Путешествие по глубинам морского царя».
Цель: расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и
способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательныевопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.
«Чайка»
Цель: уточнить и расширить знания детей о чайке (внешний вид, сфера
обитания, питание, повадки, образ жизни); закрепить умение работать
ножницами и иголкой; развивать мышление, наблюдательность, мелкую
моторику; воспитывать экологическое мировоззрение, интерес к природе
родного края.
Экспериментирование:
«Окрашивание морской воды».
Материалы и оборудование: 2 стакана, соль, краситель.
Ход эксперимента:
1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.
2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой
краситель.
3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с
красителем.
Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода
более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А
водопроводная вода более легкая – поэтому она на поверхности.
«Вода и её свойства»
Цель: при помощи опыта показать детям свойства воды.
Задачи:
1. Приготовить насыщенный солевой раствор.
2. Проследить как ведет себя яйцо в воде и солевом растворе.
3. Сделать выводы о свойстве морской воды.
Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых
ложек соли.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее
в ней утонуть.
«Кристаллизация соли»
Цель: экспериментальным путем показать, как происходит кристаллизация
соли в природе.
Задачи:
1. Приготовить солевой раствор.
2. Проследить за кристаллизацией соли.художественной литературой:
3. Сделать выводы о том, как происходит кристаллизация соли в природе.
Материалы и оборудование: стеклянный стакан, соль, чайная ложка, палочка,
скрепка, шнурок.
Ход эксперимента:
1. В стакан налить воды и добавить 3 столовые ложки соли.
2. Размешать воду до полного растворения соли.
3. Положить скрепку, привязанную к деревянной палочке.
4. Стакан поставить на солнечное окно.
Вывод: кристаллизация происходит в насыщенном растворе при постепенном
испарении жидкости. Весь процесс происходит за 23 недели.
2. Речевое развитие
Пополнение книжного уголка
Цель: продолжать поддерживать интерес к теме и знакомить детей с новыми
изображениями морских обитателей в литературных произведениях.
П. П. Ершов «Конек – Горбунок»
М. Чубученко «Морские сказки».
Г. Косова «Азбука подводного мира»,
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
С. Сахарнов «Кто в море живёт?»,
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
Чудесная полочка с книжкамисаделками и рисунками детей о море и
морских обитателях
Цель: обобщать и систематизировать знания детей о море и морских
обитателях; развивать внимание, память.
Морской конёк
В море, в зарослях игривых,
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.
Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,Не зевай, глупышрачок:
От врага – один скачок. Г.Р. Лагздынь
Немного пословиц и поговорок о море:
Цель: закрепить умение детей запоминать пословицы и поговорки, понимать
смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать
связную речь, грамматический строй речи.
В море раз побудешь, век не забудешь.
В море дорог много.
Море шутить не любит.
Море кого любит, а кого губит.
Море любит смелых да умелых.
Перед морем все равны.
Учись, матрос,— капитаном будешь.
Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций:
Цель: показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать
связную речь
Рассматривание репродукций картин:
И.К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море»,
«Ураган на море»,
А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе»,
А. Боголюбов «Парусник в море»;
3. Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Угадай на ощупь»
Цель: учиться определять морских обитателей на ощупь с завязанными
глазами.
Ход игры: с завязанными глазами определить какой морской обитатель у тебя
в руках.
«Занимательное море»
Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов,
способствует развитию ассоциативной памяти.
Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их
обитания.«Зоологическое лото»
Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на
необходимые окошки своих карточек.
«Отгадай загадку»
Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать
умозаключения, анализировать.
Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети отгадав ее,
должны аргументировать свой ответ.
«Распутай путаницу»
Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского
лабиринта».
Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через
лабиринты.
Разные пазлы по теме «Подводный мир»
Цель: вызвать интерес к создаваемой картине, развивать мелкую моторику
рук, логику.
Ход игры: из мелких деталей собрать картину.
Подвижные игры:
«Море волнуется»
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских
фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская
фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто
первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает
фант.
«Водяной»
Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.
Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий в центре с завязанными глазами
должен определить кто перед ним стоит.
«Рыбак и рыбки»
Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и
выносливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными
участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и
описывала круги под ногами играющих. Участники«рыбки» должны
перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся
«рыбка» становится «рыбаком».«Водолаз»
Цель: закрепить название морских обитателей, учиться передавать
движениями их внешний вид и способы передвижения.
Ход игры: ведущий загадывает морское животное, а игроки должны
изобразить его. Кто интереснее изобразит становиться ведущим.
Сюжетно – ролевая игра:
«Путешествие на корабле»
Цель: дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе;
совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество,
воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников
морского флота.
«Подводная экспедиция»
Цель: создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут
быть использованы в игре. Побуждать к развертыванию сюжета.
«Аквалангисты»
Цель: познавательный интерес к обитателям морского дна, умение видеть
интересное и занимательное во время морской прогулки.
4. Продуктивная деятельность
Рисование:
«Морской пейзаж»
Цель: учиться при помощи акварельных красок передавать красоту морского
пейзажа.
«Золотая рыбка»
Цель: систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания.
Учить передавать данные знания в рисунке.
«Морские обитатели»
Цель: воспитывать любовь к окружающей природе, учить восхищаться этой
красотой, учить выражать свои знания в художественно – продуктивной
деятельности.
«Морское дно»
Цель: продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в
рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей
воображение и творчество.
Аппликация:
«Необычные рыбки»
Цель: развивать умение вырезать по контуру сложенную пополам бумагу,
дорисовывать необходимые детали фломастером.
«Рыбы в аквариуме»Цель: развивать цветовое восприятие; чувство композиции; умение
рассматривать и оценивать созданные изображения; упражнять в подборе
разных оттенков цвета; закреплять приемы вырезания и аккуратного
наклеивания создавать картину из геометрических фигур.
«Подводный пейзаж»
Цель: учиться работать с природными материалами и при помощи них
передавать красоту морского дна .
Берег морской
Цель: Закреплять у детей технические навыки аппликации путем нарезания и
приклеивание шерстяных ниток. Продолжать учить выстраивать композицию
рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире.
Развивать у детей воображение, творчество.
Лепка:
«Ракушки»
Цель: учить при помощи пластилина передавать внешний вид ракушки,
закрепляя знания детей о их внешнем виде.
«Морское дно» (пластилинография)
Цель: формировать у дошкольников представление о морских обитателях,
путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и лепки.
Оригами
«кит»
Цель: развивать творчество, умение внести оригинальность и
индивидуальность в выполняемую поделку.
«Теплоход»
Цель: Познакомить детей с новыми способами складывания бумаги. Развивать
творчество, умение внести оригинальность и индивидуальность в
выполняемую поделку.
«Рыбка»
Цель: закрепление умения складывать бумагу в нужном направлении;
закрепление внешнего строения рыб.
Заключение
По итогам реализации тематического проекта «Морское путешествие» была
проведена презентация для детей группы №11 «земляничка » и родителей,
организованы выставки детских работ.
В ходе осуществления проекта дети познакомились с морскими обитателями
и с тем, какое значение море имеет в жизни человека.В результате бесед, познавательных занятий совершенствовались навыки
речевого общения. Дети самостоятельно овладели основными понятиями
«морские обитатели», «моллюски», «кораллы», «млекопитающие», что так же
помогло их общению в ходе проекта.
У детей по результатам наблюдений появился интерес к труду моряков на
корабле и профессиях связанных с морем.
Знания, полученные самостоятельно в ходе проекта, ребята применяли во
время рисования, лепки, изготовления аппликации и оригами. Они научились
изображать внешнее строение рыбы, старались использовать ту цветовую
гамму, какую имеет животное в природе.
Родители вовлечены в образовательную деятельность и раду пополнять среду.
Для семьи были подобраны рекомендации о том, какие следует, соблюдать
меры предосторожности находясь с ребенком на воде (на море).
Таким образом, в ходе тематического проекта цель была достигнута.