ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
МОУ «ПОДБЕРЕЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛОКНЯНСКИЙ РАЙОН»
ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Прохорова Елена Анатольевна,
библиотекарь
МОУ «Подберезинская средняя
общеобразовательная школа»
2010 год
В современном процессе обучения всё большую популярность набирает метод проектов. Метод проектов – это инновационный способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Данный метод позволяет решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов включает в себя совокупность разнообразных приемов, творческих по своей сути.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
В принципе любой проект всегда требует творческого подхода. Проекты предполагают соответствующее оформление результатов. В данном случае необходимо договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, сочинение, праздник и т.п.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария праздника, плана сочинения, дизайна и рубрик газет, альбома и прочее.
В процессе работы над проектом у обучающихся формируются следующие умения:
· Видеть проблему;
· Самостоятельно ставить задачу;
· Анализировать, сравнивать, выбирать методы, наиболее приемлемые для работы;
· Подбирать литературу;
· Составлять библиографию;
· Готовить тезисы, рефераты;
· Выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории;
· Выслушивать других;
· Задавать вопросы по проблемам выступлений;
· С достоинством выходить из острых ситуаций.
Кроме всего вышеизложенного, проектная методика способствует повышению
эффективности учебного процесса; обучающиеся лучше усваивают полученные знания, а также, ученик самостоятельно может выбрать оптимальный набор информации, необходимый ему в процессе дальнейшего образования.
Воспитательное значение проектной деятельности очень велико: она позволяет развивать у подростков чувства товарищества, способствует сплочению классного коллектива, учит школьников бережно относиться к своему труду и труду товарищей. Положительный результат выполненного проекта содействует нравственному росту детей и является эмоциональным стимулом к дальнейшей деятельности.
Тема проекта: Моя библиотека школьника.
Дидактические цели:
1) развитие творческой и познавательной активности школьников;
2) развитие умений и навыков самостоятельной исследовательской работы;
3) формирование навыков работы в команде;
4) развитие и совершенствование умений планировать и реализовывать реальную проектную деятельность.
Методические задачи:
1) научить находить, обрабатывать и обобщать необходимую информацию;
2) совершенствовать умения и навыки применения компьютерных технологий;
3) развивать умения видеть проблему и намечать пути её решения;
4) научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.
Тип проекта: исследовательский, долгосрочный
Проблема: снижение интереса к чтению среди школьников.
Основополагающий вопрос: Какой должна быть школьная библиотека, чтобы прививать школьникам интерес к чтению?
Вопросы учебной темы:
- Что читают школьники разных возрастных групп?
- Для чего они читают?
- Какие книги должны стоять на полках в школьной библиотеке, чтобы ученики посещали её с удовольствием?
Основная идея: в ходе работы над проектом обучающиеся создают модель школьной библиотеки для разных возрастных групп школьников.
Способы организации работы:
1) работа организуется во внеурочное время;
2) обучающиеся работают под руководством библиотекаря.
Этапы работы:
1) формирование темы, целей проекта; распределение тем для исследования в ходе работы над проектом – 1 занятие
2) изучение читательских формуляров в школьной библиотеке; разработка анкет для обучающихся разных возрастных групп – 2 занятие;
3) изучение читательских интересов обучающихся при помощи анкетирования; анализ полученных в ходе анкетирования результатов; составление списков художественной литературы для библиотечки младшего школьника, библиотеки ученика среднего звена и библиотеки обучающихся старшей ступени обучения – 3-10 занятие;
4) подготовка презентаций участниками работы над проектом с результатами исследований – 11-12 занятия;
5) подготовка буклетов «Библиотека школьника…» - 13-15 занятия;
6) защита полученных материалов – 16 занятие.
Результаты выполнения:
1) диаграммы с результатами проведенных исследований (см. презентации обучающихся)
2) модели школьной библиотеки для разных возрастных групп обучающихся (си. буклеты обучающихся)
Материалы:
1) критерии оценивания презентации и буклета;
2) презентация библиотекаря «Создаем модель школьной библиотеки»;
3) презентации обучающихся с результатами проведенных исследований;
4) буклеты обучающихся «Библиотечка младшего школьника», «Библиотека ученика среднего звена», «Библиотека старшеклассника»;
5) анкеты для изучения читательских интересов школьников.
Дальнейшая работа:
1) Составление списков рекомендованной для чтения литературы для обучающихся разных возрастных групп;
2) Проведение в школьной библиотеке книжных выставок «Интересные книжки для девчонок и мальчишек» по возрастным группам;
3) Проведение обзоров художественной литературы по классам;
4) Проведение литературных игр для привлечения школьников к чтению.
Использованные источники:
1. Материалы журнала «Школьная библиотека»
2.www.school.edu.ru
3.www.BiblioFond.ru/
4.http: //festival.1september.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.