планирование работы по экологии на учебный год в средней группе.Цель проекта:
Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.
Задачи проекта:
- формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития
ребёнка детский сад № 19 города Ишима.
Проект по экологическому
воспитанию в
группе Гномики
«Наш дом –
природа».Воспитатели: В. А.
Гаврилова, Н.А.
Чуклеева
г. Ишим 2017
Паспорт проекта.
Тип проекта: познавательноисследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный (январь декабрь 2017)
Участники проекта: дети средней (старшей) группы, педагоги группы, родители.
Предмет исследования: природа
Актуальность темы: В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей
средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у
всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации
ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В это время у
ребёнка формируется отношение к миру людей и природы. Особенностью этого периода
является то, что он обеспечивает общее развитие, которое является фундаментом для
приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов
деятельности.
Цель проекта:
Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и
неживой природы.
Задачи проекта:
формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и
взаимозависимостей; развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный
мир;
воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и
эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
воспитывать основы гуманноценностного отношения детей к природе через понимание
ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных
объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Виды деятельности:
1. Организованные:
непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная,
интегрированная);
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в
природе.
2. Совместная деятельность:
– наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
– целевые прогулки;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание
иллюстраций в книгах, экологические сказки;
– рассматривание картин из жизни диких животных;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
– сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр.;
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории
юного исследователя;
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные);
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
– работа с календарями природы.
Перспективное планирование представляет собой цикл занятий по развитию экологических
знаний у детей среднего старшего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и
углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений,
бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы,просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по
учебной программе составляет 1 занятие в месяц.
Предполагаемый результат:
расширить и углубить знания и представления ребенка о природе;
развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;
формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;
воспитать бережное отношение к природе.
Результат проекта: Создание альбома «Секреты природы»: экспериментальная деятельность
с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки),
стихотворения, загадки, рассказы и сказки о природе. Просмотр презентации проекта:
«Секреты природы».
Перспективный план работы на 2017.
Месяц
Тема
Программное содержание Формы работы
Январь
«Наш дом
природа»
Февраль
«Путешествие
в зимний лес»
Формировать понятия о
неживой природе, как
факторе жизни всего
живого. Развивать
познавательный интерес
детей к природе, желание
активно изучать природный
мир. Воспитывать бережное
отношение к окружающей
природе
Формировать
представления детей о
жизни животных в
холодный период. Учить
распознавать следы лесных
обитателей на снегу
Воспитывать любовь и
сочувствие к животным.
1. Наблюдение на
экологической тропе
«Что такое природа?»
2. Дать понятие
живая, не живая
природа.
3. Беседа: «Дом –
жилище человека» и
«Дом природа»
4. Д/и «Природа – не
природа»
5. Внести календарь
природы.
1.Рассмотреть
иллюстрации «Лесные
животные»
2.Рассказать о жизни
диких животных в
лесу (чем питаются
животные зимой,
способыпередвижения, места
обитания)
2.Просмотр слайдов
«Следы лесных
обитателей на снегу»
Март
«Как солнце
жизнь
дает земле»
Уточнить роль солнца как
источника света и тепла в
жизни живых существ.
Развивать познавательный
интерес.
1. Чтение и
рассматривание
иллюстраций
«География для
малышей»
Апрель
«Огород
на окошке»
Май
«Лес»
Показать зависимость роста
растений от условий.
Закреплять представления
детей о потребности
растения в почве, воде,
свете, тепле. Воспитывать
ответственность.
Дать представление о том,
что в лесу растёт и кто
живёт. Учить распознавать
23 вида деревьев,
кустарников. Уточнить
сезонные изменения в
жизни растений.
Воспитывать у детей
любовь к природе.
Июнь
«Знакомство
детей с
почвой»
Уточнить представление
детей о почве как о верхнем
слое земли: «живая земля».
Июль
«Глина и
земля»
Почему нельзя загрязнять
почву. Воспитывать у детей
бережное отношение к
природе.
Познакомить детей с
природными материалами
земля, глина. Учить
сравнивать землю и глину.
2. Просмотр
мультфильма
«Краденое солнце»
1. Беседа «Что нужно
растению?»
2. Посадить лук,
петрушку.
3. Дальнейшие
наблюдение и уход.
1. Что такое лес?
2. Рассказ о том, что
растёт в лесу и кто
там живёт.
3. Рассматривание
иллюстраций «Лесные
животные»
4. Собирание
гербария.
1. Просмотреть
обучающий фильм
«География для
самых маленьких».
2. Беседа «почему
нельзя загрязнять
почву»
1. Рассказ о свойствах
земли и глины. Как
используются эти
природные
материалы.
2. Рассмотреть землю
и глину. Чем они
отличаются.Август
«Вода вокруг
нас»
Сентябр
ь
«Царство
грибов»
Формировать
представление детей о
значении воды в нашей
жизни, где, в каком виде
существует вода в
окружающей среде.
Воспитывать бережное
отношение к воде.
Познакомить детей с
грибами, где они растут.
Дать понятие съедобные,
несъедобные.
Побеседовать о пользе
грибов.
3. Совместно с детьми
посадить в землю
цветок (комнатное
растение).
Наблюдение за ним.
1. Просмотр слайдов
«Вода в окружающей
среде.
2. Рассказ о значении
воды в нашей жизни, о
необходимости
бережного
отношения к ней.
1. Рассмотреть
иллюстрации «Грибы»
2. Рассказ
воспитателя о грибах.
3. Рисование «Грибы»
Октябрь
«Перелётные
птицы»
Закреплять и расширять
представления о птицах:
дать представление о
перелетных
птицах. Показать связь птиц
со средой обитания.
1. Рассмотреть
иллюстрации птиц.
2. Беседа «Почему
птицы улетают в
тёплые края».
Ноябрь
«Воздух»
3. Просмотр
мультфильма о птицах
«Серая шейка».
4. На прогулке
организовать п/и
«Перелётные птицы».
1. Познакомить детей
с воздухом и его
свойствами,
способами его
обнаружения.
2. Рассказ «Значение
воздуха в жизни всего
живого
3. Игра – эксперимент
«Дуем – играем»
Воспитывать у детей
заботливое отношение к
птицам.
Формировать знания о
свойствах воздуха и
способами его
обнаружения. Уточнить
значение воздуха в жизни
человека и других живых
организмов. Развивать
познавательную актив
ность в процессе
экспериментирования.
Формировать навыки
проведения опытов,
способность сравнивать,
делать выводы.
Воспитывать бережноеДекабрь
«Растения
зимой»
1. Рассмотреть
иллюстрацию зимнего
пейзажа
2. Беседа «Для чего
растениям снег»
3. Наблюдение за
деревьями.
отношение к окр. среде.
Углублять знания детей о
сезонных изменениях в
природе, зависимость
изменений в живой природе
от изменений в неживой
природе. Развивать
познавательную активность
детей.
Закреплять разнообразие
видов растений в природе,
их характерные признаки,
названия. Доступно
объяснить детям, почему
растениям под снегом
теплее.
Список литературы:
1. Н.А. Рыжова. Я и природа: Учеб. метод. комплект по экологическому образованию
дошкольников. — М.: ЛИНКАПРЕСС, 1996,
с. 56, (Сер. «Наш дом — природа»).
2. Н.А. Рыжова «Волшебница вода».
3. С.Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой Педагогическое
общество России, Москва 2005.
3. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста:
Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2011. – 128 с.
4. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. –
2е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
5. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.
«Конспекты занятий: познавательное развитие, развитие речи, экология». 2008.
6. Интернет – источники.