Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
pptx
Междисциплинарный 5
5 кл
09.04.2017
В ходе этого проекта дети знакомятся с чувашским орнаментом , с историей его возникновения. Чувашский орнамент – это символика знаков, символика цвета,цветовых соотношений. Со всем этим дети знакомятся . У детей развивается интерес к ручному труду. Они знакомятся с тайным языком вышивки. Они узнают что у каждого узора своё значение.
нац.рег.pptx
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
МБОУ «Старо –
Тахталинская СОШ »
Алькеевского МР РТ
«Чувашский
национальный
орнамент»
5 класс.
По программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство».
Учитель : Александрова Н.А.
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Цель работы:
1. Знакомство с чувашским
национальным орнаментом в ходе
изучения учебных предметов,
обогащение знаний о чувашской
вышивке.
2. Привитие любви к традициям своего
народа и изучение ее в школе в ходе
прохождения других предметов.
3. Воспитание бережного отношения и
уважения к национальной культуре.
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Задачи:
Высказывание чувашского исследователя А.А. Трофимова мы
используем в качестве задачи: «… Костюм, содержащий в себе
древние представления о красоте, несвободе со светилами,
людьми Вселенной, предстает перед нами как памятник, как
человеческая ценность. В нем история, в нем стремление к
традициям, в нем дух нашего времени, страстное желание
возродить прекрасное, возродить его для того, чтобы народы
России были богаче, а мир стал красивее».
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Что такое орнамент?
Орнамент (от латинского
«ornamentum», что значит
«украшение») – это узор,
построенный на
чередовании в
определенном порядке
каких-нибудь рисунков,
символов или линий.
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Чувашские полотенца
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Старинный чувашский
орнамент
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
«В чувашском орнаменте
вышивки выразилась
красота души и мудрость
нашего народа. Это богатое
наследие является
неиссякаемым источником
для последующих
поколений, которые могут
на основе лучших его
образцов создавать новые
высокохудожественные
произведения декоративно-
прикладного искусства…»
М.С. Спиридонов
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Толкование основных
символов чувашских узоров
• Солнце, гармония,
согласие
• Были и будем,
величие рода
• Братство,
солидарность
• Память о
прошлом, дума о
будущем
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
• Честь, воля,
самообладание
• Ладья жизни,
чистая совесть,
судьба, рок
• Трудолюбие,
жизнестойкость
• Согласие,
примирение
• Благотворительнос
ть, помощь - НИМЕ
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
орнамента –
Чувашский орнамент – это не только
символика знаков, но и символика цвета,
цветовых соотношений
Основные цвета чувашского национального
это жолтый, красный, белый и черный.
• Красный цвет является знаком жизни, любви, отваги.
• Белый цвет считается признаком чистоты, правдивости,
• Черный цвет у древних чуваш связан с земледелием
мудрости.
(земля дает силу богатырю) и в то же время цвет смерти
(жизнь без смерти не бывает).
же является и признаком его жизни.
• Зеленый цвет символизирует растительный мир, а так
• Синий цвет символизирует свод неба.
• Желтый цвет олицетворяет Солнце, дарующее жизнь
всему на Земле.
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Фрагменты чувашского
национального орнамента
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Орнамент - древнейший
язык человечества. Хотя это
немой язык, посвященному в
его таинства он может
многое поведать. Через
элементы орнамента
человек с незапамятных
времен пытался
воздействовать на силы
природы. Изображая знаки,
олицетворяющие Солнце,
Луну, звезды, ветер, воду,
деревья, он надеялся, что
они принесут ему удачу на
охоте, обильный урожай,
уберегут от невзгод и
болезней.
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Расшифровка знаков вышивки
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Космический огонь
• Чуваши в прошлом поклонялись огню, воде,
земле. Поэтому в орнаментах старинных
вышивок большое место занимали знаки этих
субстанций. Одним из любимых узоров
чувашских мастериц является космический
огонь. Его изображение напоминает половину
свастики. В древности на Востоке предки
чувашей гунны, другие тюркские и, может
быть, древнегерманские племена жили
вместе. Впоследствии их исторические пути
разошлись, но символический знак огня
сохранили и немцы ,и чуваши. На одеждах
знак огня выполнялся аппликацией
маренового цвета. Таким же цветом
заполнялся узор сурбана у верховых чувашей,
называемый халам- сурпан терри. Сурбан,
символ материнства, носила замужняя
женщина, и его орнамент содержал
стилизованные изображения растений.
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Солнце
Ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак
Солнца, как источника жизни. Солнце вышивалось в форме
круга, крестика, квадратика, свастика, восьмиугольника. До
наших дней сохранился принцип изображения кеске., узора
нагрудной части женской рубахи в виде солнца, двух
крестиков, положенных друг на друга. По преданиям в
древности светили 3 Солнца и на Земле была благодать.
Когда злые силы из зависти убили двоих из них, третье,
испугавшись, улетело в бескрайнюю высь. Ударили морозы,
погибли плоды, настали холод и голод. «Пусть каждая
женщина вышьет на своих полотнах ярким красным цветом
три Солнца,что когда-то светили Земле .Вышивки эти мы
назовем «хевел терри»-солнечными»- решили мудрецы и
вернули Солнце назад. Дневное светило на многих узорах
вышивается с ногами ( солнце, месяц и другие
астрономические объекты воспринимались как живые
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Жизнь на Земле
• В узорах, показывающих жизнь на земле и на
небесах, размещались живые существа- птицы,
звери, люди:
На многих орнаментах птицы расположены симметрично по обеим
сторонам дерева или растения.Если птенчики «бегут» друг за
другом, то их «мама и папа» смотрят друг на друга.
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
К нам прилетела новая птица
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Дерево жизни
По высказываниям
исследователя Е.Я.Орловой,
понятие «растение» совпадало
у предков чувашей с понятием
«жизнь».Сок, бегущий по
стволу, питает дерево. Отсюда
и дерево жизни, корнями
уходящее в матушку-землю, а
ветвями тянущееся к солнцу.
Не зря чуваши говорят : «Мы
одного корня». Свою
родословную
они тоже представляли в виде
дерева.
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Практическая работа
• Сегодня на
уроке мы с
вами будем
тоже
• Давайте
мастерами.
вспомним какие
цвета чуваши
используют
больше.
• Какими
цветами ещё
пользуются и
что обозначают
все цвета
• Каждый из вас
составит свой
орнамент .
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Выводы:
•
В нашей стране вышивка имеет древнюю
историю. Ею украшали одежду, обувь,
конскую сбрую, жилище, предметы быта.
В музеях нашей страны собрано много
образцов народной вышивки. Лучше всего
сохранились изделия XIX века. В те
времена вышивка условно
подразделялась на городскую и
крестьянскую. Городская вышивка
испытывала на себе влияние западной
моды и не имела прочных традиций,
тогда как народная была неразрывно
связана со старинными обычаями и
обрядами русского крестьянства. К 13-15
годам крестьянские девочки должны
были приготовить себе приданое. Это
были вышитые скатерти, подзоры,
головные уборы, полотенца. В
крестьянских семьях одежду шили из
домотканых льняных и шерстяных
тканей. Ее украшали не только вышивкой,
но и кружевами, тесьмой, вставками из
цветного ситца. На территории России
археологами обнаружены фрагменты
одежды, вышитой золотыми нитями.
Находки, относящиеся к IX-XIIвекам,
подтверждают, что вышивка
существовала и развивалась уже в эпоху
Древней Руси. С языческих времен
женщины-вышивальщицы создавали в
своих вышивках – картинах бытовой
жизни.
Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).
Литература
• Трофимов А. А. О чувашском орнаменте. Учебные
записи ЧНИИ,вып.35. Чебоксары,1967. С.117-124.
• Трофимов А.А. Неселсен терери сырулахе синчен. Сб.
статей ЧНИИ. Чебоксары,1972. С.117-124.
• Орлова Е.Я. Наблюдение над символикой украшений и
орнаментов верховых чувашей. Ученые записи ЧНИИ,
вып.35. Чебоксары, 1967. С.110-116.
• Спиридонов М.С. Орнаменты чувашской вышивки.
Сб.Статей
• ЧНИИ, вып.3. Чебоксары,1974. С.127-157.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.