Проект по изобразительному искусству «Чувашский национальный орнамент» (5 класс).

  • Занимательные материалы
  • Презентации учебные
  • pptx
  • 09.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В ходе этого проекта дети знакомятся с чувашским орнаментом , с историей его возникновения. Чувашский орнамент – это символика знаков, символика цвета,цветовых соотношений. Со всем этим дети знакомятся . У детей развивается интерес к ручному труду. Они знакомятся с тайным языком вышивки. Они узнают что у каждого узора своё значение.
Иконка файла материала нац.рег.pptx
МБОУ «Старо – Тахталинская СОШ » Алькеевского МР РТ «Чувашский национальный орнамент» 5 класс. По программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». Учитель : Александрова Н.А.
Цель работы: 1.  Знакомство с чувашским  национальным орнаментом в ходе  изучения учебных предметов,  обогащение знаний о чувашской  вышивке. 2.  Привитие любви к традициям своего  народа и изучение ее в школе в ходе  прохождения других предметов. 3.  Воспитание бережного отношения и  уважения к национальной культуре.
Задачи: Высказывание чувашского исследователя А.А. Трофимова мы используем в качестве задачи: «… Костюм, содержащий в себе древние представления о красоте, несвободе со светилами, людьми Вселенной, предстает перед нами как памятник, как человеческая ценность. В нем история, в нем стремление к традициям, в нем дух нашего времени, страстное желание возродить прекрасное, возродить его для того, чтобы народы России были богаче, а мир стал красивее».
Что такое орнамент? Орнамент (от латинского «ornamentum», что значит «украшение») – это узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-нибудь рисунков, символов или линий.
Чувашские полотенца
Старинный чувашский орнамент
«В чувашском орнаменте вышивки выразилась красота души и мудрость нашего народа. Это богатое наследие является неиссякаемым источником для последующих поколений, которые могут на основе лучших его образцов создавать новые высокохудожественные произведения декоративно- прикладного искусства…» М.С. Спиридонов
Толкование основных символов чувашских узоров • Солнце, гармония, согласие • Были и будем, величие рода • Братство, солидарность • Память о прошлом, дума о будущем
• Честь, воля, самообладание • Ладья жизни, чистая совесть, судьба, рок • Трудолюбие, жизнестойкость • Согласие, примирение • Благотворительнос ть, помощь - НИМЕ
орнамента – Чувашский орнамент – это не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений Основные цвета чувашского национального это жолтый, красный, белый и черный. • Красный цвет является знаком жизни, любви, отваги. • Белый цвет считается признаком чистоты, правдивости, • Черный цвет у древних чуваш связан с земледелием мудрости. (земля дает силу богатырю) и в то же время цвет смерти (жизнь без смерти не бывает). же является и признаком его жизни. • Зеленый цвет символизирует растительный мир, а так • Синий цвет символизирует свод неба. • Желтый цвет олицетворяет Солнце, дарующее жизнь всему на Земле.
Фрагменты чувашского национального орнамента
Орнамент - древнейший язык человечества. Хотя это немой язык, посвященному в его таинства он может многое поведать. Через элементы орнамента человек с незапамятных времен пытался воздействовать на силы природы. Изображая знаки, олицетворяющие Солнце, Луну, звезды, ветер, воду, деревья, он надеялся, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай, уберегут от невзгод и болезней.
Расшифровка знаков вышивки
Космический огонь • Чуваши в прошлом поклонялись огню, воде, земле. Поэтому в орнаментах старинных вышивок большое место занимали знаки этих субстанций. Одним из любимых узоров чувашских мастериц является космический огонь. Его изображение напоминает половину свастики. В древности на Востоке предки чувашей гунны, другие тюркские и, может быть, древнегерманские племена жили вместе. Впоследствии их исторические пути разошлись, но символический знак огня сохранили и немцы ,и чуваши. На одеждах знак огня выполнялся аппликацией маренового цвета. Таким же цветом заполнялся узор сурбана у верховых чувашей, называемый халам- сурпан терри. Сурбан, символ материнства, носила замужняя женщина, и его орнамент содержал стилизованные изображения растений.
Солнце Ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак Солнца, как источника жизни. Солнце вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, свастика, восьмиугольника. До наших дней сохранился принцип изображения кеске., узора нагрудной части женской рубахи в виде солнца, двух крестиков, положенных друг на друга. По преданиям в древности светили 3 Солнца и на Земле была благодать. Когда злые силы из зависти убили двоих из них, третье, испугавшись, улетело в бескрайнюю высь. Ударили морозы, погибли плоды, настали холод и голод. «Пусть каждая женщина вышьет на своих полотнах ярким красным цветом три Солнца,что когда-то светили Земле .Вышивки эти мы назовем «хевел терри»-солнечными»- решили мудрецы и вернули Солнце назад. Дневное светило на многих узорах вышивается с ногами ( солнце, месяц и другие астрономические объекты воспринимались как живые
Жизнь на Земле • В узорах, показывающих жизнь на земле и на небесах, размещались живые существа- птицы, звери, люди: На многих орнаментах птицы расположены симметрично по обеим  сторонам дерева или растения.Если птенчики «бегут» друг за  другом, то их «мама и папа» смотрят друг на друга.
К нам прилетела новая птица
Дерево жизни По высказываниям исследователя Е.Я.Орловой, понятие «растение» совпадало у предков чувашей с понятием «жизнь».Сок, бегущий по стволу, питает дерево. Отсюда и дерево жизни, корнями уходящее в матушку-землю, а ветвями тянущееся к солнцу. Не зря чуваши говорят : «Мы одного корня». Свою родословную они тоже представляли в виде дерева.
Практическая работа • Сегодня на уроке мы с вами будем тоже • Давайте мастерами. вспомним какие цвета чуваши используют больше. • Какими цветами ещё пользуются и что обозначают все цвета • Каждый из вас составит свой орнамент .
Выводы: • В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую. Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства. К 13-15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX-XIIвекам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины-вышивальщицы создавали в своих вышивках – картинах бытовой жизни.
Литература • Трофимов А. А. О чувашском орнаменте. Учебные записи ЧНИИ,вып.35. Чебоксары,1967. С.117-124. • Трофимов А.А. Неселсен терери сырулахе синчен. Сб. статей ЧНИИ. Чебоксары,1972. С.117-124. • Орлова Е.Я. Наблюдение над символикой украшений и орнаментов верховых чувашей. Ученые записи ЧНИИ, вып.35. Чебоксары, 1967. С.110-116. • Спиридонов М.С. Орнаменты чувашской вышивки. Сб.Статей • ЧНИИ, вып.3. Чебоксары,1974. С.127-157.