В ходе этого проекта дети знакомятся с чувашским орнаментом , с историей его возникновения. Чувашский орнамент – это символика знаков, символика цвета,цветовых соотношений. Со всем этим дети знакомятся . У детей развивается интерес к ручному труду. Они знакомятся с тайным языком вышивки. Они узнают что у каждого узора своё значение.
МБОУ «Старо –
Тахталинская СОШ »
Алькеевского МР РТ
«Чувашский
национальный
орнамент»
5 класс.
По программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство».
Учитель : Александрова Н.А.
Цель работы:
1. Знакомство с чувашским
национальным орнаментом в ходе
изучения учебных предметов,
обогащение знаний о чувашской
вышивке.
2. Привитие любви к традициям своего
народа и изучение ее в школе в ходе
прохождения других предметов.
3. Воспитание бережного отношения и
уважения к национальной культуре.
Задачи:
Высказывание чувашского исследователя А.А. Трофимова мы
используем в качестве задачи: «… Костюм, содержащий в себе
древние представления о красоте, несвободе со светилами,
людьми Вселенной, предстает перед нами как памятник, как
человеческая ценность. В нем история, в нем стремление к
традициям, в нем дух нашего времени, страстное желание
возродить прекрасное, возродить его для того, чтобы народы
России были богаче, а мир стал красивее».
Что такое орнамент?
Орнамент (от латинского
«ornamentum», что значит
«украшение») – это узор,
построенный на
чередовании в
определенном порядке
каких-нибудь рисунков,
символов или линий.
Старинный чувашский
орнамент
«В чувашском орнаменте
вышивки выразилась
красота души и мудрость
нашего народа. Это богатое
наследие является
неиссякаемым источником
для последующих
поколений, которые могут
на основе лучших его
образцов создавать новые
высокохудожественные
произведения декоративно-
прикладного искусства…»
М.С. Спиридонов
Толкование основных
символов чувашских узоров
• Солнце, гармония,
согласие
• Были и будем,
величие рода
• Братство,
солидарность
• Память о
прошлом, дума о
будущем
• Честь, воля,
самообладание
• Ладья жизни,
чистая совесть,
судьба, рок
• Трудолюбие,
жизнестойкость
• Согласие,
примирение
• Благотворительнос
ть, помощь - НИМЕ
орнамента –
Чувашский орнамент – это не только
символика знаков, но и символика цвета,
цветовых соотношений
Основные цвета чувашского национального
это жолтый, красный, белый и черный.
• Красный цвет является знаком жизни, любви, отваги.
• Белый цвет считается признаком чистоты, правдивости,
• Черный цвет у древних чуваш связан с земледелием
мудрости.
(земля дает силу богатырю) и в то же время цвет смерти
(жизнь без смерти не бывает).
же является и признаком его жизни.
• Зеленый цвет символизирует растительный мир, а так
• Синий цвет символизирует свод неба.
• Желтый цвет олицетворяет Солнце, дарующее жизнь
всему на Земле.
Фрагменты чувашского
национального орнамента
Орнамент - древнейший
язык человечества. Хотя это
немой язык, посвященному в
его таинства он может
многое поведать. Через
элементы орнамента
человек с незапамятных
времен пытался
воздействовать на силы
природы. Изображая знаки,
олицетворяющие Солнце,
Луну, звезды, ветер, воду,
деревья, он надеялся, что
они принесут ему удачу на
охоте, обильный урожай,
уберегут от невзгод и
болезней.
Расшифровка знаков вышивки
Космический огонь
• Чуваши в прошлом поклонялись огню, воде,
земле. Поэтому в орнаментах старинных
вышивок большое место занимали знаки этих
субстанций. Одним из любимых узоров
чувашских мастериц является космический
огонь. Его изображение напоминает половину
свастики. В древности на Востоке предки
чувашей гунны, другие тюркские и, может
быть, древнегерманские племена жили
вместе. Впоследствии их исторические пути
разошлись, но символический знак огня
сохранили и немцы ,и чуваши. На одеждах
знак огня выполнялся аппликацией
маренового цвета. Таким же цветом
заполнялся узор сурбана у верховых чувашей,
называемый халам- сурпан терри. Сурбан,
символ материнства, носила замужняя
женщина, и его орнамент содержал
стилизованные изображения растений.
Солнце
Ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак
Солнца, как источника жизни. Солнце вышивалось в форме
круга, крестика, квадратика, свастика, восьмиугольника. До
наших дней сохранился принцип изображения кеске., узора
нагрудной части женской рубахи в виде солнца, двух
крестиков, положенных друг на друга. По преданиям в
древности светили 3 Солнца и на Земле была благодать.
Когда злые силы из зависти убили двоих из них, третье,
испугавшись, улетело в бескрайнюю высь. Ударили морозы,
погибли плоды, настали холод и голод. «Пусть каждая
женщина вышьет на своих полотнах ярким красным цветом
три Солнца,что когда-то светили Земле .Вышивки эти мы
назовем «хевел терри»-солнечными»- решили мудрецы и
вернули Солнце назад. Дневное светило на многих узорах
вышивается с ногами ( солнце, месяц и другие
астрономические объекты воспринимались как живые
Жизнь на Земле
• В узорах, показывающих жизнь на земле и на
небесах, размещались живые существа- птицы,
звери, люди:
На многих орнаментах птицы расположены симметрично по обеим
сторонам дерева или растения.Если птенчики «бегут» друг за
другом, то их «мама и папа» смотрят друг на друга.
К нам прилетела новая птица
Дерево жизни
По высказываниям
исследователя Е.Я.Орловой,
понятие «растение» совпадало
у предков чувашей с понятием
«жизнь».Сок, бегущий по
стволу, питает дерево. Отсюда
и дерево жизни, корнями
уходящее в матушку-землю, а
ветвями тянущееся к солнцу.
Не зря чуваши говорят : «Мы
одного корня». Свою
родословную
они тоже представляли в виде
дерева.
Практическая работа
• Сегодня на
уроке мы с
вами будем
тоже
• Давайте
мастерами.
вспомним какие
цвета чуваши
используют
больше.
• Какими
цветами ещё
пользуются и
что обозначают
все цвета
• Каждый из вас
составит свой
орнамент .
Выводы:
•
В нашей стране вышивка имеет древнюю
историю. Ею украшали одежду, обувь,
конскую сбрую, жилище, предметы быта.
В музеях нашей страны собрано много
образцов народной вышивки. Лучше всего
сохранились изделия XIX века. В те
времена вышивка условно
подразделялась на городскую и
крестьянскую. Городская вышивка
испытывала на себе влияние западной
моды и не имела прочных традиций,
тогда как народная была неразрывно
связана со старинными обычаями и
обрядами русского крестьянства. К 13-15
годам крестьянские девочки должны
были приготовить себе приданое. Это
были вышитые скатерти, подзоры,
головные уборы, полотенца. В
крестьянских семьях одежду шили из
домотканых льняных и шерстяных
тканей. Ее украшали не только вышивкой,
но и кружевами, тесьмой, вставками из
цветного ситца. На территории России
археологами обнаружены фрагменты
одежды, вышитой золотыми нитями.
Находки, относящиеся к IX-XIIвекам,
подтверждают, что вышивка
существовала и развивалась уже в эпоху
Древней Руси. С языческих времен
женщины-вышивальщицы создавали в
своих вышивках – картинах бытовой
жизни.
Литература
• Трофимов А. А. О чувашском орнаменте. Учебные
записи ЧНИИ,вып.35. Чебоксары,1967. С.117-124.
• Трофимов А.А. Неселсен терери сырулахе синчен. Сб.
статей ЧНИИ. Чебоксары,1972. С.117-124.
• Орлова Е.Я. Наблюдение над символикой украшений и
орнаментов верховых чувашей. Ученые записи ЧНИИ,
вып.35. Чебоксары, 1967. С.110-116.
• Спиридонов М.С. Орнаменты чувашской вышивки.
Сб.Статей
• ЧНИИ, вып.3. Чебоксары,1974. С.127-157.