Данный проект создан в ходе изучения романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" совместно с учащимися. В ходе работы над проектом ученики были разделены учителем на три группы, каждая из которых получила и выполнила свое задание. В результате исследований текста и сбора материала получилась следующая работа, ставшая достойным итогом знакомства с текстом романа, литературоведческими источниками и иллюстрациями.Данный проект создан в ходе изучения романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" совместно с учащимися. В ходе работы над проектом ученики были разделены учителем на три группы, каждая из которых получила и выполнила свое задание. В результате исследований текста и сбора материала получилась следующая работа, ставшая достойным итогом знакомства с текстом романа, литературоведческими источниками и иллюстрациями.
проект по лирическим отступлениям.ppt
Проект по литературе , 9 класс
Роль лирических отступлений
в романе А.С. Пушкина
«Евгений Онегин»
Над проектом работали: учитель русского
языка и литературы Степанова О.А.,
ученики 9-б класса
Караваевской
школы
Проект по литературе , 9 класс
План работы
1. Сюжет романа и место лирических
отступлений в нем
2. Тематика лирических отступлений
а) Автор-повествователь как
главный герой лирических
отступлений и его взаимоотношения
с другими персонажами
б) Многообразие отступлений
в) Лирические отступления,
показывающие картины природы
3. Роль лирических отступлений в
романе
4. Галерея героев романа
Проект по литературе , 9 класс
Размышления
так
много
статей,
у
нас,
впервые
свежесть
прочитавших
О романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
написано
научных
исследований, что трудно сказать что-то новое.
Но
это
замечательное произведение, есть огромное
преимущество:
новизна
впечатлений. Когда читаешь произведение в
первый раз, естественно, с особым интересом
следишь за сюжетом, взаимоотношениями
героев. Но впоследствии возвращаешься к
этим прекрасным строкам вновь и вновь,
каждый раз находя еще более интересные
факты, детали, оттенки. И с удивлением
понимаешь, что помимо основного развития
сюжета немалую ценность представляют
лирические
есть
отступления,
то
и
Проект по литературе , 9 класс
Лирические отступления – это высказывания автором чувств и
мыслей в связи с изображаемым в произведении. Они широко
распространены в литературе. И имеют значение нисколько не
меньшее, чем основной текст произведения. Высказывания
автора хотя и являются внесюжетным элементом, но очень
важны
для понимания идеи произведения. Лирические
отступления особенно органичны для романа в стихах. Некоторые
из них занимают одну строчку, другие весьма обширны.
Лирические отступления в романе неоднородны; есть весёлые,
грустные, лёгкие, забавные и серьёзные, философские.
Лирические отступления играют роль романа в романе. Не
будь их, как бы тогда общался с нами поэт:
И в сторону свой путь направим,
Чтоб не забыть, о ком пою...
Да кстати, здесь о том два слова:
Пою приятеля младого
И множество его причуд.
Благослови мой долгий труд,
О ты, эпическая муза!
И, верный посох мне вручив,
Не дай блуждать мне вкось и вкривь.
Проект по литературе , 9 класс
защитник,
попечитель
Одной из сюжетно-композиционных особенностей
романа является то, что главным действующим лицом
в нем является Повествователь. Он дан и как спутник
Онегина, то сближающийся с ним, то удаляющийся от
него, и как антипод Ленского-поэта, то есть как сам
поэт Пушкин, с его взглядами на русскую литературу,
на собственное поэтическое творчество. И, наконец,
как
«Татьяны милой».
Композиционно Повествователь представлен как
действующее лицо лирических отступлений.
Повествователь и себя причисляет к поколению
Евгения Онегина. В начале романа Онегин рисуется
еще без злой иронии, разочарованность в свете
сближает его с автором: «я был озлоблен, он угрюм», -
и заставляет читателей испытывать к нему симпатию:
«мне нравились его черты». Пушкин подмечает те
черты, которые роднят его с героем: внимание к
внешности: «быть можно дельным человеком и думать
о красе ногтей», и дамам на балах, но в то же время он
всегда «рад заметить разность» между ними и просит
читателя не отождествлять их. Но в отношении к
природе Пушкин и Онегин не похожи друг на друга.
Пушкин видит в природе источник вдохновения и
Проект по литературе , 9 класс
Я был рожден для
жизни мирной,
Для деревенской
тишины
И тут же автор отмечает:
Цветы, любовь,
деревня,
праздность,
Поля! я предан вам
душой.
Всегда я рад
заметить разность
Проект по литературе , 9 класс
связано
Все истинно русское,
считает
Пушкин,
неразрывно
с
природным
началом,
находится в полной с ним
гармонии.
Столь же трепетное
отношение
красотам
природы мы видим и у
духовно
поэту
героини Татьяны Лариной.
Именно в природе она
находит
душевное
успокоение. Так, уезжая из
деревни:
близкой
к
Она, как с давними
друзьями,
С своими рощами,
лугами
Проект по литературе , 9 класс
И попав в «шум блистательных сует»,
более всего тоскует о «жизни полевой».
Так, автор рисует свою героиню «русскою
душою»,
«выражается с трудом на языке своем
родном». Татьяна «верила преданьям
старины, и
снам, и карточным
гаданьям, и предсказаньям луны».
несмотря на то, что та
Проект по литературе , 9 класс
Лирические отступления обычно связаны с
сюжетом романа, но есть и такие, в которых
Повествователь размышляет в своей судьбе:
Весна моих промчалась дней
(Что я шутя твердил доселе)?
И ей ужель возврата нет?
Ужель мне скоро тридцать лет? - об
образе жизни поэта:
Я с вами знал
Все, что завидно для поэта:
Забвенье жизни в бурях света,
Беседу сладкую друзей
Проект по литературе , 9 класс
Автор рассказывает в
лирических отступлениях о
замысле романа:
Промчалось много,
много дней
С тех пор, как юная
Татьяна
И с ней Онегин в
смутном сне
Явилися впервые мне-
И даль свободного
романа
Я сквозь магический
кристалл
Еще не ясно различал.
Проект по литературе , 9 класс
не
и
остановиться
Говоря о творческом процессе,
на
нельзя
взаимоотношениях Ленского
и
Повествователя…Последний
критически относится к Ленскому
как к поэту-романтику и судит его
поэзию за бессодержательность и
слащавость:
Так он писал темно и вяло.
(Что романтизмом мы
зовем,
Хоть романтизма тут
нимало
Не вижу я…)
Но Ленский дорог ему как
человек особого душевного склада;
ему мила его душевная тонкость,
«пылкий
довольно
странный ум». Ленский близок
и
Повествователю
своим
поэтическим
вдохновением.
Проект по литературе , 9 класс
много
на
Также в романе «Евгений
Онегин»
лирических
отступлений
гражданско-
патриотическую тему. В них
образ автора, его патриотизм
отражены со всей яркостью и
чёткостью. Картины Москвы и
Петербурга – и тут же слова
автора
бесконечной
близости к Родине и восхищение
ею встречаются в лирических
отступлениях,
автор,
путешествуя со своими героями,
видит родные места:
когда
о
его
Как часто в горестной
разлуке,
В моей блуждающей
судьбе,
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
родину,
личного
сплетение
Гордость за свою столицу, за
свою
чувство
сопричастности
к ее истории,
ощущение себя ее неотъемлемою
частицей
свойственны русскому
характеру
пушкинского
современника и единомышленника.
В лирических отступлениях мы
видим
с
общественным, голоса сердца и
призывы разума.
Нарисованная Пушкиным картина
исторического величия русского
в
народа
себе
глубочайший
Читатель
невольно сравнивает всех героев,
показанных в романе, и все их дела
с величественным прошлым.
современность,
оценить современных героев.
Оно помогает осмыслить
по достоинству
заключает
смысл.
Проект по литературе , 9 класс
Авторские любовные отступления
характеризуют не только переживания и
чувства героев, но и его собственную
юность, лёгкие увлечения и серьёзные,
глубокие
лирических
отступлениях отразилась почти вся жизнь
автора. Это и его юность: театры, балы,
непременно
маскарады,
сопутствуют
иронией
высказывания о «дамских ножках»
которым
наполненные
чувства.
В
Проект по литературе , 9 класс
Одно из наиболее известных
лирических отступлений – это
отступление о театре. Онегина,
разочарованного во всем, не
он
интересует
глубоко
к
неподражаемой, блистательной»
Истоминой, и к великолепным
постановкам Дидло:
равнодушен
искусство,
и
«С мужчинами со всех
сторон
Раскланялся, потом на
сцену
В большом рассеянье
взглянул,
Отворотился – и зевнул.
И молвил: «Всех пора на
смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Проект по литературе , 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.