Проект "Музыкальные сигналы" выполнен обучающимися 5 класса. В нашей жизни мы часто встречаемся с различными сигналами, но среди них есть особенные, это военные сигналы и сигналы пионерской организации, которые применялись в детских лагерях. Нас заинтересовала история создания этих музыкальных сигналов. В классе мы разделились на несколько групп, каждая из которых представляла какой-то вид сигналов. В данном проекте это сигналы - "К началу парада", "На обед", "Привал".Проект имеет практическая значимость, так как изучение различных видов музыкальных сигналов может помочь обучающимся понимать их значение в различных жизненных ситуациях. Проект может быть использован на уроках предмета «Музыка», во внеклассной работе классного руководителя.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №35» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ПРОЕКТ по предмету «Музыка»
Музыкальные сигналы
Выполнили Корж Анастасия,
Фигуров Арсений, Хохлова Полина,
обучающиеся 5 А класса
Научный руководитель
Киргизова Любовь Васильевна,
учитель музыки
1Смоленск, 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема нашего проекта «Музыкальные сигналы» «Привал», «На обед!»,
«К началу парада».
На всем протяжении военной истории, начиная с эпохи копья и щита и
кончая появлением атомной бомбы, воин для связи в бою нуждался в простых
сигналах. Сигналы раскрывали противнику последующие действия. Известно,
например, что армия Александра Великого до захвата Вавилона обычно
свертывала лагерь по сигналу трубы. Звуковой сигнал — лучшее средство
Исполнение
передачи в бою воли командира своим подчиненным.
сигнальной музыки на трубах, фанфарах и барабанах при
проведении воинских ритуалов придаёт им особую
торжественность и праздничность. Музыкальные военные
сигналы нашли применение в обиходе пионерских организаций.
Нас заинтересовала данная тема тем, что пионерские и военные сигналы
немногие знают, как они звучали раньше и как используются сейчас. Этим и
обусловлена актуальность темы нашего проекта.
Для решения данной проблемы мы поставили для себя цели и задачи.
Цель проекта: создать нотный и музыкальный альбом военных и
пионерских сигналов
Продукт проектной деятельности: альбом.
Задачи проектной деятельности:
1. Собрать литературу по данной теме.
2. Изучить историю применения музыкальных сигналов.
3. Найти треки с сигнальной музыкой.
4. Узнать о значении вышеуказанных музыкальных сигналов в армии и
пионерских организациях.
5. Представить проект на школьном Дне науки.
Мы выдвинули следующую гипотезу: музыкальные сигналы
необходимы в армии и в пионерских организациях.
2Практическая значимость: изучение различных видов музыкальных
сигналов может помочь нам понимать их значение в различных жизненных
ситуациях. Наш проект может быть использован на предмете «Музыка» при
изучении темы «Марш».
Ресурсы, необходимые для реализации проекта:
временные: разработка проекта велась с января по март 2017 года (3
месяца);
информационные: Интернетресурсы, энциклопедии по теме,
музыкальные сигналы, нотные издания;
материальнотехнические: компьютер; музыкальный центр.
интеллектуальные: учитель музыки.
Поставленные выше цели и задачи достигаются в четыре этапа.
I этап – подготовительный: определили тему проекта, уточнили цели и
1.
задачи.
2.
II этап – планирование: на втором этапе деятельности мы анализировали
проблемы, которые могут возникнуть в работе над проектом, определяли
источники информации.
3.
III этап деятельности – выполнение проекта: на данном этапе мы учились
азам поисковой и творческой работы, собирали теоретический материал, а
также готовили защиту проекта для выступления.
4. Заключительный этап: презентация результатов.
3Описание хода выполнения проекта.
1 этап. Подготовительный. На подготовительном этапе работа началась
с определения темы творческого проекта. Участники проекта при помощи
учителя выделили проблему, лежащую в основе замысла: изучение различных
видов музыкальных сигналов может помочь нам понимать их значение в
различных жизненных ситуациях. Совместно с учителем определена форма
проектного продукта – альбом, сформулированы цель и задачи проектной
деятельности, определены необходимые ресурсы и возможность их
использования.
2 этап. Планирование. На втором этапе были сформированы группы,
распределены обязанности и разработан план выполнения проекта.
• Определение заданий по группам:
1 группа – сигналы «К началу парада» и «Сбор на линейку
2 группа – сигналы «Становись!» и «Внимание! Слушайте все!»
3 группа – сигналы «Двойной сигнал» и «Торжественное приветствие»
4 группа – сигналы «Пехотная рота» и «Зоря»
5 группа – сигналы «Почетный караул» и «Вынос знамени»
6 группа – сигналы «Военная тревога» и «Тревога»
7 группа – сигналы «Атака!» и «Подъем»
8 группа – сигналы «Праздничный салют» и «Торжественное открытие»
9 группа – сигналы «Королевский салют» и «Пионерский туш»
10 группа – сигналы «Кавалерийский сигнал» и «Подъем и спуск флага»
11 группа – сигналы «Привал» и «На обед»
12 группа – сигнал «Минута молчания»
Наша группа работала над проектом «Сигналы «К началу парада»,
«Привал», «На обед».
4Распределение обязанностей в группе:
Корж Анастасия – руководитель группы, подбор материала и музыки сигнала
«Привал»; Хохлова Полина – подбор материала и музыки сигнала «На обед»;
Фигуров Арсений – подбор материала и музыки сигнала «К началу парада».
3 этап. Выполнение проекта. Реализация проекта началась с изучения
всеми членами проектной группы информационных источников по своей теме,
затем проведен анализ собранной информации и выделены материалы,
которые включены в проект. Мы учились азам поисковой работы, готовили
защиту проекта для выступления. Готовили музыкальные треки к альбому.
4 этап. Заключительный. Подготовлен текст выступления на школьном
Дне науки и презентация. Принято решение, что представлять проект будут
все трое участников группы.
В ходе работы над творческим проектом мы пришли к выводу:
сочетание таких искусств, как музыка и живопись очень взаимосвязано;
анализ художественного и музыкального произведений показал, что любую
звуки музыки продолжают и дополняют картины;
картину можно озвучить с помощью музыки;
музыкальное воспроизведение картин можно использовать на уроках
музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры.
В результате работы над творческим проектом мы научились: искать
нужную информацию в интернете, оформлять текстовый документ, ссылки,
с
приняли участие в создании альбома
работать
художественных произведений во взаимосвязи с музыкальными
литературой,
произведениями. Таким образом, мы получили продукт проекта – альбом
художественных иллюстраций и музыкальных произведений.
5Оценка эффективности и результативности проекта. Проект можно
считать успешно реализованным, т.к. работа завершена в срок, в соответствии
с планом работы, полученный продукт – альбом – соответствует замыслу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Военная литература. – Режим доступа:
http://militera.lib.ru (дата
обращения 17.12.2016).
2. Военный сигнал «К началу парада». – Режим доступа: http://mp3pesnja.
com/ (дата обращения 28.01.2017).
3. Пионерские символы, атрибуты и ритуалы. – Режим доступа:
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Frporamenki.ru%2Fassets
%2Fdocuments
%2Fpionerskaya_simvolika.pdf&name=pionerskaya_simvolika.pdf&lang=ru&
4.
c=58c2b32f2095&page=1 (дата обращения 10.03.2017).
http://poiskm.net/show/сигнал/наобед (дата обращения 28.01.2017).
Сигнал пионерского
горна.
Режим доступа:
5. Словарь военных сигналов.
– Режим доступа:
http://enc
dic.com/military/Signal1285/ (дата обращения 10.03.2017).
6. Хаханян
Х.М.
Сигнальная музыка.
Режим доступа:
http://www.belcanto.ru/signal.html (дата обращения 18.12.2016).
6