Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)
Оценка 4.6

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
технология
9 кл
05.03.2018
Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)
В данной работе содержится история профессии столяр, описаны требования, предъявляемые к данной профессии. В проекте подробна отражены декоративные свойства древесины, описаны специальные столярные инструменты. Работа может быть использована учащимися выпускных классов как на уроках технологии, так и во внеурочной деятельности.
проект Профессия столяр.doc
Содержание 1 Введение  ……………………………………………………………………..2        Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………….. 3 1.1. История профессии   …………………………………………………… 3       1.2.Требования к профессии ……………………………………………….. 4        Глава 2. Практическая часть………………………………………………...8 2.1. Декоративные свойства древесины…………………………………… 8 2.2. Виды резьбы по дереву………………………………………………..11 2.3. Столярный инструмент………………………………………………. 19 Заключение…………………………………………………………………25 Список литературы………………………………………………………...26 2 Введение     С   древних   времен   столяр   ­   это   одна   из   распространенных   и   наиболее востребованных   профессий,   нужная   во   многих   отраслях   в   любом   регионе страны, в городах и сельской местности ­ везде, где строят из дерева или применяют деревянные строительные детали.       В   настоящее   время,   высокий   спрос   на   эту   профессию   на   рынке   труда обусловлен такими факторами, как острая жилищная проблема, неизбежность реконструкции и развития многих отраслей промышленности.    В своей работе я попытался выяснить, что профессия столяр интересная и востребованная.   Цель: выявить особенности профессии столяра.  Задачи:  1. Изучить литературу по теме. 2. Изучить историю профессии. 3. Выявить требования, предъявляемые к профессии. 4. Проанализировать свойства древесины. 5. Разработать буклет «Виды резьбы по дереву» Моим   увлечением   является   работа   с   деревом.   Иногда   мне   приходилось ремонтировать   и   собирать   мебель   дома   и   в   школе.   Выбирая   будущую профессию, я решил быть столяром. Актуальность моей работы в том, что она может быть полезна на уроках технологии и по теме «Профориентация». 3 Глава 1. Теоретическая часть 1.1. История профессии Профессия  столяр  ­   одна   из   древнейших   профессий   в   мире,   а   обработка дерева ­ одно из первых ремесел, которым овладевал человек. Дереву обязан человек   возможностью   согреться   и   приготовить   пищу,  из   дерева   он   рубил избы,   строил   города,   обносил   их   мощными   стенами   и   оборонительными башнями,   возводил   церкви   и   соборы,   мастерил   почти   все,   что   было   ему необходимо ­ от сохи до ложки. Когда­то почти вся Русь была деревянной. Деревянное   ремесло   и   зодчество   ­   одно   из   наиболее   значительных   и выдающихся   проявлений   художественной   и   строительной   культуры человечества.  Наиболее древним образцам мебели, сохранившимся еще со времен Древнего   Египта   Изображения   различных   производств   предметов   встречаются   впервые   на   Месопотамии, несколько тысяч лет. и       древнеегипетских памятниках, относящихся к Новому царству. Присутствуют изображения   столяров,   писцов,   живописцев,   камнетесов,   колесничников, башмачников, а также изображения ремесленных инструментов. Сложнее и совершеннее   остальных   были   плотничьи   и   столярные   инструменты.   Они включали в себя различного вида топоры, круглые, плоские и остроконечные долота, большие и малые пилы, линейка, угольник, отвес, разновеликие резцы, небольшие   На   протяжении   тысячелетий   развивалось   столярное   мастерство.   В   работе инструменты.   мелкие   других клещи и       мебельщиков   отражалась   материальная   культура   времени,   проявлялись производительные силы общества. 4 1.2.Требования к профессии  —  ремесленник,   занятый  столярными   работами:   изготовлением Стол ряя сложной  мебели,  дверей,  окон,  арок,  лестниц  и других изделий из массива древесины   с   возможным   применением  фанерования,  шпонирования, ламинирования, без резьбы вручную.  Столяр   занимается   обработкой   древесины,   изготовлением,   сборкой, установкой   различных   изделий   из   дерева:   корпусной,   офисной,   мягкой мебели, окон, дверей, перил, прочих предметов интерьера из дерева, беговых лыж и т.п. В его обязанности также входит врезание дверных замков, ручек, облицовка стен деревянными панелями. Столяру   желательно   иметь   среднеспециальное   образование.   В   некоторых случаях   опыт   работы   является   не   обязательным   условием   при трудоустройстве,   столяров   обучают   непосредственно   на   рабочем   месте. Столяр должен разбираться в чертежах, породах древесины, знать способы ее обработки,   иметь   навыки   работы   на   деревообрабатывающих   станках,   со столярными инструментами, хороший глазомер, пространственное мышление, обладать   физической   силой   и   выносливостью,   такими   качествами   как точность, аккуратность, внимательность.  Профессия столяра имеет средний уровень востребованности на рынке труда. Столяр имеет перспективы карьерного роста, с ростом стажа работы и уровня профессионализма присутствует возможность увеличения разряда, получения должности бригадира. При наличии высшего образования можно дорасти до 5 позиции   мастера,   прораба.   Столяр   также   может   выбрать   родственные профессии – плотника, парткетчика. Профессия   столяра­плотника   является   удачным   соединением   родственных профессий,   представляя   уникального   сотрудника,   занимающегося   как непосредственной подготовкой лесоматериала к дальнейшему использованию, так и мастера по конструированию и сборке деревянных объектов по заранее разработанному  эскизу.   Работа   плотника   охватывает   больший   диапазон, касаясь не только жилищного строительства. Она находит непосредственное применение   в  промышленном   строительстве,  сооружении   мостов   и   многих других внутригородских конструкций. Профессия   отличается   большим   количеством   сложных   ручных   операций. Поэтому,   количественные   и   качественные   показатели   труда   зависят   от мастерства работника, что обеспечивает перспективу его профессионального роста,   за   счет   накопления   опыта   или   повышения   квалификации   путем краткосрочного обучения. Профессия   столяра   строительного   относится   к   сфере   деятельности «Человек­техника». С помощью ручных и механизированных инструментов, на деревообрабатывающих  станках столяр обрабатывает  различные породы древесины, изготавливая изделия заданной конфигурации, формы, назначения. Часть   работ   выполняет   на   лесопильных,   строгальных,   фрезеровальных, долбежных, шлифовальных станках. Отбирает и сортирует пиломатериалы, делает разметку согласно чертежам и эскизам, используя измерительные приборы. Обрабатывает древесину: пилит, строгает,   долбит,   сверлит,   режет   стамеской,   выбирает   гнезда   пазов. Осуществляет раскрой стекла стеклорезом, выполняет работы по остеклению. Покрывает изделия лаком или воском, оттеняя рисунок (текстуру) породы. Грунтует,   шлифует   изделия.   Осуществляет   их   сборку   путем   подгона 6 отдельных элементов изделия. Соединяет элементы изделия с помощью клея, болтов, шурупов, гвоздей. Вставляет зеркала, врезает замки, устанавливает фурнитуру и т.д. Устанавливает изделия (филенчатые перегородки, дверные и оконные блоки, плинтусы, наличники и др.) непосредственно на строящемся объекте. Производит сборку и установку декоративных решеток радиаторов, встроенной   мебели   в   жилых   домах   и   обшивку   стен   древесностружечными плитами. Работа   преимущественно   мужская.   В   зависимости   от   вида   выполняемых работ, столяр строительный трудится в помещении или на открытом воздухе, индивидуально   или   в   комплексных   бригадах.   Возможна   работа   на   высоте. Подвергается   воздействию   пахучих,   иногда   вредных   веществ:   лака,   масел, древесной   пыли.   Труд   столяра   строительного   тарифицируется   по   2­6 разрядам.   Работа   столяра   определена   инструкциями,   однако   техника представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Условия  труда  столяра  разнообразны  в  зависимости   от  вида   выполняемых работ. Если столяр участвует в изготовлении изделия, то, как правило, он работает в помещении ­ в мастерской или цехе. Рабочее место столяра ­ чаще всего   верстак   или   современные   его   модификации.   Столяр   закрепляет деревянные   заготовки,   производит   разметку   и   обработку   изделия   по имеющемуся   чертежу.   Способы   обработки   древесины:   пиление   отделка, сборка. Каждая из этих операций может производиться как вручную и при помощи традиционных инструментов (пилы, рубанка, фуганка, долота, сверла, стамески), так и на специальных станках. Рабочим местом столяра являются те объекты, на которых производится монтаж, и инструмент ему приходится почти всегда носить с собой.  Требования к индивидуальным особенностям специалиста 7 Для успешной деятельности необходимы: любовь к дереву; хорошие здоровье,   хорошее зрение,   хорошая   суставно­мышечная   чувствительность, распределение внимания; быстрая зрительно­моторная реакция, способность к   концентрации   внимания   в   течение   длительного   времени   и   его   гибкому распределению, хорошее пространственное воображение и наглядно­образное мышление.                                       Медицинские противопоказания Работа противопоказана людям с заболеваниями: костно­мышечной системы; деформация   пальцев   рук;   заболевания   вестибулярного   аппарата;   органов дыхания;   сердечно­сосудистой   системы;   опорно­двигательного   аппарата; нервной   системы.                           Требования к профессиональной подготовке Столяр   должен   знать:   свойства   древесины   разных   пород,   способы   ее обработки; дефекты древесины, методы заделки отдельных ее мест; способы изготовления,   пригонки   и   навески   столярных   изделий;   технологию   и оборудование.                                            Родственные профессии Паркетчик,   плотник,   реставратор   изделий   из   дерева,   сборщик   плетеной мебели. 8 Глава 2. Практическая часть 2.1. Декоративные свойства древесины Столяры­краснодеревщики   оценивают   качество   древесины,   не   столько   по физико­механическим   свойствам,   сколько   ­   декоративным.    Главными   критериями   являются   цвет, блеск, текстура. Среди деревьев наших лесов можно найти для художественных отделочных работ   древесину   всех   без   исключения   теплых   цветов   с   безграничным количеством оттенков. В подмосковных лесах преобладают деревья с белой, светлой   древесиной,   за   исключением   невзрачной   на   первый   взгляд   серой ольхи,   древесина   которой   на   срезе   буровато­желтая.   Светлая   окраска характерна   для   березы,   ели,   осины,   липы,   клена,   пихты,   граба,   черемухи, боярышника,   карельской   березы,   ясеня.   Бурую   древесину   с   желтыми,  коричневато­красными  оттенками  имеют тополь, кедр, вяз, бук, лиственница, рябина,   акация.   Коричневая   древесина   с   желтыми   и   красными   оттенками свойственна   дубу,   сосне,   яблоне,   черешне,   ореху,   бархатному   дереву, кипарису, туе, можжевельнику.   Красная древесина у тиса. Розовая ­ у сливы, фиолетовая ­ у сирени, черная ­ у мореного дуба    (эта последняя,   хотя и естественно, но приобретенная окраска). . 9 Контрастные переходы в цвете имеют наибольшее значение для таких видов отделочных работ, как мозаика, инкрустация и интарсия. Путем окрашивания  можно имитировать  древесину  малоценных  пород под более редкие и ценные. Имитации под орех хорошо поддаются береза и бук, под красное дерево ­ ольха, вяз, под черное ­ яблоня, слива, осина, граб. В определенной   среде   может   меняться   и   естественная   окраска.   Древесина свежесрубленной ольхи краснеет под действием кислорода воздуха, сосна в помещении со временем становится бурой, а на открытом воздухе серебристо­ серой. Пожалуй, только ель надолго сохраняет свой белый цвет. . В   общем,   цвет   ­   это   основное   декоративное   свойство   древесины.   Если естественный   цвет   можно   усилить   в   процессе   отделки,   даже   изменить искусственной   подкраской   волокон,   то   текстура   дерева   всегда   остается природной.   Только   определенным   образом   раскраивая   древесину,   можно получить   разнообразную   по   рисунку   поверхность.   Но   опять­таки   текстура выявляется цветовым разнообразием в окраске годовых колец и продольных волокон. Ценное   декоративное   свойство   древесины   ­   это   блеск,   который   сильнее выявляется   в   процессе   дальнейшей   ее   обработки   и   отделки.   Но   и   в естественном состоянии поблескивают на свету отдельные частицы древесины висимости   от   плоскости   разреза.   Шелковистый   блеск   рактерен   для   клена, черемухи, вяза, кедра, чинары. Золотистый блеск присущ черешне бархатному дереву.  Поверхность  неодинаково  отражает  свет,  что  можно  наблюдать  на паркетном полу "в елочку", или "в шашку", если смотреть с разных точек . В   старину высоко   ценилась    мебель   из   привозного; (Индия, Центральная Америка) красного дерева. Отсюда название "столяр­краснодеревщик". Но, как   видим,   для   декоративного   украшения   быта   пригодны   почти   все   виды деревьев отечественных пород, дело лишь в умении раскрыть всю красоту древесины, используя ее физико­механические и декоративные свойства. 10 Физические и механические свойства древесины Древесина   деревьев   разных   пород   обладает   различными   физическими   и   тополь   хорошо   проводит механическими   свойствами. электричество, а сухую древесину дуба можно назвать даже диэлектриком: не   Например, так давно радиолюбители делали из нее панели простейших радиоприемников. Технические свойства даже одного дерева неодинаковы у корней (в комле) и у кроны.   Плотность   и   прочность,   например,   сосны   увеличивается   от   ядра   к заболонной части (под корой) в 2 раза. . Растительные   клетки   в   процессе   естественной   или   искусственной   сушки древесины уменьшаются по длине волокон совсем незначительно, в пределах десятых долей процента, а по толщине ­ в 10 ­100 раз. Березовая или липовая доска,   усыхая,   может   уменьшиться   по   ширине   на   12­15%,   а   доска   из лиственницы, ели или красного дерева усохнет всего лишь на 2­3%. В ядре сосны воды в 6 раза меньше, чем в заболони. Почти   не   изменяется   в   объеме   при   разной   влажности   древесина можжевельника   ­   очень   мелкослойная,   тяжелая,   плотная   и   гибкая,   с волнистыми годичными кольцами. К редким физическим свойствам ее относится своеобразный   пряный   запах.  Характерно,    что   изделия    можжевельника,   главным   образом   посуда   и другая бытовая утварь, пролежав в земле несколько тысяч лет, не утрачивают специфического запаха. 11 2.2. Виды резьбы по дереву Резьба XI­XVIII веков О резном убранстве древнерусских деревянных построек прямых указаний в письменных источниках не сохранилось. Но едва ли можно сомневаться, что «в дивно украшенных, всякой лепоты, исполненных церквах и хоромах», о постройке   которых   говорится   в   русских   летописях,   резьба   по   дереву находила самое широкое применение.  Уже   в   XI­XII   веках   различные   виды   деревообработки   носили   характер ремесленного   производства.   В   летописях   встречается   ряд   упоминаний   об артелях   дереводелей   (плотников),   городников   теслей   (столяров), (специалистов по крупному строительству). В примерном перечне профессий, существовавших   в   крупных   русских   городах   XI­XIII   веков,   отмечены,   и резчики по дереву. 12 Доказательством применения рельефной резьбы в древнерусском зодчестве стали находки, сделанные во время археологических раскопок в Новгороде. Среди   этих   находок   есть   несколько   украшенных   разным   декором архитектурных   деталей.   Интерес,   в   частности,   представляет   фрагмент деревянной колоны одной из построек, датированной началом XI века. Ствол колоны   сплошь   покрыт   резьбой   невысокого   рельефа   в   виде   ремневидных полос с желобком посредине, которые переплетаются между собой, создавая простые по форме, но нигде не повторяющиеся узоры.  Между   переплетающимися   полосками   видны   изображения   кентавров   и грифонов. Изображения эти имеют характерный для «звериного» стиля чисто декоративный характер с орнаментальной разделкой всех деталей – мускулов и шерсти зверей, складок одежды кентавров, крыльев грифонов. Резной декор новгородской колонны не может считаться единичным, случайным явлением. Он   органически   связан   со   всем   русским   декоративным   искусством   того времени, во многих областях которого основными элементами узора служили те же мотивы «звериного» стиля и переплетающихся полос (плетенки).  В   период   с   XI   до   XVI   веков   резчики   использовали   такие   приемы,   как профильное наложение тела зверей, при котором очертания фигур образуют сложный,   причудливый   силуэт.   Сюжеты   взяты   большей   частью   из апокрифических источников.  Происходила  более тщательная  проработка  известных  приемов,  орнамента, обогащение   заданных   форм,   так,   например,   путем   введения   в   общую декоративную композицию деревянной скульптуры.  Резьба XVI столетия, сохраняя творческие достижения предыдущего периода, развивается   в   направлении   все   большего   усложнения   и   обогащения орнаментальных   мотивов.   Простую   плетенку   покрывали   многочисленными ответвлениями,   и   весь   узор   превращался   в   фантастический   растительный орнамент, в основе которого лежали изгибы стебля. 13 Влияние на русское зодчество оказали и, работавшие в Москве в конце XV – начале   XVI   века,   итальянские   архитекторы.   В   резьбе   XVII   века   появился мотив   виноградной   лозы,   который   получил   широкое   распространение;   в растительный узор вплетали изображения птиц, сиринов и других сказочных существ, а также реальных голубей, попугаев, орлов.  Наряду   с   плоской,   решенной   в   двух   планах   резьбой,   главное   очарование которой заключалось в ритме линий и красоте коврового узора с заоваленной поверхностью,   например,   в   традиционной   кудринской   резьбе,   получила развитие так называемая флёмская резьба высокого рельефа, где художест­ венная   выразительность   была   основана   на   сложных   и   разнообразных соотношениях объемных форм, образующих богатую игру светотени.  Основным   художественным   центром   декоративной   резьбы   по   дереву   во второй половине XVII века стала одна из мастерских Московской Оружейной Палаты,   носившая   название   ''Палата   резных   и   столярных   дел".   Здесь   в творческом сотрудничестве искусных резчиков с крупнейшими иконописцами создавали своеобразные формы флёмской резьбы. Её выполняли в высоком рельефе,   решенном   в   разных   планах   и   в   отдельных   деталях,   который переходил   в   круглую   скульптуру.   Основным   мотивом   флемской   резьбы служил   растительный   орнамент,   покрывавший   почти   всю   украшаемую поверхность. Он состоял из пышных гирлянд и разнообразных переплетений, плодов, цветов, и листьев.  Широкое   распространение   в   русской   деревянной   резьбе   второй   половины XVII века получили также различные архитектурные мотивы в виде прямых и витых колонок, кронштейнов, раскрепованых карнизов.  В это время всю резьбу покрывали великолепной позолотой, в выполнении которой   русские   мастера   достигли   необычайного   искусства,   делая поверхность либо матовой, либо блестящей. При этом сама позолота имела разнообразные оттенки красноватых, зеленоватых и желтоватых тонов. 14 Другим крупным центром декоративной резьбы по дереву в начале XVIII века стало Адмиралтейство, куда перешли многие резчики Оружейной палаты. Од­ нако   строительство   флота   в   этот   период   приняло   настолько   широкие масштабы и потребовало такого количества работников, что на Охте, близ Петербурга,   было   создано   целое   новое   поселение   плотников,   столяров   и резчиков. Собранные приказом Петра I в 1721­1722 годах из разных районов России,   по   преимуществу   тех,   где   были   особенно   развиты   дере­ вообрабатывающие   промыслы.   Они   являлись   носителями   не   только определенных   технических   навыков,   но   и   сложившихся   в   этих   районах  художественных традиций.  Декоративная резьба по дереву занимала значительное место во внутренней отделке дворцовых зданий первой четверти XVIII века, во многом определяя характер их общего художественного решения. Долгое время считалось, что резьба выполнялась в основном жившими в России иностранными мастерами. Однако   изучение   архивных   документов   показывает,   что   иностранцы   чаще всего   являлись   только   авторами   проектов   и   моделей,   а   иногда   и   просто подрядчиками,   саму   же   резьбу   в   материале   выполняли   русские   резчики Оружейной   Палаты,   Адмиралтейства,   Канцелярии   от   строения   охтинских поселений и другие.  Наряду   с   резчиками   большая   роль   в   истории   развития   резного   декора принадлежит   и   корабельным   мастерам.   Наряду   с   чертежами   и   рисунками корабельные мастера делали нередко и модели судов. "Когда такой корабль отстроят, то надлежит приказать тому мастеру сделать половинчатую модель на доске. И оную, купно с чертежом, по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую".  В Адмиралтействе хранились также чертежи и модели собственных трудов Петра I. Нос судна делали в виде скульптурного изображения ­ иногда человеческой   фигуры,  но   чаще   всего   стоящего   на   задних   лапах   льва   с 15 разинутой   пастью   и   развевающейся   гривой.   Огромная   голова   зверя   не соответствовала по своим размерам его небольшому туловищу, зато пре­ красно   сочеталась   с   масштабами   всей   носовой   части   корабля.   Резной декор   на   корме   был   связан   с   изображением   мифологических   божеств, олицетворяющих водную стихию: Нептуна, нереид и сирен, окруженных дельфинами и тритонами.  Резьба по дереву и до наших дней остается одним из национальных видов прикладного искусства народов нашей страны. Не всякая древесина хороша для резьбы. Лучше всего подходит древесина липы, клена, ольхи, ореха, бука, груши, березы, дуба. Предпочтение отдается липе,   ее   древесина   поддается   всем   видам   резьбы.   Вязкая,   однородная   по структуре волокон, мягкая, она одинаково хорошо режется вдоль и поперек волокон,   поддается   отделке   практически   любым   способом.   Традиционно русским   материалом   является   и   береза   с   древесиной   однородного   белого цвета, достаточно твердой и упругой. Для резьбы с крупным рисунком хороша древесина дуба. . Различают следующие основные виды резьбы по дереву: плоская, ажурная, рельефная и скульптурная.  Плоская (глухая) резьба по дереву При плоской (глухой) резьбе на поверхности изделия образуются небольшие углубления,   составляющие   геометрический   рисунок   из   различных треугольников,   квадратов,   многогранников,   линий.   Это   так   называемая геометрическая,   или   клинорезная,   резьба,   рисунок   ее   выявляется   резкими переходами от света к тени. . Ажурная (сквозная) резьба по дереву Ажурная   (сквозная)   резьба  по   дереву   ­   это   разновидность   плоской,   но делается не глухой: окружающий рисунок фон выпиливается или вырезается насквозь. По характеру вырезов она может быть и заваленной, именно таким 16 образом наружные резные изделия, украшающие строения, предохраняют их от   снега   и   дождя.   Сквозная   резьба   характерна   для   наличников,   карнизов, балконных ограждений. Ажурная   резьба   выполняется   с   помощью   узких   ножовок,   лобзиков,   сверл. Стамеска   является   подсобным   инструментом   для   зачистки   и   скалывания излишней древесины. Рельефная и скульптурная резьба по дереву Более сложными по исполнению видами является рельефная и скульптурная резьба.  Первая   подразделяется   в   зависимости   от   степени   высоты   фигур, выступающих над поверхностью, на барельеф и более высокий ­ горельеф. Этими  способами   чаще  всего   изображаются  фигуры  животных,  птиц  и  др. Скульптурная   (круглая)   резьба   отличается   от   рельефной   еще   большей выпуклостью изображаемых предметов и фигур. На подлокотниках старинных кресел и других изделий именно так вырезают головы львов, оленей, коней, птиц.   В   этом   случае   фигуры   почти   полностью   отделяются   от   фона   и  Надежные  стиральные   машины   горенье  для становятся   скульптурой. удобства.. Для этих видов резьбы применяется специальный инструмент: полукруглые и круглые    стамески,    изогнутые   рашпили,   резцы   с   профильной   режущей кромкой. Для первичной, грубой обработки необходимы лобзиковые пилы, обыкновенные стамески с прямым или скошенным лезвием, долота, ножи. Вместо   молотка   удобнее   работать   киянкой,   так   как   внимание   резчика сосредоточено на точности срезов и сколов древесины, а не на ударе по ручке стамески ­ молотком с узкой подошвой можно и промахнуться. Рабочий стол должен иметь высоту 900­1000 мм, за таким столом можно работать и сидя на высоком табурете (вот тут как раз и пригодится высокий стул­стремянка). Особое   значение   для   точной   и   красивой   резьбы   имеет   заточка   резцов. Режущая   часть   стамески   должна   быть   заточена   под   небольшим   углом   и 17 хорошо  направлена   на  оселке  и  ремне  до  зеркального   блеска,  как   бритва. Тогда   и   срезы   древесины   будут   гладкими,   слегка   блестящими.   В   первых опытах   плоской   геометрической   резьбы   можно   обойтись   всего   одним инструментом  ­   резаком,  переточенным   из   короткой   стамески   шириной   не менее  15 мм или сделанным  из ножовочного полотна  по металлу  подобно сапожному  ножу.  Ручка  резака  делается  прямоугольной формы, только  на кромках образуются под тупым углом фаски. Инструмент с круглой гладкой ручкой трудно удерживать точно в направлении резания. Материалом для резьбы может быть любой отрезок доски толщиной не менее 10 мм, хорошо высушенный, без трещин, сучков и механических повреждений, с гладкой поверхностью. Широкие заготовки лучше склеить из нескольких узких   брусков   одной   породы   дерева   и   с   однородной   структурой.   Для прорезной   резьбы,  отделываемой   непрозрачным   покрытием,   пригодна древесина   любых   пород.   Предлагаем  стремянки  каждому   желающему   ­ хороший выбор. Рисунок   сквозной   резьбы   делают   на   листе   белой   бумаги,   а   затем   через копирку переводят на деревянную поверхность. Небольшие заготовки можно размечать для геометрической резьбы сразу на поверхности, это относится и к сквозной резьбе наличников и других изделий архитектурного значения. Для повторяющегося   рисунка   целесообразно   изготовить   картонный    или   фанерный шаблон. На одном изделии можно использовать разные виды резьбы, а также сочетание ее с выжиганием, выпиливанием и другими способами украшения. Для   различных   видов   резьбы   применяются   разные   способы   резания   и соответствующий   инструмент.   Но   все   сводится   к   тому,   чтобы   снять   с поверхности   заготовки   лишнюю   древесину,   образовать   путем   ее   срезания рисунок   и   фон.   Простейшая,   так   называемая   трехгранно­выемчатая   резьба выполняется стамеской или ножом в следующей последовательности. . 18 Начинают с накалывания. В точке пересечения лучей треугольника острый кончик ножа углубляют в древесину на 2­4 мм. При этом на вершине фигуры остается легкий, едва заметный поверхностный надрез глубиной в десятую долю   миллиметра.   Накалывание   повторяют   трижды   для   каждой   фигуры, начиная всякий раз с центра. Когда   накалывание   закончено,   приступают   ко   второй   операции,   которая называется подрезанием. Задача ее состоит в том, чтобы вырезать и удалить из фигуры трехгранные кусочки древесины. Поворачивая заготовку и наклоняя инструмент в ту или другую сторону, направляя лезвие от верхних граней треугольника к центру, постепенно усиливая нажим, срезают треугольники, образуя такой же формы выемку. Нож или стамеску держат крепко зажатыми в кулаке. Ладонью левой руки заготовку плотно прижимают к столу, а правая рука опирается на стол или на обрабатываемую доску. Резак попеременно наклоняют то в одну, то в другую сторону, а заготовку поворачивают  в зависимости  от направления волокон древесины. При трехгранно­выемчатой резьбе резание все время ведут или вдоль волокон древесины, или под углом, но не навстречу им. . Выжигание Особняком   стоит   в   ряду   различных   способов   отделки   выжигание   огнем   и кислотами, очень распространенное в сельском мебельном производстве, изготовлении детских игрушек, шкатулок, рамок для картин, сувенирных изделий. При   выжигании,   древесина   изменяет   свой   цвет   под   действием   высокой температуры ­ от светло­желтого цвета до коричневого цвета, почти черного. Со   временем   окраска   не   меняется,   сохраняется   очень   долго,   веками. контактные линзы. Довольно   широко   распространенные   ранее   способы   выжигания   открытым огнем и кислотами теперь применяют редко. Первый вследствие пожарной 19 опасности, а второй потому, что приходится иметь дело с крепкой серной кислотой, неосторожное обращение с которой может привести к ожогам рук. Для выжигания нужен специальный прибор ­ электровыжигатель. Его можно сделать   самому.   Потребуется   также   и   небольшой   трансформатор, понижающий   напряжение   со   120­220   до   2­3Вт,   который   подключается   к обычной электросети. В продаже имеются электровыжигатели, снабженные трансформаторным устройством. . Для выжигания пригодна не смолистая древесина любых пород дерева, но более сочный рисунок получается на светлых поверхностях. Лучшие породы дерева   для   выжигания   ­   это   липа,   ольха,   тополь.   Вполне   пригодна   любая фанера, березовая или буковая. Работают электровыжигателем, как карандашом. Когда согнутый под углом кончик петли накалится, им проводят по контуру рисунка на себя, слегка касаясь поверхности древесины. Колодку наклоняют под таким же углом, как при письме карандаш. Ширина выжигаемой линии может быть различной, это зависит от того, под каким углом наклонена плоскость петли по отношению к плоскости заготовки. При первом же прикосновении к дереву петля слегка темнеет, охлаждаясь. Но стоит приподнять ее, как накал восстанавливается. По   оставленному   следу   можно   определить   необходимую   степень   нажима раскаленной   проволоки   и   время   непрерывного   "рисования".   Проход   по одному   и   тому   же   контуру   можно   повторять,  чтобы   сделать   линии   более темными,   но   никогда   не   следует   допускать   обугливания   древесины,   это портит внешний вид рисунка. Прибором можно делать точечный фон. Чем больше   выжженных   точек   на   поверхности   фона,   тем   темнее   он   будет выглядеть. . 20 2.3. Столярный инструмент Вот   теперь   наступила   пора   обзавестись   инструментом.   Прикиньте   свои материальные   возможности,   осмотрите   уже   глазами   начинающего   столяра имеющийся инструмент. В каждом доме найдутся молоток, отвертка, шило, ножницы. Посмотрите, исправны ли они. Лишним   в   крохотной   домашней   мастерской   можно   считать электрифицированный   инструмент   (дисковая   пила,   рубанок,   дрель), использование их будет причинять беспокойство соседям. Можно обойтись без   больших   долот,   их   полностью   заменят   стамески.   Не   нужна   киянка (большой деревянный молоток) он рекомендуется в пособиях по столярному делу из тех соображений, что деревянные ручки стамесок и долот от ударов металлическим молотком быстро разрушаются. Однако опыт показывает, что березовая   ручка   стамески   служит   несколько   лет,   а   новую   ручку   можно сделать всего за каких­нибудь полчаса. Молоток, топор.  Желательно иметь несколько молотков, из них один весом до 300г, второй совсем лёгкий, так называемый, часовой.  Молоток,   конечно,   плохо   держится   на   слишком   короткой   рукоятке,   он болтается на ней, и удары частенько приходятся не по шляпке гвоздя, а по пальцам рук. Есть несколько способов крепления рукоятки деревянными и металлическими   клиньями,   проволокой,   жестью   .   Овальное   отверстие   в молотке делается обычно конусным, оно расширяется к внешней стороне и сужается   в   сторону   рукоятки.   Березовая   ручка   вытачивается   или выстрагивается тоже на конус. Разница по сечению рукоятки составляет 10­15 мм при длине 300 мм. Молоток насаживают на более тонкий конец так, чтобы он плотно входил в овальное отверстие. При этом между металлом и деревом образуются   щели.   Проще   всего   закрепить   молоток   клиньями   из   твердой 21 древесины бука, березы: один клин вбивается в торец рукоятки по продольной оси,   два   узких   ­   по   поперечной.   Более   надежное   крепление   обеспечивает металлический клин. Толщина стали 3­4 мм с тремя перьями, концы которых заточены,   как   показано   на   рисунке.   При   забивании   такого   клина   перья расходятся   в   разные   стороны   и   прочно   расклинивают   рукоятку. Предварительно в ее торце делают стамеской или отверткой насечки глубиной 3 ­ 4 мм, тогда клин не уйдет в сторону.Аналогичным образом укрепляют топор на деревянном топорище. Отвертки.  Найдется в доме и отвертка. Для работы одной отвертки мало, потребуется по меньшей мере две­три. Но взгляните сначала на прорезь в головке шурупа, она не прямоугольной, а трапециевидной формы. Вот такой формы должно быть и острие отвертки, плоскости и кромки его необходимо заточить напильником так, чтобы они плотно заполняли всю прорезь шурупа. При   этом   боковые   грани   отвертки   должны   быть   несколько   скошены   для обеспечения   наибольшего   усилия   при   завертывании   шурупов   (отвертывать приходится реже). . Шило.  Пригодится   прямое,   не   сапожное,   шило,   заточенное   в   виде многогранника. Его нетрудно сделать из куска толстой стальной проволоки. Перед   заточкой   один   конец   проволоки   можно   отпустить   путем   нагрева   и медленного охлаждения. Закаливать сталь следует таким способом: разогреть конец   шила   на   газовой   горелке   до   по­светления   металла,   затем   быстро окунуть   в   жидкость.   Поскольку,   для   разных   марок   стали,   применяются различные   охлаждающие   составы,   то   в   домашних   условиях   придется, возможно,   процесс   закалки   повторять,   окуная   раскаленное   острие   шила поочередно   в   чистую   воду,   подкисленную   уксусом,   подсолнечное   масло, олифу,   в   мыльный   раствор.   Следует   поварьировать   и   степенью   нагрева. Качество закалки легко проверить напильником или полотном ножовки по 22 металлу.   Если   металл   с   трудом   поддается   инструменту   ­   значит   сталь закалилась. Ножницы, простые и цветные карандаши, линейка также найдутся в любом доме. Теперь об инструменте, который надо приобрести в магазине или изготовить самому. Набор   инструмента   для   столярных   и   сопутствующих   им   работ   можно разделить на две группы по порядку комплектации: а) самый необходимый для первоочередных работ начинающего столяра; б) необходимый для более сложных   краснодеревных   и   специальных   работ.   Половину   того,   что   будет перечислено,   можно   сделать   самому,   но   не   сразу,   так   как   это   требует некоторых   навыков   точного   пиления,   правильного   строгания,   умения соединять деревянные детали разными способами, пользоваться дрелью или коловоротом. Итак, необходим на первых порах следующий инструмент. Пилы.  Предпочтительнее ножовка с недлинным, но широким полотном для поперечного и продольного пиления. У такого полотна сравнительно мелкие зубья высотой 4­6 мм имеют форму равнобедренного или равностороннего треугольника. Полотна для продольного пиления имеют наклоненные вперед зубья,   они   режут   волокна   древесины   при   движении   вперед,   от   себя,   а   на обратном ходу лишь выбрасывают опилки. Традиционная лучковая столярная пила   слишком   громоздка,   неудобна   для   работы   в   тесном   помещении. Лучковая пила с узким полотном (ширина не более 10 мм) и мелкими зубьями высотой до 4 мм может пригодиться для криволинейного пиления. Но если необходимо сделать такие пропилы на фанере или дощечках толщиной до 10 мм,   лучковую пилу вполне заменит обыкновенный лобзик. Он же послужит вместо пилы­мелкозубки для тонких работ, а также ножовки по металлу. Для этого надо иметь пилки по дереву и металлу. 23 Рубанок.  Существует   много   видов   этого   инструмента   под   общим наименованием "струги": шерхебель с овальным лезвием железки для грубого строгания   пиломатериала;   одинарный   рубанок   для   чернового   строгания; рубанок   с   двойной   железкой,   или   "двойничок",   как   ласково  называют   его краснодеревщики, для чистового строгания, снятия ровной и тонкой стружки; фуганок   для   выравнивания   больших   поверхностей   (от   двойного   рубанка отличается только длиной и массивностью деревянной колодки) фальцовки, галтели,  калевки, шпунтовки и  другие струги  для  профильного строгания. Начинающему   столяру   достаточно   одного   двойного   рубанка,   так   как придется иметь дело чаще всего с уже выструганными вчерне заготовками. Стамески.  Они   отличаются   шириной   железки   и   формой   режущей   части. Применяются для резания древесины, раскроя декоративной фанеры, выделки гнезд щй­повых соединений. Стамески с полукруглым резцом употребляются для выборки желобов, а также для резьбы по дереву. На первое время вполне достаточно двух стамесок с прямыми лезвиями шириной 4­6 и 15­20 мм. Разметочный   инструмент.  Это, прежде всего столярный угольник, линейка, рейсмус   для   нанесения   на   обрабатываемое   изделие   прямых   параллельных линий, циркуль, ярунок для разметки заготовок под углом 45° и малка для разметки   под   другими   углами.   На   первых   порах   их   могут   заменить ученический   угольник,   линейка   и   циркуль.   В   последующем   все   эти инструменты нетрудно сделать самому. Тиски.  Годятся   любые   слесарные   тисочки   средних   размеров,   но   удобнее специальные тиски. Они бывают в продаже, называются столярными. Такие тиски универсальны, в них удобно закреплять заготовки для продольного и поперечного пиления, строгания, сверления, долбления и других  видов работ, как  с деревом, так и с другим материалом (металл, оргалит, пластмасса и т. п.). 24 Клеянка.  Для приготовления широко распространенного сейчас казеинового клея специальной посуды не требуется. Но для приготовления традиционного столярного клея, мездрового или костяного, нужна клеянка ­ паровая баня. Для нее потребуются две  жестяные банки большего и меньшего размеров. Готовых клеянок в продаже не бывает. Сжимы.  Так называют приспособления для стягивания и прижима деталей, соединяемых   на   шипах,   клею:   струбцины,   взаймы,   прессы.   Имеющиеся   в продаже металлические струбцины пригодны не для всех работ. Деревянные же   с   металлическим   болтом   можно   сделать   самому.   На   первых   порах   в качестве сжима можно использовать, например, винт мясорубки, слесарные или   столярные   тиски.   Есть   более   простые   способы   стягивания   деталей   с помощью куска резины, бечевки и деревянных клиньев. Брусок   и   оселок.  Нельзя   работать   тупым   инструментом.   Для   заточки рубаночных   железок   и   стамесок   пригоден   брусок   из   песчаника, карборундовый или наждачный. Но для правки необходим оселок ­ брусок с очень   мелкими,   пылевидными   зернами.   Наиболее   удобным   является механическое   точило   с   ручным   приводом   и   круглым   камнем.   В   продаже имеется   электроточило,   которым   пользуются   в   быту,   одновременно   могут служить в качестве сверлильного и шлифовального станочка. . Напильники. Необходим трехгранный личной напильник для заточки и правки пил.   Перед   заточкой   зубья   рашпиль   (напильник   с   крупной   насечкой)   для обработки    криволинейных  деревянных  деталей,  шлифовки  торцов. Сверлильный  инструмент. Чисто столярным является коловорот, с набором, так   называемых,   перьевых   и   других   сверл   для   высверливания   в   дереве круглых   и   выделки   овальных   отверстий.   Но   целесообразно   приобрести небольшую   или   средних   размеров   дрель.   Она   пригодится   не   только   для 25 работы по дереву, но также и по металлу, пластмассе и с другими твердыми материалами. Понадобится набор свёрл. В дальнейшем надо бы обзавестись набором   напильников:   пригодится   бархатный   напильник,   для   снятия заусенцев,   плоский,   квадратный,   круглый.   Пригодятся   электрический паяльник, керн для разметки металла перед сверлением. На первых же порах можно обойтись без дрели и коловорота. В куске дерева отверстие любой формы   можно   сделать   с   помощью   шила,   стамески,   отвертки,   круглого напильника. Монтажный  инструмент. Большая и малая отвертки, прямое  шило, кусачки, клещи,   плоскогубцы.   Последние   триинструмента   можно   заменить   одним   ­ пассатижами. Цикля.  Стальная   пластинка,   укрепленная   в   деревянной   колодке,   она применяется для сглаживания, зачистки деревянных поверхностей. Стеклорез.  Вполне пригоден простейший и недорогой роликовый стеклорез, им   можно   раскраивать   стекло   любой   толщины.   Стекольщики­монтажники витринных (зеркальных) стекол толщиной до 10 мм предпочитают стальной стеклорез дорогому алмазному. Плотничный   метр.  Деревянный   плотничный   метр   удобен   для   работы   с заготовками   больших   размеров,   а   для   большинства   столярных   работ достаточно иметь металлическую 26 Заключение В   результате   я   могу   сделать   вывод,   что   добился   цели,   узнал   историю профессии столяр, требования, предъявляемые к профессии, выявил свойства древесины. Безусловно, профессия столяра интересная, увлекательная, востребованная. Издавна эта профессия пользуется высоким престижем. Дом современного человека трудно представить без окон, дверей и мебели, а значит всегда будет потребность   в   плотниках   и   столярах.     Древесина   с   давних   пор   широко используется в строительстве как материал, обладающий многими ценными качествами: высокой механической прочностью, низкой теплопроводностью, небольшим   объемным   весом,   легкой   обрабатываемостью,   химической стойкостью к воздействию кислот, солей и масел. Важный раздел столярного искусства   ­   умение   выбирать   материал   и   правильно   его   отделать,   чтобы изделие приносило эстетическое наслаждение людям. Совершенства мастер достигает далеко не сразу, лишь в результате значительной практики человек начинает   хорошо   чувствовать   дерево,   соразмерять   силу   и   направление движения инструмента с твердостью древесины и направление ее волокон.   Профессия   столяра   способствует   развитию   эстетического   вкуса, воображения. 27 Список литературы 1. Занятие по трудовому обучению, 6­7: Обработка древесины, металла, электротехнические   и   др.   работы:   Пособие   для   учителя   труда:   под редакцией Д. А. Тхоржевского: Москва «Просвещение»,1990. 2. Занятия по техническому труду: Пособие для учителей труда 5­6 кл.: Под редакцией Д. А. Тхоржевского: Москва «Просвещение», 1985. 3. Технология.   Трудовое   обучение:   Учебник   для   учащихся   7   класса общеобразовательной школы: Под редакцией В. Д. Симоненко: Москва «Вентана­Граф» 1997. 4. http://www.bestreferat.ru/referat­54485.html 5. http://www.ucheba.ru/prof/1856.html 6. http://stoljar.tk/publ/1­1­0­21 7. http://kref.ru/infopsikhologijasotsiologija/129518/3.html 8. http://docslists.slbg.ru/lemicewi176.html

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)

Проект по профориентации "Столяр" (9 класс, технология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018