Проект по развитию планетарного сознания у детей старшего дошкольного возраста "Космознайка"
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Проект по развитию планетарного сознания у детей старшего дошкольного возраста "Космознайка"

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Мероприятия
docx
естествознание
Детсад
02.03.2018
Данный материал включает описание проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении с участием воспитанников, родителей, воспитателей и специалистов ДОУ. Содержит обоснование актуальности и целесообразности работы по данному направлению; описание проблемы, на решение которой направлен проект, цели и задачи проекта, краткую аннотацию, содержание и этапы реализации проекта, содержание работы по направлениям и необходимые ресурсы, а также предполагаемые результаты.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Развитие планетарного сознания.docx
МОУ «Бендерский Детский сад № 15» ПРОЕКТ Развитие планетарного сознания детей дошкольного возраста «КОСМОЗНАЙКИ» Актуальность проектной темы: развитие детской личности происходит в процессе познания окружающего мира и путем поиска и приобретения всесторонних знаний об окружающей действительности. Одной из основных задач в воспитании максимальное ребенка-дошкольника является 1 раскрытие его творческого потенциала, поэтому важным средством расширения мировоззрения ребенка будет познание им неизведанного мира Вселенной. Тема проекта: «Космос» Участники проекта: - дети дошкольного возраста; - воспитатели; - специалисты ДОУ; - семьи воспитанников. Тип проекта: Информационно – исследовательский с практико – ориентированной направленностью, инновационный Вид проекта: долгосрочный Уровень реализации проекта: фронтально – локальный (подпроекты – в рамках отдельных возрастных групп) ПРОЕКТ «Развитие планетарного сознания детей дошкольного возраста» Обоснование целесообразности выбора проектной темы: 2 В современных Государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования отмечено, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений, навыков, а совокупностью личностных качеств. Поэтому обусловленный современными достижениями педагогической науки портрет выпускника ДОУ включает в себя интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы:  физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками;  любознательный, активный;  эмоционально отзывчивый;  овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;  способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;  способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;  имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;  овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;  овладевший необходимыми умениями и навыками. Формирование личностных качеств у детей дошкольного возраста требует комплексного подхода к решению обозначенной проблемы, который должен быть представлен интеллектуальным, эмоциональным и практически - действенным компонентом. Интеллектуальный компонент предполагает наличие знаний о разных сторонах социальной действительности. Здесь важным является отбор материала в соответствии с возрастом, доступность информации и в то же время избегание явления «всё известно». Дошкольникам должен быть интересен и понятен предлагаемый материал. Тема космоса является благоприятной для средних и старших дошкольников и будет способствовать развитию детской любознательности и активности. 3 Эмоциональный компонент призван обеспечить проникновение знаний в сферу чувств и переживаний. Эмоциональное реагирование детей обеспечивается использованием в ходе реализации воспитательно - образовательных задач средств материальной и духовной культуры. Кратчайшим путём донесения до души, до сознания ребёнка нравственной сути того или иного материала является художественная литература, музыка, картины и т.д. Поэтому целесообразным в ознакомлении детей с космосом и космонавтами является использование познавательных сказок (в том числе и составленных самостоятельно), слайд-презентаций, слушание и пение песен о космосе и космонавтах (дошкольники с удовольствием поют прослушанные строки: «Знаете, каким он парнем был! Как на лёд он с клюшкой выходил, как он песни пел, весел был и смел…») и др. Практичеки- действенный компонент представлен практическими действиями детей, спектр которых достаточно широк. Это игры, рисование, лепка, конструирование, моделирование, экспериментирование и др. Знания, которыми представлен интеллектуальный компонент, с одной стороны, имеют прямой выход на ближнюю деятельность, с другой стороны, знания будут служить багажом для перспективной деятельности и развития. Например, знания о мужестве, смелости, героизме космонавтов дети воспринимают эмоционально, с большим интересом. Эти знания дети отражают в сюжетно-ролевой игре «Мы - космонавты», «Полёт на Марс», рисуют и лепят ракету, космонавта в скафандре, делают летательные аппараты из бросового материала и т.д. Кроме того, эти знания формируют нравственный идеал ребёнка и мотивируют поступки, деятельность, социальный и профессиональный выбор в будущем. Тема космоса максимально может быть реализована в условиях совместной деятельности воспитателя с детьми. В работах Н.А. Коротковой, И.А. Модиной, Е.Г. Юдиной и др. определены сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей: наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). Именно с учётом таких положений 4 должна организовываться непосредственно образовательная деятельность, к которой относится игровую деятельность как ведущую деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно- исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение (восприятие) художественной литературы. Важно не просто организовать детские виды деятельности, а найти адекватные возрасту формы активности. Учитывая принцип интеграции и принцип комплекно- тематического построения образовательного процесса по теме «Космос» можно предложить к использованию следующие формы активной детской деятельности.  Двигательная: подвижные игры, игровые упражнения, соревнования («Раз, два, мы – на старте», «Подготовка к полёту», «Кто сильнее», «Перетягивание каната», «Кто быстрее?», «Самые ловкие» и т.д.)  Игровая: сюжетно-ролевые игры и игры со строительным материалом («Мы - космонавты», «Полёт на Марс», «Полёт в космос)».  Продуктивная: реализация проекта «Космический корабль»,   «Питание в космосе», «Планеты», «Огненное око», мастерская по изготовлению луноходов, мастерская по изготовлению летательных аппаратов и др. Коммуникативная: составление и отгадывание загадок о звёздах и планетах, беседа о Ю.А.Гагарине, общение на темы «Как готовят космонавтов к полёту», «Жизнь на орбите». Трудовая: хозяйственно-бытовой труд «Приведи в порядок свою планету», ручной труд «Ракеты – луноходы - корабли», труд в природе «Исследователи на грядке», самообслуживание «Космонавт всегда в порядке».  Познавательно-исследовательская: экспериментирование «Невесомость в космосе» (вода, масло, спирт); решение проблемной ситуации «Зачем космонавту скафандр?»; коллекционирование картинок и фотографий космонавтов, космических летательных аппаратов; моделирование «Космические ракеты», экскурсия на фотовыставку «Покорение космоса», просмотр слайд-презентации «Ю.А.Гагарин – первый в мире космонавт». 5   Художественно-музыкальная: слушание и исполнение песен, посвящённых космосу, ритм-танец «Перед стартом». Чтение художественной литературы: чтение и обсуждение рассказа Л. Обуховой «Вижу Землю», Ю. Нагибина «Рассказы о Ю.Гагарине», научно-познавательной сказки «Звезда по имени Солнце» Искусство воспитателя заключается в умелом сочетании форм и методов работы, их соответствию возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Проблема, на решение которой направлен проект: Анализ условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, в том числе познавательных способностей и способностей к моделированию в практике ДОУ позволил выделить: 1. Недостаточное внимание родителей воспитанников к тематике Вселенной и космоса, к исследованиям в области отечественной космонавтики, а также к празднику – День космонавтики. 2. Поверхностные знания детей о Вселенной, о космосе и его исследовании, о первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника – День космонавтики. 3. Отсутствие упорядоченных, системных знаний детей в соответствующих образовательных областях, опосредующих возможность поэтапного осознания себя частью планеты, космоса в целом. 4. Отсутствие методического сопровождения в решении задач данного направления, развития способностей к наглядному моделированию детей дошкольного возраста. 5. Отсутствие необходимого уровня психолого – педагогической компетенции в области технологии содействия умственному развитию детей дошкольного возраста, развития у них планетарного сознания. 6. Отсутствие пособий и материалов, необходимых для работы с детьми по данному направлению. 7. Неточность формулировок инструкций, предлагаемых детям; избыточность специальных терминов; перегрузка детей информацией. 8.Отсутсвие взаимодействия семей воспитанников с педагогами и специалистами ДОУ по формированию у дошкольников планетарного сознания. 6 Предложенный проект решает задачи обучения, воспитания, развития и направлен на обогащение познавательно – эстетической, социально – нравственной компетентности дошкольников. Система работы по теме «Космознайки» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребёнка. Блоки занятий направлены на развитие умственных способностей, которое осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание занятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе. Цели проектной деятельности: 1. Развитие интеллектуально – познавательной, социально – нравственной и творчески – эстетической компетенции детей. 2. Развитие творческого потенциала детей и становление субъективно – оценочного отношения к окружающей действительности по данной теме. 3. Формирование планетарного сознания дошкольников, подведение детей к осознанию и принятию того, что во Вселенной есть другие малознакомые нам объекты. 4. А также способствование адаптации педагогов к условиям инновационной и экспериментальной работы в области расширения знаний и представлений детей дошкольного возраста об окружающей действительности в практической деятельности. Задачи проектной деятельности: 1. Сформировать представление детей о космосе, о Солнечной системе (планеты, звезды, солнце, луна и т. д.), о Вселенной. 2. Познакомить детей с историей освоения космоса, профессией – космонавт; развивать творческое мышление, фантазию, интерес к космосу. 3. Расширять и углублять представления детей дошкольного возраста об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме; подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов. 4. Развивать творческую самостоятельность, индивидуальность, интеллектуально – познавательную компетентность детей. 5. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи. Краткая аннотация проекта: В данном проекте представлено знакомство с нашей планетой Земля, с космосом, освоением космоса, работой космонавтов. 7 Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, организацию исследовательской деятельности. Для создания художественного образа будет предлагаться вариативный наглядный материал: глобус, карта звездного неба, иллюстрации, фотографии. Создан Планетарий. Основная суть предлагаемого инновационного проекта заключается в применении технологий, активизирующих самостоятельную познавательную активность детей, творческий потенциал семей воспитанников. Содержательную основу представляет разработанный нами на основе системного подхода проект «Развитие планетарного сознания детей дошкольного возраста. Космознайка» который направлен на: -расширение кругозора детей дошкольного возраста; -единое восприятие мира; -развитие общеучебных навыков при подготовке к школе; -привлечение родителей к образовательному процессу, развитию интереса к продуктивной с ребенком совместной деятельности; -совершенствование профессиональных компетенций педагогов дошкольного учреждения; -смена позиции воспитателя с носителя информации на организатора деятельности, консультанта по решению поставленной задачи. Особенности содержания проекта определены приоритетными линиями организации процесса содействия разностороннему развитию детей дошкольного возраста: -вариативность содержания и технологий проекта с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. -создание условий, способствующих развитию познавательных способностей, творческой самостоятельности, активности. Содержание и этапы реализации проекта: Данный проект разработан для детей дошкольного возраста, где будут рекомендованы занятия различной формы организации (групповые, индивидуальные), а также различные формы совместной деятельности педагога и детей. Система познавательно-эстетических занятий предполагает использование: различных видов бесед, занятия по изобразительной деятельности, конструирование, занятий - путешествий, занятий-игр, проведение опытов, экспериментирование в уголках-лабораториях и т.п. На занятиях дети будут использовать различные художественные материалы: акварель, гуашь, тушь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, бумажные салфетки, цветную бумагу, природный и бросовый материал. 8 Для создания художественного образа будет предлагаться вариативный наглядный материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т.д. В процессе занятий дети будут учиться моделировать, рассуждать, анализировать. Работа будет проходить последовательно и в системе, ориентацией педагогу будет служить тематическая матрица и примерное содержание вариативных форм взаимодействия для дошкольников. При проведении работы будут учитываться возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание занятий будет ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка. В ходе занятий дети будут получать представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форма, размер, движение вокруг Солнца; о Солнце, как источник тепла и света на Земле. Также будут получать представления о различных небесных светилах. Будут уточнять значение новых слов («космонавт», «спутник», «созвездие», «метеорит», «скафандр», «телескоп»). Данные занятия будут развивать логическое мышление, творческое воображение, а также умение детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений. В ходе занятий дети будут создавать индивидуальный неповторимый выразительный образ объектов и явлений по представлению, по памяти и т.д. При реализации проекта будут использованы вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное занятие и т.д. Этапы работы над проектом: Первый этап, подготовительный, посвящён выявлению первоначальных знаний детей, разработке системы занятий, подбору разнообразных материалов. 1.1. Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о космосе. 1.2. Информированность родителей о предстоящей деятельности. Такими могут быть: Проведение родительского собрания в рамках темы; Оформление папки-передвижки, фотовыставки; Подбор познавательной и художественной литературы, фотографий о космосе. 9 1.3 Разработка тематической матрицы, системы познавательно - эстетических занятий, системы занятий изобразительной деятельностью. 1.4 Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности. Второй этап, основной, должен стать временем конкретной реализации содержания проекта. 2.1. Проведение занятий по разработанной технологии; 2.2. Оформление выставок «Планета Земля», «Звёздные просторы» и т.д.; 2.3. Организация сюжетно – ролевых игр «Космодром», 2.4. Посещение Планетария и виртуального музея «В гостях у «Полет на Марс» и т.д.; Звездочёта» и др.; путешествие» и др.; 2.5. Настольно – печатные игры «Большое космическое 2.6. Проведение совместных с родителями развлечений «Космические старты», «Возвращение Незнайки» и т.д.; 2.7. Дидактические игры: «Изучение космоса», «Расставь по порядку», «Узнай по силуэту»; «Потому, что…» и т.д.; 2.8. Подвижные игры: «Найди свое место в космическом корабле», «Собери космический модуль», «Гонки в планеходе» и др.; 2.9. Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов. (Н.Носов «Незнайка на Луне»; Смешарики «Космическая одиссея», «Спасение улетающих» и т.д.). Третий этап, итогово – оценочный, целиком посвящён подведению итогов, анализу результатов, выработке будущих планов, составлению отчётов. 3.1. Итоговая диагностика детей в рамках темы (знают, умеют, способны выражать субъективно-оценочное отношение); 3.2. Анализ результатов детей; 3.3. Информированность родителей о знаниях детей о космосе 3.4. Составление отчётов педагогов о проделанной работе; 3.5.Предоставление опыта работы на педагогическом совете в через фотомонтаж; виде презентации. Содержание работы по направлениям: Познавательно - речевое развитие: Рассматривание иллюстраций о космосе в книгах и энциклопедиях. Рассказ воспитателя о космосе, о первом космонавте планеты Земля. Беседа «Первый полет в космос», «Каким должен быть космонавт» 10 Чтение детской литературы. Заучивание наизусть стихотворений. Отгадывание загадок о космосе. Дидактические игры: «Летает, плавает, ездит», «Космос». Детские досуг «Путешествие по неизведанным планетам» Художественно-эстетическое развитие: Конструирование плоскостное и из деталей крупного и мелкого конструктора («Ракета», «Космодром») . Рисование: «Ракета», «Инопланетяне», «Космос», «Мы и планета Земля». Аппликация: с использованием природного материала (крупы) «Солнышко», коллективная «Планета инопланетян». Социально-личностное развитие: Сюжетно-ролевая игра «Полет в космос» Физическое развитие: "Космическая "утренняя гимнастика. «Космические» физминутки. Беседа «Что делает космонавт, чтобы быть здоровым» Создание условий для самостоятельной деятельности детей: Центр конструктивных игр: мелкий и крупный конструктор для игр. Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для игры «Полет в космос». Центр художественного творчества: материалы для рисования (карандаши, фломастеры, краски, кисточки, бумага, трафареты, пластилин, материалы для изготовления аппликаций. Взаимодействие с семьей: 1. Сотрудничество с родителями (выставки совместного творчества детей и родителей «Каким я представляю себе космос») . 2. Выставки детских работ. 3. Досуг для детей с приглашением родителей. Ресурсы: Информационные: диагностика познавательного развития детей, запросы родителей, информация из педагогической и научной литературы, интернет сайты, создание презентаций; методическая работа с родителями. Научно-методические: 11 Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы/ Т.А.Шорыгина, М.Ю.Парамонова. – М.: ТЦ Сфера,2011. Журнал «Дошкольная педагогика» №2(43)/февраль/2008. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Журнал «Дошкольная педагогика» №3(44)/февраль/2008. Введение в науку «Астрономия». Методические рекомендации к блоку познавательное развитие. – Кострома, КОИПКРО, 2002. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007. Кадровые: - методист по ИЗО, методист по ФИЗО, методист по ПН, воспитатели, музыкальный руководитель, преподаватель молдавского языка; - дети среднего, старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группы; - семьи воспитанников. Ожидаемый результат: 1. Дети получат первоначальные(углубленные) знания о космосе, об освоении космоса, о космонавтах; пополнение словарного запаса. 2. Составление энциклопедии «Космознайка», где дети продемонстрируют свои знания о космосе и космических явлениях. 2. Активизация у детей интереса к поисковой, творческой деятельности, обогащение словаря путем введения определенных терминов в практику общения. 3. Приобретение навыков социального общения; умения аргументировано выражать собственные мнения и отстаивать их. 4. Пополнение развивающей среды ДОУ и групп по теме «Космос». В ходе проектной работы будет разработан педагогический мониторинг достижений детей по теме «Космос». Направления мониторинга определены показателями компетентности в образовательной области раздела «Космос» (знает, умеет, хочет, может создать художественный продукт). Мониторинг достижений детей по теме «Космос» осуществлялся по следующим направлениям и показателям компетентности: Интеллектуальная компетентность: - способен самостоятельно выделять и пополнять объём содержательных обобщений; 12 -способен обогащать освоенные знания и представления сведениями из личного опыта, выделять общее в частном и наполнять общее конкретным содержанием; - понимать с помощью моделей значение слов на тему «Космос». Эстетическая компетентность: - умеет замечать необычное в обыденном; - способен выделять признаки красоты и гармоничности в явлениях окружающего мира; продуктах деятельности. - способен выразить субъективно-оценочное отношение в Коммуникативная компетентность: - способен составлять рассказы, используя модели, схемы, свободно и самостоятельно использовать терминологию освоенного содержания, проводить аналогии, формулировать простые суждения. Средства мониторинга: игры-беседы, обобщающие и проблемно-поисковые ситуации, вариативно-игровые задания. 13
скачать по прямой ссылке