Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»
Оценка 4.8

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Оценка 4.8
Конкурсы
doc
воспитательная работа
10 кл
27.02.2017
Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»
Одним из негативных последствий социально-экономического кризиса общества стало разрушение сложившейся в предыдущие годы системы трудовой подготовки сельских школьников, что повлекло за собой резкое снижение уровня сельскохозяйственных знаний и умений выпускников школ. Современные школьники в большинстве своем не склонны выбирать профессию сами, на их выбор влияет множество внешних факторов, такие как мнение и рекомендации родителей, переоценка собственных сил и способностей, общественное мнение по той или иной профессии или образованию. Выбор образования и будущей профессии напрямую влияет на успешность обучения ребенка и на его будущий социальный статус. От удачного выбора профессии во многом зависит польза, которую человек сможет принести своим трудом обществу. МОУ СОШ с. Красная Горка выделяет ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, профессиональные консультации, общественно-значимые мотивы выбора профессии.
Школа-центр профориентации школьников.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Красная Горка Колышлейского района Пензенской области Региональный этап программы  для обучающихся общеобразовательных организаций  «Арт­Профи­Форум» Номинация. Конкурс социальных проектов Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе» Авторы проекта:  Инкин Дмитрий Александрович, Бердников Даниил Алексеевич,  учащиеся 10 класса МОУ СОШ с. Красная Горка Руководитель: Богомолова В.С., зам. директора по УВР 2016 год 1 Актуальность темы    Одним из негативных последствий социально­экономического кризиса общества стало  разрушение сложившейся в предыдущие годы системы трудовой подготовки сельских  школьников, что повлекло за собой резкое снижение уровня сельскохозяйственных знаний и умений выпускников школ.    Современные школьники в большинстве своем не склонны выбирать профессию сами, на их   выбор   влияет   множество   внешних   факторов,   такие   как   мнение   и   рекомендации родителей, переоценка собственных сил и способностей, общественное мнение по той или иной профессии или образованию.       Выбор образования и будущей профессии напрямую влияет на успешность обучения ребенка и на его будущий социальный статус. От удачного выбора профессии во многом зависит польза, которую человек сможет принести своим трудом обществу.    МОУ СОШ с. Красная Горка  выделяет ряд направлений, способствующих  решению  практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения:  система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для  ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные  особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания  индивидуальной помощи в выборе профессии, профессиональные консультации,  общественно­значимые мотивы выбора профессии.     Однако профориентация на данном этапе всё ещё не достигает своих главных целей –  формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего  индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его  требованиям к современному труженику. Существуют социально – экономические  противоречия: между возросшими требованиями к современному специалисту и  действующими формами и методами, сложившимися на основе представлений об  экстенсивных путях развития народного хозяйства, его  кадрового обеспечения;  профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с  физическим  трудом.       Профориентация в МОУ СОШ с. Красная Горка рассматривается как система  воспитательных, социально­психологических и обучающих мероприятий,  способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы  в условиях современного динамичного рынка труда. Успешное профессиональное  самоопределение возможно при следующих условиях: а) сформированность мотивационно­потребностной сферы личности, наличие развитых  интересов, склонностей и способностей,   б) достаточный уровень самосознания выпускника школы;   в) ориентированность выпускника в поле возможностей профессионального выбора в  условиях реального и потенциального рынка труда и образования.  2 Пояснительная записка      Среди   молодёжи   с   Красная   Горка   в   возрасте   от   17   до   22   лет   был   проведён    В   последние   годы   на   селе   остро   встала   проблема   нехватки   молодых   кадров. Большинство молодых людей  уезжает в город  учиться  и остаётся там  после окончания учебных заведений, не желая возвращаться на село. В основе нежелания выпускников учебных   заведений   работать   на   селе   лежат,   прежде   всего,   социально­экономические (размер   заработной   платы,   условия   труда,   проблемы   жилья,   быта   и   культуры)   и социально­психологические факторы (престиж работы).           Учащиеся МОУ СОШ с. Красная Горка решили узнать, как обстоят дела по данному вопросу в нашем  селе и что делается для решения этой проблемы.    социологический опрос. В нём приняли участие 50 человек.    На вопрос: «Планируете ли Вы после окончания учебного заведения вернуться работать в   село?»   утвердительно   ответили   16   опрошенных;   отрицательно   –   9;   затруднились ответить – 25 человек.      Среди  причин, по которым студенты не собираются трудиться в сельском хозяйстве, названы следующие: ­ нехватка рабочих мест – 28; ­ низкий уровень заработной платы – 21; ­ плохие условия труда – 12%;  ­ непрестижность работы – 7%;  ­ отсутствие жилья – 15%;  ­ плохие социально­бытовые условия – 11%;  ­ низкий уровень культуры на селе – 4%;  ­ желание продолжить обучение – 2%.          Профессиональная ориентация в МОУ СОШ с. Красная Горка предполагает не только  выбор и подготовку учащихся к определённой профессии, но и формирование у них  положительного отношения и готовности к труду в сельском хозяйстве, любви и уважения к труженикам сельского хозяйства, а также высоких моральных качеств, необходимых  для любого работника нашего общества.    Цель проекта: актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет  специальной организации их деятельности, развивать способность к профессиональной  адаптации в современных социально­экономических условиях. Задачи: 3  У воспитанников младших классов (1–4 класс) с помощью активных средств  профориентационной деятельности (ролевые игры, группы по интересам,   общественно­полезный труд, индивидуальные собеседования и др.)  формировать  добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и  общества, установку на выбор профессии, развить интерес к трудовой  деятельности.  У подростков (5–7 класс)  формировать осознание ими своих интересов,  способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего  места в обществе.   У обучающихся  8–9 классов  формировать представления о профессиях,  перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии,   умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с  требованиями избираемой профессии.   С учащимися 10–11 классов осуществлять профориентационную деятельность на  базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляется  устойчивый интерес и способности. Формировать у старшеклассников  профессионально важные качества в избранном виде деятельности, проводить  оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомить обучающихся со  способами достижения результатов в профессиональной деятельности;  самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.    4 Основные приоритеты школы:  Обеспечение непрерывности, вариативности, разноуровневости обучения. Развитие  интеллектуальных способностей, исследовательской деятельности      учащихся.  Повышение значимости и качества воспитательной работы со школьниками.  Развитие качеств личности, необходимых учащимся для самореализации в           социальной и предпринимательской деятельности.   Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению, приумножению  культурных ценностей, формирование гражданско­патриотического сознания.      С ноября 2004 года МОУ СОШ с. Красная Горка является центром социокультурного  пространства села Красная Горка. Администрация                  ДШИ  Класс баяна  Класс фортепиано  Класс хора  Класс хореографии Лачиновского  сельского совета  Информационные  мероприятия  Концерты   Митинги  Субботники  Производственные  работы СДК  Концерты  Вечера отдыха  Встречи по  интересам  Игровые залы                   Участковая амбулатория  Медосмотр  Профилактические  прививки  Беседы, лекции  «Здоровый образ  жизни» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Красная Горка          Детский сад «Солнышко»  Утренники  Часы эстетики  Веселые старты 5 Сельская библиотека  Диспуты  Читательские  конференции  Книжные выставки  Видеоклуб                              Музей  Уроки Памяти  Встречи с ветеранами  Работа поисковых групп  Тимуровская работа Спортивно­оздоровительный комплекс  Спортивные секции  Соревнования  Дни здоровья              В МОУ СОШ с. Красная Горка в распоряжение детей предоставлены учебные кабинеты (19), библиотека, снабженная компьютерами,  компьютерный класс,  спортзал, спортивная площадка, стадион, кабинет воспитательной работы, музей. В школе имеется учебная   мастерская   комбинированного   типа,   в   достаточном   количестве   имеются столярные верстаки (15), станки по дереву, по металлу,  набор столярных инструментов (обеспеченность учебной мастерской – 97%).   Имеется кабинет обслуживающего труда, % обеспеченности которого составляет 85%.    В школе успешно  реализуются общеобразовательные программы по всем предметам,  программы курсов по выбору, элективных курсов.       Особое место занимает блок дополнительного образования  следующих направлений:  Физкультурно­спортивного;  художественно – эстетического;  эколого–биологического;  военно­патриотического;   научно­технического. В школе реализуются программы:  «Одарённые дети»; 6  «Работа с учащимися, имеющими низкий уровень учебно­познавательной  деятельности»;  «Повышение качества образования в МОУ СОШ с. Красная Горка»;  «Школа – территория здоровья»;  «К здоровью через движение»;  «Профориентационная подготовка школьников»;  «Профилактика правонарушений  среди детей и подростков»;  «Патриот»;  «Воспитание человека культуры»;  «Правовая культура»;  «Экологическое воспитание»;  «Летняя занятость и оздоровление детей»;  «Семья + школа».       Сельская школа в настоящее время работает в трудных социально­экономических  условиях и остро нуждается в особом внимании и поддержке. От состояния и уровня  деятельности школы во многом зависят ценностные ориентации детей и молодёжи села,  качество и уровень образованности обучающихся, социокультурная ситуация на селе,  обеспеченность сельскохозяйственных предприятий высококвалифицированными  кадрами, стабильность сельской семьи.     МОУ СОШ с. Красная Горка серьёзное внимание уделяет подготовке выпускников  школы к подготовке сельскохозяйственному труду, укреплению материально­ технической базы трудового воспитания сельских школьников, профсамоопределению  школьников, формированию предпринимательских компетенций у обучающихся.    Миссия Муниципального общеобразовательного учреждения средней  общеобразовательной школы с. Красная Горка: «Воспитание личности, способной жить в  высококонкурентном технологичном мире».        В   соответствии   с   одобренной   Правительством   РФ   «Концепцией   Модернизации российского образования» в МОУ СОШ с. Красная Горка осуществляется предпрофильная подготовка учащихся, цель которой ­ создание условий для образования старшеклассников в соответствии   с  их    интересами  и   профеcсиональными   намерениями  за   счет   изменений   в структуре, содержании и организации образовательного процесса.             Для достижения поставленной цели в школе         ­ разработан  учебный  план  по предпрофильной   подготовке   учащихся,  позволяющий  им сделать обоснованный выбор профиля обучения;     ­ педагоги школы активно разрабатывают программы курсов по выбору и элективных  курсов для  учащихся 9­11 классов;      ­ осуществляется профдиагностика учащихся, диагностика социализации выпускников; 7 профсамоопределения;  ­   проводятся   индивидуальные   и   групповые   консультации   по   проблемам      ­   организуются   мероприятия   профориентационной   направленности,     предпринимателями, экскурсии на производство;   встречи   с ­   старшеклассники   участвуют   в   проведении   «Дней   открытых   дверей»,   где   школьники знакомятся   с   особенностями   обучения   в   техникумах,   колледжах,   училищах     г.   Пенза,     г. Сердобска, р.п.Колышлей.    Таким образом, профессиональная ориентация учащихся включает учебно­ воспитательную, внеклассную и внешкольную деятельность педагогов, учащихся,  родителей, общественности.     Одна из важнейших задач школы ­ обучение через предпринимательство. Цель такого  обучения – развивать деловые качества, приверженность делу и умение работать в  команде, т.е. именно те способности, в которых заинтересованы сегодняшние  работодатели. Помимо этого, в процессе такого обучения ученики приобретают  понимание бизнеса, которое со временем позволит им начать свое собственное дело.    Обучение через предпринимательство в МОУ СОШ с. Красная Горка охватывает все  предметы и учебные курсы. Курсы по выбору в 9 классе, элективные курсы в 10­11  классах  («Домик в деревне», «Хозяин дома», «Основы механизации и устройства  фермерского хозяйства», «Математика и сельскохозяйственное производство»,  «Овощеводство») способствуют самоопределению учащихся,  помогают им  ориентироваться в мире современных профессий. С 2012 года в учебный план школы  введён учебный курс «Полезные навыки»  с целью повышения эффективности обучения,  помощи учащимся в овладении навыками, позволяющими адаптироваться к требованиям  жизни в современном обществе, развития способности к принятию самостоятельных  решений.    Основной  принцип обучения через предпринимательство –  взаимодействие с  реальными предприятиями – менторами. Регулярное общение с ментором формирует у  обучающихся умения брать на себя ответственность, планировать свое время и работать с другими людьми. Продуктом этого общения становятся естественно возникающие  вопросы, ответы на которые ученики находят на уроках, изучая теорию курса «Основы  предпринимательства».     Школой заключено 4 договора с компаниями­менторами:  ­ ООО «Красная Горка», ­ Администрация Лачиновского сельсовета, ­ «ИП Алланов С.М.»,  ­ «ИП Кузина С.М.» 8 Всего в селе Красная Горка зарегистрированы 9 индивидуальных предпринимателей, из  них 8 – выпускники школы.     Тесно взаимодействуя с компанией­ментором ООО «Красная Горка», учащимися школы в рамках реализации регионального проекта «Обучение через предпринимательство»  разработаны проекты: Год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год     Название проекта «Кадровая политика ООО «Красная Горка» «Парк отдыха с. Красная Горка» «ООО «Красная Горка» ­ территория успеха?» «Маркетинговая деятельность ИП «Алланов С.М.» «Экологическая тропа с. Красная Горка»    Проект «Кадровая политика ООО «Красная Горка» был представлен на областной  научно­практической конференции «Образование XXI века» ­ 2013 год (Кузина Ангелина, 11 класс).     Учащиеся 10 класса Усич Л. и Панженская Е. ­ победители  областного конкурса   молодёжных инициатив «ЖКХ и строительство: взгляд молодёжи» ­ 2014 год (защита  проекта «Парк отдыха с. Красная Горка».     Таким образом, обучение через предпринимательство направлено на становление и  развитие в молодых людях ключевых компетентностей, которые позволят им быть  творческими личностями, способными различать, создавать, инициировать и успешно  развивать личные, общественные и деловые возможности, в том числе и в плане ведения в  будущем своего собственного бизнеса.      В школе успешно реализуется проект «Обучение предпринимательству», разработана Программа развития  предпринимательской деятельности с целью формирования   экономических знаний и умений у школьников, способностей к созданию собственного  продукта и его реализации на рынке, популяризации малого и среднего бизнеса  среди  молодых предпринимателей, содействия личности в выборе области деятельности и  предоставления возможности осуществить профессиональную пробу.    Чтобы  научить школьников  бизнесу,  воспитать будущих  предпринимателей   Управляющим советом школы было принято решение об открытии собственного дела с  целью получения дополнительного дохода, а также для формирования первоначальных  экономических знаний и умений у школьников. Для  этого были разработаны бизнес­ планы по выращиванию овощей в производственном  отделе  пришкольного участка,  картофеля, производству семян, сбору лекарственных трав, плодоводству (Чубаровская  9 НОШ – филиал МОУ СОШ с. Красная Горка). Определённое количество средств школа  получает благодаря  выпечке хлебобулочных изделий, сбору макулатуры.  С 2008 года  работает теплица  площадью 40 кв.м., в которой выращиваются рассада овощных и  цветочно­декоративных культур, овощи на продажу населению.     Тепличную продукцию школа реализует через магазин «Дружба» индивидуального  предпринимателя Алланова С.М., с которым заключён договор о  предоставлении права  на продажу товаров.       Вырученные средства от предпринимательской деятельности идут  на  косметический  ремонт школы, спортивного зала, школьной столовой,  приобретение посуды для  столовой, музыкальной аппаратуры, информационной техники. Ежегодно, в ноябре в школе проводится «Неделя предпринимательства»,  направленная  на формирование предпринимательской культуры и развитие  предпринимательского потенциала в молодежной среде. В рамках недели проходят  «Уроки  предпринимательства», классные часы по теме развития бизнеса и  предпринимательства,  встречи учащейся  молодежи   с интересными людьми ­  успешными предпринимателями, в ходе которых обучающиеся вступают в диалоги  о  возможностях, преимуществах  и  сложностях  предпринимательской  деятельности, организуются деловые игры, практикумы.  Среди учащихся 10­11 классов ежегодно проходят олимпиады по основам  предпринимательства,  конкурсы бизнес­планов и социальных проектов. Победители  конкурса представляют свои бизнес­планы на конкурсе бизнес­планов учащихся  Колышлейского района, районной и областной научно­практической конференции «Старт в науку», на районном и областном этапах всероссийской акции «Я – гражданин России».  Учащийся 11 класса Васильев Сергей – призёр областного конкурса «Лучший бизнес­ проект», Румянцев Александр – участник областного Слёта фермеров (проект  «Пчеловодство»).    В рамках реализации проекта «Промышленный туризм» с учащимися проводятся  экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия с целью знакомства с  миром профессий: экскурсии в ООО «Пекоф ЛТД» р.п.Колышлей, ООО «Вода», МТФ,  СТФ, МТМ, гараж, пекарню, овчарню, колбасный цех с. Красная Горка, на предприятия  г.Пенза: ОАО «Ледяной дом», «Тепличный», аэропорт.       Выпускники школы поступают в учебные заведения сельскохозяйственной  направленности: Пензенская государственная сельскохозяйственная академия, аграрный  колледж, Саратовская сельскохозяйственная академия, профессионально­технические  училища г. Пенза, ПУ­34 р.п.Колышлей: 2011­2012 учебный 2012­2013 учебный 2013­2014 учебный 2014­2015 учебный 2015­2016 учебный год год год год год 10 2 ­ 3 4 3 ­ 3 5 ­ ­ ­ 1 ­ ­ 2 2 1 1 1 2 Сельскохозяйственная академия, г. Пенза Саратовская  сельскохозяйственная  академия Аграрный колледж,  г. Пенза ГБПОУ ПО  «Сердобский  многопрофильный  техникум,  Колышлейский  филиал    После окончания учебных заведений сельскохозяйственной направленности молодёжь с  желанием возвращается в село, так как здесь успешно развивается  агропромышленный  комплекс, отрасли растениеводство и животноводство. Среднегодовая численность  работающих, занятых в сельскохозяйственном производстве ООО «Красная Горка,  составляет около 400 человек. В село приходят молодые специалисты с высоким уровнем  подготовки. В 2011 году в село вернулся выпускник пензенской сельскохозяйственной  академии Сибирёв Алексей, получивший диплом с отличием. В адрес МОУ СОШ с.  Красная Горка было выслано благодарственное письмо за добросовестную подготовку и  достойное воспитание студента.    За последние 3 года в село вернулись работать 4 агронома, 3 механика, 3 бухгалтера,  многие выпускники работают механизаторами.    В селе есть жильё, рабочие получают стабильную заработную плату, которая за  последние 3 года возросла в 1,5 раза. К тому же выпускники сельской школы любят  природу, любят заниматься животными, растениями, техникой,  так как в школе они   получают навыки и умения работы с землёй, знают технологию домашнего и  приусадебного хозяйства, постоянно работают в саду, огороде, ведут хозяйственные  работы. Ежегодно в июне­августе в школе работают производственные бригады,  занимающиеся благоустройством сельской территории, ремонтом, выращиванием  сельскохозяйственной продукции для школьной столовой. В 2011 году МОУ СОШ с.  Красная Горка стала призёром областного смотра­конкурса ученических  производственных бригад образовательных учреждений, в 2015 году – призёром  областного смотра­конкурса пришкольных учебно­опытных участков.   За  45 лет функционирования МОУ СОШ с. Красная Горка  выпущено более тысячи  выпускников, среди них много достойных, уважаемых людей, которые живут и трудятся в селе, в хозяйствах Колышлейского района.  «Галерея Славы», созданная в школе,  11 рассказывает о достижениях наших выпускников  за пределами села, района и области. В  школьном музее есть разделы «Сегодня и завтра села Красная Горка»,  «Кем стали наши  выпускники», «Трудом красив и славен человек». Наши выпускники любят своё село, они  уважают труд своих родителей, хотят быть похожими на них.      В  то же время в селе наблюдается дефицит     квалифицированных     кадров –  руководителей, специалистов, работников массовых профессий: требуются механизаторы, доярки. Для решения этой проблемы школой заключаются договора с администрацией  Лачиновского сельсовета по временному трудоустройству старшеклассников: работа на  току, саде­огороде, сортоиспытательном участке.    Коллектив МОУ СОШ с. Красная Горка и родители обучающихся считает, что обучение должно быть профессионально ориентированным.   С этой целью школа в 2007 году  вступила в эксперимент по организации начальной профессиональной подготовки  школьников: в недельное учебное расписание уроков были включены «Дни профессии» ­  по субботам учащиеся 10, 11 классов обучались на базе ПУ­34 р.п. Колышлей.       Как   показывают   исследования,   большинство   старшеклассников   считает,   что существующее сегодня общее образование не дает возможностей для успешного обучения в   ВУЗе   и   построения   дальнейшей   профессиональной   карьеры.   Более   70%   отдают предпочтение   тому,   чтобы   знать   основы   главных   предметов,   а   углубленно   изучать выбранные предметы, чтобы в них специализироваться. Таким образом, профилизация обучения   в   старших   классах   соответствует   структуре   образовательных   и   жизненных установок большинства старшеклассников. Поэтому в школе сформировалось устойчивое мнение   о   необходимости   дополнительной   специализированной   подготовки старшеклассников   для   прохождения   вступительных   испытаний   и   продолжения дальнейшего образования в ВУЗах.    В 2009 году  16 учащихся 11 класса  успешно закончили ПУ­34 и получили дипломы по  специальностям «Оператор ЭВМ», «Кондитер», «Тракторист­машинист». Выпускница  ПУ­34 Иванченко Яна получила диплом с отличием.      В 2013 учебном году  ПУ­34 р.п.Колышлей закончили 7 выпускников 11 класса: 3 –  трактористы­машинисты, 4 – кондитеры.    Для многих выпускников полученные знания пригодились для дальнейшего обучения в  высших и средних специальных учебных заведениях. Трудоустройство  выпускников 11 классов МОУ СОШ с. Красная Горка  Учебный год Количество выпускников 2004­2005  2005­2006  22 27 Поступили в Поступили в ВУЗы 12 (55%) 12 (44%) ССУЗы 8 (36%) 13 (48%) Поступили в профучилища Трудоустроены 1 (5%) 1 (4%) 1 (5%) 1 (4%) 12 2006­2007  2007­2008 2008­2009 2009­2010 2010­2011 2011­2012 2012­2013  2013­2014 2014­2015  2015­2016 21 22 21 16 7 12 12 8 8 3 8  (38%) 13 (59%) 14 (67%) 8 (50%) 5 (71%) 5 (42%) 5 (42%) 4 (50%) 4 (50%) 10 (48%) 2 (10%) 6 (27%) 5 (24%) 6 (38%) 2 (29%) 5 (42%) 5 (42%) 4 (50%) 1(5%) 1 (4%) 1 (6%) ­ 1 (8%) 2 (16%) ­ 3 (37,5%) 1 (12,5%) 3 (100%) ­ ­ 1 (5%) 2 (9%)  1 (4%) 1 (6%) ­ 1 (8%) ­ ­ ­ ­ Трудоустройство  выпускников 9 классов МОУ СОШ с. Красная Горка  Учебный год Количество выпускников В 10­й класс Поступили в ССУЗы Поступили в профучилища Трудоустроены 2004­2005  2005­2006  2006­2007  2007­2008 2008­2009 2009­2010 2010­2011 2011­2012 2012­2013  2013­2014 2014­2015  2015­2016      32 31 21 24 15 17 19 17 18 8 14 18 25 (78%) 20 (65%) 18 (86%) 13 (54%) 7 (47%) 9 (53%) 12 (63%) 9 (53%) 10 (55%) 3 (38%) 5 (36%) 11 (61%) 4 (13%) 3 (10%) 2 (10%) 6 (25%) 6 (40%) 4 (24%) 6 (32%) 5 (29) 3 (17%) 4 (50%) 6 (43%) 5 (28%) 2 (6%) 8 (25%) 1 (4%) 5 (21%) 2 (13%) 4 (24%) 1 (5%) 3 (18%) 5 (28%) 1 (12%) 3 (21%) 2 (11%) 1­3% ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 13 Количество выпускников МОУ СОШ с. Красная Горка,  вернувшихся работать в с. Красная Горка Год Количество выпускников, Место работы выпускников вернувшихся работать в  с. Красная Горка 6 8 9 9 8 5 5 2 3 4 Детский сад, магазин, гараж, МТФ, полеводство, предприниматель Школа, СТФ, сортоиспытательный участок Газовый участок, магазин, полеводство Администрация сельсовета, гараж, МТФ Пекарня, гараж, СТФ Полеводство, строительство, гараж Полеводство, гараж Соцкультбыт, строительство Гараж, полеводство Полеводство, соцкультбыт, гараж 2007  2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016          Этапы реализации Проекта 1­й этап: подготовка к реализации проекта профессиональной ориентации  школьников 1. Обсуждение проекта «Профессиональная ориентация как средство профессионального  самоопределения в сельской школе» на заседании ученического самоуправления  «СУПиР», заседании Управляющего совета 2. Разработка основных направлений профессиональной ориентации школьников. 3. Подготовка  диагностических методик для изучения личности школьника,  профессиональных интересов и склонностей, эффективности профориентационной  работы. 14 2­й этап: практическая реализация проекта профессиональной ориентации  школьников (в течение учебного года) 1. Внедрение  программ по профориентации. 2. Мониторинг профессионального выбора в классах.  3. Расширение и укрепление связей с учреждениями профессионального образования  (ПУ­34 р.п.Колышлей). 4. Регулярное информирование родительской общественности о ходе и результатах  профориентационной работы школы. 5. Обсуждение результатов практической деятельности по реализации проекта  профессиональной ориентации школьников. 3­й этап: обобщение опыта реализации проекта профессиональной ориентации  школьников 1. Подготовка аналитических материалов об итогах работы по реализации проекта  «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в  сельской школе»; 2. Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития  профессиональной ориентации школьников. Возрастные категории реализации проекта.    Профориентация в школе осуществляется по 3 возрастным категориям:   1 ­  первичный профессиональный выбор ребенка, охватывает период его обучения в 1­7  классах. 2 ­ активно­поисковый этап профориентации,  проходит в 8­9 классах.   3 ­ этап профессионального самоопределения, осуществляется после окончания  подростком основной школы в 10­11 классах.  15 Педагогические цели  1  возрастного этапа  профориентации:   ­ актуализация и развитие интересов, склонностей и способностей школьников;    ­создание   поля   самоактуализации   детей   и   младших   подростков   в   различных   сферах деятельности;  ­формирование потребности школьников в профессиональном самоопределении.   Направления профориентационной работы: 1.   Вовлечение   школьников   в   деятельность   детских   объединений   дополнительного образования в школе.   2. Вовлечение школьников в разнообразную коллективную творческую деятельность. 3.   Проведение встреч с родителями как с профессионалами,  интересными людьми в тех или иных сферах труда.      Педагогические   цели   2   активно­поискового   этапа профориентации:   ­ помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи самоопределения;  ­ помочь подросткам самоопределиться в сфере профессиональной жизнедеятельности в  соответствии с личностными потребностями;  ­ психолого­педагогическое    сопровождение    выбора выпускников основной  школы (9  класса) для получения ими   среднего (полного) общего образования.      Направления  профориентационной работы:   1. Вовлечение школьников в деятельность объединений дополнительного образования,   курсов по выбору в школе.   2. Информационно­просветительская работа на классных часах в 8­9 классах. 3.   Система воспитательных мероприятий по профориентации.   4. Трудовая деятельность в каникулярное время (совместно с Центром Занятости   населения Колышлейского района).                               Педагогические   цели   3   этапа   профессионального   самоопределения:      ­   воспитывать   готовность   выпускников   школы   к   обоснованному   выбору   профессии, карьеры, жизненного пути с учетом их склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда;  ­ способствовать профессиональному самоопределению выпускников.   Направления профориентационной работы:   16 1.  Информационно­просветительская работа в 10­11 классах.  2.   Профориентационная диагностика и консультирование.         Информационно­просветительская работа осуществляется классными руководителями,  социальным педагогом школы под руководством зам. директора по УВР. Занятия  проходят в различных формах: информационные беседы, дискуссии, семинары,  коллективные творческие дела, профориентационные игры, профориентационная работа в анкетах, встречи с работниками различных профессий. Основные направления программы на каждом возрастном этапе Направления Психологические  особенности возраста  1 – 4 класс    К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое  словесно­логическое мышление, которое предполагает умение  оперировать словами, понимать логику рассуждений, уметь  аргументировать свою точку зрения. При планировании  профориентационных занятий необходимо учитывать особенности и включать различные модификации существующих психологических  игр.     К 3­4 классам  дети все больше осознают и формулируют нормы  поведения. В этом возрасте мотив «хочу»  меняется на мотив  «надо». Задачи   знакомство с миром профессий  формирование первоначального интереса к каким­либо  профессиям  формирование нравственных основ выбора профессии  развитие потребности в общественно­полезном труде  овладение воспитанниками доступными видами труда по  разным профессиям Формы работы  1. Классные часы, беседы о профессиях. 2. Тренинговые тематические занятия. 3. Конкурсы рисунков 4. Экскурсии 5. Игры­викторины 6. Встречи с людьми разных профессий Направления 5 – 8 класс 17 Психологические  особенности возраста     В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения  к разным видам труда, происходит формирование системы  личностных ценностей, которые определяют избирательность  отношения подростков к различным профессиям.    Ориентация на  профессии складывается под влиянием средств  массовой информации, стремления подростков к самовыражению,  самоутверждению.    Дифференцированное отношение к разным учебным предметам,  занятия в кружках художественного и технического творчества  формируют у подростков учебно­профессиональные намерения и  профессионально ориентированные мечты.    Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты  становятся психологическими вехами, штрихами  профессионального самоопределения.  Задачи   изучение и осознание личностных особенностей, интересов и  склонностей;  получение подробной информации об учебных заведениях и  различных профессиях;  получение информации о правилах выбора профессии;    знакомство с  классификацией профессий; знакомство с факторами, которые необходимо учитывать при  выборе профессии; анализ типичных ошибок и затруднений при выборе  профессии.  Формы работы  1. Классные часы: беседы о профессиях. 2. Тренинговые тематические занятия. 3. Неделя профориентации (игры, конкурсы, родительские  собрания, театрализованные выступления, выпуск  тематических газет). 4. Целевые экскурсии на предприятия села, Колышлейского  района. 5. Школьные и районные предметные олимпиады. 6. Школьные предметные недели. 7. Дополнительное образование в школе. 18 Направления Психологические  особенности возраста  8. Школьные, районные, областные конкурсы с целью развития  творческих способностей учащихся. 9. Школьные и районные научно­практические конференции; 10.Конкурсы рисунков и сочинений.  9 – 11 класс    Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Но  окончательный психологически обоснованный выбор профессии  старшеклассник еще сделать не может. Неудовлетворенность  реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии — осознания собственного «Я».    Для старших подростков и старшеклассников актуальным  является учебно­профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной  подготовки.  Задачи   осознание желаний и соотнесение их со своим будущим;  соподчинение целей;  разработка способов и путей их достижения;  осознание своей жизненной позиции;  развитие уверенности, формирование своих взглядов,  адекватной самооценки;  осознание своего внутреннего состояния, повышение  способности к преодолению внутренних и внешних  препятствий, осознание и положительное ожидание будущего;  выработка навыков анализа условий для достижения целей,  критериев успешности, способности сопоставления  промежуточных результатов с ожидаемыми результатами  достижения цели.  Формы работы  1. Целевые встречи со специалистами средних и высших  учебных заведений.  2. Сотрудничество с Центром занятости Колышлейского района: летнее трудоустройство подростков. 3. Встречи с людьми востребованных профессий  4. Классные часы: беседы о профессиях. 5. Тренинговые тематические занятия. 6. Неделя по профориентации: игры, конкурсы, родительские  19 собрания, выпуск тематических газет. 7. Конкурс сочинений «Моя будущая профессия». 8. Целевые экскурсии на предприятия села, района. 9. Проектная, исследовательская работа учащихся. 10.Проведение обзоров научно­популярной и художественной  литературы по вопросам профориентации. 11.Социологический опрос учащихся.  Мероприятия по реализации проекта  «Профессиональная ориентация школьников  как потребность социально­экономического развития села» 1­й класс Название мероприятий Формы работы Ответственные  «Кто какие игры любит» (об увлечениях  детей) «Профессии всякие нужны, профессии  всякие важны»  Знакомство с профессией Учителя Конкурс рисунков о профессиях Занятия по интересам Беседа Воспитатель ГПД Развлекательная  программа Игра­ представление Конкурс Внеурочная  деятельность,  ДОДО Воспитатель, классный  руководитель Библиотекарь Учитель ИЗО Учителя­предметники  (руководители студий,  клубов) 2­й класс. Название мероприятий Формы работы Ответственные  Знакомство с предприятиями села Красная  Горка «Люди каких профессий работают в нашем  селе» “Угадай их профессию” Экскурсия Классный руководитель Беседа Классный руководитель Викторина Библиотекарь 20 Конкурс рисунков о профессиях  “Профессии, которые нас окружают” Конкурс рисунков о труде Конкурс Конкурс Учитель ИЗО, классный  руководитель Учитель ИЗО 3–4­й класс. Название мероприятий Формы работы Ответственные  «Твои обязанностей в классе, школе, дома» Беседа «На кого я хочу быть похожим» Сочинение Классный руководитель Библиотекарь, классный  руководитель «Кем быть» «Город мастеров» 5­й класс. Игра­путешествие Классный руководитель Праздник Классный руководитель Название мероприятий Формы работы Выставка поделок, творческих работ  «Твои знания и будущая профессия» «Землю красит солнце, а человека­труд» Выпуск стенгазет к профессиональным  праздникам Профориентационные встречи с  представителями разных профессий. 6–7­й класс. Выставка Беседа Праздник Конкурс Ответственные  Руководители ДОДО Классный руководитель Библиотекарь Классный руководитель Беседа Классный руководитель Название мероприятий Формы работы Ответственные  Экскурсия в музей «Профессии наших  родителей» «Моя любимая профессия», «Мое любимое  занятие» «Путешествие по профессиям» Экскурсии на сельскохозяйственные  предприятия  «Праздник труда и профессий» Конкурс творческих работ (рисунков,  плакатов, фотографий) «Моя будущая  Экскурсия Классные руководители Конкурс  сочинений Игра Экскурсии Праздник Конкурс Учителя русского языка Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители 21 профессия» 8­й класс. Название мероприятий Формы работы Ответственные  Беседа «Именно в труде и только в труде велик  человек» «Профессии, в которых нуждается село,  район» Экскурсии на предприятия сферы  обслуживания Обзор литературы о профессиях Беседа Встреча с преподавателями, учащимися ПУ Встреча Конкурс «Кто больше знает о профессиях» Беседа Экскурсия 9–11­й класс. Название мероприятий Формы работы Классный руководитель Зам. директора по ВР Классный руководитель  Библиотекарь Классный руководитель Классный руководитель Ответственные  Социальный педагог,  классный руководитель  Беседа Индивидуальные беседы с учащимися, планы  которых нужно корректировать или  формировать Беседа о потребностях села Красная Горка,  Колышлейского района в кадрах Встречи учащихся школы с Главой  Администрации Лачиновского сельсовета,  Главой Администрации Колышлейского  района Экскурсии в учебные заведения Курсы по выбору, элективные курсы «Дни открытых дверей» (экскурсии в  учебные заведения) Индивидуальные консультации для  выпускников Составление карт профессий Беседа Классный руководитель Круглый стол Зам. директора по УВР Экскурсии Беседы, тренинги,  дискуссии Экскурсия Консультация Беседы, тренинги Зам. директора по УВР,  классный руководитель Учителя­предметники Зам. директора по УВР Социальный педагог,  классный руководитель Зам. директора по УВР,  социальный педагог,  классные руководители 22 Оформление информационного стенда «Для  вас, выпускники» Посещение  Центра занятости      населения,  Дней Открытых дверей учебных заведений. Зам. директора по УВР Экскурсия Зам. директора по ВР,  классные руководители Примерный перечень формируемых знаний и умений обучающихся Обучающиеся МОУ СОШ с. Красная Горка должны знать:     значение профессионального самоопределения, требования к составлению  профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и  профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях  профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах  личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях  личности, эмоционально­волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях  общения; значение творческого потенциала человека, карьеры. Обучающиеся МОУ СОШ с. Красная Горка должны уметь:      соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;  составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать  приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать  профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной  деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях  рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. 23 Преемственность этапов профориентационной работы    Социальная и профессиональная адаптация может быть обеспечена только в условиях  тесной связи, преемственности в профессиональной работе школы, детского сада,  профессиональных училищ, села (производства). Школа ПУ­34 Село  МДОУ д/с  «Солнышко» 24 1 этап. Задача профессиональной работы в школе – профессиональное просвещение и  определение способностей и профессиональных намерений учащихся. 2 этап – систематизация опыта, знаний, умений, навыков, приобретённых в школе. 3 этап – профессиональная адаптация, закрепление молодёжи в условиях производства.        В  школе накоплен достаточно большой опыт применения различных  форм и методов  профориентационной работы  в среднем и старшем звене.  Однако в последние годы,  когда  бурно развиваются отрасли хозяйства, возникают новые технологии труда,  изменяется экономика и социальная ситуация в обществе, выпускнику школы  важно    сделать осознанный  выбор  дальнейшего пути получения образования с учетом этих  изменений. В данной ситуации необходима  организация целенаправленной  систематической профориентационной работы  в дошкольных учреждениях и в начальной  школе. С целью осуществления преемственности в работе школы и дошкольного  учреждения по профессиональной ориентации детей учителями начальных классов в 2012  году была разработана программа «Первые шаги в профориентационной подготовке  младших школьников».       Ранняя   профориентация   детей   характеризуется   выявлением   сферы   их   интересов   и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях и направлена на определение специализированного класса,  дополнительных  занятий по интересам, развитие кругозора. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана. МДОУ детский сад «Солнышко» с. Красная Горка посещают 54 ребёнка в возрасте от 1,5 до 6 лет. Проводятся совместные педагогические конференции, открытые занятия, где педагоги   и   воспитатели   обмениваются   опытом   работы,   вырабатывают   совместные предложения по организации учебно­воспитательного процесса. 25 Модель сотрудничества МОУ СОШ с. Красная Горка с родителями  по профориентации школьников Информационно­ просветительская деятельность Психолого­педагогическое просвещение родителей Активное привлечение родителей к организации и проведению мероприятий по   профориентации учащихся Родительские собрания, родительский всеобуч,  конференции, семейные клубы, беседы,  заседания общественных  советов, выпуск информационных  листов в помощь родителям, Психолого­педагогический  мониторинг, проблемное и  тематическое  консультирование,  открытые уроки и  внеклассные мероприятия  для родителей,  индивидуальные  консультации родителей по  профессиональной  Праздники, конкурсы,   экскурсии, диспуты, встречи с передовиками  производства, совместная  работа над проектами 26 работа школьного сайта ориентации школьников разработанные в сотрудничестве учащихся, педагогов, родителей: Проекты,  2007­2008 учебный год: ­ Федеральный конкурс общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные технологии в учебно­воспитательном процессе – победители, ­ Региональный конкурс проектов «Дело вместе с детьми, дело ради детей». Номинация «Строительство футбольного поля» ­ дипломанты. 2008­2009 учебный год: ­ «Будущее своими руками», ­ «Красивая школа» ­ дипломанты, ­ «Создание теплиц для малого и среднего бизнеса» ­ 2 место, ­ Региональный конкурс проектов по профилактике правонарушений – дипломанты. 2009­2010 учебный год: 27 ­ «Дело вместе с детьми, дело ради детей». Номинация «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних», ­ «Милосердие», ­ Региональный конкурс проектов «Семейное воспитание» ­ 2 место,  2010­2011 учебный год: ­ «Я – гражданин России». Номинация «Деятельность социокультурного центра «Всем миром», ­ Региональный конкурс проектов «Мы выбираем здоровый образ жизни» ­ 1 место, ­ Региональный конкурс программ по профилактике дорожно­транспортного травматизма «Дорога безопасности» ­ 2 место      С   2010­2011   учебного   года   в   школе   проходит   конкурс   ученических   социальных проектов. Учащимися разработаны следующие проекты: ­ «Аллея выпускников», ­ «Пришкольный участок», ­ «Самый красивый уголок села».   2011­2012 учебный год: ­ «Кадровая политика ООО «Красная Горка»  2012­2013 учебный год: ­ «Парк отдыха с. Красная Горка» 2013­2014 учебный год: ­ «ООО «Красная Горка» ­ территория успеха?», ­ «Выращивание рассады перца и томатов». 2014­2015 учебный год: ­ «Маркетинговая деятельность ИП «Алланов С.М.», ­ «Школьный двор – моя страна». 2015­2016 учебный год: ­ «Экологическая тропа с. Красная Горка» ­ «Реконструкция полосы препятствий  МОУ СОШ с. Красная Горка». 28 Программа  совместной деятельности МОУ СОШ с. Красная Горка  и администрации Лачиновского сельского совета  по профориентации школьников и  возрождению и развитию села Наименование мероприятия Сроки проведения Ответственные «Социальный поезд». Реализация  региональной программы по  развитию села. По графику Администрация  школы,  Администрация  Лачиновского  сельсовета 29 №  п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 По плану Администрация школы Реализация проекта «Обучение через предпринимательство». Участие  школьников в проектной  деятельности по развитию села  Красная Горка. Реализация проекта «Промышленный туризм». Комплексные экскурсии на  промышленные и  сельскохозяйственные предприятия  села, района. По плану УВР Праздники, традиции села: По плану УВР ­ «От всей души» (чествование  знатных  людей села), ­ «Юбилей школы», «Вечер встречи с выпускниками», ­ «Знатные труженики села», ­ Акция «Ветеран живёт рядом», ­ «День пожилого человека», ­ Школьные, сельские, районные,  областные ярмарки День сельского хозяйства.  Чествование передовиков  производства ООО «Красная Горка» Ежегодно, ноябрь Зам. директора по  УВР, классные  руководители 1­11  классов Администрация  школы,  Администрация  Лачиновского  сельсовета Председатель  профкома ООО  «Красная Горка» Администрация школы Администрация  Лачиновского  сельсовета Праздник «Живи, село!» Ежегодно, июнь Администрация школы Работа на пришкольном учебно­ опытном участке. Весна­осень Администрация  Лачиновского  сельсовета Зав. пришкольным  участком Деятельность общественных советов: По плану УВР Кураторы  30 Управляющего совета, Совета  бабушек, Совета отцов по  профориентации школьников. общественных советов Выступление школьных агитбригад  на производстве Ежегодно, по  плану УВР Администрация школы ДШИ Встречи школьников с передовиками производства, ветеранами труда  «Профессии моих родителей» Ежегодно, по  плану УВР Классные  руководители 1­11  классов Создание «Галереи славы» 2012 год Администрация школы Деятельность школьного музея.  Разделы: По плану работы  школьного музея ­ «Сегодня и завтра села Красная  Горка», ­ «Трудом красив и славен человек», ­ «Кем стали наши выпускники». Зав. музеем Классные  руководители 1­11  классов Деятельность производственных  бригад Ежегодно, июнь­ август Администрация школы Встречи школьников с  предпринимателями села, района По плану УВР Администрация школы Реализация социальных проектов По плану УВР Администрация школы 9 10 11 12 13 14 15 16 ­ «Будущее своими руками», ­ «Красивая школа», ­ «Создание теплиц для малого и  среднего бизнеса», ­ «Парк отдыха». Временное трудоустройство  старшеклассников: работа на току,  саде­огороде, сортоиспытательном  участке. 17 Организация ярмарок, выставок­ Ежегодно,  Ежегодно, июнь­ август Председатель  профкома ООО  «Красная Горка» Администрация школы Администрация  Лачиновского  сельсовета Администрация школы 31 распродаж. сентябрь­октябрь, май 18 «Дни открытых дверей» По плану УВР Администрация школы 19 Занятия клуба «Молодая семья» По плану УВР Администрация школы 20 Родительский всеобуч «Школа  молодых родителей» По плану УВР Администрация школы Ожидаемые результаты 1. Достаточная информация о профессиях и путях ее получения (ясное представление о требованиях к человеку, о месте получения профессии, потребности общества в  этой профессии); 2. Потребность в обоснованном выборе (показатель самостоятельной активности по  полученной информации, желание попробовать свои силы); 3. Уверенность школьников в социальной значимости труда; 4. Степень самопознания школьника; 5. Направленность профориентационного воздействия на всестороннее развитие  личности. Заключение.     Профессиональная ориентация в МОУ СОШ с. Красная Горка предполагает не только  выбор и подготовку учащихся к определённой профессии, но и формирование у них  положительного отношения и готовности к труду в сельском хозяйстве, любви и уважения к труженикам сельского хозяйства, а также высоких моральных качеств, необходимых  для любого работника нашего общества.    32 Коллектив педагогов, учащихся МОУ СОШ с. Красная Горка, родителей считают, что в  с. Красная Горка должны быть созданы условия для устойчивого развития сельского  поселения, ускорения темпов роста сельскохозяйственного производства на основе  повышения его конкурентоспособности, чтобы молодёжь активнее возвращалась в село.  Для этого должен быть увеличен приток    частных    инвестиций    на   развитие отрасли.  Мы предлагаем открыть на базе ООО «Красная Горка» цех по переработке молока,  сырный цех, цех по производству шампиньонов. Данные цеха когда­то успешно работали в хозяйстве и для их функционирования есть все необходимые условия. Требуют  восстановления спортивный комплекс, стадион с целью популяризации спортивно­ массовой работы. Необходимо создание зон отдыха, детских игровых площадок для  детей.     Требуется произвести капитальный ремонт жилых домов, так как степень износа  жилищного фонда села высока. Необходим капитальный ремонт, реконструкция и  модернизация систем централизованного водоснабжения, дорог, капитальный ремонт  школы, детского сада.  В селе недостаточен уровень оказания услуг по вывозу и  утилизации твердых бытовых отходов, необходимо создать специализированную  организацию по оказанию услуг ЖКХ. Эти проблемы были рассмотрены  старшеклассниками в ходе работы над проектами «Живи, село!» и «ООО Красная Горка – территория успеха?».    Коллектив школы планирует продолжить работу по реализации программы  разностороннего обучения и воспитания школьников:  школа должна выпустить   выпускника – крестьянина – интеллигента, способного и понимать искусство, и прекрасно знать ведение сельского, приусадебного, фермерского, коллективного хозяйства,  способного общаться в любой среде.     Мы верим, что будущее России – за возрождением села! Паспорт  села Красная Горка Колышлейского района    Муниципальное образование Лачиновский сельсовет Колышлеского района Пензенской  области образовано в 1996 году. Муниципальное образование расположено в южной части Колышлейского района Пензенской области. Территория Лачиновского сельсовета  занимает площадь 12000 га (земли лесного фонда ­ 1,76 % , земли сельскохозяйственного  назначения ­ 83,3 % , земли поселений ­3% , сенокосы­7,5%,  пастбища ­ 2,7%, сады ­  0,2%, другие ­ 2,8%) и включает населенные пункты: село Красная Горка и деревня  Лачиновка. Административным центром сельсовета является село Красная Горка.    Территория  Лачиновского сельсовета состоит из одного единого массива и граничит с  Названовским, Чубаровским, Катковским сельсоветами Колышлейского района  Пензенской     области, Песчанским  сельсоветом  Сердобского  района, Екатериновским  районом Саратовской области.      Население села Красная Горка составляет 1763 человека. В селе функционируют  средняя школа (156 обучающихся), детский сад, ДК,  музыкальная школа.  33 Состав населения    По составу населения село многонациональное: ­ русские – 64,5%; ­ мордва ­ 30 %; ­ татары   ­ 4 %; ­ армяне, чуваши, таджики, чеченцы, корейцы, казахи ­ 1,5%.      Численность трудоспособного населения по муниципальному образованию составляет   935 человек, в том числе экономически активного ­  836 человек. Природно­сырьевые ресурсы    На территории муниципального образования Лачиновский   сельсовет имеются  месторождения песка и глины. Земельные ресурсы    Местность лесостепная. Рельеф в основном холмисто­равнинный. Территория  Лачиновского сельсовета пересечена сетью оврагов. Почвы района: черноземы. Наименование показателей (га) Площадь земель ­ всего Сельхозугодий Земель, занятых лесами Площадь             застроенных земель Из них: 2010 г. 12 000 10.000 212 322,0 2011 г. 12 000 10 000 212 322,0 2012 г. 12 000 10 000 212 322,0 Производственными объектами 160 160 160 Водные ресурсы   Гидрографическая сеть Лачиновского сельсовета представлена 3 прудами, занимающими площадь 47,2 гектара с водоизмещением 3,078 куб.м. Принадлежат водные объекты ООО  «Красная Горка» и сданы в аренду. Лесные ресурсы   Лесные ресурсы представлены лиственными лесами, которые произрастают на  территории 212 гектар.  34 Демографическая ситуация    СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ЛАЧИНОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА Основные характеристики № п/п (по состоянию на 01.01.2013 г.) Единица  измерения Количество Нуждаются в  социальной  помощи                                                1.Демографическая ситуация 1.1  Всего населения  в том числе: Красная Горка д.Лачиновка с.Чубаровка В том числе: мужчин                        женщин Детей дошкольного возраста Детей школьного возраста родилось умерло Естественный  прирост браков разводов 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 чел чел чел чел чел чел чел чел чел чел 2130 1650 80 400 158  17  31 ­14  2   6                                           2. Численность и категория  пенсионеров 2.1 Всего пенсионеров с. Красная Горка с. Чубаровка 2.2 В том числе  старше  80 лет  с. Красная Горка с. Чубаровка 2.3 Долгожители ­ старше 90 лет с. Красная Горка с. Чубаровка чел чел чел чел чел чел чел 513 395 118 35 32 3 6 5 1                                          3. Численность и категория инвалидов и ветеранов 35 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 Общая численность инвалидов в том числе инвалидов ВОВ Детей ­ инвалидов Численность вдов погибших и  умерших  участников ВОВ Ветеранов труда На обслуживании в ЦСОН Социальных работников чел чел чел чел чел чел чел                                                    4. Семьи с детьми 4.1 Многодетных семей в них детей 4.2 Неполных семей в них детей 4.3 Одинокие матери  в них детей 4.4 Опекунские семьи  с. Красная Горка с. Чубаровка в них детей  с. Красная Горка с. Чубаровка 4.5 Семей, потерявших кормильцев 4.6 4.7 в них детей Семьи с родителями ­ инвалидами Семьи группы риска в них детей 5 Студенты с. Красная Горка с. Чубаровка шт чел шт чел шт чел шт чел шт чел шт шт чел Чел. Чел. Чел. 144 6  7 15 134 15 4 18 61 28 37 46 7 6 1 9 8 1 6 14 1 16 26 107 93 14 1.Всего женщин в возрасте от 18­40 лет (чел.) ­ 293 2.1.женщины в возрасте от 18­20   ­ 35  36 2.2. женщины в возрасте  от 21­30 лет ­ 152 чел 2.3. женщины в возрасте 31­40 лет ­ 106 чел Женщин детородного возраста ( 18­49 лет)   ­ 463:  ­ с. Красная Горка  и  д. Лачиновка­ 378 с.Чубаровка  ­ 85   Женщины от 16 до 55 (2013 год): с.Чубаровка – 124 д. Лачиновка – 19 с. Красная Горка – 512 Мужчины от 16 до 60: с. Чубаровка – 107 с. Красная Горка – 551 д. Лачиновка ­ 20 Занятость населения с. Красная Горка Бюджет – 115 чел. администрация – 13 чел. почта – 6 чел. образование – 34 чел. здравоохранение – 20 чел. культура – 22 чел. банк – 2 чел. связь – 2 чел. соцобеспечение  ­  10 баня – 5 37 страховой агент – 1 Миграция населения с. Красная Горка      Выезжают за пределы  с. Красная Горка – 146 чел.:     с. Красная Горка  ­ 65 чел.          с. Чубаровка  ­ 81 чел.               Таким образом, проблемы в демографической ситуации  муниципального образования  Лачиновский сельсовет характеризуются преобладанием естественной убыли и, в первую  очередь, высокой смертностью населения. Старение населения, высокий уровень  смертности трудоспособного населения являются фактором, сдерживающим развитие  села в средне­ и долгосрочной перспективе.    В Лачиновском сельсовете реализуется комплекс мер по улучшению демографической  ситуации: участие молодых семей в программах, стимулирующих рождение детей  («Жильё для молодых семей», «Перспективные села»).  Участниками  программ стали  8  молодых семей,  улучшившие свои жилищные условия.   Образование    Одной из основных отраслей социальной сферы с. Красная Горка является образование.     МОУ СОШ с. Красная Горка   берет  свое  начало   с  начальной  школы,  открытой  в   1932 году. В  1971  году  школа стала средней.        За  40 лет функционирования школы было выпущено 902  учащихся.  Среди  них ­  15  выпускников окончили  школу  с  золотой  медалью, 21  ­  с серебряной  медалью.    С ноября 2004 года МОУ СОШ с. Красная Горка является центром социокультурного  пространства села Красная Горка.            C  2006   года   школа     стала   стартовой   площадкой   в   вопросе   «Роль   органов государственно   общественного   управления   в   повышении   качества   учебно­ воспитательного процесса». Основные приоритеты школы:  Обеспечение непрерывности, вариативности, разноуровневости обучения.      Развитие интеллектуальных способностей, исследовательской деятельности      учащихся.  Повышение значимости и качества воспитательной работы со школьниками.  Развитие качеств личности, необходимых учащимся для самореализации в       социальной и предпринимательской деятельности. 38  Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению, приумножению  культурных ценностей, формирование гражданско­патриотического сознания.     Основными проблемами, требующими решения в среднесрочной перспективе: ­ старение педагогических кадров; ­ необходимость открытия новой группы в детском саду; ­  проведение капитального ремонта зданий школы и детского сада.  Занятость населения с. Красная Горка (% к общей численности занятых в экономике) 2010 г. 2011 г. 2012 г. (текущая  отчетность) Занято в экономике, всего 100 100 100 в том числе: сельское хозяйство строительство транспорт и связь торговля и общественное питание непроизводственные отрасли  (социальная сфера) 43,8 43,8       43,8 5 4 18 29,2 5,5 4 17,3 27,4 6 4 18 28,2    С целью повышения уровня занятости населения центром занятости населения р.п.  Колышлей  заключены договора на организацию общественных работ, предложены  субсидии на открытие собственного дела и на создание кооперативов. Этим  предложением воспользовались 9 граждан из числа не работающих. В результате созданы  новые рабочие места,  зарегистрированы 9 индивидуальных предприятий.    На территории Лачиновского сельсовета, по состоянию на 1 января 2013 года,  производством сельхозпродукции занимается ООО «Красная Горка», 760 личных  подсобных хозяйств (с. Красная Горка – 610, с. Чубаровка – 125, д. Лачиновка – 25).    За последние годы в сельском хозяйстве муниципального образования наметилась  тенденция экономического роста, увеличивается объем валовой продукции. 39 Высока потребность сельскохозяйственных производителей в обновлении материально­ технической базы. Полностью решить данную проблему посредством среднесрочного и  долгосрочного кредитования не представляется возможным. Значительное опережение  роста цен на материально­технические ресурсы, особенно горюче­смазочные материалы,  электроэнергию, сельскохозяйственную технику относительно динамики цен на  реализованную сельскохозяйственную продукцию ограничивает финансовые возможности  сельскохозяйственных товаропроизводителей.    Среднегодовая численность работающих, занятых в сельскохозяйственном производстве составила 500 человек. Приходят молодые специалисты, с высоким уровнем подготовки.  Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве на протяжении последних лет  повышается.    Основными причинами, сдерживающими темпы развития отрасли сельского хозяйства  муниципального образования,  являются: •    низкий     уровень     структурно­технологической     модернизации отрасли,  обновления основных фондов; •  продолжающиеся   ценовые колебания на сельскохозяйственную и промышленную  продукцию; •  финансовая         неустойчивость         отрасли,         обусловленная нестабильностью  агропродовольственных рынков, затрудняющая доступ сельскохозяйственных  производителей  к рынкам финансов; •  недостаточный    приток    частных    инвестиций    на   развитие отрасли; •  дефицит     квалифицированных     кадров     ­     руководителей     и специалистов,  работников массовых профессий.    В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сел поселения,  ускорения темпов роста сельскохозяйственного производства на основе повышения его  конкурентоспособности становится приоритетным направлением экономической  политики.  Жилищно­коммунальное хозяйство    Жилищный фонд на начало 2013 года составляет около 36,8 тыс. кв. м общей площади. Степень износа жилищного фонда ­ от 31 до 75 %. Уровень газификации жилищного  фонда села сетевым газом составляет 100%. Количество домовладений: ­ с. Красная Горка – 665, ­ с. Чубаровка – 222, 40 ­ д. Лачиновка – 43.     В качестве источников хозяйственно­питьевого водоснабжения в Лачиновском  сельсовете служат 2 скважины, 2 каптажа. Общая протяженность водопроводных сетей ­  19,5 км, из них  капитально отремонтировано 6,430 км,  нуждается в замене 2,5 км. Для  восстановления водопроводных сетей, улучшения качества питьевой воды  постановлением Правительства Пензенской области утверждена Программа по  капитальному ремонту, реконструкции и модернизации систем централизованного  водоснабжения населенных пунктов Пензенской области. Ремонт проводится за счет  средств областного и местных бюджетов, а также на средства граждан..    Основные проблемы в сфере жилищного хозяйства и инженерной инфраструктуры: ­ высокая степень износа жилищного фонда; ­   отсутствие в последнее десятилетие капитального ремонта многоквартирных жилых  домов; ­ низкий уровень оказания услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходо; ­  отсутствие специализированной организации по оказанию услуг ЖКХ. Основные направления социально­экономического развития  Лачиновского сельсовета    В качестве основных направлений социально­экономического развития муниципального  образования Лачиновский сельсовет  выделены следующие: 1.     Развитие    реального    сектора    экономики,     предусматривающее организацию  новых производств, основанных на использовании местных ресурсов; 2. Применение новых инновационных технологий; 3.  Сохранение и развитие производственного потенциала   работающих предприятий; 4.  Создание условий для развития малого и среднего бизнеса,  в т.ч. в сельском  хозяйстве.    Стратегия социально­экономического развития муниципального образования базируется на ключевых направлениях региональной политики на среднесрочную перспективу:  обеспечение равенства конституционных и социальных гарантий, преодоление  значительной диспропорции в социально­экономическом развитии поселений, укрепление  экономических основ бюджетной системы.    Анализ социально­экономического положения позволяет выделить ряд существенных  позитивных факторов (сильные стороны), которые можно эффективно использовать для  поступательного социального и экономического развития муниципального образования: 41 • стабильная общественно­политическая ситуация, что позволяет проводить  целенаправленную социальную и экономическую политику; •   стабильные межнациональные отношения; •   значительные земельные, водные ресурсы, благоприятные природно­климатические и  экологические условия для населения и создаваемых новых производств; • наличие     сети     магистральных     газопроводов     и     трубопроводов федерального  значения; • положительный   опыт   работы   и       сотрудничество   с    внешними инвесторами; • благоприятные   почвенно­климатические   условия   для   предприятий  агропромышленного комплекса; • благоприятная экологическая обстановка в муниципальном образовании.    К негативным факторам (слабые стороны), сдерживающим развитие муниципального  образования,  относятся: ­  высокая степень износа (морального и физического) основных фондов; ­ низкая загруженность производственных мощностей; ­ недостаточность и высокая стоимость энергоресурсов. Оценка действующих мер  по улучшению социально­экономического положения  Лачиновского сельсовета       Самым оптимальным вариантом решения задач улучшения социально­экономического  положения поселения является разработка и реализация целевых программ. В настоящее  время в Лачиновском сельсовете приняты и действуют следующие  программы: ­ «Жильё для молодых семей», ­ «Жильё для ветеранов Вов», ­ «Перспективные сёла», ­ «Чистая вода», ­ «Благоустройство села». 42 Профессиограмма  сельскохозяйственного  Профессии Отрасль сельского хозяйства Растениеводство Полевод,   овощевод,   садовод,  цветовод,   поливальщик   полей, тракторист­машинист широкого профиля 43 Животноводство Техническое  обслуживание и  ремонт машинно­ тракторного парка   скотник,   доярка, Телятница,    мастер   машинного   доения, оператор   по   первичной   обработке   молока,   свинарь,   конюх, оператор оператор инкубационных   цехов   птицефабрики,    оператор­птицевод, пчеловод,  слесарь по монтажу оборудования  животноводческих ферм с квалификацией электромонтер   животноводческих   комплексов,     техники,   кузнец,   токарь, Газоэлектросварщик,   вулканизаторщик,     мастер   по   технической   диагностике фрезеровщик, сельскохозяйственной   мастер­наладчик   по техническому   уходу   за   машинно­тракторным   парком,   мастер­ наладчик   по   техническому   уходу   за   оборудованием животноводческих   комплексов   и   ферм,   слесарь­инструмен­ тальщик,   слесарь   по   ремонту   тракторов,   автомобилей   и сельхозмашин, слесарь по ремонту и эксплуатации оборудования животноводческих ферм с квалификацией электромонтера Электрификация и  связь Радист, оператор, электромонтер  сельской  электрификации  и связи,  ремонту   и   эксплуатации электротехнического оборудования и сооружений   электромонтер   по Шофер, тракторист­машинист, автокрановщик, бульдозерист 44

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе»

Проект «Профессиональная ориентация  как средство профессионального самоопределения  в сельской школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017