«Русская народная игрушка.
Кукла-оберег»
Творческий проект
Выполнили: группа учащихся 2 «а» класса.
Руководитель: Чекмарева О.С.,
учитель начальных классов
Цель исследования: Изучение назначения кукол и связь их с
народными традициями.
Задачи: Познакомиться с историей возникновения народной
куклы.
• Изучить виды народных кукол и технологию изготовления.
• Изготовить традиционные народные куклы.
Актуальность: думаем, что тема творческого проекта очень
важна, потому что каждый человек должен знать культуру и
традиции своего народа.
Гипотеза: на народную игрушку не влияет время, и она по-
прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Объект исследования: традиционная русская кукла
Предмет исследования: процесс изготовления традиционной
куклы.
Куклы-обереги
В глубокой древности у кукол было
другое предназначение, она была человеку
защитой от болезней, несчастий, злых
духов. Кукла берегла человека, ее так и
называли: оберег или берегиня. Как
правило, самыми охранными были куклы,
выполненные без иглы и ножниц. Ткань
старались при изготовлении кукол не
резать, а рвать (иногда кукол так и
называли — "рванки").
Зернушка — кукла,
которая символизировала
достаток в доме, была
своего рода оберегом
семьи. Иногда ее называли
«зерновка» или
«крупеничка». Делали эту
куклу после сбора урожая.
В основе этой куклы-
мешочек, наполненный
зерном. Также эту куклу
могла делать женщина,
чтобы у неё были дети. Эта
кукла символизировала
достаток, благополучие в
семье. Бытовала в
районах, где выращивали
злаковые культуры.
Пеленашка —
древнейшая кукла-
оберег. Пеленашка
находилась в люльке до
крещения ребёнка (При
крещении младенец
приобретал статус
человека). Эту куклу
хранили в семье вместе с
крестильной рубашкой.
Кукла была легка в
изготовлении, для неё
использовались куски
ношеной, чаще
домотканой одежды.
Спеленутая кукла могла
быть использована
детьми в играх.
Кукла — веник
помогала хозяйке
"вымести сор из избы".
Конечно, это был не
материальный мусор, а
сор, из-за которого
происходили ссоры,
разлад в доме.
Изготавливалась она,
как правило, из трав,
соломы, лыка. Одежда
куклы состояла из
сарафанчика и
платочка. По наряду
куклы можно было
определить место ее
«рождения». Данная
кукла бытовала в
центральных и южных
губерниях.
В южных губерниях России
существовала кукла — оберег жилища,
называемая "День и Ночь" (она
относится к двуликим или парным
куклам). Как правило, её делали под
Новый год. Она была изготовлена из
тканей темных и светлых тонов.
Светлая ткань символизировала день, а
темная ткань—ночь. Рано утром,
ежедневно её поворачивали светлой
стороной (на день), а вечером темной
(на ночь). Говорили: «День прошел, и
слава Богу, пусть так же пройдет и
ночь».
Куклы-лихорадки. Двенадцать куколок,
спеленутые как младенцы, скрепленные
вместе. Их помещали за печкой, чтобы их
никто не видел. Лихорадки спасали от
болезней.
Обрядовые куклы
Это достаточно распространенная
категория народной игрушки. Такие
куклы, выполненные из различных
материалов, достаточно несложные по
технологии, связаны с передачей ребенку
космогонических, нравственных,
символических и мифологических знаний.
Обрядовые куклы в своем роде очень
уникальны, так как содержат
символические знания предыдущих
поколений. Они были созданы людьми
для обрядовых, культовых и магических
целей. Они существуют у большинства
народов мира и используются как в
языческой, так и в христианской религии.
Применяются для различных магических
ритуалов.
Кукла-
Стригушка была
связана с богатым
урожаем. Стригушки
делали из соломы,
лыка, отходов
льнопроизводства.
Иногда ее одевали,
но иногда ее
украшали цветными
шерстяными
нитками.
Соломенные куклы,
сделанные из
первого «именного»
снопа, считались
священными.
Куклаоберег«На здоровье»
Целительная кукла «Здоровье» делается только
из льняных ниток, так как считается, что лён
своими природными свойствами очень
экологичен и, забирая болезнь на себя, помогает
человеку поправиться.
Эта кукла ничем не украшается и не терпит
суеты, а напротив, делать её надо
стараясь максимально пребывать в состоянии
благости, сконцентрировавшись помыслами о
больном человеке, для которого это делается.
Можно зажечь свечу и читать молитвы или
заговоры. Захворавшему ребёнку кукла кладётся
в кроватку, он может с ней играть, а как только
хворь уйдёт, кукла сжигается. Заплетая косу у
куклы надо приговаривать:
«На здоровье, на здоровье». По окончании
изготовления и при передаче больному
повторять: «На здоровье»
На праздник Ивана
Купалы делали на
крестообразной
основе куклу
Купавку, наряжали в
женские одежды
(рубаху, сарафан,
пояс). На руки
Купавки вешали
ленточки — заветные
девичьи желания,
потом их отправляли
плыть по реке.
Ленточки, плывущие
по реке, забирали с
собой несчастья и
невзгоды. Кукла
"Купавка".
Десятиручка —
кукла,
предназначенная
молодухе (девушке,
недавно вышедшей
замуж). Такую куклу
часто дарили
невесте на свадьбу,
чтобы она всё
успевала, и всё у неё
в семье ладилось.
Традиционно эту
куклу делали из
травы, соломы, лыка
и красиво
оформляли.
Домашняя
Масленица
В масленичную
неделю такую
куклу вывешивали
за окно. Это было
знаком того, что
теща ждала зятя и
дочь в гости на
блины. Чаще всего
таких кукол
изготавливали из
соломы и лыка.
Лицо обтягивали
льняной тканью и
одевали в
традиционный
В Крещенские дни
делали куклу
Крестец, ставили её у
ведра с водой,
обязательно
освящённой.
Считалось, что в эти
дни вода была святой.
Кукла была выполнена
на крестообразной
основе, её украшали
тесёмочками и
ленточками.
С рождественскими
обрядами была связана
необычная кукла
"Коза". Выполнялась
данная кукла на
крестообразной основе,
а лицо, рога и борода
были сделаны из лыка.
"Коза" была наряжена в
красивое платье и
имела на себе
обрядовые предметы:
колокольчики, бусы,
серьги, колечки и
мешочки с травами.
Данная кукла
использовалась в
обрядах колядования.
Русская, тряпичная куколка
простая
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, а значит нам
родная.
В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берем этих кукол в руки -
Оживают истории звуки...
Литература
1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции,
технология [Текст] / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. М. : Культура и
традиции, 2007.
2. Е. В. Берстенева, Н. В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый
город, 2010 г.
3. Н. В. Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство
пресс, 2011 г.
4. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И.
Зимина.
5. Энциклопедия детского фольклора «Ладушки», Белый город,
2008 г.
6. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла
[Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. СПб, Паритет, 2003.