Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)
Оценка 5

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
технология
5 кл
28.01.2017
Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)
Тема творческого проекта очень важна, потому что каждый человек должен знать культуру и традиции своего народа. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклыпроект куклы
проект куклы.docx
МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПЕДАГОГОВ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (МОДИ) МОУ СОШ №3 г. Талдом Пятая открытая региональная научно­практическая конференция творческих работ учащихся Московской области «Исследователь 21 века» Тема проекта: «Русские народные куклы­обереги» Выполнили ученики 5класса: Левкина  Полина Сморчковая  Елена Научный руководитель:  учитель технологии Сивочалова Марина Николаевна г. Талдом, Московская область, 22 апреля 2016 г. Содержание 1.Введение…………………………………………………………… 2.Основная часть……………………………………………………. 2.1 История и виды русских кукол…………………………………  2.2. Русские куклы­обереги ………………………………………… 2.3  Назначения куклол­оберегов…………………………………..  3.Технология изготовления кукол……………………………………  4. Анализ анкеты младших школьников ………………………….. 4.1 Знание об обрядовых куклах…………………………………… 4.2.Изготовление обрядовых кукол(мастер­класс)……………….. 5.Заключение ………………………………………………………… 5.Литература …………………………………………………………. 6.Приложения …………………………………………………………    2 Введение   «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы ­ самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».                                                                                     М. Е. Салтыков­Щедрин         Мы живем в России ­ стране с великими народными традициями, являемся наследниками ее духовных, исторических и культурных ценностей. Из поколения в поколение создатели традиционной игрушки передавали свое мастерство и смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Народное искусство, как часть нашей культуры живет и развивается. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского     народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.          Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не   просто   детская   игрушка,   это   неотъемлемый   атрибут   древних   обрядов.   С незапамятных   времен   мастерами   было   освоено   искусство   изготовления   таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.                  Все девочки любят играть в куклы. Русские народные куклы сейчас чаще всего   встречаются   на   полках   сувенирных   магазинов.   Куклы   из   ткани,   льна, деревянные   куклы   очень   разнообразны.   Многие   не   задумываются   о   том,   как появились эти «игрушки», какую роль они играли в жизни наших предков. Мы решили   узнать   об   этом   и   рассказать   ребятам   о   результатах   нашего   труда.   На занятиях в школе мы делаем народные куклы, поэтому важно знать технологию их изготовления. 3 Выбранная тема нам показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства Актуальность   исследования: мы   думаем,   что   тема   творческого   проекта очень важна, потому что каждый человек должен знать культуру и традиции своего народа.   Гипотеза: Древнее искусство создания традиционных народных обрядовых кукол актуально и востребовано в современном мире.                  Цель   исследования:  Углубить   знания   о   русском   народном   творчестве, полученные на уроках технологии.                                                                              Задачи исследования: 1.Изучить литературу, которая посвящена русским народным куклам.  2.Познакомиться   с   историей   появления   и   видами   русских   народных   кукол,   их ролью в жизни людей.  3.  Изучить   технологию   изготовления   4.Определить актуальность обрядовых кукол среди современных школьников  5.Изготовить куклу­оберег.  русских   народных   кукол. Объект  исследования: традиционная русская кукла.             Предмет исследования: процесс изготовления традиционной русской куклы.                    Методы исследования:  исследовательские; социальный опрос и анализ результатов; практические.                        База исследования:5 класс МОУ Северная СОШ Талдомского района Московской области.                                                                                              Сроки исследования: февраль 2016г. – март 2016 г. 4 2.Основная часть 2.1. История и виды русских кукол  виде это Словарь С.Ожегова говорит, что «кукла» – это детская игрушка в фигурки человека. Некоторые исследователи считают, что кукла – любая   фигурка   человека,   даже   если   она   не   является   детской игрушкой. Известно, что самые древнейшие куклы найдены в Египте  –  в захоронениях­современниках  пирамид. История России   также   не   представляется   без   этих   маленьких   чудесных созданий.  Кукла   имеет   многовековую   историю.   Появившись   в далёком   прошлом,   тряпичная   кукла   сохранила   отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте.        Самые первые делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой.   Потом   скатывался   шарик,   и   к   нему   прикреплялась   юбка.   Такая   кукла 5 называлась «БАБА» – женское божество. В каждой русской семье умели делать не менее 30 разновидностей кукол. Были куклы для мужчин, для женщин, для детей. Названия кукол были очень простыми и даже наивными – что люди видели, делали – так и называли кукол.          Все русские народные куклы были трех видов: игровыми, обрядовыми или обережными. Эти названия говорят о том, как куклы участвовали в жизни наших предков. Обрядовые куклы принимали участие в народных обрядах, игровые предназначались для детей, обережные оберегали от разных напастей.  2.2. Русские куклы­обереги                         В наш век куклы ­ это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились   вполне   серьезно.  Они   были   участницами   многих праздников и обрядов; были оберегами; являлись символами счастья, добра, благополучия  и продолжения рода. Ребенок,   играя   с   ними,   приобщался   к  культуре   и традициям своего народа.                        Эти   куклы   были   человеку   защитой   от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее   так   и   называли:   оберег   или   берегиня.   Как   правило, самыми   охранными   были   куклы,   выполненные   без   иглы   и ножниц (чтобы жизнь человека не была «колотая» и «резаная»). Ткань старались при   изготовлении   кукол   не   резать,   а   рвать   (иногда   кукол   так   и   называли   — "рванки").           Кукла­оберег призвана защищать человека. Неслучайно она безлика ­ глаза,   нос,   рот   ­   это   врата,   через   которые   могут   проникнуть   темные   силы. Отсутствие лица было знаком того, что кукла ­ вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.            По народным поверьям оберегающие куклы несли в себе только доброе начало. Для охраны от тёмных сил, ссор, болезней некоторые из них традиционно ставили где­нибудь в доме на уровне или выше головы человека, часто в красный угол.  Куклы­обереги различаются по материалу изготовления: их можно изготовить из самого разного материала: из лыка, соломы, бересты, льна, глины и т.д. 6 В   древности   славянские   тряпичные   куклы   изготавливали   женщины. Объяснялось это тем, что с древнейших времён женщина хранила и передавала знания   и   навыки   из   поколения   в  поколение. Делала   такие   куколки   женщина   не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу "сделанного". Ведь от качества её работы зависела судьба семьи, рода.        Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла   и   тогда   не   расставалась   с   ним.   Чтобы   малыш   крепко   и   спокойно   спал, приговаривала мать: "Сонница­ бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой   куколкой".   Кукла   отвлекала   на   себя   злые   духи,   оберегая   ребёночка. Тряпичную куклу­берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой,   благословляя   её   на   замужество.   Обереги   давали   сыну,   который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.     Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.                                                                                                                В традиционной славянской культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков. 2.3 Назначения куклол­оберегов Кукла­оберег "Кубышка­Травница"    7 Кубышка (Травница) – обрядовая кукла, которая защищала от болезней в доме. Внутри кукла наполнена лекарственными травами. Периодически ее надо мять в руках и по дому будет разноситься целебный запах и дух   трав,   которые   будут   отгонять   все   возможные болезни. Через два года травку в кукле надо поменять. Травницей  разрешали   играть   детям   и   вешали   над кроваткой. А если в доме кто­то болел – ставили у кровати больного. Это хорошая берегиня дома и заботливая хозяйка. Благодаря ей в дом не проникают злые духи и болезни. Куклы "День и Ночь"    Эти куклы – обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью   ­   темную.   Куколка   "День"   ­   молодая,   живая, подвижная,  работящая  и  веселая. Она ­  хозяйка  дня, и следит, чтобы в будни дни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило   солнышко.   Куколка   следит   за   жизнью   людей   при свете   дня,   оберегает   день.   Чтобы   день   не   зря   прошел,   а   с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно. Куколка "Ночь" ­ мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь ­ волшебница. Она меняет и вещи и людей.   Она   несет   другой   мир.   Ночью   все   таинственно.   Все   привычное   без солнечного света становится неузнаваемым. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.  Кукла "Крупеничка" ("Зернушка", "Горошинка")   8 Эта тряпичная кукла­оберег на сытость, достаток в семье. При сборе урожая эту  куклу  заполняли гречишным зерном   или пшеницей, наряжали и бережно хранили в красном углу.  Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным.  Куклы­лихоманки         Эти обережные куклы от нечисти в доме, которая является причиной болезней и разлада в доме Для защиты от сестриц­трясовиц, злых лихорадок делали одноименных куколок. Делали их из щепок, обмотанных лоскутками, обязательно   из   сношенной   одежды.   Куколок ставили на припечет или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в нее и вселится вместо кого­то из домочадцев. Поэтому, поработавших свой срок куколок   сжигали   по   весне   на   Чистый   четверг   или   на   Благовещенье   (в   разных местах по­разному), освобождая дом от негатива Куклы«Кувадки»      Кувадки   –   обереги   младенцев   от   злых   духов.   Несколько веков   назад   эти   куклы   использовались   в   обряде «кувады».   Магия   обряда   связывалась   с   родами, которые проходили в бане. Мужчине, отцу ребенка, отводилась особая роль. В предбанник выставлялось лукошко   с   куриными   яйцами.   Мужчина   садился   на лукошко, делая вид, что высиживает яйца. Громкими воплями,   подражая   крикам   роженицы,   мужчина выманивал   злых   духов   в   предбанник.   Чтобы обманутые   и   разозленные   духи   не   вернулись   к   роженице,   в   предбаннике развешивались   обрядовые   куклы.   В   эти   куклы   и   вселялись   злые   духи.   Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленутую куклу. После родов куклы сжигались во время обряда очищения. 9 Кувадки заменяли погремушки. Наши предки, что до четырех лет нельзя давать в руки ребенка ничего холодного ­ ни железа, ни глины. Чтобы не застудить душу. А в руках у детей постоянно были "теплые" куклы ­ из ткани или дерева. Кукла «Неразлучница»            Эта кукла – оберег семьи и брака. На первый взгляд   это   мужская   и   женская   куклы,   которые кажутся   просто   парочкой,   взявшейся   за   руки.   Но, если приглядеться, то видно, что рука у них одна и сделана   из   цельной   тряпочки   или   палочки,   а, следовательно, их нельзя разъединить. Такую куклу дарили   молодоженам   на   свадьбе,   закрепленную   на полотенце. Когда рождался ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу хранили. Кукла «Филипповка»   хранительница   порядка.        Эта интересная шестирукая кукла – помощница по хозяйству,   Помогает женщине   справляться   с   множеством   дел, распределять свои силы, чтобы в доме были чистота, порядок,  уют  и лад. Ее  изготавливали   из  соломы, льна, тканей. Кукла "Колокольчик"            10 Кукла   Колокольчик   ­   куколка   добрых   вестей. Родина   куколки   ­   Валдай.   Оттуда   и   пошли валдайские колокольчики.                Звон  колокола  оберегал людей  от  чумы  и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой   на   всех   праздничных   тройках.   Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.  У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.  Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. Кукла «Подорожница»          Подорожница – обережная кукла маленького размера. Она должна помещаться в ладони, обычно жены   давали   эту   куколку   мужьям,   отправляя   в дорогу.  У   куклы   в   руках   узелок,   в   который   клали   либо золу   (символ   домашнего   очага),   либо   горошину (чтобы в дороге был сыт). Ее держали в кулаке, и она защищала в пути­дороге от бед. Кукла «Веснянка»                Во   многих   русских   сказках   встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости,   делятся   своими   мыслями.   И   маленькие куклы­помощницы   не   оставляют   в   беде   своих хозяев.   Веснянка ­ это веселая, задорная кукла, которую делали   молодые   девушки   на   приход   весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки другу. дарили   друг 11 Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине ­ всегда быть обаятельной и привлекательной. Кукла «Капустка» или «Вепсская»    Не зря   говорят,   что   в   капусте   детей   находят.   Делала   эту куколку   девушка,   когда   набирала   охоту   и   силу выходить   замуж,   продолжать   род,   рожать   детей. Ставила   ее   на   окошко,   и   парни   знали   ­   можно сватов засылать.     Такую куклу делали в разных местах России. У вепсов,   живущих   на   Волге,   она   называется   Кормилка, Капустка, а у нас, в Сибири, ­ Рожаница. Она несет в себе образ матери­кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.           3.Технология изготовления кукол – оберегов.             Куклы­обереги ­ удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы не   пригодятся   нам   в   этой   затее:   кукла­скрутка   изготавливается   БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ   ИГЛЫ   и   ножниц.   И   в   этом   тоже   был   заложен   огромный смысл. Кроме   всего   прочего,   изготовление   куклы­оберега   имеет   мощные антистрессовые свойства: куклотерапия давно известна современным психологам и широко используется и у нас, и за рубежом. Работа с куклой помогает женщине раскрыться,  ощутить   свою   женственность,   проявить   любовь   и   заботу   о   самых дорогих   людях.   Узелок   за   узелком   уходят   прочь   суета   и   усталость,   душа наполняется   светом,   и   чувствуется   прикосновение   к   чему­то   волшебному. Рождение куклы и есть самое настоящее волшебство. Куклы скручивались без применения острых и колющих инструментов ­ без игл и   ножниц.   Любое   исключение   предрекало   "колото­резаную"   жизнь   владельцу оберега. Лоскуты рвали, а затем скручивали и обматывали нитями.  12 Оберегам никогда не рисовались лица, в связи с распространенным языческим суеверием, что нарисованное лицо создает образ человека, и через глаза фигурки в ее владельца может вселиться злой дух.  Инструкционная карта «Изготовления куклы – Вепсской»   прилагается.  (Приложение № 2)   4.  Анализ анкеты младших школьников Для того, чтобы узнать насколько обрядовая кукла известна учащимся младших классов   мы   провели анкету  (см.   Приложение   1   Анкета).   Всего   отвечали: второклассников– 25 чел., четвероклассников– 20 чел.  4.1.  Знание об обрядовых куклах. Отвечая   на   вопрос   «Знаете   ли   вы,   что   такое   обрядовая   кукла?», большинство учеников 2­х классов (60%) ответили, что знают. Из них40 % – не смогли выбрать определение   такой   куклы.   Половина   опрошенных   считает   обрядовой   куклу, сделанную   своими   руками,   большинство   ребят   логично   предположили,   что   она создаётся для праздников и обрядов. У четвероклассников представление более чёткое: 75% опрошенных утверждают, что знают, что такое обрядовая кукла .25% добавляют, что это древняя народная кукла, сделанная своими руками.  Несмотря на предыдущие уверенные ответы, 80% опрошенных ребят 2 класса и 65%   учащихся   4   класса   никогда   не   делали   такие   куклы.   Но   подавляющее большинство   опрошенных   детей   (80%)   желают   научиться   древнему   мастерству изготовления народных кукол. (См. Приложение 1, Таблица и диаграммы) Вывод: большинство учащихся знают, что такое русская народная обрядовая кукла, но не умеют   делать. Поэтому мы решили провести мастер­класс по изготовлению кукол­оберегов.  4.2.  Изготовление обрядовой куклы (мастер­класс)   См. Приложение 4     Таким   образом, гипотеза   о   том,   что   интерес   к   рукотворным   традиционным куклам   жив подтвердилась. В процессе выполнения проекта достигнуто следующее: современников,   моих   среди   13  была   изучена   история   традиционной   русской   народной   куклы   и   ее виды;  освоена технология выполнения;  изготовлены образцы;  проведены мастер­классы для учащихся 2 – 4 классов;  Заключение В   исследовании,   анализируя   информацию   из   литературы   и   Интернет­ ресурсов, были изучены основные куклы–обереги, которые сопровождали наших предков   на   протяжении   всей   их   жизни.   В   процессе   исследования   изучено   их разнообразие, история появления, роль в жизни людей. Ставилась задача изучения технологии их изготовления для воссоздания процесса изготовления разнообразных кукол в мастерской.                   Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь   частью   культуры   всего   человечества,   кукла   сохраняет   в   своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение.   Рукотворная   лоскутная   фигурка   выполняет   теперь   новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Чем дальше в будущее входим,       Тем больше прошлым дорожим.    И в прошлом красоту находим, Хоть новому принадлежим.                                               Литература. 1. Агаева И.В. "Кукла­закрутка"//«Народное творчество».–2004.№3.–28­30 с.  2.   Берстенева   Е.   Кукольный   сундучок.   Традиционная   народная   кукла   своими руками.– Белый город.– 2010.–112 с.3. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла .– Культура и традиции.– 2007.– 120 с.  3.Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Изд.: Культура и традиции, 2007. – 120 с. 14 4. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». – СПб.: Паритет, 2008. – 240 с.  5.   http://maminsite.ru/early.files/kukolki.html   ­   Мастер­класс   по   изготовлению русской народной куклы "Вепсская» ,«Колокольчик». Приложение 1 Анкета 15 1.Знаете ли вы, что такое кукла? Да. Нет 2.Знаете ли вы, что такое обрядовая кукла? Да. Нет 3.Умеете ли вы делать обрядовую куклу? Да. Нет 4.Хотите ли вы научиться делать обрядовую куклу? Да. Нет Таблица 1 № вопроса Варианты  ответов Ответы Ответы второклассников четвероклассников Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет 1 2 3 4 25 0 15 10 5 20 19 6 20 0 15 5 7 13 17 3 100% 60% 40% 20% 80% 76% 24% 16 100% 75% 25% 35% 65% 85% 15% Анализ анкеты младших школьников ответы учащихся 2 и 4 классов-да 100% Знаете ли вы, что такое обрядовая кукла? да-60% нет-40% да-75% нет-25%             Умеете ли вы делать обрядовую куклу? 17 да-20% нет-80% да-35% нет-65%              Хотите ли вы научиться делать обрядовую куклу? да-76% нет-24% да-85% нет-15%          Вывод: большинство учащихся знают, что такое русская народная обрядовая  кукла, но не умеют  делать. Но подавляющее большинство опрошенных детей  (80%) желают научиться древнему мастерству изготовления народных кукол. 18 Инструкционная карта изготовления куклы «Вепсской» Приложение №2 № п/п Материалы, инструменты Лоскут отбелённой ткани размером 1 20*20см. перегибают по  диагонали. В центре лоскута  закладывают моток из обрывков  нитей, так называемую  путанку(можно использовать  клок льняной кудели).  Моток обтягивают в центре лоскута и 2 закрепляют нитью.  Длинный конец нити несколько раз обтягивают по ткани лоскута  вплотную вокруг комка путанки.  Концы связывают двойным узлом.  Диагональ лоскута накладывают  друг  3 на друга. На одном из концов  диагонали делают подгиб  ткани. Кончик лоскута  примерно 1­1,5см. длинной  подгибают внутрь диагонали.  Края ткани скручивают внутри  под диагональ, и в 0,5­1см. от  края конца платка, закрепляют  несколькими плотными витками  нити. Концы нити связывают  двойным стежком. Второй конец  диагонали оформляют так же.  4 Расправив связанные концы в  стороны. Лоскут перетягивают  нитью  . 5 6 7 8 Второй лоскут цветного ситца размером 20*20см. складывают по диагонали. В сложенный лоскут на диагональ вкладывают небольшой моток путанки. Моток обтягивают и закрепляют нитью. Этой же нитью моток прикрепляют к первой детали, чуть сместив его от середины. Из другого лоскута такого же размера изготавливают такую же деталь и закрепляют нитью на кукле симметрично предыдущей Работу над куклой завершают подвязыванием косынки и платка. Сначала сложенной пополам полоской тонкой ткани обтягивают верхнюю часть головы куклы. Концы полоски крест­накрест выводят на затылок и закрепляются. Лоскут цветной ткани размером 10*10см. складывают пополам по диагонали. Платок повязывают на голову кукле так, чтобы была чуть видна полоска ткани в верхней части головы. Крест­накрест из­под подбородка концы платка крепят двойным узлом сзади                  Инструкционная карта изготовления куклы «Колокольчик». Необходимые инструменты и материалы. Вид деятельности Материал Изготовление и оформление куклы­ закрутки Раскроенные детали нитки, шерстяная пряжа, ленты, тесьма, бусины, синтепон. Инструменты и приспособления Ножницы, Выкройки, мел Технологическая последовательность выполнения работы. Вид деятельности Взять круг диаметром 29 см, положить в центр детали синтепон и, сделав шарик, закрутить нитками. Взять круг диаметром 25 см, наложить на полученный шарик, закрутить нитками на том же месте. Взять круг диаметром 21 см, закрутить аналогично п.2 Взять прямоугольник из светлой ткани, наложить на полученный шарик, закрутить, из противоположных концов прямоугольника оформить ручки. № п/п 1 2 3 4 5 Изготовление косы: намотать шерстяную пряжу на приспособление ( прямоугольник из картона), перевязав нити с одной стороны, разрезать противоположную. Необходимые материалы и инструменты Круг, вырезанный из яркой х/б ткани диам.29 см, синтепон, нитки. Круг из х/б ткани диам.25 см, нитки. Круг из х/б ткани диам. 21 см, нитки. Прямоугольник из светлой ткани, нитки. Шерстяная пряжа, приспособление для намотки пряжи. 6 Приложить нити к сформированной голове куклы, сплести косу, закрепить ленточкой. 7 Укрепить «волосы» куклы повойником – повязав голову тесьмой или лентой. 8 Оформить куклу, повязав ей на голову косынку, на талию передник, к ручкам привязать петлю из ленты. Шерстяная пряжа, атласная лента. Готовое изделие, атласная лента, тесьма. Готовое изделие.

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)

Проект «Русские народные куклы-обереги»(5 класс,технология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017