Детство – время активного социального «развертывания» растущего человека и
Введение
освоение им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения
в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. Социализация личности ребенка
в современное время протекает в динамично меняющихся условиях: изменения в
политической, экономической, социальной и социокультурной системе.
В настоящее время в России волонтёрство рассматривается как стратегический
ресурс госудаственнообщественного развития. Так, в п. 5 Указа Президента РФ от 7 мая
2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 г.» говорится о «создании условий для развития наставничества,
поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества
(волонтерства)».1
Воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия
на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное
влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной
работой образовательных учреждений, профессиональных педагогов, семьи.
Подростковый возраст – это период важнейших событий в жизни человека, период
выбора социальных и профессиональных ориентиров, формирования мировоззрения.
Именно в этом возрасте складываются способности к свободному мышлению и
самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится
реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строиться на
основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. В современном
мире проблема создания волонтерского движения в образовательных организациях как
очень мощного общественного движения звучит особо остро.
В условиях постоянных изменений моральнонравственных и ценностных установок
современного общества возросло число подростков, склонных к проявлению асоциального
поведения. Решить данную проблему только силами специалистов практически
невозможно. Необходимо привлекать к этой работе самих подростков, которые обычно
стремятся к свободе и независимости от взрослых, с одной стороны, и склонны к
объединению в группы со сверстниками, с другой.
Для решения вопросов социальной профилактики с 2014 года в МБОУ «СШ № 31»
г. Иваново волонтёрство используется как эффективная социальная практика, которая
способствует преодолению таких серьезных рисков в подростковой среде, как:
распространение социальной пассивности, «уход» детей и подростков в виртуальную
реальность при отсутствии или слабом контроле родителей и др.
Волонтёрское движение открывает дополнительные возможности дружеского
общения и взаимодействия с единомышленниками, приобретения коммуникативных
навыков. Волонтёрская работа даёт возможность нашим детям выйти в открытый социум,
развить навыки общения, приобрести опыт ответственного лидерства. Приобретая
положительный опыт общения и созидания, выйдя из зоны риска, подростки сами
становятся инициаторами волонтёрских акций и вовлекают в эту деятельность своих
сверстников. Именно группа сверстников становится для подростков местом реализации
основных потребностей в общении, самореализации и уважении. И часто именно
авторитетный член группы становится сознательно или бессознательно кумиром для
подражания. Очень важно, чтобы этим кумиром оказался человек, чьими жизненными
ценностями являются здоровье, любовь, самосовершенствование, помощь и поддержка
других людей. Таким человеком может стать подростокволонтёр, коуч (наставник).
1О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 г.: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. Организуя работу с позиции «на равных», он помогает участнику занятий принять на себя
ответственность за свои поступки.
Проведя анализ работы волонтёров школы, педагогический коллектив и активисты
школьного самоуправления пришли к выводу, что назрела необходимость перехода
деятельности волонтёров на более продвинутый организованный уровень создать в школе
Клуб волонтёрского движения, что позволит обновить содержание воспитательной работы,
поможет привлечь обучающихся группы риска к участию в социально значимых
творческих, спортивных, экологических и благотворительных акциях и мероприятиях.
В процессе деятельности волонтеры будут получать информацию, знания,
взаимодействовать между собой, приобретать навыки работы в команде, учиться разрешать
конфликты, передавать информацию своим сверстникам, проводить Дни профилактики с
тематическими информационными выходами в классы, театрализованные конкурсы,
агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформлять информационные
листовки, стенгазеты. Все это будет способствовать формированию социальной
компетентности и активности. В ходе реализации проекта воспитанники Клуба
волонтерского движения будут оказывать посильную помощь наименее защищенным слоям
населения (ветеранам войны и труда, людям с ограниченными возможностями здоровья),
приюту для бездомных животных, примут участие в проведении городских акций и
мероприятий.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект,
умение получать и передавать информацию – это те навыки, которыми должен обладать
волонтер для успешной работы, и которые будут формироваться в процессе подготовки
волонтеров (на профилактических, обучающих и практических занятиях). На позиции
«равныйравному» волонтерыкоучеры будут передавать сверстникам информацию в ходе
«дней профилактики», в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в
ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.
Волонтером быть престижно во всем мире, это социально одобряемая деятельность.
Успешная деятельность волонтера включает в себя овладение необходимыми умениями, а
также формирование нравственных принципов и усвоение ценностей, в результате чего
формируется чувство сопричастности, ответственности за выбранное дело и
принадлежности к решению общечеловеческих проблем.
Волонтерское движение школы включает в себя пять направлений:
1. Гражданскопатриотическое;
2. Социальное;
3. Спортивнооздоровительное;
4. Экологическое;
5. Творческое .
Проект «Создание Клуба волонтёрского движения для несовершеннолетних на базе
МБОУ «СШ № 31» г. Иваново» предусматривает создание волонтёрской команды из числа
обучающихся средних и старших классов, имеющих активную жизненную позицию и
желающих заниматься волонтёрской деятельностью.
Проект "Создание Клуба волонтёрского движения на базе МБОУ "СШ № 31" г. Иваново
Проект "Создание Клуба волонтёрского движения на базе МБОУ "СШ № 31" г. Иваново
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.