Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа №9
Кулебаки, 2015
1. |
Полное название проекта
|
Внеклассное мероприятие «Русский сувенир» |
2. |
Автор проекта
|
Хазова Елена Алексеевна, уч. нач. кл. МБОУ СОШ №9, высшее обр., стаж работы 25 л. |
3. |
Авторы мероприятия |
Хазова Е.А., высш обр., 25 лет Курицына С.Ю., высш., 27лет
|
4. |
Территория, представившая проект |
Россия, Нижегородская обл., г. Кулебаки
|
5. |
Название организации
|
МБОУ СОШ № 9 |
6. |
Адрес организации |
607010, Нижегородская обл., г.Кулебаки,ул.Циолковского,20
|
7. |
Форма проведения
|
Внеклассное мероприятие |
8. |
Цель проекта
|
Духовное развитие личности |
9. |
Специализация проекта
|
Духовно-эстетическая |
10. |
Место проведения
|
МБОУ СОШ № 9 г.Кулебаки |
11. |
Общее количество участников |
50 человек |
12. |
Участники |
Учащиеся 1 -2 классов
|
13. |
Краткое содержание проекта |
Целенаправленное внеклассное мероприятие
|
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»
А.Б.Салтыков.
На протяжении многих веков русский народ создавал богатейшую традицию – бесценное достояние национальной культуры, которую составляют песни, танцы, праздники, обряды, предметы народного декоративно-прикладного искусства. Все формы народного творчества, представляющие самостоятельную художественную ценность и передававшиеся из поколения в поколение, всегда являли собой прочную базу для становления, формирования и развития русского профессионального искусства.
Ныне в России началось истинное возрождение интереса к истории народа, его культурным традициям, к тем сторонам жизни русского народа, которые, казалось, канули в прошлое. Веками народ творил, оттачивал мастерство, передавал из поколения в поколение. Первоначально предметы народного творчества выполняли утилитарную функцию – деревянная расписная утварь, глиняная посуда, различные игрушки, в дальнейшем они превращаются в предметы народного искусства с богатейшим наследием предков. Народное творчество имеет огромное значение для целостного развития школьников. Знакомясь с русскими ремеслами и промыслами, дети проникаются чувством гордости за наших русских мастеров, воспитывается чувство патриотизма, осознанность своей этнической принадлежности: «Я – русский, а это моя культура, мой народ. Творчество моего народа необходимо изучать, беречь, сохранять, передавать поколениям».
Анкета «Уровень осведомленности учащихся начальных классов о народных промыслах России»
|
|
|
-
- изучаемые объекты народного творчества пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, принадлежат русской национальной культуре. Это помогает детям понять, что они – часть великого русского народа.
- изучаемые русские народные промыслы содержат особенные черты русского характера, представления о добре, правде, трудолюбии. Знакомства с истоками ремесла, воспитывает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- большое место в приобщении детей к народному творчеству должно занимать изучение быта народа, его праздников и традиций. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
- ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь их национальным изобразительным искусством.
Подготовительный этап
№ |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственный ный |
1. |
Формирование группы |
ноябрь |
Хазова Е.А. Курицына С.Ю. |
2. |
Создание проекта |
ноябрь |
Хазова Е.А.
|
3. |
Планирование работы: «Мозговой штурм» |
ноябрь |
Хазова Е.А. Курицына С.Ю. |
4. |
Инструктаж для работы в группе |
ноябрь |
Хазова Е.А. Курицына С.Ю.
|
5. |
Подготовка методической литературы и наглядных материалов |
декабрь |
Хазова Е.А. Курицына С.Ю. |
Основной этап
1. |
Сбор пословиц, загадок, стихов, изделий народных умельцев, подбор музыкального материала |
декабрь |
Педагоги Родители Муз. рук. |
2. |
Разучивание песен, танцев, стихов |
Декабрь-январь |
Дети |
3. |
Репетиции праздника
|
Январь-февраль |
Педагоги дети |
5. |
Организация выставки изделий народного творчества |
февраль |
Педагоги дети |
6. |
Организация выставки рисунков
|
февраль
|
Педагоги дети |
Заключительный этап
1. |
Проведение внеклассного мероприятия |
февраль |
Хазова Е.А. Курицына С.Ю. |
2. |
Заключительная викторина |
февраль |
Хазова Е.А. Курицына С.Ю. |
3. |
Поощрение детей
|
февраль |
Педагоги |
4. |
Анализ мероприятия, оформление приложения |
февраль |
Педагоги |
Внеклассное мероприятие
При входе объявление:
Звучит песня « Разноцветные ярмарки» В. Леонтьева
Глашатай 1: На ярмарку, на ярмарку
Спешите все сюда
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут друзья.
Глашатай 2: Эй, не стойте у дверей
Заходите к нам скорей
И со всех концов земли
Все на ярмарку пришли.
Ведущий 1: Давно известно всем на свете
Искусство русских мастеров.
В них красота родной природы
И мудрость древняя веков.
Звучит песня « Русский сувенир» Муз. и сл. Э. Чуриловой
1. Славилась Россия чудо мастерами
Дерево и глину в сказку превращали
Красками и кистью красоту творили
Своему искусству молодых учили.
Припев: Сувенир, сувенир, русский сувенир
Русский сувенир покорил весь мир.
2. Русские матрешки в сарафанах ярких
Хохломские ложки – лучше нет подарка
Дымковские барыни, кони, петушки
И павлопосадские все в цветах платки.
Припев:
3. Синь озер глубоких, белые снега
Подарила Гжели матушка земля.
Балалайки звонкие, тульский самовар
Будет рад подарку всяк - и млад, и стар.
Припев:
Ведущий 2: Почтенные господа, пожалуйте сюда
Выставляйте на базаре свои лучшие товары.
Гость 1:
Мы из города из Вятки к вам прибыли
За гостеприимство спасибо вам
Игрушки вятские на все манеры
Вот вам барышни, а вот кавалеры
У кавалеров в руках трубки
Барышни наши в платьях и шубках
Игрушки наши повсюду славятся
Надеемся, и вам понравятся.
Глашатай 2: У всех гостей от вашей игрушки на душе
радость необыкновенная,
А ноги сами в пляс просятся
Дети исполняют танец «Барышни и кавалеры»
Гость 2: Понял я умом своим
« Дымковская» - значит дым!
Значит, глину обжигали
В печку русскую сажали.
Ведущий 2: Обжигали, но названье ведь от местности идет.
Слушай же мое сказанье любознательный народ.
Слобода эта, (ныне г. Киров) окружена была могучими лесами. Далеко до нее добираться, да и заблудиться можно. Даже с высоты птичьего полета не видно было деревушки. Только дымок от печек и можно было заметить. Зрелище было совершенно необыкновенным в то время, когда над слободой расстилался туман. Деревушка была словно в дымке. Отсюда и название дымковская игрушка.
Гость 3: Да слобода прославилась
Игрушкою своей
В ней нету цвету «дымного»
Что серости серей.
Гость 4: В ней что-то есть от радуги
От солнечных лучей
В ней что-то есть от радости
От теплых ясных дней.
Звучит песня: «Разноцветные ярмарки», среди зрителей проводится конкурс «Водоносы»
Ведущий: Есть среди дымковской игрушки вот такая интересная игрушка «Водоносы». Вот и мы с вами сейчас побудем водоносами (условия игры).
Ведущий 1: А вы, гости дорогие, откуда к нам пожаловали?
Гость 1: Догадайтесь сами!
Привезли мы на базар раздиковинный товар.
Здесь и чашки, здесь и плошки
Здесь и милые матрешки.
Ведущий 2: Что за чудо перед нами
К нам приехала сама золотая … (хохлома).
Гость 2: Хохломская роспись
Алых ягод россыпь
Отголоски лета
В зелени травы.
Гость 3: Рощи – перелески, шелковые всплески
Солнечно – медовой золотой листвы.
Ведущий 2: А где и когда родилось это золотое чудо?
Ведущий 1: (легенда о хохломе)
Гость 4: Посуда лет триста наш радует взор
Богат и наряден чудесный узор.
Гость 1: По золоту фона серебряной змейкой
Орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка.
Гость 2: А где-то кудрины по черному полю
Мерцают, как звезды в небесном раздолье.
Гость3: Три ягодки сверху, как три головы
Венчают пучок золотистой травы.
Ведущий 1: А каким музыкальным инструментом можно щи хлебать (ложкой)?
Гость 4: Ударили ложки, как звонкие ладошки
Ой, жги – говори - заиграли ложкари!
Выступление ложкарей: русские народные песни
Звучит музыка: «Разноцветные ярмарки».
Ведущий 2: Расступись, честной народ!
Гжель на ярмарку идет.
Гость 1: Мы умельцы гжельские известны на Руси
Керамикой чудесною – у каждого спроси.
Ведущий 2: Где живут мастера?
Гость 2: Да что, вы, в самом деле - в Гжели!
Гжель – поселок есть такой под Москвой
Дома с наличниками и резьбой.
Ведущий 1: Расскажите-ка, откуда, появилось это чудо
Кто придумал эти краски, словно взятые из сказки?
Да сказки непростой, а бело – голубой.
Ведущий 2: Но ведь это не просто сказка, а еще и настоящее искусство. Возникло оно еще в 17 веке. И хотя прошло много лет, мы, как и прежде обращаем свой взор на великолепную Гжель. Обратите внимание, в каждом мазке вся гамма синего цвета: от темного до прозрачно-светлого. Два-три прикосновения кисти - и рождаются розы, васильки, одуванчики, ромашки. Только все синее и голубое: и цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска, а какая нарядная роспись. Одним словом, голубая сказка.
Гость 3: Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой.
Не встретите на свете вы
Красоты такой.
Гость 4: Голубизну сквозящую,
что сердцу так мила
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
Ведущий 1: Что случилось? Бело вокруг!
Лишь голубые цветы встали в круг
Синь морская с рекою белой
Как подобрано, умело!
Дети исполняют танец « Гжельские узоры»
Исполняется песня « Русский умелец».
РУССКИЙ УМЕЛЕЦ
1.Растянитесь-ка гармоники меха
Расскажите-ка мне сказку или быль
Об умельцах Гжели или Палеха,
Про узоры Дымки или Хохломы. 2 раза.
2. В каждом промысле у нас рисунок свой.
Не запутается даже детвора.
Этот золотом кроен, тот синевой,
Там цветы, а там тесненная канва. 2 раза.
3. Вот сударыни заводят хоровод
С коромыслом на плече или в руках.
Конь летит, играя гривой расписной.
У оленя звезды светятся в рогах. 2 раза.
4. На фарфоре сине-белые цветы,
В ложках – спелых ягод красота.
Посмотри вокруг, тогда увидишь ты
Ах, какая же в России красота. 2 раза.
Звучит песня: «Разноцветные ярмарки».
Глашатай 1: Чтобы мы пустились в пляс
Музыканты есть у нас.
Ну-ка, грянем плясовую
Игровую, удалую
Чтобы гости, наконец,
Приплясали в Городец.
Глашатай 2: Внимание! Внимание!
Продолжается наше гуляние.
Гость 1: Привезли мы вам поклон
Городецкой песни звон.
Городецкая роспись
Как ее вам не знать
Гость 2: Здесь и черные кони
Молодецкая стать.
Здесь такие букеты,
Здесь такие сюжеты.
Гость 3: Посмотри-ка на роспись
Сочность красок манит
Городецкая роспись-
Душу всем веселит.
Ведущий 1: На реке Волге есть старинный городок – Городец. А за ним леса бескрайние, дремучие. Когда-то в Городце строили корабли, прочные и красивые, потом расписывали их самыми разными узорами: птицы, животные, растения – все для того, что бы выходя в море, моряк как можно больше с собою земного увез. В Городце сплошь в затейливых узорах и окна, и мебель, и домашняя утварь. Самые нарядные дома по всей России – Городецкие.
Гость 4: Эти доски расписные
Несказанная краса.
Вот вам кони удалые
Словно радуги цвета.
Дети (хором): Конь ретивый долгогривый
Скачет полем, скачет нивой
Кто коня того поймает
С нами вместе поиграет.
А сейчас поиграем в игру « Собери узор» (дети собирают разрезанные на части рисунки). В это время со всеми детьми проводится физкультминутка:
Цок, цок, цок, цок. Посмотри, как я красива
Я лошадка серый бок. Хороши и хвост и грива.
Я копытцем постучу Цок, цок, цок, цок,
Если хочешь - прокачу Я лошадка серый бок.
Звучит песня « Разноцветные Ярмарки».
Ведущий 2: А, теперь, ребята, отгадайте загадку:
В этой молодице прячутся сестрицы
Каждая сестрица для меньшей темница (Матрешка)
Входят матрешки. Инсценируется стихотворение.
Ведущий 1: Есть шесть кукол деревянных
круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах на Руси у нас живут
Всех матрешками зовут.
Матрешка 1: Кукла первая толста, а внутри она пуста
Разнимается она на две половинки
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Матрешка 2: Эту куколку открой – будет третья во второй.
Матрешка 3: Половинку отвинти плотную притертую,
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Матрешка 4: Вынь ее, да посмотри, кто в ней прячется внутри
Прячется в ней пятая, куколку пузатая.
Матрешка 5: А внутри пустая в ней живет шестая…
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Матрешка 6: Вот поставленные в ряд, сестры куколки стоят.
Ведущий 2: Веселье в разгар пошло. Запевайте-ка, матрешки, частушки.
Частушки:
1. Эй, матрешки, хохотушки
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей
Чтоб порадовать гостей.
2. Мы матрешки, мы матрешки
Утром рано мы встаем
Вшестером поем частушки
И танцуем вшестером.
3. Ой, спасибо тебе мастер
Руки золотые
Получились мы на славу
Яркие такие.
4. Наши руки крендельком
Щеки, будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
5. Мы игрушки расписные
Хохотушки вятские
Щеголихи слободские
Кумушки посадские.
6. Очень мы нарядные
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся.
Мы и вам понравимся.
Матрешка 1: Я – матрешка загорская. Родилась недалеко от Москвы, в городе Загорске (ныне Сергиев Посад). Одета я в сарафан, кофточку с вышивкой. У меня яркий платок и передник с узором.
Матрешка 2: А я семеновская матрешка. Родилась в г. Семенове Нижегородской области. Узнать меня можно по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук, край платка украшен цепочкой небольших бутонов.
Матрешка 3: Ну а я – Полхов – Майданская матрешка. Моя родина – село Полхов – Майдан Нижегородской области. Платочек на мне ярко красный. По центру платка голубой трилистник, а из-под него жгучие кудри. На фартуке расцвел чудо букет (здесь и цветы, и бутоны, и ягоды).
Ведущий 2: Богата русская земля народными промыслами, а Нижегородская земля – особенно. Кто был внимательным и запомнил: для каких промыслов, про которые мы сегодня вели речь, родиной является Нижегородская область? (Дымка, Хохлома, Семеново, Полхов-Майдан, Городец).
Сегодня на нашей ярмарке мы с вами прикоснулись к истокам русской культуры, окунулись в эпоху зарождения художественных промыслов. И хотя на дворе 21 век, искусство древних мастеров будет жить вечно, и радовать нас своей неповторимой красотой.
Встает хор детей. Читается стихотворение по строчке:
Как же нам не радовать красотой людей
Коли стали частью мы Родины своей.
Все до капли русские – молвить не боюсь.
Мы тобою созданы, матушка, ты Русь.
В завиточках прячется давняя мечта.
Чтоб открылась каждому радость, красота.
От простых, но искренних русских мастеров
Вышли, появились мы из глухих лесов.
На роду написано – всюду побывать.
Красоту российскую славить, воспевать.
Дети исполняют песню « Русский сувенир».
РУССКИЙ СУВЕНИР
1. Гордимся мы тобой Россия.
Таких умельцев нет нигде
И Хохлома, и Гжель, и Дымка
Весь мир завидует тебе.
Припев: Ведь недаром говорят
Край российский так богат
Эти дивные игрушки
Сувениры, погремушки
До чего же хороши
Дарим вам от всей души.
2. В платки посадские цветные
И в яркий жостовский поднос
Свои мечты о сказке дивной
Умелец русский перенес.
Припев:
Гости раздают детям и гостям ярмарки игрушки на память, сделанные своими руками.
Аношина Н.И. С любовью к родному краю.\\ Нач. школа. № 2., 2004.
Арбат Ю.А. Путешествие за красотой. – Л., 1984.
Бедник Н. Хохлома., Л. - 1980.
Вишневская В. Русские художественные промыслы. - М., 1981.
Дайн Г.Л., ШпикаловаТ.Я. Русская народная игрушка: Альбом с методическими рекомендациями. – М., 1988.
Званцев М.П. Хохломская роспись. – Горький, 1951.
Козлова С.Б. Нижегородская ярмарка. Фольклорный праздник \\ Нач. школа №2 2004.
Некрасова М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального, традиций и новизны \\ Проблемы народного искусства. – М.,1982.
Осетров Е. Краса ненаглядная. - М., 1985. - С.15.
Пропп В.Я. Мифология сказки. – М., 1969.
Сурьянова Н. Синие цветы гжели. - М., 1986.
Шамина Л.В. об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования\\ Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сб. науч. Тр. – М. 1990.
Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: Книга для учителей. - М., 1985.
Кратко о главном
Навстречу прекрасному.
Постигаем азы
художественного творчества.
«Народные узоры –
детскими рукам»
Выставка детских работ.
Тайны и секреты художественного творчества открывает мастер
народного промысла Безумнов В.М.
Работ чудесных много здесь,
Просто взгляда не отвесть.
Сувенир в подарок.
Он красив и ярок.
Викторина по народным промыслам
1. Как называется токарная деревянная заготовка матрешки?
2. В каком веке, по мнению большинства ученых, зародилось искусство хохломской росписи?
3. Назовите важнейшие центры народных промыслов Нижегородской области, где изготавливают игрушки.
4. Какие разновидности орнамента существуют в «хохломе»?
5. Чем отличаются матрешки из г.Семенова от матрешек Полхов-Майдана?
6. Какие виды народной росписи вы знаете?
7. Назовите родину промысла дымковской игрушки.
8. Какое дерево чаще всего используют резчики по дереву?
9. Что такое «тарарушки» и где их изготавливают?
10.Какой город считается родиной русской расписной
матрешки?
11. Перечисли разновидности русской матрешки.
12. Назовите известную в прошлом ярмарку в Нижегородской области.
13. Какие пословицы о труде, народных умельцах ты знаешь?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.