Проект воспитательной системы в детском коллективе
Оценка 4.6
Работа в классе
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
22.02.2018
Представленный проект воспитательной системы направлен на создание условий для социализации ребенка. В проекте описаны созданные на практике так называемые содружества, в которые входят учащиеся двух-трех классов разного возраста: постоянные и временные разновозрастные объединения для организации конкретной работы, проведения коллективных дел.
проек воспитательной системы коллектива.docx
Мы с вами были свидетелями разрушения устарелой системы
детской общественной организации, которая перестала отвечать
своему назначению, став скучной и неинтересной самим ребятам. Но
современному подрастающему человеку необходимо участие в
жизни внешнего мира, общения со сверстниками, накопление
социального опыта. Такую потребность могут реализовать
общественные детские организации. От того, какие ценности будут
сформированы у детей сегодня, от того, насколько они будут
готовы к самостоятельному решению жизненных проблем, зависит
дальнейший путь развития общества. Именно поэтому, сегодня
особенно возрастает значимость детских объединений,
направленных на создание условий для социализации ребенка.
Большие возможности для этого предоставляют распространенные
на практике так называемые содружества, в которые входят
учащиеся двухтрех классов разного возраста, причем внутри
содружества создаются постоянные и временные разновозрастные
объединения для организации конкретной работы, проведения дел.
Создание содружеств предусматривает организацию постоянной
заботы старших о младших, систематическую совместную
деятельность, сотрудничество школьников разного возраста в
разных формах работы. Это, прежде всего, проведение совместных
творческих дел, познавательных, трудовых, художественных,
занимательных, спортивных. Взаимодействие старших и младших
рассматривается как фактор осуществления преемственности в
школьном объединении. В процессе совместной деятельности и
общении происходит преобразование имеющегося опыта старших, а
также обогащение и развитие опыта младших. Основой
возникновения разновозрастных групп является общий социальный
интерес, конкретное дело, в котором могут реализовать свои личные
интересы старшие и младшие. Воспитательная эффективность таких
дел возрастает, если взаимодействие учащихся разных классов
осуществляется на всех его этапах: при планировании, подготовке,
проведении и подведении итогов совместной деятельности.
Взаимодействие школьников разных классов развивается успешно,
если устанавливаются
постоянные взаимосвязи между ними не только при подготовке дел
в содружестве, но и в решении повседневных вопросов, в проведении текущей работы.
Каждому старшекласснику можно найти дело, полезную работу,
которую он успешно организует. В
сентябре, в период коллективного планирования, целесообразно
создать творческую группу по составлению проекта плана работы в
содружестве. Творческая группа собирает
предложения одноклассников и младших с помощью анкетирования,
бесед, выясняет мнение классных руководителей. На сборе актива
или общем собрании обсуждаются предложения творческой группы,
определяются основные дела содружества, способы совместной
деятельности старших и младших. Каждому предлагается выбрать
форму своего участия в работе с младшими.
Естественно, что старшие школьники, как более опытные, являются
организаторами всего
разновозрастного объединения. Они становятся ответственными за
состояние дел в других, младших коллективах, заботятся о них.
Руководящую роль в деятельности содружества выполняют
старшеклассники, а
стимулирующую — очень часто младшие, на поминая о ближайших
делах, выражая свое
беспокойство, а иногда предъявляя требования по поводу
предстоящей работы.
Старшие школьники и педагоги оказываются в позиции
организаторов
воспитательной работы в младших классах.
Формирование содружеств создает благоприятные условия для
развития сотрудничества
педагогов, которое в свою очередь влияет на характер
взаимодействия школьников раннего возраста. В зависимости от
условий и возможностей
педагогам целесообразно распределять между собой сферы влияния
на деятельность
содружества. В некоторых случаях классные руководители по
очереди руководят подготовкой и проведением общих дел.
В практике получил распространенный вариант, когда педагоги
берут классное руководство в двух классах, старшем и младшем (например, в 4м и 7м). В этом
случае снимается ряд
педагогических и организационных проблем, особенно, если в этом
выборе участвовали все стороны: педагог, старшие и младшие
школьники.
В качестве примера предлагаю проект Программы детского
содружества условно названного «Республика ШКИД».
Цель: совершенствование социальной позиции школьников путем
создания благоприятных условий, дополнительных пространств,
формирующих и развивающих личность ребенка в разнообразных
общественно значимых видах деятельности.
Задачи:
знакомство с традициями и историей народов, населяющих
Россию (формирование ценностного отношения к ритуалам и
символам отечества, развитие чувства гордости за историю и
традиции России, культуры межличностных отношений, воспитание
уважения к мнению, чести и достоинству человека)
формирование осознанного отношения к здоровому образу
жизни (понимание необходимости позитивного отношения к своему
здоровью и здоровью окружающих, развитие взаимопомощи и
взаимоподдержки в коллективе, умения работать в команде,
сплочение отрядов и их членов)
Принципы:
Предоставление каждому ребенку возможности участвовать во
всех делах отряда на основе его опыта с учетом его возрастных
и личностных особенностей
Опора на общественно значимые и культурные ценности при
осуществлении воспитательной деятельности
Формирование гуманных и толерантных отношений
взаимодействия и совместной деятельности
Индивидуальный и дифференцированный подход к личности
ребенка
Для стимулирования и мотивации
детей предполагается создание « Аллеи Звезд» на 1 уровне класса:
*Красная – лидер инициатор *Синяя лидер – умелец
*Зелёная лидер эрудит
На 2 уровне содружества: особо отличившемуся классу вручаются
звездочки:
*Красная самому спортивному отряду
*Синяя самому креативному отряду
*Зеленая самому организованному отряду
Закон дружбы дружба должна строиться в коллективе на
Основные законы:
взаимном доверии общности интересов
Закон заботы забота раскрывает внимание к потребностям,
интересам и нуждам человека
Закон чести проявление дружбы и заботы утверждает, что
каждому дорога честь коллектива
Правила жизнедеятельности в
коллективе:
Правило добровольности добровольность дает возможность
действовать по желанию, а не по принуждению
Правило творчества творчество ведет к созданию новых
моральных и материальных ценностей
Правило поиска поиск – исток добровольности и творчества
Механизм развития коллектива:
Самостоятельность осознание необходимости делать благо
для людей, общества, не по принуждению, а из внутреннего
побуждения
Самоуправление самостоятельность в решении собственных
дел
Сотрудничество совместный труд на общее благо
Педагогические условия:
Включение детей в реальные социально значимые отношения
Стимулирование проявления детской активности и
инициативы
Обеспечение условий для выбора детьми актуальной для них
деятельности
Индивидуальный подход в работе с детьми и обучение их
работе в отряде Привлечение детей к передаче опыта друг другу
Демонстрация педагогами активной гражданской позиции,
образцов лидерской деятельности, привлекаемых для ребенка
результатом участия в жизни объединения
Реализация программы происходит через включение детей в
пространство отрядной деятельности и занятия в открытиях и
работу детских творческих групп.
По собственному выбору ребята участвуют в работе
творческих групп.
Формы и методы реализации программы:
Коллективнотворческая деятельность, игровые технологии,
активные методы воспитания, спортивнооздоровительная работа,
досуговая деятельность, внеклассная работа.
В качестве результата, показателя эффективности работы
выступает личностный рост ребенка, который можно определять
как развитие ценностного отношения к Человеку, Отечеству,
Знанию. Участник детской организации приобретет конкретный
гражданский опыт: учится избирать и быть избранным, осваивает
правила демократического устройства своей организации,
процедуру выборов ее органов управления, принимает участие в
создании законов своего объединения, правил и норм поведения,
учится быть законопослушным, уважать символы и ритуалы
объединения.
Имея возможность выбора содержания деятельности в своем
объединении, ребенок развивает способности к самостоятельному
принятию решений. Добровольность членства в организации
развивает в ребенке чувство внутренней свободы и собственного
достоинства, ставит его перед проблемой реального выбора.
Включение в деятельность организации способствует
формированию гражданского самосознания. Возможность быть
избранным в руководящие органы способствует развитию высокой
социальной активности,
формирует
потребность в социальном успехе.
целеустремленности,
Проект воспитательной системы в детском коллективе
Проект воспитательной системы в детском коллективе
Проект воспитательной системы в детском коллективе
Проект воспитательной системы в детском коллективе
Проект воспитательной системы в детском коллективе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.