Проект "Выбор профессии - дело серьезное""

  • Работа с родителями
  • docx
  • 03.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Описание проекта "Выбор профессии - дело серьёзное", который был реализован в рамках городского проекта "Компетентные родители" (проектная линия "Учим думать о будущем". Цели проекта – привлечение родительской общественности к активному участию в учебно-воспитательном процессе, определению актуальных направлений воспитания детей, сплочению классного коллектива.
Иконка файла материала Проект Выбор профессии дело серьезное.docx
«Выбор профессии – дело серьезное»   (проектная линия «Учим думать о будущем») Реализация проекта «Компетентные родители»  родительским советом 3Б класса МБОУ СОШ №4 «Если   вы   удачно   выберете   труд   и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет»                                    К. Д. Ушинский Проблема   выбора   профессии   стоит   перед   подрастающим   поколением всегда,   а   сейчас   она   становится   особо   актуальной   в   связи   с   изменениями, происходящими   в   нашем   обществе.   Концепция   модернизации   российского образования   предусматривает профильное   обучение на   старшей   ступени общеобразовательной школы. Существует много программ по предпрофильной и профильной   подготовке   учащихся   8­11   классов,   но   все   же   подросток   не успевает   сделать   осознанный   выбор,   поскольку   перечень   предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно. В связи с этим родительский совет пришел к выводу, что профориентационную работу следует начинать  еще в начальной школе.  Скрытые  резервы профориентации таятся именно там. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его   надо   познакомить   с   максимальным   количеством   профессий,   начиная   с ближнего   окружения,  т.е.  с  профессиями   людей  хорошо   знакомых,  чей   труд дети наблюдают изо дня в день.  С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете   есть  множество   профессий  и  выбрать  свое  дело   очень  трудно. Можно попробовать   несколько   разных   профессий.   Часто   бывает   так,   что   ребенок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители – так появляются рабочие династии. Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. 1Исходя   из   вышесказанного,   была   поставлена   цель:  «Организация информационного пространства, позволяющего обучающимся получить максимум сведений о мире профессий; формирующего представление о содержании профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к человеку»   Реализация данной цели осуществлялась через решение следующих задач: 1. Формировать   у   младших   школьников   ценностного   отношения   к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе 2.   Развивать   интерес   к   учебно­познавательной   деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее   виды,   в   том   числе   социальную,   трудовую,   игровую, исследовательскую. 3. Способствовать   приобретению   обучающимися   первоначального опыта в различных сферах социально­профессиональной практики через   выполнение   учащимися   профессиональных   проб, позволяющих   соотнести   свои   индивидуальные   возможности   с требованиями,   предъявляемыми   профессиональной деятельностью к человеку. Данные   задачи   были   успешно   реализованы   и   способствовали стимулированию   младших   школьников   к   трудовой   деятельности.   При достижении   поставленной   цели   учитывались   индивидуальные   особенности детей, было исключено принуждение в работе, поощрялись результаты труда детей.  Реализация   проекта   проходила   в   три   этапа:   организационный,   основной, заключительный). 1. Организационный этап. Вид деятельности Проведение   родительского   собрания и   ознакомление   с   проектом Ответственные Классный руководитель Сроки Октябрь 2015 2«Компетентные родители» Создание родительского совета Выбор темы проекта 2. Основной этап Октябрь 2015 Октябрь 2015 Классный руководитель Родительский совет Вид деятельности Определение задач и целей с учетом  установленных требований проекта  «Компетентные родители», а так же с  учетом пожеланий родителей всего  класса Разработка мероприятий ­выявление возможностей  Сроки Октябрь 2015 Октябрь 2015 Ответственные Родительский совет Родительский совет родителей ­ назначение ответственных за  фотосъемку, видеосъемку,  предоставление транспорта,  сопровождение на экскурсиях ­ прописание плана посещения  производственных предприятий ­ разработка итогового тренинга Экскурсия в пожарную часть № 118  г.Сургута. Октябрь 2015 Родительский совет Ноябрь 2015 Родительский совет Экскурсия ОАО «Аэропорт Сургут»  по маршруту «Аэровокзал­Аэродром­ Воздушное судно»  Экскурсия в типографию «Винчера»   Декабрь 2015 Родительский совет Декабрь 2015 Родительский совет Экскурсия в минизоопарк станции  юных натуралистов Экскурсия в ООО «Вега Норд» и  магазин «Золотой ключик»   Экскурсия в Сургутскую городскую  клиническую станции скорой  медицинской помощи   Проведение тренинга «Выбор  профессии – дело серьезное!»   Февраль 2016 Родительский совет Родительский совет Январь 2016 Март 2016 Родительский совет Написание сочинений   Классный руководитель После экскурсий 33. Заключительный этап Вид деятельности Проведение презентации проекта на  школьном собрании. ­ создание презентации в формате  powerpoint ; ­ создание итогового видеоролика ­ проведение презентации Создание итогового альбома. Круглый стол для родителей по  результатам проделанной работы за  время проведения проекта. ­отчет классного руководителя,  результаты детей на конец проекта; ­рекомендации для родителей по  работе с детьми на лето. Сроки Ответственные Апрель 2016 Родительский совет Апрель 2016 Родительский совет Май 2016 Классный  руководитель В проект были вовлечены 100% учащихся класса и 100% родителей – из них 45% принимали участие в его реализации опосредованно (оказывая помощь в написании   сочинений,   подготовке   сообщений   о   профессиях   и   т.   п.).   55% родителей являлись активными  участниками, согласно ранее распределенным обязанностям:   Организация экскурсий на место работы    Организация   транспортных   перевозок   и   сопровождения   во   время экскурсий   Фото­ и видеосъемка, создание итогового видеоролика   Проведение итогового тренинга «Выбор профессии – дело серьезное»  Создание фотоальбома   При   проведении   экскурсий   помощь   оказывали   специалисты   посещенных предприятий:   Кондитеры ООО «Вега Норд»  Специалисты типографии «Винчера» 4 Пожарные ПЧ №118 г. Сургута  Специалист по связям с общественностью ОАО «Аэропорт Сургут»  Педагоги МОУ ДОД «Станция юных натуралистов»  Медицинские работники Сургутской городской клинической станции скорой медицинской помощи Все проведенные мероприятия были продуманы с учетом индивидуальных особенностей   детей   и   тщательно   подготовлены.   Взрослые   пытались   создать трудовую   атмосферу   для   подражания.   В   каждом   виде   коллективной деятельности   детей   создавались   «ситуации   успеха».   Оказывалась   активная помощь со стороны взрослых.  В ходе проведения экскурсий использовался деятельностный подход – дети были   не   пассивными   зрителями   и   слушателями,   а   становились   активными участниками рабочего процесса. Так, например, при посещении кондитерского цеха они прошли все этапы изготовления торта, начиная от создания эскиза до его   воплощения.   В   типографии   они   сами   печатали   фото,   ламинировали   их, обрезали.  Эффективность   реализации   проекта   была   оценена   во   время   итогового тренинга   при   помощи   адаптированной   диагностики   профориентационной компетенции П. С. Лернера. У 76% обучающихся был выявлен высокий уровень сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду,  наличие  знаний   о   мире   профессий,   принадлежащих   к   разным   типам (человек – человек, человек – техника, человек – природа, человек – знаковая система, человек – художественный образ); понимание значения труда в жизни человека; знание профессионально­важных качеств, необходимых человеку той или иной профессии; наличие самостоятельного и активного стремления изучать мир профессий; желание  иметь в будущем социально­значимую профессию. У 24% обучающихся выявлен средний уровень сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду, который  характеризуется наличием   знаний   о   профессиях   ближайшего   окружения;   некоторыми 5затруднениями   при   объяснении   значения   труда   в   жизни   человека;   знанием отдельных   профессионально­значимых   качеств   той   или   иной   профессии; эпизодическим   стремлением   изучать   мир   профессий;   желанием   иметь престижную   профессию;   проявлением   стремления   к   социально­ценностной деятельности   при   наличии   примера   со   стороны   сверстников   или   взрослых; участие в коллективной деятельности на «вторых» ролях. Проект   помог   детям   не   только   в   пропедевтике   профессиональной ориентации, но и в других жизненных аспектах, а именно:   Взаимоотношения   ребенок­ребенок  (улучшился   микроклимат   в классе, дети стали более дружелюбными, открытыми по отношению друг к другу)  Взаимоотношения ребенок­родитель (отношения во многих семьях стали   более   близкими   и   доверительными   –   из   опроса   родителей выявлено, что проводится больше времени вместе с детьми)  Взаимоотношения   родитель­родитель  (родители   класса   так   же стали   сплоченным   коллективом,   была   создана   общая   страница   в социальных   сетях,   на   которой   они   активно   общаются,   решая проблемы воспитания детей)  Основной   проблемой,   связанной   с   привлечением   родительской общественности   к   активному   участию   в   учебно­воспитательном   процессе, является высокая занятость родителей, тем не менее, все участники проекта получили удовольствие от совместной деятельности. В дальнейшем планируется расширить круг профессий, с которыми будут знакомиться обучающиеся, а так же продолжить работу в направлении развития воспитательного и культурно­ образовательного потенциала семьи.  67Приложение 1 Экскурсия в типографию «Винчера» 8Экскурсия в ОАО «Аэропорт Сургут» по маршруту «Аэровокзал­Аэродром­Воздушное судно» 9Экскурсия в мини­зоопарк  МОУ ДОД «Станция юных натуралистов» 10Экскурсия в ООО «Вега Норд» и магазин «Золотой ключик» 11Экскурсия в ПЧ №118 г. Сургута 1213Приложение 2 1415161718