Проект "Взрослые дети войны"
Оценка 4.9

Проект "Взрослые дети войны"

Оценка 4.9
Конкурсы
doc
классное руководство
Взрослым
20.01.2018
Проект "Взрослые дети войны"
Вы смотрели в глаза тех детей, Знает кто о войне не из книжек: Потерявших отцов, матерей, С умным взглядом невзрослых детишек?.. Их, прошедших все годы войны, Не пугают небесные грозы, Но боятся они тишины – В ней таится немая угроза. Екатерина Кирилова. Осмысливая те страшные годы войны, мы должны знать, какой ценой заплачено наше мирное детство. Всё дальше уходят годы войны, всё меньше современные дети ценят подвиг далеких теперь для них предков. Дети войны стали главной жертвой Великой Отечественной войны, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт отцов и братьев и у заводского станка, и с плугом на пашне. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать сёла. Бабушки и дедушки, которые во время Великой Отечественной войны были детьми, мало что помнят, но даже эти крупицы истории мы обязаны сохранить для потомков.Осмысливая те страшные годы войны, мы должны знать, какой ценой заплачено наше мирное детство. Всё дальше уходят годы войны, всё меньше современные дети ценят подвиг далеких теперь для них предков. Дети войны стали главной жертвой Великой Отечественной войны, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт отцов и братьев и у заводского станка, и с плугом на пашне. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать сёла. Бабушки и дедушки, которые во время Великой Отечественной войны были детьми, мало что помнят, но даже эти крупицы истории мы обязаны сохранить для потомков.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Романовская средняя школа № 12 х. Романов Дубовского района Ростовской области Проект «Взрослые» дети войны Выполнила: Безуглова Лада, ученица 9 класса МБОУ Романовская СШ № 12 Дубовского района 1 Руководитель: Солодунова Елена Валентиновна Ростовской области Оглавление: Стр. I. Введение ……………………………………………………………………   3     1. Проблема проекта ………………………………………………………   3     2. Актуальность выбранной темы ………………………………………...  3     3. Мотивы ………………………………………………………………….   3­4     4. Цель проекта ……………………………………………………………   4     5. Задачи проекта ………………………………………………………….   4     6. Тема проекта …………………………………………………………….  4     7. Гипотеза ………………………………………………………………….  5     8. Объект исследования ……………………………………………………  5     9. Методика исследования …………………………………………………  5 II. Основная часть …………………………………………………………….   5      1. Этапы работы над проектом ……………………………………………   5       1.1. Организационно­подготовительная …………………………………  5       1.2. Осуществление проекта ……………………………………………  5­8 III. Заключение ………………………………………………………………    8       2.1. Презентация проекта ……………………………………………….     8       2.2. Рефлексия и самоанализ …………………………………………….   8      2.3. Список литературы и ресурсов Интернета ………………………...    8­9 2 Вы смотрели в глаза тех детей, Знает кто о войне не из книжек: Потерявших отцов, матерей, С умным взглядом невзрослых детишек?.. Их, прошедших все годы войны, Не пугают небесные грозы, Но боятся они тишины – В ней таится немая угроза. Екатерина Кирилова. I. Введение. 1. Проблема проекта: ­ Почему нельзя забывать прошлое?  ­ Какой след оставила война в твоей семье? ­ В чем состоит жизненная трагедия детей войны? ­ Почему детей военного времени тоже нужно считать участниками войны? ­ Что ты знаешь о военном детстве твоих родственников, дедушек и  бабушек?                                                                                                                      ­ Чему бы ты хотел научиться у детей войны? Какие черты характера  перенять? 2. Актуальность выбранной темы:  осмысливая те страшные годы войны,  мы должны знать, какой ценой заплачено наше мирное детство. Всё  дальше  уходят годы войны, всё меньше современные дети ценят подвиг далеких  теперь для них предков. Дети войны  стали главной  жертвой Великой  Отечественной войны, так как она лишила их не только детства и всех  радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких  людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им  пришлось  заменить ушедших на фронт отцов и братьев и у заводского станка, и с плугом на пашне. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать  родные города и возрождать сёла. Бабушки и дедушки, которые во время  Великой Отечественной войны были детьми, мало что помнят, но даже эти  крупицы истории мы обязаны сохранить для потомков. 3. Мотивы: Одним из основных мотивов, причиной создания этого проекта  послужил тот обидный факт, что моя бабушка Писчаскина Нина Николаевна  3 1944 года рождения, а как известно, граждане, рождённые в период  с 22 июня 1923 года по 1945 год считаются детьми войны, не имеет официального  статуса, то есть она до сих пор не признана ребёнком войны. В свой один год  жизни осознанно она не могла понять  тяготы последнего года войны. Но  трудности послевоенных лет она уже вполне осознанно и осмысленно  испытала. Она много раз рассказывала о том, что кушать было нечего, что  летом они питались ягодами, корешками, веточками и травами. А однажды  она сказала такую фразу, которую я, наверное, запомню на всю жизнь – «Если  бы мне предложили вернуться в любой на мой выбор период из моей жизни, я  бы никогда не вернулась в детство». Хотя принято считать,  что для любого  человека детство – это самые счастливые и беззаботные годы жизни, но не для детей того времени. И то, что моя бабушка официально не является ребенком  войны, меня очень задевает и обижает, поэтому после осуществления данного  проекта я хочу серьезно обратиться к родителям  с просьбой обращения в структуры власти с целью присвоения нашей  бабушке пусть печального, но заслуженного статуса ­ ребёнок войны.      В нашей школе доброй традицией стали мероприятия, посвященные Дню  пожилых людей  и  Дню Победы. Я принимаю активное участие в этих  общешкольных мероприятиях с момента их появления:  сначала  я читала  стихи, пела, а потом стала ведущей этих мероприятий. На каждое такое  мероприятие школьники приглашают ветеранов ВОВ, тружеников тыла, детей  войны. И как мне больно и в то же время приятно и радостно смотреть на  лица этих «взрослых» детей того периода, которому посвящено мероприятие.  Они улыбаются, подпевают, плачут. Они – очень благодарные зрители. Им всё нравится, что исполняем для них мы, их внуки и правнуки.  Из уроков истории, классных часов и из художественной литературы я  знакома с тяжёлыми жизненными дорогами  пионеров­героев. Я помню  рассказы моего деда, который много знал о войне из рассказов своей матери.  Я, как член кружка «Патриот», сталкивалась с рассказами не только об  участниках ВОВ, но и о жизни детей во время войны.  Мой проект ««Взрослые» дети войны» ­ вклад в сохранение памяти о тех,  благодаря кому я живу под мирным небом, дань глубокого уважения и  благодарности целому поколению – поколению детей войны.                           4.   Цель   проекта:  изучение   повседневной   жизни   и   быта   детей   в   годы Великой Отечественной войны на территории хуторов Романов, Моисеев и Донской.                                                                                               5. Задачи проекта:    ­ собрать воспоминания о повседневной жизни и быте детей в годы Великой    Отечественной войны на территории Романовского сельского поселения;  4 ­ выявить интересные факты из жизни детей, переживших трудные годы  войны;  ­ получить документальный материал для школьной экспозиции;   ­ обобщить собранный материал и показать вклад детей в общую Победу  через презентацию и фильм.                                                                                       6. Тема проекта: «Взрослые» дети войны. (общественно­гуманитарное  (история)  направление).     7. Гипотеза: образ жизни и поведение детей в годы Великой  Отечественной войны  характеризовались патриотизмом, гражданской  активностью, любовью и преданностью Родине.                                                                                                                      8. Объект исследования:  дети и их жизнь в период Великой  Отечественной войны на территории хуторов Романов, Моисеев, Донской. 9. Методика исследования: ­ изучить материалы о Великой Отечественной войне в книгах и  в ресурсах   Интернета;  ­ составить вопросы интервью;  ­ посетить детей войны, проживающих на территории  Романовского  сельского поселения;  ­ обработать собранный материал; ­ создать презентацию и видеофильм на основе собранного материала. II. Основная часть. 1.1. Организационно­подготовительная.   Еще в прошлом году, выступив с проектом в поселке Зимовники «Наши  земляки – ветераны Великой Отечественной войны», я задумалась об  осуществлении нового проекта ­ о детях войны. В сентябре месяце я озвучила  свою идею куратору программы «Одаренные дети» Солодуновой Елене  Валентиновне. Она поддержала меня. Мы определили цели, задачи, тему  проекта, составили план работы над ним.           1.2. Осуществление проекта.                                           Так как произведения о ВОВ мною прочитаны и в домашней, и в школьной  библиотеках, я обратилась в Дубовскую центральную библиотеку (это  оказалось не сложно, достаточно было сделать заказ в Романовской сельской  библиотеке, и её директор привезла мне необходимую литературу).  С  сентября по октябрь я изучала её. Я ещё раз перечитала о жизни и судьбе  5 Марата Казей (1929г.), Зины Портновой (1926г.), Лёни Голикова (1926г.),  Вали Котика (1930г.), Аркадия Каманина (1928г.)  и других. В те страшные  горестные годы Великой отечественной войны дети быстро взрослели. В  тяжкое для страны время они в свои 10­14 лет уже осознавали причастность  своей судьбы к судьбе Отечества, считали себя полноправной частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя  жизнью. Ближайшими помощниками партизанских оружейников, пекарей,  врачей, портных, кузнецов, землепашцев были подростки. Дети сельских  местностей рано привыкают к труду  и неудивительно, что 7­8­летние  мальчишки и девчонки вместе с более старшими подростками становились  бойцами хозяйственных команд. Дети, которые ещё так недавно были  ласковы, беспечны, простодушны, доверчивы, становились втянутыми по  горло в войну и пылали недетской ненавистью к бесчеловечным врагам. В ноябре в экспозиции школьного музея я изучила архив воспоминаний  детей войны моих земляков, то есть проживавших на территории  Романовского сельского поселения: Смоловой Варвары Гавриловны 1932 года рождения, Бояриневой Натальи Михайловны 1925 года, Лагутенко Екатерины Васильевна 1932 года.  Этих воспоминаний­записей  не так много, но они  ценны.  В ноябре – декабре мне удалось побеседовать с Солдатовой Лидией  Николаевной 1932 года рождения, Андрияновой Александрой Ивановной  1926 года, Солодуновой Риммой Павловной 1935 года, Безугловой Анной  Тимофеевной 1935 года. Вот лишь небольшие выдержки из воспоминаний. Со слов Смоловой  Варвары Гавриловны мною записано: «В 14 лет я  работала в городе Шахты.  Как только началась война, стали подумывать о  возвращении в хутор Донской Дубовского района. Мы пытались уйти, но не  успели, немцы вошли в город. Мы работали по 12 часов, кормили раз в день  супчиком с маленьким сухариком. Его мы размачивали в воде и медленно ели, растягивая удовольствие. Жили в общежитии, куда нас пригоняли только  переночевать. Нам еще повезло, начальник был из русских, он не очень  свирепствовал. Позже нас переправили в район нынешнего Волгодонска,  фронт в это время проходил,  где сейчас море. И вот оттуда­то мы и бежали.  Шли ночами, днём прятались в оврагах, погребах, боялись нарваться на  немцев. Вот так однажды, когда мы днём сидели в погребе, к нам  запрыгнул  наш солдат, наверное, из отступающих. Мама бросилась к нему: «Вылезай,  родненький, не губи детей!». Он ушёл, спрятался в сарае, там его немцы и  нашли. Людей расстреливали  повсюду, прямо  на глазах у детей. Мы ведь  сейчас по могилкам ходим, по косточкам людским. А ещё помню хорошо, как  повсюду кричали: «Победа! Победа!», обнимались, радовались. После войны  продолжала работать в колхозе, работы не боялась. Я работала и свинаркой, и 6 телятницей. Премии давали почти каждый месяц, но не деньгами, а одеждой,  продуктами. Ценили нас и наш труд.  Жили дружно, вместе работали, вместе  праздновали, вместе переживали невзгоды. Не ругались, делились последним,  радовались малому. Одного хочу пожелать, чтобы войны не было». Варвара  Гавриловна, к сожалению, ушла из жизни. Солдатова Лидия Николаевна: «Мне исполнилось девять лет, когда началась война, но я все помню, как вчера. Из хутора ушли почти все мужчины на  фронт, а женщины работали с раннего утра и до поздней ночи, дети дома  самостоятельно управлялись. Нас у мамы трое было, я присматривала за  сёстрами. Есть было нечего, выжили только благодаря лебеде. Делали из нее  лепёшки, добавляя чуть картошки и муки. Хлеб получался тяжёлый, как  кирпич, мокрый и горький на вкус. Но и ему мы были рады. Летом в степь  бегали сусликов выливали из их норок. В то голодное время их мясо было  самое вкусное на свете. Травы съедобные собирали. Кто постарше был,  помогали в колхозе: коровами пахали, возили сено, дрова. Мама умела шить и на своей старенькой швейной машинке по ночам латала,  из своей одежды  перешивала нам. А ещё помню, как со  страхом встречали почтальона: «Не дай, Бог, похоронка». И немцев видела,  они нас не обижали, иногда давали еду. А вот, когда разведчиков схватили,  расстреляли на глазах у всего хутора» Слушая рассказы этих бабушек,  я  удивлялась, как они смогли столько пережить, откуда брали силы, и как они  сейчас радуются или радовались каждому дню, прожитому в мире. И не раз  ловила себя на мысли: «А я смогла бы?».  Живи ещё 100 лет, бабушка Лида,  радуй своих родных и близких. Андриянова Александра Ивановна 1926 года рождения: «Родилась и  выросла я в большой казачьей семье. В 7 лет осиротела, поэтому пришлось  идти работать, чтоб заработать кусок хлеба. Пошла в няньки. Судьба занесла  меня в Краснодарский край, там я и узнала о начале войны. Началась  эвакуация, и я засобиралась домой, в хутор Донской. Ехала поездом, на  котором везли раненых. И там мне нашлась работа ­ стирала одежду, бинты,  ухаживала за ранеными. Помню вкус шоколада, которым меня угощали. По  возвращению домой много работала. В страду на быках пахали, сено возили. А когда работы в поле прекращались, трудилась на ферме скотницей. По  вечерам вязала носки, варежки, отправляли их на фронт». Александра  Ивановна не любила вспоминать войну, она и фильмы о войне не смотрела,  говорила: «Не люблю, когда стреляют, убивают». Но для меня она нашла в  себе силы немного рассказать о тех невзгодах, что ей, ребёнку, пришлось  пережить. За что ей огромное спасибо. «Живите в мире и согласии!» ­  пожелала она мне на прощание. Александры Ивановны не стало совсем  недавно ­ в декабре 2016 года. 7 Солодунова Римма Павловна: «Отца забрали на фронт ещё в 1939 году. Мы  с мамой остались в хуторе Ериковский. Мне не было 7 лет, когда немцы  пришли. Помню, как наши уходили из хутора, было очень страшно, что же   после этого будет. Солдаты говорили: «Что вы копаетесь, уходите, немцы  будут тут к вечеру». Но куда мы пойдём, кто нас, где ждёт? И мама решила,  как многие в хуторе, остаться на месте. Приготовили в погребе постели,  снесли туда небогатые запасы еды. Когда еда закончилась, а скотину и птицу  всю немцы отняли, спасались макухой. Делали её из метёлок проса и травы.  Помню концлагерь, всё удивлялась, почему людей, как скотину, держат.  Пленные были худые; их, измождённых, заставляли выполнять тяжёлую  работу, почти не кормили. Жители хутора подходили к проволоке каждый  день и бросали пленным еду. Я сначала боялась, ведь немцы отгоняли народ,  стреляя поверх голов, а потом перестали стрелять, поняв, что так можно  сэкономить на содержании пленных, и мы стали смелее. Помню, когда вели  пленных в лагерь, все  жители бросились к ним ­ вдруг кто из своих, родных,  есть там. А ещё помню, как пугали нас румынами, а они и вправду  свирепствовали, как звери. Это я сейчас понимаю, что они издевались и  насиловали женщин и девочек. Страх и ужас перед ними заставлял меня  прятаться, избегать встреч с ними. Эти переживания подорвали моё здоровье.  Одно желаю вам, дети, любите свою Родину». В январе – феврале  я приступила к анализу полученных сведений и  воспоминаний детей войны. Собрала фото из семейных архивов хуторян.  Привела в систему материал и начала монтировать фильм о детях войны.  Отобрала слайды, фото, составляла комментарии к слайдам.  2.1. Презентация проекта. III. Заключение. Презентация моего проекта состоялась впервые в школе на традиционном  праздновании Дня пожилых людей. Это была презентация о наших земляках.  Присутствующие бабушки и дедушки с удовольствием смотрели на фото  молодых земляков, вспоминали, смеялись, комментировали. Думаю, им было  приятно и радостно видеть знакомые лица.  Демонстрация фильма «Взрослые» дети войны» впервые прошла в школе в  рамках военно­патриотического месячника в феврале. В марте нынешнего года я представила данный проект на  I ученической  Υ научно­практической конференции в поселке Зимовники. 2.2. Рефлексия. Самоанализ.     Считаю, что я достигла поставленной цели проекта и решила его задачи. 8 Ценность данного проекта, считаю,  состоит в том, что была проведена  большая работа с различного вида источниками. Это  позволило мне  не  только узнать много нового и интересного, но и внести свою лепту в  сохранение памяти о детях войны нашего поселения. Моя исследовательская  работа имеет важное значение: я ещё больше приобщилась  к истории своего  родного края. Думаю, это не позволит равнодушно относиться к теме, а  значит, запомнится надолго и сохранит память о детях войны ­  наших  земляках. А сохранение памяти ­ и есть смысл истории.    Мою работу можно использовать при изучении истории нашего края,  при  организации классных и общешкольных мероприятий. 2.3.Список литературы и ресурсов Интернета 1. Надежда Надеждина Юные патриоты страны – Издательство: «Детская литература. Москва» 2013 г. 2. Материалы экспозиций школьного музея.  3. Шорыгина Т.А. «Травы. Какие они?» ­ издательство ГНОМ и Д, 2010. 4. 5. http  http://www.marimedia.ru/news/society/item/30539/  ://   www   .  histori      .  tver    .  ru   /  http   ://   dv   2845.  ru   / Все переменится вокруг. Отстроится столица. Детей разбуженных испуг Вовеки не простится. Не сможет позабыться страх, Изборождавший лица. Сторицей должен будет враг За это поплатиться. Запомнится его обстрел. Сполна зачтётся время, Когда он делал, что хотел, Как  Ирод в Вифлееме. Настанет новый, лучший век. Исчезнут очевидцы. Мученья маленьких калек Не смогут позабыться. (Б. Пастернак, 1941 г.) 9 10

Проект "Взрослые дети войны"

Проект "Взрослые дети войны"

Проект "Взрослые дети войны"

Проект "Взрослые дети войны"

Проект "Взрослые дети войны"

Проект "Взрослые дети войны"

Проект "Взрослые дети войны"

Проект "Взрослые дети войны"

Проект "Взрослые дети войны"

Проект "Взрослые дети войны"

Проект "Взрослые дети войны"

Проект "Взрослые дети войны"

Проект "Взрослые дети войны"

Проект "Взрослые дети войны"

Проект "Взрослые дети войны"

Проект "Взрослые дети войны"

Проект "Взрослые дети войны"

Проект "Взрослые дети войны"

Проект "Взрослые дети войны"

Проект "Взрослые дети войны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018