«Проектирование проблемного урока».«Почему радуга разноцветная?»
Оценка 5

«Проектирование проблемного урока».«Почему радуга разноцветная?»

Оценка 5
docx
окружающий мир
16.03.2024
«Проектирование проблемного урока».«Почему радуга разноцветная?»
2_5370981007375739910.docx

Практическая работа «Проектирование проблемного урока».

Работу выполнила студентка 303 группы Козюлина Алина Сергеевна .

Учебный предмет: окружающий мир.

Класс: 1.

Тема: «Почему радуга разноцветная?»

 

Используемая педагогическая технология: проблемного обучения.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Почему радуга разноцветная?»

 

 

Задачи урока:

Планируемые результаты

 

 

Дидактические:

1.     Формировать представление о причинах возникновения радуги

2.     Формировать умения: наблюдать, сравнивать и делать выводы

Предметные:

1.     Учащиеся узнают о природном явлении радуга.

2.     Учащиеся научатся: развивать мышление и пространственное воображение.

3.     Учащиеся получат возможность: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

 

Развивающие

1.     Формировать умения: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию, планировать свои действия; осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

 

2. Формировать умения: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; проводить классификацию, строить логические рассуждения, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей.

 

 

3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других.

Метапредметные

1. Регулятивные:

- Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию.

- Учащиеся получат возможность научиться: планировать свою деятельность, осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осуществлять синтез как составление целого из частей.

- Учащиеся получат возможность научиться: проводить классификацию, строить логические рассуждения, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

3. Коммуникативные:

- Учащиеся научатся: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.

 

 

Воспитательные:

-воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- формировать чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга"

 

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- формировать чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика этапов урока

Этапы урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности.

Дидактические средства / интерактивное оборудование.

Формы контроля, взаимоконтроля,  самоконтроля

Планируемые результаты

Предмет

ные

Мета

предметные

(П,Р,К)

Личностные

1.Мотивация

(самоопределение) учебной деятельности.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Проблемная ситуация

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствует обучающихся.

Проверяет готовность к уроку.

 

Предлагает задание, содержащее проблемную ситуацию.       Ребята однажды Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под

зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо.  А какое? Что же это такое? Удивился муравей она такая разноцветная

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути.

В них ни въехать, ни войти.

-Что появилось на небе? Давайте поможем ему понять и выяснить , что же такое он увидел на небе  и почему оно было разноцветное.

 

 

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают проблемную ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

Компьютер, проектор, экран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: осуществлять волевую саморегуляцию.

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

2.Выявление места и причины затруднения.

Постановка учебной проблемы

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный (демонстрация)

 

Организует проблемный диалог.

¾Ребята кто-то догадался что увидел муравьшка

-Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Должны узнать, что

такое радуга, как и когда она появляется и почему она разноцветная.

-Ребята, а кто из вас видел радугу?

-Какое настроение было, у Вас было?

-Что же означает слово «РАДУГА»?

-Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Если на радугу посмотреть с высоты, например, с самолета, она будет казаться кругом.

 

Проводит подводящий диалог к постановке темы и цели урока.

-Какая тема урока?

- Какая будет цель урока?

 

 

 

-Радугу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-все мы видели радугу

-хорошее, позитивное

 

 

-Радуга это явление которое остается после дождя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему и цель урока.

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник окружающего мира, компьютер, презентация, проектор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: слушать и понимать речь других

 

 

П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

 

 

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

3. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта.

Поиск решения. Выдвижение гипотез.

Выражение решения. Доказательство или опровержение гипотез.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный (диалог)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает спланировать деятельность обучающихся по решению задач.

1.  Выдвинуть гипотезу.

 

2.  Поиск решений.

 

4.     Проверка и доказательство гипотезы.

Организует работу на уроке по плану.

- Давайте выдвинем гипотезу  почему радуга разноцветная?

Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

 

 

Предлагает обучающимся прочитать страницы учебника.

¾   Для доказательства или опровержения гипотезы нам нужно прочитать страницы учебника.

 

Организует диалог для опровержения или доказательства гипотезы.

¾   Давайте вернемся к нашей гипотезе.

 Мы выдвинули гипотезу, где предполагали, что радугу построили солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

 

 

¾   Значит мы доказываем верность гипотезы? Почему?

Верно, мы выдвинули и доказали гипотезу. Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма (Учитель показывает опыт с призмой на белом листе бумаги)

Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом и получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не

меняются местами.

-Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку».

-Повторим этот стишок. «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

¾    

Определяют план действий на урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигают гипотезу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают страницы учебника, на которых написано по чему радуга разноцветная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают  почему она разноцветная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компьютер, проектор, экран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: владеть диалогической формой речи.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Проверка правильности решения.

Словесный (беседа)

 

Выполняют задание.

Муравьишка решил сам сделать радугу. Поможем ему. Расположите и наклейте цветные полоски так, чтобы у Вас получился кусочек радуги. Проверим работы.

         Обычно солнечный луч и дождевые капли строят за раз одну радугу, и то нечасто. Но бывает, что всем на радость и удивление, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Когда дождь стихает, будто кто–то стирает радугу с неба. Ещё реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг, - такое случается только над большими реками, озёрами, водопадами, потому что тут происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды. Природа очень изобретательна!

 

 

 

-выполняют задание от муравьишки

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся узнают о радуге

 

 

 

 

5.смостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Воспроизведение материала. Творческое применение открытых знаний.

Наглядный (демонстрация)

Практический (упражнение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует самостоятельную творческую работу. Объясняет выполнение задания.

 

 Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…

-В брызгах фонтана…

-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…

-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках

бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.

Проверка изученного материала

1 -У радуги 7 цветов?

2 - Все цвета расположены в определённом порядке?

3 - В радуге есть коричневый цвет?

4 -Строители радуги – солнце и дождь?

 

Выполняют работу на листах а4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делаем выставку работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Отвечают на вопросы.

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доска

компьютер. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

6.Рефлексия проблемной ситуации

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

 

Предлагает оценить деятельность учащихся на уроке лестницей успеха.

¾ Какое знание мы открыли на уроке?

¾ Достигли ли мы поставленной цели? ¾ Выполнили ли мы план урока?

¾ Оцените себя на уроке.

 

 

Оценивают свою деятельность. 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компьютер, проектор, экран,

Самоконтроль.

 

Р: осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

 

К: владеть диалогической формой речи.

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

 

 


 

Практическая работа «Проектирование проблемного урока»

Практическая работа «Проектирование проблемного урока»

Развивающие 1. Формировать умения: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию, планировать свои действия; осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности

Развивающие 1. Формировать умения: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию, планировать свои действия; осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности

Характеристика этапов урока

Характеристика этапов урока

Проблемная ситуацияСловесный (беседа)

Проблемная ситуацияСловесный (беседа)

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку

Райская дуга » называли её в старину и верили, что она приносит счастье

Райская дуга » называли её в старину и верили, что она приносит счастье

Какая будет цель урока? -Радугу -все мы видели радугу -хорошее, позитивное -Радуга это явление которое остается после дождя

Какая будет цель урока? -Радугу -все мы видели радугу -хорошее, позитивное -Радуга это явление которое остается после дождя

Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация)

Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация)

Предлагает спланировать деятельность обучающихся по решению задач

Предлагает спланировать деятельность обучающихся по решению задач

Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга

Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга

А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма (Учитель показывает опыт с призмой на белом листе бумаги)

А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма (Учитель показывает опыт с призмой на белом листе бумаги)

Каждый Охотник Желает Знать, Где

Каждый Охотник Желает Знать, Где

Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды

Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды

Учащиеся узнают о радуге 5

Учащиеся узнают о радуге 5

Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение)

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Включение нового знания в систему знаний и повторение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2024