[Введите название организации] |
Проектирование современного урока на основе технологической карты |
Выступление на педсовете |
|
Павина А.В.., учитель начальных классов МБОУ СОШ №142 |
28.03.2021 |
В докладе представлен теоретический и практический материал, помогающий спроектировать современный урок на основе технологической карты. |
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Проектирование современного урока на основе технологической карты
Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. С 1 сентября 2012 года осуществился переход на Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), который указывает на такие основные особенности реализации содержания образования, как:
Новая парадигма образования ХXI века
основана на вооружении школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать
знания, умения, навыки и универсальные способы деятельности: познавательные,
информационно-коммуникативные, рефлексивные. Методологической основой
стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, который
нацелен на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован так,
чтобы обеспечить школьнику общекультурное, личностное, познавательное развитие,
а главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Учителю тем самым предстоит реализовать
эти существенные изменения, которые ФГОС основного общего образования
требует привнести в практику педагогической деятельности.
В связи с изменением требований к уроку, учителя столкнулись с рядом проблем: какой должна быть деятельность учителя на уроке, чтобы урок соответствовал требованиям ФГОС, как включить в деятельность ученика, чтобы он самостоятельно добывал знания, работая с информацией, какие приёмы, методы и формы работы способствуют формированию УУД на уроке и др. Как же построить современный урок?
Всё выше перечисленное говорит о необходимости
грамотного проектирования урока. Педагогическое проектирование урока -
это деятельность по предварительной разработке системы взаимодействия учителя и
учащихся, направленного на овладение учебным материалом в соответствии с
поставленной целью. Сущность этой деятельности состоит в переводе
теоретических идей в практику жизни.(слайд 4) Педагогическое проектирование
урока осуществляется в 3 этапа:
1. моделирование;
2. проектирование;
3. конструирование.
1.Моделирование урока - это процесс определения его основных параметров. (Слайд 5) Этап моделирования урока состоит из четырёх шагов:
1. определение темы урока;
2. определение места урока в системе уроков;
3. определение типа и вида урока;
Авторы различных УМК предлагают свою типологию уроков. Учитель, конечно, должен придерживаться авторской типологии.
4. формулирование цели урока.
Цель должна быть конкретной, понятной, достижимой, ориентированной на результат.
2. Проектирование урока - следующая ступень его разработки. (слайд 6)
Этап проектирования состоит в разработке обобщённых способов достижения цели. Такими обобщёнными способами, прежде всего, являются задачи, содержание, методы, приёмы, формы учебной деятельности.
3. Конструирование урока выливается для учителя в создание своей, методически выверенной структуры урока. (слайд 7)
Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединённых в целесообразную деятельность.
Основная дидактическая структура отображается в плане-конспекте урока или в технологической карте.
(слайд 8) Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Её основные характеристики:
В педагогической трактовке "технологическая карта - это современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учеником" (слайд 9)
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией, описание заданий для ученика по освоению темы, оформление предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Структура технологической карты включает: (слайд 10)
· название темы с указанием часов, отведённых на её изучение;
· цель освоения учебного содержания;
· планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
· метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
· технологию изучения указанной темы (слайд 11) (на каждом этапе работы определяется цель, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
· контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять контроль результатов учебной деятельности.
(слайд 12) Технологическая карта явилась результатом понимания того, что необходима форма, которая предоставляет педагогу возможность видеть:
Совершенно очевидно, что такой формой для карты может стать таблица (слайд 13)— замкнутая матрица, где совпадение содержания вертикальных и горизонтальных граф заведомо является законом, где наличие незаполненных сегментов свидетельствует о несовершенности системы. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода, определился перечень основных вертикальных столбцов карты: ход урока (с фиксированием этапа урока); деятельность учителя, деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов. Структура урока имеет как статичные моменты, так и динамические, которые могут изменяться в зависимости от типа урока, темы и цели.
(слайд 14 гиперссылка) Один из примеров технологической карты урока представлен у вас в раздаточном материале. Перед вами варианты возможных этапов урока, а также виды деятельности учителя, учащихся и УУД, формируемые на данных этапах.
Одной из основных задач является необходимость сломать педагогический стереотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем прежде всего и преимущественно своей деятельности, а только потом деятельности учащихся. Поэтому в таблице предусмотрено визуальное доминирование (чтобы обеспечить содержательное) графы «деятельность учащихся».
Такое соотношение объёмов предполагаемой деятельности педагога и учащихся на уроке (закреплённое визуально), позволяет учителю сначала задуматься об этой необходимой диспропорции, а затем зафиксировать в содержании карты свои новые функции, новую педагогическую позицию: в процессе педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений учитель является организатором деятельности учащихся и помощником в ходе освоения ими учебного способа деятельности.
Технологическая карта - это форма представления урока, поэтому конструирование технологической карты происходит по алгоритму разработки урока в целом. В чём же различие между традиционным конспектом и технологической картой? (слайд 15)
Целеполагание в технологической карте определяются в соответствии с планируемыми результатами ФГОС. Основным методом описания урока является не объяснительно-иллюстративный, а структурно-логический. Проектируется не только деятельность учителя, но, главным образом, деятельность учащихся, определяются формируемые УУД, при описании используются чёткие, лаконичные формулировки, а не прямая или косвенная речь учителя. В конце урока все его участники оценивают свою деятельность, результат и индивидуальные достижения.
Шаблоны технологических карт различны, поэтому педагог может выбрать тот шаблон, который ему наиболее понятен. (Слайды 15 -20)
(Примеры шаблонов технологических карт представлены в Приложении в электронном виде)
Авторы различных УМК предлагают свои шаблоны технологических карт.(слайд 21)
(слайд 22) Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Технологическая карта позволит учителю: (слайд 23)
· реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
· определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
· системно формировать у учащихся УУД;
· осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
· определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением;
· освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы.
· определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
· на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
· выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
· обеспечить повышение качества образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения// Сентябрь. 2004.
2. Еременкова Т.Ю., Исаева С.А., Козина Е.В. Проектирование современного урока в начальной школе на основе технологической карты// ВИПКРО. 2013.
3. Копотева Г.Л, Логвинова И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС// Управление начальной школы №12 /2011
4. http://festival.1september.ru/articles/630119/
5. http://www.menobr.ru/materials/19/37639/
6. http://www.openclass.ru/node/364582
Приложение 1
Структурные элементы учебного занятия
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия
|
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся
|
||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||
1. Постановка учебных задач |
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи |
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. |
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. |
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. |
Поиск решения учебной задачи. |
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. |
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения |
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий |
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование |
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. |
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. |
Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. |
Воспринимают ответы обучающихся |
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. |
Построение ориентированной основы нового способа действия. |
Организует учебное исследование для выделения понятия. |
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. |
Участвуют в обсуждении содержания материала |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. |
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. |
Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. |
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. |
Учатся формулировать собственное мнение и позицию |
Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. |
Коррекция отработки способа. |
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. |
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. |
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия |
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. |
Контроль. |
Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. |
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. |
Рефлексия своих действий |
Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Приложение 2
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности Орг.момент |
¾ Включение в деловой ритм. ¾ Эмоциональный настрой на урок. ¾ Организация проверки готовности к уроку |
¾ Эмоционально настраиваются на урок. --- Контролируют готовность к уроку |
¾ Личностные: самоопределение к деятельности; ¾ Регулятивные: контроль; ¾ Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
¾ Выявляет уровень знаний ¾ Определяет типичные недостатки |
¾ Выполняют задание, направленное на автоматизацию отдельных операций или способов учебных действий |
¾ Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества ¾ Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков |
Постановка учебной задачи |
¾ Создаёт проблемную ситуацию ¾ Показывает противоречие |
¾ Проговаривают противоречие ¾ Определяют область знания и незнания, способа действия |
¾ Регулятивные: способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действия ¾ Познавательные: общеучебные - умение структурировать знание, определять способы действия ¾ Логические:- анализ с целью выделения признаков ¾ Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками по определению противоречия |
Формулирование учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения |
¾ Организует побуждающий или подводящий диалог с целью исследования проблемной ситуации |
¾ Осознают противоречие ¾ Формулируют проблему ¾ Планируют решение учебной задачи |
¾ Регулятивные: целеполагание, способность принимать и сохранять учебную задачу; планировать её реализацию; прогнозировать; ¾ Познавательные: общеучебные - умение структурировать знание, определять способы действия ¾ Логические:- анализ с целью выделения признаков ¾ Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками по определению учебной задачи |
Решение учебной задачи |
¾ Включает учащихся в процесс выдвижения гипотез и их последующего решения ¾ Или через организацию подводящего диалога совместно с учащимися открывает новое знание или способ действия |
¾ Под руководством учителя выдвигают гипотезы, доказывают правильность суждений, фиксируют свои выводы, делают вывод по решению учебной задачи ¾ Включаются в подводящий диалог, следят за логикой рассуждения, открывают и фиксируют новое знание или способ действия |
¾ Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу; следовать плану её реализации; ¾ Познавательные: синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; ¾ установление причинно-следственных связей; ¾ построение логической цепи рассуждений; ¾ доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; ¾ действия постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера ¾ Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации |
Первичное закрепление (проговаривание нового знания или способа действия) |
¾ Организует проговаривание нового знания или способа действия через: ¾ формулирование темы урока ¾ формулирование вопросов ¾ создание опорного сигнала ¾ создание художественного образа
|
Под руководством учителя проговаривают новое знание или способ действия по заданным параметрам |
¾ Регулятивные: контроль, оценка, коррекция ¾ Познавательные: общеучебные - умение структурировать знание, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия ¾ Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка и коррекция действий партнёра
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
¾ Организует деятельность по применению новых знаний с обязательной дифференциацией (базовый, повышенный уровень) |
¾ Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном |
¾ Регулятивные: контроль, оценка, коррекция ¾ Личностные: самоопределение ¾ Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками по проведению контроля и самоконтроля выполнения заданий
|
Закрепление |
¾ Организует деятельность по закреплению имеющихся знаний и автоматизации известных способов |
¾ Демонстрируют известные знания и способы действий |
¾ Регулятивные: контроль, оценка, коррекция ¾ Личностные: самоопределение ¾ Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками по закреплению, уточнению известных знаний и способов действий |
Итог урока |
¾ Организует подведение итога урока |
¾ Соотносят учебную задачу и результат |
¾ Регулятивные: контроль, оценка |
Рефлексия деятельности |
¾ Организует рефлексию деятельности на уроке |
¾ Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень её результативности |
¾ Регулятивные: оценка своих достижений на уроке ¾ Личностные: самоопределение
|
Приложение 3
Опорная таблица для конструирования учебного занятия
Образовательные задачи УЗ |
Возможные методы и приёмы выполнения |
· Организационный этап |
|
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания |
Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др. |
· Проверка выполнения домашнего задания |
|
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы |
Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы |
· Подготовка учащихся к работе на основном этапе |
|
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта |
Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом |
· Этап усвоения новых знаний и способов действий |
|
· Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала · Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору |
· Работа с определением · Использование обыденных аналогий · Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения |
· Первичная проверка понимания изученного |
|
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала |
Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу |
· Этап закрепления новых знаний и способов действий |
|
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания |
Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий |
· Применение знаний и способов действий |
|
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях |
Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия |
· Обобщение и систематизация |
|
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей |
Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем» |
· Контроль и самоконтроль знаний и способов действий |
|
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий |
Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) |
· Коррекция знаний и способов действий |
|
Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия |
· Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений · Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками |
· Информация о домашнем задании |
|
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Три уровня домашнего задания: · Стандартный минимум · Повышенный · Творческий |
· Подведение итогов занятия |
|
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся |
Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися |
· Рефлексия |
|
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками |
Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты |
Приложение 4
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Напоминает обучающимся, как… Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения… Контролирует выполнение работы. Осуществляет:
Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает
степень вовлеченности учащихся Диктует. Дает:
Организует:
Подводит обучающихся к выводу о… Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в… Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке |
Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова ит.д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют… Обосновывают выбор написания… Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют
правило, на которое опирались Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Озвучивают понятие… Выявляют закономерность… Анализируют… Определяют причины… Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают… Читают текст. Читают план описания… Подчеркивают характеристики… Находят в тексте понятие, информацию. Слушают стихотворение и определяют… Слушают доклад, делятся впечатлениями о… Высказывают свое мнение. Осуществляют:
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
Дидактическая |
Деятельность |
Деятельность |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
Организационный момент |
|
|
|
|
(Познавательные УУД). |
Проверка домашнего задания |
|
|
|
|
|
Изучение нового материала |
|
|
|
|
|
Закрепление нового материала |
|
|
|
|
|
Контроль |
|
|
|
|
|
Рефлексия |
. |
|
. |
|
|
Приложение 5
Шаблон технологической карты урока
Приложение 6
Шаблон технологической карты урока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||
Осуществляемая деятельность |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемая деятельность |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемая деятельность |
Формируе-мые способы деятельности |
||
1 этап урока |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
2 этап урока |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Шаблон технологической карты урока
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.