Проектирование современного внеурочного занятия на материале региональной литературы
Оценка 5

Проектирование современного внеурочного занятия на материале региональной литературы

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
04.04.2023
Проектирование современного внеурочного занятия на материале региональной литературы
Методическая разработка, описывающая опыт проектирования современного внеурочного занятия на материале региональной литературы
Проектирование современного внеурочного занятия на материале региональной литературы.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектирование современного

внеурочного занятия на материале региональной литературы

 

 

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №28 имени А.А.Суркова

 

Зеленкова Екатерина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыбинск, 2023

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I. ТЕНДЕНЦИИ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЕНИЯВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

4

1.1.Краеведение как вид внеурочной деятельности

4

1.2.Региональная литература как ресурс духовно-нравственного
и патриотического воспитания обучающихся

5

1.3.Современные формы и виды литературно-краеведческой деятельности

5

1.4.Значение литературного краеведения для формирования познавательных способностей школьников

7

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ   

8

2.1. Проектирование современного внеурочного занятия

8

2.2. Продуктивные педагогические технологии

9

2.3.Проектная и исследовательская деятельность обучающихся
на предметах филологического цикла

10

2.4.Цифровые образовательные ресурсы  в контексте организации внеурочной деятельности по литературному краеведению

11

2.5. Образовательная среда провинции

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

13

БИБЛИОГРАФИЯ

14

ПРИЛОЖЕНИЯ

15

Приложение 1. Технологическая карта внеурочного занятия «Сведет нас к Рыбинску любовь»: образ родного города в лирике Людмилы Михайловны Марасиновой

15

Приложение 2. Карта контроля качества проведения внеурочного занятия

24

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью современного образования является развитие личностных качеств обучающегося,  его способностей, формирование у ученика активной творческой жизненной позиции. Особая роль в развитии данной характеристики в условиях внедрения обновленного  стандарта отводится именно внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность –неотъемлемая частью образовательного процесса. В ее рамках осуществляются такие направления формирования личности обучающихся, как: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, социальное.

Следует признать, что в многообразии видов внеурочной деятельности особое место занимает краеведение. И это далеко не случайно. «Краеведческое направление во всех сферах деятельности занимается воспитанием любви к своему родному краю, развитием интереса к познанию нового, формированием практических умений и навыков, способствует фундаментальному освоению окружающего пространства, природы и общества на местном материале. В процессе краеведческой работы родной край выступает как объект познания и источник гражданско-патриотического воспитания, нравственного обогащения, целенаправленного вовлечения обучающихся в различные сферы поискового, исследовательского характера, общественно-полезной и общественно-массовой работы» [13, 185].

Какие педагогические средствав современных условиях модернизации образования в применении системно-деятельностного подхода к внеурочной литературно-краеведческой деятельности в основной  школе являются наиболее эффективными?

Актуальность предлагаемой темы объясняется общим состоянием культуры в России, отмеченным снижением духовного уровня представителей современного общества. Именно традиция «серьезного чтения» формировала культурную атмосферу нашей страны и определяла вектор ее исторического развития. Восстановление духовно-нравственного потенциала страны возможно через активизацию внимания общества к содержанию и форме литературного образования. Для лучшего достижения результатов необходимо изучить возможности литературного краеведения и его способности к организации местного культурного пространства в условиях глобализации.

Цель: на основе теоретического анализа заявленной проблемы представить эффективные формы организации литературно-краеведческих мероприятий с обучающимися на уровне основного обшего образования во внеурочной деятельности.

В соответствии с поставленной целью работы  были определены следующие задачи:

¾   Рассмотреть место и значение внеурочной деятельности в образовательной системе современной школы.

¾  Выявить особенности краеведения как вида внеурочной деятельности.

¾   Определить потенциал региональной литературы в вопросе духовно-нравственного и патриотического воспитания.

¾   Изучить современные формы и виды литературно-краеведческой деятельности.

¾   Определить  значение литературного краеведения для формирования познавательных способностей школьников.

¾   Сформулировать этапы проектирования современного внеурочного занятия.

¾   Определить наиболее продуктивные педагогические технологии, используемые во внеурочной деятельности..

¾  Изучить особенности проектной и исследовательской деятельности обучающихся на предметах филологического цикла.

¾   Отметить значимость использования цифровых образовательных ресурсов в контексте изучаемого вопроса

¾   Охарактеризовать образовательный потенциал провинции.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы:           

‒ теоретического исследования (анализ исследуемой проблемы на основе изучения научно-методической литературы, образовательных стандартов, программ и т.д.);

‒ эмпирического исследования (анализ документальной основы, наблюдение за деятельностью школьников и учителей, анализ краеведческой деятельности).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его основные выводы и результаты вносят вклад в дальнейшее развитие теории духовно-нравственного воспитания: позволяют углубить научно-методические представления о педагогических возможностях и условиях совершенствования активных форм внеурочной деятельности; расширяют представления о сфере применения потенциала литературного наследия родного края для достижения образовательных результатов, заявленных в ФГОС.

Практическая значимость работы определяется тем, что представленный комплекс педагогических возможностей культурно-образовательной среды региона способен сыграть конструктивную роль в создании единого образовательного пространства провинциального города; ориентирует историко-краеведческую работу на решение задач гражданского, патриотического и нравственного воспитания.

 

 

ГЛАВА I. ТЕНДЕНЦИИ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

«Понять литературу, не зная мест, где она родилась,

не менее трудно, чем понять чужую мысль,

не зная языка, на котором она выражена».

Д.С. Лихачев.

1.1.            Краеведение как вид внеурочной деятельности

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся.

Внеурочная деятельность является обязательной и реализуется в таких формах, как: кружки, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, краеведческая работа, школьные научные общества, конференции, олимпиады, школьные спортивные клубы и секции, военно-патриотические объединения, соревнования, экскурсии, поисковые и научные исследования и др. формы.

Краеведение является одним из видов внеурочной деятельности. История родного края, его природа, культура – важная основа для воспитания человека, искренне любящего и знающего свою страну. Внеурочная деятельность краеведческого направления предоставляет широкие возможности для использования самых разнообразных форм и методов, тем самым выполняет основные положения воспитания и социализации, определенные Федеральными государственными образовательными стандартами  (ФГОС, 2021) и Рабочей программой воспитания.

Схема 1

Интеграция краеведческой деятельности в образовательный процесс современной школы

Понятие «краеведение» является, безусловно, интегрированным, включающим в себя всестороннее изучение родного края в следующих основных направлениях: экологическом, историческом, географическом, литературном. Последнее видится нам особенно перспективным в контексте организации внеурочной деятельности школьников.

 

1.2. Региональная литература как ресурс духовно-нравственного
и патриотического воспитания  обучающихся

Литературные произведения являются важным элементом культуры любого цивилизованного народа. Литература отражает не только определенную историческую ситуацию, но и общественное сознание, настроение, характерные для того или иного периода развития. Кроме этого, литература воспроизводит и сам портрет народа. Литературу, выражающую народный дух, принято называть «народной».

Существует еще и другая литературная градация. Территория любого государства состоит из нескольких регионов, отличающихся друг от друга рельефом, климатом, бытовым укладом, социальной средой и др. Произведения, созданные в одной местности и отразившие ее уникальность, принадлежат к региональной литературе.

Фундаментальные работы по изучению национальной и региональной литературы в отечественной науке появились относительно недавно (в последней четверти XX века). Локально же местный материал давно используется педагогами, так как занятия литературным краеведением являются важным источником патриотическою воспитания обучающихся, расширения их жизненного кругозора. Мы представляем историю своей страны и мира исключительно по глобальным историческим событиям, зачастую совершенно не зная об исторических событиях родного города, о судьбах малоизвестных, но тем не менее великих людей, сыгравших важную роль в истории. Таким образом, введение краеведческого компонента раскрывает школьникам неразрывную связь, единство истории нашего города, конкретной области с историей страны, позволяет почувствовать причастность к ней каждой семьи и ощутить себя наследниками лучших традиций родного края.

Любовь к слову, способность понимать глубинные смыслы региональных текстов постепенно сливается с чувством любви к малой Родине, что неизменно перерастает в глубокие патриотические убеждения и формирование высоких нравственных убеждений.

 

1.3. Современные  формы и виды литературно-краеведческой деятельности

Формы и виды внеурочной и внеклассной работы по литературному краеведению разнообразны: внеурочные занятия, очные и заочные экскурсии, литературные гостиные, конкурсы чтецов, создание проектов, научно-практические конференции, «литературные суды», выставки, линейки и др.

Учителя русского языка и литературы средней школы №28 имени А.А.Суркова принимают активное участие под руководством кандидата педагогических наук Павловой И.С. в инновационной и экспериментальной деятельности муниципального и регионального уровней. Работа в режиме площадки муниципального инициативного проекта "Рыбинск – мой город родной" (МИПр, соисполнитель, приказ Департамента образования Администрации ГО г.Рыбинск Ярославской области № 053-01-09-404 от 02.12.2020, http://ioc.rybadm.ru/innov/rip301.php) позволила рассмотреть изменение подходов к организации современного образовательного процесса на основе литературного краеведения.

В ходе работы в составе авторского коллектива МИПр была проведена следующая работа:

¾       изучены возможности использования краеведческого материала историко-литературной направленности в примерных рабочих программах основного общего образования предмета «Родная литература (русская) 5-9 классы»;

¾       разработана модульная программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Рыбинск мой город родной», направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы ООО ФГОС;

¾       составлены учебно-методические рекомендации и электронный сборник практических материалов для организации внеурочной деятельности на основе литературного краеведения (технологические карты учебных занятий, внеурочных мероприятий, тематика проектов, аннотация интерактивных ресурсов со ссылками (например, квест-игры и проектные литературные экспедиции «В доме купца», «Один день из жизни бурлацкой артели», «Вслед за зимогорами» и др.);

¾        оформлено интерактивное приложение «Рыбинск литературный» на муниципальном событийном календаре «Рыбинск на пути к 950-летию» (Неделя детской книги, Историки, краеведы, публицисты о городе Рыбинске, Литературная карта Рыбинского края, Почётные жители города Рыбинска-литераторы, Школа литературного имени, КиноРыбинск) https://sites.google.com/view/kalendar-ioc/%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9

- обновлено содержание Литературной карты г.Рыбинска, которая в настоящее время активно используется учителями в рамках предмета «Родная литература (русская)»https://sites.google.com/site/rybinskliteraturnyj

¾       создан литературно-краеведческий контент на ресурсе Облако.mail.ru (собраны тексты произведений для анализа, историко-литературные документы, фильмы, песни о родном городе, интересная познавательная информация);

¾       рассмотрены ресурсные возможности образовательных и культурно-просветительских организаций г.Рыбинска для обогащения образовательного социокультурного пространства (перечень культурно-исторических ресурсов музеев, библиотек г.Рыбинска и Ярославской области);

¾       апробированы современные формы организации внеурочной деятельности по литературе на основе краеведения (игровые и проектные задания интерактивного приложения «Рыбинск литературный» на муниципальном событийном календаре «Рыбинск на пути к 950-летию»; муниципальная сетевая краеведческая игра школьников «Вслед за зимогорами: третий сезон»; литературно-краеведческая квестория «Вслед за зимогорами», межшкольная сетевая игра «Дорогами Л.Ошанина» и др.)

Как показали результаты деятельности МИПр, в настоящее время современные виды и формы деятельности, предложенные Павловой И.С. (таблица 1) на основе особенностей использования материалов литературного краеведения, приобретают социокультурную направленность.[1]

Таблица 1

Современные виды и формы деятельности

Виды деятельности

Традиционные практики

Социокультурные практики

уроки

уроки

муниципальные открытые уроки, музейные уроки, театральные уроки, киноуроки, дни единого текста

 

дневник школьника

тематический дневник (дневник рыбинского школьника)

учебно-исследовательская деятельность

презентация проекта, выставка

открытые конференции школьников, фестивали, метапредметные проекты, интернет-проекты, информационные ролики в общественном транспорте

литературные встречи

знакомство с творчеством писателя и поэта, вечера поэзии, литературные салоны, праздники, тематические дни

встречи с живыми писателями и поэтами, буктрейлеры, лонгриды, аудиогазеты, Интернет-клубы, тематические сайты

интерактивные игры

интеллектуальные соревнования, викторины, кроссворды

веб-квесты, акции, культурные марафоны, челленджи

конкурсные мероприятия

конкурсы чтецов, смотры

сетевые игры, сетевые викторины, сетевые фестивали, межшкольные сетевые проекты

образовательные экскурсии

экскурсии

виртуальные и реальные образовательные экскурсии, экскурсии вслед за литературным героем, литературные экспедиции, презентация литературной карты, туристического бренда

Следует отметить, что внеурочная деятельность, в отличие от урочной, обеспечивает  достаточную педагогическую  свободу учителю в выборе форм и видов организации занятий, что позволяет достигать всех поставленных задач.

Виртуальные экскурсии, интерактивные игры, веб-квесты, интернет-проекты – самые эффективные формы. Интерес к ним проявляют и учителя, и ученики, и заинтересованные социальные партнёры. Преподаватели СОШ №28 стали призёрами муниципального сетевого конкурса «Рыбинск: большая и малая история», регионального конкурса проектов «Нескучно о русской классике». Приняли участие в разработке материалов для литературно-краеведческой квестории «Вслед за зимогорами», представленной на праздновании 950-летия со дня основания г. Рыбинска в августе 2021 года.

 

1.4. Значение литературного краеведения для формирования познавательных способностей школьников

Под формированием познавательного интереса в педагогике понимается усовершенствование приемов и методов, которые обеспечивают активную, самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учеников на всех ступенях образовательного процесса [9; 145]. Действенность какого-либо метода определяется успешностью приобретения учениками знаний, умений и навыков, а также формированием их познавательных способностей в общей системе универсальных учебных действий  (схема 2).

Схема 2

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/28/s_5cc5ace8de225/1148135_2.png

Краеведческий компонент видится нам особо важным для мотивации обучающихся, формирования реальной заинтересованности в предмете, так как его наличие делает любое занятие более «живым», а потому и особо потенциальным в вопросе формирования познавательных способностей школьников.

Богатейшее наследие писателей и поэтов Ярославской земли, «темные» места в некоторых вопросах – все это представляет неисчерпаемый запас материала для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся. В свою очередь, эта работы способствует развитию памяти, восприятия, воображения, внимания, таким образом, литературное краеведение оказывает огромное влияние на развитие гибких навыков и  формирование компетенций XXI века.

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

 

2.1. Проектирование современного внеурочного занятия

Несмотря на то, что внеурочная деятельность является деятельностью, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочной, при проектировании любого современного внеурочного занятия учитываем общепедагогические требования:

- четкое и однозначное определение целей и задач с учетом специфики и возможностей обучаемых;

- обеспечение условий для полноценной учебной активной деятельности (мотивация, учебная ситуация, рефлексия);

- оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей обучаемых;

- творческий подход к формированию деятельностной структуры учебного занятия;

- использование продуктивных педагогических технологий, разнообразных видов, форм и методов совместной деятельности учеников и педагога;

- сочетание различных форм коллективной деятельности и самостоятельной работы обучаемых;

- обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления на всех этапах занятия;

-связь содержания занятия с жизнью, продуктивной общественнозначимой деятельностью, личным опытом обучаемых;

- использование актуальных достижений науки, передовой педагогической практики при проектировании и реализацииучебного занятия.

Процесс проектирование внеурочного занятия включает в себя следующие этапы:

-  определение целей, задач занятия, его места в учебном курсе;

- выбор значимого содержания, соответствующего возрасту обучающихся, доступного, интересного, значимого для детей;

- определение формы проведения занятия, формата (индивидуальная, фронтальная, групповая), структуры занятия, его композиционных особенностей, методов реализации;

-  определение формы оценочной деятельности и рефлексии (схема 3).

Схема 3

 

Формирование УУД

 

 

Следует отметить, что процесс проектирования современного внеурочного занятия, с одной стороны, является полем для педагогического творчества, с другой, требует строгого соблюдения всех условий и этапов активной деятельности для обеспечения планируемых результатов занятия (таблица 2).

Таблица 2

Системно-деятельностный подход в организации внеурочного занятия

Компоненты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учебная задача

Создает проблемную ситуацию

Участвует в выдвижении и постановке проблемы

Совместно выявляют проблему

Учебное действие

Управляет поисковой деятельностью

Осуществляет самостоятельный поиск

Действие самоконтроля
и самооценки

Обсуждение результатов

 

В Приложении 1 представлена технологическая карта внеурочного занятия «Сведет нас к Рыбинску любовь: образ родного города в творчестве Л.М. Марасиновой» и таблица вопросов по оценке результативности внеурочного занятия, в которой учитываются принципы реализации системно-деятельностного подхода ФГОС, 2021 (приложение 2).

 

2.2. Продуктивные педагогические технологии

В работе мы не раз уже отмечали, что сегодня учитель перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится реализация системно-деятельностного подхода, мотивация учеников на проявление инициативы и самостоятельности в открытии новыхзнаний, поиск способов применения этих знаний при решении различных проблемных задач и задач практико-ориентированной направленности.

На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Таким образом, в решении задачи создания развивающей образовательнойсреды огромное значение приобретают современные педагогические технологии.

В отечественной педагогической литературе, как справедливо отмечают многие современные дидакты (В.П. Беспалько, Б.Т. Лихачев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко), в понимании и употреблении термин «педагогическая технология» существуют разночтения. Кроме того, в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует и общепринятой классификации образовательных технологий. В условиях реализации требований системно-деятельностного подхода ФГОС общего образования наиболее актуальными и достаточно полно представленными в научной литературе на сегодняшний день становятся следующие технологии: информационно-коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс-технология, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технологии уровневой дифференциации и др.

Шаталова Е.А.выделяет наиболее востребованные именно во внеурочной деятельности технологии: технология «Дискуссии» (во всем многообразии форм: «Круглый стол», «Дебаты», «Заседание экспертной группы» и др.), коллективное творческое дело, технология решения изобретательских задач, технология проектной деятельности учащихся,информационно-коммуникационные технологии, технология формирования социальных компетенций, организационно-деятельностная игра, квест-технология [17; 47].

Примером коллективного творческого дела вполне могут служить торжественные линейки, сценарий которых именно в рамках внеурочной деятельности разрабатывают страшеклассники для первоклассников. Данное мероприятие входит в циклограмму воспитательной работы школы и проводится ежегодно в рамках празднования рождения
А.А. Суркова, поэта-фронтовика, чье имя носит школа (Приложение 2).

В деятельности  средней школы №28 имени А.А.Суркова успешно апробированы также   субъектно-ориентированные технологии: технология проектной деятельности и квест-технология. Особенного внимания заслуживает последняя, так как обладает неоспоримым потенциалом для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных.

«Квест – один из способов построения сюжета-путешествия персонажей к определенной цели через преодоление трудностей» [17; 145]. В образовательном процессе квест – специальным образом организованный вид исследовательской деятельности для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, зданий и пр. Организованы квесты могут быть как в замкнутом помещении (школа, библиотека, музей), так и н местности.

Данная технология позволяет решить образовательные задачи (организация индивидуальной и групповой деятельности, выявление умений и способностей работать самостоятельно), развивающие задачи (развитие интереса к предмету, творческих способностей, формирование навыков исследовательской деятельности), воспитательные задачи (воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории края, здоровьесбережение и здоровьесозидание)

2.3. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся на предметах филологического цикла

В требованиях к профессиональной компетентности педагогических работников образовательных организаций обозначена одна из основных компетенций – владение современными инновационными технологиями, а именно проектной технологией. Проектирование выступает универсальным средством развития личности, и его применение целесообразно в педагогических целях  в работе с обучающимися в условиях школы.

Проектная деятельность тесным образом связана с исследовательской. Под ней понимается деятельность школьников, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Основой школьного исследования выступает учебный момент. Это означает, что его главной целью является развитие личности обучающегося, а не получение объективно-нового результата, как собственно в науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании целью исследовательской деятельности школьников является приобретение обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения субъективно новых знаний.

Помимо исследовательской деятельности всем вышеперечисленным задачам современной школы может служить и проектное обучение. В зависимости от объекта исследования Вишневецкая Г.В. [2] ученические работы по литературе разделяет  на следующие виды:

- работы,  в которых проводится анализ текста художественного произведения с цельювыявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов (например, «Мотив пути в лирике Л.И.Ошанина»);

- работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер: теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический(например, «Учение о доминанте А.А. Ухтомского и творчество Ф.М. Достоевского);

- работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие ученика видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни (например, «Образ города в поэзии Л. Марасиновой»);

- работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (например, «Пришвин и Ярославский край»).

В процессе выполнения исследования или проектной работы по литературе школьники развивают читательскую компетенцию (так как в ходе выполнения работы ученики расширяют свой терминологический аппарат, делают все новые и новые понятия инструментами своего исследования), а кроме того, анализируемый текст или литературное явление осмысливается в историко-литературном процессе.

2.4. Цифровые образовательные ресурсы в контексте организации внеурочной деятельности по литературному краеведению

В современном обществе наибольшую популярность в работе современного учителя приобретают цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), что «обусловлено не только тенденциями технологизации образовательного пространства…, но и неуклонным ростом объема обязательной для усвоения и упорядочения обучающимся информации, необходимостью быстрого поиска им ответа на поставленный вопрос» [5].

Вариант классификации применяемых в нашей практике платформ и ЦОР представлен в схеме 4.

Схема 4

В практике работы ЦОР используем как инструмент для индивидуального и группового изучения материала. Школьники могут сами научится создавать интерактивные задания и тесты как самостоятельно, так и в парах, что, в свою очередь, способствует совершенствованию у обучающихся коммуникативных навыков, а также профессиональному самоопределению школьников, которые в будущем хотят связать свою жизнь с профессией педагога.

Особенно востребованными ЦОР оказались в 2020 году в связи с необходимостью организации дистанционного обучения. Именно в период с марта по май нами были разработаны 90 видеоуроков, размещенных на видеохостинге Ютуб (https://www.youtube.com/channel/UCbfTtZbST6jlsDCr5BD21xw). Если тема была интересна широкому кругу пользователей, например ученикам 10 класса, «Сны Родиона Раскольникова», то доступ к видео был открыт, если видео было адресовано определенному классу, например, разбор ошибок к контрольной работе по русскому языку в 7 классе, то доступ к видео имели только ученики, получившие ссылку.

Отдельно стоит отметить платформы LearningApps, Learnis, позволяющие учителю с минимальными временными затратами создать разнообразные мультимедийные упражнения, викторины, образовательные квесты. Так, именно на платформе LearningApps под моим руководством учащимися 8 класса в рамках работы над коллективным проектом «Жизнь и творчество А.А. Суркова» была разработана  интерактивная викторина (https://learningapps.org/display?v=p6i1f1u0t22).

Средняя школа № 28 стала участником регионального проекта «Цифровая образовательная среда 2019-2024», в рамках которого в кабинете русского языка и литературы появились 15 ноутбуков, что позволяет использовать цифровые технологии практически на каждом внеурочном занятии, обеспечивая интерактивность взаимодействия субъектов образовательного процесса, и повышает продуктивность образования в целом.

 

2.5. Образовательная среда провинции

В исследовании «Педагогические возможности культурно-образовательной среды провинциального города России в духовно-нравственном воспитании учащихся»
М.А. Харламова отмечает: «являясь ближайшим окружением человека, традиционная для провинциального русского города среда объективно заключает в себе значительные педагогические возможности для духовно-нравственного становления личности. Их актуализация особенно важна для детей школьного возраста, являющегося оптимальным периодом интериоризации социальных и культурных смыслов повседневного мира. Таким образом, сегодня в связи с усложнением процессов социализации личности использование возможностей культурно-образовательной среды в духовно-нравственном воспитании учащихся становится актуальной социально-педагогической задачей» [15].

Культурно-образовательная среда Ярославии характеризуется сочетанием типичных для провинциальных городов России черт с традициями и культурными особенностями, обусловленными древней историей края. Культурно-образовательная среда региона характеризуется богатством и самобытностью духовно-культурного наследия, связанного с жизнью и творчеством выдающихся мыслителей, ученых, общественных и религиозных деятелей, представителей литературы и искусства, а также развитой сетью образовательно-просветительных учреждений, играющих важную социально-педагогическую роль в жизни города.

При проведении литературно-краеведческих мероприятий активно взаимодействуем с современными центрами образовательного краеведения - кафедрой регионоведения и туризма исторического факультета ЯрГУ им. П.Г.Демидова, Ярославским центром регионального литературоведения Института филологии и культуры ЯГПУ им. К.Д.Ушинского.

Продуктивно используем ресурсы музеев, музейных экспозиций, посвященных нашим знаменитым землякам, материалы которых являются мощным средством формирования у детей и молодежи базовых национальных ценностей, составляющих основу личности гражданина России.Доступно для организации занятий информационное пространство региональных сайтов «Ярославский край с древнейших времен до начала XX века» (http://www.yaroslavskiy-kray.com/, рук.д.и.н., профессор Иерусалимский Ю.Ю.), «Деметра/Ярославика» – краеведение в Ярославской области (demetra.yar.ru, поддержка Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова), История и краеведение Ярославля и области (https://yarportal.ru/forum36.html) и др. 1 ноября 2019 года открыто Муниципальное автономное учреждение городского округа город Рыбинск «Туристско-информационный центр», который активно развивает туристическое пространство г. Рыбинска (https://visitrybinsk.ru/).

Ярославской областной Думой принят Закон «О праздниках и памятных датах Ярославской области» (23.12.2014), который в целях развития традиций патриотизма, любви к своему Отечеству, уважения к чести, доблести и мужеству предыдущих поколений установил знаковые личности и события для истории России и Ярославской области. Подпрограмма «Воспитание и развитие молодого гражданина Рыбинска в муниципальной системе образования» (Муниципальная программа «Развитие муниципальной системы образования в городском округе город Рыбинск», принятая постановлением Администрации городского округа г.Рыбинск №2342 от 04.09.2019) позволяет включать в реализацию проектов и программ гражданско-патриотического воспитания всех учащихся СОШ №28 имени А.А.Суркова.

Таким образом, следует признать, что провинция отвечает всем условиям, в которых происходит воспитание, обучение и развитие человека, то есть в полной мере может считаться полноценной образовательной средой.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем важно осознавать, что «именно на регионы, провинциальную культуру направлена нынешняя волна вестернизации. Именно регионы — основная сила России, хранящая «золотой запас» народной духовности, тот «набор» общественных ценностей, который способен в нынешней геополитической ситуации сохранить Россию как общность людей, способную к самоорганизации и самовоспроизводству» [3].

Литературное краеведение, включенное в стратегический план развития региональной культуры, должно составить серьезную альтернативу «вестернизированным» культурным образцам и заполнить возникающие духовные «пустоты» и «пробелы» в духовности. На наш взгляд, именно внеурочная деятельность на материале литературного краеведения может достичь этих стратегических целей:

¾       внеурочная деятельность занимает важнейшее место в образовательной системе современной школы, так как создает условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создает условия для многогранного развития и социализации каждого школьника;

¾       особое место во внеурочной деятельности занимает литературное краеведение как обладающее неисчерпаемым потенциалом для духовно-нравственного, патриотического воспитания обучающихся, предоставляющее возможность организовать проектную и исследовательскую деятельность, что служит главным средством формирования познавательных способностей школьников;

¾       внеурочная деятельность по литературному краеведению предлагает педагогу широчайший спектр активных форм и видов организации деятельности: очные и виртуальные экскурсии, литературные гостиные, конкурсы чтецов, создание проектов, научно-практические конференции, «литературные суды», выставки, квесты;

¾       внеурочная деятельность предполагает наличие у педагога теоретико-методологической базы в системно-деятельностном подходе по проектированию современного внеурочного занятия, владение всеми продуктивными технологиями;

¾       внеурочная деятельность предполагает активное использование педагогом цифровых образовательных ресурсов, причем как готовых, так и разработанных им самим.

¾       возрасла роль регионального (краеведческого) компонента в обучении и воспитании школьников, а значит, внеурочная деятельность, организованная на материале региональной литературы, стала неотъемлемой частью образовательной среды провинции.

Разработанные нами материалы могут быть использованы учителями русского языка и литературы, истории, краеведения, библиотечными работниками и педагогами системы дополнительного образования в качестве проведения внеурочных мероприятий, уроков родной (русской) литературы, библиотечных занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.    Богинь Е. Н. Продуктивные педагогические технологии в процессе освоения учебной дисциплины /Е. Н. Богинь. — Текст: непосредственный //Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 109-110. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4272/(дата обращения: 27.03.2022).

2.    ВишневецкаяГ.В. Научно-исследовательская и проектная деятельность по русскому языку и литературе как способ развития ключевых компетенций учащихся //Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2021. №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost-po-russkomu-yazyku-i-literature-kak-sposob-razvitiya-klyuchevyh-kompetentsiy

3.    Дрондина Н.Г.  Литературное краеведение в процессе воспроизводства культуры в регионе // Регионология. - 2018. - № 3. URL: https://regionsar.ru/ru/node/170(дата обращения: 29.02.2020).

4.  Касаткина Н.С. Проектирование внеурочной деятельности обучающихся (в системе управления); методические рекомендации /Н.С. Касаткина; Южно- Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2021. – 78 с.

5.  Кинчак А.Д., Новикова Е.А., Сычёва Д.Г. Проектирование современного внеурочного занятия с ЭОР //Новые решения в образовании в эпоху перемен: материалы студенческой конференции 25.11.2022. - URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/kinchak-a-d-novikova-e-a-sychyova-d-g-proe/

6. Козина Е.Ф. Начальное естественное и обществоведческое образование в условиях цифровизации// Начальная школа. - 2021. - № 4. С. 19-22.

7.  Лихачёва Т.С. Альтернативные средства повышения естественнонаучной грамотности младших школьников //Инновационные и традиционные технологии естественнонаучного и математического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста /Материалы исследовательских работ преподавателей и студентов педагогического вуза, учителей общеобразовательной школы. – Ульяновск: 2021. С. 47-51.

8.  Николюкин А.Н. Региональная литература //Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: 2001.

9. Профессионально-педагогические понятия. Словарь. / Составители Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк. – Екатеринбург: 2015.

10. Рябининские чтения '95: Материалы международной научной конференции «Рябининские чтения-1995». Сборник научных докладов //Музей-заповедник «Кижи». – Петрозаводск, 1997. С. 12.

11. Селевко Г К. Игровые технологии /Г.К. Селевко //Школьные технологии. - 2006. - N 4.

12. Селевко Г.К. Технологический подход в образовании /Г. К. Селевко //Школьные технологии. - 2004. - №4.

13. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т. 1 /Г. К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.  С. 92.

14. Серебренников, Н.В. Проблемы и перспективы русской провинциальной литературы. – Великий Новгород: 2020. URL: http://edu.novgorod.ru/data/educat/lib/3/7/00037/nvs261002_01

15. Современные педагогические технологии: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям /Автор-составитель: О.И.Мезенцева; под.ред. Е.В. Кузнецовой. /Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. – Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. – 140 с.

16. Строев, К. Ф. Краеведение [Текст] /К. Ф. Строев. – М.: Просвещение, 1967. – 185 с.

17. Технологии внеурочной деятельности учащихся [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Барнаул, 2019. - URL: https://library.altspu.ru/dc/pdf/shatalova4.pdf

15. Харламова М.А. «Педагогические возможности культурно-образовательной среды провинциального города России в духовно-нравственном воспитании учащихся». - URL: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-vozmozhnosti-kulturno-obrazovatelnoi-sredy-provintsialnogo-goroda-rossii-v-d

16. Литературное краеведение как социокультурная практика: вариативные составляющие Рабочей программы воспитания /Составители: Шувалова С.О., Семенова О.Ю., Павлова И.С./Методические рекомендации. – Рыбинск: МУ ДПО «Информационно-образовательный Центр», 2021.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Технологическая карта внеурочного занятия

Тема занятия «Сведет нас к Рыбинску любовь»: образ родного города в лирике Людмилы Михайловны Марасиновой

Форма: занятие общеметодической направленности

Планируемые результаты

личностные:

  •  готовность к участию в гуманитарной деятельности
  • активное участие в жизни родного края
  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека
  • готовность к разнообразной совместной деятельности
  • проявление интереса к изучению истории родного края
  • ценностное отношение к достижениям народа родного края
  • восприимчивость к поэзии как виду искусства
  • осознание важности литературы как средства коммуникации и самовыражения
  • установка на активное решение практических задач

метапредметные:

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам исследования

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления
  • иллюстрировать решаемые учебные задачи  несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать свою точку зрения в устных текстах, проявлять уважительное отношение к собеседнику, публично представлять результаты исследования
  • использовать преимущества групповой работы, принимать цель совместной деятельности, распределять роли, договариваться, планировать совместную деятельность

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

  • ориентироваться в различных подходах принятия решения
  • самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи и корректировать его с учетом получения новых  знаний об изучаемом литературном объекте
  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии
  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению; принимать себя и других, не осуждая

предметные:

  • определять тему и главную мысль
  • владеть теоретико-литературными понятиями
  • выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателя и истории родного края, авторского мировоззрения, проблематики произведения
  • совершенствование умения читать выразительно
  • развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному
  • совершенствовать умение создавать устное высказывание, применять различные виды цитирования

 

Дидактические средства: тексты произведения, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: проектор, фломастеры, шаблоны листочков для групповой работы.

Этап

Виды работы, формы, методы, приемы, виды и формы контроля

Содержание педагогического взаимодействия

 

 

 

Формируемые УУД

 

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

Мотивирование учебной деятельность

 Беседа

 Приветствует учащихся, настраивает на работу, мотивирует к деятельности. Делит класс на группы.

- Кто может стать Почетным жителем Рыбинска?

Приветствуют учителя, настраиваются на деятельность, под руководством учителя организуют группы.

Формулируют ответы на вопросы

Личностные:

·       готовность к участию в гуманитарной деятельности

·       активное участие в жизни родного края

Метапредметные:

·       выявлять и характеризовать существенные признаки объектов

Актуализация знаний

Беседа

Выявляет уровень знаний, определяет

Пробелы в знаниях.

Кого из знаменитых земляков – Почетных жителей города - вы можете назвать?

Демонстрируют уровень знаний

 

 

Формулируют ответ на поставленный вопрос

Личностные:

·       понимание роли различных социальных институтов в жизни человека

·       готовность к разнообразной совместной деятельности

·       проявление интереса к изучению истории родного края

·       ценностное отношение к достижениям народа родного края

Метапредметные:

·       выявлять и характеризовать существенные признаки объектов

·       выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений;

Целеполагание, постановка проблемы

Просмотр фрагмента фильма

Активизирует познавательную активность учащихся, создает проблемную ситуацию. Информирует о том, что Людмила Марасинова также является Почетным жителем города Рыбинска. 

 

Какое значение имел Рыбинск для поэтессы?

Смотрят фрагмент фильма о жизни Людмилы Марасиновой, записывают проблемный вопрос в рабоче листе.

Личностные:

·       установка на активное решение практических задач

Метапредметные:

•     использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании

    ориентироваться в различных подходах принятия решения

Предметные:

    выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателя и истории родного края, авторского мировоззрения, проблематики произведения

Поиск путей решения проблемы

Работа в группах

Предлагает в группах познакомиться с основными фактами биографии, соотнести предложенныйфоторяд с тем или иным этапом биографии поэтессы, сделать соответствующую подпись.

Организует частичный  анализ предложенных стихотворений Марасиновой в соответствии с заранее подготовленными вопросами

 

Приложения 1.1., 1.2, 1.3

Знакомятся с основными фактами биографии поэтессы, соотносят фоторяд с тем или иным этапом биографии поэтессы, делают соответствующие подписи.

Анализируют предложенное стихотворение в заданном направлении.

Личностные: восприимчивость к поэзии как виду искусства

·       осознание важности литературы как средства коммуникации и самовыражения

Метапредметные:

·       использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании

·       выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений;

·       самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов

·       применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев

·       выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления

·       использовать преимущества групповой работы, принимать цель совместной деятельности, распределять роли, договариваться, планировать совместную деятельность

·       ориентироваться в различных подходах принятия решения

·       самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи и корректировать его с учетом получения новых  знаний об изучаемом литературном объекте

Предметные:

•   определять тему и главную мысль

•   владеть теоретико-литературными понятиями

•   выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателя и истории родного края, авторского мировоззрения, проблематики произведения

•   совершенствование умения читать выразительно

•   развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному

•   совершенствовать умение создавать устное высказывание, применять различные виды цитирования

Решение проблемы

Индвидуальные доклады, выразительное чтение, беседа

Организует деятельность по представлению результатов работы группы

 

Представляют итоги работы группы

Личностные: восприимчивость к поэзии как виду искусства

·       осознание важности литературы как средства коммуникации и самовыражения

Метапредметные:

·       самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам исследования

·       эффективно запоминать и систематизировать информацию

·       воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать свою точку зрения в устных текстах, проявлять уважительное отношение к собеседнику, публично представлять результаты исследования

Предметные:

·       определять тему и главную мысль

•   владеть теоретико-литературными понятиями

•   выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателя и истории родного края, авторского мировоззрения, проблематики произведения

•   совершенствование умения читать выразительно

•   развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному

•   совершенствовать умение создавать устное высказывание, применять различные виды цитирования

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Работа в группах

Предлагает создать  ассоциативную  карту «Рыбинск для Л.М. Марасиновой – это…»

Создают ассоциативную карту

·       Личностные:

·        готовность к участию в гуманитарной деятельности

·       активное участие в жизни родного края

Метапредметные:

•   выявлять и характеризовать существенные признаки объектов

•   выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений;

•   самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам исследования

•   иллюстрировать решаемые учебные задачи  несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями

Предметные:

·        совершенствовать умение создавать устное высказывание, применять различные виды цитирования

Систематизация знаний

Индивидуальные доклады, беседа

Организует защиту ассоциативных карт учащихся

Защищают ассоциативные карты

Личностные:

·       осознание важности литературы как средства коммуникации и самовыражения

·        готовность к участию в гуманитарной деятельности

·       активное участие в жизни родного края

Метапредметные:

·       самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам исследования

·       иллюстрировать решаемые учебные задачи  несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями

·       осознанно относиться к другому человеку, его мнению; принимать себя и других, не осуждая

Предметные:

•   владеть теоретико-литературными понятиями

•   выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателя и истории родного края, авторского мировоззрения, проблематики произведения

Рефлексия учебной деятельности

Индивидуальная работа

Организует рефлексию учащихся

Заполняют лист рефлексии

Личностные:

·       проявление интереса к изучению истории родного края

·       ценностное отношение к достижениям народа родного края

Метапредметные:

·       владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

 

 

Материалы к занятию

Приложение 1.1

Краткая биографическая справка

Родилась Людмила Михайловна Марасинова 10 октября 1936 года в семье военнослужащего. В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, семья будущей поэтессы переехала в Уфу, куда, кстати, был эвакуирован и рыбинский моторостроительный завод (ныне НПО «Сатурн»).

После окончания войны семья вернулась в Рыбинск, Людмила Михайловна закончила школу № 2, прчем с золотой медалью. Высшее образование девушка получила в историческом факультете Московского Государственного университета. В 1966 году Людмила Михайловна защитила кандидатскую диссертацию по теме «Новые псковские грамоты XIV—XV веков», в которой открыла новые источники по истории Пскова. Открытие ею до той поры неизвестных псковских грамот стало сенсацией и примером для поисков и изучения новых документов эпохи. Она неоднократно посещала Псков: работала в Псковском музее и ГАПО, выезжала к местам, упомянутым в открытых ею документах, участвовала в археологических раскопках в Пскове в 1967 и 1969.

В 1966 году Людмила Михайловна вернулась в Рыбинск, где начала работать в Рыбинском авиационном институте, преподавая историю КПСС. Здесь она стала серьёзно заниматься историей и культурой родного края и среди коллег и студентов нашла большое число сподвижников. Сохранение, изучение, возрождение, приумножение природно-культурного наследия стало приоритетом её научных интересов. Проекты и программы Марасиновой порой поражали своей глобальностью, но при этом они всегда были привязаны к Рыбинскому краю.

С 1977 по 1984 год Марасинова возглавляла Рыбинское городское отделение ВООПИиК (всероссийского общества охраны памятников истории и культуры) и приложила много усилий по сохранению и популяризации памятников Рыбинска. По её инициативе был восстановлен Костёл Святейшего Сердца Иисуса в Рыбинске — уникальный памятник архитектуры на Верхней Волге. Именно переживание за сохренение культурного наследия родного края легли в основу самых знаменитых текстов: «Собор», «Забытые храмы», «Рыбинск».

Особо волновал Людмилу Михайловну вопрос образования подрастающихрыбинцев. Именно она стояла у истоков центра дополнительного образования школьников  «Молодые таланты», созданного в 1991 году с целью реализации программы «Выявления, развития и социальной поддержки талантливой молодежи».

Скончалась Людмила Михайловна 23 июня 2001 года. Похоронена на кладбище при церкви Покрова Богородицы близ Рыбинска.

Ныне рыбинская гимназия № 8 носит имя Людмилы Михайловны Марасиновой.

Приложение 1.2

Формат методической разработки не позволяет представить полноценный фоторяд в нужном разрешении. Перечислим те объекты, которые изображены на фото:

    1. Фотоколлаж  1 НПО «Сатурн» и указатель «Уфа»
    2. Фото 2 Лицей № 2 г. Рыбинска
    3. Фото 3 Псковский музей-заповедник
    4. Фото 4 Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева
    5. Фото 5 Костел
    6. Фото 6 Учреждение дополнительного образования «Молодые таланты»
    7. Фото 7 Рыбинская гимназия № 8

 

Приложение 1.3

Задание группы 1

Познакомьтесь со стихотворением «Собор» и подготовьте ответы на следующие вопросы:

ü  С помощью каких средств создается образ собора в тексте?

ü  Каким пафосом проникнуто стихотворение?

ü  В каких еще литературных произведениях нам встречался образ собора, церкви? В чем их можно сопоставить с произведением Л.М. Марасиновой?

Подготовьте выразительное чтение стихотворение (1 представитель от группы)

Задание группы 2

Познакомьтесь со стихотворением «Забытые храмы» и подготовьте ответы на следующие вопросы:

Какова идея стихотворения?

При помощи каких художественных средств удается поэту передать эту идею?

В каких еще литературных произведениях звучит мотив разрушения, запустения? В чем их можно сопоставить с произведением Л.М. Марасиновой?

Задание группы 3

Познакомьтесь со стихотворением «Рыбинск» и подготовьте ответы на следующие вопросы:

ü  Какое значение имеют эпитеты в создании образа Рыбинска?

ü  Как соотносятся в тексте прошлое и настоящее города?

ü  В каких еще литературных произведениях нам встречался образ города? В чем их можно сопоставить с произведением Л.М. Марасиновой?

Подготовьте выразительное чтение стихотворение (1 представитель от группы)

Приложение 1.4

Лист рефлексии

Больше всего меня удивило __________________

___________________________________________

Я обязательно постараюсь запомнить _________

___________________________________________

_ __________________________________________

Мне пришлось задуматься о ______________

_______________________________________

Мне осталось непонятным __________________

_________________________________________

_________________________________________

 

Приложение 1.5

Вопросы для анализа внеурочного мероприятия в логике системно-деятельностного подхода

[Вашукова И.С., Горячкова С.А. Внеурочная деятельность при реализации ФГОС ОО: оценка эффективности. -.Архангельск, изд-во АО ИОО.- 2014.]

Аспект анализа

Примерные вопросы для анализа

Цели деятельности и планирование

деятельности

Как преподнесена тема занятия? Кто формулирует цели деятельности на занятии? Какое участие обучающиеся приняли в постановке целей занятия? Кто составляет план работы? Как осуществлялось планирование деятельности

(индивидуально, в группе, всем классом)?

Содержание деятельности

Зависит ли содержание деятельности от результатов деятельности на предыдущем занятии и интересов детей?

Есть ли возможность придумать и реализовать творческие идеи? 

Есть ли свобода в выборе заданий, методов выполнения заданий?

Были ли предложены задания творческого характера? Содействует ли содержание деятельности решению задач воспитания и социализации школьников?

Деятельность обучающихся на занятии

Как обучающиеся определяют результаты своей деятельности?

Какую работу школьники выполняют самостоятельно?

Умеют ли самостоятельно работать, выполняя поставленные задачи?

Высказывают ли обучающиеся свое мнение? По какому поводу?

Могут ли обучающиеся отстаивать свою позицию аргументированно?

Работают ли с различными источниками информации?

Как «добывали» недостающую информацию?

Какие ресурсы образовательной среды школы и других организаций использовались школьниками?

Деятельность педагога на занятии

Как педагог реализует индивидуальный подход? В каких формах была организована деятельность обучающихся?

Какие методы обучения использует педагог? Как педагог стимулировал деятельность детей?

Как обучающиеся вовлекались в совместную работу на занятии?

Была ли опора при отборе содержания деятельности на опыт детей?

Приходилось ли менять «сценарий» занятия в процессе его проведения?

Использовались ли педагогом современные технологии, методы и приемы?

(Какие технологии, методики используются для реализации педагогических задач?)

Каким образом (формы, методы, приемы) педагог активизировал деятельность обучающихся?

Какие приемы обратной связи используются педагогом в ходе занятия?

Как стимулируются сотрудничество обучающихся? Сохраняется ли позитивный настрой обучающихся и педагога на протяжении всего занятия? Как разрешались сложные и конфликтные ситуации?

Результаты деятельности

Добились ли запланированных результатов? Если «да», то каким образом? Если «нет», то почему?

Каким образом оценивалось достижение заявленных целей? Удовлетворены ли обучающиеся организацией и содержанием деятельности на занятии? Считают ли дети занятие полезным?

Оценка, контроль

Как (в какой форме и с помощью каких приемов) осуществляется контроль за деятельностью?

В какой форме были проверены промежуточные и итоговые результаты?

Кто и как оценивает деятельность обучающихся?

Осуществлялась ли самооценка и самоконтроль на занятии?

Приложение 2

 

Карта контроля качества проведения внеурочного занятия

Педагог: ФИО

Дата занятия:

Возраст обучающихся, класс:

Наименование курса внеурочной деятельности:

Тема занятия:

Форма занятия:

Цель контроля, основание:

Критерии

Баллы

1

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

 

1.1

Цель урока формулирует совместно с учениками (использует проблемный метод, смысловую догадку, метод ассоциаций, иное)

ФГОС-2021

 

1.2

Цель урока возможно продиагностировать и достичь

 

1.3

Цель урока формулирует четко и доступно для понимания учеников

ФГОС-2021

 

1.4

Цель занятия формулирует в соответствии с планируемыми результатами освоения курса или темы

 

1.5

Поставленные задачи соответствуют достижению цели, являются необходимыми и достаточными

ФГОС-2021

 

 

Максимальный балл – 15.  Итого баллов по разделу

 

2

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ

 

2.1

Создает эмоциональный настрой для работы

 

2.2

Мотивацию выделил в отдельный этап занятия, который предваряет занятие

 

2.3

Проводит мотивацию на каждом этапе занятия

 

2.4

Применяет различные способы формирования мотивации (от мотивации через подготовку к олимпиаде или конкурсу до практической значимости темы с приведением примеров)

 

2.5

Предлагает материал, который актуализирует жизненный опыт учеников

 

2.6

Ученики мотивированы, проявляют инициативу

 

 

Максимальный балл – 18.  Итого баллов по разделу

 

3

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ

 

3.1

Форма проведения занятия отличается от урочной

 

3.2

Организует активное и самостоятельное участие школьников в практической деятельности

 

3.3

Включает элементы проектной и учебно-исследовательской деятельности

 

 

Максимальный балл – 9.  Итого баллов по разделу

 

4

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ

 

4.1

Связывает занятие с урочной деятельностью ФГОС-2021

 

4.2

Включает задания на формирование, развитие или совершенствование универсальных учебных действий  ФГОС-2021

 

4.3

Сочетает индивидуальную, парную, групповую и коллективную работу ФГОС-2021

 

4.4

Включает элементы дискуссии, командной работы, совместного принятия решения  ФГОС-2021

 

4.5

Вовлекает учеников в коммуникацию и кооперацию ФГОС-2021

 

4.6

Организует деятельность по самостоятельному получению знаний учениками  ФГОС-2021

 

4.7

Организует проектную или учебно-исследовательскую деятельность школьников  ФГОС-2021

 

4.8

Задания предусматривают учет индивидуальных особенностей и интересов учеников, дифференциацию и индивидуализацию обучения, в том числе возможность выбора темпа, уровня сложности, способов деятельности ФГОС-2021

 

4.9

Использует задания на формирование функциональной грамотности ФГОС-2021

 

4.10

Виды деятельности, которые включил в занятие, являются необходимыми и достаточными, чтобы достичь цели занятия

 

4.11

Подбирает виды деятельности с учетом возрастных и индивидуальных психологических особенностей школьников

 

 

Максимальный балл – 33.  Итого баллов по разделу

 

5

ИНФОРМАЦИОННОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

5.1

Предусмотрел использование интерактивных технологий

 

5.2

Наглядность, которую использует, функциональна (использует для решения определенной учебной задачи). Средства обучения использует целесообразно, учитывает специфику программы и возраст школьников

 

5.3

Предусмотрел использование материалов разных форматов (тексты, таблицы, схемы, графики, видео, аудио)

ФГОС-2021

 

5.4

Предусмотрел использование электронных или цифровых образовательных ресурсов

ФГОС-2021

 

5.5

Соблюдает санитарно-гигиенические требования к образовательной деятельности (освещению, температурному и воздушному режиму, технике безопасности, при необходимости провел инструктаж по технике безопасности при работе с компьютерной техникой)

 

 

Максимальный балл –15.  Итого баллов по разделу

 

6

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЗАНЯТИЯ

 

6.1

Вовлекает школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая позволяет им самореализоваться, приобрести социально значимые знания, развить важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах

 

6.2

Формирует традиции, которые задают ученикам социально значимые формы поведения

 

6.3

Поддерживает учеников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций

 

6.4

Включает элементы самоуправления

 

6.5

Включает информацию о государственной и муниципальной символике, традициях

 

 

Максимальный балл –15.  Итого баллов по разделу

 

7

ОЦЕНКА И РЕФЛЕКСИЯ

 

7.1

Обсуждает с учениками критерии оценки деятельности

 

7.2

Организует рефлексию с учетом возрастных особенностей школьников (оценка новизны, сложности, полезности выполненных заданий, уровня достижения цели занятия, степени выполнения поставленных задач, полученного результата и деятельности, взаимодействия, иное)

 

7.3

Организует взаимооценку и самооценку

 

 

Максимальный балл –9.  Итого баллов по разделу

 

 

Всего баллов (максимум – 114 )

 

Обработка и оценивание результатов:

Эксперт во время анализа занятия складывает все баллы. Сумму баллов сравнивает с ключом :

До 51 % - занятие педагог провел без должного учета требования ФГОС, низкие развивающие эффекты занятия.

До 75 % - занятие в основном соответствует требованиям ФГОС, но необходимо расширить подходы к организации внеурочного занятия.

До 90 -95% - занятие педагог провел на высоком профессиональном уровне, реализован системно-деятельностный подход, занятие в полной мере соответствует требованиям ФГОС.

 

Справочник «Заместитель директора»- 2022.-№12. https://e.zamdirobr.ru/1000202?ysclid=lfyku8585m970137673

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1]Литературное краеведение как социокультурная практика: вариативные составляющие Рабочей программы воспитания /Составители: Шувалова С.О., Семенова О.Ю., Павлова И.С./Методические рекомендации. – Рыбинск: МУ ДПО «Информационно-образовательный Центр», 2021.

Проектирование современного внеурочного занятия на материале региональной литературы учитель русского языка и литературы

Проектирование современного внеурочного занятия на материале региональной литературы учитель русского языка и литературы

СОДЕРЖАНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ 3

СОДЕРЖАНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ 3

В процессе краеведческой работы родной край выступает как объект познания и источник гражданско-патриотического воспитания, нравственного обогащения, целенаправленного вовлечения обучающихся в различные сферы поискового, исследовательского характера,…

В процессе краеведческой работы родной край выступает как объект познания и источник гражданско-патриотического воспитания, нравственного обогащения, целенаправленного вовлечения обучающихся в различные сферы поискового, исследовательского характера,…

ГЛАВА I. ТЕНДЕНЦИИ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ

ГЛАВА I. ТЕНДЕНЦИИ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ

Кроме этого, литература воспроизводит и сам портрет народа

Кроме этого, литература воспроизводит и сам портрет народа

Литературной карты г.Рыбинска, которая в настоящее время активно используется учителями в рамках предмета «Родная литература (русская)» https://sites

Литературной карты г.Рыбинска, которая в настоящее время активно используется учителями в рамках предмета «Родная литература (русская)» https://sites

Значение литературного краеведения для формирования познавательных способностей школьников

Значение литературного краеведения для формирования познавательных способностей школьников

Процесс проектирование внеурочного занятия включает в себя следующие этапы: - определение целей, задач занятия, его места в учебном курсе; - выбор значимого содержания, соответствующего возрасту…

Процесс проектирование внеурочного занятия включает в себя следующие этапы: - определение целей, задач занятия, его места в учебном курсе; - выбор значимого содержания, соответствующего возрасту…

В Приложении 1 представлена технологическая карта внеурочного занятия «Сведет нас к

В Приложении 1 представлена технологическая карта внеурочного занятия «Сведет нас к

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся на предметах филологического цикла

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся на предметах филологического цикла

Схема 4 В практике работы ЦОР используем как инструмент для индивидуального и группового изучения материала

Схема 4 В практике работы ЦОР используем как инструмент для индивидуального и группового изучения материала

Таким образом, сегодня в связи с усложнением процессов социализации личности использование возможностей культурно-образовательной среды в духовно-нравственном воспитании учащихся становится актуальной социально-педагогической задачей» [15]

Таким образом, сегодня в связи с усложнением процессов социализации личности использование возможностей культурно-образовательной среды в духовно-нравственном воспитании учащихся становится актуальной социально-педагогической задачей» [15]

Разработанные нами материалы могут быть использованы учителями русского языка и литературы, истории, краеведения, библиотечными работниками и педагогами системы дополнительного образования в качестве проведения внеурочных мероприятий,…

Разработанные нами материалы могут быть использованы учителями русского языка и литературы, истории, краеведения, библиотечными работниками и педагогами системы дополнительного образования в качестве проведения внеурочных мероприятий,…

Челябинск: Южно-Уральский научный центр

Челябинск: Южно-Уральский научный центр

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Технологическая карта внеурочного занятия

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Технологическая карта внеурочного занятия

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями ориентироваться в различных подходах принятия решения самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи и корректировать его с учетом получения новых знаний…

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями ориентироваться в различных подходах принятия решения самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи и корректировать его с учетом получения новых знаний…

Актуализация знаний БеседаВыявляет уровень знаний, определяет

Актуализация знаний БеседаВыявляет уровень знаний, определяет

Марасиновой в соответствии с заранее подготовленными вопросами

Марасиновой в соответствии с заранее подготовленными вопросами

Организует деятельность по представлению результатов работы группы

Организует деятельность по представлению результатов работы группы

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Материалы к занятию Приложение 1

Материалы к занятию Приложение 1

Приложение 1.3 Задание группы 1

Приложение 1.3 Задание группы 1

Аспект анализа Примерные вопросы для анализа

Аспект анализа Примерные вопросы для анализа

Приложение 2 Карта контроля качества проведения внеурочного занятия

Приложение 2 Карта контроля качества проведения внеурочного занятия

Включает элементы проектной и учебно-исследовательской деятельности

Включает элементы проектной и учебно-исследовательской деятельности

Поддерживает учеников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций 6

Поддерживает учеников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2023