Русские красавицы. Конспект занятия по декоративному рисованию для детей старшего дошкольного возраста.
Оценка 4.9

Русские красавицы. Конспект занятия по декоративному рисованию для детей старшего дошкольного возраста.

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +1
docx
изобразительное искусство
Детсад—6 кл
04.04.2023
Русские красавицы. Конспект занятия по декоративному рисованию для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) для детей старшего дошкольного возраста с использованием основных элементов декоративных росписей: гжельской, филимоновской, дымковской, каргопольской.
ХОХЛОВА Юлия Ивановна конспект занятия.docx

                                                                        Хохлова Юлия Ивановна

                                                                        Старший воспитатель

                                                                                  Муниципальное бюджнтное

 дошкольное

                                                                                  образовательное учреждение

                                                                                 «Ясли-сад № 46 г. Донецка»

 

 

 

«РУССКИЕ  КРАСАВИЦЫ»

(конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) для детей старшего дошкольного возраста)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:         «Русские красавицы»

Цель: Закрепление знаний детей о декоративных росписях русских умельцев: дымковской, филимоновской, гжельской и каргопольской.

Задачи: - Продолжать знакомить детей с особенностями декоративного рисования, с народным орнаментом, колоритом и основными элементами декоративных росписей; Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы.

                 - Закрепить  приемы рисования кистью (рисование кончиком кисти, точек, волнистых и прямых тонких и широких линий, прием примакивания, рисование травки, завитки, спирали, круги);

                 - Совершенствовать  навыки рисования элементов декоративных росписей: гжель – сеточка, цветы, капельки, завитки; каргопольская  - ровные прямые линии, круги, ромбы, квадраты, зеркальное расположение фигур; дымковская – колечки, точки, клетка; филимоновская – елочка, круги, овалы, яркие ровные линии – полоски.

                 - Закрепить умения рисовать декоративные узоры с помощью прямых и пересекающихся линий, ритмического сочетания точек, мазков, геометрических фигур, растительных узоров, других элементов декоративной росписи.

             - Развивать  художественно - эстетический вкус,  фантазию, воображение, речь и память;

             - Воспитывать патриотические чувства через развитие интереса к декоративно-прикладному искусству,  к истории русского народа.

Оборудование и материалМузыкальный плеер,  флэш-носитель  с записями музыкальных произведений в стиле русских народных обрядовых песен. Звуковое письмо, картинки «Девиц-Красавиц» в костюмах по мотивам декоративных росписей.  Карточки  с изображением элементов декоративных росписей, фланелеграф, доска, карточки-картинки к дидактической игре «Разложи конфетки».  Гуашь, подставки для кистей, кисти разного номера, заготовки «тарелочек» для росписей.  Салфетки, вода, грифельный карандаш, ластик.

Предварительная  работа:  Знакомство с декоративно-прикладным искусством народных умельцев России, видами и элементами декоративных росписей «Гжель», «Филимоновская», «Каргопольская», «Дымковская». Изучение цветовой гаммы и техники рисования каждой из росписей, нахождение сходства и отличий в рисовании народных орнаментов по мотивам росписей. Отработка технических навыков рисования элементов росписей.

Предполагаемый результат: Повышение эмоциональной отзывчивости, заинтересованности детей творческим процессом, усиление познавательной активности. Закрепление навыка игры на простых шумовых музыкальных инструментах на доступном детям уровне.

Ход занятия.

1.     Организационный момент.  Вступительная часть.

Воспитатель звенит колокольчиком.

Колокольчик озорной,

всех ребят в кружок построй.               Дети делают круг,

В круг мы быстро соберемся              выполняют движения по тексту

И  друг другу улыбнемся.

Пусть всем будет хорошо,               проговаривают  слова последних строчек.

Будет радостно, тепло!

Воспитатель:

- Ребята, мне сегодня утром на мой телефон пришло голосовое письмо. Я  думаю, что вам тоже будет интересно его послушать и мы вместе решим, что делать дальше.  (Дети слушают голосовое послание)

- Да, у  нас с вами сегодня необычное занятие, как же нам помочь русским красавицам? Может быть, надо их пригласить к нам?   (Ответы детей)

2. Основная часть.

Под народную мелодию в группе появляются русские красавицы в костюмах с элементами гжельской, каргопольской, филимоновской и дымковской  росписей.

- Здравствуйте, ребята! Мы пришли к вам издалека, и путь - дорога к вам была нелегка. Мы живем все в разных местах, очень далеко от вашего города. Попробуйте  узнать, откуда мы к   вам прибыли?  А, чтобы быстро отгадать, хотим загадки загадать.

Здесь рисуют девицы

Белые картинки,

Голубой узор на них,

Словно паутинка.

Эти синие цветы

Мы в узоры заплели.

Синих красок карусель

Называют всюду …( Ответы детей  - Гжель!)

Воспитатель:

- Посмотрите на сарафан первой красавицы. Элементы какой росписи изображены на нем?  Какие элементы гжельской росписи вы еще знаете?  (капельки, завитки, листики, точки, сеточка, розы и т.д.).   

-  Молодцы! Все правильно назвали.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Угадай роспись» под русскую народную  песню «Ах, ты, зимушка-зима». Показывает таблицу с элементами Гжельской росписи.

- Вам из большого количества элементов разных видов декоративных росписей нужно выбрать только Гжельскую  роспись.

Дети выбирают из множества изображений картинки с Гжельской росписью.

Воспитатель:

- Попробуйте отгадать, откуда прибыла следующая красавица?

Вот у мастериц в руках

Чудо-козлик! Просто, ах!

Мастерица краски брала

Везде полоски рисовала.

Полоски красные, зеленые,

   На ножках веточки сосновые.

Козлик полосатенький,

Очень привлекательный. (Ответы детей  -  Филимоновкие игрушки)

Воспитатель:

- Все правильно,  филимоновские игрушки очень яркие, красивые и у них свои особенности в росписи.  Какие? (елочки, полоски, круги, точки, треугольники)

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Угадай роспись» под русскую народную  песню «Калинка» и показывает таблицу с элементами Филимоновской росписи.

- Вам из большого количества элементов разных видов декоративных росписей нужно выбрать только Филимоновскую роспись.

Дети выбирают из множества изображений картинки с Филимоновской росписью.

Воспитатель:

- Ребята, у нас в гостях еще одна красавица. Откуда же она? Угадаем?

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

Ну, что отгадали, ребята,

Скажите, откуда же  я?  (Ответы детей - Дымково)

- А какие элементы дымковской росписи мы знаем? (полоски, круги разного размера, точки, клетка)

- Молодцы!

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Угадай роспись» под русскую народную  песню «Заклички весны» и показывает таблицу с элементами Дымковской  росписи.

- Вам из большого количества элементов разных видов декоративных росписей нужно выбрать только Дымковскую роспись.

Дети выбирают из множества изображений картинки с Дымковской росписью.

Воспитатель:

- Вот и осталось нам отгадать место жительства последней барышни. Справимся?

Этими игрушками

Никто не налюбуется.

И в Париже, и в Нью-Йорке

Наш Палкан красуется.

Бережёт их  Берегиня,

Охраняет Конь-Полкан –

Самый сильный и поныне

Справедливый великан,

Ну, а если надо очень

Чтобы в жизни повезло –

Конь двуглавый днём и ночью

Различит добро и зло. (Ответы детей - Каргопольские игрушки)

- Какие элементы Каргопольской росписи вы знаете? Какие цвета используют Каргопольские мастера?    (полоски, ромбы, точки, овалы, треугольники, цвета приглушенные, не очень яркие)

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Угадай роспись» под русскую народную  песню «Осенины» и показывает таблицу с элементами Каргопольской  росписи.

- Вам из большого количества элементов разных видов декоративных росписей нужно выбрать только Каргопольскую роспись.

Дети выбирают из множества изображений картинки с Каргопольской росписью.

Воспитатель:

- Ребята, скажите, сколько красных девиц к нам пришли в гости? (четверо)

- А сколько у нас времен года? (четыре)

- Как вы думаете, на какое время года похож наряд девицы из Гжели? А почему? (зима)

Ответы детей: используются холодные тона цветовой гаммы: синий, голубой, белый – это краски Зимы

- Все верно.  А на какое время года похож наряд красавицы из Дымково? Почему вы так считаете?   (весна, потому, что присутствует теплая палитра цвета.  Элементы Дымковской росписи колечки и листочки похожи на весеннее солнышко, первые цветочки, проталинки)

- Я согласна с вами.  А наряд девицы из Филимоново? (Лето)

- Почему? (потому, что яркий, желтый, красочный как красивые цветочки, ягодки. И краски насыщенные, яркие, разноцветные: желтые, малиновые. красные, зеленые, синие и др.)

- Осталось нам сравнить наряд красавицы  из Каргополя? С каким временем года он ассоциируется? Почему?    (Осень,  потому, что цветовая гамма наряда девушки,  ближе к осенним краскам: коричневый, оранжевый, красный, темно-зеленый, немного желтого и т.д.)

3. Физминутка.  Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель:

- Ребята, а вы помните, под какие мелодии приходили, по очереди, наши красавицы? И костюмы, и музыка девиц соответствуют каждому времени года. Давайте разомнемся и потанцуем вместе с нашими красавицами.

Дети выполняют танцевальные движения под разную народную музыку

Воспитатель:

- Ребята, о чем это шепчутся наши гостьи? Что случилось? Они так с нами плясали, и руками махали, что выронили свои вазочки с угощением. Конфетки все рассыпались и перемешались, а вазочки разбились на мелкие осколки. Во что теперь складывать  нашим барышням свои конфетки? Что им можно предложить?

(дать кукольную посуду из группы, вылепить тарелочки из пластилина, нарисовать самим тарелочки)

- Поможем им нарисовать красивые тарелочки?

Воспитатель:

- Перед началом работы, мы, как всегда, разомнем наши пальчики. Какое у нас с вами  настроение, веселое? Вспомним пальчиковую гимнастику про  нашего веселого человечка? 

Я – веселый человечек,

Я гуляю и пою.

Я – веселый человечек,       Указательные и средние пальчики обеих рук

                                              «шагают» по столу.

Очень я играть люблю.

Разотру ладошки сильно,                   Растирают ладони.      

Каждый пальчик покручу,                 Охватывают каждый палец у основания и

 Поздороваюсь с ним сильно        вращательными движениями поднимаются

И вытягивать начну.                     до ногтевой фаланги.                                                 

Руки я затем помою,                       Потирают ладони                              

Пальчик к пальчику сложу,           Складывают пальцы в замок

На замочек их закрою

И тепло поберегу.                                 

4. Практическая часть.

Воспитатель предлагает детям расписать шаблоны -  тарелочки по самостоятельному выбору детей из четырех декоративных росписей для гостей, чтобы потом в них сложить конфеты.

Воспитатель напоминает, что  в работе можно использовать элементы четырех названных декоративных росписей, представленных в таблицах на доске. Напоминает правила работы при рисовании гуашью, пользования кистями, размещения орнамента на тарелочках.

В процессе работы, по мере необходимости, воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.

Дети, используя таблицы с элементами четырех названных декоративных росписей,  самостоятельно выполняют практическую работу под  музыкальное  сопровождение  произведения П.И. Чайковский «Времена года»

5. Заключительная часть.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, какие замечательные получились у вас тарелочки для наших гостей!

- Давайте попробуем определить, кто из вас   какие элементы декоративных росписей использовал?

-Сколько у нас получилось тарелочек  Каргопольской росписи?  Какие элементы использовали Ваня и Даша?

 -А Гжельской? Какие элементы использовали Рита? Максим? Кирилл?

- Кто нарисовал тарелочки Дымковской росписи? Какие тут были использованы элементы Егором, Никитой и Софией?

- У кого тарелочки с элементами Филимоновской росписи? Какими элементами росписи воспользовались Милана, Ричард, Святослав и  Арина?

- Все ли у нас получилось? Что не соответствует в наших рисунках? Почему?

Дети называют виды декоративных росписей и выделяют элементы каждой из них, использованных в рисунках.

Воспитатель обращает внимание на качество выполнения работ, на эстетическую составляющую, использование цветосочетания и расположение орнамента, чистоту и аккуратностность в работах детей.

- Ребята, мы с вами помогли нашим гостьям, потому, что наша группа – это очень дружные и отзывчивые ребята!  И наши девицы-красавицы тоже хотят вас угостить. Когда наши тарелочки высохнут, мы сможем в них разложить конфетки и узнать, кто из них какие сладости нам принес.

Спасибо скажем мы не раз

Всему живому вокруг нас:

Как хорошо на свете жить,

Как хорошо уметь дружить!

Воспитатель организует работу дежурных по уборке рабочих мест. Дети выполняют  гигиенические процедуры после занятия по рисованию.

       Дидактическая игра

       «Разложи конфетки»   


 

Хохлова Юлия Ивановна

Хохлова Юлия Ивановна

Тема: «Русские красавицы»

Тема: «Русские красавицы»

Предполагаемый результат : Повышение эмоциональной отзывчивости, заинтересованности детей творческим процессом, усиление познавательной активности

Предполагаемый результат : Повышение эмоциональной отзывчивости, заинтересованности детей творческим процессом, усиление познавательной активности

Синих красок карусель Называют всюду …(

Синих красок карусель Называют всюду …(

Дети выбирают из множества изображений картинки с

Дети выбирают из множества изображений картинки с

Бережёт их Берегиня, Охраняет

Бережёт их Берегиня, Охраняет

Осталось нам сравнить наряд красавицы из

Осталось нам сравнить наряд красавицы из

Пальчик к пальчику сложу,

Пальчик к пальчику сложу,

Ребята, мы с вами помогли нашим гостьям, потому, что наша группа – это очень дружные и отзывчивые ребята!

Ребята, мы с вами помогли нашим гостьям, потому, что наша группа – это очень дружные и отзывчивые ребята!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2023