23.03.22. РМО (Мастер- класс по лоскутной технике с учителями ИЗО Катав – Ивановского муниципального района)
Соловьева В. Е. – учитель ИЗО, ОРКСЭ
МОУ« СОШ№2 г. Юрюзань», Челябинская область
Урок изобразительного искусства. 5 класс
Тема урока: «Ты сам мастер». Сувенир «Птичка весенняя».
Цель: Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения обучающихся к православным традициям, через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности на уроках изобразительного искусства.
7 апреля – Благовещение (православный праздник)
Ход урока
1. Оргмомент. Приветствие, проверка готовности к занятию. Оборудование: нитки простые, два лоскута х/б ткани (16Х16см), ножницы, вата, тонкая веточка лозы или деревянная шпажка. 2. Введение в тему урока. Объяснение темы урока.
Учитель: Благовещение пришло, Радость людям принесло. Пусть же повезет и вам! По поступкам и делам.
Пусть за все Господь воздаст,
И удачи море даст,
Пусть любовь и счастье будет, Чтобы радовались люди.
На Руси Благовещение зачастую совпадало с началом работы на земле, поэтому его воспринимали как начало весны, момент окончательного ухода холодов. Подобный символизм способствовал зарождению обрядов и верований, связанных с плодородием, отметил портал wordyou.ru. Считалось, что до этой даты ничего нельзя высаживать и сеять, так как земля еще спит. Благовещение — это значит «благая весть» (хорошая новость). Благовещение — один из великих церковных праздников. Он отмечается во всём христианском мире начиная с IV века. В западных странах его празднуют 25 марта, а русская православная церковь отмечает его 7 апреля. Это в православии, непереходящий праздник, поэтому он отмечается всегда в один и тот же день. Посмотрим на иллюстрацию картины и объясним ее смысл. Что же это за весть и кто кому сообщил её? Почему все верующие христиане отмечают это событие в течение многих веков? Чтобы узнать об этом, надо немного познакомиться с историей жизни святой Девы Марии, матери Иисуса Христа, потому что этот праздник связан с её именем. Предание рассказывает, что Мария рано осиротела и воспитывалась при Иерусалимском храме. А когда ей исполнилось 13 лет, то по обычаю её должны были выдать замуж. Но Мария не хотела выходить замуж, потому что дала обещание посвятить свою жизнь Богу. Тогда её взял в свой дом её дальний родственник, плотник Иосиф, который жил в маленьком городке - Назарете, к северу от Иерусалима. Мария жила в его доме, помогала ему по хозяйству.
Но вот однажды в Назарете произошло необычное событие. Когда Мария находилась в доме одна, перед ней неожиданно предстал ангел («ангел» - переводится с греческого как «вестник»). В христианском учении ангелам отводится особая роль. Они или предупреждают людей о каком-либо бедствии, или, наоборот, стремятся подготовить их к радостному событию. Так вот и перед Марией предстал ангел, архангел Гавриил (архангел — это старший ангел), посланник Бога. Он сообщил деве Марии радостную весть о том, что у нее будет сын, и она назовёт его Иисусом. И он будет сыном Бога. Мария поверила ему, и, действительно, у неё родился сын, и она дала ему имя - Иисус Христос.
Явился ангел и к Иосифу. Ему он тоже сказал о рождении сына у Марии и просил не покидать Марию, а заботиться о ней и её сыне.
Вот эта «благая весть», или Благовещение, отмечается уже много веков как большой христианский праздник. Обычно он приходится на период Великого поста, но отмечается радостно и торжественно, поскольку архангел Гавриил принёс благую весть о рождении Христа.
В этот день говорят, что «птица гнезда не вьёт, девица косы не плетёт». В этот день, на Руси, нельзя было работать — любая работа вредна. Запрещалось даже подметать пол в доме и особенно выбрасывать мусор.
На Руси Благовещение зачастую совпадало с началом работы на земле, поэтому его воспринимали как начало весны, момент окончательного ухода холодов. На Руси в этот день на сутки останавливались все сельскохозяйственные работы. Праздник тогда назывался Днем покоя. После праздника начинался цикл сельскохозяйственных работ.
Подобный символизм способствовал зарождению обрядов и верований, связанных с плодородием. Считалось, что до этой даты ничего нельзя высаживать и сеять, так как земля еще спит. Для повышения и сохранности урожая в этот день предками выполнялись следующие обряды: В печи сжигали дрова и полученную золу смешивали с освященной в церкви солью. Полученную смесь разбрасывали по углам поля или огорода. Она была призвана защитить участок владельца от недоброго глаза, уберечь посадки от града и вреда, наносимого людьми. У предков имелись и ритуалы на исполнение желаний, проводить которые надлежало в благовещенские дни. К таковым действиям относится: Символическое выпускание птиц на волю. Затем праздник и ритуал были утрачены. Но в 1995 году церковь возобновила этот обряд в государственном масштабе. На Благовещение и поныне существует обычай выпускать на волю птиц, особенно белых голубей. Но если сейчас это красивая церемония, то в былые времена этот ритуал имел практическое значение. Тогда считалось, что таким образом можно избавиться от бед и неудач и обрести благополучие. Для этого требовалось накануне или утром приобрести на рынке птицу и рассказать ей о своих проблемах и просьбах, которые адресовались Богу. В старину девушки выходили с клетками на Красную Горку и отворяли дверцы , давая свободу птицам. По преданию птицы донесут весть о содеянных вами добрых делах до ангелов- хранителей, которые потом вознаградят и облагодетельствуют вас. Затем и во время службы их выпускали. Считалось, что птица полетит прямо к Господу, так как в такой великий праздник открываются небеса. Дома крестьянки обычно делали птичек из теста или остатков лоскутов от старой одежды. Сегодня мы как старые мастера изготовим с вами из лоскутов сувенир «Птичка весенняя».
3. Практическая работа обучающихся (совместно с педагогом) по изготовлению сувенира «Птичка весенняя».
Этапы работы по изготовлению весенней птички (из лоскутов).
1-й этап. Разложить на столе всё необходимое для работы: нитки простые, два лоскута х/б ткани (16Х16см), ножницы, вату, тонкая веточка лозы или деревянная шпажка. 2-й этап. Работаем с первым лоскутом ткани. Из него (с середины), работая пальчиками и ваткой, выполняем клювик птички, в виде тугого маленького шарика и делаем перемотку ниткой, и завязываем на три узелка. 3-й этап. Дальше формируем головку птички (ватка и шарик побольше) и снова закрепляем ниткой. 4-й этап. Далее, выполняем брюшко птички, (выдерживая её пропорции ) берем ватку побольше и выполняем его больше головы в два раза и более продолговатое по форме, закрепляем ниткой. Основа птички готова. Расправляем хвостик. 5-й этап. Работаем со вторым лоскутом. Складываем его с 2-х сторон по диагонали и обматываем брюшко птички снизу вверх, держим плотно на спинке и закрепляем ниткой. После чего расправляем крылышки. Птичку теперь можно закрепить ниткой на лозе или шпажке, продев её в верхней части крылышек. Такую весеннюю птичку можно повесить над колыбелью или кроваткой ребенка, а изготовив 2-х белых птичек - подарить молодоженам, а можно просто как подарок на день Благовещения или просто как сувенир.
4. Обзорная выставка работ обучающихся на занятии. Визуальная оценка качества исполнения работ. В чужбине свято наблюдаю, Родной обычай стороны На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью. За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать. А. С. Пушкин.
5.Итог урока. Уборка рабочих мест. Домашнее задание: Рассказать родителям о православном празднике, подарить сувенир. Можно дома работу переделать и сдать ее на перепроверку на следующем уроке.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.