ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 105 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
(СИСТЕМА Л. В. ЗАНКОВА) НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Подготовила учитель изобразительного искусства Сайкова И.М.
Использование элементов развивающего обучения
(система Л. В. Занкова) на уроках изобразительного искусства.
В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в ситуации выбора, то есть обладающие способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система, разработанная крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым (1901 – 1977).
Целью обучения школьников он назвал достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Под общим развитием он понимал целостное развитие ребенка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причем каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение.
В настоящее время цель педагогической системы, разработанной под руководством Л.В. Занкова, полностью соответствует государственной политике в области образования, которая предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей» и ставит задачу построения личностноориентированного развивающего обучения.
Целостность дидактической системы Л.В. Занкова обеспечивается благодаря взаимодействию всех ее частей, нацеленных на достижение оптимального общего развития каждого ребенка:
• задача обучения - представление целостной картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания, что утверждает равенство всех учебных предметов в развитии школьника и возможность реализации своего предназначения;
• дидактические принципы системы - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения учебного материала, работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого;
• типические свойства методической системы - является реальным механизмом для достижения таких приоритетов современного начального общего образования, как системная организация поисковой самостоятельной деятельности, развитие коммуникативных способностей, навыков самообразования, формирование общеучебных умений и пр.
• система изучения успешности обучения и развития школьников, сравнительное изучение результативности обучения и развития ребенка по отношению к его собственным достижениям, начиная со стартового уровня.
Основные отдаленные результаты действия системы – высокая социализация детей, выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями; дополнительные данные – высокие показатели результатов внутришкольного и внешнего мониторинга контроля качества образования.
«Изобразительное искусство» в начальной школе является мощной базой для духовного, нравственного и эстетического воспитания младших школьников. Знакомство с видами изобразительного искусства и яркими представителями мира искусства расширяет кругозор школьников и дает представление о разнообразии художественного восприятия окружающей действительности.
Перед тем как приступить к изображению человека, необходимо потренироваться в изображении ровной пятиконечной звезды непрерывной линией. «ЧЕЛОВЕК, КАК ЗВЕЗДА...»
Точка, точка, запятая... С этого начинают малыши рисовать человечка. Потом рисунок усложняется: круг, в нём глазки, овал, в разные стороны палочки-ручки и вниз ножки. Рисовать людей по-настоящему интересно, хотя и нелегко. Как быстро изобразить фигуру человека?
Встаньте, поставьте ноги на ширине плеч, руки в стороны.
Посмотрите друг на друга. Что вам напоминает эта фигура?
Пятиконечная звезда - такой символ человека существовал уже в древности. Леонардо да Винчи изобразил человека как звезду в круге
1. Пальчиком проследить последовательность изображения звезды из точки А – из этой точки начинается движение, далее проследить по стрелочкам и запомнить направление. Повторить «маршрут» можно несколько раз, после чего надо взять в руку карандаш и повторить это в альбоме. Кроме направления движения карандаша, надо еще очень внимательно следить за симметрией, то есть одинаковым размером лучей. Не будем забывать, что каждая появившаяся на листе звездочка должна стать человечком, у которого и руки и ноги должны быть одинаковые.
► Учимся рисовать пятиконечную звезду непрерывной линией.
Из точки А поднимаемся вверх к точке Б, спускаемся вниз к точке В; поднимаемся влево к точке Г, движемся направо к точке Д и возвращаемся в начало - в точку А.
2. После того, как лист будет заполнен звездами – его надо внимательно рассмотреть и посчитать, сколько удачных звезд получилось. Надо постараться, чтобы ручки, ножки и голова были аккуратно и красиво нарисованы.
3. Изображенных человечков можно раскрасить (одеть в костюмчики). Можно продолжить эту работу на пробном листочке, а можно составить композицию – нарисовать три звездочки подряд. Получатся дружные ребята, которые держатся за руки.
Работа направлена на формирование следующих УУД:
Личностные: ценностное отношение к миру людей, к изображению человека.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, контролировать процесс изображения пятиконечной звезды, вносить необходимые коррективы.
Познавательные: осознавать познавательную задачу; понимать информацию, представленную в рисунках и схемах.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками; высказывать и обосновывать свою точку зрения; формулировать собственные мысли.
1. Аргинская И.И. Обучаем по системе Л.В.Занкова/И.И. Аргинская. – М., 2019. -422с.
2. Степанова М. Развивающее обучение/ М. Степанова // Школьный психолог. - 2019. № 15, - С. 19 – 21
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.