Социальный проект
2020-2021 учебный год
Паспорт социального проекта
Султанова И.Д. принимает участие в реализации социальных проектов, задача которых тесно связана с включением учащихся в социализацию в рамках учебной и внеурочной деятельности.
Социальный проект «Ты читаешь? Это круто!»
Цель проекта: изучение социальной потребности в укреплении позиций книги и чтения в жизни ребенка; приобщение школьников к чтению изданий из федерального перечня «100 книг» по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемых школьникам для самостоятельного чтения.
Задачи проекта:
организация сотрудничества “ученик - учитель – родитель-библиотекарь”;
возрождение традиции семейных чтений;
повышение культуры чтения в семье;
приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки;
повышение интереса к чтению художественной литературы школьников, развитие их творческих способностей, расширение общего и художественного кругозора;
формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом.
Авторы проекта |
Учащиеся 9 класса, учитель русского языка и литературы, педагог - библиотекарь |
Источники получения информации |
Материалы социологического опроса, ресурсы сети Интернет, встречи с библиотекарем школы, фонд школьной и районной библиотек |
Основные формы работы над проектом |
ü Создание инициативной группы по реализации мероприятий данного проекта ü «Мозговой штурм» в классном коллективе по составлению плана реализации проекта ü Социологический опрос учащихся класса и их родителей по изучению круга чтения (анкетирование) ü Анализ перечня «100 книг для чтения» ü Библиотечные уроки и встречи с интересными людьми ü Ведение читательского дневника ü Создание творческих работ и участие в творческих конкурсах ü Организация работы над проектом, реклама проекта для учащихся школы, подведение итогов, награждение наиболее активных участников проекта |
Участники проекта |
Ученики 9 класса Родители, учителя русского языка и литературы Библиотекарь школы |
Объект и предмет исследования |
ü Круг чтения и творческое отношение учащихся и их родителей к чтению. ü Создание творческих работ по прочитанным книгам. |
Время реализации проекта |
2020-2021 учебный год |
Ожидаемые результаты |
ü Создание атмосферы внимания к книге и чтению. Чтение становится содержанием общения детей, учителей, родителей. ü Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей разнообразные формы работы. ü Повышение уровня влияния школьной библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников. ü Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, формирование родительского актива в школьной библиотеке, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта. ü Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность. ü Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития. ü Получение учащимися личного индивидуального опыта, необходимого для успешной самореализации. |
Практическая значимость проекта |
ü Приобщение к чтению книг. ü Развитие речи пятиклассников и их творческих способностей. ü Получение опыта в поиске нужной информации из различных источников. ü Приобретение коммуникативных навыков.
|
Краткое описание идеи проекта |
В настоящее время качество чтения учащихся указывает на снижение роли книги в системе духовных ценностей школьников. Современные школьники, выросшие главным образом не на чтении, а на просмотре телевизора и зависимости от сети Интернет, уже не могут сосредоточить внимание на том, что читают. Для них свойственна кризисная модель детского чтения. Ее характерные черты: детский читательский негативизм, отказ от добровольного чтения серьезной литературы, превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг, невысокая культура чтения, утрата детьми чувства языка. Поэтому актуальность темы проекта очевидна, особенно в Год Театра, а также в связи с появлением рекомендованного списка для самостоятельного чтения «100 книг». А реализация проекта, на наш взгляд, позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (конкурс, коллективные классные творческие работы, соревновательные характер). Участие в индивидуальном или совместном творческом проекте, привлекательность победы становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени. Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности. Новизна проекта состоит в том, что учащиеся, заинтересовавшиеся коллективным творческим делом, духом соревнования приобщаются к чтению, сотрудничеству, открывается путь к культуре общения, к познанию, развитию и творчеству. Кроме того у данного проекта есть и теоретическая значимость: знакомство с новыми понятиями в различных областях знаний. |
Этапы реализации проекта: 2019-2020 |
Подготовительный этап: ü Определение круга чтения для данного класса, составление списков рекомендуемой литературы (чтение сверх списков учитывается). ü Разработка модели методического сопровождения проекта «Ты читаешь? Это круто!» ü Разработка анкетирования для родителей с целью изучения традиции семейного чтения. ü Выбор модели творческой работы для класса. ü Подготовка наглядности (презентация, выставка книг). ü Социологический опрос среди учащихся «что прочитать из перечня «100 книг». Внедренческий этап: ü «Старт» проекта – библиотечный урок. ü Участие в работе библиотечного клуба. ü Распространение информации среди учеников (мобильный стенд библиотеки, учитель, библиотекарь). Интервью со старшеклассником о любимых книгах. ü Систематические собеседования руководителей проекта с детьми о прочитанных книгах. ü Заочные экскурсии по литературным местам Презентации интересных книг (ознакомление с писателем и книгой) из перечня «100 книг». ü Чтение книг. ü Работа над прочитанным (ролевая игра, литературная игра, викторина, театральная постановка, дискуссия, литературная гостиная) ü Оформление индивидуальных «дневников читателя» и общей творческой работы: создание памяток для учеников и родителей, участие в акции «Говорящая закладка» ü Отслеживание наполненности «дневников читателя» ü Создание творческих работ для участия в библиотечных конкурсах «С книгой открываю мир природы», «Самый читающий класс», «Ты читаешь? Это круто!»
Завершающий этап: ü Реклама проекта для учащихся пятых классов и младших школьников и защита творческих работ по прочитанным книгам. ü Отчёт на педагогическом совете. ü Презентация творческих работ и оформление отчёта о проделанной работе (страничка «Радуга – дуга» в газете «Единство»). ü Проведение родительского собрания «Традиции семейного чтения» с вручением памяток для родителей. ü Праздник для младших товарищей 1 класс «Как хорошо уметь читать!» с вручением памяток «Вам, юные читатели!» ü Награждение активных участников проекта |
Отчёт о реализации проекта «Ты читаешь? Это круто!»
В рамках урочной и внеурочной деятельности на уроках русского языка и литературы реализовывался проект «Ты читаешь? Это круто!»
Цель проекта: изучение социальной потребности в укреплении позиций книги и чтения в жизни ребенка.
Задачи проекта: организация сотрудничества “ученик - учитель – родитель-библиотекарь”; возрождение традиции семейных чтений; повышение культуры чтения в семье; приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки; повышение интереса к чтению художественной литературы школьников, развитие их творческих способностей, расширение общего и художественного кругозора; формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом.
В ходе реализации проекта была создана инициативная группа по реализации мероприятий проекта, участниками которой стали учащиеся 5 класса.
Участники группы провели социологический опрос среди одноклассников для выявления их круга чтения, анкетирование для родителей о традициях семейного чтения. Ребята выяснили, что пятиклассники предпочитают приключенческую литературу.
На уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности учениками были созданы буклеты-памятки для родителей и младших товарищей. В течение первого полугодия совместно со школьным библиотекарем пятиклассники собирали материал для конкурсов: «С книгой открываю мир природы», «Самый читающий класс», «Ты читаешь? Это круто!», вели читательские дневники, делились впечатлениями о прочитанных книгах. Во втором полугодии велась огромная творческая работа: отзывы о прочитанных произведениях, проекты «Эти книги мы прочитали», создавались викторины и кроссворды по прочитанным книгам, писались мини-сочинения «Моя золотая полка». Кроме того, инициативная группа подготовила совместно с библиотекарем презентацию для пятиклассников и младших школьников «Ты читаешь? Это круто!» и праздник для первоклассников «Как хорошо уметь читать!». Наш класс получил звание «Самый читающий класс» в рамках мероприятий, проводимых в МКОУ Ново - Усурская СОШ в течение 2020-2021 учебного года. Эффективность реализации проекта прослеживается в социально-личностном направлении – это приобретение опыта активной работы в малых группах, общение. Формирование чувства уверенности в себе, собственной значимости. При этом пятиклассники отработали набор основных знаний, умений, практических навыков культуры чтения, исследовательской и творческой деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.