ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Краткая характеристика одежды малочисленных народов Севера….................................................................................................................6
1.1. Одежда народов Севера из меха и кожи…………………………………6
1.2. Разновидность сумок у народов Севера………………………………11
1.3. Из истории сумок у разных народов ……………………………….13
Глава 2. Использование традиционных способов обработки шкуры при проектировании сумки из камуса……………………………………………..18
2.1 Традиционная обработка и выделывание шкуры ручным способом .18
2.2. Необходимые материалы и инструменты при обработке кожи …….23
пошив сумок из камуса.docx
«Проектирование якутской сумки из камуса»
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Краткая характеристика одежды малочисленных народов
Севера….................................................................................................................6
1.1. Одежда народов Севера из меха и кожи…………………………………6
1.2. Разновидность сумок у народов Севера………………………………11
1.3. Из истории сумок у разных народов ……………………………….13
Глава 2. Использование традиционных способов обработки шкуры при
проектировании сумки из камуса……………………………………………..18
2.1 Традиционная обработка и выделывание шкуры ручным способом .18
2.2. Необходимые материалы и инструменты при обработке кожи …….23
Глава 3. Технология шитья сумок…………………………………………..32
3.1. Технологическая карта изготовления сумки из камуса….…………..32
3.2. Шитье сумки из разных материалов………………………………….38
3.3. Технология работы с натуральной кожей……………………………….47
Заключение ………………………………………………………………..…57
Список использованной литературы ……………………………………...59
Приложение…………………………………………………………………..62
2 Введение
Актуальность темы. Ни одна страна в мире, ни один народ не
располагает таким богатством традиций в области национального народного
искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность
конструктивнокомпозиционных решений, красочность элементов, изящество
и неповторимость декора, вышивки, орнамента.
Промышленное производство одежды, и т.п. является результатом
коллективного труда художников, конструкторов, технологов, экономистов и
других специалистов, направленного на достижение высокого качества
продукции.
Успешному решению задачи обеспечения населения
разнообразными сумками способствует правильный выбор материалов и
оригинальных конструкций, соответствующих назначению, сезону и
возрастным особенностям.
Сумки из камуса и меха представляют
исключительную ценность для современного специалиста: он может
определить пути дальнейшего проектирования женских сумок.
Анализируя историю сумок народов Севера, рассматривая современные
модели сумок, можно заключить, что в любых современных сумках
перекликаются черты народного, национального, традиционного, что делают
сумки органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже.
В условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке изделий сумок в
промышленности весьма актуальной задачей является проектирование новых
изделий, расширение ассортимента, повышение качества продукции, а также
удовлетворение индивидуального заказчика.
Данная дипломная работа заключается в изготовлении женской сумки из
камуса. Актуальность данной работы в том, что женская сумка всегда была
значительной частью образа любой женщины. Спрос на женские сумки вечен, а
в последнее время он значительно возрос именно на стильные неповторимые
3 дизайнерские сумки, выполненные из модных материалов. Одним из старых,
традиционных материалов, который приобретает все большую популярность в
последнее десятилетие, является камус. Именно поэтому в ходе выполнения
дипломной работы будет изготовлена женская сумка из камуса.
Целью дипломной работы является проектирование якутской сумки,
используя традиционную обработку кожи и меха у народов Севера.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучение специальной литературы по данной теме;
2. Обработка и выделывание шкуры ручным способом;
3. Проектирование и художественное моделирование сумки;
4. Пошив сумки с использованием камусов разного цвета в шахматной
форме.
Объект исследования процесс моделирования сумки на основе
национальных традиций.
Предмет исследования – способы выделки кожи для сумки.
Методы исследования: аналитические методы моделирования процессов
проектирования сумок.
Практическая значимость работы состоит в использовании национальных
традиций в разработке сумки из камуса.
Гипотеза: проектирование и шитье сумки из камуса, позволит овладеть
технологией изготовления сумок, а также повысит интерес окружающих к
одежде народов Севера.
Структура и объем работы: Данная работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
4 Глава I. Краткая характеристика одежды малочисленных народов Севера
1.1. Одежда народов Севера из меха и кожи
Традиционная одежда народов Севера создавалась на протяжении
многих веков путем отбора материалов из кожи и меха. Она находится
в тесной зависимости от социально – экономических и природно –
климатических особенностей среды обитания. Раньше северные народы
меховую одежду надевали непосредственно на тело. Нижняя одежда
якутов в древности состояло из коротких кожаных штанов, бытовавших
до ХVII – начало XIX веков, одинаковых у мужчин и женщин. Они
дополнялись меховым набрюшником, а снизу кожаными ноговицами.
Из оленьих длинношерстных шкур выделываются дохи, ошейники,
чулки, штаны, набрюшники, наушники, нагрудники, камусы и торбаса. Из
короткошерстных шкур, кроме перечисленных изделий приготовляются
одеяло, постели, кухлянки. Из лап оленьих шьют шапки, рукавицы,
торбаса, сумы переметные, сумки для ружей. Из шкур оленьих голов –
половые подстилки, подшивы для обуви, из ровдуги – штаны, чулки и
т.д.
Лэпсе, согласно якутской традиции, делали из конской шкуры. Она
имела форму, приближающуюся к прямоугольнику, который по одной из
коротких сторон имел прямой край, а по другой заканчивался тупым
углом с равными сторонами. Середина была белой, борта – темными. В
центр лэпсе вшивали шкуру с головы коня. Прорези, оставшиеся на
месте глаз, маскировали декоративными нашивками – заплатками.
На севере в Верхоянском округе выделывались оленья и собачья
упряжи. Материалом для такой упряжи в XX веке обычно служили
оленья кожа и привозная сыромять. Помимо упряжи еще изготовляли
оленьи седла, плетеные шкуры для ловли оленей – мамыкта.
В начале XX века в южных округах – якутском и Олекминском
5 звероводство было развито слабо. Широко была распространена охота
на зайцев вЯкутском, Вилюйском и Верхоянском округах. Из меховых
изделий в этих округах наиболее были распространены заячьи, из них
шили шапки, шубы, рукавицы, чулки, одеяло и др. Обработкой заячьей
шкуры обычно занимались женщины. Они долго копили шкуры заячьих
ушей и из них шили шубку, детскую зимнюю одежду. Такая одежда
считалась прочной.[15]
Более широкое развитие получил пушной промысел на севере в
Верхоянском и Колымском округах.Помимо шкур домашних и диких
оленей в этих округах добывались шкуры: волка, медведя, лося, песца,
лисицы, соболя, горностая, белки, тарбагана и росомахи. Волчьи хвосты
шкуры росомахи использовались на опушке верхней одежды и одеял.
Удивительно хорошо подбирали и выделывали меха женщины, они
шили из них разные вещи, отличающиеся большой красотой и
изяществом. На севере сохранялась народная традиция искусного шитья
меховой одежды с употреблением цветных вставок, кантиков [3].Таким
образом, натуральная кожа – фантастический материал, с которым по
разнообразию применения в жизни человека вряд ли чтонибудь может
сравниться: это не только одежда и обувь, но и домашняя утварь, мебель,
сумки, украшения и т. д. Кожа сама по себе уникальный продукт
природы, а различные способы выделки и обработки кожи обеспечивают
ее многообразие, многофункциональность. Благодаря таким качествам, как
пластичность и пористость, кожа остается материалом, который позволяет
использовать различные технические и художественные приемы, изменяющие
и обогащающие ее фактуру. Известно множество приемов обработки кожи,
дошедших до нас из археологических источников и используемых в настоящее
время, например: крашение кожи, ажурная резьба по коже, аппликация и
вышивка, гравировка и тиснение, печать штампами, золочение и серебрение
кожи, плетение из кожи, интарсия по коже, выжигание, термообработка,
6 драпировка кожи, батик, живопись по коже. Владея техническими приемами
в работе с другими материалами, такими как дерево, береста, камень или
ткань, можно найти новые интересные решения при изготовлении изделий из
кожи.
У эвенков была очень популярна парка (утепленная куртка) верхняя
зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу. Носили ее и мужчины и
женщины. Женскую верхнюю одежду шили из ровдуги (тонко выделанная
оленья шкура в виде замши), хлопчатобумажных и шелковых тканей.
Головным убором эвенкийских женщин является капор женский головной
убор с лентами, завязывающимися под подбородком. Обувью служили сапоги
из кожи, ровдуги летом и оленьего меха зимой. Самая же распространенная
обувь унты (от эвенкийского "унта" обувь) меховая обувь народов Севера
и Сибири. В суровых условиях наряд эвенков включал в себя варежки.
В старину изготавливали также меховой кафтан ворсом внутрь и украшали
всевозможными кистями, мозаикой, аппликацией. Основным материалом для
верхней эвенкийской одежды служила шкура оленя серокоричневого цвета,
темнобелого цвета, реже белого цвета. Применяли также шкуру лося, тогда
для отделки использовали также белую шкуру оленя и белыйкамус. Удивляет
и восхищает изящный покрой этого вида одежды. Он настолько рационален,
что для кафтана требовалась всего одна шкура. Материала было, конечно,
мало, поэтому полы впереди не сходились. Под кафтан надевали теплый
нагрудник. К рукавицам пришивали теплые рукавицы. Спинка в нижней части
заканчивалась углом, зато как удобно было посидеть и отдохнуть на нем.
Хэгилмэ, огдоко — парка, распашная зимняя одежда из зимней или осенней
шкуры оленя мехом наружу с вязками из ровдуги (замши)
Хакумакта — детская зимняя меховая шубка с зашитыми рукавами.
Зипун, сипун, хипун — верхняя летняя одежда из сукна или ровдуги
7 Хэлми — нагрудник. Обшивается бисером и опушается мехом. Надевается
под зипун. По нагруднику можно определить принадлежность к тому или
иному роду.
Одежда одинаковая для мужчин и женщин была распашная и
именовалась в литературе обычно "фраком". Делали ее из одной целой шкуры
таким образом, что центральная часть шкуры покрывала спину, а боковые
части шкуры представляли собою узкие полки. В верхней части шкуры делали
вертикальные надрезыпроймы для вшивания рукавов, на плечах располагали
швы. С этой одеждой обязательно надевали специальный нагрудник,
защищавший грудь и живот от холода. Рукава делали узкие, с узкими
проймами и ластовицами, с обшлагами и пришивными рукавицами. Подол
одежды сзади выкраивали мысом, и он был длиннее, чем перед. По подолу
одежды, вниз от пояса, на спинке от плеча вдоль проймы рукава пришивали
длинную бахрому из козьей шерсти, по которой скатывалась дождевая вода.
Одежду украшали мозаикой из меховых полосок, полосками из
окрашеннойровдуги, яркой ткани и бисером [37]
Мужская и женская одежда различалась лишь по форме нагрудника:
нижний конец мужского нагрудника был в виде острого мыса, у женского
прямой. Позднее эту одежду стали шить только из ровдуги в сочетании с
ситцевыми тканями. Одежда кроилась также из одной целой шкуры, но со
сходящимися полами и с двумя узкими прямоугольными клиньями, вшитыми
на спине от пояса вниз до подола.
Много фантазии и изобретательности вносили эвенкийки в украшение
традиционных нагрудников, являющихся важной как конструктивной, так и
декоративной частью тунгусского костюма. Он служит для защиты груди и
горла от мороза и ветра, надевается под кафтан, на шею и свисает до самого
живота. Особой красотой отличается женский нагрудник. Широкий (вверху
__________________________________________________________________
8 37. Петрова С.И. Традиционная одежда и мировоззрение наших предков. Бичик. Якутск, 1997
шире, чем внизу) он закрывает по ширине всю грудь и имеет резко
выраженный вырез горловины. Суконная аппликация и бисерная вышивка у
ворота и на поясной части образуют геометрические симметричные фигуры,
оканчивающиеся цветными акцентами на груди. В колорите вышивки бисером
преобладают гармонически сочетающиеся цвета белый, голубой, золотистый,
розовый. Между белыми, золотистыми и голубыми полосами бисера
прокладываются более узкие черные, оттеняющие и разделяющие их. Следует
отметить, что нагрудник как часть тунгусской одежды уходит в глубокую
древность в первое тысячелетие до н.э. В раскопках на Ангаре,
произведенных А.П. Окладниковым, на костяке сохранились следы ракушек,
нашитых когдато на одежде. Расположение их полностью совпадает с
формой нагрудника и орнаментом его у современных эвенков.
Кроме описанной выше парки, была еще женская верхняя одежда, шитая
из ровдуги, бумажных и шелковых тканей, в виде кафтана с прямым разрезом
спереди, со сходящимися полами, со спинкой, кроенной в талию; боковые
полотнища ее в поясной части имели надрезы и были собраны в мелкие
сборки. Воротник отложной. Украшение одежды состояло из аппликации
матерчатыми полосками и пуговицами. Покрой этой одежды так называемый
"монгольский", т. е. стан одежды, кроенный из одного полотнища,
перекинутого через плечи, был прямоспинный, расширяющийся книзу; левая
пола покрывала правую; воротник стоячий. Рукава (широкие в пройме)
суживались к обшлагу особого покроя с выступом, закрывающим тыльную
часть кисти руки. Женская одежда была отрезная по талии и по поясу
собиралась в сборки, представляя собой как бы кофту с юбкой. Причем
спинка одежды замужней женщины имела покрой в талию, обусловленный
закругленной формой пройм, в то время как в девичьей одежде эта же часть
9 одежды была покроя кимоно, т. е. перед, спинка и часть рукавов
выкраивались из одного полотнища материала, сложенной поперек, вдвое.
В суровых условиях севера наряд эвенков обязательно включал
варежки, украшенные по желанию мастерицы. Головным убором эвенкийских
женщин является капор. Капор детский, а также женский головной убор с
лентами, завязывающимися под подбородком [15].
Обувью служили олочи из кожи, сукна или ровдуги летом и оленьего
меха зимой. Самой же распространённой обувью являлись и являются унты
(от эвенкийского " унта" обувь, или иное название "торбасы"), меховая обувь
у народов Севера и Сибири.
1.2. Разновидность сумок у народов Севера
Сегодня каждая женщина обязательно имеет в своем гардеробе
несколько сумочек на все случаи жизни. Этот прекрасный аксессуар
практически уже не используется в хозяйственных нуждах. Мы все чаще
обращаем свои взоры на сумочки, как на нечто изысканное, стильное и
обязательное. Нам даже представить сложно, что когдато все выглядело
совершенно иначе. К примеру, взять народы крайнего севера. Для них сумки
а хозяйственной
были не предметом роскоши или украшения,
необходимостью.
Те суровые условия, в которые поставлены народы, проживающие на
северных землях, приучили их самостоятельно выполнять многое. В частности
женщины должны были прекрасно уметь шить одежду и все, что может
понадобиться в хозяйстве. Ведь от этого напрямую зависело, выживет ли
семья или замерзнет. Удивительно, но даже в таких условиях человек
способен привыкать к трудностям и создавать настоящие шедевры.
10 Рис. 1.
Этнические сумки, шкура нерпы
Назвать иначе сумки, которые были изготовлены северными умельцами, не
получается. Ведь в распоряжении этих женщин не было современных «хитрых»
машин и приспособлений, которые позволяют дизайнерам и швеям создавать
неподражаемые образцы моды. Однако северные народы знали, что и как
использовать для того, чтобы обеспечить себе нормальное существование. Так же
дело обстояло и с пошивом сумок.
В основном это были хозяйственные сумки. Женщины использовали их для
того, чтобы переносить провизию. Позже в них стали хранить порох или
рукоделие. У некоторых народов сумки даже имели название «трудоношка». Это
означало, что в сшитых вручную мешочках жители переносили ту «ношу»,
которую смогли заработать своим непосильным «трудом». Сумки были пошиты из
кожи, замши и меха различных животных. В основном оленей, однако, некоторые
народы умудрялись использовать даже рыбью кожу. На некоторых сумках
присутствовала вышивка из оленьего волоса, швы из жил.
11 Рис. 2.Сумка эскимосов
Эскимосы, например, шили очень простые сумки. Их части просто и без
какихлибо премудростей соединялись между собой (передняя и задняя часть), а
закрывалась она с помощью клапана. Единственным украшением была пуговица
или узел, которые предотвращали произвольное открывание клапана.
Иногдаженщины украшали такие сумки объемной аппликацией из более светлой
кожи,чем основной материал изделия.
Жители, селившиеся вблизи реки Амур, использовали кожу рыб для пошива
сумок. Такие экземпляры выглядели весьма необычно и засчет того, что рыбья
кожа была разноцветной и придавала изделию яркий и веселый вид. А вот эвенки
использовали для своих сумок сукно, ровдугу. Вот такие необычные
«трудоношки» изобретали жители крайнего Севера.[3]
1.3. Из истории сумки у разных народов
12 Сумки для женщины – это весьма важный объект в жизни любой женщины.
Современные женские сумки не всегда были такими, какие они сейчас и это
естественно женские сумки меняются каждый сезон с приходом новой моды.
История женских сумок началась с... мужского кармана. В нашем
понимании как неотъемлемая часть одежды он вошел в моду только в XVIIв.
Изначально женщины не были обременены необходимостью носить чтото с
собой. В XIVXV веках мелкие и золотые монеты мужчины носили в
мешочках, прикрепленных к поясу, а женщины на шнурках. При бургундском
дворе он являлся принадлежностью придворного туалета и назывался
«омоньер».
Мода поздней готики вводит в употребление целые коллекции
мешочков самой разной формы и величины. Их носили на шнурке и у пояса,
при каждом шаге они мелодично звенели. Удержались они и в эпоху
Ренессанса.
Уже в следующем веке мужчины, освободив руки, перешли к удобным и
емким карманам. Впервые карманы были сделаны на камзоле Людовика XIV.
Позднее их стали пришивать к жилетам, и, наконец, они появились в брюках.
А женщины, меняя формы и украшения в соответствии с модой и стилем,
остались верны сумочкам разнообразного вида и назначения. Небольшая
ручная сумка в виде мешочка для мелких предметов в противовес карману
постепенно стала неотъемлемой частью женского туалета. Изготавливалась
она из различных материалов с украшениями в зависимости от моды.
Начиная с XVII столетия, женщины носили богато украшенные бисером
и стеклярусом вышитые, вязаные, плетеные сумочкикисеты, которые
называли ридикюлями, а в XVIII веке появились дамские сумочки из материи
(обычно из бархата) или кружева, в которых лежали платочки, косметика и
другие мелочи. Их называли «помпадур» в память о фаворитке французского
короля Людовика XV.
Жесткие, в основном кожаные сумки появились относительно недавно.
13 В начале XX века женскую сумочку легализовали окончательно наряду с
брюками, укороченными юбками и короткими стрижками. С тех пор началась
вторая история история великих сумок. [14]
Классические сумки строгих геометрических форм попрежнему
считаются универсальными. И подбирать их сегодня гораздо проще, чем во
времена Грейс Келли: тогда правила приличия требовали, чтобы сумка
непременно совпадала по цвету или хотя бы по оттенку с туфлями,
перчатками, шарфиком и прочими аксессуарами.
Сумка всегда являлась «фасадной частью» женского гардероба. Именно
по сумке складывается впечатление об образе человека в целом. То есть
сумка для женщины примерно то же самое, что марка часов или автомобиля
для мужчины. Она обязательно должна иметь свое «лицо», свой стиль и,
конечно, достойный вид. О стратегически важной роли сумок говорит хотя бы
тот факт, что в Великобритании ежегодно отмечают день сумки 4 октября.
Сегодня сумки можно разделить на несколько групп:
1. Деловые. Дизайн – очень строгий. Размеры – от средних до больших.
Фурнитура – в минимальном количестве. Материал – натуральная кожа,
пластик. Модели – сумки, сумки – портфели, дипломаты. Стили –
классический или городской.
2. Выходные. Дизайн – от классического до совершенно модернового. Размеры
– от малых до средних. Фурнитура – без ограничений, возможны украшения
(аппликация, вышивка и т.п.). Модели – дамская сумка, театральная сумочка,
«бентель» (маленькая нарядная сумочка) и многое другое. Стиль – любой,
кроме городского и спортивного.
3. Дорожные. Дизайн всевозможный (в зависимости от стиля костюма и цели
поездки). Размеры – от средних до очень больших. Фурнитура – сугубо
функциональная, неброская. Материал – от пропитанной ткани до
натуральной кожи. Модели – сумки, сумки – баулы, кейсы, чемоданы,
14 Стили – от классического до
спортивного.
саквояжи.
4. Молодёжные. Дизайн – любой, кроме строгого. Размеры – от малых до
средних. Модели – рюкзак, сумка, портфель, сумка – кисет. Фурнитура – по
принципу «кто во что горазд». Материалы – ткани, гобелены, пропитанные
ткани, кожзаменители, реже – натуральная кожа. Стиль – любой, кроме
городского и классического.
Маленькой женской сумке поставлены два памятника. Один из них
стоит в австралийском городе Мельбурн, а второй – на берегу канала у музея
уэльского графства Поупс в Великобритании. Скульптор Энди Хэнкок создал
настоящее произведение искусства – деревянную сумочку, покрытую чешуёй
из маленьких голубых металлических блестяшек – блёсток, которыми часто
украшают вечерние модели.[3]
Рис. 3. Современные женские сумки
15 _______________________________________________________
3 Андерсон Р., 50 сумок, которые изменили мир Москва: Колибри, 2014
16 Глава 2. Использование традиционных способов обработки шкуры при
проектировании сумки из камусов
2.1 Традиционная обработка и выделывание шкуры ручным способом
В прошлом выделка шкур домашних животных — рогатого и конного
скота, оленей, а также диких оленей и лосей — представляла собой весьма
трудоемкий и сложный процесс. Так, при снятии шкуры придерживались
определенной последовательности операций: после убоя животного спускали
кровь, затем снимали камусы и отделяли жилы для изготовления жильных
ниток. Съём шкуры начинали с конечностей. При этом шкуру снимали с
одного бока до спины, затем тушу переворачивали и проделывали ту же
операцию с другого бока. Снятую шкуру клали на чистый снег шерстью вниз и
17 тщательно расправляли. Когда шкура на морозе подмерзала, очищали
мездровую сторону от остатков жира, мелких кусочков мяса, сгустков крови
и пленки.Для шитья одежды с использованием шерстяного покрова шерсть со
шкуры не снимали. Для выделки ровдуги «сарыы» — шерсть со шкуры
снимали специальным железным скребком.
При этом иногда одновременно удаляли и часть мездрового слоя, тогда
кожа получалась более тонкой. Для разрыхления и очищения кожи от шерсти
слегка смачивали водой, затем смазывали испортившимися рыбьими
внутренностями и клали надолго в теплое место, свернувши в комок шерстью
внутрь. Такой способ назывался «кюнкютюю».При этом иногда замороженную
шкуру несколько раз оттаивали и размораживали. Затем с конца января по
апрель шкуру натягивали и вешали на тенистом месте — в амбаре, в кладовке,
тем
воздуха
подвергая
(тириинисалгыннгасиэтии). Выделка высушенной шкуры состояла из
воздействию
самым
холодного
нескольких этапов:
1) подготовка к выделке (имитии) шкуру смазывали жиром или смазкой
и оставляли на 23 дня, затем отбивали специальной палкой — колотушкой
(сюллюгэс). Иногда после смазки делали предварительную выделку
(энунтоһутуу) на кожемялке. Северные мастерицы для смазки использовали
вареную рыбную икру, печень и сметану. По некоторым данным, для смазки
использовали различные кисломолочные продукты замерзшую простоквашу
(тар), пахту (сюэгэйуута), заквашенное кипяченое молоко (суорат), гнилушку
дерева. Иногда для этих целей использовались мясной жир, скотский мозг,
сгусток крови, селезенка, рыбий жир. Смазочным материалом является и
свежая варёная печень оленя. Такой метод мастерицы называют «быардыыр»;
18 Рисунок 4. Приспособления для обработки шкуры, кожи, меха:
ачучум, бкэдэрээн, вкыhыах, гсулбэ , д колотушка (сюллюгэс) , есоноhоон, ж
кожемялка (талкы)
2) основная выделка — разминание (имитии) производили вручную на
кожемяльном станке (талкы). Кожемяльный станок был двух видов:
вертикальной формы — «тобукталкы», горизонтальной формы —
«сынаахталкы». Этот этап был наиболее трудоемким, так как одну скотскую
кожу обрабатывали на кожемялке с утра до вечера в течение 23 дней;
3) обработка выделанной шкуры дополнительными инструментами
(чючюн, сохоһоон, кэдэрээн) производилась для того, чтобы кожа приобрела
разрыхленную, более мягкую основу. Окончательная обработка кожи
производилась на специальной доске (юрэх). Обработанные шкуры домашних
и диких животных в основном использовались для изготовления шуб,
сангыйахов, меховых подстилок. Материалы из ровдуги тунэ, саары, сарыы
отличались особой технологией изготовления. Материалом для тунэ служила
ровдуга из лосиной обработанной шкуры. Этот материал отличается большей
износостойкостью, чем другие ровдужные материалы. Сарыы представляла
собой обработанную ручным способом оленью ровдугу. После тщательной
выделки шкура оленя приобретает приятный светлоохристый цвет, а шкуры
домашних животных получаются мягкими, эластичными. Тонкую выделанную
19 кожу, предназначенную на обувь, дымили (ыыстаапын). Для этого несколько
шкур вешали на каркас из тонких жердей, посередине которого разводили
слабо тлеющий огонь из сырого смолистого дерева. Обработанная таким
образом кожа приобретала красивый оливковый цвет и отличалась
водонепроницаемостью. В отдельных случаях для выделки шкуры и дымления
использовали специально построенный домик. В середине домика с земляным
полом роют небольшую яму, где сжигают трухлявые, гнилые поленья или
смолистое дерево и выдерживают в чаду 56 дней.
Ровдуга из водонепроницаемой, продымленной и окрашенной в черный
цвет лошадиной шкуры называется саары.
Шкуры оленя растягивают и сушат два дня. Раскладывают на пол и
чистят мездру скребком без зубцов. На это требуется один день.
Затем обильно смачивают всю шкуру рыбным бульоном (ухой из
непотрашенной кислой рыбы). Заворачивают и кладут в прохладное место.
Пробуют, если шерсть выдергивается – значит, готова, можно приступить к
выделке.
____________________________________________________________
2 Аммосова, Е.Е. Ремесла предков вчера и сегодня. – Е.Е. Аммосова, Якутск: Кн. Издво, 1989. – 48 с.
Берут круглую в сечении палку 1,5 2 м. длиной. Одним концом
упирают к животу, другим в землю. На палку кладут шкуру и большим
тупым ножом или скребком ньулдайче, длинным как коса без зубов,
снимают шерсть. Движение палки от себы вниз. На это уходит примерно
два дня.
Затем начинают мять, если шкурка подсыхает, смачивают бульоном.
Чуть подсохшую шкуру со строны мездры мажут вареными внутренностями,
складывают на 2 часа в прохладное место.
Через 2 часа опять, зажав в кулаках, мнут, пока не высохнет. Вы сохшая
мягкая родвуга готова.
20 Для крашения сырья якуты использовали природные краски: охру, белую
глину, кору лиственницы или ивы, чагу, получая, таким образом, белый,
желтый, коричневый, оранжевый цвета. Черный цвет получали из нароста на
хвосте лошади (хоруончаха), из черного лишая на березовом стволе (ыттумса),
из нароста на ольхе (абага или сисик). Раствор для окраски делали, применяя
кровь, жир, сметану, березовые угли и древесную смолу. Использование
такого метода называется чернением (хараардааһын). При этом шкуру
смазывают смесью и дают ей хорошо впитаться в кожу, намазывая его
несколько раз и отбивая палкой. Данную процедуру повторяют несколько раз.
Дальше выделывают шкуру, употребляя те же приемы смягчения,
разрыхления и время от времени смазывая ее той же смесью. После этого
шкуру сворачивали в рулон и хранили в прохладном месте. Такая технология
укрепляла структуру кожи, и она становилась более крепкой и
непромокаемой. Хорошо выделанная шкура при подергивании растягивается,
становится эластичной. Качество кожи определяли протыканием иглой, при
этом, если игла хорошо проходила сквозь кожу, то она считалась готовой .
Обработка шкурки выполнялась по старинному северному способу
следующим образом:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Сухую, необработанную шкурку замачивают чайной вываркой или
соленой водой;
Натягивали на деревянную раму;
Почти до корня состригали мех
Сушили;
С высохшей шкуры осторожно соскабливали остаток меха, волос
и пленку;
С внутренней стороны снимаем мездру;
С двух сторон смазываем жиром или растительным маслом;
Заворачивали в рулон;
Вновь замачивали чаем или водой;
21 10.
11.
12.
13.
14.
15.
Выстаиваем сутки, чтобы жир полностью впитался;
Вновь натягивали шкуру и держали над дымокуром, до тех пор
пока шкура не становилось желтоватого цвета;
Увлажняли мыльной водой;
Сворачивали и держали сутки;
Вновь очищали от оставшегося жира, мездры, пленок;
Мнули руками до тех пор, пока шкурка не становилось сухой и
мягкой.
Эта процедура утомительная, сложная, но качество обработки
получается высоким.
Из ровдуги наши предки шили разнообразные изделия: торбоса,
рукавицы, переметные сумки, нарядную и повседневную одежду, бытовые
предметы. [2]
_______________________________________________________
2 Аммосова, Е.Е. Ремесла предков вчера и сегодня. – Е.Е. Аммосова, Якутск: Кн. Издво, 1989. – 48 с.
2.2. Необходимые материалы и инструменты при обработке кожи
Один из путей существенного улучшения качества обуви, повышение ее
эстетического уровня – это использование для производства обуви как
традиционных, так и новых материалов самых разнообразных цветов и
фактур. Большие возможности также содержит орнаментирование обуви и
декор в целом. Ошибочно считать, что у декора единственной функцией
является украшение формы (одежды, обуви и аксессуаров). Декорируя
определенный участок предмета, художник стремится выделить его, ввести
22 акцент, чтобы таким образом сконцентрировать внимание на этом участке.
Декор, орнамент являются вспомогательными средствами архитектоники,
цель которых развить, обогатить, разнообразить художественнообразный
смысл произведения искусства.
Присутствие декора в композиции обуви правомочно лишь тогда, когда
декоративные элементы не наносят ущерб форме, а напротив, сохраняя
характер структуры, обогащая форму приятным для восприятия
добавлением. Наличие декора, в особенности обилие его, допустимы
толькопри условии строгой упорядоченности. Современные представления о
красоте не исключают возможности присутствия декора также в композиции
обуви. Художникконструктор должен создавать модели и коллекции, в
Принципы композиционного
которых отражается действительность.
построения обуви четкость форм и линий, логичность конструкции,
подчинение декора форме, функции, материалу, конструкции для
специалиста сегодня является примером дизайнерского подхода к созданию
современных образцов.
К сожалению, специальные инструменты для изготовления изделий из
кожи в занятиях в нашей стране не выпускаются. Их можно приобрести у
народных мастеров.
Далее приводится перечень наиболее употребляемых при работе с
кожей инструментов. Можно обойтись и меньшим их количеством, но если
заниматься художественной обработкой кожи всерьез, то инструментов может
быть использовано гораздо больше.
1. Сапожный нож двусторонней заточки. Такой нож применяется для
нарезания кожи по линейке и без нее, а также для резки бумаги и картона, что
часто бывает необходимо при работе с кожей. Нож должен быть изготовлен из
хорошей инструментальной стали и остро заточен. Если нет возможности
приобрести сапожный нож, то можно пользоваться скорняжным ножом или
медицинским скальпелем.
23 2. Шерфовальный нож односторонней заточки. Он применяется для
шерфования, т.е. истончения кожи. Вместо него тоже можно использовать
скальпель. Хранить ножи необходимо в чехле, точить на наждачной бумаге
или мелкозернистом бруске.
3. Большие и маленькие ножницы производства металлического завода
г. Могилева – для нарезания кожи.
4. Молотки металлические – для выполнения перфораций (отверстий),
деревянный – для простукивания оплетки, вышивки и т.п.
5. Пинцет (лучше с тонкими длинными концами и без насечки внутри).
Таким пинцетом удобно протаскивать кожаные ремешки через отверстия при
оплетке и вышивке, выполнять тиснение.
6. Шило толстое и тонкое.
7. Стальная линейка. По ней нарезают кожу, если при крое нужна
прямая линия.
8. Пробойники круглые – для перфорации под оплетку диаметром 2;
2,5; 3 мм, других размеров и форм для резьбы по коже. Пробойники должны
быть изготовлены из хорошей инструментальной стали, остро заточены и
закалены.
Пробивать отверстия можно на плотной, толстой резине, на свинце, на
торцевом спиле мягкого дерева. Нельзя перфорировать на деревянной доске,
При
так как может сломаться даже качественный пробойник.
перфорировании пробойник нужно держать вертикально и ударять по нему
молотком так, чтобы не было перекосов.
9. Стамески прямые и полукруглые – для оформления краев изделий и
выполнения прорезей.
10. Зубчатое металлическое колесико – для перевода выкройки на ткань
Этим колесиком выполняется разметка для перфорации под оплетку и шитье
кожи ручными швами.
11.Клей ПВА, "Момент", "Контактол", "Феникс" и т. п.
24 12. Нитки прочные: армированные с лавсаном, крученый шелк, толстый
капрон. Возможно использование хлопчатобумажных ниток № 0, № 00.
13. Натуральный пчелиный воск для придания изделиям блеска и
защиты кожи от влаги.
Подготовка кожи к работе.
Если кожа новая, то ее нужно просто почистить щеткой, смыть штампы
бензином или жидкостью для снятия лака. Старую кожу увлажнить мокрой
тряпкой, скатать в рулончики и положить на пролежку на некоторое время в
полиэтиленовый пакет. Мелкие куски, увлажнив, сложить в стопочку и
положить в полиэтиленовый мешок. Через 510 минут вынуть и быстро
прогладить на твердой поверхности утюгом с температурой не выше 80 °С,
сильно нажимая, положив сверху и снизу куска кожи кальку. Большие куски
кожи растянуть на доске и прибить по периметру гвоздиками (лицевой
стороной вверх). Гвоздики вбивать на расстоянии 12 см. Сушить кожу в
тепле, подальше от отопительных приборов до полного высыхания.
Если кожа сухая, ее нужно обработать глицерином. Следует помнить,
что прежде чем проводить любые работы с кожей, необходимо проверять на
маленьких кусочках, как она будет реагировать на то или иное воздействие.
Хранить подготовленную кожу лучше в рулончиках, если куски большие, или
в стопочках, если кусочки маленькие.
Шерфование – это утончение кожи и скашивание края деталей с
бахтармяной стороны перед сборкой. Шерфуются все места соединения или
места сгибов кожи. Шерфование выполняется срезанием слоя кожи ножом
под углом около 45° движениями от себя, напоминающими нарезание филе.
Шерфовать следует на стекле или керамической плите. Для придания блеска
и для предохранения кожи от износа и загрязнения готовое изделие следует
покрыть воском навощить.
Перед нанесением на кожу воск растворить в бензине, наносить
кусочком ткани. Можно ткань смочить в бензине, потереть о воск, а затем
25 нанести на кожу. После высыхания изделие отполировать фланелью. Нарезать
ремешки из кожи можно двумя способами: с помощью ножа или ножниц.
При нарезании ремешков ножом кожаную заготовку положить
бахтармяной стороной на шершавую поверхность, например на картон или на
необработанную поверхность доски. Приложить стальную линейку к краю
кожаной полоски и срезать край. Не сдвигая кожу, линейку переместить на
нужную ширину и отрезать ремешок. Так, сдвигая линейку, нарезать нужное
количество ремешков.
Ножницами можно нарезать ремешки даже из маленьких кусочков
тонкой кожи или кусков неправильной формы, так как нарезка производится
по кругу. При этом заготовку держать вторым и третьим пальцами левой
руки, а первым и четвертым оттягивать ремешок. Ремешок нарезать от края
заготовки по спирали к центру. Если при оттяжке кожа не выпрямляется
окончательно, то вырезанный ремешок увлажнить водой и намотать на
бутылку. Дать высохнуть и снять.
Нанесение клея на кожу. Для работы с кожей используется клей
«Момент» или ПВА в зависимости от вида работы. Так, для изделий, которые
в процессе эксплуатации будут испытывать нагрузку, вызывающую их
деформацию (например, футляры, пояса), предпочтительнее клей «Момент».
А для переплетных работ, при изготовлении шкатулок – клей ПВА.
Перед склеиванием кожу обезжирить бензином и высушить. Клей
наносить на обе склеиваемые поверхности от центра к краям, придерживая
левой рукой нижний край кусочка. В последнюю очередь клей наносится на
низ детали. Промазать раз, дать высохнуть и промазать повторно. Количество
слоев клея и время сушки определяется опытным путем. Соединение кожаных
ремешков. При удлинении ремешков следует сшерфовать у одного ремешка
конец с лицевой стороны, а у другого с изнаночной. Смазать соединяемые
концы с отшерфованной стороны, дать клею подсохнуть, смазать вторично и
26 наложить два среза один на другой. Плотно прижать, можно простучать место
склейки молотком. Художественная обработка кожи.
Способы декоративной обработки кожи
Соединение кожи ручными швами. Изделия из кожи чаще всего сшивают
сапожным или мокасиновым швами. Нитки используют прочные, не тонкие,
чтобы не порезать кожу. Это могут быть армированные с лавсаном, толстый
крученый шелк или капрон, хлопчатобумажные нитки № 0 или № 00. Для
шитья можно пробивать отверстия шилом или пробойником (диаметром 1
мм). Разметку можно делать по шаблонам с помощью металлического
зубчатого колеса.
Сапожный шов. Выполняется двумя иголками одновременно навстречу
друг другу. Для того чтобы шов был аккуратным, нужно соблюдать
очередность протягивания игл, т. е. в одно отверстие продевать по очереди
обе иглы и всегда первой находящуюся сверху, затягивая шов.
Мокасиновый шов. Нитка продевается в первое отверстие (от себя
наружу), делается стежок во второе отверстие. Затем нитка через край
изделия возвращается в первое отверстие и делается стежок во второе (на
себя) и т. д. В результате получим мокасиновый шов, показанный на рис. 8, б.
Прошив так, можно возвратиться назад через край, пропуская нитку в каждое
отверстие так, чтобы на торце изделия получился крестик .
Набор кожаного полотна из мелких кусков кожи. Большие куски кожи
найти трудно, но их можно заменить наборным полотном. Существуют
различные варианты набора.
Набор полотна следует производить на основе. Основой могут служить
флизелин, дублерин, прочная ткань и др. По форме и размеру заготовки для
наборного полотна могут быть одинаковыми (например, чешуйки,
треугольники, кружочки, квадратики и др.) и располагаться в определенной
последовательности, образуя рисунок. Или различными по форме,
расположенными "хаотично". Но эта хаотичность лишь видимость, так как в
27 обоих случаях набор производится в одном направлении (снизу вверх),
последовательно. Впечатление беспорядочности создается за счет различных
размеров заготовок и их неправильной формы.
Кусочки кожи для наборного полотна можно подготовить с подогнутым
(для тонкой кожи) или обрезным (для толстой кожи) краем. При этом срезы
кожи по всему периметру рекомендуется шерфовать. Настрачивать заготовки
прямой или зигзагообразной строчкой. Перед этим их необходимо приклеить
к основе.
Оплетка – это наиболее распространенный способ соединения деталей
кожаного изделия и его декорирования. При выполнении оплетки края
изделия перфорируют и через отверстия протягивают кожаный ремешок. Для
перфорации можно использовать круглые или овальные пробойники и
стамески. В зависимости от толщины кожи оплетаемые края можно
шерфовать, а можно оставлять толстыми. Можно перфорировать
соединяемые детали по отдельности, но лучше склеить края деталей до
перфорирования и пробивать их вместе. Диаметр отверстий под оплетку
должен быть 22,5 мм, ширина ремешка около 4 мм, центры отверстий
обычно размещают на расстоянии 56 мм от края. В зависимости от изделия,
его размера, толщины используемой кожи, вида оплетки эти размеры можно
варьировать. Первое отверстие пробивают в углу детали, остальные на
одинаковом расстоянии друг от друга (79 мм). Углы детали закругляют для
обеспечения равномерного распределения ремешка вокруг угла. Перед
оплеткой ремешки рекомендуется вощить и полировать. Протаскивать их
через отверстия можно специальной иглой, пинцетом с тонкими концами или
шилом.
Виды оплетки:
1. Простая оплетка одинарным стежком Ремешок должен быть из
достаточно тонкой кожи. Его длина в 2,53 раза больше оплетаемого края,
ширина 2,54 мм. Ремешок пропустить через первое отверстие, обернуть
28 вокруг края детали и пропустить через второе отверстие, подтянуть.
Оплетать удобнее слева направо. Через угловое отверстие ремешок
пропустить не менее двух раз. Расстояние между центрами отверстий
приблизительно в 2 раза больше ширины ремешка, поэтому часть торца
остается открытой, и ее надо тонировать и вощить или только вощить.
Кончики ремешка в начале и в конце работы спрятать, вклеив их между
деталями.
2. Простая оплетка двойным стежком.В отличие от оплетки одинарным
стежком, длина ремешка должна быть в 56 раз больше оплетаемого края.
Выполнять работу, протягивая ремешок через каждое отверстие два раза,
через угловое отверстие 34 раза. При этом оплетаемый торец изделия
перекроется полностью.
3. Венецианская оплетка. Выполняется так же, как простая одинарным
стежком. Ширина ремешка из тонкой эластичной кожи должна быть чуть
больше или равна расстоянию между центрами отверстий. При этом
полностью закроется торец изделия.
4. Оплетка узловым стежком. Требуется узкий ремешок из тонкой
мягкой кожи (шири на 2,53,5 мм, длина в 56 раз больше длины
оплетаемого края). Оплетать следует слева направо. Ремешок с лицевой
стороны изделия пропустить через первое отверстие на изнанку, оставляя
кончик около 3 см. Затем длинный конец ремешка протянуть с изнаночной
стороны через край на лицевую, захватывая им петлю. Образовавшийся узел
аккуратно уложить и затянуть. После этого ремешок протянуть через второе
отверстие с лицевой стороны на изнанку и т. д. Через угловое отверстие
пропускать ремешок 23 раза. Оставленный кончик ремешка подклеить под
оплетку.
Кроме описанных выше, существуют другие разнообразные виды
оплетки. Продержки кожаных ремешков. Это один из вариантов
декорирования изделий. Для его выполнения необходимо:
29 1. Изготовить трафарет из картона или плотной бумаги с нанесенными
на нем точками, ограничивающими места разрезов. Переколоть эти точки с
помощью шила на лицевую сторону кожи в месте намеченного декорирования.
2. Пробить отверстия. Для этого удобно пользоваться стамесками как
прямыми, так и полукруглыми.
3. Подобрать по цвету и нарезать ремешки. Их ширина должна быть чуть
меньше ширины прорези (для толстой кожи) или по размеру прорези (для
тонкой).
4. Продергивать ремешки лучше пинцетом. Концы продержек подклеить
с изнаночной стороны.
5. Деталь с продержкой увлажнить и простучать.
Между основой и продержкой можно укладывать нитки или тонко
нарезанный мягкий спилок.
Отделка изделий вышивкой. Кожаные изделия можно украсить
вышивкой кожаными ремешками, нитками, а также их сочетанием. Для этого
можно использовать рисунки, применяемые для ручной вышивки по ткани,
например, вышивки крестом.
По выбранному рисунку необходимо изготовить шаблон с разметкой
перфорации под вышивку. Перфорировать можно пробойниками различных
диаметров и стамесками.
Подготовка кожаных ремешков включает в себя нарезание, вощение и
полирование. Ремешки могут быть разной ширины и цвета. Их концы следует
закреплять клеем на изнанке. Выполнять вышивку можно короткими
ремешками, можно склеивать длинный ремешок по мере его укорачивания, но
при этом место склеивания должно оставаться на изнанке. Размер отверстия
зависит от количества ремешков, проходящих через него: чем больше
ремешков, тем больше должно быть отверстие. [19]
При выполнении вышивки всегда надо следить, чтобы ремешки
укладывались бахармяной стороной вниз и не перекручивались. Центральные
30 отверстия большего диаметра, чем остальные. В вариантах бив перфорация
выполняется и пробойниками, и стамесками.
________________________________________________________
19 Докторов П.И. Ремесло и кустарное производство якутов (история и современность). Якутск,
1999. 164 с.
Глава 3. Технология шитья сумок из натуральной кожи
3.1. Технологическая карта изготовления сумки из камусов
Сумки народов саха делаются из хорошо продубленного и выделанного
оленьего камуса кожи, снятой с нижней части ноги животного. Они сшиты
шерстью наружу.
31 Темные оттенки камусов ценятся больше, они более износоустойчивые и
смотрятся богаче. Сейчас в салонах нередко продаются крашеные сумки
темнокоричневого цвета без «седины». Минусов в таких сумках искать не
стоит, поскольку современная технология позволяет окрашивать мех без
ущерба для качества продукта.
Проведите влажной рукой или тряпочкой по меху. Если следов краски нет, то
товар качественный. Если же следы краски видны, то лучше отказаться от
покупки такого товара. [19]
Густой, гладкий и никакого хруста! Выбирая изделие, проверьте мех на
«устойчивость»: поглаживая ворс сверху вниз и снизу вверх, обратите
внимание, чтобы он был эластичен, быстро приобретал первоначальную
форму, не сыпался, не ломался. Присмотритесь к подборке камусов: цвет
сумки должен быть ровными аккуратным, сам мех — густым и гладким, и ни
в коем случае камус не должен хрустеть — это означает, что выделка не
совсем качественная, и вскоре шкурка может лопнуть, а отреставрировать
такие сумки будет довольно сложно.
Правильная выделка лап — залог хорошей носкости унтов. Камусы не
должны хрустеть, трещать при сжатии и, кстати, не должны пахнуть жиром,
ведь при выделке весь жир с кожи должен быть убран, иначе мех может со
временем лопнуть и даже «гореть» — дурно пахнуть.
Другим важным показателем качества являются правильно прошитые ранты.
Украшают сумки, как правило, бисером, металлическими бляшками.
Иногда вышивку выполняют из специальных, особо прочных разноцветных
ниток. Самым распространенным узором является якутский национальный
орнамент.
Практическое использование сумок не мешало украшать её шариками и
кружками из мамонтовой кости, бисером, бусами. На старинной одежде и
бытовых предметах народов Крайнего Севера обязательно встречается бисер.
Одежда, сумки украшались росписью и вышивкой, подшейным волосом оленя
32 или полоской бисера по контуру росписи, что подчеркивало силуэт. Если
использовалась вышивка, то, как правило, располагалась она по швам и краям
одежды, чтобы мешать проникновению злых духов в одежду.
Эвенкийский орнамент строго геометричен, ясен по структуре и по
форме, сложен и по своей композиции. Он состоит из простейших полос, дуг
или арочек, кругов, чередующихся квадратов, прямоугольников, зигзага,
крестообразных фигур. Разнообразие применяемых при орнаментации
материалов, различная расцветка кожи, меха, бисера, тканей тщательно
обогащают этот, простой, на первый взгляд, орнамент и придают украшаемым
предметам весьма нарядную внешность.[15]
В своем искусстве эвенкийские мастерицы издавна широко применяли
цветные сукна, ровдугу, мех оленя, лося, белки, соболя, олений волос, свои
собственные красители и цветные нитки, выделанные из оленьих сухожилий.
Короткий легкий кафтан, плотно облегающий фигуру, нагрудник, пояс, унты,
наголенники, шапки, рукавицы обильно украшаются бисером, вышиваются
оленьим волосом и цветными нитками, инкрустируются кусочками меха,
полосками кожи и материи различной окраски, покрываются плетениями из
ремешков, аппликацией из кусочков цветной ткани и оловянными бляшками.
Украшение носит чисто конструктивный характер: все эти обрамления борта,
подола, обшлагов, основных швов одежды, выпушки, кантики подчеркивают
собой конструкцию вещи и создают богатейшую фактуру.
Из кусочков меха мастерицы составляют узоры на нагрудниках, спинках
кафтанов, торбасах и ковриках. Общим способом для украшения всяких
меховых вещей является комбинирование полос белого и темного меха.
Иногда полосы того иди другого цвета по одному краю вырезают зубчиками, и
на этот край нашивают полосы другого цвета...
В искусстве меховой мозаики эвенки достигли большого совершенства.
Сегодня
меховые женские сумки можно увидеть в коллекциях
известных кутюрье. Это модели, декорированы вышивкой, стразами и
33 пайетками, бисером и бусинками, бубонами, вставками из кожи,
оригинальными аппликациями. Декор в виде оторочек, бубонов, страз и
пайеток.
№
этапа
1
Технологическая карта
Описание материалов,
Изображение деталей,
технологических операций
технология выполнения операций
После снятия шкуры вешаем на
тенистом ровном месте – в амбаре,
кладовке, подвергая тем самым
воздействию холодного воздуха
2
С высохшей шкуры осторожно
соскабливали остаток меха, волос
и пленку
34 3
С внутренней стороны снимаем
мездру
Очищаем мездровую сторону от
остатков жира, мелких кусочков
мяса, сгустков крови и пленки
специальным железным скребком.
35 С двух сторон смазываем жиром
или растительным маслом;
Заворачивали в рулон;
Вновь замачивали чаем или водой;
Выстаиваем сутки, чтобы жир
полностью впитался;
Увлажняем мыльной водой;
Сворачиваем и держим сутки;
Вновь очищаем от оставшегося
жира, мездры, пленок;
Мнем руками до тех пор, пока
шкурка не становится сухой и
мягкой.
Рисуем эскиз проекта
36 Делаем из картона выкройки
сумки
5
Приступаем к резке камуса
37 6
Аккуратно порежем камусы,
стараясь не повредить мех
Каджую деталь сначало нарисую
на камусе, затем режем саморезом
Начала шить с боковых
оформлений сумки , белого, затем
коричневого камусов
38 Задняя часть сумки
Затем приступаем к шитью
шахматного основного узора
сумки
Соединила маленькие квадратные
кусочки
шахматном
расположении
в
39 Получили такой рисунок
40 Соединяем центральную деталь с
боковыми деталями
Вырезаем подклад
Соединяем сумку с подкладкой
Шьем вырезанные из камусов детали, используя для этого большую
По сделанной ранее выкройке вырезаем подклад. Подклад вырезаем из тонко
Окончательный вид сумки
41 3.2. Шитье сумки из разных материалов
Каждая женщина знает, что хорошая сумка, особенно из натуральной
кожи, стоит совсем недешево и что одной сумкой не обойтись никак. Поэтому
и приходится иногда донашивать уже совсем не новую сумку или покупать
недорогие "одноразовые" сумки. Однако, если у вас есть опыт пошива
одежды, можно попробовать решить эту проблему иначе. Сшить сумку
своими руками. Тем более, что это занятие не только полезное для семейного
бюджета, но и чрезвычайно увлекательное. Работа с натуральной кожей,
замшей чемто напоминает работу скульптора, настолько пластичный этот
материал. Главное знать технологию пошива изделий из таких материалов,
использовать подходящие инструменты и, конечно же, точно построить
выкройку.
Для пошива сумки можно использовать и другой материал, в том числе
и старые джинсы.
Какие материалы и ткани можно использовать для ее пошива. И
главное, вкратце объясню технологию пошива любой сумки мягкой формы.
Эти советы помогут вам правильно сшить сумку своими руками.
Выкройки для сумки делать несложно
42
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
«Проектирование якутской сумки из камуса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.