"Проектная деятельность как форма взаимодействия с семьей для укрепления детско-родительских отношений"
Оценка 4.9

"Проектная деятельность как форма взаимодействия с семьей для укрепления детско-родительских отношений"

Оценка 4.9
docx
дефектология
27.09.2024
"Проектная деятельность как форма взаимодействия с семьей для укрепления детско-родительских отношений"
статья Сусакина.docx

Проектная деятельность как форма взаимодействия с семьей для укрепления детско-родительских отношений

 

Аннотация. В данной статье представлен позитивный опыт реализации образовательного проекта «Семейные традиции». Данный опыт рассматривается как идея гармонизации детско-родительских отношений, которая проходит в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса, что помогает решать образовательные задачи, активизирует деятельность детско-взрослого коллектива, побуждает к взаимодействию и сотворчеству.

Ключевые слова: семья, традиции, обычаи, ценности, дети

     Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека.  Для ребенка - это мир, в котором закладываются первые представления нравственного восприятия мира, основы морали, отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

А для ребенка с особыми образовательными потребностями роль семьи особенно велика: таким детям нужно больше родительской любви и заботы. Их нужно поощрять за хороший поступок, сопереживать из-за неудач и всегда двигаться вперед.

В деятельности учителя-дефектолога работа с семьей занимает особое место: она требует высокого профессионализма, хороших коммуникативных навыков, эмпатии. Основными направлениями в работе являются расширение знаний родителей об особенностях воспитания обучающихся с умственной отсталостью, обучение приемам коррекционно-развивающей работы в условиях семьи. Основными формами работы с родителями являются консультации, родительские собрания и стендовая информация.

Проблема

 Работая в школе, я заметила, что большая часть родителей проявляют низкий уровень готовности к взаимодействию с педагогами, совершенно не интересуются школьной жизнью своих детей.  Уклоняются от участия в совместных внеклассных мероприятиях, многие не посещают родительские собрания, не соблюдают рекомендации специалистов.

В одну из бесед с обучающимися я спросила: «Что такое семья и семейные традиции?» К сожалению, не услышала ни одного полного вразумительного ответа на этот вопрос. Многие не знают имен своих близких родственников. Из разговоров детей слышу, что, придя домой, обучающиеся предоставлены сами себе.  Родители заняты повседневными житейскими заботами и не имеют свободного времени для занятий с ними дома. Многие родители перекладывают воспитание своего ребенка на образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, компьютеру или телефону. Воспитательная функция семьи в современной социокультурной ситуации снижается.

В связи с этим, возникает проблема: у обучающихся нет достаточного представления о семейных традициях, ценностях, не формируется социально значимый аспект семьи, возникают трудности социализации в обществе. Родители в полной мере не осознают актуальность данной проблемы и не задумываются о негативных последствиях такого воспитания.

Поэтому возникла необходимость предложить новые формы сотрудничества школы и семьи, которые послужат на благо воспитания и развития личности ребенка, нуждающегося в особых условиях образования.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и обучающихся является проектная деятельность.

Метод проектов наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, обучающимся, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.

 

 

Цель: создать условия для укрепления семейных традиций через организацию совместной проектной деятельности обучающихся и родителей

Задачи:  

- закрепить и обобщить знания детей о семье, семейных традициях, взаимоотношениях;

- предоставить родителям теоретические знания и практические навыки   позитивного   взаимодействия   с   детьми   в   разных   видах   деятельности;

- поддержать продолжение семейных традиций;

- создать семейный альбом «Традиции моей семьи»;

- развивать у обучающихся умение общаться на основе сотрудничества;

- укрепить взаимоотношения между членами семей обучающихся;     

- воспитывать уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

Ожидаемые результаты:

 

Реализация проекта позволит укрепить детско-родительские отношения, повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию и развитию обучающихся.  

Продуктом проектной деятельности станет создание семейного альбома «Традиции нашей семьи».

Гипотеза: предполагаем, что совместная деятельность всех участников в ходе реализации проекта будет способствовать поддержанию семейных традиций и укреплению семейных ценностей.

                                              ПЛАН РАБОТЫ

Этапы

Содержание работы

Срок

Подгото-вительный

1.Опрос обучающихся по проблеме «Что я знаю о семье?»  «Какие традиции существуют в вашей семье?»

2.Анкетирование родителей «Семейные традиции».

3.Составление плана мероприятий.

4.Выступление на родительском собрании:

а) Анализ результатов опроса и анкетирования.

б)  Выступление «Семейные традиции»

в) Мотивационная беседа с родителями об участии в проекте  

26.12.2023

 

27.12.2023-

28.12.2023

 

29.12.2023

 

 

28.12.2023

Основной

Творческая деятельность:

Рисунок «Моя семья».

«Генеалогическое древо»

«Традиции моей семьи»

Фотоконкурс «Семейный отдых»

Фотоконкурс «Семейный труд»

Рецепт любимого блюда  семьи

30.12.2023-

12.01.2024

 

 

 

 

 

Презентация творческих заданий обучающихся перед классом

15.01.2024-19.01.2024

Изготовление альбома «Традиции моей семьи»

22.01.2024-

24.01.2024

Заключи-тельный

Итоговое анкетирование

Подведение итогов

 

25.01.2024-26.01.2024

 

                                СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Проект «Семейные традиции» проходил в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На первом этапе проекта был проведен опрос обучающихся и анкетирование родителей по теме «Семейные традиции».  Результат анкетирования показал, что на вопрос «Какие семейные традиции вы соблюдаете» 40% опрошенных родителей ответили, что не знают,  20%  отметили  вариант «праздники». На вопрос «Что делает ваша семья, собравшись вместе?» 50% ответили просмотр телевизора, 20% написали, что каждый занимается своим делом. Таким образом, был сделан вывод, что в семьях обучающихся не сформированы семейные традиции и дети предоставлены сами себе.

Далее был разработан план мероприятий.    Перед зимними каникулами я выступила на родительском собрании с темой «Семейные традиции». Дав теоретическую базу, предложила поучаствовать в проекте по данной теме совместно с детьми. Родители получили задания и инструкции. По ходу выполнения попросила присылать фотографии в родительский чат.

В ходе выполнения проекта, обучающиеся рисовали рисунок «Моя семья» и составляли рассказ о своей семье и ее традициях, затем защищали свои рисунки перед классом. Заполняли генеалогическое древо (был дан готовый шаблон) или создавали свое. Приняли участие в фотоконкурсах «Семейный отдых», «Семейный труд», узнали и представили классу рецепт любимого блюда семьи

Весь собранный материал стал основой для изготовления семейных альбомов «Традиции нашей семьи».

                                     ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Для оценки результатов реализации проекта был проведен количественный и качественный анализ по результатам итогового анкетирования участников проекта.

Анализируя данные выходной анкеты, мы видим, что эмоциональный фон семьи изменился:

ü 80% семей отмечают, что традиции укрепляют семью.

ü В 4 семьях (40%) появились новые традиции: выход на каток, совместная уборка квартиры в выходной, занятия спортом.

ü 60% отвечают, что после проекта укрепились старые традиции.

ü Большинство - 70% семей довольны результатом проектной деятельности и готовы участвовать еще.

Также проект «Семейные традиции» оценивался, по результатам вовлеченности детей и их родителей.

          Обучающиеся проявили непосредственную активность в предложенных видах деятельности, с интересом вовлекались в мероприятия, делились семейными событиями и впечатлениями.

Родители активно откликнулись и включились в деятельность проекта: помогали ребятам на всех этапах и присылали фотоотчет о выполнении педагогу. Большая часть класса пришли после зимних каникул с выполненными заданиями. Несколько обучающихся выполнили задания частично, но в течение первой недели продолжали выполнять остальные задания и присылать фотографии.

Результат порадовал. Главное, что в классе не осталось тех, кто отказался работать над проектом. Хотя обязательным условием проекта оговаривалось добровольное участие семей обучающихся.

Итоговый продукт проекта, семейный альбом, стал приятным подарком для каждой семьи.

Вывод: Таким образом, реализация данного проекта помогла добиться поставленных целей и высоких результатов:

- У обучающихся  сформировались представления о семье, семейных традициях,  расширились знания о ближнем окружении, ребята научились разбираться в родственных связях.

- Родители активно  включились в деятельность стали проявлять интерес к проводимым мероприятиям, получили практические навыки позитивного   взаимодействия   с   детьми   в   разных   видах   деятельности.

- Это способствовало поддержанию и укреплению семейных традиций. 

На достигнутом останавливаться не будем, нужно продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. В планах у нас следующий образовательный  проект «Профессия моих родителей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

                     Анкета для родителей «Семейные традиции»

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

1) отличные  2)хорошие  3)нормальные  4)не очень хорошие

2. Считаете ли вы свою семью дружной?

1) да 2) не совсем

3. Какие семейные традиции вы соблюдаете?

 1) праздники  2) ужин в кругу 3) поездки 4) прогулки  5) выезд на природу

6) не знаю  7) другое _________________

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

1) ежедневно 2) когда как 3) часто 4) редко 5) как получится 6) всегда

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

1) каждый занимается своим делом

2) смотрим TV передачи 

3) общаемся

4) вместе проводим досуг 

5) играем в настольные игры

6) занимаемся трудом

7) читаем

8)  обсуждаем жизненные проблемы   

9)  отдыхаем

10) делимся впечатлениями

11) другое (написать) _____________________________________

 

 

                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

                                        Анкета для родителей (итоговая)

 

 1. Довольны ли вы результатом вашей совместной с ребенком проектной деятельности?

1) да 2) нет 3) не совсем

2. Считаете ли вы полезным проведение проектной деятельности в школе?

 

1) да   2) нет   3) не знаю

 

3.Появилась ли в вашей семье новая семейная традиция?

 

1)    да   2) нет  3) нет, но укрепилась старая

 

4. Считаете ли вы, что традиции  укрепляют семью?

1) да 2) нет 3) не совсем

 

5. Готовы  ли вы принять участие в реализации проекта еще раз?

 

1) да   2) нет  3) не знаю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные источники

1. Дмитриева М.А. Формирование ценностного отношения к семье у детей / М.А. Дмитриева, -М.: Просвещение, 1999.-230 с. 2. Мухина B.C. Возрастная психология: феменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов, обучающихся по педагогической специальности / В.С. Мухина, - М.: Academia, 2002. - 452 с. 3. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.Г. Силяевой,— М.: Academia, 2002. - 192 с


 

Скачано с www.znanio.ru

Проектная деятельность как форма взаимодействия с семьей для укрепления детско-родительских отношений

Проектная деятельность как форма взаимодействия с семьей для укрепления детско-родительских отношений

Работая в школе, я заметила, что большая часть родителей проявляют низкий уровень готовности к взаимодействию с педагогами, совершенно не интересуются школьной жизнью своих детей

Работая в школе, я заметила, что большая часть родителей проявляют низкий уровень готовности к взаимодействию с педагогами, совершенно не интересуются школьной жизнью своих детей

Цель: создать условия для укрепления семейных традиций через организацию совместной проектной деятельности обучающихся и родителей

Цель: создать условия для укрепления семейных традиций через организацию совместной проектной деятельности обучающихся и родителей

Этапы Содержание работы

Этапы Содержание работы

Заключи-тельный Итоговое анкетирование

Заключи-тельный Итоговое анкетирование

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ Для оценки результатов реализации проекта был проведен количественный и качественный анализ по результатам итогового анкетирования участников проекта

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ Для оценки результатов реализации проекта был проведен количественный и качественный анализ по результатам итогового анкетирования участников проекта

Вывод: Таким образом, реализация данного проекта помогла добиться поставленных целей и высоких результатов: -

Вывод: Таким образом, реализация данного проекта помогла добиться поставленных целей и высоких результатов: -

Считаете ли вы свою семью дружной? 1) да 2) не совсем 3

Считаете ли вы свою семью дружной? 1) да 2) не совсем 3

Считаете ли вы полезным проведение проектной деятельности в школе? 1) да 2) нет 3) не знаю 3

Считаете ли вы полезным проведение проектной деятельности в школе? 1) да 2) нет 3) не знаю 3

Е.Г. Силяевой,— М.: Academia, 2002

Е.Г. Силяевой,— М.: Academia, 2002
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2024