Семинар-практикум
«Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций»
Цель: содействие формированию потребности применения технологии проектов как средства развития ключевых компетенций.
Задачи:
· актуализировать знания по данному вопросу,
· проанализировать возможности проектной технологии в сфере формирования ключевых компетенций учащихся,
· отработать алгоритм проектного урока в формате мастер-класса.
Блок 1. Загрузочный
Задание коллективу: подсчитать, сколько у каждого будет правильных ответов.
1. Народ какой страны создал тарантеллу? (народ Италии)
2. В переводе с латинского языка это означает состязание, соперничество. О каком музыкальном мероприятии идет речь? (Концерт)
3. От чего умер Базаров? (От заражения)
4. Какая часть речи в русском языке не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи? (Междометие)
5. Назовите формулу площади круга. (пR2)
6. При каком императоре было отменено крепостное право? (При Александре II)
7. Как называется слияние городских агломераций? (Мегаполис)
8. Кто является основоположником теории химического строения органических соединений? (А.М. Бутлеров)
9. Какая величина является мерой гравитации? (Масса)
10. Кто считается русским энциклопедистом в области науки, культуры, искусства и технологии производства? (М.В. Ломоносов)
11. Назовите стили живописи модернизма. (Фовизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм, экспрессионизм, супрематизм).
После выполнения теста ведущий педагогического совета зачитывает эти вопросы и тут же сам на них отвечает. Затем выясняет, кто из присутствующих ответил на все вопросы, 10, 9 и т. д. Результаты свидетельствуют, что таких нет. В основном 3-4 ответа. Возможно, учителя не могли ответить из-за неожиданности такой формы начала работы или недостаточности времени на обдумывание, или принадлежности вопросов разным образовательным областям, или другим причинам. Это еще раз доказывает, что незнание каких-то фактов не мешает учителю жить и трудиться, не умаляет его значение как специалиста. Есть различные источники информации и задача учителя научить учащихся пользоваться ими, научить их учиться.
Самое главное, побывав в роли ученика, почувствовав дискомфорт от незнания правильного ответа, а возможно, и интерес проверить себя, каждый учитель подумал о школьниках, которые постоянно попадают в подобные ситуации.
Блок 2. Теоретический (тест)
Тест по теме «Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей» проводится с целью выявления уровня осведомленности педагогов по данной теме, а также с целью обнаружения проблем, связанных с организацией проектных уроков, применением технологии проектов как средства развития ключевых компетентностей.
1. Дополните определение
Ме́тод прое́ктов — это способ достижения _______________________через детальную разработку ___________________, которая должна завершиться __________________, оформленным тем или иным образом.
2. Дополните определение
Проект – работа, направленная на решение конкретной ____________, на достижение оптимальным способом заранее запланированного ____________.
3. Расположите этапы проектного урока последовательно:
А) планирование
Б) презентация работы
В) целеполагание
Г) самооценка
Д) проблематизация
Е) рефлексия
Ж) реализация проекта
4. Формулировка проблемы проектного урока начинается со слова
А) Зачем?
Б) Почему?
В) Как?
Г) Когда?
5. Цель проекта – это…
А) проблема проекта
Б) организация проекта
В) нерешенный вопрос
Г) продукт проекта
6. Продуктом проекта может быть
А) компьютерная презентация
Б) доклад
В) продукты проектного урока могут разнообразными (web-сайт, атлас, видеофильм, журнал, мультимедийная презентация…)
7. Проекты условно можно разделить на основании:
А) по ведущей деятельности
Б) по сфере применения результатов
В) по используемым технологиям
Г) по способам объединения результатов на этапе презентации
Д) по организационным формам проведения работы над проектом
Е) по возрастному критерию обучающихся
Ж) по отношению к предметной урочной системе
З) по видам презентации
И) по составу участников
К) по продолжительности проекта
Л) по степени эффективности
8. Какими бывают проектные уроки?
А) проект – одна из составляющих частей урока
Б) урок целиком состоит из проектной деятельности
В) проектная деятельность целиком вынесена на самостоятельное домашнее выполнение.
9. Какое место проектный урок не может занимать в системе других уроков?
А) первый и последний уроки – проектные, остальная работа – внеурочная работа над проектом
Б) проектный урок независим от системы уроков
В) это может быть серия проектных уроков
10. Какова роль учебной литературы на проектном уроке?
А) учебник используется для повторения, углубления изученного материала
Б) использование учебника сведено к минимуму, т.к. обращение к данной литературе на проектном уроке малоэффективно
В) учебник используется для самостоятельного исследования учебного материала обучающимися
Г) учебник используется в качестве создания проблемной ситуации на уроке
11. Дополните определение (по А.В. Хуторскому)
«Компетенция включает совокупность взаимосвязанных _________________ (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу _________________ и _________________, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей ______________________, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности»
12. Дополните определение
Ключевые компетентности – это результат образования, выражающийся в овладении теми ____________________________, которые универсальны по отношению к _____________________.
13. Перечислите группы компетентностей:
- _________________________
- _________________________
- _________________________
- _________________________
- _________________________
14.Выделите тенденции, которые определяют наше будущее:
А) мгновенные средства коммуникации
Б) мир без экономических границ
В) четыре шага к единой мировой экономике
Г) торговля и обучение через интернет
Д) новое общество услуг
Е) новая эра досуга
Ж) женское лидерство
З) расцвет национальных культур
И) растущая численность низшего класса
К) быстрое старение населения
Л) деловое сотрудничество
М) триумф личности
После выполнения теста ведущий совместно с участниками семинара отвечает на вопросы и комментирует их.
Ответы и комментарии:
1. Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
2. Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
3. Д, В, А, Ж, Г, Е, Б
Этапы работы над проектом:
Проблематизация (проблема Как? Каким образом?)
Целеполагание (цель – проектный продукт)
Планирование (формулирование задач – шагов для достижения цели, определение способов, которыми эти задачи будут решаться, составление графика выполнения проекта).
Реализация проекта
Самооценка и рефлексия
Презентация работы
4. В
Тема урока: «Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок»
Проблема: Как создать сказку?
Тема урока: «Униженные и оскорбленные» в произведении Ф.М. Достоевского»
Проблема: Как изменить жизнь «маленького человека»?
Тема: «От темы к тексту»
Проблема: Как выполнить комплексный анализ текста?
5. Г
6. В
Продукты проекта могут быть разнообразными.
Формы продуктов проектной деятельности:
Web-сайт
анализ данных социологического опроса
атлас, карта
видеофильм
газета, журнал
мультимедийная презентация
стендовый доклад
групповой или личный отчет проектантов
другое
7. А, Б, В, Г, Д, Ж, З, И, К (классификация см. Приложение)
8. А, Б
Роль преподавателя в этой ситуации меняется: он перестает учить, но не устает направлять, помогать школьнику «учиться». Учитель - наставник, консультант и помощник. Именно поэтому проектную деятельность нельзя полностью выводить на уровень только самостоятельной деятельности учащихся. Педагог должен в совершенстве владеть исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами различных видов творческой деятельности, должен уметь организовывать индивидуальную, парную, групповую работу, быть ознакомлен с основными этапами учебно-исследовательской и проектной деятельности, формами работы, важным является и знание типологии проектов.
9. Б
10. А, В, Г
11. «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» (Андрей Викторович Хуторской).
12. Ключевые компетентности – это результат образования, выражающийся в овладении теми способами деятельности, которые универсальны по отношению к предмету воздействия.
13. Перечислите группы компетентностей:
· Социальная (умение делать выбор, принимать решение, брать ответственность, бесконфликтно сосуществовать)
· Коммуникативная (умение общаться)
· Информационная (умение находить, обрабатывать, использовать необходимую информацию из разных источников)
· Рефлексивная (умение оценивать результаты учебного труда своего и других)
· Технологическая (умение действовать по заданному алгоритму, плану, таблице, их составлять, его анализировать)
14. Выделите тенденции, которые определяют наше будущее:
А) мгновенные средства коммуникации
Б) мир без экономических границ
В) четыре шага к единой мировой экономике
Г) торговля и обучение через интернет
Д) новое общество услуг
Е) новая эра досуга
Ж) женское лидерство
З) расцвет национальных культур
И) растущая численность низшего класса
К) быстрое старение населения
Л) деловое сотрудничество
М) триумф личности
(все тенденции по Гордону Драйден «Революция в обучении»)
Блок 3. Практический (мастер-класс)
Педагоги разделяются на группы, в каждой группе назначается организатор:
1 группа (организатор - Косовских Я.В.)
Артамонова А.Е., Горошенкина Н.Г., Козлова Е.В., Шимановская В.В., Ободовская Л.А., Проданова Н.А., Резатдинова Е.И., Усмаева Е.А., Максимова Н.В.
2 группа (организатор - Баковкина Е.А.)
Аликина А.В., Владыкина И.В., Вороная Л.Г., Поносов В.М., Чудина Л.А., Боклаженко Т.Л, Бабушкина А.В., Соловьева Н.В.
3 группа (организатор - Петрова Е.И.)
Вахламова Т.Г, Данилова Л.И., Милюкова С.Н., Проданова А.С., Погорелова Н.Б., Шевчук М.А., Плотникова Н.В., Томасова А.М., Колотова Е.Ф.
4 группа (организатор - Савельева И.В.)
Брызгалова Л.С., Дудырева И.В., Казакова С.Ф., Каменских С.А., Прохорова Ю.А., Лазарева Н.Н., Оборина О.В., Тарасова Е.А., Пьянкова О.В.
5 группа учителя музыки (организатор - Стацура Ж.А.)
Малыкина О.В., Кучина М.В., Сокольчик М.Н., Лекомцева Г.Н., Сокуровская И.В., Стельмаченок Л.Д., Халдина Н.И., Ташкинова Н.В., Шилова О.Г.
Цель совместной деятельности педагогов – создание проектного урока. Проблемная ситуация для всех групп предлагается одна:
Период ноябрь - март - трудное время для пернатых, биологи называют его бескормицей. "Бескормица" – это серьезное и даже страшное слово. Причины ее различны: промерзание почвы, выпадение снежного покрова, увеличение количества пернатых за счет кочующих и перелетных птиц, различная потребность в подкормке и др. Человек способен оказать помощь беззащитным существам. Следуя строгим правилам, он может облегчить жизнь пернатых в суровое время года.
Организатор проводит мастер-класс внутри своей группы. Коллектив педагогов работает над сжатым конспектом урока, используя опорный лист организатора мастер-класса и итоговую таблицу отчета творческих групп (см. Приложение 2, 3), создает продукт своего урока. Мастер-класс завершается защитой конспекта урока и продукта проектной деятельности.
Блок 4. Рефлексия
Нарисуйте цветы в вазах разноцветными карандашами.
Выбор цвета – отношение к проектной деятельности.
Значение цветов:
· красный – понимаю, использую;
· желтый – понимаю, буду использовать;
· синий – понимаю, не буду использовать.
Блок 5. Проект решения
- Активизировать работу школьных методических объединений по организации проектно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся;
- Использовать проектные формы работы в урочной и внеурочной деятельности на всех уровнях обучения;
- Внести в рабочие программы и КТП по предметам проектные формы работы.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Приложение
№ 1
|
» поисковый » исследовательский » технологический » имитационный » конструирующий » творческий
|
||||||
|
* экологический * страноведческий * социологический * краеведческий * этнографический * лингвистический * культурологический * маркетинговый * экономический * шоу бизнеса
|
||||||
|
¨ мультимедиа ¨ телекоммуникационный ¨ театрализация ¨ использующий бумагопластику ¨ использующий лоскутную мозаику
|
||||||
|
- мозаика - конференция - конкурс, состязание, концерт - саммит
|
||||||
|
* урочный * урочно-внеурочный * внеурочный * внешкольный |
||||||
|
¨ издательский ¨ инсценирующий ¨ макетирующий ¨ видео демонстрирующий ¨ компьтеро демонстрирующий ¨ Интернет представительствующий
|
||||||
|
- одно классный - меж классный - разновозрастный - общешкольный - межшкольный - международный
|
||||||
№ 2
Опорный лист для организаторов мастер-класса
Проблемная ситуация:
Период ноябрь – март – трудное время для пернатых, биологи называют его бескормицей. «Бескормица» – это серьезное и даже страшное слово. Причины ее различны: промерзание почвы, выпадение снежного покрова, увеличение количества пернатых за счет кочующих и перелетных птиц, различная потребность в подкормке и др. Человек способен оказать помощь беззащитным существам. Следуя строгим правилам, он может облегчить жизнь пернатых в суровое время года.
Алгоритм разработки проектного урока
(для ведущего мастер-класс)
· Выбрать класс (год обучения) и тему урока.
· Доказать значимость проблемы для обучающихся.
· Из проблемы сформулировать цель (планируемый результат).
· Спланировать действия по достижению цели (планируемого результата).
· Создать продукт.
· Презентовать продукт.
· Рефлексия.
№ 3
Отчетная таблица творческих групп
Участники мастер-класса |
1. 2. 3. 4.
|
5. 6. 7. 8.
|
Тема проектного урока |
|
|
Цель урока |
|
|
Планируемый результат (продукт) |
|
|
Учебная литература |
1. 2. 3. |
|
Формы работы |
|
|
Планирование действий по достижению цели |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
|
|
Форма презентация продукта |
|
|
Рефлексия |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.