«Проектная деятельность на уроках английского языка.
Проектируем вместе».
Подготовила
учитель английского языка
Мамонова Ольга Фёдоровна
Таганрог
2021
Основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком каждым обучающимся, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения иностранным языкам.
Проектная технология занимает одно из ведущих мест в современной педагогической практике, позволяющие повысить эффективность обучения.
Целью проектной деятельности является совершенствование речевых умений. Проектная технология призвана повысить интерес к занятиям путём внесения творческого начала в учебную деятельность учащихся. Благодаря активному включению в реальную, увлекательную деятельность, учащиеся могут выразить собственные чувства и мнения. Так реализуется важнейший принцип методики проектного обучения – коммуникативность. Процесс работы над проектами стимулирует обучающихся быть деятельными, развивает интерес к английскому языку, творческое мышление, дает возможность проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности Таким образом реализуется следующий принцип проектной методики – принцип самостоятельности обучаемых. В ходе выполнения проектной деятельности учащиеся привлекают и добывают знания из различных источников: личного опыта, книг, Интернета. Это позволяет выдвинуть следующий принцип методики проектной деятельности – принцип интеграции знаний. Проектная деятельность позволяет также реализовывать целостно-ориентированное обучение английскому языку, добиваясь интеграции четырёх речевых умений: говорения, аудирования, чтения и письма
Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.
Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения.
Одной из главных особенностей проектной деятельности, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, презентация или сочинение.
В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность обучающим использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний английского языка. Выделим несколько этапов.
|
1этап |
2этап |
3этап |
4этап |
5этап |
|||||
Проектная деятельность |
Планирование проекта, определение темы, подтем, изучение и анализ имеющегося материала |
Поиск требуемой информации |
Сопоставление и оценка информации |
Подготовка сообщений по подтемам |
Представление проекта |
|||||
Совершенст вование речевых умений |
Совершенст вование умений поискового чтения и аудирования |
Совершенст вование умений ознакомительного чтения |
Совершенст вование умений изучающего чтения |
Совершенст вование умений в письменной и устной речи |
Совершенст вование интегративных умений |
|||||
Проект "My favourite shop.” – “Мой любимый магазин.”( 6класс)
I этап. Организационный этап
В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. В нашей школе обучение английскому языку ведется по учебникам УМК авторов Кузовлева, Лапы, Перегуды. Учитывая высокую загруженность учащихся, мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.
Так, например, в 6классах предлагается тема “Shopping" . Тематика очень близка школьникам, ребята с удовольствием рассказывают о своих предпочтениях, что им нравится покупать, в какие магазины ходить. Так ненавязчиво идет обсуждение темы творческих работ, в конечном итоге формулируется обобщающая тема проекта. Ребята с увлечением начинают работать над проектом, который мы назвали "Мой любимый магазин.” Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, его цели. Конечной целью нашего проекта были рисунки, презентация и инсценировка на тему "В магазине". Таким образом, содержание проектной работы оказывается, основано на логическом продолжении содержания тематики учебника. На начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника (см. Таблицу 1).
На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта необходимо:
- разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);
- продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;
- обсудить план написания диалогов;
- выбрать оптимальную форму презентации результатов;
- составить и обсудить примерный план работы.
Таблица 1 Words on topic "My favourite shopping"
Words on topic "My favourite shop" |
Grammar |
Structures for dialogues |
A box of sweet, ice-cream, customer cup of tea, milk, a butcher’s shop, glass of coffee, drink, sell, a grocer’s shop eggs, porridge, meat, carton, jar buy fruit and vegetable, food, fridge,
|
Much many a lot of, little, few There is (was) There are (were) |
What can I do for you? Can I help you? I’d like…. Yes, please! I’m looking for… Here you are. Yes, sure. Can I try it (them) on? How much does it cost? How much is it? Certainly. What about this one? Thanks. Bye. |
II этап. Поиск требуемой информации
Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет проектирования.
Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.
III этап. Сопоставление и оценка информации.
Именно здесь происходит моя основная работа с учениками, обсуждаю промежуточные результаты, корректирую ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.
IVэтап. Подготовка и сообщений по подтемам.
Обучающиеся составляют коротенькие диалоги, в рамках учебной программы. Эта работа проходит в парах и тройках.
Затем группа делится на 2 команды. Каждый участник команды работает над собственным проектом. Необходимо придумать собственный магазин, описать все, что там продается, придумать оригинальное название своему шедевру. Свой проект учащиеся оформляют в виде рисунка или презентации.
Слабоуспевающим детям предлагается составить “Shopping list” из активной лексики.
Обязательно демонстрирую яркий наглядный пример, изготовленного их предшественниками в прошлом учебном году.
Каждая команда придумывает свой диалог на тему "My favourite Shopping", используя ключевые структуры.
Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений-диалогов на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические структуры, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа с учениками. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному проекту. Даются советы, ставятся мною наводящие вопросы , на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаем предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать. В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.
Vэтап. Представление проектов.
Так, в рамках работы над проектом "My favourite shopping”, появились проекты с иллюстрациями, презентации, диалоги и список покупок.
SA: Good afternoon. Can I help you?
C: Good afternoon. Yes, please. I’m looking for a dress for a party.
SA: What colour would you like?
C: Blue.
SA: Here you are.
C: Can I try it on?
C: How much is it?
SA: It’s 55 Euros
C: Here is the money.
SA: Thanks you. Good bye. Thanks for shopping here.
C: Thank you, good bye.
2. SA: Hello
C: Hello, can I have some coffee please and a packet of sugar?
SA: Yes, of course. Do you need anything else?
C: Do you have any milk?
SA: Would you like a carton or a bottle?
C: A carton please and half a kilo of biscuits.
SA: Anything else?
C: That is all. How much is it?
SA: That is £10.98
C: Thank you.
SA: Goodbye.
Выводы:
Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.
Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показывает, что обучающиеся достигают результатов в изучении иностранного язык.
Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:
- повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,
- наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,
- простор для творческой и созидательной деятельности.
Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом, формирует творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания, и приводит учеников к практическому владению английским языком.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.