Проектная деятельность по знакомству с малой родиной
Оценка 4.8

Проектная деятельность по знакомству с малой родиной

Оценка 4.8
docx
18.02.2020
Проектная деятельность по знакомству с малой родиной
Proekt_Kargopol.docx


Проект «Знакомство с Каргопольем»

Вид проекта: творческо-информационный

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год).

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, родители.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Актуальность темы

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с городами ближайшего окружения, их достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

У каждого любовь к малой Родине проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя города и увековечивая память о них на многие годы.

Итак, большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста оказывает знакомство с известными городами своей области, их историей, достопримечательностями, с известными людьми, которые прославили этот город.  Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – Архангельской областью, а именно с одним из старинных городов -  Каргополем. Эти знания, а значит и чувство гордости за свою малую Родину, народ,  помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранять и приумножиать наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат проекта.

Цель проекта:

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному региону.

Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике Каргополя;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием данного региона;

- Развивать интерес к достопримечательностям, культурным ценностям, природе Каргополя;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

              - Воспитание патриотизма и чувства гордости  за свой край, своих земляков.

При разработке педагогического проекта нами были использованы  следующие принципы:

·                принцип историзма - реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью подобран материал о городе Каргополе включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике региона.

·                принцип гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

·                принцип дифференциации - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

·                сотрудничество дошкольной организации с семьей – предполагает рассматривать семью и дошкольную образовательную организацию в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между родителями и педагогами;

·                принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнерство, соучастие  и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

·                принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, предметов народного быта и фольклора, достопримечательностей и т.д.;

·                принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

·                принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды знаний, стремиться к достижению результата;

·                ориентация на активную деятельность ребенка, которая основана на интересе, личностном смысле; формирует субъективную позицию ребенка, ответственность, разносторонние мотивации, вызывает положительные эмоции в процессе и результате выполняемых действий, что в совокупности стимулирует дальнейший личностный рост дошкольника;

·                расширение жизненного опыта ребенка как условие реализации своего «Я» в той или иной форме деятельности и общения;

Предварительная работа

·                Анализ основных подходов к проблеме формирования патриотических чувств у дошкольников старшего дошкольного  возраста в психолого-педагогической литературе;

·                Подбор диагностического инструментария для определения результатов работы: метод изучения продуктов детской деятельности; метод наблюдения; методы анкетирования родителей;

·                Подбор и подготовка необходимого материала и оборудования для реализации стратегии формирования гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному городу.

Содержание проекта

Проект осуществлялся в нескольких направлениях: познавательное, деятельностное.

Познавательное направление отражено в накоплении знаний о городе Каргополе (история возникновения, достопримечательности, памятники, и т.д.).

Деятельностное направление  реализуется через организацию продуктивной, игровой деятельности.

Содержание проекта представлено по тематическим блокам:

1.             «История возникновения города»: дети знакомятся с историей возникновения города, историческими местами, получают знания о географическом местоположении города.

2.             «Символика»: дошкольники знакомятся с гербом и флагом города, их значением.

3.              «Культурно-исторические памятники»: получают сведения о людях, внесших вклад в развитие города.

4.             «Достопримечательности»: у детей формируются представления о культурной и общественной жизни города.

Прогнозируемый результат

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в воспитательно-образовательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Каргополя, поможет сформировать интерес и гордость за свой край.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Продукт проектной деятельности

·                Презентации «Детям о Каргополье»;

·                Комплекс бесед для детей «История и памятные места Каргополя»;

·                Альбом «Каргопольские игрушки»

·                Развивающие настольно-печатные игры: «Ассоциации», «Каргопольское домино», «Узнай достопримечательность», «Собери герб» и др.

Календарно-тематическое планирование

неделя

Дети

Родители

Сентябрь

Блок «История города»

1-я

Беседа об истории возникновения города "Каргополь - старинный северный город""

Сбор исторических иллюстраций о городе, о красивых местах р. Онега

2-я

Просмотр презентации «Страницы прошлого»

Папка-раскладушка «История создания города Каргополя»

3-я

Беседа «День рождения города»

Папка-раскладушка «Современный город Каргополь»

4-я

Аппликация из мятой бумаги «Соборная площадь Каргополя»

Выставка детских рисунков

Октябрь

Блок «Символика»

1-я

Беседа «Герб города, его значение»

Консультация «Знакомим детей с символикой»

2-я

Просмотр презентации на тему «Символика города Каргополя»

Папка-передвижка «История  создания герба города»

3-я

Настольно-печатная игра на закрепление «Герб города»

4-я

Лепка «Герб города»

Выставка продуктов детской деятельности

Ноябрь

Блок «Культурно-исторические памятники»

1-я

Рассматривание иллюстраций «История возникновения Культурно-исторических памятников города»

Папка-передвижка «Памятники Каргополья»

2-я

Просмотр презентации «Детям о Каргополе» (достопримечательности города)

Консультация «Помогите детям узнать о Каргополе»

 

3-я

 

Настольно-печатные игры: «Опиши-отгадай», «Узнай достопримечатель-ность»…

Подготовка сообщения вместе с ребенком «Гордость Каргополя»

Декабрь

Блок «Достопримечательности»

1-я

Рассматривание иллюстраций достопримечательностей

«Красивейшие места Каргополья»

Сбор иллюстраций и фотографий о городе Каргополе и его пригороде.

2-я

Составление рассказа «Чем интересен Каргополь?»

Папка-передвижка «Интересные места Каргополья»

3-я

Настольно-печатные игры: «Ассоциации», «Опиши-отгадай»

Выставка альбома «Путешествие по городу»

Январь

Блок «Каргополь мастеровой»

2-я

Беседа «Знакомство с каргопольской игрушкой: Какая она - игрушка из глины?»

Консультация «Знакомим детей с каргопольской игрушкой»

3-я

Просмотр презентации «В гостях у бабушки  Ульяны»

Папка-передвижка «Мастерица-игрушеч-ница» 

4-я

Лепка «Тетёрки» из солёного теста.

(обрядовое витое печенье)

Выставка работ детей

Февраль

Блок «Каргополь мастеровой»

1-я

Ознакомительная беседа «Знакомство с работами рукодельниц -вышивальщиц »

Подготовка сообщений вместе с детьми «Как превратить лён в ткань».

2-я

Просмотр презентации «Каргопольская тряпичная кукла»

Сбор различных экспонатов для мини-музея «Каргополь-мастеровой»

3-я

Мастер-класс для детей и родителей «Изготовление каргопольской тряпичной куклы»

Март

Блок «Каргополь мастеровой»

1-я

Творческая мастерская  «Шедевры Дружинина Ивана Васильевича»

Консультация «Расскажите детям о труде гончара»

3-я

Лепка по выбору детей «Каргопольский глиняный горшок»

Выставка продуктов детской деятельности

Апрель

«Каргополь мастеровой»

1-я

Просмотр презентации «Династия Шевелёвых»

Папка-раскладушка «Удивительная каргопольская игрушка»

2-я

Рисование «Полкан каргопольский»

Выставка детского творчества

3-я

Составление рассказов о

понравившейся  каргопольской игрушке.

Создание альбома с рассказами детей.

 

Май

«Каргополь мастеровой»

1-я

Просмотр презентации «Династия Шевелёвых»

Папка-раскладушка «Удивительная каргопольская игрушка»

2-я

Лепка «Пусть вам лучшею подружкой

станет русская игрушка»

Выставка продуктов детской деятельности

3-я

Итоговый праздник «Весёлая ярмарка»

Приглашение родителей на праздник.

 


 

Приложение

Каргополь — старинный северный город

Приезжая в старый северный городок Каргополь, погружаешься в тихое очарование небольшого северного городка. Приятна  его спокойная, размеренная жизнь.

 

Приятен   понятный русский облик: широкая река, по берегам которой  раскинулся деревянный городок, и возвышающиеся   над всеми  строениями белые стены и купола старинных зданий. Летом здесь людно, много приезжающих туристов. Поперечные улочки короткие, одним концом упирающиеся к реке, другим  в поле. Зимой же тихо и спокойно.

История Каргополя, как и любого старинного города, много древнее истории его каменного зодчества. Маленький Каргополь едва ли не ровесник Москве. Первоначальное поселение относится к XI-XII векам. Было ли это чудское поселение, или русское поселение, входившее в состав Белозерского княжества, или на глади Онеги появились уструги новгородцев, этих первопроходцев Севера — вопрос остается открытым.

 Земли тут древние, давно обжитые. Раскопки по берегам рек Свидь и Онега, озёр Воже и Лаче середины двадцатого века показали, что местность, находящаяся в непосредственном соседстве с современной территорией Каргополя была обжита ещё задолго до основания города.

Найденные в этих местах древние поселения говорят о том, что первые люди появились тут около шести тысяч лет назад, то есть в четвертом тысячелетии до н. э., в период неолита. На стоянках найдены следы предметов домашнего обихода и промысловых орудий: черепки глиняной посуды, гарпуны, роговые и костяные рыболовные крючки, наконечники стрел, скребки, топоры, долота. Также обнаружены остатки погребений и очагов. На Ольгском мысу озера Лаче нашли части горна с остатками крицы и шлака. Находку датируют первой половиной первого тысячелетия до н. э.

Огромное  количество  археологических находок позволило сделать следующий вывод: культура, сложившаяся в районе озёр Лаче, Воже, Кенозеро и верховьев Онеги, имеет много отличий от курельской, печорской, беломорской и других не столь отдаленных по месторасположению культур. Ее назвали Каргопольской. Существовала она в период от 4000 до З000 лет до н.э.

«Каргополь» звучит необычно, что-то античное чудится в этом названии «поль», «полис» — «город» по-древнегречески. Одна из версий приписывает названию города греческое происхождение, поскольку на Руси, поддерживавшей связи с Византией, знали греческий язык. Имя города должно означать «корабельная пристань».

Вторая версия выводит название города от финских слов «кархун-пуоли», что значит «медвежья сторона».

 Некий князь, заблудившись в лесу во время охоты, встретил медведя. Дикий зверь уже готов был растерзать охотника, но в это-время явился светлый старец — и зверь упал замертво, не причинив никакого вреда князю. Последний на месте своего чудесного спасения велел заложить город…

      По третьей версии, в записях Г.Д. Державина сказано: «Что же-оный из числа старинных городов, доказывает сие найденная в монастырских бумагах рукопись, в коей показуется, что жители сих мест именовались погаными сыроядами и чудью белоглазой, сии нападали на белозерские селения и другие россиян жилища и все на ходу пожигали и опустошали.  И сие до толе продолжалось, доколе князь Вячеслав, собрав войски, отразил нападение чуди и, победя, гнал оную до берегов — Белого моря.
На обратном пути, желая вселить дух войны и славолюбия-в свои войска и притом утомленный от пути по непроходимым сим» местам, радовался, нашед поле, удобное и для отдохновения и для торжества победы. Место сие тогда как бы покрыто было воронами, и как птица сия и поныне у простолюдинов именуется каргою, то и назвал князь оное Каргиным полем и учредил на оном свой стол» покорил под власть свою кочующие здесь народы и возвратился» в свою отчизну, оставя на месте сем довольную для усмирения бунтующей чуди стражу.

Но как народ сей, ига рабства сносить не приобыкший, роптал и часто производил мятежи и смертоубийства, то россияне сделали на поле том острог, знаки коего и доныне видны.»

Согласно летописным источникам,  на которые опирался Державин, свой поход князь Вячеслав совершил в 1146г. Этот год и был официально признан датой основания Каргополя.

Первое летописное упоминание о Каргополе относится к 1380 году, когда князь Глеб Каргопольский вместе с мужественными князьями белозерскими явился по призыву Дмитрия Донского, храбро бился с недругами и пал на Куликовом поле. Сведения об этом содержатся в Никоновской летописи и в «Повести о Мамаевом побоище».

В XIV веке под городом и в округе возникают первые монастыри: Строкинская пустынь на Козьем болоте, основанная иноком Вассианом (позднее Спас-Каргопольский монастырь), Кирилло-Челмогорская пустынь.

В это же время, по преданию, Иоанном (или Ионою) Волосатым близ города был основан Успенский монастырь, позже ставший женским. 1453 годом датируется основание Александро-Ошевенского монастыря.

Возникновение монастырей свидетельствует о росте города и его значении как центра обширных земель. В 1447 году в Каргополь бежал князь Дмитрий Шемяка с можайским князем Иваном, спасаясь от гнева Василия Темного, захватив с собой заложницей мать царя Софью Витовтовну и московскую казну. С XV века имя Каргополя все чаще встречается в исторических документах.

От древних времен в городе доныне сохранился земляной вал, замыкавший с трех сторон небольшой квадратный в плане острог. Место это и сейчас называют Городок, Вал, Валушки.

Берег Онеги у Каргополя низкий, приметных возвышений нет. Поэтому вал был насыпан на ровном месте, а на валу поставлены деревянные стены с башнями. Сейчас Валушки — просто городской квартал, обнесенный поросшей травой насыпью, из-за которой выглядывают крыши домов.

Древний каргопольский городок был небольшим, но, пусть и маленькая, это была крепость на северных окраинах русской земли, и свою роль она с честью выполнила.

Благодаря сохранившимся письменным и изобразительным источникам XVII-XVIII вв. известно, что в Каргополе на протяжении XVII в. были крепостные укрепления. Материальным свидетельством данного факта, доступным как для каргопольцев, так и для гостей города, являются полузаросшие древние валы в северо-восточной части города. Значение Каргополя как административного и торгового центра Каргополья, или Онежской земли, предполагало наличие в городе основных административных учреждений. Здесь хранилась «государева казна», поступления в которую шли со всех волостей уезда. О былом богатстве Каргополя напоминают величественные каменные храмы. Поэтому логично можно отнести Каргополь к третьему типу древнерусских городов, хотя в свое время он был центром удельного княжества, а к XVI в. находился вблизи порубежных земель между Московией и Швецией.

До сих пор остается открытым вопрос о наличии в этом северном городе крепостных укреплений до начала XVII века.


 

День рождение Каргополя

«Мхи были, болота в Поморской стране,
А голые щелья в Беле-озере,
А тая эта зябель в Подсеверной стране..
А толсты становицы в Каргополе…»
Из былин.

Неповторим и притягателен Русский Север. Край, неизменно привлекающий к себе художников и архитекторов, историков и этнографов, да и просто туристов из разных уголков нашей страны и зарубежья. И немудрено – первозданная красота природы, необъятные дали, тихие озера, быстрые реки и прекрасные творения народного зодчества – все это очаровывает и увлекает каждого, прикоснувшегося хоть однажды к этой красоте.

Белозерский край и Обонежье, Подвинье и Поморье, Пинега и Мезень, Печорский край и множество других удивительных мест – все это и есть Русский Север. Край удивительный, славящийся множеством исторических и культурных событий. Земля древних национальных традиций в архитектуре, строительном мастерстве, живописи, песенном и танцевальном фольклоре.

Жизнь в суровом климате породила удивительное трудолюбие северян и замечательную культуру быта. В результате Русский Север, насыщенный древними сооружениями народного зодчества и искусства, воспринимается в целом как огромный своеобразный памятник русской национальной культуры и главный заповедник деревянного зодчества.

В старину на Севере лес играл значимую роль в жизни русского человека. Дерево сопутствовало ему от рождения до самой смерти: сначала его качали в деревянной колыбельке, вокруг были изделия из дерева – прялки, ткацкие станки, деревянная утварь. Вокруг дома также находились деревянные колодцы, амбары, изгороди, ворота, мельницы. И по окончании жизни человек обретал «домовину». Лес был привычной средой обитания.

Невозможно было представить себе жизни без рубленой избы, сторожевой башни под шатром, без прекрасного храма. Первые православные храмы на Руси были деревянными. С конца XVI века нам известны многие уникальные шатровые памятники деревянного зодчества.

Их строительство не прекратилось и после церковной реформы патриарха Никона 1650-1650 годов по унификации существовавшей тогда в Москве обрядовой традиции с греческой. В истории древнерусской архитектуры широко распространен миф о том, что патриарх Никон предписал «впредь церкви строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить», который опирается на единственный аргумент — цитату из неизвестной храмозданной грамоты. В действительности же, обратившись к историческим источникам, становится очевидным, что эта гипотеза имеет слабую доказательную базу и, соответственно, строительство шатровых храмов не было запрещено.

Наиболее ранние деревянные памятники из дошедших до нас относятся преимущественно к концу XVI началу XVII веков. В отдаленных районах Севера их осталось не так уж много. Многие из них уже погибли от пожара, другие были уничтожены иностранными захватчиками, остальные же просто приходили в ветхость и разрушались сами собой. Немало зданий погибли уже после революции, когда общественность рвала с религией и стремительно избавлялась от церквей и часовен, как от рассадников чужой идеологии.

 «Белокаменный Каргополь стоит своего рода островком, а вокруг раскинулась «лесная Русь» с селами и деревнями, история которых, как и история всего края, уводит в седую древность.

Город Каргополь – древнейший город Архангельской области на левом берегу реки Онеги. На первый взгляд – это обычный провинциальный городок, каких немало на Руси. Но стоит здесь побывать, как сразу понимаешь, что Каргополь есть не что иное, как душа, жемчужина Русского Севера!

Доподлинно до сих пор неизвестно, когда он был основан, так как за долгие годы своего существования многие документы, свидетельствующие о его истории, были утеряны. Первые поселения людей в Поонежье археологи относят к X тысячелетию до нашей эры, когда на северные берега Онежского озера пришли древние охотники. Но столь глубоко в древнюю историю мы погружаться не станем. Попробуем разобраться с датой возникновения Каргополя и происхождением столь необычного, близкого к греческому, названия этого прекрасного старинного города.

Относительно основания города среди исследователей существует множество толкований. Многие ученые, ссылаясь на «Сотную перепись» 1561-1564 годов, найденную в монастырских бумагах в конце XVIII века русским поэтом Г. Р. Державиным, считают, что город был основан в середине XII века. Первое же летописное упоминание Каргополя содержится в Устюжском летописном своде, так называемом Архангелогородском летописце в статье под 1379 годом. Официальной датой основания города принято считать 1146 год. Т.е. город Каргополь лишь на 1 год старше нашей златоглавой матушки-столицы!

Что же касается названия города, то и здесь также существует несколько версий происхождения названия. Но если снова обратиться к «Сотной переписи» 1561-1564 годов или к переписным книгам XVII столетия, то можно заметить, что Каргополь в те времена писался в два слова – «Карго поле». «Карго» — это местное название вороны, и, следовательно, наименование города можно перевести как «воронье поле». Возможно, эта версия и есть самой подходящей, ведь если выйти на окраину города, то можно услышать карканье огромных стай черных ворон.

Вероятно, какое-то время Каргополь был престольным городом удельного Каргопольского княжества. В 1478 году Каргополь вошел в состав Московского государства.

Дальнейшее развитие города ускорилось во времена Ивана Грозного, когда в 1565 году он зачислил город «на свой особной обиход», как район важный в стратегическом отношении, который, наряду с другими девятнадцатью городами должен был обеспечить содержание опричнины.

Многое пришлось пережить славному городу Каргополь за время его долгой истории. Но, несмотря ни на какие трагические события, с которыми столкнулся город, мы и сегодня можем наслаждаться величием и красотой монументальных памятников Каргополя. И сегодня Каргополь – это отнюдь не «медвежий угол» Севера. Это «живая страница истории Древней Руси».

      С тех пор день рождения города стали праздновать 30 июля, а датой исчисления стала дата 30июля 1146года. Днём города в Каргополе традиционно считается Праздник народных мастеров России. Когда-то он был задуман как разовое мероприятие к 845-ой годовщине Каргополя, но живет уже 26 лет. Праздник привлекает в город творческих людей со всей России – от южного Волгограда до сибирского Иркутска, и, конечно же, многочисленных туристов. В Праздник народных мастеров в Каргополе встречаются мастера разных уровней, рангов, возрастов, направлений, искусствоведы, художники, они учатся, общаются, показывают на многочисленных выставках свои изделия, знакомятся с богатыми фондами и коллекциями Каргопольского музея-заповедника. Приезжие гости любуются выставками, совершают экскурсии, участвуют в мастер-классах, конференциях, творческих встречах, Троицких гуляниях; продают свои изделия на ярмарке; активно обмениваются опытом. В ярмарке участвуют сельские подворья, предлагая для веселья публики местные разносолы и живность на продажу, забавляя различными народными играми. На фоне исторического города с приземистыми белокаменными соборами и деревянными купеческими особнячками в кайме из цветущего белого шиповника ярмарка народных ремесел и фольклорный антураж способствуют возрождению национального самосознания, стимулируют творческую инициативу, помогают самовыразиться талантливым людям; дают толчок развитию ремесел и промыслов Русского севера и процветанию Каргополя.

В Каргополе в День города проходит традиционный съезжий праздник народных мастеров России. На ярмарке, скажу по секрету, можно, если постараться, найти не только расписную каргопольскую игрушку, но и не разукрашенную, а «обварную» — тоже традиционную, но менее известную. Иногда такие игрушки, как штучный товар, продаются среди прочего изобилия местными (не путать с приезжими) умельцами.

Каргопольские музеи, культурные и концертные площадки проводят тематические программы, приглашая к себе в гости. А ещё одна площадка, ежегодная и самая крупная, представлена муниципальными образованиями Каргопольского района. Сельские поселения своими силами и возможностями представят на этот раз ХХ век на Каргополье. Каждый из пяти муниципалитетов обыграет на своей ярмарочной площадке по двадцать лет из прошлого столетия.


 

Герб города Каргополь и его значение

В 1708 году город Каргополь вошёл в состав Ингерманландской губернии, но уже в 1709 году он включен в Белозерскую провинцию Новгородской губернии. В 1776 году Каргополь "назначен" уездным городом Олонецкой провинции Новгородской губернии, в 1784 году - уездным городом Олонецкого наместничества, с 1801 года - уездным городом Олонецкой губернии.

Эмблема Каргополя - агнец на пылающем костре - впервые появилась на военных знамёнах 1712 года. Композиция взята из книги "Символы и емблемата".

http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/images/kargop30.jpg

В знаменном гербовнике 1729-1730 годов герб для Каргопольского полка описан так:

"белый баран, лежащий в огне на дровах, что учинил Санти, поле лазуревое"

http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/images/kargopo4.gifhttp://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/images/novgorod4.jpg

Герб уездного города Каргополя утвержден 16 августа 1781 года (закон №15209) вместе с другими гербами Новгородского наместничества.

"Каргопольский. Город Каргополь имеет старый герб. В голубом поле лежащий в огне на дровах баран".

Использованы материалы статьи О.Рево в журнале "Наука и жизнь" №11, 1981, 
а также текст Полного Собрания Законов Российской империи.

http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/images/kargopo3.gifhttp://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/images/kargopo2.gif

На Печати Каргопольского земского суда И.Емелиным был обнаружен интересный вариант герба Каргополя с изображением герба Олонецкой губернии в верхней части.

Приводим фотографию печати и нашу реконструкцию герба.

По сообщению И.Емелина (г.Петрозаводск)

http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/images/kargopo1.gif

В 1864 году был составлен проект герба Каргополя (по новым правилам 1857 года): В лазоревом щите через золотой огонь, над черными дровами такой же, с червлеными глазами и языком и с серебряными рогами и копытами баран. В вольной части герб Олонецкой губернии. Щит увенчан серебряной башенной короной о трёх зубцах и окружён золотыми колосьями, соединёнными Александровской лентою.

Материалы геральдического архива В.Маркова (Санкт-Петербург); рисунок подготовлен для "Геральдикума" Ю.Калинкиным (г.Долгопрудный)

http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/images/kargopol.gif

14 июля 2004 года глава Каргопольского района В.Байпшис подписал Решение сессии Собрания депутатов №11 от 30 июня 2004 года "О гербе муниципального образования "Каргопольский район". Этим решением приняты Положение о гербе и рисунок герба муниципального образования "Каргопольский район". Согласно тексту Положения:

"3.1. Геральдическое описание герба Каргопольского района гласит: "В лазоревом (синем, голубом) поле серебряный, с золотыми рогами баран, лежащий на золотых головнях; все объято червленым (красным) с золотой тонкой каймой пламенем".
3.2. Обоснование символики герба Каргопольского района. 
За основу герба Каргопольского района взят исторический герб уездного города Каргополя Олонецкой губернии Новгородского Наместничества, Высочайше утвержденный 16 августа 1781 года, подлинное описание которого гласит: "В голубомъ поле лежащiй в огне на дровахъ баранъ натурального цвета. (Старый герб)". 
Центр современного района - город Каргополь, один из древнейших городов русского Севера, известен с XII века. 
Каргополье - самобытный очаг культуры, сложившийся в сложных условиях взаимоотношений финно-угорских и славянских племен, политического и экономического влияния Новгорода и Москвы, взаимного проникновения язычества и христианства. По одной из версий, изображение барана в огне символизирует связь с языческим обрядом жертво-приношения барана, что было широко распространено на Русском Севере. В некоторых приходах Каргопольского уезда существовало "баранье воскресенье", во время которого крестьяне закалывали барана и приносили в жертву Илье-пророку. Видимо, этот ритуал и был положен в основу герба 1781 года.
Серебро - символ мудрости, чистоты, веры. 
Золото - это знак земного и небесного величия. Означает христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие, смирение и мирские качества: могущество, знатность, постоянство, богатство. 
Лазурь - символ истины, чести и добродетели, чистого неба и водных просторов. 
Костер - символ тепла, активности, домашнего очага. 
Красный цвет - символ мужества, жизни, праздника, красоты. 
3.3. Авторская группа: 
реконструкция герба: Константин Моченов (г.Химки); 
обоснование символики: Галина Туник (г.Москва); 
компьютерный дизайн: Юрий Коржик (г.Воронеж)".

Герб внесен в Государственный геральдический регистр РФ под №1511.

 

 

 

 

Знакомство с каргопольской игрушкой

Далеко на севере, в Архангельской области, расположен старинный русский город Каргополь. его жители создали особый вид художественного народного промысла, который существует в Каргополе и его окрестностях.

В деревнях Каргопольского района издревле занимались гончарным промыслом. Отдыхая от однообразия горшков и кринок, гончары лепили забавные глиняные игрушки. Они были сделаны из цельных кусков глины, которую мастера вытягивали и удлиняли, пока не получались фигурки людей, животных. Детали гончары создавали с помощью острых палочек. Затем глина обжигалась, ее покрывали сажей или мелом, красками наносили символы.

Основные цвета росписи каргопольских игрушек: чёрный, красный, жёлтый, бледно-зелёный, синий. Основной узор – это крупные круги и овалы с обводкой другим цветом, так же используются точки, линии, разноцветные чёрточки.

Основные виды каргопольской игрушки - это люди, животные кони, медведи, олени, сказочные герои. Самая популярная каргопольская игрушка – это Полкан – получеловек-полуконь. Неуклюжие фигурки баб с младенцами, приземистые мужики с бородами-лопатами, кони, птицы, медведи, собаки, герои сказок и былин...

В росписи для многих игрушек характерны древние символы солнца - большие красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.

Каргопольская игрушка выглядит примитивной и излишне простой. Однако, именно в «наивности» и состоит основная притягательная сила каргопольской игрушки. Даже неискушенному в народном искусстве человеку, видно, сколько любви и заботы в нее вложили мастера. В каждой игрушке чувствуется не только талант мастера, но и частичка его души. Каргопольская игрушка отличается от игрушек любого другого уголка России своей выразительностью, эмоциональностью, самобытностью, а также своеобразными сюжетами. Несмотря на их простоту, игрушки можно разглядывать бесконечно и каждый раз находить что-то новое и интересное.


 

Каргополь умел работать

И умел повеселить.

Для детишек – ребятишек

Мог игрушку смастерить.

Выбирал там мастер сказку –

Был его весёлым нрав!

Вот медведь глядит с опаской,

В танце на ногу припав.

Хочешь сам слепить такого?

Вот собачки вот Полкан,

Бородатые кентавры

И смешной Тяни – толкай!

Удивляется Диана`:

«Как поскачет он такой? –

И рассматривает рьяно, -

Конь с двойною головой?

Буду я лепить такого!» -

И усердно глину мнёт,

И вытягивает шейку,

Ножкам форму придаёт.

Кира выбрала Полкана

И задумалась слегка,

Как же вылепить такого

Из единого куска,

Лучше сформовать как шляпку

 

И бородку прилепить, -

Каргопольскую науку

На игрушке применить.

Юля с Натой лепят смело

Их кентавр могуч и крут

С глиной действовать умело

Руки их не устают.

Как занятье пролетело

Не заметили в делах.

А весёлые игрушки

Гордо встали на столах.

Ждёт их печка после сушки

В печке станут кирпичом

Глиняные шейки. ушки

И вода им нипочом!

Их распишут детки ярко

Изучив цветной узор.

Мамы наши от подарка

Оторвать не смогут взор!


ОРНАМЕНТ КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ

http://ya-zemlyak.ru/images/narprom/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%98%D0%B3%D1%8009.jpgОрнамент  каргопольской игрушки практически  не изменился. Элементы орнамента – круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «ёлочки», «гребёнки» – сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырёх тысячелетней давности. Символичной была каждая деталь. Запечатлённый в игрушке образ – отголосок древних представлений о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображённое на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зёрнами яровых посевов.

Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушён. По подолу платьев, забеленных известкой, глиняных каргопольских «баб» изображают круги, символизирующие солнце, или геометрические узоры, напоминающие полосы вспаханной нивы. Эта древняя символика, связанная с культом плодородия. Предпочтительны розовые, зелёные, сиренево-синие, жёлто-оранжевые краски неярких оттенков. На нём нехитрый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи. Этот узор очень древний, и каждый знак имеет определённый смысл, который сейчас многими забыт, а мастера рисуют его так, как изображали когда-то предки. Например –  крест  символ солнца, означает землю, засеянное поле, –  ростки, изображение растительности. Волнистая линия изображает речку, воду, влагу, которой надо напоить растения.

Орнамент каргопольской игрушки простой, стилизованный, напоминающий северную вышивку. В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают белый, зелёный, голубой, красный, чёрные цвета. Белый цвет в древности понимался как «сияющий белизной» и сравнивался со светом, но не отражённым, а излучаемым изнутри. Красный, «жаркий» цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь: солнце есть круг, наполненный огнём, пристрастие к сочетанию блеклого охристо-жёлтого и серого тонов, иногда он применяет розовый и совсем редко зелёный.

Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось и глиняные игрушки превратились в обычную глиняную забаву – «бобки».

Появились новые бытовые мотивы. Фигурка, олицетворяющая прежде женское божество с крестами и кругами-солнцами, уподобилась простой крестьянке и держала в руках младенца, хозяйственную сумку или корзину. В росписи возникли детали праздничного народного костюма. Расписывают игрушку неяркими, блёклыми красками.

СИМВОЛИКА КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ

Берегиня – знак Земли

http://ya-zemlyak.ru/images/narprom/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%98%D0%B3%D1%8010.jpgПоявление игрушки в языческие дохристианские времена даёт основание видеть в ней отголоски древних представлений и практически ныне не сохранившейся рунической культуры, существовашей ещё за 6 – 7 тысяч лет до Кирилла и Мефодия.

Образы традиционной Каргопольской игрушки наполнены скрытым смыслом: «Берегиня» – знак Земли. Образ женщины с обнажённой грудью связан с важнейшей обрядовой темой, слитой с образами животворящих сил «матери-сырой земли» и солнца.

Земля для крестьянина была словно живое существо. Она «засыпала» на зиму и «присыпалась» от горячих лучей солнца. Пила воду и родила урожай, нежно, по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской.

Слепленная из глины баба с головой, увенчанной «солнцем», воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами, которые символизируют моление «матери сырой земли» о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия. Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они «прогоняли» с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье.

Медведь – знак Плодородия

http://ya-zemlyak.ru/images/narprom/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%98%D0%B3%D1%80011.jpgМедведь» – знак Плодородия. У славянских народов «медведко» считается подателем плодородия земли. Существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства гончаров – добрый «хозяюшко леса». Он выходит на встречу к людям, полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке. Иногда изображали медведя с птицей в лапах, и украшали большим крестом. Этот образ был, возможно, отголоском каких-то далёких воспоминаний о связи медведя с культом огня и солнца. Медведи нередко задирали кормилиц-коров, вытаптывали крестьянские посевы – всё это не могло не отразиться на деревенской игрушке, питавшейся особенно в последнее время, впечатлениями современной мастеру деревенской жизни. Так нашли здесь место и сцены борьбы мужика с медведем.

Олень. Лось. Баран – знаки Неба

http://ya-zemlyak.ru/images/narprom/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%98%D0%B3%D1%80012.jpg«Олень. Лось. Баран» – знаки неба. Об олене сложены былины, песни и предания, где рассказывалось, что копыта у него серебряные, а рога «красна-золота» и освещал он ими всё вокруг. Шерсть оленя бурая (коричнево-красная), почему, в частности, он и был одним из древних образов солнца. И, возможно, в память об этом каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово «рогато» значило на севере жить в изобилии и богатстве. То же сулил людям и образ барана-солнца, потому-то, верно, и сложенный в снопы урожай овса – одной из плодородных в Каргополе культур – называли «бараном».

Полкан – знак Солнца

http://ya-zemlyak.ru/images/narprom/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%98%D0%B3%D1%8013.jpg«Полкан» – знак Солнца. Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана–лучистое солнышко.

Жило в народе представление о солнце в виде красного юноши, оттого и в русских сказках всадник на белом или рыжем коне символизировал день и солнце. Бородатый Полкан с лучистым солнцем на груди яркий образ Ярилы–бога Солнца.

В те далёкие времена любого рослого мужика могли назвать Полканом. Для того чтобы земля дала обильный урожай, перед посевной выбирали в деревне «богатыря-Полкана», тормошили и «роняли» его на землю, пели обрядовые песни.

Таким же крепким, полным сил и здоровья выбирали и засевальщика. За день до посева он парился в бане, ведь потом мыться ему уже нельзя, иначе в колосьях будет «бель» – пустота.

В ночь перед севом и в продолжение всей работы он не должен был спать с женой. Проснувшись, надевал на себя всё чистое, чтобы и всходы были чисты, скидывал штаны и в одной длинной, до колен, рубахе приступал к работе.

Человек здесь–образ большого мира, и его поведение оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли.

Полкан в каргопольской игрушке – это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный «стар матёр человек».

«Тяни-толкай»: свет и тьма

http://ya-zemlyak.ru/images/narprom/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%98%D0%B3%D1%8014.jpg«Тяни-толкай». Фигурка тяни-толкая состоит из двух коней – чёрного и белого. Конь (комонь, клюся, тарпан) – одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь чёрный несёт саму Смерть. Всадник на коне – символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и тёмной сторонами человеческой души. Сидящего между чёрным и белым конём всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и тёмные силы. Интересно положение всадника – на одних фигурках он ещё держится руками за обоих коней, как бы ни определившись в своей судьбе.  А на других он уже прильнул к светлому коню.

Каргопольская вышивка

Искусство вышивания - одно из самых выдающихся явлений традиционной культуры Русского Севера. Ярким примером северного русского орнаментального шитья является уникальная коллекция крестьянской вышивки XIX века в собрании Каргопольского музея.

Общей отличительной особенностью каргопольской вышивки является ее сюжетное и орнаментальное богатство, разнообразие техники. Каргопольские мастерицы владели практически всеми приемами шитья:

·         древним двусторонним швом «роспись»,

·         «набором», имитирующим тканые узоры;

·         ажурной строчкой «перевить»,

·         гладью, а также

·         стебельчатым «тамбуром».

Вышивкой украшали полотенца, подзоры, скатерти, свадебные ширинки, рубахи, передники.

Каргопольская вышивка   Каргопольская вышивка  Каргопольская вышивка

В первой половине XIXвека колористические решения вышивок традиционны - красный узор на белой основе холста. Иногда к ним добавляли мягкий желтый или синий цвета. Во второй половине XIX века шитье Каргопольского уезда демонстрирует нарастание орнаментальной узорчатости и цветовой активности. На Русском Севере нигде более не встречается такого многоцветья, такой разнообразной цветовой гаммы в счетной вышивке.

Одной из самых распространенных групп каргопольской вышивки является композиция с изображением всадников (или барсов) по сторонам женской фигуры. Образцы с этой композицией, датируемые первой половиной XIX века являются шедеврами северного художественного шитья. К кругу древних мотивов можно отнести изображенияе дерева жизни, двуглавой птицы-ладьи и «рожаниц».

 

Как и во всей русской народной вышивке, в каргопольской одним из самых популярных мотивов были птицы - павы с пышными хвостами. С конца XIX века и особенно в начале XX века техника тамбурного шитья все более завоевывала русскую вышивку. Эта несчетная техника, несложная в исполнении, часто использовалась для нанесения растительных узоров плавных округлых контуров.

Самый известный образец каргопольского тамбурного шитья - вышивка «месяцеслов» из Ошевенска. В основе вышивки лежит мотив крестьянского земледельческого календаря. Музейная коллекция вышивки, включающая более 500 образцов, представляет Каргопольский уезд богатейшим краем русской народной вышивки, равным которому вряд ли можно найти среди других регионов России.

 


 

Каргопольская тряпичная кукла

В быту русской деревни еще в первые десятилетия ХХ тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских семьях такие куклы имелись обязательно.

В куклы играли все дети примерно до 7-8 лет, пока не имели различий в костюме. Но лишь мальчик облачался в порты, а девочка в юбку, их игры и игровые роли начинали строго различаться. С этого времени и до самого замужества игровые интересы девочки сужались вокруг куклы и все теснее переплетались с традиционным рукоделием.

Еще долго в семьях сохранялись старые приметы, связанные с игрой в куклы. Если дети: усердно мастерили "лялек" и подолгу возились с ними, то предсказывалось скорое появление в семье новорожденного, а небрежное обращение с куклами предвещало болезнь близких. В Святки старались прекратить кукольные игры. Это пограничное время, связанное с зимним солнцестоянием, считалось опасным. Куклы убирали и прятали - подальше от всякой нечисти с "того света". Этими ритуальными действиями защищали дом и потомство. Отношение детей к кукле до сих пор интерпретируется как знак судьбы: "не играет в куклы - детей не будет, плохая мать будет".

К кукле относились бережно. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, где попало.

Их хранили в специально отведенных корзинах, коробах, ящиках или даже в ларчиках "с запиркой и с чеканкой". Куклы часто сохраняли до замужества, а потом передавали по наследству своим детям.

Пока дети были малы, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. При всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления тряпичной куклы, и лет с пяти такую потешу могла сделать любая девочка.

Матерчатые куклы - простейшее изображение женской фигуры: кусок тканины, свернутый "в скалку", тщательно обтянутое белой льняной тряпичное лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, кудельная либо волосяная коса и наряд из пестрых лоскутков ткани.

Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей - ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала ХХ века оставались для деревни дорогим и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особо ценились красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу.

В семье же, для своих детей, куклы "вертели" обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами. 

Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Часто кукольная одежда передавала особенности местных костюмов.

http://letopisi.org/images/6/64/Ddddd.JPGКукла Каргопольская столбушка. Образ куклы связан с образом Параскевы Пятницы. В традиционной русской культуре значимость образа Праскевы Пятницы, покровительницы домашнего очага и женского рукоделия, соразмерна с христианской Богородицей. На севере России культ Параскевы связывается с обрядом поклонения воде, когда колодезной или родниковой воде приносились жертвенные пряжи и кудели, - ведь многие работы, связанные с обработкой льна, производились у воды. Над святыми источниками устанавливались образы Параскевы Пятницы, Мастерски вырезанные из дерева, Колоды и другие чистые источники украшались куклами.

В более поздних верованиях значимость культа Параскевы Пятницы ослабла.

 

 

Технология изготовления

Прямоугольный кусок ткани сшить по короткой стороне (голова, тело).

http://letopisi.org/images/a/ab/Hshs46.JPG

Сшить ноги. Вложить в туловище. Зашить.

Файл:Stolb50.JPG

 

Привязать светлую ткань (рубаха). Пришить рукава.

Файл:Stolb48.JPG

Привязать понёву, передник. Обвязать куклу поясом.

Файл:Stolb49.JPG

 


 

        Каргопольская глиняная игрушка

      И.В. Дружинин: классик промысла каргопольской игрушки

http://ya-zemlyak.ru/images/narprom/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%98%D0%B3%D1%8004.jpg  Классиком народного промысла каргопольской игрушки по праву считается     замечательный мастер, односельчанин Бабкиной, Иван Васильевич Дружинин (1887 – 1949 гг.). Иван Васильевич Дружинин  род. в 1887 г. в семье гончаров. Игрушки начал лепить ещё  в детстве, посудой же почти не занимался. В 1930-е гг.  Дружинин был хорошо известен в среде собирателей народного искусства. Ему заказывали игрушки многие музеи страны, о нём писали в газетах. Долгое время считалось, что все работы, хранящиеся в музеях, сделаны одним только  И.В. Дружининым. Но в 1976 г. вдова мастера, Екатерина Андреевна Дружинина, рассказала, как работала вместе с мужем. Иван Васильевич  трудился  в колхозе, а лепил лишь вечерами  да по ночам. Игрушки он раскрашивал редко, «узоры наводила» Екатерина Андреевна. Игрушками до замужества она не занималась, лепить их так и не научилась, а вот в росписи мужа превзошла, да  и многих односельчан тоже.

Иногда  дружининские «бабы» держат в руках младенца, блюдо с хлебами или птицу. Голова лепится в условной манере: круглое лицо с выступающим подбородком да треугольный нос, уши и причёска отсутствуют. Головной убор напоминает шляпу с полями, островерхий колпак, цилиндрическую шапочку, изредка – крест.  У «баб» на лифах изображены краснокирпичный круг или миндалевидное зерно.

Часто встречаются большие налепные пуговицы, которые напоминают большие серебряные пуговицы в одежде каргополок в начале XIX в. Передник очерчивается чёрной линией и на нём пишутся красно-оранжевые круги, кресты в лучах,  круг с крестом внутри, мотивы колосьев, ветви деревьев. Большинство фигурок Дружинина окрашены извёсткой, и по белому фону написан узор. Цветовая гамма приглушена и сдержанна. Для неё  характерны жёлтые, зелёные, розовые, красные, сиренево-синие краски неярких оттенков.

Мужские фигурки изображают крестьян и солдат, стоящих или сидящих. Одеты они в длинные кафтаны с налепными пуговицами. Лепкой рук, головы, лица они схожи с женскими фигурками. У стариков борода «расчёсана» красными и чёрными полосками, иногда – «серебром» и киноварью.

Фигурки животных близки между собой по форме и орнаментации. Они различаются лишь деталями: у коня – небольшая головка со стоящими ушами, у коровы – рожки серпом, у оленя – рога с короткими веточками. Роспись также несложна: фигурки забеливаются известкой, голова закрашивается синим или розовым. У коровы, оленя, на спинах птиц рисуются большие красно-оранжевые круги и кресты.

Пожалуй, одним из интереснейших персонажей дружининских игрушек является медведь. Он стоит на задних лапах, а в передних держит птицу, цветок, гармонь или сосуд. Туловище медведя белили известкой, голову красили охрой, сажей рисовали глаза, киноварью – рот. На брюхе часто рисовали что-то вроде деревца или цветка. Есть также ряд фигурок, раскрашенных чёрной краской с «серебром».

Музеи приобретали в первую очередь его работы. Игрушки И.В. Дружинина известны сейчас как «классические», каргопольские.

Для работ Дружинина характерна монументальная пластика, тонкая цветовая разработка орнамента. Среди фигурок преобладают женские, в длинной юбке колоколом. Значительно меньше мужских фигур, изображений животных и птиц. Женские фигурки, будучи размером всего в ширину ладони, напоминают древних каменных баб. При лепке основой служил торс  с головой, он насаживался на юбку, к торсу присоединялись скатанные калачиком руки, шляпы, корзинки и другие детали. Руки часто бывают положены на бёдра, вытянуты вперёд или воздеты к небу. Смотрите слайд-шоу «Мастера каргопольской игрушки».


 

Династия Шевелевых: укрепила и развила промысел

http://ya-zemlyak.ru/images/narprom/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%98%D0%B3%D1%8005.jpgИгрушка из Каргополя своим развитием во многом обязана Шевелевым. Об удивительных вещицах невозможно рассказывать без упоминания этих славных людей.  Сам род Шевелевых, гончаров и игрушечников не менее чем в пяти поколениях, происходит из деревни Токарево, располагавшейся в нескольких верстах от Каргополя по Пудожскому тракту. Эти земли, известные, как Каргопольская сушь, издавна были известны залежами глины, и именно здесь, в деревнях Гринево, Токарево (ныне уже не существующих), в Печниково крестьяне занимались гончарным промыслом. Из Гринева были родом известные мастера Иван Васильевич Дружинин и Ульяна Ивановна Бабкина. Семья Шевелевых сыграла особую роль в деле возрождения каргопольской игрушки. Основателем династии Шевелевых  был потомственный гончар Дмитрий Васильевич Шевелев (1907 – 2000 гг.).

Шевелев Александр Петрович дал жизнь филиалу каргопольского отделения «Беломорских узоров», который производил игрушки. В 1967 г. по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе создали гончарный цех, принадлежащий предприятию народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Предложили его возглавить Шевелеву Александру Петровичу (1910 – 1980 гг.). Не было ни оборудования, ни гончаров. Теперь многие только дивятся, как с малыми возможностями Александру Петровичу удалось наладить настоящее гончарное производство. Его игрушки сразу завоевали популярность. Глиняных мужиков и баб, и диковинных зверей стали спрашивать все, кто приезжал в Каргополь.

Сохранив традиционные каргопольские сюжеты, мастер начал разрабатывать новые. Появились многофигурные композиции. Большим спросом пользуются у гостей города «Каргопольская тройка». Александр Петрович создал этот сюжет, соединив в единую композицию фигурки, которые традиционно лепили одиночными: возок, кони, фигурки людей. Появились игрушки, в которых нашла отражение тема труда сельского жителя: пахарь, сеятель, жнецы.

Простота произведений народных мастеров  –  кажущаяся. За этой простотой  –  опыт многих поколений художников, их чуткость к материалу, форме, цвету. Не каждому и не сразу открывается во всей полноте сказочный мир народной игрушки. Как и всякое искусство, народное творчество требует к себе пристального внимания.

Сегодня дело предков унаследовал Шевелев Валентин Дмитриевич (на фото). Он занимается воссозданием старинной техники обварки поделок, которая подразумевает помещение разгоряченной после обжига игрушки в так называемую болтанку – густой раствор на основе муки. В результате поверхность изделия покрывается декоративными разводами и пятнами чёрного цвета. Всё это возможно благодаря подгоревшей муке. В Каргополе в 2003 г. был создан Дом-музей династии Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки.


 

Скачано с www.znanio.ru

Проект «Знакомство с Каргопольем»

Проект «Знакомство с Каргопольем»

Развивать интерес к достопримечательностям, культурным ценностям, природе

Развивать интерес к достопримечательностям, культурным ценностям, природе

Символика» : дошкольники знакомятся с гербом и флагом города, их значением

Символика» : дошкольники знакомятся с гербом и флагом города, их значением

Консультация «Помогите детям узнать о

Консультация «Помогите детям узнать о

Май «Каргополь мастеровой» 1-я

Май «Каргополь мастеровой» 1-я

Приложение Каргополь — старинный северный город

Приложение Каргополь — старинный северный город

В XIV веке под городом и в округе возникают первые монастыри:

В XIV веке под городом и в округе возникают первые монастыри:

День рождение Каргополя «Мхи были, болота в

День рождение Каргополя «Мхи были, болота в

XVIII века русским поэтом Г. Р

XVIII века русским поэтом Г. Р

Герб города Каргополь и его значение

Герб города Каргополь и его значение

В 1864 году был составлен проект герба

В 1864 году был составлен проект герба

Знакомство с каргопольской игрушкой

Знакомство с каргопольской игрушкой

ОРНАМЕНТ КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ

ОРНАМЕНТ КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ

Медведь у большинства гончаров – добрый «хозяюшко леса»

Медведь у большинства гончаров – добрый «хозяюшко леса»

Каргопольская вышивка Искусство вышивания - одно из самых выдающихся явлений традиционной культуры

Каргопольская вышивка Искусство вышивания - одно из самых выдающихся явлений традиционной культуры

Каргопольская тряпичная кукла

Каргопольская тряпичная кукла

Технология изготовления

Технология изготовления

Каргопольская глиняная игрушка

Каргопольская глиняная игрушка

Династия Шевелевых: укрепила и развила промысел

Династия Шевелевых: укрепила и развила промысел
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2020