ПРОЕКТНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ « ПТИЦЫ»
( В средней группе ) |
Проектная деятельность «ПТИЦЫ»
( в средней группе )
Воспитатели: Берестова Н. В.
Вид проекта: познавательно – исследовательский, групповой
Возраст детей: 4-5 лет.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Состав участников: воспитатель, дети и родители
Цель: Формирование экологических знаний о зимующих и перелетных птицах и ответственного, бережного отношения к ним. Формирование у детей представления о значении птиц в жизни человека.
Задачи:
Пополнить предметно - развивающую среду по теме проекта.
Расширить кругозор детей о зимующих и перелётных птицах, различать диких и домашних птиц.
Учить называть и различать домашних и диких птиц; упражнять детей в сравнении и классификации птиц; познакомить на иллюстративном материале с видами птиц (внешний вид, особенности);
Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Задачи проекта для педагога:Реализовать тему «Птицы», охватив все образовательные области (познавательное развитие, социально -коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно -эстетическое развитие, творческое развитие)
Продолжать осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое познавательное мышление дошкольника.
Задачи проекта для родителей: Расширять возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваться к их мнению
Этапы проекта
Подготовительный этап:
Определение уровня знаний детей о птицах; определение темы проекта,
задач, подбор необходимой литературы по данной теме. Определение проблемы, обсуждение темы, поиск путей решения проблемы, форм участия детей и взрослых в проекте
Основной этап. Реализация проекта.
Предполагаемые результаты:
Заинтересованность детей в наблюдении за птицами, желание больше узнать об их жизнедеятельности.
Желание детей заботиться о птицах.
Умение детей различать и называть по внешнему виду домашних и диких птиц, зимующих и перелётных птиц. Участие родителей в реализации проекта, заинтересованность их в совместной с детьми поисково -познавательной и творческой деятельности.
Дети выйдут на более высокий уровень познавательной активности;
Сформируется у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
Активизация словарного запаса;
Этапы проекта
Неделя |
Деятельность педагогов |
Деятельность детей |
Деятельность родителей |
|
Сентябрь 01.09-03.09 |
Подготовительный период |
|
|
|
06.09-10.09 |
«Что ты знаешь о птицах?»; Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о перелётных и зимующих птицах, вызвать желание заботиться о них. Дид. игра, «Собери птицу из частей» |
Рассматривают картинки птиц, отвечают на вопросы, собирают картинки - пазлы «Птицы из частей» |
Обращают внимание детей по дороге в детский садик, каких встретили птиц. |
|
13.09-17.09 |
«Перелетные птицы» Цель: Расширять и обобщать знания детей о перелете птиц. Познакомить детей с понятиями:«лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». |
Знакомятся с перелётными птицами, отвечают на вопросы почему осенью птицы улетают в тёплые края. |
Наблюдение с детьми в природе за птицами |
|
20.09-24.09 |
«Жизнь перелётных птиц осенью» Цель: активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, учить составлять рассказы о пернатых; различать по картинке птиц Дид. Игра «Назови ласково» |
Учаться узнавать птиц с помощью воспитателя, называют птиц ласковыми именами |
Проговорить дома ласковые слова на все окружающие нас предметы. |
|
27.09-1.10 |
Рисование восковыми мелками с помощью шаблонов «Птицы». Цель: развитие моторики рук. |
Раскрашивают птиц, вспоминая названия перелетных птиц |
Наблюдение за погодой, какие произошли изменения в природе (стало холодно, птицам еду сложно находить)
|
|
Октябрь |
||||
04.10-8.10 |
Опыт «Как устроены перья у птиц?» (установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме);Дид. игра «Летает не летает»
|
Внимательно рассматривают перья. Узнают почему птицы летают, активно принимают участие в исследовании |
Понаблюдать за полётами птиц по дороге в сад. |
|
11.10-15.10
|
Стихи о перелётных птицах. Цель: Познакомить детей с русскими поэтами. |
Слушают стихотворение. Описывают свои впечатления от услышанного. |
Найти и прочитать стихотворение о перелётных птицах |
|
18.10-22.10 |
Загадки о перелётных птицах. Цель: учимся придумывать описательные загадки. |
Описывая картинку придумывают свои загадки. |
Придумать дома с мамой описательную загадку. |
|
25.10-29.10 |
Чтение сказкиД.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» Цель: Через сказку вызывать у детей желание заботиться за перелётными птицами
|
Слушают сказку и отвечают на вопросы |
Посмотреть мультфильм «Серая шейка» или прочитать сказку. |
|
Ноябрь
|
||||
01.11-05.11
|
Лепка «Серая шейка» Цель: Формировать умение лепить фигуры животных комбинированным способом. Развивать мелкую моторику рук,творческие способности.
|
Вспоминают сказку «Серая шейка» |
|
|
08.11-12.11
|
«Зимующие птицы» Цель: уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
|
Рассматривают иллюстрации зимующих птиц |
По дороге в садик или домой ,обращают внимание детей на изменения в природе |
|
15.11-19.11
|
Игры – имитации: «К нам летят птицы», «Воробушки радуются солнышку», «Ворона ходит важно и смотрит по сторонам»; Цель: Учить различать птиц по средствам игры. Сравнение воробья и вороны
|
Повторяют движения за воспитателем, запоминают движения. |
Сравнивают в природе ворону и воробья |
|
22.11-26.11 |
Аппликация «Воробьи» Цель: Учить составлять из частей птицу,композицию. Наносить клей на всю деталь, примакивать салфеткой.
|
Выполняют аппликацию, внимательно слушают и повторяют за воспитателем |
Собрать маленькие веточки для поделки |
|
Декабрь
|
||||
29.11-03.12 |
Чтение сказки М.Горького «Воробьишко» Цель: Учить всегда слушаться родителей, быть внимательными и осторожными. |
Понимают, что всегда нужно слушаться старших. Учатся быть осторожными и предусмотрительными |
Читают детям сказку М.Горького «Воробьишко» |
|
06.12-10.12 |
«Накорми снегиря и синицу» Цель: Научить различать снегиря и синицу по характерным признакам. |
Дети узнают, что синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало.Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины. |
Показывают детям на улицах, в садах, парках - рябину, вспоминают кто больше всего любит зимой рябину |
|
06.12-10.12 |
Аппликация «Снегири» Цель: учить передавать в аппликации образ снегиря; учить находить место своей работы в общей композиции; продолжать учить детей аккуратно работать с клеем; |
Вспоминают характерные признаки снегиря, выполняют аппликацию. |
Наблюдают в природе за снегирями. |
|
20.12-24.12
|
«Птицы и их детёныши»- Цель:учить называть существительные множественного и единственного числа. Находить и сопоставлять по картинкам птиц с их детёнышами |
Рассматривают изображение птиц, сопоставляют картинки, называют ласково детёнышей птиц. |
Вспоминают с детьми ласковые слова. |
|
27.12-31.12
|
Аппликация «Кормушка для птиц» Цель: Уточнить и расширить знания о зимующих птицах. Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц; учить изготавливать способом аппликации кормушки.
|
Внимательно слушают воспитателя и выполняют аппликацию. Учатся заботиться о зимующих птицах |
Сделать кормушки для птиц и повесить в парке. Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам |
|
ЯНВАРЬ
|
||||
10.01-14.01 |
Нелетающие птицы. Пингвин. Цель: Познакомить с повадками и местом обитания (Антарктида). |
Отвечают на вопросы. Обсуждают сюжет мультфильма. |
Посмотреть с детьми мультфильм «Приключения пингвинёнка Лоло» |
|
17.01-21.01 |
Нелетающие птицы. Киви. Цель: Познакомить с повадками и местом обитания (Новая Зеландия). |
Внимательно слушают воспитателя и рассматривают картинки |
|
|
24.01-28.01 |
Нелетающие птицы. Страус Цель: Познакомить с повадками и местом обитания |
Внимательно слушают воспитателя и рассматривают картинки. Обсуждают , что узнали о жизни страусов |
Посмотреть в интернете интересные факты про страуса. |
|
ФЕВРАЛЬ
|
||||
31.01-04.02 |
Домашние птицы. Цель:объяснить , что эти птицы называются домашними, почему они так называются. Уточнять знания о том, какие домашние птицы живут рядом с человеком, показать заботу людей о них. Познакомить с внешним видом, уточнить, что они едят, пьют, где живут. |
Беседа о профессиях «Кто ухаживает за домашними птицами». |
Почитать стихотворения про домашних птиц |
|
07.02-11.02 |
Курица и цыплёнок. Поделка из мятой бумаги «Цыплята» Цель: Развивать творческие способности, самостоятельность, эмоциональную отзывчивость |
Внимательно слушают воспитателя и выполняют поделку. Учатся заботиться за домашними птицами. |
Рассказывают детям о пользе, в нашем питании, курицы и куриных яиц. Показывают какие в их семье часто готовятся блюда из мяса птицы и яиц. |
|
14.02-18.02 |
Словесные игры «Назови ласково», «У кого кто?», «Один –много», «Кто кем будет?» Воспитывать заботливое и внимательное отношение к домашним птицам. Развивать эмоциональную сферу детей. |
Во время игры учатся устанавливать причинно - следственные связи, называют ласково детёнышей домашних птиц. |
Вспоминают с детьми ласковые слова. |
|
21.02-25.02 |
Чтение рассказа Л. Воронкова «Лебеди и гуси» Расширять кругозор детей о птицах, закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать любознательность. |
Слушают рассказ. Описывают свои впечатления от услышанного. Сравнивают домашних и диких гусей. |
Читают детям рассказ Л. Воронкова «Лебеди и гуси» |
|
МАРТ
|
||||
28.02-04.03 |
Водоплавающие птицы. Цель: Познакомить с отличиями по внешним признакам. Утки. |
Рассматривают картинки перепонок на лапках. |
При прогулке в парке, рассматривают диких уток, уточняют сходства и различия с домашними утками. |
|
07.03-11.03 |
Водоплавающие птицы. Пеликан. Цель: Познакомить с местом обитания, повадками и внешними признаками. |
Рассматривают картинки пеликана, слушают и отвечают на вопросы воспитателя. |
Вместе с детьми посмотреть в интернете интересные факты про пеликанов. |
|
14.03-18.03 |
Водоплавающие птицы. Мандаринки. Цель: Познакомить с местом обитания и внешними признаками. |
Рассматривают картинки птиц. Слушают рассказ воспитателя и отвечают на вопросы. Делают вывод: мандаринки это небольшая птица рода лесных уток семейства утиных |
Вместе с детьми посмотреть в интернете интересные факты про водоплавающих птиц - мандаринок . |
|
21.03-25.03 |
Водоплавающие птицы. Лебедь. Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок» Цель: Расширять знания о водоплавающих птицах. |
Слушают сказку и отвечают на вопросы. Обсуждают сюжет мультфильма. |
Посмотреть с детьми мультфильм «Гадкий утёнок» |
|
28.03-01.04 |
Показ опыта подтверждающего поговорку «как с гуся вода» Цель: Показать детям на опыте связь между строением и образом жизни птиц. |
Дети рассматривают перья, смачивают их водой. Выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается. Наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, смотрят, что произошло. Делают вывод, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья. Вода с жирных перьев скатывается, и перья гусей и уток остаются сухими. |
Дома дети рассказывают родителям про опыт. |
|
АПРЕЛЬ
|
||||
04.04-08.04 |
Певчие птицы. Зачем поют птицы. Цель: Познакомить с голосами певчих птиц. |
Слушают записи голосов певчих птиц.
|
По дороги в садик и домой обращают внимание на птиц, какие они издают звуки |
|
11.04-15.04 |
Канарейка. Гость из жарких стран. Цель: Познакомить с внешним видом и пением. |
Прослушивание записи голосов птиц. Раскрашивание раскрасок. |
Находят информацию в интернете. Узнают, что канарейки легко приспосабливаются к жизни в неволе и быстро становятся ручными. |
|
18.04-22.04 |
Скворец. Весенний вестник. Цель: Познакомить с повадками и пением. |
Прослушивание записей голосов птиц. Раскрашивание раскрасок. |
Поискать скворечники и понаблюдать за птицами. По возможности делают скворечники, прикрепляют к деревьям |
|
25.04-29.04 |
Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Соловей» Цель: познакомить детей со сказкой Х. К. Андерсена «Соловей» |
Слушают сказку и отвечают на вопросы воспитателя.Приходят к выводу, что Соловей — образ свободного певца |
Чтение с детьми сказки Г.Х. Андерсена «Соловей». |
|
МАЙ |
||||
02.05-06.05 |
Как появляются птицы. Гнезда. Цель: расширить представления об особенностях внешнего вида птиц, о появлении их на свет; рассказать, как птицы заботятся о питомцах. |
Рассматривают иллюстрации, рассказывают, что видели во время прогулки с родителями в парке. |
При прогулке в парке, наблюдают за птицами, обращают внимание на гнезда птиц, на деревьях. |
|
09.05-13.05 |
Чтение рассказа «Подкидыш» В.Бианки Цель: воспитывать бережное отношение к природе, умение на добро отвечать добром. |
Слушают рассказ и отвечают на вопросы. Обсуждают сюжет рассказа. |
Читают с детьми рассказ В. Бианки «Подкидыш» |
|
16.05-20.05 |
Мамы и дети. Словарная игра: назови малыша. Цель: Развивать речь |
Во время игры учатся устанавливать причинно - следственные связи, называют ласково детёнышей домашних птиц. |
Вспоминают с детьми ласковые слова. |
|
23.05-27.05 |
Обобщающее. Что узнали. Цель: продолжить учить сравнивать изученных птиц между собой, работать с дополнительными источниками информации; обобщать, делать выводы, способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей. |
Рассматривают сделанные книжки, делятся впечатлениями, рассказывают что узнали про птиц.
|
Сделать с детьми Книжки-малышки «Птицы» |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.