Тема: Проектная деятельность в начальной школе.
Уважаемые коллеги! Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать… Л.Н. Толстой.
Метод проектов стал неотъемлемой частью на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся начальной школы. Конечно, в силу возрастных особенностей учеников метод проектов вводится постепенно , от простых, игровых до сложных, научно-исследовательских работ.
Итак, в 1 классе проекты носят больше игровой характер, где важную роль играют родители. Увлекательны проекты:" Живая азбука", "Моя дружная семья",книжка-малышка "Любимое число" и другие.
2-ые классы – это небольшие творческие задания по литературному чтению, окружающему мир, внеурочной деятельности. И уже долгосрочные проекты становятся реальностью. Чтобы поддержать интерес учащихся , проекты делятся на части, на микропроекты. Это дает возможность самостоятельной ,посильной для младшего школьника, работы; вызывает интерес к работам одноклассников, формирует дух соревнования.
Вот пример, проект 2 Д - " Зажигаем звезды"(на выявление талантов и интересов учеников), проекты "Играем в ученых" и " Природные явления в домашних условиях"(иней, радуга, туман, дождь)
В 3-м классе проектная деятельность становится более научной, исследовательской. Появляются интегрированные проекты, например, ИЗО и технология «Витрина магазина», литература и ИЗО "Моя сказка".
Патриотическую направленность несут проекты , связанные с историей страны, города. Например, проект «Чтобы помнили» Романа Даньшина.
С 5 лет он стал интересоваться военной тематикой. Стал непосредственным участником Международного Поискового движения, Вахты памяти. В составе воронежского клуба «Плацдарм 36» участвовал и участвует в поиске родных, близких бойцов, погибших за Воронеж, в поздравлении ветеранов ВОВ, в реконструкции боев. Награждён памятными медалями. Продолжает исследования в Костёнках.
Интересный проект Лазарева Дениса "Исследование истории театра драмы имени Кольцова в годы войны" . Это работа с архивами театра ,научно-исторической литературой, беседы, интервью с родственниками актеров, воевавших на фронтах.
Хочется выделить отдельно групповой проект по здоровье сбережению. «Слёзы и слезообразование у детей». Актуальность темы : при введении дистанционного обучения , с возрастанием зрительной нагрузки происходят изменения в слезопродукции у школьников и увеличивается вероятность синдрома сухого глаза в последующем . Исследования проводятся под руководством офтальмолога, родительницы 3Б класса.
Учащиеся 4-х классов с учителями берут очень сложные проекты и защищают их на городских, областных и всероссийских уровнях. Например, Абарин Кирилл(4 Г класс) с проектом " Дело всей жизни". 23 Всероссийская детская конференция " Первые шаги в науке". Победитель заочного тура г.Москва. А также участие во Всероссийском фестивале исследовательских и проектных работ "Вектор". Диплом победителя финала г. Москва.
Для популяризации опытно-экспериментальной деятельности лицей сотрудничает с Воронежским государственным университетом инженерных технологий.
И последнее. В декабре в начальной школе был запущен социальный проект " Расти добро". Все классы активно приняли участие в изготовлении елочных украшений. И после ярмарки-продажи была оказана помощь детдомовским детям и деткам-отказникам в областной детской больнице №1 на Ломоносова.
Желаю нам всем годового запаса терпения, решительности, спокойствия. Пусть в новом году за голову возьмётся даже самый ленивый из учеников, путь наша с вами работа станет проще и легче.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.