Проект
Ограниченный по времени и пространству комплекс мероприятий,
направленный на создание уникальных продуктов и услуг или получение принципиально новых результатов.
ограниченность по времени и пространству
комплексность (взаимосвязанность действий)
уникальность
Проектная деятельность и ФГОС
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного
Результатом проектной деятельности у школьника должно стать формирование так называемого проектного мышления
Подходы к организации проектной деятельности в школе
Выделение в отдельную дисциплину
Интеграция проектной деятельности во внеурочную деятельность Внедрение элементов проектной работы в разные дисциплины
Использование проектной деятельности как инструмента воспитания
Проектная и исследовательская деятельность
Проектная деятельность ориентирована на заранее спланированный
результат, что влияет на методику оценки – мы оцениваем то, какой продукт мы получаем на выходе и то, насколько он соответствует установленным параметрам.
Исследование – изучение выбранного объекта и явления с определенной целью, но без заранее спланированного результата. Исследование направлено на поиск фактов, опровергающих или подтверждающих гипотезу в какой-то области с формулировкой выводов в заданной форме. Исследование – это следование алгоритму опытного или теоретического анализа
Успешный проект, как правило, объединяет в себе как исследовательские, так и проектные инструменты
Проблематика проектирования
Конфликт управленческого процесса (ориентация на результат) и педагогического процесса (ориентация на обучение)
Дефицит компетенций у педагогов в вопросах проектного управления и социального проектирования
Выделение проектирования в отдельный предмет,
а не интеграция инструментов в образовательный и воспитательный процессы
Цикл жизни проекта
Инициация (описание концепции проекта, обоснование необходимости и реалистичности)
Планирование (разработка плана проекта, в котором
определены и документированы все действия)
Исполнение (непосредственное создание продукта или услуги)
Мониторинг и контроль (обеспечение исполнения проекта)
Завершение проекта (составление отчетов, анализ метрики успеха)
Стратегия Диснея:
Роли: Мечтатель, Критик, Прагматик (Реалист).
Мечтатель
безудержный полет фантазии Критик
ранжирование наработанного материала по степени его значимости.
Прагматик
выделяют то, что имеет практическую пользу
прописывают в общем виде конкретные продуктивного использования выбранного материала
пути
Метод 6-5-3:
Шесть участников должны сформулировать и записать по три идеи каждый.
Затем каждый с учетом трех идей своих пяти партнеров формулирует еще по три идеи.
В заключение проводится анализ полученных идей с учетом их перспективности, реалистичности, важности.
Суть этого метода заключается в том, что каждый их шести членов экспертной группы пишет на отдельном листе бумаги по три идеи и передает их остальным членам группы, которые, в свою очередь, на основе уже предложенных вариантов пишут еще по три идеи, и т.д. По окончании этой процедуры на каждом из шести листов будет записано по 18 вариантов решений, а всего будет 108 вариантов.
Риски проекта:
все возможные форсмажоры, и критические ситуации, которые могут возникнуть при
реализации проекта
Ожидаемые результаты:
то, что мы хотим получить по окончанию реализации проекта
возможные дополнительные результаты, которые будут сопровождать реализацию проекта
Продукты проектной деятельности в школе
Атлас Бизнес-план Видеофильм Видеоклип Выставка
Газета
Действующая фирма
журнал Законопроект Игра
Кар Коллекция Костюм
Макет Модель Музыкальное произведение
Мультимедийный продукт Оформление кабинета Пакет рекомендаций Письмо
Праздник Прогноз Публикация Путеводитель
Сайт
Серия иллюстраций Система школьного
самоуправления Сказка
Справочник
Статья Сценарий Учебное пособие Чертеж Экскурсия
Этапы работы с проектами:
•
•
•
•
1 этап – создание проекта, описание и документальное оформление
этап – подача грантовой заявки
этап – актуализация проекта исходя из изменяющихся условий
этап – реализация проекта, контроль за исполнением показателей эффективности
этап – отчетность по проекту
SWOT – анализ
сила (strength),
слабость (weakness),
возможности (opportunities),
угрозы (threats).
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Сильные стороны | Возможности |
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Слабые стороны | Угрозы |
Ограничения |
Разработка плана проекта:
Производится оценка длительности планируемых работ
Составляется календарный план-график:
определение взаимосвязей между работами и операциями
оценка ресурсного обеспечения работ
(кто нужен и на какой период)
оценка длительности работ
оптимизация расписания проекта
Иерархическая структура работ:
уровень – весь проект
уровень – выделение фаз с крупными промежуточными результатами (вехи)
уровень – пакет работ с учетом деления крупных результатов
уровень – определенные работы с учетом деления пакета работ
уровень – конкретные операции
«Метод набегающей волны»
На всех стадиях проектирования производится многократное уточнение планов путем перехода от более укрупненного описания
предстоящих работ к более детальному.
Часто ближайшие по времени части проекта планируются подробнее, чем более отдаленные.
Матрица ответственности
•
•
•
•
•
Ответственность, сфера ответственности, полномочия Пошаговое построение м о:
список основных результатов проекта составляется список участников проекта;
строится таблица, в начале каждой строки результат проекта, а во главе колонки конкретный участник;
указывают функцию или роль, которые закрепляются за данным участником
•
Педагогическое взаимодействие
Педагогическое взаимодействие (в обобщенном плане) -
процесс, происходящий между воспитателем
и воспитанником в ходе образовательной деятельности и направленный на развитие личности ребёнка, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Этап | Взрослые | Дети |
Погружение в проект | Формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель и задачи | Принимают участие в выборе проблемы |
Организация деятельности | Создает условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует (помогает): - группы детей; | Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. |
Этапы взаимодействие ребенка и взрослого
Этапы взаимодействие ребенка и взрослого
Этап | Взрослые | Дети |
Осуществлени е деятельности | При косвенном участии: - консультация при необходимости; - подсказывает, советует; - деликатно контролирует; - обогащение знаний детей, повышение их эрудиции; - репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает | Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя: - выполняют свою работу в рамках выбранной роли и обязанностей; - консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и одобрения; - ищут необходимые и недостающие знания; фантазируют; - готовят презентацию |
Презентация результатов | Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. | Демонстрируют: - понимание проблемы, цели и задачи; - умение планировать и осуществлять работу; - найденные способы решения проблемы; - - самоанализ деятельности и ее результата; - взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников |
Этапы взаимодействие ребенка и взрослого
Коллективное обсуждение результатов проекта:
1. Работа в микроколлективах (по трем вопросам):
что было хорошо и почему?
что не удалось и почему?
что сделаем в будущем?
Выступления представителей микроколлективов, общее обсуждение.
Заключительное слово педагога.
Последействие:
Планируются и готовятся новые проекты
Педагог использует опыт, материалы проведенного проекта во внеаудиторной воспитательной работе.
Основа данной работы в системности.
Проект – это цикл взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на решение социально значимых проблем
Проектирование в управленческой деятельности
Один из главных вызовов управленческой деятельности в современном мире – снижение возможностей планирования и прогнозирования
Ответом на данный вызов может стать внедрение элементов проектного управления на все уровни деятельности
Модель «Киневин»
Запутанная
Исследуй – осознай – реагируй
Эксперименты
Хаотичная
Действуй – осознай – реагируй Новые практики
Сложная упорядоченная
Осознай – проанализируй
– реагируй Хорошие практики
Простая упорядоченная
Осознай – категоризируй
– реагируй Лучшие практики
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.