АКТУАЛЬНОСТЬ
В основе подготовки бегунов на короткие дистанции лежит использование разнообразных упражнений скоростного, скоростно-силового и силового характера.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Тем не менее, не до конца решен вопрос о преимуществах одних средств над другими, особенно на начальных этапах развития. Одни специалисты отдают предпочтения беговым и прыжковым упражнениям, которые сходны по своей биодинамической структуре с основным соревновательным.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Другие склоняются к планированию объемной работы на тренажерах, позволяющих избирательно и более акцентировано воздействовать на формирование нужного силового и скоростно-силового потенциала ведущих мышечных групп.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Наличие разных мнений по вопросам начальной подготовки юных спортсменов свидетельствуют о том, что еще не выработан оптимальный вариант учебно-тренировочной работы на этом ответственном этапе спортивной подготовки детей и подростков.
Цель исследования
разработать и экспериментально обосновать методику развития скоростных способностей спринтеров 13-14 лет на основе применения специальных тренировочных заданий.
Объект исследования
учебно-тренировочный процесс легкоатлетов-спринтеров 13-14 лет.
Предмет исследования
методика развития скоростных способностей спринтеров 13-14 лет на основе применения специальных тренировочных заданий.
Гипотеза исследования
Предполагалось, что разработанная методика развития скоростных способностей спринтеров 13-14 лет на основе применения специальных тренировочных заданий окажет положительное влияние на развитие скоростных способностей и физической подготовленности юных бегунов, если:
– уровень тренировочных и соревновательных нагрузок соответствует возрастным особенностям и уровню подготовленности юных спортсменов;
Гипотеза исследования
– в структуре тренировки юных легкоатлетов применяются специальные тренировочные задания, состоящие их специальных средств физического воспитания – комплексов физических упражнений, игр, игровых упражнений и эстафет;
– тренировочные задания сгруппированы в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств, комплекса качеств, а также совершенствование спортивно-технического и тактического мастерства юных легкоатлетов.
Задачи исследования:
1. Определить наиболее благоприятный период развития скоростных способностей легкоатлетов-спринтеров.
2. Выявить наиболее эффективные средства, методы и условия развития скоростных способностей легкоатлетов-спринтеров 13-14 лет.
3. Разработать специальные тренировочные задания, направленные на развитие быстроты, силы и выносливости юных легкоатлетов 13-14 лет.
4. Разработать методику развития скоростных способностей спринтеров 13-14 лет на основе применения специальных тренировочных заданий, определить ее эффективность.
Методы исследования:
– анализ научно-методической литературы;
– педагогическое тестирование;
– опрос;
– педагогический эксперимент;
– педагогическое наблюдение;
– методы математического анализа и статистики.
Организация исследования
Сравнительный педагогический эксперимент проводился на базе МКОУ ДОД ДЮСШ г. Миньяр с сентября 2011 года по май 2012 года с участием юных спортсменов-спринтеров 13-14 лет в количестве 40 человек (контрольная группа n=20; экспериментальная группа n=20). Тренировочные занятия в экспериментальной и контрольной группах проводились по три раза в неделю по 2 ч., дополнительно один день в неделе посвящался восстановительным процессам и активному отдыху.
В экспериментальной группе учебно-тренировочные занятия проводились по разработанной нами методике развития скоростных способностей спринтеров 13-14 лет на основе применения специальных тренировочных заданий. В контрольной группе - по программе по легкой атлетике для ДЮСШОР.
Результаты исследования
Для учета и распределения нагрузок различной направленности экспериментальной группе был предложен учебный двухлетний план тренировки, который состоял из следующих разделов: теоретическая подготовка, беговая работа по трем зонам интенсивности, средства специальной и общей физической подготовки, игры и игровые упражнения, контрольно-переводные испытания и соревновательная деятельность (таблица 1).
Таблица 1 – Экспериментальный план тренировки юных бегунов на короткие дистанции на учебно-тренировочном этапе подготовки
Разделы подготовки | 1-ый год | 2-ой год | |
1 | Теоретическая подготовка | 6,4/2,3 | 9,5/2,3 |
2 | Беговые упражнения различной интенсивности: |
|
|
3 | Специальные и общеподготовительные средства: |
|
|
Таблица 1 – Экспериментальный план тренировки юных бегунов на короткие дистанции на учебно-тренировочном этапе подготовки
Разделы подготовки | 1-ый год | 2-ой год | |
4 | Игры и игровые упражнения | 50,6/17,8 | 80,8/19,5 |
5 | Контрольно-переводные испытания | 4,0/2,0 | 4,1/1,0 |
6 | Соревновательная деятельность | 8,0/2,9 | 9,0/2,2 |
Итого: | 276/100 | 414/100 |
Примечание: В числителе – объем в часах, в знаменателе –объем в %.
На основе тщательного учета возрастных особенностей уровня физического развития юных бегунов в ходе эксперимента нами были предложены специальные тренировочные задания, направленные на развитие отдельных физических качеств, комплекса качеств, а также совершенствование спортивно-технического и тактического мастерства юных легкоатлетов (таблица 2).
При выборе упражнений, в первую очередь мы обращали внимание на всестороннее физическое развитие юных бегунов, при этом учитывая специальную скоростно-силовую направленность выбранных упражнений для совершенствования скоростной выносливости.
Таблица 2 – Специальные стандартные тренировочные задания по беговой подготовке бегунов на короткие дистанции
Направленность | Средства | Метод выполнения упражнения | Интенсивность | Интервал отдыха | Примерная ЧСС | Объем, м | Общее время, мин |
Совершенствование скоростных способностей | Бег с низкого старта 8х30м | Повторно | 75-90 | 2-3 | 150-170 | 240-400 | 20-25 |
Бег с низкого старта 4х40м 4х50м | Повторно | 2-3 | 150-170 | 360-500 | 20-25 | ||
Бег с низкого старта 4х40м | Повторно | 75-90 | 2-3 | 150-170 | 520-700 | 20-35 |
Структура учебно-тренировочного занятия с применением специальных тренировочных заданий
Подготовительная часть – разминка, включаются общеразвивающиеся упражнения, а для второго года обучения – специальные и игровые упражнения.
Основная часть. Физические упражнения в виде тренировочных заданий (10-20 мин) в основной части располагают в следующей последовательности: упражнения (комплексы и игры), направленные на воспитание быстроты, силы и выносливости (40-45 мин).
Комплексы упражнений, направленных на воспитание силы, включаются во вторую половину основной части урока. Комплексы упражнений силовой направленности подкрепляют соответствующими силовыми играми и игровыми упражнениями. Затем даются упражнения на выносливость.
В заключительную часть (15 мин) урока включаются упражнения, направленные на восстановление. Вслед за ними используют игры и игровые упражнения.
Динамика показателей физического развития юных спринтеров опытных групп
Для оценки основных показателей физического развития использовались следующие тесты:
1. Росто-весовые показатели (см, г).
2. Спирометрия (ЖЕЛ, см³).
3. Динамометрия кистей и становой силы (кг).
Динамика показателей физического развития юных спринтеров опытных групп
В результате анализа полученных данных, выявилась положительная динамика прироста показателей физического развития испытуемых, как в контрольной, так и в экспериментальной группах.
Однако, наибольший прирост во всех показателях был отмечен в экспериментальной группе
(таблица 3, рисунок 1).
Таблица 3 – Динамика показателей физического развития испытуемыхв процессе основного педагогического эксперимента (юноши)
Показатели | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
До | После | До | После | |
Рост (см) | 157,10±1,7 | 167,60±1,70 | 157,40±2,10 | 168,80±1,90 |
t=4,40 при Р<0,001 | t=4,22 при Р<0,001 | |||
Масса (г) | 42528±1579 | 52094±1919 | 42206±1526 | 52506±2059 |
t=3,84 при Р<0,001 | t=4,02 при Р<0,001 | |||
ЖЕЛ (см3) | 2661± 93 | 3505± 87 | 2539±80 | 3411±80 |
t=6,63 при Р<0,001 | t=7,71 при Р<0,001 |
Продолжение таблицы 3 – Динамика показателей физического развития испытуемыхв процессе основного педагогического эксперимента (юноши)
Показатели | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
До | После | До | После | |
Динамометрия кистей (кг) | 25,70± 0,90 | 37,00± 2,00 | 28,20±1,10 | 40,70± 1,60 |
t=5,16 при Р<0,001 | t=6,44 при Р<0,001 | |||
Становая сила (кг) | 44,75± 1,10 | 60,50± 1,90 | 46,20± 1,00 | 67,90± 2,40 |
t=7,80 при Р<0,001 | t=8,35 при Р<0,001 | |||
Средний прирост в (%) | 28,06% | 31,44% |
Рисунок 1 - Динамика показателей физического развития испытуемыхв процессе основного педагогического эксперимента (юноши)
Контрольная группа
Экспериментальная группа
1
2
3
4
5
6
%
1 – Рост (см); 2 –масса (г); 3 – ЖЕЛ (см3); 4 – динамометрия кистей (кг);
5 – становая сила (кг); средний прирост в (%).
Динамика показателей физической подготовленности юных бегунов опытных групп
В результате педагогического эксперимента в обеих группах наблюдается положительный прирост развития физических качеств юных бегунов на короткие дистанции. Однако в экспериментальной группе имеет место наибольший прирост результатов по всем показателям тестирования и, особенно, в развитии скоростно-силовых и качеств (рисунок 2).
Рисунок 2 - Динамика показателей физической подготовленности юных бегунов в процессе эксперимента
Контрольная группа
Экспериментальная группа
1
2
3
4
5
6
%
1 – Бег на 30 м с ходу (с); 2 –бег 60 м с высокого старта; 3 –бег 300 м (с);
4 – бег 800 м (мин., с); 5 – прыжок в длину с места (см);
6 – приседания за 1 мин. (кол-во раз); 7 – 6-минутный бег (м):
8 – индекс Гарвардского степ-теста (баллы); средний прирост в (%).
7
8
9
До педагогического эксперимента между контрольной и экспериментальной группами юношей не было достоверных различий по уровню развития скоростных качеств (Р>0,05) и по уровню развития физической подготовленности (Р>0,05). После проведения эксперимента достоверные изменения произошли между контрольной и экспериментальной группами юных бегунов во всех контрольных упражнениях (таблица 4).
Таблица 4 – Сравнительная характеристика физической подготовленности юных бегунов на короткие дистанции опытных групп после проведения эксперимента
Контрольные | КГ | ЭГ | t | p |
Бег 30 м с ходу (с) | 3,88 0,03 | 3,72 0,04 | 2,88 | 0,05 |
Бег 60 м с высокого старта (с) | 8,470,06 | 8,390,05 | 2,05 | 0,05 |
Бег 300 м (с) | 49,18 0,43 | 47,94 0,42 | 2,43 | |
Бег 800 м | 2.43,832,73 | 2.33,772,40 | 2,23 | |
Прыжок в длину с места (см) | 184,17180 | 188,331,53 | 2,34 | 0,05 |
Приседание за 1 мин. (кол-во раз) | 52,80 0,50 | 55,20 0,60 | 2,22 | |
6-минутный бег (м) | 1433,3034,00 | 1563,9032,00 | 2,82 | 0,05 |
Индекс Гарвардского степ-теста (балл) | 81,800,60 | 82,900,53 | 2,56 |
Выводы
Все это свидетельствует о том, что уровень скоростных, скоростно-силовых качеств, и силовой выносливостей в экспериментальной группе значительно увеличился после эксперимента по сравнению с контрольной группой. Педагогический эксперимент подтвердил эффективность предложенной методики. В связи с этим, в учебно-тренировочном процессе юных бегунов на короткие дистанции рекомендуется применять специальные тренировочные задания, сформированные в отдельные блоки на развитие физических качеств на протяжении всего годичного тренировочного цикла. А также в соревновательном периоде использовать специальные беговые упражнения, которые также способствуют совершенствованию скоростных качеств.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.