Проектная деятельность "ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СПРИНТЕРОВ 13-14 ЛЕТ"

  • ppt
  • 08.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 121165060416.ppt

ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СПРИНТЕРОВ 13-14 ЛЕТ


Выполнила :
Нестеренко Юлия Сергеевна

АКТУАЛЬНОСТЬ


В основе подготовки бегунов на короткие дистанции лежит использование разнообразных упражнений скоростного, скоростно-силового и силового характера.

АКТУАЛЬНОСТЬ


Тем не менее, не до конца решен вопрос о преимуществах одних средств над другими, особенно на начальных этапах развития. Одни специалисты отдают предпочтения беговым и прыжковым упражнениям, которые сходны по своей биодинамической структуре с основным соревновательным.

АКТУАЛЬНОСТЬ


Другие склоняются к планированию объемной работы на тренажерах, позволяющих избирательно и более акцентировано воздействовать на формирование нужного силового и скоростно-силового потенциала ведущих мышечных групп.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Наличие разных мнений по вопросам начальной подготовки юных спортсменов свидетельствуют о том, что еще не выработан оптимальный вариант учебно-тренировочной работы на этом ответственном этапе спортивной подготовки детей и подростков.

Цель исследования

разработать и экспериментально обосновать методику развития скоростных способностей спринтеров 13-14 лет на основе применения специальных тренировочных заданий.

Объект исследования

учебно-тренировочный процесс легкоатлетов-спринтеров 13-14 лет.

Предмет исследования

методика развития скоростных способностей спринтеров 13-14 лет на основе применения специальных тренировочных заданий.

Гипотеза исследования

Предполагалось, что разработанная методика развития скоростных способностей спринтеров 13-14 лет на основе применения специальных тренировочных заданий окажет положительное влияние на развитие скоростных способностей и физической подготовленности юных бегунов, если:
– уровень тренировочных и соревновательных нагрузок соответствует возрастным особенностям и уровню подготовленности юных спортсменов;

Гипотеза исследования

– в структуре тренировки юных легкоатлетов применяются специальные тренировочные задания, состоящие их специальных средств физического воспитания – комплексов физических упражнений, игр, игровых упражнений и эстафет;
– тренировочные задания сгруппированы в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств, комплекса качеств, а также совершенствование спортивно-технического и тактического мастерства юных легкоатлетов.

Задачи исследования:

1. Определить наиболее благоприятный период развития скоростных способностей легкоатлетов-спринтеров.
2. Выявить наиболее эффективные средства, методы и условия развития скоростных способностей легкоатлетов-спринтеров 13-14 лет.
3. Разработать специальные тренировочные задания, направленные на развитие быстроты, силы и выносливости юных легкоатлетов 13-14 лет.
4. Разработать методику развития скоростных способностей спринтеров 13-14 лет на основе применения специальных тренировочных заданий, определить ее эффективность.

Методы исследования:
– анализ научно-методической литературы;
– педагогическое тестирование;
– опрос;
– педагогический эксперимент;
– педагогическое наблюдение;
– методы математического анализа и статистики.

Организация исследования

Сравнительный педагогический эксперимент проводился на базе МКОУ ДОД ДЮСШ г. Миньяр с сентября 2011 года по май 2012 года с участием юных спортсменов-спринтеров 13-14 лет в количестве 40 человек (контрольная группа n=20; экспериментальная группа n=20). Тренировочные занятия в экспериментальной и контрольной группах проводились по три раза в неделю по 2 ч., дополнительно один день в неделе посвящался восстановительным процессам и активному отдыху.

В экспериментальной группе учебно-тренировочные занятия проводились по разработанной нами методике развития скоростных способностей спринтеров 13-14 лет на основе применения специальных тренировочных заданий. В контрольной группе - по программе по легкой атлетике для ДЮСШОР.

Результаты исследования


Для учета и распределения нагрузок различной направленности экспериментальной группе был предложен учебный двухлетний план тренировки, который состоял из следующих разделов: теоретическая подготовка, беговая работа по трем зонам интенсивности, средства специальной и общей физической подготовки, игры и игровые упражнения, контрольно-переводные испытания и соревновательная деятельность (таблица 1).

Таблица 1 – Экспериментальный план тренировки юных бегунов на короткие дистанции на учебно-тренировочном этапе подготовки

Разделы подготовки

1-ый год
обучения

2-ой год
обучения

1

Теоретическая подготовка

6,4/2,3

9,5/2,3

2

Беговые упражнения различной интенсивности:
- аэробные нагрузки
аэробно-анаэробные нагрузки
- анаэробные нагрузки


103,5/37,5
86,9/31,5
12,5/4,5

4,1/1,5


155,3 / 37,5
130,4 / 31,5
16,6 / 4,0

8,3 / 2,0

3

Специальные и общеподготовительные средства:
- развитие быстроты
- развитие скоростно-силовых качеств
- развитие гибкости
- развитие силовой выносливости
- развитие координационных способностей


103,5 / 37,5


24,8 / 9,0
56,6 / 20,5


6,9 / 2,5
8,3 / 3,0


6,9 / 2,5


155,3 / 37,5


41,4 / 10,0
82,8 / 20,0


8,3 / 2,0
14,5 / 3,5


8,3 / 2,0

Таблица 1 – Экспериментальный план тренировки юных бегунов на короткие дистанции на учебно-тренировочном этапе подготовки

Разделы подготовки

1-ый год
обучения

2-ой год
обучения

4

Игры и игровые упражнения

50,6/17,8

80,8/19,5

5

Контрольно-переводные испытания

4,0/2,0

4,1/1,0

6

Соревновательная деятельность

8,0/2,9

9,0/2,2

Итого:

276/100

414/100

Примечание: В числителе – объем в часах, в знаменателе –объем в %.


На основе тщательного учета возрастных особенностей уровня физического развития юных бегунов в ходе эксперимента нами были предложены специальные тренировочные задания, направленные на развитие отдельных физических качеств, комплекса качеств, а также совершенствование спортивно-технического и тактического мастерства юных легкоатлетов (таблица 2).
При выборе упражнений, в первую очередь мы обращали внимание на всестороннее физическое развитие юных бегунов, при этом учитывая специальную скоростно-силовую направленность выбранных упражнений для совершенствования скоростной выносливости.

Таблица 2 – Специальные стандартные тренировочные задания по беговой подготовке бегунов на короткие дистанции

Направленность

Средства

Метод выполнения упражнения

Интенсивность

Интервал отдыха

Примерная ЧСС

Объем, м

Общее время, мин

Совершенствование скоростных способностей

Бег с низкого старта 8х30м

Повторно

75-90

2-3

150-170

240-400

20-25

Бег с низкого старта 4х40м 4х50м

Повторно

2-3

150-170

360-500

20-25

Бег с низкого старта 4х40м
4х60
4х30м

Повторно

75-90

2-3

150-170

520-700

20-35

Структура учебно-тренировочного занятия с применением специальных тренировочных заданий

Подготовительная часть – разминка, включаются общеразвивающиеся упражнения, а для второго года обучения – специальные и игровые упражнения.
Основная часть. Физические упражнения в виде тренировочных заданий (10-20 мин) в основной части располагают в следующей последовательности: упражнения (комплексы и игры), направленные на воспитание быстроты, силы и выносливости (40-45 мин).
Комплексы упражнений, направленных на воспитание силы, включаются во вторую половину основной части урока. Комплексы упражнений силовой направленности подкрепляют соответствующими силовыми играми и игровыми упражнениями. Затем даются упражнения на выносливость.
В заключительную часть (15 мин) урока включаются упражнения, направленные на восстановление. Вслед за ними используют игры и игровые упражнения.

Динамика показателей физического развития юных спринтеров опытных групп



Для оценки основных показателей физического развития использовались следующие тесты:
1. Росто-весовые показатели (см, г).
2. Спирометрия (ЖЕЛ, см³).
3. Динамометрия кистей и становой силы (кг).

Динамика показателей физического развития юных спринтеров опытных групп


В результате анализа полученных данных, выявилась положительная динамика прироста показателей физического развития испытуемых, как в контрольной, так и в экспериментальной группах.
Однако, наибольший прирост во всех показателях был отмечен в экспериментальной группе
(таблица 3, рисунок 1).

Таблица 3 – Динамика показателей физического развития испытуемых в процессе основного педагогического эксперимента (юноши)

Показатели

Контрольная группа

Экспериментальная группа

До

После

До

После

Рост (см)

157,10±1,7

167,60±1,70

157,40±2,10

168,80±1,90

t=4,40 при Р<0,001

t=4,22 при Р<0,001

Масса (г)

42528±1579

52094±1919

42206±1526

52506±2059

t=3,84 при Р<0,001

t=4,02 при Р<0,001

ЖЕЛ (см3)

2661± 93

3505± 87

2539±80

3411±80

t=6,63 при Р<0,001

t=7,71 при Р<0,001

Продолжение таблицы 3 – Динамика показателей физического развития испытуемых в процессе основного педагогического эксперимента (юноши)

Показатели

Контрольная группа

Экспериментальная группа

До

После

До

После

Динамометрия кистей (кг)

25,70± 0,90

37,00± 2,00

28,20±1,10

40,70± 1,60

t=5,16 при Р<0,001

t=6,44 при Р<0,001

Становая сила (кг)

44,75± 1,10

60,50± 1,90

46,20± 1,00

67,90± 2,40

t=7,80 при Р<0,001

t=8,35 при Р<0,001

Средний прирост в (%)

28,06%

31,44%

Рисунок 1 - Динамика показателей физического развития испытуемых в процессе основного педагогического эксперимента (юноши)

Контрольная группа

Экспериментальная группа

1

2

3

4

5

6

%

1 – Рост (см); 2 –масса (г); 3 – ЖЕЛ (см3); 4 – динамометрия кистей (кг);
5 – становая сила (кг); средний прирост в (%).

Динамика показателей физической подготовленности юных бегунов опытных групп

В результате педагогического эксперимента в обеих группах наблюдается положительный прирост развития физических качеств юных бегунов на короткие дистанции. Однако в экспериментальной группе имеет место наибольший прирост результатов по всем показателям тестирования и, особенно, в развитии скоростно-силовых и качеств (рисунок 2).

Рисунок 2 - Динамика показателей физической подготовленности юных бегунов в процессе эксперимента

Контрольная группа

Экспериментальная группа

1

2

3

4

5

6

%

1 – Бег на 30 м с ходу (с); 2 –бег 60 м с высокого старта; 3 –бег 300 м (с);
4 – бег 800 м (мин., с); 5 – прыжок в длину с места (см);
6 – приседания за 1 мин. (кол-во раз); 7 – 6-минутный бег (м):
8 – индекс Гарвардского степ-теста (баллы); средний прирост в (%).

7

8

9

До педагогического эксперимента между контрольной и экспериментальной группами юношей не было достоверных различий по уровню развития скоростных качеств (Р>0,05) и по уровню развития физической подготовленности (Р>0,05). После проведения эксперимента достоверные изменения произошли между контрольной и экспериментальной группами юных бегунов во всех контрольных упражнениях (таблица 4).

Таблица 4 – Сравнительная характеристика физической подготовленности юных бегунов на короткие дистанции опытных групп после проведения эксперимента

Контрольные
упражнения

КГ
(Хm)

ЭГ
(Хm)

t

p

Бег 30 м с ходу (с)

3,88 0,03

3,72  0,04

2,88

 0,05

Бег 60 м с высокого старта (с)

8,470,06

8,390,05

2,05

 0,05

Бег 300 м (с)

49,18  0,43

47,94  0,42

2,43

Бег 800 м
(мин., с)

2.43,832,73

2.33,772,40

2,23

Прыжок в длину с места (см)

184,17180

188,331,53

2,34

 0,05

Приседание за 1 мин. (кол-во раз)

52,80  0,50

55,20  0,60

2,22

6-минутный бег (м)

1433,3034,00

1563,9032,00

2,82

 0,05

Индекс Гарвардского степ-теста (балл)

81,800,60

82,900,53

2,56

Выводы

Все это свидетельствует о том, что уровень скоростных, скоростно-силовых качеств, и силовой выносливостей в экспериментальной группе значительно увеличился после эксперимента по сравнению с контрольной группой. Педагогический эксперимент подтвердил эффективность предложенной методики. В связи с этим, в учебно-тренировочном процессе юных бегунов на короткие дистанции рекомендуется применять специальные тренировочные задания, сформированные в отдельные блоки на развитие физических качеств на протяжении всего годичного тренировочного цикла. А также в соревновательном периоде использовать специальные беговые упражнения, которые также способствуют совершенствованию скоростных качеств.

Благодарю за внимание!