«Проектная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»
Е. В. Гончарова говорит ,что использование проектной деятельности в системе экологического воспитания
дошкольников является наиболее эффективным благодаря
«… сочетанию интересов всех субъектов педагогического процесса»
Экологический проект – это проект, направленный на решение определенных задач с экологической направленностью в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольной образовательной организации
Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном образовании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.
Наиболее интересной для детей, способной объединить сразу несколько образовательных областей и видов деятельности вообще, является проектная деятельность.
- В проектной деятельности дети являются не пассивными
объектами формирования экологических знаний, они становятся их
активными добытчиками.
- Такие знания эмоционально окрашены, личностно значимы для ребенка, а значит
и отношение, формируемое на их основе, носит более осознанный характер, оно
глубже, индивидуальнее.
- Ребенок, участвуя и, в определенных моментах, организуя деятельность
по изучению природы, усваивает бережное отношение к ней, применяет его не
только в дошкольном учреждении, но и в повседневной жизни.
1. . В подготовительной группе мы работали над проектом «Лес мы любим, охраняем – свое здоровье укрепляем», результатом которого стала посадка деревьев вокруг детского сада Для реализации проекта организовали соответствующую предметно-развивающую среду. Изготовили дидактические игры: «Отгадайте, что за растение», «Четвертый лишний», «Что растет в лесу?», «Кто где живет?», «Кто чем питается?», С детьми собрали листья деревьев и кустарников и изготовили гербарий из них. Также оформила пособия, альбомы на экологическую тематику; подобрала презентации для ознакомления детей с миром природы: «Цветы. Какие они?», «В мире живой природы», «Дикие животные», «Лекарственные растения» и т.д.
2.
Представляю вашему вниманию проект «Путешествие вокруг света», в
подготовительной школе группе, который реализовывался в течение нескольких
месяцев, а начало ему положил интерес детей. Так после рассматривания
энциклопедии " Животный мир нашей планеты", дети стали задавать много
вопросов: "что за птица, а не летает, а только быстро бегает?",
"почему пингвины никогда не встретятся с белыми медведями?" Захотели
узнать больше об этих и других животных, где они обитают. Так родился
познавательный проект «Путешествие вокруг света». Цель: Познакомить
детей с материками Евразия, Австралия, Африка, Южная Америка, Северная Америка,
Антарктида формировать у старших дошкольников представления о материках,
знакомство с животным и растительным миром материков, привлечение родителей к
проблеме развития познавательной сферы ребенка.
В рамках проекта «Путешествие вокруг света» мы познакомили
детей старшего дошкольного возраста с планетой Земля. Изучили материки и
океаны: животный и растительный мир, знакомились с достопримечательностями
нашей планеты. Используя интерактивную доску, мы совершали виртуальные
экскурсии по материкам, ведь не у всех есть возможность побывать за границей, а
красивых и необычных мест на земле много.
3. проект «Покормите птиц зимой»
Цель проекта: Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности, закрепление понятия "зимующие птицы", оказание помощи птицам в зимний период для сохранения количества особей, развитие интереса к живой природе, воспитание экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.
-Наблюдение за зимующими птицами; фотографирование и рассматривание иллюстрации с изображением жизни птиц в зимнее время.
-Разучивание стихотворений, песен, пословиц о птицах.
-Чтение сказок и рассказов о жизни птиц.
-Составление связанного рассказа по сюжетным картинам "Как помочь птицам зимой", а также проба самим написать мини-рассказы о птицах.
-Проведение выставки кормушек, сделанных своими руками.
-выставка "Птицы зимой".
-Просмотр документальных видеофильмов о зимующих и перелетных птицах нашего края.
4.Проект: «Снег, снежок»
Детей дошкольного возраста называют «почемучками», так как познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Выходя с детьми на прогулку, говорим о том, что снег есть нельзя. Дети всегда спрашивают: «Почему?». Объясняю детям, что снег не только холодный, но и грязный. И опять слышу вопрос: «Почему он грязный, ведь он белый и кажется чистым?». Вот мы и решили выяснить, чистый снег или грязный. Давайте с вами побываем в роли ученых, которые все изучают, и сами ответим на интересующие нас вопросы. Так задумался проект «Снег, снежок» Мы начали с того, что вспомнили, как получается снег. В энциклопедии дошкольника написано, что снег – это много-много снежинок вместе. На земле и зимой встречается много грязи и микробов, они спрятались между снежинками и их не видно. А вот снежинки, которые только что падают к нам с неба, наверняка, чистые. Нужно проверить! Рассматривание фотографий, сделанных с родителями во время наблюдения за снегом. Цель проекта: - формировать интерес к явлениям природы, обращать внимание на ее красоту. Развивать активность в опытно-экспериментальной деятельности. Исследовать свойств снега; определять и сравнивать свойства снега и льда. Формирование у детей системы элементарных экологических знаний о снеге.
Результат: Проявление интереса к снегу, изготовление построек, самостоятельные игры со снегом, использование снега в сюжетно-ролевых играх как предмета – заместителя.
Даже внешне чистый и белый снег грязный и может нанести вред здоровью; снег более грязный в наиболее проходимых и проезжих частях города. Откуда же в воздухе столько грязи? На трубах всех заводов ставят специальные фильтры, которые задерживают дым и вредные вещества. Но часть все же попадает в воздух. А падающие снежинки ловят на своем пути все эти частички дыма и грязи. Вот почему даже свежий снег оказался грязным.
5.Долгосрочный проект «Деревья нашего края»
деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Хотя деревья «живут» рядом с нами постоянно, дети не замечают их и очень часто не считают живыми объектами природы.
Задачи:
Расширять у детей знания и представления о деревьях:
-характерные особенности строения;
-признаки отличающие одни деревья от других;
-сезонные изменения в строении лиственных деревьев;
-узнавать и называть деревья, произрастающие на территории детского сада и нашего города;
-дерево – важный строительный материал;
Воспитывать бережное отношение к природе.
В процессе проектной деятельности задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует, обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.
Проекты дают возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
И в результате проделанной работы я хочу видеть своих детей добрыми, терпеливыми, трудолюбивыми и милосердными, умеющими восхищаться красотой природы, а их родителей - экологически грамотными.
Я и мои коллеги считаем, что проектная деятельность-это действительно продуктивная деятельность, которая приносит нам важные положительные плоды совместной деятельности. Она может стать полноценным средством экологического просвещения дошкольников, в процессе которой у ребенка происходит формирование умения безопасно жить в мире людей, природы, вещей; развивается способность общения с природными объектами; развивается эмпатия (способности сопереживать, сочувствовать и содействовать другому); воспитываются чувства родства со всем живым; происходит принятие ребёнком нравственных норм и правил, ребенок начинает осознавать всю красоту и доброту окружающего мира, доброту людей по отношению к природе. Восприятия всего нового позволяет нам расположить ребенка к миру прекрасного, сделать его частью этого огромного мира. А мы, взрослые, должны повести детей по волшебной тропинке в удивительный и увлекательный мир экологии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.