Проектно-исследовательская деятельность — это совместная
учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность. Имеет общую цель,
согласованные методы, способы деятельности, направлена на достижение общего
результата, способствует развитию личностных, коммуникативных, регулятивных,
познавательных УУД.
Специфика исследовательской работы в начальной
школе заключается в систематичности, корректирующей и стимулирующей роли
учителя. Главное для которого - увлечь и «заразить» детей, показать им значимость
их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Уже с первого класса мы начинаем вовлекать учеников в мини-исследования. Любая программа предполагает исследовательскую деятельность на уроках . С 1 по 3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
В 3–4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен и могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору.
Несмотря
на положительную тенденцию в использовании проектно – исследовательской
деятельности в образовательном процессе есть и проблемы. Одна из них - это
родители, не имеющие представления о методике построения и выполнения данной
работы. Или наоборот, увлекающиеся так, что ребенок становится пассивным
наблюдателем их проектно-исследовательской деятельности. Поэтому, важно
проинструктировать родителей по специфике работы с проектами на одном из первых
родительских собраний.
Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не
связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Это даст им
возможность сблизиться со своими детьми, работа станет интересным и
захватывающим делом. Они вместе с детьми сделают фотографии, выполнят несложные
исследования, помогут подобрать информацию для теоретического обоснования
проектов, помогут ребенку готовить защиту своей работы. Работы получатся очень
интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
В процессе работы над проектом могут
возникать и трудности объективного характера, что связано с рядом специфических
возрастных особенностей, которые необходимо учитывать педагогу
С использованием проектно – исследовательской деятельности, мы решаем следующие задачи:
улучшение результативности учебно-воспитательного процесса;
развитие способности к исследовательскому типу мышления;
способствование приобретению учащимися социальной практики за пределами школы, адаптации к современным условиям жизни;
активизация личностной позиции школьника как в жизни, так и в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.