ГАУ ДПО ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
ЭМОЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Разработчик(и) проекта:
Семеновых Лариса Николаевна-старший воспитатель, Политавкина Оксана Валерьевна – музыкальный руководитель, Муравьева Зульфия Ринатовна – воспитатель, Арсланова Резида Гайфулловна - воспитатель
МАДОУ «Детский сад №64» г.Стерлитамак РБ
Руководитель проекта
Яфаева В.Г., заведующий кафедрой, доктор пед. наук, профессор
кафедры дошкольного образования и начального образования
Уфа - 2021
Актуальность выбранной работы обусловлена тем, что для понимания человека мы должны иметь представление не только о его мыслях, но и об эмоциях и чувствах.
Проект краткосрочный
Цель: изучение эмоционального интеллекта как важного личностного ресурса педагога.
Задачи:
1. Познакомить с понятием эмоциональный интеллект, разобрать составляющие компоненты. И определить значение эмоционального интеллекта в структуре профессиональной компетентности педагога.
2. Изучить уровень эмоционального интеллекта с помощью методик.
3. Провести практикум по отработке упражнений на саморазвитие эмоционального интеллекта учителя.
4. Определить возможности использования материала в практической деятельности учителя. Оборудование: листы бумаги, карандаши, ручки.
Участники проекта:
Муравьева Зульфия Ринатовна - воспитатель, Арсланова Резида Гайфулловна - воспитатель, Политавкина Оксана Валерьевна – музыкальный руководитель, Семеновых Лариса Николаевна – старший воспитатель.
Этапы реализации проекта:
1. Изучение и анализ литературы по данной теме.
2. Разработка плана реализации проекта.
3. Написание проекта
Ожидаемые результаты:
Разработать рекомендации для педагогов по регулированию своих эмоций.
Только
имея представление об эмоциональном опыте человека, мы можем с определенной
долей уверенности говорить о том, что мы знаем, каков он. Умственная и практическая деятельность, жизнь и
быт людей не могут функционировать без участия эмоций и чувств, а также
переживаний. Обобщая понятие «эмоции», К.Д.Ушинский характеризовал их следующим
образом: «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так
ясно нас самих, наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен
характер не отдельной мысли, не отдельного отношения, а всего содержания души
нашей, ее строя». Эмоции являются важнейшим
источником активности человека, организатором его поведения. «Всякая эмоция
есть позыв к действию или отказ от действия», — отмечает Л. С. Выготский.
Если какие-то действия вызывают чувство радости, удовольствие, мы будем
стремиться делать и впредь то же самое. Если мы что-то делаем с отвращением —
мы будем стремиться прекратить это занятие. Таким образом, чувства и эмоции
наполняют смыслом человеческую деятельность, являются не только ее побудителем,
но и важнейшим результатом: главное для человека — то чувство удовлетворения и
окрыленности, которое он испытывает, добиваясь своей цели.
Во всем многообразии проявляются чувства людей к
окружающей действительности и характеризуют особенности каждого человека, его
мироощущение, мораль, привычки, его внутренний мир. Эмоции и чувства оказывают
сильное, даже решающее влияние на возбуждение и торможение всех сфер
жизнедеятельности человека. Однако, когда просят описать
какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает
большие затруднения. "Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) -
особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами,
потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания
(удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида
явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая
практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из
главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения,
направленных на удовлетворение актуальных потребностей."
Эмоциональное состояние одного – душевная боль или радость другого.
Психическое состояние одного эхом отзывается на другом, и процесс общения, его динамика (движение, изменение) непосредственно зависят от психического состояния другого. Ничто не доставляет человеку столько радости, восторга, восхищения, как общение с духовно богатым человеком. Как к солнцу тянется цветок, так и человек к человеку, если этот другой доставляет радость.
Профессия педагога значима и актуальна всегда. Педагог оказывает огромное влияние на личность дошкольника. В наше время педагогом быть не просто, современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряженные ситуации на работе (трудности взаимодействия с воспитанниками во время образовательной деятельности, нарушения дисциплины воспитанниками, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками) приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога, снижению мотивации, как следствие, профессиональной активности.
Понятие «эмоциональный интеллект» является многозначным и недостаточно определенным в современной психологии. Этот термин был впервые введен в 1990 г. американскими психологами П. Саловеем и Дж. Майером для обозначения особого комплекса психических свойств, таких, как умение разбираться в собственных чувствах, эмпатии, умение регулировать собственные эмоции. С понятием эмоционального интеллекта тесно связано представление об «эмоциональной компетентности». Проблема эмоциональной компетентности начала разрабатываться недавно, в последние десятилетия, в связи с появлением теорий эмоционального интеллекта в зарубежной психологии. Эмоциональная компетентность способствует сохранению и укреплению психологического здоровья человека вообще и педагога в частности, благодаря своим ключевым компетенциям:
- Владение вопросами теории эмоций и их роли в образовательном процессе.
- Умение управлять своими собственными эмоциями и безошибочно определять характер эмоциональных состояний ребенка, сопереживать ему, проявлять эмпатию.
- Умение прогнозировать эмоциональное состояние детей и управлять им, используя при этом соответствующие стратегии воздействия, которые позволяют снижать отрицательные эмоций воспитанников (страх, зависть, злость и т.п.), а также стимулировать и поддерживать положительные эмоции (симпатию, радость, удовольствие и т.п.). Эмоционально компетентный педагог обладает способностью к педагогической импровизации и творчеству, что также характеризует его как профессионала. В своем профессионализме и мастерстве он находит уверенность, эмоциональную опору, черпает внутреннюю силу. Педагоги с высоким показателем эмоциональной компетентности хорошо осознают себя, свои собственные ценности, потребности и живут в соответствии с ними. Такие педагоги строят отношения на основании честности и открытости. Они способны пробуждать в людях позитивные эмоции, раскрывать в них самые лучшие стороны. Проблема эмоциональной саморегуляции является одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, сдерживать недовольство, гнев. Однако внешнее сдерживание эмоций не позволяет снизить интенсивность эмоционального процесса, не приводит к успокоению и не способствует психологическому и физическому здоровью. Повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких как пессимизм, тревожность, апатия и др. Это в свою очередь, негативно сказывается на взаимоотношениях с детьми. Представьте себе различные ситуации из жизни: Например, если педагог возмущен; то и воспитанник начинает возмущаться; если один угнетен, подавлен, плачет, то и другой приходит в такое же состояние; если один смеется, то и другой делает это же самое.
Владение собой, своими эмоциональными состояниями — важная, но не единственная составляющая эмоциональной культуры личности педагога. Мы можем говорить о высоком уровне эмоциональной культуры только тогда, когда развиты высшие чувства человека: способность к эмоциональному восприятию и глубокому переживанию прекрасного и безобразного в искусстве, природе, человеческих отношениях, способность не только эмоционально воспринимать, но и выражать свои чувства, т. е. когда происходит то, что называют утончением чувств. В. А. Сухомлинский писал: «Воспитание утонченности чувств стало на всю жизнь одной из ведущих идей, одним из главных моих педагогических убеждений». Главное, что необходимо развивать в человеке, — это способность к тонким движениям души, такие чувства, как любовь, благодарность и доверие. Эмоциональная культура педагога невозможна без умения воспринимать и тонко чувствовать эмоциональное состояние другого человека, наблюдательности, способности по внешнему виду определять эмоциональное состояние ребенка, а также того, что К. С. Станиславский называл внешней эмоциональной выразительностью. Воздействуя на учеников словом, жестами, мимикой, педагог должен уметь передать свое эмоциональное состояние, выразить с помощью речи и других невербальных средств свои чувства и переживания, свое отношение к тому, о чем он рассказывает ученикам.
Педагогический труд – это особая сфера общественной жизни, обладающая относительной самостоятельностью, он выполняет важные специфические функции.
Воспитание чувств - это воспитание человека в человеке. Не развивая в себе чувства памяти, благородности, человек разрушает себя. Без чувства идеи холодны, светят, а не греют, лишены жизненности и энергии, неспособны перейти в дело. Итак, полнота жизни и совершенство человеческой натуры заключается в органическом единстве разума и чувства.
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний приятного и неприятного процесса и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Любые проявления активности обучающегося сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции выполняют роль внутренних сигналов. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности.
По мнению ученых «язык эмоций» вполне доступен и высшим животным.
Чувства же свойственны только человеку. Самая древняя по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний -это удовольствие, полученное от удовлетворения потребностей и неудовлетворения.
Педагогическая деятельность насыщена разными напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение, которое может проявляться в пассивно-защитной (слезах) или в агрессивной форме [Симонова, 2003]. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ученика и учителя.[3]
Диагностика Эмоционального интеллекта.
- Тест на эмоциональный интеллект Холла (определяет способность владения эмоциями и их применение в жизни. При этом методика берет во внимание отношение к себе и окружающим, способность заводить друзей, общаться, гармонично себя чувствовать в компании).
- Тест на эмоциональный интеллект Гоулмана (проверка наличия таких качеств у человека: самосознание, самоконтроль, эмпатия, способность строить гармоничные отношения, способность мотивировать себя и других для достижения целей).
- Методика определения интеллекта Люсина основана на самостоятельном анализе эмоций. Развитие эмоционального интеллекта педагога.
Начать развивать или совершенствовать эмоциональную компетентность можно с самых простых техник и упражнений. Остановимся на нескольких рекомендациях. Первым шагом в развитии эмоциональной компетентности должно стать осознание собственных эмоций. Особенно это актуально для людей, которые постоянно подавляют и вытесняют свои эмоциональные переживания. Чтобы осознать эмоции, которые вы переживаете в течение дня, недели, рекомендуется вести «Дневник эмоций» (Н. Козлов), в котором следует регулярно фиксировать: событие, вызвавшее эмоцию, проявления эмоции, название самой эмоции и характер поведенческой реакции.
В результате ведения дневника:
- Человек узнает факты своего эмоционального состояния.
- Эмоциональное состояние становится более позитивным и стабильным.
- Человек начинает понимать, какие именно события жизни снижают его эмоциональное состояние.
Это позволяет ему сделал правильные выводы.
- Реагирование на негативные ситуации становится более конструктивным.
Для более эффективного осознания собственных эмоций и их называния можно использовать упражнение «Эмоциональный словарь». В течение трёх минут запишите слова, выражения, обороты речи (любые), которые позволяют вам точно выразить чувства. Запишите их в два столбца: положительные – отрицательные. Проделав это, обратите внимание на количество слов: более 30 слов – ваш словарный запас позволяет дифференцированно выражать ваши чувства;
ваши эмоциональные переживания будут поняты окружающими;
20 – 30 слов – вы можете различным образом выразить свои чувства, однако тренировка вам не помешает;
менее 10 слов – вам необходима тренировка в выражении чувств. Каких эмоций у вас больше, положительных или отрицательных? Это характеризует вашу личность, ваше отношение к жизни. Эмоциональный словарь (Приложение 1). Научиться управлять эмоциями – это значит научиться выражать их приемлемыми способами. В первую очередь это относится к отрицательным эмоциям. Упражнение «Внутренний луч». Это упражнение направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней её части возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук тёплым и ровным, расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, «охлаждаются» глаза, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность человека, спокойного и удовлетворённого собой, своей жизнью, профессией и учениками.
Упражнение Цель: развитие умения ассоциировать свое эмоциональное состояние с цветом. Участники группы сидят по кругу. Инструкция: «Каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете Вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. Теперь расскажите, о том, как изменялось Ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как Вы проснулись, и до того, как Вы пришли сюда, - и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором бы находитесь сейчас и поясните, почему Вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который Вы назвали. Упражнение Цель: развитие умения управлять своим состоянием в трудных ситуациях, вербализировать свои состояния. Упражнение выполняется в парах. По очереди: - вспомните о какой-нибудь ситуации из своей жизни, из обычного рабочего дня, из спорта, когда Вы достигли большого успеха. Обрисуйте ее словами; - закройте глаза и вызовите воспоминания в виде картинки в памяти на столько точно, чтобы Вы вспомнили, когда это было, где происходило, что Вас окружало, кто присутствовал. Расскажите все партнеру - вспомните свои слова, что Вы сказали в той ситуации. Каким был Ваш голос? Что Вы делали в тот момент? Повторите их. - вспомните, что Вы при этом чувствовали? Какое чувство преобладало? Опишите свои чувства. Упражнение Цель: развитие умения распознавать эмоции, выраженные пантомимикой. Участники группы разбиваются на пары. Инструкция: «Один из участников пары будет «зеркалом», а второй – «обезьяной». «Обезьяна», перед «зеркалом», ведет себя свободно: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. «Зеркало» повторяет все движения, выражения лица «обезьяны». Через 3 минуты тренер предлагает партнерам поменяться ролями. Обсуждение: «Какие трудности у вас возникали в процессе выполнения упражнения?», «Насколько точно вам удавалось распознавать чувства и эмоции вашего партнера и воспроизводить их?». Важно так же развивать родителям и педагогам эмоциональный интеллект детей. Рекомендации. (Приложение 2)
Аналогично можно провести самоанализ по методике незаконченного предложения: «Когда у меня радостное настроение, я слушаю музыку» и др.. Такая методика дает возможность каждому выйти из отрицательной эмоции или доставить радостное настроение себе и другим. Эмоции и чувства - личностные образования.
Они характеризуют личность социально - психически. Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам. Предметом любви - ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия –не удовольствия.
Эмоции переживания и различные психические состояния, если они испытываются постоянно, оказывают непосредственное влияние на формирование устойчивого отношения к учению, на формирование мотивации учения.
При положительных эмоциях удовлетворяются любознательность, потребность в эмоциональном благополучии. При отрицательных эмоциях наблюдается отход от учебной деятельности, так как не удовлетворяется ни одна из жизненно важных потребностей. Желанная цель не создает реальной перспективы личности. И положительная мотивация не формируется, но зато формируются мотивы избегания неприятностей. Например, такое можно наблюдать в любом учебном заведении: если педагог на базе эмоций выразил свое отношение к обучающемуся (например, к прогульщику, к неуспевающему и т. д. ).
В индивидуальном развитии человека эмоции и чувства играют социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы.
На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются интересы и потребности.
Чувства - высший продукт культурно - эмоционального развития человека. Чувства выполняют в жизнедеятельности человека, в общении мотивирующую роль. В отношении окружающего мира человек действует так, чтобы подкрепить, усилить положительные чувства. Чувства связаны с работой сознания. Устойчивые чувства, действующие в течение длительного времени именуют настроением.
Чувства, эмоции, эмоциональные состояния заразительны переживания одного непроизвольно воспринимаются другими и могут приводить этого другого в более сильное эмоциональное состояние. Существует так называемая модель «цепной реакции». В такое состояние иногда приходят обучающиеся, когда смех одного «заражает всех». По модели «цепной реакции» начинаются массовые психозы, паника, аплодисменты.
При общении с воспитанниками огромную роль играет личный пример педагога, который выполняет роль эмоционального механизма. Так если преподаватель входит в класс с улыбкой, то в классе устанавливается приятная, спокойная атмосфера. И наоборот, если преподаватель пришел в возбужденном состоянии, то и в группе среди обучающихся возникает соответствующая эмоциональная реакция. Аффекты - это реакция возникающая в результате совершенного действия или поступка и выражающая субъективную эмоциональную окраску характера достижения поставленной цели и удовлетворения потребностей.
Одним из наиболее распространенных видов аффектов - стресс. Стресс представляет состояние сильного психологического напряжения, когда нервная система получает эмоциональную перегрузку.
Педагог не может быть нейтральным к социальным оценкам своего поведения. Признание, похвала или осуждение поступков окружающими влияют на самочувствие и самоуважение личности. Именно они заставляют личность быть особенно чувствительным к отношению других, сообразоваться с их мнением.
Понимание значимости чувств помогает преподавателю правильно определить линию собственного поведения, а также воздействовать на эмоционально - чувственную сферу воспитанников.
В поведении личности чувства выполняют определенные функции: регулятивную, оценочную, прогностическую, побудительную. Воспитание чувств - длительный, многофакторный процесс. Итак, эмоции и чувства в работе педагога играют большую роль в процессе подготовки специалиста. Исходя из этого, можно сделать следующие рекомендации:
Рекомендации педагогам:
1.Сдерживайте отрицательные эмоции.
2.Создайте оптимальные условия для развития нравственных чувств, в которых сочувствие, сопереживание, радость выступают элементарными структурами, формирующими высоконравственные отношения, при которых нравственная норма превращается в закон, а поступки в нравственную деятельность.
3.Умейте управлять своими чувствами и эмоциями, и чувствами обучающихся.
4.Чтобы все это реализовать обращайтесь к методике А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Педагогическая поэма», «Как воспитать настоящего человека» К.Д. Ушинского, «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» Д.Карнеги, «Общение – Чувства – Судьба» К.Т. Кузнечиковой.
Педагогическая копилка рациональных одухотворенных действий, окрашенных эмоционально, у каждого педагога своя. Пусть больше будет в ней семян разумного, доброго, вечного.
Список литературы:
1. Андреева И.Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2017. – № 2. – С. 104-109. – Электрон. копия доступна на сайте психолога Ирины Андреевой «Эмоциональный интеллект».
2. Андерсон М.Н. Актуальность проблемы развития эмоционального интеллекта в рамках приоритетных задач ФГОС дошкольного образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2016. – № 2. – С. 204-210.
3. Корниенко П.А. Понятие и сущность эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной литературе / П. А. Корниенко, Л. Ю. Беленкова // Наука в современном мире: вопросы теории и практики : материалы междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. И. Вострецова. – Нефтекамск : Мир науки, 2020. – С. 283-289.
4. Пантелеева Т.В. Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III междунар. науч. конф. – Челябинск : Два комсомольца, 2015. – С. 19-25.
5. Юрьева О.В. Эмоциональный интеллект и особенности самоактуализации личности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2019. – № 1. – С. 55-65.
Приложение 1. Эмоциональный словарь
Радость. Чувства: восторг, восхищение, лёгкость, очарование, удовольствие, беззаботность. Настроение и состояние: хорошее, весёлое, праздничное, приподнятое, бодрое, игривое, задорное, лёгкое, шутливое, шаловливое, счастливое, оптимистичное, чудное, мажорное, замечательное, восторженное, миролюбивое.
Таинственность. Чувства: загадочность, завороженность, призрачность, скрытность, фантастичность. Настроение и состояние: необъяснимое, оживлённое, приподнятое, странное
Спокойствие. Чувства: добродушие, безмятежность, наивность, непринужденность, доброжелательность, покорность, равнодушие, раскованность. Настроение и состояние: спокойное, умиротворённое, мечтательное, созерцательное, поэтическое, просветлённое.
Грусть. Чувства: печаль, тоска, хандра, уныние, жалость, страдание, горечь, сожаление Настроение и состояние: плохое, грустное, болезненное, горестное, слезливое, тягостное, сокрушённое, безысходное, трагическое. Страх. Чувства: испуг, боязнь, тревога, беспокойство, волнение, робость, смятение, стыдливость, малодушие, растерянность. Настроение и состояние: испуганное, боязливое, робкое, смятённое, тревожное.
Злость. Чувства: гнев, злоба, недовольство, досада, раздражение, жестокость, угроза, беспощадность, свирепость, негодование, возмущение, неукротимость. Настроение и состояние: тяжёлое, надменное, злобное, ужасное, сердитое, грозное.
Удивление. Чувства: изумление, недоумение. Настроение и состояние: чудесное, необыкновенное, небывалое, редкое, чудное, изумительное, исключительное.
Приложение 2.
Рекомендации для педагогов и родителей по формированию эмоционального интеллекта детей.
1. Читайте сказки, рассказы, смотрите детские фильмы и мультфильмы, обсуждайте чувства и эмоции главных героев. Моделируйте альтернативные «концовки» сказок, ломайте стереотипы характеров героев.
2. Чаще слушайте классическую музыку с ребенком и обсуждайте, какие эмоции и чувства вызывает у вас тот или иной фрагмент музыкального произведения.
3. Рассматривайте картины, скульптуры, архитектурные сооружения. Обсуждайте, какие эмоции и какое настроение создает тот или иной образец культуры и искусства.
4. Давайте вербальные определения своим чувствам и чувствам других людей. Старайтесь подбирать как можно более точные характеристики разнообразной гаммы чувств и эмоций.
5. Обращайте внимание ребенка на мимику и жесты людей в моменты общения. Обсуждайте фотографии и портреты людей: их состояние души, чувства, настроения.
6. Стройте с ребенком друг другу рожицы, пытайтесь скопировать выражение лица друг друга и определить задуманную эмоцию
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.