Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся
Оценка 4.7

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
физика
Взрослым
12.02.2017
Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся
Основной задачей школы становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Одним из подходов для решения данной проблемы является использование технологий проектного обучения. Под технологией проектного обучения мы будем понимать технологию обучения, основанную на организации проектной деятельности учащихся.
proektnaya_deyatelnost_kak_uslovie_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_uchashchihsya.doc
Проектная деятельность как условие развития творческих  способностей учащихся  Еделев Андрей Юрьевич, учитель физики МАОУ «Лицей №38» города Нижнего Новгорода Для   конца   двадцатого   –   начала   двадцать   первого   века   характерны глубокие   изменения   в   сфере   образования   –   его   направленности,   целях   и содержании. Эти изменения нашли отражение в программных документах по развитию образования. В Концепции модернизации российского образования определены   цели   общего   образования   на   современном   этапе.   Особо подчеркивается   необходимость   «ориентации   образования   не   только   на усвоение   обучающимся   определенной   суммы   знаний,  но   и  на  развитие   его личности,   его   познавательных   и   созидательных   способностей. Общеобразовательная   школа   должна   формировать   целостную   систему универсальных   знаний,   умений   и   навыков,   а   также   самостоятельной деятельности   и   личной   ответственности   обучающихся,   т.е.   ключевые компетентности,   определяющие   современное   качество   образования».   В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у   школьников   гражданской   ответственности   и   правового   самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Из вышесказанного следует, что основной задачей школы становится подготовка   ученика,   способного   гибко   адаптироваться   в   меняющихся жизненных   ситуациях,   самостоятельно   приобретать   необходимые   знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Одним из   подходов   для   решения   данной   проблемы   является   использование технологий проектного обучения. Под технологией проектного обучения мы будем   понимать  технологию   обучения,   основанную   на   организации проектной деятельности учащихся. Метод   проектов   не   является   принципиально   новым   в   мировой педагогике. Этот метод возник во второй половине X IX века в школах США и вошёл в историю как "метод проблем". Чрезвычайно   важно   показать   детям   их   личную   заинтересованность   в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для   этого   необходима   проблема,   взятая   из   реальной   жизни,   знакомая   и значимая   для   ребенка,   для   решения   которой   ему   необходимо   приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель   может   подсказать   источники   информации,   а   может   просто направить   мысль   учеников   в   нужном   направлении   для   самостоятельного поиска.   Но   в   результате   ученики   должны   самостоятельно   и   в   совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Метод проектов имеет свои особенности, в его основе лежит развитие познавательных  навыков  учащихся, умения  самостоятельно  конструировать свои   знания,   умения   ориентироваться   в   информационном   пространстве, развитие   творческого   мышления.   Метод   ­   дидактическая   категория.   Это совокупность   приемов,   операций   овладения   определенной   областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Можно сказать, что метод проектов ­ это способ достижения дидактической цели через детальную разработку   проблемы,   которая   должна   завершиться   реальным,   осязаемым практическим результатом. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся   ­   индивидуальную,   парную,   групповую,   которую   учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда   Решение   проблемы предполагает   решение   какой­то   проблемы. предусматривает, с одной стороны, использование, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний,   умений   применять   знания   из   различных   областей   науки,   техники, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется,   "осязаемыми",   т.е.,   если   это   теоретическая   проблема,   то конкретное ее решение, если практическая ­ конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя.   Из   носителя   готовых   знаний   он   превращается   в   организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и   психологический   климат   в   классе,   так   как   учителю   приходится переориентировать свою учебно­воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Любая   деятельность   человека   состоит   из   следующих   элементов: Потребность Мотив Цель Задачи Действия Операции Потребность ­ состояние человека, отражающее его нужду в чём­либо или   в   ком­либо.   Всякие   действия   и   поступки   человека   определяются потребностями.   Мотивация   ­   процесс   преобразования   потребности   в деятельность, направленную на удовлетворение этой потребности. Проект – это 6 «П»:  Проблема  Проектирование  Поиск информации  Продукт  Презентация Портфолио  Классификация проектов  по   доминирующей   деятельности   учащихся  –   практико­ ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые; по продолжительности – мини­проекты, краткосрочные, годичные;  по количеству участников – индивидуальные и групповые;  Этапы проектной деятельности  1. Организационно­подготовительный Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала   проектирования   информации,   разработка   плана   реализации   идеи, формирование микро­групп.   Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных   ориентиров   поиска,   определение   критериев   оценки     деятельности учащихся на всех этапах. 2. Поисковый Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль. Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной   активности   учащихся,   отслеживание   деятельности   каждого участника,   оценка   промежуточных   результатов,   мониторинг   совместной деятельности. 3. Итоговый Оформление   пакета   документов   по   проекту   и   информационных стендов,   схем,   диаграмм,   подготовка   устной   презентации   и   защита содержания   проекта,   рефлексия.   Помощь   в   разработке   отчета   о   работе, подготовка   выступающих   к   устной   защите,   отработка   умения   отвечать   на вопросы   оппонентов   и   слушателей,   выступление   в   качестве   эксперта   на защите   проекта,   участие   в   анализе   проделанной   работы,   оценка   вклада каждого из исполнителей. Какова роль учителя в проектной деятельности? Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных  начинаний.  Впереди   будет   тот,  кто  инициирует   и  провоцирует самостоятельную   активность   учащихся,   кто   бросает   вызов   их сообразительности   и   изобретательности.   Это   оказывается   еще   и   вызовом самому себе. В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником»  –  он   становится   педагогом   широкого   профиля,   педагогом, помогающим   ученику   увидеть   мир   во   всем   его   единстве,   красоте, многообразии. Перечень   ролей,   которые   предстоит   «прожить»   учителю   в   ходе руководства проектом:  Энтузиаст,   который   повышает   мотивацию   учащихся,   поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.  Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях. Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.  Руководитель,   который   может   четко   спланировать   и   реализовать проект. «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.  Координатор,   который   поддерживает   групповой   процесс   решения проблем.  Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.  Образовательный потенциал проектной деятельности:  создаёт у учащихся образ цельного знания;  повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;  изучение   важнейших   методов   научного   познания   (выдвинуть   и обосновать   замысел,   самостоятельно   поставить   и   сформулировать   задачу проекта, найти метод анализа ситуации);  интерпретация результатов.  Воспитывает:  значимые   общечеловеческие   ценности   (социальное   партнёрство, толерантность, диалог);  чувства ответственности, самодисциплины;  способности к самоорганизации;  желания делать свою работу качественно.  Развивает:  исследовательские и творческие способности личности;  способность к самоопределению и целеполаганию;  умения самостоятельно конструировать свои знания;  коммуникативные умения и навыки;  способность ориентироваться в информационном пространстве;  умение работать с различными типами текстов;  умение планировать свою работу и время; навыки   анализа   и   рефлексии,   умение   представить   результаты   своей работы.  Позволяет: ­  повысить познавательную активность учащихся ­  поднять имидж учащихся, учителя; ­     включить   в   процесс   обучения   их   родных   и   близких   (обсуждение проекта в домашней обстановке, помощь родителей в поиске материалов); ­  усилить полезность обучения;  ­   активно   формировать   у   учащихся   лучшие   гражданские   качества (трудолюбие, целеустремленность, ответственность, стремление к созиданию). Одной из целей своей педагогической деятельности я ставлю ­ создать условия  для  развития  творческих   способностей  учащихся,  метод  проектов этому   способствует.   В   целом,   умение   людей   участвовать   в   проектной деятельности есть показатель культуры народа, и приучение школьников к этому   великому   достоянию   мировой   цивилизации   создает   благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры.

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017