Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.6

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русская литература +1
5 кл—6 кл
09.10.2017
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
В работе представлены темы мини-проектов для учащихся на уроках русского языка и литературы. На уроках литературы часто используются уроки - творческие отчеты. Например, на уроке «Литературные места России» можно использовать виртуальную экскурсию. На уроках – творческих отчетах в 6 классе «Образ матери в искусстве», «Природа в литературе, музыке и живописи» часто используется интеграция: учащиеся подбирают картины, музыкальные отрывки по данной тематике.
Проектная деятельнось ПРОЕКТЫ.docx
МОУ «ГИМНАЗИЯ №7» Г. ПОДОЛЬСКА Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы Подготовила учитель русского языка и литературы Головина Вероника Сергеевна 2017 г. 2 Введение          Центральной задачей для любого педагога сегодня становится функция содействию образования школьника. Для реализации данной функции педагогу необходимо подбирать во время обучения приоритетные образовательные технологии. Одна из них – проектная технология.          Основное предназначение проектного обучения в создании условий, при которых бы ученики   могли   своими   силами   приобретать   знания   из   различных   источников.   Учащиеся получают   коммуникативные   навыки,   работая   в   творческих   группах,   учатся   выявлять проблему,   собирать   информацию,   наблюдать,   проводить   эксперимент,   анализировать ситуацию,   строить   гипотезу   и   обобщать   полученные   результаты.   Развивается   мышление школьников и в процессе выполнения практических задач.            Метод   проектов  ­   достаточно   универсальная   образовательная   технология,   ведь проекты   очень   разнообразны   по   форме,   содержанию,   характеру   доминирующей деятельности,   по   количеству   участников,   по   продолжительности   исполнения.   Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, презентация, творческий отчет и т.п. Для работы на уроках   и   во   внеурочное   время   можно   использовать   проекты   различных   видов: исследовательский, творческий, игровой, информационный, прикладной, ознакомительный. В зависимости от сложности темы в создании проекта принимают участие все ребята или только группа учащихся (личностный, парный, групповой проекты).            Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся: 1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; 2)   учатся   пользоваться   приобретенными   знаниями   для   решения   познавательных   и практических задач; 3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах; 4)   развивают   у   себя   исследовательские   умения   (умения   выявления   проблем,   сбора информации,   наблюдения,   проведения   эксперимента,   анализа,   построения   гипотез, обобщения); 5) развивают системное мышление. Основные требования к использованию проектной деятельности: 1.   Наличие   значимой   в   исследовательском,   творческом   плане   проблемы   или   задачи, требующей поиска для ее решения. 2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение). 3.   В   основе   деятельности   должна   быть   самостоятельная   (индивидуальная,   парная, групповая) работа учащихся. 4. Использование исследовательских методов. 5.   Выполненная   работа   должна   демонстрировать   глубину   знания   автором   (авторами) избранной области исследования. 3 6.   Работа   должна   соответствовать   установленным   формальным   критериям,   должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов). Классификация проектов по русскому языку и литературе Различают следующие виды проектов: ­ по ведущему методу или виду деятельности обучающихся; ­ по предметно ­ содержательной деятельности; ­ по характеру координации проекта; ­ по количеству участников проекта. Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности 1.  Исследовательские   проекты  полностью   подчинены   логике,   пусть   небольшого,   но исследования,   и   имеют   структуру,   приближенную   или   полностью   совпадающую   с подлинным научным исследованием. Структура исследовательских проектов:  ­ аргументация актуальности принятой для исследования темы,  ­ определение проблемы исследования, его предмета и объекта,  ­ обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,  ­ определение методов исследования, источников информации,  ­ выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,   ­   обсуждение   полученных   результатов,   постановка   выводов,   оформление   результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования. 2.  Творческие проекты  предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты,   как   правило,   не   имеют   детально   проработанной   структуры   совместной деятельности участников. 3.   Информационные   проекты.   Этот   тип   проектов   изначально   направлен   на   сбор информации   о   каком­то   объекте,   явлении,   ознакомление   участников   проекта   с   этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты   требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:      цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, "мозговая атака"), способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.), 4  презентация. 4. Практико­ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. 5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером   и   содержанием   проекта.   Это   могут   быть   литературные   персонажи   или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце. Виды проектов по предметно­содержательной деятельности: 1) культурологические (реферативные работы); 2) лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия); Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству участников проекта: 1) с открытой координацией (жесткий), с закрытой координацией (гибкий); 2) личностный, парный, групповой.            Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения   и   переработки   информации,   организуется   такое   взаимодействие,   которое включает в себя связки "ученик ­ ученик", "ученик ­ учитель", "учитель ­ ученик", "ученик ­ класс". Происходит это при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения Система работы по применению проектных технологий          Часто на уроках русского языка и литературы используются индивидуальные мини­ проекты. Это информационные и  творческие проекты в виде презентаций.       Для успешной работы на этапе презентации нужно научить обучающихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Здесь понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. В связи с этим значительно возрастает роль учителя, который обобщает, резюмирует,   дает   оценку.   Несомненно,   важным   итогом   работы   обучающихся   является оценка   результатов,   где   участники   проекта   делятся   мнениями,   учитель   оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использования источников.           Каждый мини­проект обсуждается на уроке, учащиеся учатся правильно оформлять презентации   на   опыте   своих   одноклассников,   находят   речевые,   орфографические   и пунктуационные ошибки. Создается каталог презентаций учащихся. Это разовые  проекты, рассчитанные на 1 урок. Темы мини­проектов по русскому языку в 5 классе: 1 Загадочная буква Ё. 2 Удивительные –онимы­. 3 Ты и твое имя. 4 Обращения в названиях книг. 5 Темы мини ­ проектов по русскому языку в 6 классе: 1 Использование числительных в названиях книг. 2 Путешествие глаголов в живописи. 3 Неизвестное об известном (этимология слов). 4 Памятные даты. 5 Берегите природу Проектная деятельность учащихся по литературе      На уроках литературы часто используются уроки ­ творческие отчеты. Например, на уроке «Литературные места России» можно использовать виртуальную экскурсию.        На уроках – творческих отчетах в 6 классе «Образ матери в искусстве», «Природа в литературе, музыке и живописи» часто используется интеграция: учащиеся подбирают картины, музыкальные отрывки по данной тематике. Темы мини­проектов в 5 классе:       1. Мои любимые сказки. Сказки глазами художников.       2. Понятие об эзоповом языке.       3. Писатели­сказочники и их герои.       4. Литературные места России.       5. Природа в литературе, живописи и музыке.       6. Памятники литературным героям. Темы мини­проектов в 6 классе: 1 Фольклор и другие виды искусства. 2 Мое первое знакомство с А.С. Пушкиным. 3 Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета и Ф.И.Тютчева 4 Литературные места Рязани. 5 Давайте посмеемся! (юмористические рассказы). 6 История одной книги. Результаты применения проектных технологий: ­ повышение мотивации учащихся в учебе; ­   получение   навыков   самостоятельного   поиска   и   обработки   необходимой информации; ­ повышение самооценки учащихся; ­ возможность самореализации; ­ развитие творческих способностей; ­ развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе; 6 ­ получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной с использованием новейших технологических средств. Заключение           Личностное   развитие   в   педагогическом   процессе   невозможно   без   использования проектных технологий. Образование должно быть направлено на раскрытие способностей каждого   ученика,   овладение   им   самообразовательными   навыками   и   формирование   его личностных параметров.  При сочетании с информационными технологиями учитель решает важную   задачу   –   формирование   всесторонне   развитого   человека.   Учебный   процесс превращается   в   настоящее   самообучение.   Ребенок   участвует   в   выборе   образовательной траектории, полностью включается в образовательный процесс. Во время работы в команде, сформированной   для   курсового   проекта,   школьники   приобретают   опыт   социального взаимодействия.  Список литературы и интернет­ресурсов 1. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В.Давыдова // Изв.   Рос.   акад.   образования.–   2000.–   №   2.–   C.   36­43.–   (Филос.психол.   основы   теории В.В.Давыдова).   2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с.151­157   3. Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика./ А.И.Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 1. – С. 30­33.   4. Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование / А.И.Савенков // Школьные технологии. – 1998. – № 4. – С. 144148.               5. Кулакова Е.А.   Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно­исследовательской   деятельности.   Исследовательская   деятельность   учащихся   в современном   образовательном   пространстве:   Сборник   статей   //   Под   общей   редакцией к.пс.н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.    Интернет­ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности:   www.vernadsky.dnttm.ru – сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.  www.issl.dnttm.ru – сайт журнала «Исследовательская работа школьника»  www.researcher.ru/UTM/a_371pig.html – Интернет­портал «Исследовательская деятельность школьников»             WWW.bio1.september.ru – организация проектной деятельности             WWW.verhspas.68edu.ru/Metog/­ проектная деятельность в школе, виды проектов 7 8

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2017