«Зачем учить детей музыке?» - самый распространенный вопрос, который задают себе родители, но никогда не сомневаются в том, что ребенка надо научить читать, писать и считать. Хочется напомнить, что именно с древних времен известны человечеству три знака – буква, цифра, нота! Понятно, что не каждый ребенок вырастет в будущем знаменитым музыкантом, но каждому занятия музыкой принесут огромную пользу. Многие политики и предприниматели, нобелевские лауреаты, люди, добившиеся больших успехов в жизни, в детстве обучались музыке. А из своего опыта хочется заметить, что каждый родитель, успешно завершивший свое музыкальное образование, тоже старается приобщить своего ребенка к музыке.
ПРОЕКТ
«МУЗЫКА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА»
«Музыка - чудесная работа,
чтобы людям сердце взволновать,
мало пьесу выучить по нотам,
надо научиться колдовать».
Музыкальный руководитель
АБИХ ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА
МАДОУ ЦРР детский сад №33 «Золушка»
Сроки реализации учебный годУчастники: дети подготовительной группы
родители воспитанников, педагоги.
Задачи: обобщение и расширение знаний о музыке;
развитие фантазии и творческого воображения,
образного мышления, побуждение к активным
самостоятельным действиям;
формирование коммуникативных навыков, , .
побуждать детей к танцевальной импровизации
выражая положительные эмоции.
прививать любовь к музыке.
учить эмоционально, откликаться и
передавать самостоятельно в движении
знакомые музыкальноигровые образы.
привлечение родителей дошкольников к жизни
детского сада, сотрудничеству совместному творчеству,
к участию в реализации проекта;
установление положительных эмоционально
личностных отношений социальной цепочки:
ребёнокпедагогродитель.
2Подготовительный этап:
* поиск идей проекта;
* анкетирование родителей :
1. «Музыка в жизни вашего ребёнка»,
2. «Анкета для родителей с целью выявление мотивации
музыкального воспитания детей»;
* подбор литературы, музыкального материала;
* подготовка наглядного и дидактического материала;
* круглый стол с родителями «Значение Музыки в жизни
ребёнка»;
* разработка плана проведения мероприятий проекта.
Продуктивный этап:
Совместная деятельность с детьми
.
* организация предметномузыкальной среды в группе.
* посещение музыкальной школы.
* чтение музыкальной литературы для дошкольников.
* выставка «Моя любимая музыка» (репродукции картин о
музыке, книги, музыкальные альбомы, записи любимых
композиторов, песен, мелодий и т.д.
* выставка детских работ «Мы рисуем музыку.
* ведение и оформление в течение года «Мой Музыкальный
Альбом».
* показ музыкальной сказки «Теремок» для малышей.
* подготовка к празднику «Таинственное происшествие в
музыкальной стране»: изготовление костюмов, атрибутов,
3разучивание стихов, песен, танцев, игра на музыкальных
инструментах.
С родителями
:
* помощь в организации предметномузыкальной среды;
* советы родителям, «Какую музыку лучше слушать
детям»;
* оформление папокпередвижек и наглядного материала
по теме «Роль музыки в воспитании ребёнка»;
* консультация для родителей с рекомендациями по
изготовлению и оформлению книги «Мой музыкальный
инструмент»;
* конкурс творческое задание для родителей и детей
« Музыкальный инструмент своими руками»
* консультация для родителей «Мамина колыбельная»;
* Конкурс «Колыбельная любимой мамочки»;
* открытое музыкальное занятие для родителей « В гости
к музыке»;
* работа по подготовке и организации праздника
«Таинственное происшествие в музыкальной стране»
Разучивание песен;
Участие родителей в подготовке костюмов для детей;
Изготовление атрибутов, декораций;
Итоговый этап:
4* Проведение праздника «Таинственное происшествие в
музыкальной стране»
Используемая литература:
1. Светличная Л.В. «Сказка о музыке: обучение нотной
грамоте в детском саду и начальной школе. М.: ТЦ
Сфера, 2003. – 64 с. (Серия «Вместе с детими».)
2. Евсеева Ю.В. «Доремифасолька!: Музыкальная
грамота в стихах и сказки для детей. СПб.: КАРО, 96
с.: ил.
3. О. Иванова «Для маленьких друзей: Музыкальный
букварь для малышей. Первые шаги маленького
музыканта. Издательский дом «ПрофПресс», 2006.
О. В. Иванова, текст, 2006.
4. Роот З. Я. «Песенки и праздники для малышей. – 2е
изд., Исправ. – М.: Айриспресс, 2003. – 96 с.: ноты.
– (Внимание: дети!).
5. Сбк «Колокольчик» № 44 2010 г.
5Сценарий музыкального праздника для подготовительной группы
«Таинственное происшествие в Музыкальной стране»
Музыкальный руководитель
АБИХ ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА
.
Девствующие лица: Фея Музыкалия, Старушка Песнярушка, Ведьма
Кокофония, Король Скрипичный Ключ, Король Басовый Ключ, мальчик
Мажор, мальчик Минор, Королева Танца, Фея Гармония.
Дети:
Нотки (до, ре, ми, фа, соль, ля, си),
Принцессы Паузы: « Целая», «Половинная», «Четвертная», «Восьмая».
Мальчики: «Форте» и «Пиано».
Родители: активные помощники в играх, песнях и др.
.
Фея Музыкалия: Здравствуйте, дорогие, друзья! Я Фея Музыкалия.
Хочу вас пригласить в мою Музыкальную страну.
Она находится посередине таинственного и волшебного
океана. Океан за таинственные переливы звуков стал
называться музыкальным океаном. На чудесном острове
есть горы, леса, озёра, болота и пустыни, но самое главное
– там живут сказочные жители Музыкальной страны.
6Хотите с ними познакомиться?
Дети: Да!
Фея Музыкалия: Тогда мы отправляемся. А поведёт нас в прекрасную
страну моя дочка – Фея Гармония. И с ней красивая
песенка.
Исполняется песенка «Мир Музыки» сл и муз Е.В. Машечковой, муз обр
И.Г.Смирновой. Сбк «Колокольчик» № 44 2010 г.
Звучит «диссонирующая» музыка. Появляется ведьма Кокофония.
Кокофония: Что, праздник отмечаете? Веселитесь, песни поёте, радуетесь?
Вот сейчас Гармонию украду, все звуки перемешаю, а остров
ваш затоплю! И останетесь вы без красоты!
(колдует, раздаётся «страшная музыка»).
Фея Музыкалия: Ничего не пойму, что могло произойти? Надо срочно всё
узнать.
Появляются мальчики Мажор и Минор. Идут – поют песенку,
о чём то говорят.
Мажор: Как приятно на просторе лякать песенку в мажоре
О деревьях, о себе и о друзьях,
О козе, о петухе, о душистом лопухе!
Минор: Очень грустно мне – о горе! – плакать песенку в миноре.
О грозе и о дожде, о промокшей бороде,
О задире петухе, о колючем лопухе.
Фея Музыкалия: А вот и мои два дружных брата – близнеца,
Почти похожи два лица.
Но на одном цветёт улыбка,
А на другом – печаль, укор.
И никакой тут нет ошибки:
Один – Мажор, другой – Минор!
Фея Музыкалия: Что случилось, мои дорогие друзья?
Мажор: Сегодня утром мы выловили из океана бутылку с запиской.
Минор: В ней говорится вот что (разворачивает записку, читает):
«Помогите! – Меня похитили и держат в подземелье.
Торопитесь! Если Вы не успеете, то Музыкальный остров
погибнет… Фея Гармония».
7Фея Музыкалия: Ах, вот оно что. Мою любимую дочурку похитили, да ещё
и стране грозит опасность! А я ребят пригласила в гости.
Что теперь будем делать?
Мажор: Не расстраивайся Фея, мы обязательно найдем Гармонию и спасём
остров.
Минор: Только это будет очень сложно сделать. Мы одни не справимся.
Фея Музыкалия: А может, наши друзья, нам помогу?
Мажор и Минор: Поможете нам, ребята?
Дети отвечают…….
Фея Музыкали: Спасибо вам, друзья.
А чтобы нам было легче отыскать мою дочку, предлагаю
ориентироваться по карте нашей страны (показывает карту)
и отмечать пройденный путь золотыми нотками.
Согласны? Тогда в путь!...
Мажор: Итак, наш путь лежит через весёлую деревеньку «Песнярово».
Где живут самые весёлые жители нашей страны.
Минор: Ну вот, опять в это «Песнярово» идти!
Мажор: Что такое? Почему ты не хочешь?
Минор: Я с ними со всеми поссорился. В прошлый раз они сказали, что я
для них слишком грустный, что они со мной дружить не хотя.
Мажор: Если вы поссорились, то надо помириться, тогда всё будет хорошо.
А нам очень надо туда пойти, вдруг они что – нибудь слышали
о Гармонии.
Минор: Ладно, давай пойдём.
Под музыку Мажор и Минор «идут в деревеньку.
А в это время Фея Музыкалия говорит.
Фея Музыкалия: А пока наши друзья отправились в «Песнярово», я вам
немного расскажу о ней.
Есть такая деревенька рядом с Комарово,
И живут там не коты, козы и коровы,
Ноток – дружная семья, весело живёт.
8До, ре, ми, фа, соль, ля, си – песенки поёт.
А за нотками присматривает самая добрая в мире бабушка – Старушка
Песнярушка.
Появляется Бабушка из домика.
Старушка Песнярушка: Нотки, вы где? Где мои баловницы? Вот всегда так,
как наступает новый день, убегут куда нибудь. А потом прибегают уставшие,
но счастливые. И начинают весь вечер болтать, разные истории рассказывать.
А они у меня такие все красивые, разноцветные, кругленькие, толстенькие и
ужасно впечатлительные. Вот если в гости к ним приходил Мажор, они вместе
с ним веселятся, играют, поют весёлые песенки. Но если к нотам приходил
Минор, то они начинают грустить и петь печальные песни. В последний раз
нотам грустить надоело, и они Минора выгнали. Ну, наконец, снова
возвращаются. И ещё кого то ведут!
Выбегают нотки, ведут с собой «Форте» и «Пиано» рассерженных. Нотки
рассказывают о себе.
Нотки: Мы непоседы, весёлые шарики!
Дружно живём мы в стране – Музыкалии.
Юркие хвостики, чёткие палочки,
Все мы похожи – и СОЛЬки, и ЛЯлечки!..
Мы веселимся, грустим, кувыркаемся,
Вертимся, скачем, порой спотыкаемся…
Хором послушно поём, забавляемся,
Шутим, смеёмся и всем улыбаемся.
Исполняется песня «Песенка о песенке» сл и муз М. Ю. Васильевой
Старушка Песнярушка: Что случилось, друзья? Почему вы такие сердитые?
(обращается к форте и пиано: они стоят друг к другу спиной)
Нотки (наперебой): Они стали спорить, кто из них важней.
Форте: Да, я самый важный в песенке, вот послушайте.
«Как приятно по утрам песни петь: тарампампам!
В бубен бить и в горн трубить, спящих лодырей будить!»
В доме даже по ночам раздавался шум и гам.
«Как приятно на ночь, глядя пошуметь, как на параде!
Тамтарам, пурумпумпум!»
Форте очень любит шум! Ю. В. Евсеева.
Пиано: Нет, форте, самая главная в песенке я пиано. Вот послушайте.
А Пиано: тише, тише…
Прокрадётся тише мыши,
Тихо встанет между строк.
Подождёт и точно в срок
9Ноты в колыбельку сложит,
Тихо песенку споёт.
Снов приятных пожелает,
А потом сама уснёт. Ю. В. Евсеева.
Нотки: Вот мы и не знаем, что с ними делать?
Старушка Песнярушка: Я знаю, нам всем вместе надо спеть весёлую
песенку и от неё точно наши друзья помирятся.
И наши родители нам помогут.
Исполняется песня «Улыбка» В. Шаинского (или любая песня о дружбе)
Форте и пиано: Спасибо, друзья, мы теперь знаем, что друг без друга мы не
можем.
Старушка Песнярушка: Спасибо всем. За это получайте первую золотую
нотку. А теперь пора ноткам отдыхать. Нука нотки, домой!
(нотки убегают в домик). До свидания друзья!
Появляется Фея Музыкалия.
Фея Музыкалия: Поздравляю Ребята, с первой золотой ноткой. Надеюсь, мы
соберём все нотки. Отправляемся, ребята, дальше. Наш путь лежит мимо
Скрипичного Царства.
Высоко под облаками – над горами, над холмами
Повис дворец кристальный!
Там даже пол хрустальный!
В мире нет его чудесней!
В этом синем поднебесье
Скрипичные ноты на свет появились,
И в замке хрустальном они поселились.
А с ними величаво на троне восседает
Король Скрипичного Королевства – Скрипичный Ключ!
Он ими управляет…..
Появляется Король Скрипичный Ключ (В руках его портрет)
Скрипичный Ключ: Посмотрите, мой портрет.
Лучше его в мире нет!
Сегодня я издал указ,
Чтоб был портрет у каждого из вас.
Король любуется своим портретом, затем откладывает его и говорит
грустным голосом: Как давно я не видел своих ноток. Без них так скучно.
10Куда они могли пойти? И принцессы паузы кудато подевались. Ничего не
понимаю!
Фея Музыкалия: Дорогой Король, мы видели нотки в деревушке
«Песнярово» Они помогли Форте и Пиано подружиться, а старушка
Песнярушка оставила их у себя переночевать. Ведь день выдался
напряжённым. Скоро нотки снова будут в замке и принцессы найдутся.
Вдруг выбегают нотки, двигаются хаотично, ругаются и никак не могут
встать на своё место. (Спорят, кто из них главней).
Скрипичный Ключ: Ничего не понимаю, почему нотки сорились? Никогда
такого не было. Нотки всегда знали своё место на нотоносце.
Фея Музыкалия: Ничего удивительного, Ваше Величество. С недавних пор в
нашей стране происходят странные вещи: найдена бутылка с запиской о
помощи, потом поссорились форте и пиано, теперь вот с нотками твориться
чтото не ладное. Мне кажется, что здесь замешана Ведьма Кокофония. Но мы
ничего не сможем сделать, пока не соберём все золотые ноты и не освободим
мою дочку Гармонию.
Скрипичный Ключ: Так чего мы ждём, давайте чтото делать! (Думает)
О! Придумал. У меня есть волшебные кубы с нотами
Если их правильно расположить друг за другом, то наши
Нотки должны помириться.
Фея Музыкалия: Я снова надеюсь на помощь наших друзей. (Игра с
родителями)
Проводится игра с кубами «Расположи ноты по порядку»
Скрипичный ключ: Браво! Молодцы! Наконец мои нотки снова дружные.
Ну – ка, спойте нам чтонибудь!
Нотки исполняют песенку «Нотки озорницы» муз и сл З. Роот
Скрипичный Ключ: Порадовали вы меня, спасибо! (отдаёт золотую ноту)
Но где теперь искать моих принцесс? (Король заскучал)
Фея Музыкалия: Не печалься, король, мы обязательно отыщем принцесс.
.
11Фея Музыкалия: Ну вот, ребятки, ещё одна нотка появилась. Мы с вами на
правильном пути. (Прикрепляет нотку на карту).
Наше путешествие продолжается. Пора отправляться
искать принцесс Пауз.
Фея Музыкалия: А вы, Ваше Величество, идите, успокойте Королеву.
Всё будет хорошо. Мы обязательно найдём принцесс.
Скрипичный Король: Спасибо, друзья! (Уходит)
Вдруг появляются Мажор и Минор.
Мажор: Фея Музыкалия, ребята, мы знаем, где находятся принцессы.
Старушка Песнярушка говорила, что видела принцесс,
направляющихся в город Молчандию.
Минор: Они решили уединиться и помечтать, потому что в замке слишком
шумно. Только просили никому об этом не говорить.
Фея Музыкалия: Как вы нас обрадовали мальчики. Король Скрипичный
Ключ, очень переживает, где его дочери. Надо их привести в замок.
Мажор и Минор: Тогда мы отправляемся в город. (Звучит музыка, мальчики
уходят).
Выбегают Принцессы Паузы и начинают танцевать весёлый танец.
Исполняется танец «Самбарита»……………………………
Мажор: Ну, вот даже в Молчандию Кокофония добралась!
Минор: Это точно! Наши паузы должны были сидеть себе тихо и размышлять
о чёмнибудь светлом. А они веселятся, танцуют, что совсем необычно!
Фея Музыкалия: Кажется, снова надо чтото предпринять. Что нужно
сделать, чтобы наши паузы снова стали тихими и спокойными. Ведь без пауз,
будет всем очень плохо. Ведь и музыке нужен отдых, как и всем нам после
длинного дня.
Ребята, помогите!
(ответы детей, подвести к тому, что надо спеть колыбельную песеню.
Ведь слушая мамин голос, сразу успокаиваешься. Предложить мамам спеть
Колыбельную песеню).
12Звучит Колыбельная в исполнении родителей
После песни Паузы успокаиваются…
Фея Музыкалия: Вот теперь, совсем другое дело! Кажется, наши паузы
затихли.
В музыке, друзья, бывает,
Что все ноты замолкают,
Это паузой зовут,
Нотам отдохнуть дают.
Мажор: Теперь можно и принцесс послушать.
Минор: Да, пусть каждая расскажет о себе.
Паузы: Кирпичик, червячок, крючок –
Всё это паузы – молчок!
Каждая пауза показывает свой портрет и рассказывает о себе.
1я: Крючок – молчи восьмушку.
2я: А червячочек – четвертушку.
3я: Кирпичик вверх – молчи два счёта,
Смотри, не сбейся ты с расчёта!
4я: Ну, а кирпичик если так,
Молчать придётся целый такт!
Фея Музыкалия: Умнички, а теперь пора возвращаться во дворец.
Ваш папа, Король Скрипичный Ключ, очень волнуется.
Мажор и Минор: Мы их проводим. А вот вам ещё золотая нотка.
(Все уходят)
Фея Музыкалия: Ребята, вот и ещё одна нотка появилась!
Дальше наш путь лежит через Басовое Королевство,
где правит самый добрый король – Басовый Ключ.
Со Скрипичным царством по соседству
В Басовом Королевстве
Упитанные нотки
13Фундамент создают.
Поют прекрасным басом,
Им ближе контрабасы.
Наверное, им каши чуть больше раздают.
Выходит король Басовый Ключ, держится за голову и охает. Звучит
в записи «Настройка оркестра».
Басовый Ключ: Что это такое? Никак не могу утихомирить мои инструмент
Все играют невпопад, друг друга перебивают, никого не
замечают. Никогда такой фальши не слышал!
Фея Музыкалия: Ваше Величество, это ведьма Кокофония поссорила между
собой все инструменты. Инструменты перемешались в
оркестре, поэтому место музыки занял хаос.
Нужно помирить инструменты, навести порядок в
оркестре, чтобы снова стройно и слаженно звучала
музыка.
Басовый Ключ: И что теперь будем делать. Надо подумать……….(думает)
Эврика! Придумал. Попробуем распределить все
инструменты по группам симфонического оркестра.
Ведь Оркестр – это общий дом всех инструментов,
у каждой группы симфонического оркестра есть своё место
в этом доме (обращается к ребятам): Ребята, какие группы
инструментов вы знаете?
Ребята: Ударные, струнные, духовые, клавишные.
Фея Музыкалия: Ребята про инструменты стихи знают, вот послушай.
1 ребёнок: «Скрипка» Н.Я.Соломыкина
У каждой скрипки есть смычок.
Он верный, преданный дружок.
Когда скрипач смычок ведёт
И плачет скрипка, и поёт.
А гениальный Паганини
Игрой прославил своё имя.
2 ребёнок: «Флейта» Н.Я. Соломыкина
14Сначала флейта – дудочка
Была из тростника.
Она из древней Греции
Пришла через века.
Красивые мелодии
Она умеет петь,
Изобразить сражение
И просто посвистеть.
3 ребёнок: «Труба» Н. П. Бобкова
Когда опасность угрожала,
То боевой сигнал играла
Труба в руках у трубача.
Враги давали стрекоча.
Потом труба в оркестр попала,
Там по – другому зазвучала,
А позже вдруг сбежала в джаз
Игрою, восхищая нас.
4 ребёнок: «Барабан» Н. П. Бобкова
Бывает разный барабан,
Маленький и великан.
С маленьким легко шагать,
Весело в него стучать.
А большой – как гром, как пушка.
Берегите ваши ушки!
5 ребёнок: «Металлофон» И. Г. Смирнова
Пластинки выстроились в ряд,
Как колокольчики звенят,
Ударь лишь молоточком.
Детишки любят очень.
Басовый Ключ: Очень хорошо, молодцы! А теперь немного поиграем.
Попробуете изобразить движением, мимикой, жестами,
на каком инструменте вы играете.
Проводится игра «Мелодия волнуется раз…»
15Басовый Ключ: Молодцы, ребята, порадовали меня. Я надеюсь, что теперь
мои инструменты помирятся. И будут играть слаженно и
красиво! Нука выходите, своё искусство покажите.
Выходят дети «Инструменты» рассказывают стихи, поют песню,
подыгрывая на инструментах.
1.Исполняется «Танец с ложками». Р.н. м.
2.Исполняется песня на металлофонах «Белая гамма» сл. Т.
Тютюнниковой
).
Басовый Ключ («вытирает слёзы радости»): Растрогали до слёз. Спасибо,
мои хорошие! Получайте от меня золотую нотку в награду.
А мне пора, пойду с моими инструментами новую песню
разучивать (Уходит).
Фея Музыкалия: Ребята, посмотрите (показывает на карту) нам осталось
найти последнюю нотку. И наш путь лежит в Город Танца.
Звучит весёлая музыка дети «идут». Появляется Королева Танца.
Королева Танца: Как хорошо, что вы ко мне пришли. Кто – то смешал все
Ритмы и все длительности. И мои придворные никак не
могут правильно начать танцевать.
Фея Музыкалия: Всё ясно, снова вмешалась Кокофония. Но это дело
поправимо. Наши ребята не поддаются злым чарам.
Сейчас мы наведём порядок. Предлагаю собрать ритмическое
домино, станцевать наши танцы, поиграть, и ритм быстро
вернётся на свои места.
1.Проводится игра Домино «Длительности» вместе с родителями
2.Исполняется танец «Падеграс» муз. неизвестного автора
Королева Танца: Молодцы, вы меня просто очаровали!
Фея Музыкалия: Милая Королева, а вот ещё один танец, полюбуйся.
Исполняется танец «Алёнушки»…………………………………..
Королева Танца: Очаровательно! И так ритмично, спасибо!
16В записи звучит инструментальная музыка в исполнении оркестра П.
Мориа «Фонтан».
Фея Музыкалия: Ребята, слышите, какая красивая мелодия полилась.
Это, моя, Дочка Гармония вернулась!
Давайте послушаем эту музыку.
Фея Музыкалия: Ну, вот и подошло наше путешествие к концу.
Мы побывали в удивительной музыкальной стране.
Вернули Гармонию в мир музыке.
Ключом открываем волшебные двери,
К нам музыка в сердце войдёт.
И звуки хрустальные нежно польются,
Пусть каждый в душе запоёт!
И станет светлее, и станет добрее,
И мир красотой расцветёт!
И в заключении я предлагаю спеть финальную песнь.
(Родители и дети выходят на середину зала.)
Исполняется песня «Гимн музыке» (авт. Ермолов)
В конце припева фейерверк из хлопушек.
Фея Музыкалия: Ну а теперь всем предлагаю пройти в музыкальное кафе,
попить чай с музыкальной выпечкой!
17