Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"
Оценка 4.6

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
труд +1
Взрослым
10.03.2018
Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"
Современные информационные компьютерные технологии позволяют развивать личностно значимые качества школьников. Они дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют формировать информационную культуру обучающихся, развивать умения экспериментально-исследовательской деятельности, активизировать познавательную активность школьников и повышать качества и позитивную мотивацию обучения.
Активизация познавательной деятельности учащихся 11.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа­интернат для  обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» городского округа Подольск                                                       Московской области                                Проектная работа  “Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ ” по курсу “Современные направления обучения биологии с использованием технической информации и коммуникации”                                                                  Учитель биологии                                                                                    Молоканова                                                                                    Лариса Владимировна 1 Подольск 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………………………………...….... 3                                   ГЛАВА  I. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ….……...… 5 § 1. Теоретические аспекты инновационных процессов……………...…5 §   2.   Принципы   учебно­воспитательной   работы   при   активизации познавательной деятельности по биологии…………………………….....….…8 §3.   Информационные   и   коммуникационные  технологии   в  активизации познавательной деятельности учащихся………………………………………...9 ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..12 ГЛАВА II. ИНФОРМАЦИОННО­ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ В УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ…………………………………………………..….13 § 1. Использование   ИКТ для развития познавательной деятельности учащихся на уроках биологии……………………..............................................13 § 2. Информационно­технические возможности кабинета……………16 ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………………..20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……………22 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………...…………… 23 2 ВВЕДЕНИЕ. В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно­ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление   им   возможностей   проявления   творческих   способностей. Современная   российская   школа   ­   это   результат   огромных   перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая­то другая её подсистема в той же степени может подтвердить   факт   своего   поступательного   развития   таким   обилием нововведений и экспериментов.  Биологическое   образование   отличается   наличием   разных   уровней образования,   что   позволяет   развивать   индивидуальные   способности школьника,   формировать   творчески   активную   личность.   Что   бы   этого достигнуть,   педагогу   надо   владеть   разнообразными   методами   обучения: логическими, проблемными,  игровыми, дифференцированием и т.д., а кроме того,   использовать   новые   педагогические   технологии.   Высокий   уровень знаний   должен   нести   функциональную   направленность.   Эта   задача 3 сформулирована   в   Концепции   модернизации   российского   образования   и Стандартах   второго   поколения.   Такой   подход   позволяет   сформировать умения выделять главные мысли в учебном материале каждого урока, учит их сравнивать, обобщать, рассуждать. В современной жизни, характеризующейся возросшими требованиями к школьному образованию особенно эффективны инновационные технологии по активизации познавательной деятельности учащихся. Реализация   технологического   подхода   освобождает   школьников   от зазубривания,   неосмысленного   запоминания,   приводящего   к   перегрузкам памяти, к потере интереса к обучению.  Я   прослушала   курсы   по   теме:  “Современные   направления   обучения биологии   с   использованием   технической   информации   и   коммуникации”   и взяла  на защиту  проекта  тему: “Активизация   познавательной   деятельности школьника   на   уроках   биологии   методами   ИКТ”.   Поэтому,   принимая   во внимание общую направленность учебно­воспитательного процесса школы, я поставила перед собой цель – формирование всестороннее развитой личности ученика   через   использование   информационных   технологий   на   уроках биологии. Цель проекта: создание условий для развития и воспитания личности школьника   в   условиях   формирующейся   образовательной   среды   через активную познавательную деятельность и интерактивные методы обучения на уроках. Задачи:  Формирование и развитие поисково­исследовательских навыков и умений обучающего себя ученика, направленных на применение имеющихся знаний и приобретение новых. 4  Создание   условий   для   развития   активной   познавательной деятельности, развитие их индивидуальности. Приобретения опыта познания и самосознания и устойчивого интереса к предмету биология.  Воспитание   у   учащихся   ответственности   за   окружающий   мир, общество,   в   котором   предстоит   жить   подрастающему   поколению   и реализовать свои возможности.  Создание   ситуации   успеха   для   формирования   адекватной самооценки.   Развития   навыков   общения   через   интерактивные   методы обучения. ГЛАВА  I. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ  БИОЛОГИИ § 1. Теоретические аспекты инновационных процессов. Понятие   об   инновациях   в   образовании,   их   классификация   Нововведения,   или   инновации,   характерны   для   любой   профессиональной деятельности   человека   и   поэтому   естественно   становятся   предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных   учителей   и   целых   коллективов.   Словарь   С.И.Ожегова   даёт следующее определение нового: новый ­ впервые созданный или сделанный, появившийся   или   возникший   недавно,   взамен   прежнего,   вновь   открытый, относящийся   к   ближайшему   прошлому   или   к   настоящему   времени, недостаточно   знакомый,   малоизвестный.   Ожегов,   С.И.   Словарь   русского языка/ С. И. Ожегов. ­ М.: 1978. ­ с.381. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности. Понятие 5 “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика ­ наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические   инновационные   процессы   стали   предметом специального   изучения   на   Западе   примерно   с   50­х   годов   и   в   последнее двадцатилетие в нашей стране. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения   и   воспитания,   организацию   совместной   деятельности   учителя   и учащегося. Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. ­ М.: Школа­Пресс, 2000 г.­ с. 492.  Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80­ х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно,   её   понятийное   обеспечение   стали   предметом   специальных исследований.   Термины   “инновации   в   образовании“   и   “педагогические инновации“,   употребляемые   как   синонимы,   были   научно   обоснованы   и введены в категориальный аппарат педагогики. Педагогическая инновация ­ нововведение   в   педагогическую   деятельность,   изменения   в   содержании   и технологии   обучения   и   воспитания,   имеющие   целью   повышение   их эффективности.   Рапацевич,   Е.   С.   Педагогика.   Большая   современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.­ Минск: Современное слово. ­ 2005.­ с. 198. Таким   образом,   инновационный   процесс   заключается   в   формировании   и развитии   содержания   и   организации   нового.   В   целом   под   инновационным процессом   понимается   комплексная   деятельность   по   созданию   (рождению, разработке),   освоению,   использованию   и   распространению   новшеств.   В 6 научной   литературе   различают   понятия   “новация“   и   “инновация“.   В российских   развивающихся   образовательных   системах   инновационные процессы   реализуются   в   следующих   направлениях:   формирование   нового содержания   образования,   разработка   и   внедрение   новых   педагогических технологий,   создание   новых   видов   учебных   заведений.   Развитие   школы   не может   быть   осуществлено   иначе,   чем   через   освоение   нововведений,   через инновационный процесс.  Всякий процесс (особенно когда речь идёт об образовании, да ещё о его развитии)   представляет   собой   сложное   динамическое   (подвижное,   не статичное) образование ­ систему. Последняя же полиструктурна, а потому сам   инновационный   процесс   (как   и   всякая   система)   полиструктурен.   Система ­ это совокупность следующих компонентов: мотивы ­ цель ­ задачи ­ содержание ­ формы ­ методы ­ результаты. Действительно, всё начинается с мотивов   (побудительных   причин)   субъектов   инновационного   процесса (директора,   учителей,   учащихся   и   др.),   определения   целей   нововведения, преобразования целей в “веер“ задач, разработки содержания инновации и т.д. Школьные   нововведения   всегда   затрагивают   интересы   населения, условия труда и занятости педагогов.  Гарантией   права   на   образование   призваны   стать   государственные образовательные   стандарты   Закон   РФ   «Об   образовании»,   ст.7.   Единая составная   часть   государственных   стандартов   ­   федеральный   компонент образовательных программ. Грамотное управление инновациями предполагает способность   руководителя   школы   обеспечивать   качественное   выполнение федерального   компонента учителем.     каждым   Несоблюдение   минимальных   требований   к   учебным   программам   грозит разрывом, дестабилизацией  единого образовательного пространства России, нарушением преемственности в развитии интеллектуального потенциала как 7 условия   национальной   безопасности,   потерей   эквивалентности   документов, выдаваемых выпускникам школ.  Новое   качество   образования   ­   главная   цель   реформирования современной   школы.   Совершенствование   или   принципиальная   перестройка содержания,   форм   и   методов   обучения   и   воспитания,   организация образовательного процесса в соответствии с возрастающими традициями или переход в инновационный режим развития ­ всё это имеет смысл лишь в том случае,   если   в   результате   мы   получим   личность,   способную   жить   в изменяющемся мире. Новая школа ориентируется, прежде всего, на развитие личности,   отказываясь   от   массового   подхода   к   формированию   нового поколения ­ недавнего лозунга прошлого.  В современных условиях жизнь ставит проблему воспитания и развития свободных   творческих   личностей,   способных   решать   сложные   социально­ нравственные задачи в условиях перехода к цивилизованному обществу.  §2.  Принципы учебно­воспитательной работы при активизации  познавательной деятельности по биологии.  В своей работе я пользуюсь следующими принципами:  Принцип   гуманизации   воспитания.   Ребенок   должен   иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности. Очень важным является то, чтобы на уроках биологии звучали не   холодные,   бездушные,   хотя   и   правильные   ответы   учащихся,   а   ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией,   совершенно   искренние   выплески   души   и   разума.   Именно   тогда, процесс   восприятия   живой   природы,   в   общем,   и   творческой   задачи   в частности, приобретает желанную форму и помогает ученику раскрыть себя. 8  Принцип толерантности. Ответ или выполненная работа учащихся никогда не должны подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять ребенка, чтобы   он   продолжал   творить.   Если   учащийся   затруднялся   творить,   ему предлагалось другое задание, то, что было ему посильно.  Принцип   осознанности.   Знакомство   с   различными   материалами. Ребенок,   работая   с   различными   материалами,   чувствует,   себя   творцом   и способен   в   создании   конкретных   предметов   выражать   свое   отношение   к органическому миру. В различных технических средствах ребенок находит удовольствие, обогащая  свои  познания о  мире.  Каждый  ребенок  в  детстве строит, изображает, украшает. Умение фантазировать и созидать ­ это начало пути,   точка   отсчета,   стартовая   площадка,   с   которой   ученик   уверенно   и свободно может отправляться на поиск новых открытий, из ничего создавать и выдумывать   новое.   Нужно   только   вооружить   его   этими   знаниями   для   его открытий.  Принцип   самостоятельности.   Использование   элементов творческой   игры   на   уроках.   Здесь   можно   достичь   больших   успехов   в воспитательно­образовательной работе с детьми. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В ней, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для людей качества: активность, самостоятельность воображение, а также, что очень важно, в творческой игре снимается напряжение и неуверенность. Ведь любые игры ­ это всегда интерес и так же, как творчество, увлечение и даже страсть.  Принцип   личностного   подхода.   Для   стимулирования   активной творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. И для каждого ребенка это очень полезно,   т.к.   с   каждым   разом   он   стремиться   делать   все   лучше   и   может 9 посмотреть   свою   работу   со   стороны,  оценить   и   сравнить   свое  творчество. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, что стимулирует к дальнейшей деятельности. §3.   Информационные   и   коммуникационные  технологии   в активизации познавательной деятельности учащихся. Активная   познавательная   деятельность   учащихся   обеспечивает различные   уровни   познания   (усвоения):   репродуктивный,   проблемный, творческий, уровень убеждений и т.д., на основании соответствующих процес­ сов усвоения. Различают следующие этапы процесса усвоения: восприятие, осмысление, закрепление, формирование (на основе приобретенных знаний) умений, применение на практике новых знаний и умений. По   определению   С.   Д.   Шевченко,   процесс   усвоения   ­   учительско­ ученическая   деятельность,   направленная   на   решение   дидактических   задач, которая:  осуществляется   с   целью   усвоения   учащимися   фактического материала;  организуется с целью обучения учащихся умениям, и на этой основе происходит формирование навыков;  должна обеспечить усвоение мировоззренческих закономерностей и на этой основе формирование идейных и моральных убеждений;  систематически должна обеспечить ликвидацию учебных и воспита­ тельных пробелов;  должна создавать благоприятные условия для протекания учебного процесса. И т. д. В этих условиях деятельность учителя следует рассматривать как ак­ тивизацию познавательной деятельности учащихся. 10 Под   активизацией   познавательной   деятельности   понимают на направленную   деятельность целеустремлённую     учителя,   совершенствование содержания, форм, методов и средств обучения с целью возбуждения   познавательного   интереса,   повышения   познавательной активности,   творчества   и   самостоятельности   школьников   при   усвоении знаний, умений и навыков, а также разностороннем применении их в процессе учения   и   труда   (Нога   Г.С,   1983)   Цель   активизации   познавательной деятельности ­ не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и формирование основных качеств личности учащегося, которые проявляются в направленности   и   устойчивости   познавательных   интересов,   стремлении   к эффективному   овладению   знаниями   и   способами   деятельности,   в мобилизации волевых усилий на достижение учебно­познавательной цели. Для активизации познавательной деятельности ученика важно знать его психологические   особенности.   Для   глубокого   усвоения   знаний   ученик заставляет себя сосредоточиться на изучаемом материале. Работоспособность и активность учащегося зависят от его умения мобилизовать произвольное внимание.   Среди   дидактических   приёмов   активизации   познавательной деятельности учащихся он выделяет: сравнение, сопоставление, обобщение, целевая установка на деятельность, контроль за усвоением знаний, вопросы учителя   и   т.   д.   Материализованные   формы   содержания   –   учебник, натуральные   объекты,   таблицы,   схемы,   макеты,   муляжи,   аудиовизуальные средства   и   т.   д.   Формы   активизации   –   индивидуальная,   коллективная, групповая.  Целостность   и   взаимосвязанность   системы   средств   активизации познавательной деятельности учащихся обеспечивается тем, что они отобраны с   учётом   каждого   этапа   познания,   объединены   целевой   установкой   на деятельность школьников, которая выполняет также функцию конкретного средства активизации познавательной деятельности». 11 Информационные   и   коммуникативные   технологии   предполагает   учёт особенностей   каждого   этапа   познания   и   наличие   целевой   установки   на деятельность, поэтому их использование на уроках способствует активизации познавательной деятельности. Успешная   реализация   дидактических   средств   активизации познавательной   деятельности   зависит   от   соблюдения   определённых методических   условий.   Нога   Г.С.   выделяет   пять   основных   условий активизации   познавательной   деятельности   учащихся   в   процессе   обучения биологии: 1. Важно обеспечить единство деятельности учителя и ученика. Это ус­ ловие может быть реализовано в практике обучения при соблюдении других, более частных методик. 2. Придать   обучению   проблемный   характер,   предусматривающий   осоз­ нание учеником познавательной задачи и поиск пути её решения. 3. Самостоятельная работа учащихся. 4. Учебные умения школьников. Активным в учёбе может быть только тот ученик, который сознательно оперирует предметом деятельности, что возможно, при условии, если он имеет определённые знания об этом предмете и владеет способами деятельности. 5. Интерес школьников к знаниям, на всех этапах учебного познания. 6. Адекватность деятельности учителя и учащихся конкретным целям обучения. Именно информационные и коммуникативные технологии в наибольшей мере могут способствовать  индивидуализации  обучения, позволяют решить проблему   интеграции   отдельных   приемов   индивидуализации   обучения   в рамках образования единой методической системы. 12 ВЫВОДЫ   Практика   показала,   что   все   эти   принципы   развивают   интерес   к активизации познавательной деятельности, творчеству. И каждый раз вместе с детьми   нужно   радоваться   их   маленькой   победе   на   уроке:   радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица, эмоциональному всплеску и новой идее.  Работа   учащихся   в   среде   информационных   технологий   создаёт реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме. Работая в среде информационных технологий, школьники учатся понимать смысл   каждой   операции,   её   взаимосвязь   с   другими   операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия. Использование   ИКТ   на   уроках   позволяет   интенсифицировать деятельность   учителя   и   ученика,   повысить   качество   обучения,   отразить существенные стороны биологических объектов.  ГЛАВА II. ИНФОРМАЦИОННО­ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ В  УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ § 1. Использование  ИКТ для развития познавательной  деятельности  на уроках биологии.  Я   –   учитель   биологии.   Часто   провожу   уроки   с   использованием компьютерных   технологий.   Так   как   компьютер,   можно   применять   на   всех 13 этапах   урока:  при  объяснении  нового  материала  он  служит  как   наглядное пособие,   является   источником   информации,   это   тренажёр   для   проведения практических и лабораторных работ, а также помощник при подготовке к ЕГЭ. Обучение   на   основе   компьютерных   технологий   создает   условия эффективного   проявления   закономерностей   мышления,   оптимизирует процесс   познания.   А   разнообразие   компьютерных   программ   и   их многофункциональность создают условия для усвоения учебного материала учащимися с разными типами интеллекта. К   наиболее   эффективным   формам   представления   материала   по биологии   следует   отнести   мультимедийные   презентации.   Данная   форма позволяет   представить   учебный   материал   как   систему   ярких   опорных образов,   наполненных   структурированной   информацией.   Использование мультимедийных   презентаций   целесообразно   на   следующих   этапах   урока биологии:  при   объяснении   нового   материала   в   качестве   наглядного материала,   демонстрируемого   с   помощью   мультимедийного   проектора   на экран;  при самостоятельном изучении учебного материала учащимися в качестве опорного конспекта;  при   повторении,   закреплении   и   контроле   знаний   на   уровнях узнавания, понимания и применения;  при выполнении домашнего задания в качестве дополнительной информации или отчёта о проделанной работе. Использование   на   уроке   мультимедийных   презентаций   на   различных этапах урока биологии позволяет:   учителю:  14 расширить   возможности   в   выборе   и   реализации   средств   и   методов обучения,   разрабатывать   собственные   электронные   пособия   (лекции, инструкции к лабораторным работам, тестовые задания, опорные конспекты, виртуальные экскурсии и т.п.), использовать информационные объекты как иллюстративный  материал  к новым темам, готовить  раздаточный  материал для   повторения   и   закрепления,   стимулировать   познавательный   интерес школьников, формировать навыки самостоятельной работы учащихся, умения работать с информацией;  ученику:  самостоятельно   изучать   новый   материал,   без   использования специальных   приборов   рассматривать   и   изучать   биологические   объекты, наблюдать   за   живыми   существами   в   их   естественной   среде   с   помощью виртуальных   экскурсий,   проводить   исследовательскую   и   аналитическую работу   путем   создания   рефератов   и   докладов   с   сопровождением   в   виде   развивать   творческие   способности. мультимедийной   презентации, При изучении биологии большую помощь оказывает применение электронных и  информационных   ресурсов   с  аудиоинформацией  (записи   звуков   живой   и неживой природы, например при изучении Царства Животные). Хорошо себя зарекомендовала практика тестирования с использованием электронных   ресурсов.   В   своей   работе   я   применяю   как   тестирование   на компьютере   в   интерактивном   режиме,   так   и   печатный   вариант   тестов. Использование различных заданий в тестовой форме для контроля и оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ. Я использую уроки,   имеющиеся   в   библиотеке   школы   (уроки   биологии   Кирилла   и Мефодия), а также свои диски (электронные уроки и тесты), создаю свои уроки, используя Интернет­ресурсы. 15 Использую   электронные   энциклопедии:   иллюстративный   большая энциклопедический   словарь,   медицинская   энциклопедия, энциклопедия   России   «Животный   и   растительный   мир   России»   и   др.   На определенных   темах   использую   видеофильмы,   например:   «Сотворение   или эволюция»   (9,   11   классы),   «Homo     sapiens   –   человек   разумный»   (8   кл), «Генезис» и др. Использование коммуникационных технологий на уроке биологии дает возможность детям эффективно подготовиться к следующему уроку, так как компьютер   выступает   в   роли   интерактивного   учебника,   справочника, анатомического   атласа,   графического   редактора   и   т.д.   А   использование цветных   компьютерных   слайдов   и   комментариев   к   ним   дает   возможность демонстрировать учащимся многообразие любых объектов, недоступных для непосредственной   демонстрации   в   классе,   например   различных   живых организмов. Преподавание биологии предполагает использование различных средств и методов обучения. Нет необходимости говорить, что в связи со спецификой предмета   часто   необходимо   выделить   и   обобщить   существенные   признаки изучаемого   объекта,   что   возможно   только   при   непосредственной   работе   с ним. При этом ведущими являются методы изучения живых объектов, т.е. наблюдение и эксперимент. Практическая   деятельность   позволяет   формировать   у   учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно­следственные   связи   между   объектами   и   явлениями.   В   первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении учащимися лабораторного практикума   происходит   формирование   и   развитие   умений   и   навыков экспериментального   изучения   живой   природы,   глубокого   проникновения   в закономерности ее существования.  16 § 2. Информационно­технические возможности кабинета. Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать и копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л.H. Толстой. Кабинет   биологии   пополнился   микроскопами,   биологическими микропрепаратами по всем разделам биологии, комплектом карточек, научно­ познавательной литературой, комплектом таблиц, набором моделей органов человека, а главное – компьютером с электронными учебными программами, видеофильмами, электронными тестами.  У   меня   есть   возможность   развивать   творческие   способности   моих учеников, используя проблемно­развивающее обучение на уроках, в домашнее задание   я   включаю   не   только   типовые   творческие   задания,   а   и мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал   как   систему   ярких,   опорных   образов,   дающих   необходимую информацию,   что   облегчает   запоминание.   Мультимедийная   презентация подчеркивает   урок   биологии,   делает   его   ярким,   и   одновременно   следует развитию   коммуникабельных   навыков   учащихся,   глубины   мышления, помогает социальную, компетентностей:   формировать     ряд   коммуникативную,   деловую,   информационную.   Активизируются   все   виды памяти, учебный материал воспринимается глубже, а, следовательно, ребенок будет воспринимать предмет лучше, в мировоззренческой позиции ­ "Мне это необходимо знать", "Это для меня очень важно".  Работа   над   созданием   презентаций   ­   очень   длительный   процесс,   где используются   не   только   сведения   из   учебника,   это   своеобразный   синтез   с 17 другими   науками,   то   есть   происходит   непосредственная   предметная интеграция. Мультимедийные   анимационные   модели   позволяют   сформировать   в сознании учащихся целостную картину биологического процесса.  Очень помогают мне в подготовке и проведении уроков электронные наглядные пособия. Работа с пособием не ограничивается просто чтением или прослушиванием   комментария.   Отдельные   кадры   содержат   задания   и упражнения.   Электронные   слайды   я   использую   в   полном   комплекте   при обобщающем повторении всех разделов биологии (растения, животные, грибы, бактерии, человек), а также использую выборочно, подбирая к конкретной теме урока.  В школьном курсе биологии основные умения и практические навыки общения с живой природой учащиеся получают при проведении наблюдений, лабораторных   опытов   и   практических   работ   с   получением   лабораторного оборудования.  Состав   оборудования   позволяет   осуществить   более   60 лабораторных работ по всем разделам (в объёме, установленном программой; а также давать дополнительные работы для успевающих учащихся). Каждый ученик на лабораторной работе имеет отдельный микроскоп, что позволяет выполнить работу.  Внедрение компьютерных технологий на уроках (виртуальные опыты, модели,   демонстрации)   даёт   возможность   уяснить   суть   явления.   Всё   это   способствует   повышению   эффективности   и   информативности занятий,   переходу   от   репродуктивной   передачи   знаний   к   интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками.  В школе созданы комфортные условия для внедрения ИКТ в учебно­ воспитательный   процесс:   материальная   база   школы   состоит   из   двух кабинетов,   оснащенных   мультимедийным   оборудованием,   действует   один 18 компьютерный класс, что позволяет успешно реализовать одну из ключевых проблем   школы   ­   внедрение   инновационных   технологий   в   учебно   ­ воспитательный   процесс.   неотъемлемой частью инновационных идей.    А   информационные   технологии   являются Применение   мультимедиа   значительно   повышает   эффективность обучения.   Компьютерная   среда   дает   возможность   управлять   учебной деятельностью ученика, его активностью.  Всем   известно,   что   видеоинформация   может   вызывать   определенное эмоциональное состояние у учащихся, поэтому мультимедийная презентация подчеркивает   урок   биологии,   делает   его   ярким,   и   одновременно   следует развитию   коммуникабельных   навыков   учащихся,   глубины   мышления, помогает социальную, компетентностей:   формировать     ряд   коммуникативную,   деловую,   информационную.   Активизируются   все   виды памяти, учебный материал воспринимается глубже, а, следовательно, ребенок будет воспринимать предмет лучше. Работа   над   созданием   презентаций   ­   очень   длительный   процесс,   где используются   не   только   сведения   из   учебника,   это   своеобразный   синтез   с другими   науками,   то   есть   происходит   непосредственная   предметная интеграция.  Привлечение детей к созданию презентаций ­ это реализация творческих способностей,   возможностей   учеников.   Общение   ученика   с   компьютером помогает ему реализовать свои творческие способности, заинтересованность, желания получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Также ученик приобретает опыт публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека.  Выполнение   лабораторных   и   практических   работ   занимает определенную   часть   уроков   биологии   и   является   неотъемлемой   частью 19 программного материала по предмету. Для выполнения  работ незаменимым помощником   является   компьютер:   например,   в   9   классе,   при   выполнении лабораторной   работы     "Микроскопическое   строение   тканей"   использую презентации на основе программы Microsoft PowerPoint. Для проверки знаний учащихся по изученной теме я использую  CD  и DVD диски на базе учебных программы: “1С: Школа”, “Электронные уроки и тесты”,   мультимедийное   учебное   пособие   “Просвещения   ­   Биология”, “Экспресс­подготовка к экзамену” и другие. ИКТ,   обновляя   содержание   образования,   дают   возможность   вести эффективный   поиск   разнообразной   информации,   используя   не   только печатные   источники,   Биология – предмет, где ИКТ можно использовать практически на каждом   но   и   электронный   ресурс,   Интернет. уроке. Моя работа планируется именно с использованием ИКТ. В кабинете есть серия электронных пособий для 6­11 классов. На уроках я применяю разные формы работы с использованием ИКТ. Это может быть и короткий фильм   о   каком­либо   животном,   и   общий   обзор   растений   или   животных. Интернет   даёт   возможность   провести   виртуальную   экскурсию   в   любую экосистему   нашей   планеты,   познакомиться   с   природой,     растительным   и животным миром. С   появлением   Интернета   у   ребят   дома   появилась   возможность подготовить к уроку доклад, сообщение, реферат на любую тему.  ИКТ   играют   важную   роль   в   подготовке   учащихся   к   ЕГЭ.   Формат тестовых   компьютерных   программ   даёт   возможность   проверить   знания, умения,   навыки   учащихся   с   помощью   различных   видов   и   типов   заданий, наборов   тематических   и   итоговых   тестов   с   использованием   иллюстраций, схем,   диаграмм,   графиков,   карт.   Тесты   я   составляю   сама   или   использую готовые.  20 Классы   у   нас   маленькие:   8­12   человек,   поэтому   использование разноуровневых тестов даёт возможность провести индивидуальную работу с учащимися, варьировать применение тестов в зависимости от уровня знаний учащихся,   что   даёт   возможность   быстро   провести   контроль,   быстро проверить, объективно оценить уровень знаний учащихся, а также провести работу качественно.  Часто   жалуются,   что   биология   из   тех   предметов,   где   нужно   много запомнить.   Тут   на   помощь   приходит   компьютер,   в   котором   у   меня   есть различные задачи для всех классов. Например, «Угадай правильное решение», где   задача   ученика   не   просто   найти   верный   ответ,   который   не   принесёт баллов; баллы выставляются только за мотивированное отвержение неверных вариантов.   Использую   задачи:   «Покажи,   где   находится   кровеносная система?», «Что это за животное?» или «Определи растение по описанию». Так ученик вырастет самостоятельным, мыслящим человеком.  ВЫВОДЫ Таким   образом,   обучение,   основанное   на   использовании   ИКТ, способствует решению задач, ставящихся на каждом этапе урока. У учителя появляется возможность:  четко выделять цели учения;  повышать мотивацию учения;  обеспечивать активную учебную деятельность;  обеспечивать обработку информации;  стимулировать мышление;  способствовать самовыражению и задействовать чувства и эмоции учащихся. Ученик, работающий с компьютером на уроке и дома, учится: 21  критически мыслить;  ответственно относиться к собственному образованию;  работать самостоятельно. Учитель, использующий компьютер на уроке:  создает в классе атмосферу открытости и ответственного  сотрудничества;  способствует развитию самостоятельности в процессе обучения.  Все   это   в   комплексе   позволяет   повысить   интерес   к   биологии   как школьному предмету, развивать практические умения и навыки учащихся, а в конечном итоге – повысить качество знаний. ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Мы вступили в XXI век, век совершенных достижений человеческой мысли,   время   развитых   технологий,   к   которым   человечество   долго прокладывало   путь.   Компьютерные   технологии   ­   это   будущее образовательного   процесса   нового   тысячелетия,   это   тот   новый   источник, который   даст   возможность   следующим   поколениям   не   только   получить качественное образование, но и уютно чувствовать себя в информационном обществе,   ведь   современная   эпоха   интеллектуальных   технологий, разнообразных   инноваций,   глобализации   выдвигает   новые   ценности,   новые требования   к   уровню   знаний,   диктует   свои   условия   жизни   социума   в планетарном масштабе.  Использование   компьютерных   технологий   на   уроках   биологии   ­   это существенное   обновление   содержания   биологического   образования,   и поэтому   учитель   должен   быть   компетентным   в   отрасли   компьютерных технологий:   знать основы информатики;  22  владеть   современными   операционными   системами   и   текстовым редактором;  учиться   использовать   действующие   учебные   компьютерные программы.  В   рамках   существующей   модели   компетенции   выпускника существенной проблемой является создание успешного ученика, успешного выпускника, свободной, творческой личности, духовно зрелой, физически и морально совершенной, способной к решению жизненных проблем, готовой к самооценке,   самоусовершенствованию   и   самореализации   –   вот   цель   моей работы, основой которой является использование ИКТ.  Для меня компьютер – это источник не только информации, средство моей   успешной   работы.   Компьютер   порождает   энергию   для   творческих планов, преодоления трудностей, которые обязательно возникают, когда ты занимаешься   творчеством   и   в   то   же   время   информационно   ­ пространственный   аккумулятор   питательных   сил,   которые   создадут успешного ученика и человека. В итоге проделанной  работы:   проведен анализ литературы;    проанализирована   учебно­воспитательная   работа   с использованием ИКТ на уроках биологии;  установлено, что проектная методика является хорошей, так как она позволяет  интенсифицировать деятельность учителя и ученика;    использование ИКТ на уроках повышает качество обучения; при   активизации   познавательной   деятельности   учащиеся   сами составляют   презентации,   ксерокопируют   материал,   проводят   опыты   и наблюдения; 23  сформирована   база   контрольно­диагностических   материалов (ГИА, ЕГЭ). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   Педагогика.   Большая   современная   энциклопедия   Е.   С. Рапацевич.­ Минск: Современное слово. Рапацевич, Е. С. ­ 2005.   Педагогика/   В.   А.   Сластёнин.   ­   М.:   Школа­Пресс,   2000   г   Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. ­ М.: 1978   Закон РФ «Об образовании»  Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии. – М.: Мнемозина, 2002.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.   Учеб.   пособие   для   студ.   пед.   вузов   и   системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др. Под ред. Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с.  Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин­тов по биол. спец. ­ 4­е изд. – М.: Просвещение, 1983. – 384с  Пасечник   В.В.   Теория   и   практика   организации   учебно­ познавательной   деятельности   учащихся   в   процессе   обучения биологии: Дисс. докт. пед. наук. ­ М., 1994. –268 с.  Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. ­ М.: 1978. ­ с.381.  Сластёнин,   В.   А.   Педагогика/   В.   А.   Сластёнин.   ­   М.:   Школа­ Пресс, 2000 г.­ с. 492. 24  Рапацевич,   Е.   С.   Педагогика.   Большая   современная энциклопедия/Е.   С.   Рапацевич.­   Минск:   Современное   слово.   ­ 2005.­ с. 198.  Закон РФ «Об образовании», ст.7. 25

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"

Проектная работа "Активизация познавательной деятельности школьника на уроках биологии методами ИКТ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018