Проектная работа "Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся на уроках русского языка,литературы и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО"
Оценка 4.9

Проектная работа "Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся на уроках русского языка,литературы и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
Междисциплинарный 4
5 кл—11 кл +1
12.02.2017
Проектная работа "Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся на уроках русского языка,литературы и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО"
Проектная работа "Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся на уроках русского языка,литературы и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО"» представляет технологию интеграции урочных и внеурочных занятий школьников. Проект рассчитан на 4 года (учащиеся 5-9 классов). Создан на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». В центре внимания психологические особенности школьников, использование базовых потребностей подростка с целью переакцентуации на позитивные духовно-нравственные ценности. В «Концепции» говорится: «Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью» В проекте представлены творческие задания с учётом возрастных особенностей ребёнка, в соответствии с требованиями программы по русскому язык. Предложены варианты подбора текстов для изложений, диктантов, словарной работы, работы с текстом. Варианты работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся на уроках литературы, подобраны видеоматериалы для обсуждения на классных часах, на дополнительных уроках.Проект «Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности» представляет технологию интеграции урочных и внеурочных занятий школьников, представлены результаты исследования апробации данного проекта.
проект.doc

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 64»

630066, город Новосибирск-66,

улица Чемская, 38,

тел:    317-17-47,

E-mail - [email protected]

 

 

 

Проект

«Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка, литературы и  внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО»

 

 

 

Миронова Марина Александровна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория,

педагог-психолог, первая квалификационная категория

 

 

г. Новосибирск 2017

 

 

Оглавление

1.     Аннотация                                                                                        стр.3

2.     Актуальность исследования, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи                                                                   стр.4

3.     Гипотеза исследования,  методы исследования                             стр. 6

4.     Характеристика образовательного учреждения                            стр.7

5.     Педагогические условия реализации проекта                               стр.8

6.     Методологические основы реализации проекта                            стр.9

7.     Нормативно-правовая база проекта                                               стр.10

8.     Этапы реализации проекта                                                            стр.10

9.     Предполагаемые результаты                                                         стр.11

10. Способы оценивания результатов                                                 стр.12

11. Методы реализации проекта                                                         стр.14

12. Рабочий план реализации проекта                                                стр.20

13. Социальное партнёрство                                                               стр.24

14. Ресурсы проекта                                                                             стр.25

15. Результаты исследования                                                              стр.26

16. Заключение                                                                                    стр.29

17. Источники информации                                                                 стр.30 

18. Приложение№1 Сочинение Устиновой Д.                                     стр.31

19. Приложение №2 Примеры текстов для анализа                            стр.33   

 

 

 

 

 

 

 

                                          

Аннотация

Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и школьника.

Проект «Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности» представляет технологию интеграции урочных и внеурочных занятий школьников.

Проект рассчитан на 4 года (учащиеся 5-9 классов). Создан на основе «Концепции духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России», «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

В центре внимания психологические особенности школьников, использование базовых потребностей подростка с целью переакцентуации на позитивные духовно-нравственные ценности. В «Концепции» говорится: «Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью»

В проекте представлены творческие задания с учётом возрастных особенностей ребёнка, в соответствии с требованиями программы по русскому язык. Предложены варианты подбора текстов для изложений, диктантов, словарной работы, работы с текстом. Варианты работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся на уроках литературы, подобраны видеоматериалы для  обсуждения на классных часах, на дополнительных уроках.

 

 

 

 

 

Актуальность исследования

 Сегодня востребована личность, не только способная к самоорганизации, самоопределению, личностному творчеству, диалогическому общению, владеющая культурой взаимопонимания и взаимодействия, но и наделенная высшими нравственными смыслами, а значит – духовностью.

       В нормативно-правовых актах ребенок определен главной ценностью образования, но только духовно  развитая личность способна решать сложнейшие задачи созидательного развития общества. В связи с этим в современной личностно ориентированной педагогике особую значимость приобретает поиск оптимальных путей духовно-нравственного развития учащихся.

 Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.

 

   Объект исследования: взаимосвязанная деятельность педагога и учащихся-подростков по их духовно-нравственному развитию на уроках русского языка и литературы,  на уроках развития речи в курсе русского языка, а также на классных часах и дополнительных уроках.

 

Предмет исследования: содержание и виды педагогической деятельности, обеспечивающие процесс духовного развития и становления учащихся в процессе изучения русского языка, литературы и  внеурочной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Цель исследования

 

Обоснование педагогических условий целостного духовно-нравственного развития подростков.

 

 

 

Задачи:

·        дать теоретическое обоснование закономерностей и возрастных особенностей духовно-нравственного развития личности с учетом  психологии и педагогики;

·        выявить совокупность педагогических условий, интенсифицирующих процессы духовно-нравственного развития подростков;

·        разработать  систему  творческих заданий на уроках развития речи в курсе русского языка, способствующих  развитию духовности и субъектности подростков в учебном процессе;

·         подобрать материалы (тексты, творческие задания, видеоматериалы), способствующие осмыслению нравственных понятий, формированию системы ценностей и личностных установок подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гипотеза исследования

 Данный  метод  деятельности подростков на уроках русского языка, литературы и  внеурочной деятельности будет действенным средством духовно-нравственного развития личности.

 

Методы исследования

ü Экспериментальные

ü Диагностические

ü Беседы с учащимися

ü Наблюдение

ü Сопоставительный анализ творческих работ и реального поведения на разных этапах личностного и возрастного развития

ü Фиксирование результатов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Характеристика образовательного учреждения

 

Школа №64 располагается в спальном районе на Северо-Чемском жилом массиве  города Новосибирска. Это одна из старейших школ города. Дата основания -1908 г.

В нашем учебном заведении обучается 957 учащихся: 17 классов начальной школы, 16 классов основной школы, 3 класса  средней школы.  Число преподавателей составляет 54 человека. Это квалифицированные, хорошо владеющие методикой преподавания специалисты. Под руководством педагогов учащиеся добиваются успехов на предметных олимпиадах, в творческих и спортивных соревнованиях разных уровней.

Школа принимает участие в различных конкурсах и проектах:

·        районном и городском конкурсах профессионального мастерства «Педагог года», «Классный руководитель», «Молодые надежды» (дипломы лауреатов и победителей);

·        пилотном проекте «Внедрение ФГОС ООО», пилотной площадки инновационного образовательного проекта «Консалтинговый центр по внедрению ФГОС» (с 2012 года).

На сегодняшний день в пилотный проект «Внедрение ФГОС ООО» вовлечены 287 обучающихся 5-8 классов, что составляет 70% основной школы, 40 педагогов, что составляет 82 % педагогического состава и более 500 родителей.

Школа  работает в инновационном режиме: в 2012 – призер районного конкурса «Лучшее общеобразовательное учреждение Кировского района», 2013- лауреат районного конкурса инновационных проектов в номинации «Одаренные дети»; городская пилотная площадка «Внедрение ФГОС ООО», 2014 - победитель и лауреат районного конкурса «Инновационные методики и технологии в обучении».

 

 

Педагогические условия реализации проекта

 Педагогические условия подразумевают систему определенных приемов организации педагогической среды, активизирующих процессы творческого личностного развития:

предложение  тем сочинений и этюдов,  побуждающих к выражению в слове внутреннего мира;

обучение посредством образов и историй, активным участником которых является сам ребенок;

выполнение ряда гештальт-правил: «здесь и сейчас» «как будто» и др.;

использование психологических механизмов внешнего и внутреннего проецирования «фигура-фон», а также новых, оригинальных жанров творческих работ.

  В ходе изучения литературных произведений школьники обогащают свой внутренний мир путём осмысления духовно-нравственного богатства отечественной и мировой культуры, что является важным компонентом общего духовного развития. Но, осмысление «чужого» духовного опыта недостаточно для становления индивидуальных  свойств и развития каждого ребенка. Необходим еще и свой собственный духовно-личностный опыт. Приобретению его в условиях школьного обучения,  способствуют  творческие задания, обращенные непосредственно к  началу - Я ребенка и активизирующие его личностное развитие.

 Просмотр видеоматериалов способствует осмыслению подростками явлений окружающей действительности и собственного внутреннего мира, «переживанию» и «проживанию»  собственного опыта.

Важное методологическое значение для определения педагогических условий духовно-нравственного развития подростков имеет  педагогическое взаимодействие, основанное на принципах доверия и творчества. Творчество дает возможность самовыражения и самореализации,  доверие - важное условие реализации личностных потенциалов подростков.

 

Методологические основы реализации проекта

 

Их отражают принципы личностно ориентированного образования:

ü принцип природосообразности,

ü культуросообразности,

ü индивидуально-личностного подхода, 

ü ценностно-смысловой направленности образования.

Свойства личности не «задаются», а «востребуются»- педагогическая поддержка опирается на внутренние источники развития ученика. Ученик самоценен, значим таким, каков он есть.

 Предлагается многообразие вариантов знаний и образцов поведения, обращаясь к природной потребности человека выбирать - это способствует выражению внутреннего мира личности. Мир открывается ученикам благодаря работе их сознания, учитель не преподносит его в готовом для понимания виде, а работает с мирами сознания ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативно-правовая база проекта

 

ü Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

ü Федеральный компонент государственного стандарта  общего  образования по русскому языку и литературе;

ü Концепция духовно-нравственного воспитания и развития

 

 

Этапы реализации проекта

 

1 этап       Поисково-подготовительный (2012-2013 г.)

 Процесс сбора и систематизации теоретического материала по проблеме исследования, разрабатывались программа и методы диагностики духовно-нравственного развития школьников.

 

2 этап    Опытно-экспериментальный (2013-2016)

Проводилась опытно-экспериментальная работа, направленная на духовное развитие и становление  подростков в единой образовательно-воспитательной системе.

 

 3 этап   Теоретико-обобщающий (2016-2017)

Осуществлялся анализ  полученных  данных, обобщались результаты исследования.

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые результаты

 

 Уровень духовного развития  можно представить как последовательное движение по ступеням усложняющейся деятельности самосознания подростка:

   Самовыражение.

5 класс (10 - 11 лет) - переход от детства к младшей подростковости.

Развитие душевной чуткости, эмпатии. Преодоление «отчуждения» знания,  переоценка собственного поведения и отношения к окружающим, поиск собственного Я и выстраиваются взаимоотношения с другими Я.

Самопознание.

  6 класс (11-12 лет) младшие подростки; подростки, входящие в   предкризисный период развития. Осознание жизни своей души, умение определять ее соответствие/несоответствие нравственным законам, овладеть способностью регулировать свои душевные движения.

Самопонимание и самооценка.

  7 класс (12-13 лет) - интенсивное нарастание кризисных моментов развития. Понимать смысл нравственных категорий, их значение для человека,  ориентация подростка на позитивные духовно-нравственные ценности, взаимопонимание, доброту, дружбу,  формирование системы ценностей и приобретение собственного духовного опыта, осознание себя как члена общества, отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, опора на внутренние критерии, познание других людей и себя.

Саморегуляция и самокоррекция

8 класс (13-14 лет)-  переосмысление своего места в обществе, своего значения, своей позиции, своих возможностей, идентификация себя с социумом. Самоутверждение, умение высказывать свою точку зрения, умение управлять собственным мышлением, осознание  самого себя. Формирование ценностного отношения к миру, истории, обществу, другим людям, самому себе.      Постижение духовных законов, становление личностной позиции, духовному отношению ко всему многообразию бытия.

Это позволяет ему осознанно формировать свой характер, становиться собой, решать за себя.

Самоактуализация и саморазвитие.

9 класс Позиция "Я - главный" меняется на позицию "Что Я значу". Постижение духовных законов открывает подростку путь к становлению личностной позиции и его личному Я, духовному отношению ко всему многообразию бытия. Это позволяет ему осознанно формировать свой характер, становиться собой, решать за себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы оценивания результатов

 

1.     Самовыражение (нулевая, низкая, средняя, высокая степень)- оценивается по творческим работам  учащихся

2.     Самопознание (низкой, средней и высокой степени) - «Диагностика потребности в самореализации» Модификация И.А. Акиндиновой

3.     Самопонимание и самооценка (адекватная, заниженная или завышенная) – тест  « Определение уровня самооценки»

4.     Саморегуляция и самокоррекция (внутренняя и внешняя, проявляющаяся в реальном поведении) - Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (сспм)36

5.     Самоактуализация и саморазвитие (деструктивное, статичное, слабодинамичное, среднединамичное, высокодинамичное)- «Оценка способностей к саморазвитию»  http://jungland.ru/test/test-na-samoobrazovanie.php

6.     Результаты оцениваются также методом оценивания творческих работ, наблюдения и личного собеседования с ребёнком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы реализации проекта

 

Под духовно-нравственным развитием  подразумевается содержательное становление личности ребёнка, формирование у него системы ценностей, определяющих позицию человека в отношении конечных вопросах бытия, смысла жизни, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

На каждом уровне духовного развития  можно представить как последовательное движение по ступеням усложняющейся деятельности самосознания подростка.

  Особую актуальность вопросы духовного развития и становления  личности приобретают в подростковый период, который сопровождается активным развитием личностных свойств, становлением образа собственного Я, стремлением к самовыражению и самопознанию.

Главное содержание подросткового возраста составляет переход от детства к взрослости. Основная деятельность подростков - это деятельность интенсивного самопознания, которое неразрывно связано с деятельностью самовыражения и самооценки.

В школьном образовательном процессе преподавание такого предмета, как развитие речи в курсе русского языка, наиболее близкого к словесному творчеству и внутреннему миру человека,  сориентировано в основном на формальную сторону развития письменной речи.

 Считаю, что основным условием духовно-нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, осознание себя как человека, пробуждение нравственных чувств, эмоций, самоанализ внутренних состояний, формирование системы ценностей, поэтому я особое внимание уделяю урокам развития речи в курсе русского языка, а также тематике классных часов.

Наиболее остро вопросы духовно-нравственного развития встают в подростковый период, когда идут процессы активного самопознания. Младший подростковый период характеризуется сензитивностью к словесному творчеству как средству самовыражения и саморазвития.

В 5-ом классе предлагаю детям выполнение творческих заданий, направленных на осознание эмоциональной сферы, приобретение личного опыта восприятия действительности. Написание сочинений-миниатюр на темы: «Как звучит радость?», «Как пахнет день рождения?», «Какого цвета осенний (зимний, весенний, день)?» и т.д.

Выполнение творческих заданий «Рассказ от лица другого» — «Что рассказал раненый голубь?», «Что рассказал о себе котёнок Васька?» и т.д., — способствует развитию душевной чуткости, эмпатии. У ребёнка происходит преодоление «отчуждения» знания, часто происходит переоценка собственного поведения и отношения к окружающим, что отслеживается по детским сочинениям. Хорошим средством психодиагностики  эмоционального состояния ребёнка является рассказ от имени любого предмета, находящегося в классе, например: «Я мел», «Я цветок», «Я школьная доска» и др.

  В  период (10 - 13 лет) у подростков появляется неосознанная потребность в духовно-личностном развитии. Идет интенсивный поиск собственного Я и выстраиваются взаимоотношения с другими Я.Подростку необходимо научиться осознавать жизнь своей души, уметь определять ее соответствие/несоответствие нравственным законам, овладеть способностью регулировать свои душевные движения, так как  душевные способности выступают органами становления и способами реализации духовности человека.

В 6-ом классе предлагаю детям написать рассказ о самом себе с элементами самоанализа: «Когда я был маленьким», «Случай, ставший уроком», «Моё открытие» и др. Выполнение данных этюдных работ способствует самопознанию подростков. А также написание сочинений-перевоплощений «Я — последний осенний листок», «Я — летний дождь». Написание этих работ даёт возможность ребёнку поразмышлять о своём месте в мироздании, развивать общее духовное мироощущение.

В 7-ом классе предлагаю выполнение творческих заданий, помогающих ребёнку понять разные стороны своей личности. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. «Моё Я такое разное», «Я — умный», «Я как друг». Сочинения-рассуждения на темы: «Из чего складывается дружба?», «Что порождает вражду?» и др.

Выполнение данных творческих работ учит детей понимать смысл нравственных категорий, их значение для человека, помогает сориентировать подростка на позитивные духовно-нравственные ценности, взаимопонимание, доброту, дружбу, способствует формированию системы ценностей и приобретению собственного духовного опыта.

  Главной особенностью подросткового возраста является выход ребёнка на новую социальную роль, осознание себя как члена общества, постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, опора на внутренние критерии. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Самосознание не только делает возможным более глубокое познание других людей и себя, но и перестраивает весь внутренний мир ребенка, что проявляется в его интересах, ценностях и поведении в целом.

В 8-ом классе  активно использую  медиа- уроки. Просмотр социальных роликов: «Ценности современной молодёжи» «Доброта спасёт мир», «Современные герои России» и др.; социальных экспериментов проекта «Ракамакофо»: «Инвалидный приговор», «Деньги решают всё ?», «Ребёнок на холоде», «Безразличие к слепым» и др.); документальных фильмов: «Великая тайна воды», «Как слово наше отзовётся» и др.; художественных фильмов: «Класс коррекции», «Розыгрыш», «Класс» и др. вызывают неподдельный интерес у учащихся, дети с удовольствием включаются в дискуссию, впоследствии выполняют творческие работы, где высказывают своё мнение по заявленным проблемам, используя различные виды и жанры сочинений.

Удовлетворяется основная потребность подростка этой возрастной категории - потребность в самоутверждении, возможности высказывать свою точку зрения

 Приобретенное с педагогической помощью умение управлять собственным мышлением может превратить рассудок из «врага» в «друга», обеспечивая тем самым доступ к осознанию  самого себя. Нередко, подростки обращаются к вопросам поиска смысла своей жизни, то есть к ценностному отношению к миру, истории, обществу, другим людям, самому себе.         

Постижение духовных законов открывает подростку путь к становлению личностной позиции и его личному Я, духовному отношению ко всему многообразию бытия. Это позволяет ему осознанно формировать свой характер, становиться собой, решать за себя.

В 9-ом классе предлагаю детям самостоятельно подобрать  интересующие их видеоматериалы, художественные произведения,  темы для обсуждения, творческие проекты. Реализуется базовая потребность подростков этого возраста  «Что Я значу?»

Слово является самым тонким, универсальным и действенным инструментом духовного развития. Обращаю внимание учащихся на богатство и высокую духовность русского языка, акцентирую, что некоторые слова русского языка не переводятся ни на один язык мира и являются исконно-русскими, например: добродетель, доблесть, благодарность. 

На уроках русского языка я использую ряд текстов (диктанты, изложения, языковой, орфографический, пунктуационный анализ и др.), несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей жизни.

Для того чтобы помочь ребёнку осознать и осмыслить сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими, близкими и противоположными ему. При прохождении темы «Синонимы», «Антонимы» подходит приём, позволяющий понять сущность нравственного понятия через сопоставление, сравнение с другими, близкими и противоположными ему. Например: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, честь, достоинство, милосердие .

На уроках литературы особое внимание уделяю рассмотрению  национального воспитательного идеала в разные исторические эпохи.

Так, при изучении Древнерусской литературы акцентирую внимание учащихся на такой компонент самосознания русского человека, как Образ Святой Православной Руси. Самые высокие ценности в христианской традиции - взаимная любовь Бога и человека и человеколюбие. Эти высшие ценности определяют содержательную значимость остальных нравственных категорий: милосердия; доброжелательного, ответственного отношения к другим; доброты, щедрости, отзывчивости, умения прощать, принимать окружающих такими, какие они есть, без осуждения и злословия и т.д..

 При изучении литературы 18-19 века обращаю внимание на нравственные правовые нормы того времени, главной из которых была забота об Отечестве. Использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность рассмотреть основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода, ответственность, обсудить «вечность» многих нравственных тем.

Особое внимание уделяю рассмотрению личностных качеств героя художественного произведения, сравнительному анализу позитивных и негативных свойств личности. Например, повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — хороший пример для таких нравственных понятий, как честь, достоинство, гордость, самоуважение. При прочтении повести «Станционный смотритель» обращаю внимание на духовно-нравственную проблематику: гуманность, человечность, человеколюбие. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина позволяет поразмышлять над такими нравственными понятиями как любовь, верность, нравственный идеал.

Предлагаю детям самостоятельно дать определения понятиям, это даёт возможность более глубокого осмысления и понимания его сущности. Например, самостоятельно дать определение понятиям любовь, счастье, благодарность и др. подобрать к ним глаголы, прилагательные, причастия. В 7-9 классах написать сочинения- рассуждения, раскрывая смысл этих понятий.

 Организация целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и школьника предполагает интеграцию урочной и внеурочной деятельности. На классных часах предполагается  просмотр и обсуждение видеоматериалов, работа над которыми будет продолжена на уроках развития речи в курсе русского языка, а также  на уроках «Искусство общения», «Элективный курс русского языка». Проведение классных часов о ВОВ, о России, о  Святой Руси предполагает последующие творческие задания на уроках русского языка и литературы, на   уроках «Искусство общения», «Элективный курс русского языка». Экскурсии в «Приют бездомных животных», на Монумент Славы, в музеи г. Новосибирска и т.д. с последующим обсуждением и оформлением собственного мнения, используя полученные знания на уроках. Написание  творческих проектов и выступления на НПК школьного и районного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий план для реализации проекта

 

Самовыражение

5 класс (10 - 11 лет) - переход от детства к младшей подростковости.

 

   Творческие работы: «Как звучит радость?», «Как пахнет день рождения?», «Какого цвета осенний (зимний, весенний, день)? «Рассказ от лица другого» — «Что рассказал раненый голубь?», «Что рассказал о себе котёнок Васька?», «Я брошенная собака», «Я бездомный котёнок».   Психодиагностика - рассказ от имени любого предмета, находящегося в классе, например: «Я мел», «Я цветок», «Я школьная доска» и др.    

Видеоматериалы: Художественные фильмы: «Щенок», «Белое безмолвие». Клипы: «Чудесные спасения животных», «Бумеранг добра»

Классные часы: «Доброта как категория вечности», «Самая прекрасная из женщин - женщина с ребенком на руках» «Верные друзья человека», «Мы в ответе за тех, кого приручили», классные часы о ВОВ.

Диагностика - Самовыражения (нулевая, низкая, средняя, высокая степень)- оценивается по творческим работам  учащихся

Предполагаемые результаты

 Развитие душевной чуткости, эмпатии. Преодоление «отчуждения» знания,  переоценка собственного поведения и отношения к окружающим, поиск собственного Я и выстраиваются взаимоотношения с другими Я.

 

Самопознание

6 класс (11-12 лет)- младшие подростки; подростки, входящие в   предкризисный период развития.

 

Творческие работы: Рассказ о самом себе с элементами самоанализа: «Когда я был маленьким», «Случай, ставший уроком», «Моё открытие»

Написание сочинений-перевоплощений «Я — последний осенний листок», «Я — летний дождь».

Видеоматериалы: Док. фильмы «Как слово наше отзовётся», «Великая тайна воды».

Классные часы : «Без друзей меня чуть-чуть», «Человек и природа», «Мусор на улице - грязь в душе», «Нарисуй свою мечту», классные часы о ВОВ.

Диагностика - Самовыражения (нулевая, низкая, средняя, высокая степень)- оценивается по творческим работам  учащихся. «Диагностика потребности в самореализации» Модификация И.А. Акиндиновой

Предполагаемые результаты

 Осознание жизни своей души, умение определять ее соответствие/несоответствие нравственным законам, овладеть способностью регулировать свои душевные движения.

 

Самопонимание и самооценка

7 класс (12-13 лет) - интенсивное нарастание кризисных моментов развития.

 

Творческие работы: «Моё Я такое разное», «Я — умный», «Я как друг», «Из чего складывается дружба?», «Что порождает вражду?», «Счастливый человек»

Видеоматериалы: Социальные эксперименты «Доброта спасёт мир»

«Честь», «Лицом к лицу»Клипы:«Герой России Солнечников»Худож. фильмы: «Деточки», «Бен Икс»Док. фильмы «Дикие дети», «Один день Санька»

       Классные часы: «Человек -  существо  социальное», «Умение владеть собой»,

«О мужественности и женственности», «Как стать счастливым?», «Происхождение нравственности», классные часы о ВОВ, «Наши истоки»

Диагностика - Самовыражения (нулевая, низкая, средняя, высокая степень)- оценивается по творческим работам  учащихся. «Диагностика потребности в самореализации» Модификация И.А. Акиндиновой. « Определение уровня самооценки». Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (сспм)36

Предполагаемые результаты

Понимать смысл нравственных категорий, их значение для человека,  ориентация подростка на позитивные духовно-нравственные ценности, взаимопонимание, доброту, дружбу,  формирование системы ценностей и приобретение собственного духовного опыта, осознание себя как члена общества, отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, опора на внутренние критерии, познание других людей и себя.

 

Саморегуляция и самокоррекция

8 класс (13-14 лет)- переосмысление своего места в обществе, своего значения, своей позиции, своих возможностей, идентификация себя с социумом.

 

Творческие задания: Сочинения-размышления «Честь и достоинство», «Что побуждает людей жертвовать собой ради спасения других?», «Отношение к бездомным», «Подлый поступок», «Равнодушие».

Видеоматериалы: Клипы: «Современные герои России» и др.

 Социальные эксперименты проекта «Ракамакофо»:«Инвалидный приговор», «Деньги решают всё?», «Ребёнок на холоде», «Безразличие к слепым».

Классные часы:  «Мужественность и женственность», «Если друг оказался вдруг…», «Умение прощать – слабость характера или сила?», «Духовные подвижники России», «Герои России»,классные часы о ВОВ.

Диагностика - Самовыражения (оценивается по творческим работам  учащихся). «Диагностика потребности в самореализации» Модификация И.А. Акиндиновой.«Определение уровня самооценки».Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (сспм)36. «Оценка способностей к саморазвитию»  http://jungland.ru/test/test-na-samoobrazovanie.php

Предполагаемые результаты

Самоутверждение, умение высказывать свою точку зрения, умение управлять собственным мышлением, осознание  самого себя. Формирование ценностного отношения к миру, истории, обществу, другим людям, самому себе.      Постижение духовных законов, становление личностной позиции, духовному отношению ко всему многообразию бытия.

Это позволяет ему осознанно формировать свой характер, становиться собой, решать за себя.

 

Самоактуализация и саморазвитие

9 класс (14-15 лет) Позиция "Я - главный" меняется на позицию "Что Я значу".

 Творческие задания: Сочинения публицистического стиля: статья, очерк, заметка в газету; сочинение-рассуждение, сочинение-размышление. Темы: «Любовь», «Счастье»,«Великодушие», «Доброта», «Смысл жизни»

и др.

Творческие проекты: «Социальные сети. Польза или вред?», «Школьный буллинг» , «Молодёжные субкультуры», «Подростки и родители. Возможно ли взаимопонимание?», а также проекты на интересующие  подростков темы.

Видеоматериалы: Ролики: «Ценности современной молодёжи»

Худ. Фильмы: «Класс коррекции», «Класс», «Розыгрыш» и др.

Классные часы: «Россия-Духовная страна», «Русские Святые», «Кем быть? Каким быть», классные часы о ВОВ.

Диагностика - Самовыражения (оценивается по творческим работам  учащихся). «Диагностика потребности в самореализации» Модификация И.А. Акиндиновой).  «Определение уровня самооценки». Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (сспм)36). «Оценка способностей к саморазвитию»  http://jungland.ru/test/test-na-samoobrazovanie.php

Предполагаемые результаты

Постижение духовных законов открывает подростку путь к становлению личностной позиции и его личному Я, духовному отношению ко всему многообразию бытия. Это позволяет ему осознанно формировать свой характер, становиться собой, решать за себя.

 

 

Социальное партнёрство

 

Педагогический проект осуществляется  в тесном сотрудничестве с МО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №64, с социально-психологической службой МБОУ СОШ № 64,  а также в партнёрском взаимодействии со следующими учреждениями:  

ü Муниципальный психолого-педагогический центр «Пеликан»,

ü Новосибирский институт клинической психологии,

ü Психологическое консультирование «Доктор для души».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ресурсы проекта

Методические, программные ресурсы:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

Федеральный компонент государственного стандарта  общего  образования по русскому языку и литературе;

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития.

       Кадровый ресурс:

МО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №64;

Социально-психологическая служба МБОУ СОШ №64;

МО учителей русского языка и литературы района.

Информационный ресурс:

«Диагностика потребности в самореализации» Модификация И.А. Акиндиновой);

«Определение уровня самооценки»;

Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (сспм)36);

 «Оценка способностей к саморазвитию»  http://jungland.ru/test/test-na-samoobrazovanie.php.

Материально-технический ресурс

Информационно-библиотечный центр

Компьютеры с выходом в Интернет, современное книгохранилище

Компьютер, подключенный к Интернету

100%

Интерактивная доска

1

Мультимедийный проектор

1

Документ-камера

1

Ноутбук

4

Офисная техника

 

Телевизор

1

 

                          Результаты исследования

Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 64.

В исследовании приняли участие учащиеся 5-9В (28 уч.) класса.

Работа в данном классе  как учителя русского языка и литературы, классного руководителя и педагога-психолога позволила частично апробировать данный проект и представить некоторые результаты.         Необходимо отметить, что данный класс был самым слабым на параллели, социальный состав неоднородный, преобладали дети из неполных семей, были «опекаемые», многодетные, дети из неблагополучных семей. На момент начала исследования в классе были «изгои», «отверженные». Уже  к окончанию 5 класса проблема «изгоев» была решена. Более того, в классе успешно адаптировались дети из других школ, перешедших в  ОУ из-за травли одноклассников.

В настоящее время, по мнению педагогического коллектива  «дети 9В самые доброжелательные, открытые», «с ними приятно общаться», «спокойные», «никогда не позволяют себе пренебрежительных высказываний в адрес друг друга».

По мнению родителей, учащихся данного класса «…подростковый период протекал легче, чем у старшего сына…», «…я так боялась подросткового кризиса у своего ребёнка, но пока ничего страшного не вижу…», « … с дочерью могу поговорить по-взрослому, мне очень интересно с ней общаться…»

Как учитель русского языка и литературы могу отметить, что мотивация к изучению предмета является стабильно «высокой», особый интерес, конечно, взывает написание творческих работ, возможность «выразить себя», высказать свою точку зрения, а также написание творческих и исследовательских проектов социально-психологической, духовно-нравственной тематики.

Как классный руководитель с уверенностью могу заявить, что дети сориентированы на духовно-нравственные ценности (милосердие, доброта, толерантность, великодушие, умение прощать, уважение и др.), все учащиеся 9В класса  умеют высказывать свою точку зрения,  управлять собственным мышлением, осознавать  самого себя, давать оценку и корректировать своё поведение и поведение своих одноклассников. Находятся в процессе постижения духовных законов, духовного отношению ко всему многообразию бытия, к чему, в принципе, и стремится человек всю свою сознательную  жизнь.

 

Самовыражение (нулевая, низкая, средняя, высокая степень)- оценивается по творческим работам  учащихся

Каждая творческая работа учащихся, начиная с 5 класса, оценивалась на предмет способности ребёнка сформулировать собственное мнение, собственное видение того или иного вопроса, данные заносились в таблицу, в конце года результаты суммировались.

 

 

 

 

 

 

 

 


Самопонимание и самооценка (адекватная, заниженная или завышенная)  тест  « Определение уровня самооценки»

Один раз в год осуществлялось тестирование на предмет определения уровня  самооценки учащихся. Если в начале обучения в 5 классе адекватная самооценка учащихся составляла 34%, то к концу 9 класса -92%

 

 

 

 

 

 

 


Саморегуляция и самокоррекция (внутренняя и внешняя, проявляющаяся в реальном поведении) - Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (сспм)36

Саморегуляция учащихся оценивалась как методом наблюдения, так и при помощи опросника, начиная с 6 класса. В 6 классе уровень внутренней саморегуляции составил 46%, к концу 8-го класса 80%; внешняя- 6 класс- 48%,

8 класс-88%

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоактуализация и саморазвитие (деструктивное, статичное, слабодинамичное, среднединамичное, высокодинамичное)

 

Оценка способностей к саморазвитию оценивалась по творческим работам учащихся, методом наблюдения и собеседования с ребёнком и при помощи методики: «Оценка способностей к саморазвитию»  http://jungland.ru/test/test-na-samoobrazovanie.php.

Динамика развития: начало 6 класса-25%-высокодинамичное саморазвитие, начало 9-го класса-56%

 

 

 

 

 

 

Заключение

  В данном проекте обозначена необходимость учета возрастных этапов духовно-нравственного развития ребёнка. Необходимо создание пространства для выбора нравственных поступков, организации эмоционально-когнитивного процесса овладения духовно-нравственными  ценностями. Важно помочь ребенку раскрыть мир человека с позиции высших общечеловеческих нравственных законов и через этот духовно-нравственный мир подвести его к самопознанию, разбудить совесть, ответственность, организуя учебный процесс так, чтобы каждый ребенок «прожил» свое образование в поиске ценностей, созидании, творческом труде, добрых делах.

   Подтверждена гипотеза проекта, что данный  метод  деятельности подростков на уроках русского языка, литературы и  внеурочной деятельности будет действенным средством духовно-нравственного развития личности.

По результатам исследования видно, что цель и задачи данного проекта были достигнуты.

Проект был апробирован на учащихся 5-9В класса, диагностические исследования показали результаты, по которым можно судить о дальнейшем использовании данного метода на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Источники информации

 

ü Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

ü Федеральный компонент государственного стандарта  общего  образования по русскому языку и литературе;

ü Концепция духовно-нравственного воспитания и развития

ü Рудая.Т.И. «Педагогические условия духовно-субъектного развития подростков в процессе словеснотворческой деятельности»

    portal-slovo.ru/pedagogy/43990.php

ü «Оценка способностей к саморазвитию»  http://jungland.ru/test/test-na-samoobrazovanie.php.

ü Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (сспм)36.

ü Программа курса. Литература. 5—9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Приложение №1

Сочинение Устиновой Дарьи 8В -2015-2016 учебный год.

Уличные странники

Мы проживаем свою жизнь день за днем и каждый из них ложится песчинкой в кажущуюся бесконечной веху жизненного пути. Нас миллионы и даже миллиарды. Мы сталкиваемся в бездонном океане, соприкасаясь и отталкиваясь, пересекаясь и притягиваясь друг к другу...

Мы строим планы, мечтаем о будущем, искренне верим в то, что завтрашний день будет лучше предыдущего. Кто-то удачлив. Кто-то богат. Кто-то любим, а кто-то популярен. Но есть люди, как будто выпавшие случайно из привычных условий жизни – как часто о них говорят, оказываются на ее обочине.

Сегодня я хочу поговорить с вами о людях без определенного места жительства. Да-да. Не удивляйтесь, но «бомж» - это аббревиатура, а не ярлык, наштампованный людьми на «изгоев общества». Речь идет о людях, социально не защищенных, презираемых цивилизованной циничной частью общества.

С этим приходится сталкиваться часто. Кто они? Откуда они? Что с ними случилось? Мы не знаем. Но задумывался ли кто-нибудь об этом хоть раз?

Многие без сожаления кидают ненужные копейки в протянутую руку обездоленного. Чувство гордости от собственного благородства – мелочное тщеславие, не более. Сострадание, сопереживание, зачастую значат гораздо больше, и уж точно стоят дороже, чем пустая копейка. Опустошить карман на пару пустяков для людей куда легче, чем проявить искреннюю заинтересованность к личности, такой неухоженной и всеми покинутой.

Внешность сейчас играет большую роль, нежели душа. Но люди не представляют, что скрывается за всей этой грязной одеждой и неопрятным лицом.

За плечами у каждого своя человеческая история, со своими взлетами и падениями. Как раз последнее мы и наблюдаем.

Стоит задуматься, сколькое потерял человек, возможно, в одно мгновенье. Дом? Семью? Здоровье? Или, может, уважение других? Но, что хуже, самоуважение? Представьте на секунду, насколько это тяжело и страшно – лишиться всего, что было человеку дорого. Остаться наедине с этим жестоким миром, когда отвернулись даже те, кого когда-то любил. Никому до его личности нет дела. Он пустое место и для прохожих, в которых безнадежно верит. Он так же безнадежно верит, что завтра изменится хоть что-нибудь. Но все зря. Дни все такие же одинаковые. Все такие же серые. И все так же наполнены надеждой и, наверное, злобой. На себя, или может быть на мир. На вселенную, которая так с ним поступила.

Он не в силах вернуться к родным, вот такой весь грязный и потерянный. «Пусть лучше считают, что я мертв, - думает он, - чем видят, как буквально упал в грязь лицом.

Так больно понимать, что ты абсолютно никому в этом мире не нужен. А люди вокруг просто бросаются в тебя ужасными словами, которые вонзаются острым лезвием в душу…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Приложение № 2

Примеры текстов для лингвистического, орфографического,

пунктуационного анализа

Притча

Какого волка ты кормишь

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь...

 

Притча

Мудрый самурай

В Японии, в одном поселке недалеко от столицы жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой. Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси. Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его: — Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения? Старый самурай ответил: — Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок? — Своему прежнему хозяину, – ответил один из учеников. — Тоже самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.

https://elims.org.ua/pritchi/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Оглавление 1. Аннотация стр

Оглавление 1. Аннотация стр

Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и школьника

Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и школьника

Сегодня востребована личность, не только способная к самоорганизации, самоопределению, личностному творчеству, диалогическому общению, владеющая культурой взаимопонимания и взаимодействия, но и наделенная высшими нравственными смыслами, а…

Сегодня востребована личность, не только способная к самоорганизации, самоопределению, личностному творчеству, диалогическому общению, владеющая культурой взаимопонимания и взаимодействия, но и наделенная высшими нравственными смыслами, а…

Обоснование педагогических условий целостного духовно-нравственного развития подростков

Обоснование педагогических условий целостного духовно-нравственного развития подростков

Данный метод деятельности подростков на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности будет действенным средством духовно-нравственного развития личности

Данный метод деятельности подростков на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности будет действенным средством духовно-нравственного развития личности

Школа №64 располагается в спальном районе на

Школа №64 располагается в спальном районе на

Педагогические условия подразумевают систему определенных приемов организации педагогической среды, активизирующих процессы творческого личностного развития: предложение тем сочинений и этюдов, побуждающих к выражению в слове внутреннего…

Педагогические условия подразумевают систему определенных приемов организации педагогической среды, активизирующих процессы творческого личностного развития: предложение тем сочинений и этюдов, побуждающих к выражению в слове внутреннего…

Их отражают принципы личностно ориентированного образования: ü принцип природосообразности, ü культуросообразности, ü индивидуально-личностного подхода, ü ценностно-смысловой направленности образования

Их отражают принципы личностно ориентированного образования: ü принцип природосообразности, ü культуросообразности, ü индивидуально-личностного подхода, ü ценностно-смысловой направленности образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; ü

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; ü

Уровень духовного развития можно представить как последовательное движение по ступеням усложняющейся деятельности самосознания подростка:

Уровень духовного развития можно представить как последовательное движение по ступеням усложняющейся деятельности самосознания подростка:

Это позволяет ему осознанно формировать свой характер, становиться собой, решать за себя

Это позволяет ему осознанно формировать свой характер, становиться собой, решать за себя

Способы оценивания результатов 1

Способы оценивания результатов 1

Методы реализации проекта Под духовно-нравственным развитием подразумевается содержательное становление личности ребёнка, формирование у него системы ценностей, определяющих позицию человека в отношении конечных вопросах бытия, смысла…

Методы реализации проекта Под духовно-нравственным развитием подразумевается содержательное становление личности ребёнка, формирование у него системы ценностей, определяющих позицию человека в отношении конечных вопросах бытия, смысла…

В 5-ом классе предлагаю детям выполнение творческих заданий, направленных на осознание эмоциональной сферы, приобретение личного опыта восприятия действительности

В 5-ом классе предлагаю детям выполнение творческих заданий, направленных на осознание эмоциональной сферы, приобретение личного опыта восприятия действительности

В 7-ом классе предлагаю выполнение творческих заданий, помогающих ребёнку понять разные стороны своей личности

В 7-ом классе предлагаю выполнение творческих заданий, помогающих ребёнку понять разные стороны своей личности

Удовлетворяется основная потребность подростка этой возрастной категории - потребность в самоутверждении, возможности высказывать свою точку зрения

Удовлетворяется основная потребность подростка этой возрастной категории - потребность в самоутверждении, возможности высказывать свою точку зрения

На уроках литературы особое внимание уделяю рассмотрению национального воспитательного идеала в разные исторические эпохи

На уроках литературы особое внимание уделяю рассмотрению национального воспитательного идеала в разные исторические эпохи

Организация целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и школьника предполагает интеграцию урочной и внеурочной деятельности

Организация целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и школьника предполагает интеграцию урочной и внеурочной деятельности

Рабочий план для реализации проекта

Рабочий план для реализации проекта

Написание сочинений-перевоплощений «Я — последний осенний листок», «Я — летний дождь»

Написание сочинений-перевоплощений «Я — последний осенний листок», «Я — летний дождь»

Понимать смысл нравственных категорий, их значение для человека, ориентация подростка на позитивные духовно-нравственные ценности, взаимопонимание, доброту, дружбу, формирование системы ценностей и приобретение собственного духовного опыта,…

Понимать смысл нравственных категорий, их значение для человека, ориентация подростка на позитивные духовно-нравственные ценности, взаимопонимание, доброту, дружбу, формирование системы ценностей и приобретение собственного духовного опыта,…

Постижение духовных законов, становление личностной позиции, духовному отношению ко всему многообразию бытия

Постижение духовных законов, становление личностной позиции, духовному отношению ко всему многообразию бытия

Социальное партнёрство Педагогический проект осуществляется в тесном сотрудничестве с

Социальное партнёрство Педагогический проект осуществляется в тесном сотрудничестве с

Ресурсы проекта Методические, программные ресурсы:

Ресурсы проекта Методические, программные ресурсы:

Результаты исследования Экспериментальная работа проводилась на базе

Результаты исследования Экспериментальная работа проводилась на базе

Находятся в процессе постижения духовных законов, духовного отношению ко всему многообразию бытия, к чему, в принципе, и стремится человек всю свою сознательную жизнь

Находятся в процессе постижения духовных законов, духовного отношению ко всему многообразию бытия, к чему, в принципе, и стремится человек всю свою сознательную жизнь

Саморегуляция и самокоррекция (внутренняя и внешняя, проявляющаяся в реальном поведении) -

Саморегуляция и самокоррекция (внутренняя и внешняя, проявляющаяся в реальном поведении) -

Заключение В данном проекте обозначена необходимость учета возрастных этапов духовно-нравственного развития ребёнка

Заключение В данном проекте обозначена необходимость учета возрастных этапов духовно-нравственного развития ребёнка

Источники информации ü Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; ü

Источники информации ü Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; ü

Приложение №1 Сочинение Устиновой

Приложение №1 Сочинение Устиновой

Остаться наедине с этим жестоким миром, когда отвернулись даже те, кого когда-то любил

Остаться наедине с этим жестоким миром, когда отвернулись даже те, кого когда-то любил

Приложение № 2 Примеры текстов для лингвистического, орфографического, пунктуационного анализа

Приложение № 2 Примеры текстов для лингвистического, орфографического, пунктуационного анализа

Проектная работа "Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся на уроках русского языка,литературы и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО"

Проектная работа "Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся на уроках русского языка,литературы и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017