Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ученик мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности
Рабочая программа музейного кружка «Краеведы»
Пояснительная записка
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека
исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование
культурной и исторической памяти. Чтобы ученик мог проникнуться такими
чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную
информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и
эмоционально пережить артефакты.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может
такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная
модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России
отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы
развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе
собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной
деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории
родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к
прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются любовь к
родному краю и потребность сохранить для других поколений исторические,
материальные, художественные и культурные ценности.
Программа музейного кружка «Краеведы» предполагает организацию
деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и
артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному
исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными
навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение
методики исследовательской, фондовой, культурнообразовательной и
экспозиционной работы.
При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при
изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии
и т д.В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются
реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем,
возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических
занятий с детьми 1113 лет в течение 1 года в объеме 70 часов и
предназначена для учащихся основной школы.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может
в значительной мере повысит эффективность самостоятельной работы детей в
процессе поисковоисследовательской работы в школьном музее.
Разработка наглядных пособий, муляжей, оформление экспозиций и
выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением
информационных
технологий, что может быть предметом совместной
творческой работы руководителя музея и детей.
Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к
музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми
самых разных музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и
художественным оформлением.
Значительное количество занятий направлено на практическую
деятельность самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность
обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский
проект (выставку, тематикоэксозиционный план, маршрут экскурсии, научно
исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои
способности, самовыражается и самореализуется в общественнополезных и
личностно значимых формах деятельности.
По окончанию обучения по программе дети должны знать историю
музейного дела, историю школы, жизнь и деятельность знаменитых учителей,
выпускников школы, основы музееведческой деятельности, методику
проведения поисковоисследовательской работы,
основные термины,
применяемые в музейном деле.
Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские
краеведческие записи,
систематизировать и обобщать собранный
краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную
поисковую и научноисследовательскую работу.Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в различных
формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя,
конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция).
Цель программы:
создание условий для гражданского и патриотического воспитания
учащихся посредством музейной деятельности,
формирования
социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их
вовлечения
поисковоисследовательскую краеведческую
деятельность;
Задачи программы:
в
познакомить школьников с историей музейного дела и с основными
музеями города и района;
способствовать развитию способностей к поисковоисследовательской,
творческой деятельности;
развивать самостоятельность и инициативу;
помочь школьникам,
проявляющим стремление к освоению
профессионального мастерства, в музейном деле.
Музейная педагогика дает возможность:
осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на
интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному
обучению;
сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и
внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Направления деятельности:
• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного
отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными
ценностями.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык
музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой
активности.
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы
более эффективно.
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в
форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителейобразования.
дополнительного
и
педагогов
предметников
Формы организации работы с музейной аудиторией:
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение школьных музеев и музеев города.
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами, тружениками тыла.
Прогнозируемые результаты:
В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по
1)
истории школы, города, умений свободно ориентироваться в исторических
событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть
неразрывную связь истории школы, родного края с историей России.
В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к
2)
истории школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и
преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость,
достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания,
основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и
навыков в самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений
в процессе поиска и научномузейной обработки материала, учету, описанию,
классификации предметов музейного значения, умений по организации и
проведению экскурсий, по проведению музейных мероприятий на
внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном
(семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в
процессе создания и презентации творческих работ; развитие у учащихся
навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания.Используемая литература:
1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. М.,2000.
2. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..М.,1985
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А. Смирнов Д.А.); под
ред. Горского В.А.М.:Просвещение,2010г.
4. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова
Н.Д.СПб.,2002.СОВЕТ школьного историкокраеведческого музея БОУ г. Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 126»
на 2015 – 2016учебный год
№ Ф.И.О.
1. Шамне Л.П.
2.
Буевич Е.И..
3.
4.
Берёзка Т.М.
Сафронова Л.А.
5.
Пономарева О.М.
Должность
Директор школы
Учитель географии,
заместитель
директора
Председатель
профсоюзного
комитета
Учитель русского
языка и литературы,
учитель ИЗО
Учитель
информатики
Направление работы
Кураторство
Руководитель музея
Работа с ветеранами
Связь с
общественностью,
оформительская
работа
Оформительская
работаКалендарно тематическое планирование музейного кружка «Краеведы» (70 часов)
№ Тема занятия
Колво часов
Теори
я
Практик
а
Тип
занятия
Характеристика
деятельности
Вид
контроля
Планируемые
результаты
Дата
план
Дат
а
фак
т
1
Вводное занятие.
Инструктаж.
1
2 Основные
понятия и
термины
музееведения
3 Изучение
экспозиций
школьного музея.
4 Изучение
документации
школьного музея.
2
2
2
1
2
2
2
Комбин
Знакомство с
помещением музея,
экспонатами.
Инструктаж по ТБ и
гигиеническими
правилами при работе
с экспонатами.
Текущий
Знать правила ТБ.
Уметь проводить
инвентаризацию.
Комбин Основные понятия:
Текущий
вернисаж, фонды,
экскурсия,
экспозиция)
Комбин Экспозиции музея
Текущий
школы №
2(временные,
постоянные)
Комбин Основная
Текущий
документация музея:
паспорт, инвентарная
книга, книги
поступлений №1,2,
Знать о развитие
государственно
общественной
системы музейного
дела.
Знать экспозиции.
Уметь
ориентироваться
по ним.
Знать и уметь
заполнять
документацию в
музее2
2
2
2
5 Изучение истории
2
СОШ № 126
2
2
2
6 Что такое музей?
Музееведение как
научная
дисциплина.
7
Роль музея в
жизни человека.
Основные
социальные
функции музеев
8 История
музейного дела за
рубежом.
Коллекционирова
ние ( от
Античности до
конца 19 в.)
тематико
экспозиционные планы
и т.д)
Комбин Обзорная экскурсия
Текущий
по музею
Текущий
Текущий
Текущий
Комбин
Комбин
Законодательные акты,
регулирующие
музейное дело в РФ .
Положение, устав,
права и обязанности
юных музееведов.
Возникновение и
становление музеев, их
роль в жизни человека.
Социальные функции
школьного музея.
Комбин Коллекционирование
ие в античную эпоху.
Общественные и
частные собрания
Древнего Рима. Музеи
и картинные галереи
Западной Европы.
Знать историю
школы, уметь ее
рассказывать
Знать права и
обязанности
музееведов,
обсуждать и
дорабатывать устав
юных музееведов.
Знать структуру
школьного музея
уметь
осуществлять
деятельность в его
подразделениях.
Знать известные
музеи мира, уметь
находить о них
информацию в сети
Интернет.
Уметь
рассказывать об
одном из известных
зарубежных2
2
2
2
9 История
музейного дела в
России.
Коллекционирова
ние (1719 век)
10 Музейная сеть и
классификация
музеев. Школьный
краеведческий
музей.
Комбин Первые музеи в
Текущий
России: Кунсткамера,
Эрмитаж, Иркутский
музеум.
музеев.
Знать первые музеи
в России, уметь
рассказывать о них.
Текущий Уметь планировать
и составлять отчет
о деятельности
музея.
Комбин Принципы
классификации музеев
в России.
Взаимодействие
госмузеев с частными
и общественными.
Профили школьных
музеев. План работы,
отчет школьного
музея.
11 Фонды музея.
2
2
Комбин Научная организация
Текущий
Работа с фондами.
фондов музея.
Понятия: «музейный
предмет», «экспонат»,
«артефакт», «фонды
музея».Учет фондов,
использование фондов
для организации
выставочной работы.
Знать состав
фондов школьного
музея, уметь
составлять
учетную карточку.
12 Музейная
2
2
Комбин Понятия: экспозиция,
Текущий Уметь создавать
экспозиция и ее
экспонат,
тематическуювиды.
13 Поисково
2
2
исследовательска
я и научная
деятельность
музея.
экспозицию
Текущий Уметь выполнять
поисково
исследовательские
задания.
экспозиционный
материал (музейные
предметы, копии,
тексты,
указатели).Обновление
экспозиций,
тематические
экспозиции по
учебным дисциплинам
и к памятным датам.
Комбин Направления научно
исследовательской
деятельности:
разработка научной
концепции музеев,
комплектование
фондов, изучение
предметов и
коллекций,
реставрация, хранение
и охрана фондов.
14 Выставочная
деятельность
музея.
Классификация
выставок.
15 Культурно
2
2
2
2
Комбин Организация
Текущий Уметь
стационарных,
переносных и
выездных выставок.
Комбин Экскурсия как
Текущий
организовывать
выставки,
составлять паспорт
выставки.
Знать основныеобразовательная
деятельность
музея.
16 Научно
2
2
Комбин
исследовательска
я и поисковая
деятельность
музея.
требования к
экскурсии:
высокий
теоретический и
методический
уровень,
актуальность и
занимательность,
учет возраста и
интересов
участников, опора
на экспозицию.
Уметь проводить
экскурсию с
учетом требований.
Текущий Уметь составлять
программу
поисково
собирательской
деятельности.
основная форма
образовательной
деятельности. Цели,
задачи и специфика
культурно
образовательной
деятельности музея.
Задачи поисковой
работы, связь с
тематикой школьного
музея. Формы
поисково
собирательской
работы(краеведческие
походы, Экспедиции,
работа в библиотеке,
архиве, встреча с
участником событий и
запись воспоминаний,17 Организация
2
2
Комбин Понятие
поиск и сбор
экспонатов.
краеведческой
работы в
экспедициях
«краеведческая
экспедиция».Формы
выполнения
краеведческих
исследований в
экспедиции: индив,
звеньевые,
коллективные.
Текущий Уметь соблюдать
научную культуру
и этику
исследовательской
деятельности.
Знать и соблюдать
личную гигиену и
ТБ в экспедиции.
Уметь составлять
программу
выполнения
индивидуального
краеведческого
задания в
экспедиции;
оформление
дневника
индивидуального
исследования в
экспедиции;
самоанализ
результатов
выполнения инд
краеведческого
задания.18 Подведение
2
2
Комбин Совместный анализ
итогов
деятельности каждого
участника экспедиции,
его вклада в общее
дело
Проверка
знаний
Подготовка
докладов,
оформление
выставок,
презентаций,
создание
видеофильмов.
Участие в
конференции.
35
35
Итого
70 часов
бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 126»«Рассмотрено» «Проверено» «Утверждено»
на заседании заместитель директора Директор
Педагогического Совета ______________ Л.П. Шамне
Протокол №_____ _____________________
От « _____________» 2015г. Е.И. Буевич ________ _______2015 г.
ПРОГРАММА
Кружка «Весёлый мяч»
для обучающихся 5 классов
Руководитель:
Пивоварова Виктория Фёдоровна
учитель физкультуры
Омск 2015