Рабочая программа музейного кружка «Краеведы»

Медиа
Образовательные программы
Воспитательная работа +1
5—11 кл +1
11.03.2017
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ученик мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности

Рабочая программа по Музею.doc

Рабочая программа музейного кружка  «Краеведы» Пояснительная записка            Для   развития,   обучения   и   воспитания   подрастающего   человека исключительно   важны   связь   с   прошлыми   поколениями   формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ученик  мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию,  тут  требуется  прикоснуться  к  эпохе,  потрогать  ее руками  и эмоционально пережить артефакты.              Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.         Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития,   обучения   и   воспитания   подрастающего   поколения   на   основе собранных   детьми   экспонатов,   средствами   экскурсионной   и   музейной деятельности.        Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной   школы,   города,  музейного   дела   учащиеся   приобретают   уважение   к прошлому, бережное  отношение к реликвиям, у них формируются любовь к родному краю и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.                Программа музейного кружка «Краеведы» предполагает организацию деятельности   обучающихся   от   простого   собирательства   предметов   и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому   поиску   и,   наконец,   к   овладению   элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики   исследовательской,   фондовой,   культурно­образовательной   и экспозиционной работы.      При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.
В условиях партнерского общения обучающихся  и педагогов открываются реальные   возможности   для   самоутверждения   в   преодолении   проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.              Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий   с   детьми   11­13   лет   в   течение   1   года   в   объеме   70   часов   и предназначена для учащихся основной школы.       Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысит эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково­исследовательской работы в школьном музее.            Разработка   наглядных   пособий,  муляжей,  оформление   экспозиций   и выставок,   музейного   оборудования   должны   производиться   с   привлечением информационных     технологий,   что   может   быть   предметом   совместной творческой работы руководителя музея и детей.        Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой   деятельности.  Необходимо   организовать   посещение   детьми самых разных музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой  и художественным оформлением.            Значительное   количество   занятий   направлено   на   практическую деятельность ­ самостоятельный  творческий поиск, совместную деятельность обучающихся   и   родителей.   Создавая   свой   творческий   исследовательский проект (выставку, тематико­эксозиционный план, маршрут экскурсии, научно­ исследовательскую   работу),   школьник   тем   самым   раскрывает   свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно­полезных и личностно значимых формах деятельности.            По   окончанию   обучения   по   программе   дети   должны   знать   историю музейного дела, историю школы, жизнь и деятельность знаменитых учителей, выпускников   школы,   основы   музееведческой   деятельности,   методику проведения   поисково­исследовательской   работы,   основные   термины, применяемые в музейном деле.        Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие   записи,   систематизировать   и   обобщать   собранный краеведческий   материал,   оформлять   его   и   хранить,   вести   элементарную поисковую и научно­исследовательскую работу.
Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в различных формах  общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция). Цель программы:   создание   условий   для   гражданского   и   патриотического   воспитания учащихся   посредством   музейной   деятельности,   формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения     поисково­исследовательскую   краеведческую деятельность; Задачи программы: в  познакомить школьников с историей музейного дела и с основными  музеями города и района;  способствовать развитию способностей к поисково­исследовательской,  творческой деятельности;  развивать  самостоятельность и инициативу;  помочь   школьникам,   проявляющим   стремление   к   освоению профессионального мастерства, в музейном деле. Музейная педагогика дает возможность:   ­   осуществлять   нетрадиционный   подход   к   образованию,   основанный   на интересе   детей   к   исследовательской   деятельности   и   компьютерному обучению;   ­   сочетать   эмоциональные   и   интеллектуальные   воздействия   на   учеников;   ­   раскрыть   значимость   и   практический   смысл   изучаемого   материала;   ­   попробовать   собственные   силы   и   самореализоваться   каждому   ребенку;   ­   объяснить   сложный   материал   на   простых   и   наглядных   примерах;   ­   организовать   интересные   уроки   и   дополнительные,   факультативные   и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.  Направления деятельности:  • Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.  • Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.  •  Воспитание   эмоций,   развитие   воображения   и   фантазии,   творческой активности.  • Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.  • Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей
образования.    дополнительного и     педагогов предметников Формы организации работы с музейной аудиторией:  • лекции;  • экскурсии;  • консультации;  • литературные и исторические гостиные;  • киносеансы;  • встречи с интересными людьми;  • исторические игры, викторины;  • проектная и исследовательская деятельность;  • использование интернет – технологий;  • создание видеопрезентаций;  • посещение школьных музеев и музеев города.  • оформление выставок, обновление экспозиций;  • встречи с ветеранами, тружениками тыла.  Прогнозируемые результаты:  В   обучающей   сфере:   приобретение   учащимися   глубоких   знаний   по 1) истории школы, города, умений свободно ориентироваться  в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей России.   В воспитательной сфере:  воспитание у учащихся чувства уважения к 2) истории школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения   перед   людьми,   защищавшими   ее   свободу   и   независимость, достижение   учащимися   высокого   уровня   патриотического   сознания, основанного на знании и понимании истории края.  3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков в самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска  и научно­музейной обработки  материала, учету, описанию, классификации   предметов   музейного   значения,   умений   по   организации   и проведению   экскурсий,   по   проведению   музейных   мероприятий   на внутришкольном  (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе   создания   и   презентации   творческих   работ;   развитие   у   учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания.
Используемая литература: 1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. ­ М.,2000. 2. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..­М.,1985 3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и   основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А. Смирнов Д.А.); под ред. Горского В.А.­М.:Просвещение,2010г. 4. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова  Н.Д.­СПб.,2002.
СОВЕТ школьного историко­краеведческого музея БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 126»  на 2015 – 2016учебный год №  Ф.И.О. 1. Шамне Л.П. 2. Буевич Е.И.. 3. 4. Берёзка Т.М. Сафронова Л.А. 5. Пономарева О.М. Должность Директор школы Учитель географии,  заместитель  директора Председатель  профсоюзного  комитета Учитель русского  языка и литературы,  учитель ИЗО Учитель  информатики Направление работы Кураторство Руководитель музея Работа с ветеранами Связь с  общественностью,  оформительская  работа Оформительская  работа
Календарно ­ тематическое планирование  музейного кружка  «Краеведы» (70 часов) № Тема занятия Кол­во  часов Теори я Практик а Тип занятия  Характеристика  деятельности Вид контроля Планируемые  результаты Дата план Дат а  фак т 1 Вводное занятие.  Инструктаж.  1 2 Основные  понятия и  термины  музееведения 3 Изучение  экспозиций  школьного музея. 4 Изучение  документации  школьного музея. 2 2 2 1 2 2 2 Комбин Знакомство с  помещением музея,  экспонатами.  Инструктаж по ТБ и  гигиеническими  правилами при работе  с экспонатами. Текущий Знать правила ТБ. Уметь проводить  инвентаризацию. Комбин Основные понятия:  Текущий вернисаж, фонды,  экскурсия,  экспозиция) Комбин Экспозиции музея  Текущий школы №  2(временные,  постоянные) Комбин Основная  Текущий документация музея:  паспорт, инвентарная  книга, книги  поступлений №1,2,  Знать о развитие  государственно­ общественной  системы музейного дела. Знать экспозиции. Уметь  ориентироваться  по ним. Знать и уметь  заполнять  документацию в  музее
2 2 2 2 5 Изучение истории  2 СОШ № 126 2 2 2 6 Что такое музей?  Музееведение как научная  дисциплина. 7 Роль музея в  жизни человека.  Основные  социальные  функции музеев 8 История  музейного дела за  рубежом.  Коллекционирова ние ( от  Античности до  конца 19 в.) тематико­ экспозиционные планы и т.д) Комбин Обзорная экскурсия  Текущий по музею Текущий Текущий Текущий Комбин Комбин Законодательные акты, регулирующие  музейное дело в РФ .  Положение, устав,  права и обязанности  юных музееведов. Возникновение и  становление музеев, их роль в жизни человека. Социальные функции  школьного музея. Комбин Коллекционирование  ие в античную эпоху.  Общественные и  частные собрания  Древнего Рима. Музеи  и картинные галереи  Западной Европы. Знать историю  школы, уметь ее  рассказывать Знать права и  обязанности  музееведов,  обсуждать и  дорабатывать устав юных музееведов. Знать структуру  школьного музея  уметь  осуществлять  деятельность в его  подразделениях. Знать известные  музеи мира, уметь  находить о них  информацию в сети Интернет. Уметь  рассказывать об  одном из известных зарубежных
2 2 2 2 9 История  музейного дела в  России.  Коллекционирова ние (17­19 век) 10 Музейная сеть и  классификация  музеев. Школьный краеведческий  музей. Комбин Первые музеи в  Текущий России: Кунсткамера,  Эрмитаж, Иркутский  музеум. музеев. Знать первые музеи в России, уметь  рассказывать о них. Текущий Уметь планировать и составлять отчет  о деятельности  музея. Комбин Принципы  классификации музеев в России.  Взаимодействие  госмузеев с частными  и общественными.  Профили школьных  музеев. План работы,  отчет школьного  музея. 11 Фонды музея.  2 2 Комбин Научная организация  Текущий Работа с фондами. фондов музея.  Понятия: «музейный  предмет», «экспонат»,  «артефакт», «фонды  музея».Учет фондов,  использование фондов  для организации  выставочной работы. Знать состав  фондов школьного  музея, уметь  составлять  учетную карточку. 12 Музейная  2 2 Комбин Понятия: экспозиция,  Текущий Уметь создавать  экспозиция и ее  экспонат,  тематическую
виды. 13 Поисково­ 2 2 исследовательска я и научная  деятельность  музея. экспозицию Текущий Уметь выполнять  поисково­ исследовательские  задания. экспозиционный  материал (музейные  предметы, копии,  тексты,  указатели).Обновление экспозиций,  тематические  экспозиции по  учебным дисциплинам  и к памятным датам. Комбин Направления научно­ исследовательской  деятельности:  разработка научной  концепции музеев,  комплектование  фондов, изучение  предметов и  коллекций,  реставрация, хранение  и охрана фондов. 14 Выставочная  деятельность  музея.  Классификация  выставок. 15 Культурно­  2 2 2 2 Комбин Организация  Текущий Уметь  стационарных,  переносных и  выездных выставок. Комбин Экскурсия как  Текущий организовывать  выставки,  составлять паспорт выставки. Знать основные
образовательная  деятельность  музея. 16 Научно­ 2 2 Комбин исследовательска я и поисковая  деятельность  музея. требования к  экскурсии:  высокий  теоретический и  методический  уровень,  актуальность и  занимательность,  учет возраста и  интересов  участников, опора  на экспозицию. Уметь проводить  экскурсию с  учетом требований. Текущий Уметь составлять  программу  поисково­ собирательской  деятельности. основная форма  образовательной  деятельности. Цели,  задачи и специфика  культурно­ образовательной  деятельности музея. Задачи поисковой  работы, связь с  тематикой школьного  музея. Формы  поисково­ собирательской  работы(краеведческие  походы, Экспедиции,  работа в библиотеке,  архиве, встреча с  участником событий и  запись воспоминаний,
17 Организация  2 2 Комбин Понятие  поиск и сбор  экспонатов. краеведческой  работы в  экспедициях «краеведческая  экспедиция».Формы  выполнения  краеведческих  исследований в  экспедиции: индив,  звеньевые,  коллективные. Текущий Уметь соблюдать  научную культуру  и этику  исследовательской  деятельности.  Знать и соблюдать  личную гигиену и  ТБ в экспедиции. Уметь составлять  программу  выполнения  индивидуального  краеведческого  задания в  экспедиции;  оформление  дневника  индивидуального  исследования в  экспедиции;  самоанализ  результатов  выполнения инд  краеведческого  задания.
18 Подведение  2 2 Комбин Совместный анализ  итогов деятельности каждого  участника экспедиции, его вклада в общее  дело Проверка знаний Подготовка  докладов,  оформление  выставок,  презентаций,  создание  видеофильмов.  Участие в  конференции. 35 35 Итого  70 часов бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 126»
«Рассмотрено»                                                        «Проверено»                                                  «Утверждено» на заседании                                                              заместитель  директора                                    Директор Педагогического Совета                                                                                                                       ______________ Л.П. Шамне         Протокол    №_____                                                 _____________________                          От « _____________»    2015г.                                    Е.И. Буевич                                                   ________ _______2015 г.                        ПРОГРАММА  Кружка «Весёлый мяч» для обучающихся 5 классов                                                                                                                                          Руководитель:                                                                                                                                          Пивоварова Виктория Фёдоровна                                                                                                                                     учитель физкультуры Омск ­ 2015
Публикация обрабатывается. Зайдите на страницу позже.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

В течение дня возможны небольшие перебои в работе. Просим понять и простить :)