Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Адышева
Оричевского района, Кировской области
Иванова Екатерина Вячеславовна, 11 лет
Летягина Дарья Петровна, 11 лет
Шабардина Яна Николаевна,11 лет
Учительница первая моя
Научный руководитель:
Ковригина Татьяна Анатольевна,
Руководитель кружка краеведение
с. Адышево
2017
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Основная часть
1.1 Краткая история российского образования…………………………………………………………………….6
1.2 Современные требования к профессии учителя…………………………………………………………………………11
1.3 Восприятие и понимание учениками педагогов………………………………………………………….…………….14
Глава 2. Практическая часть
2.1. Результаты и анализ исследования …………………………………..17
2.2 Учителя начальных классов Адышевской средней школы………….21
2.2.1 Биография Овечкиной В.А…………………………………………..22
2.2.2 Биография Романовой В.Г…………………………………………..25
2.2.3 Биография Комаровой С.Г…………………………………………...27
2.2.4 Биография Белкиной И.А……………………………………………29
2.2.5 Биография Халявиной Н.Ю…………………………………………31
2.2.6 Биография Мамаевой Е.Н……………………………………………33
2.2.7 Биография Клобуковой З.К………………………………………….34
2.2.8 Биография Лежниной Т.А…………………………………………...36
2.2.9 Биография Агафоновой Н.Ю………………………………………..37
Заключение……………………………………………………………..…..38
Библиографический список………………………………….....................41
Приложение………………………………………………………………...42
Введение
Каждый из нас с особой теплотой, любовью, уважением и благодарностью вспоминает о своём первом учителе, мысленно не раз возвращается в свои школьные годы.
Особенность учительской профессии в том, что к ней причастен каждый. С ним, добрым наставником и другом, проходим мы путь от детства к зрелости. Ему обязаны достижением всего лучшего – от азов грамоты до великих мировых открытий. И кем бы ни стал в жизни человек – рабочим или учёным, хлеборобом или министром – каждый хоть однажды вспоминает своих учителей, свою школу. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах, а учитель в своих учениках.
Профессия учителя всегда была востребована обществом, государством.
И оно стало более критичным по отношению к представителям данной профессии. Во всевозможных телевизионных ток-шоу, газетных публикациях можно встретиться с разными оценками учительского труда, в том числе и негативными. Поэтому, на наш взгляд, данная тема очень актуальна в наше время.
В данном исследовании мы попытались выяснить отношение к профессии учителя начальных классов со стороны учеников Адышевской средней школы.
У каждой реки есть свой исток, из которого она берёт начало. Для многих людей таким истоком является школа.
1 сентября 2018 года наша Адышевская школа будет отмечать свой юбилей 155 -летие.
Много это или мало? Если говорить о человеке, это пора зрелости, мудрости, накопления опыта и умелого его использования. В жизни школы 155 лет – целая эпоха. За эти годы школа научила, воспитала, выпустила в жизнь не одну тысячу учеников. Если задуматься – это население небольшого городка.
Но даже любой из этих людей спустя много лет помнит свой первый звонок, первый урок, первый ответ. И все это связано с именем первого учителя.
В этом году мы стали пятиклассниками, перешли из начальной школы в среднее звено. У нас появилось много разных предметов и учителей, мы ходим по кабинетам, наша жизнь наполнилась новыми ощущениями, но все же мы никогда не забудем свою первую учительницу. Она научила нас писать и считать, дружить, верить и мечтать, она открыла нам двери в страну знаний.
К юбилею школы экспозиция школьного музея будет обновляться и дополнятся новыми материалами. Выяснилось, что в нашем школьном музее хранится мало информации об учителях начальных классов. А о тех, кто работает недавно, вообще нет (приложение № 8).
Именно поэтому мы решили провести исследование статуса профессии учитель в современном обществе, собрать материал и рассказать об учителях начальных классов, работающих сегодня в нашей школе и о тех, кто еще учил наших родителей, а сегодня на заслуженном отдыхе.
Целью нашего исследования стало создание образа современного учителя начальных классов.
Задачи:
1) Изучить литературу по данной проблеме.
2) Разработать методику исследования.
3) Провести анкетирование учащихся младшего, среднего и старшего звена. Выяснить представления учащихся о современном учителе.
4) Проанализировать полученные данные.
5) Собрать информацию об учителях начальных классов Адышевской средней школы.
6) Сделать вывод о том, каким должен быть современный учитель.
Объект исследования: Биография учителей начальных классов Адышевской средней школы
Предмет исследования: Профессиональные и личностные качества учителя.
Методы:
Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Практические: анкетирование,
количественный и качественный анализ продуктов деятельности.
Работа имеет практический выход: познакомить учителей с результатами
исследования, использовать как рекомендации для повышения их персонального
имиджа и престижа профессии.
Гипотеза – изучая, сохраняя и преумножая школьные традиции, мы создаем условия в школе для патриотического воспитания учащихся и привития любви к малой Родине.
Глава 1. Основная часть
1.1. Краткая история российского образования
В самый ранний период духовный мир человека определялся той средой, в которой жили люди. Взаимоотношения окружающей среды и человека, его место в природном мире многое объясняют в психологии людей и помогают увидеть истоки некоторых черт характера даже современного человека. Принятие Русью христианства благоприятствовало приобщению Киевской Руси к мировой цивилизации. Обучение детей вначале вели пришлые греки, потом выучившиеся у них русские священники и впоследствии перенявшие у священников учительскую науку дьячки и миряне – «мастера» грамоты. Таким образом, на Руси постепенно сформировался особый, отличный от западноевропейского, образ учителя, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование, своими отношениями к общечеловеческим ценностям, способами передачи их от поколения к поколению. Во время правления Ярослава Мудрого открывались школы «учения книжного» не только в Киеве, но и в Новгороде. А к XIII веку школы существовали уже во многих городах Руси.
Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры образования того времени. В XIV – XVI веках на Руси подготовка ребенка к взрослой, самостоятельной жизни осуществлялось посредством овладения трудовыми навыками. Учителями становились светские лица – мелкие служители канцелярии, приказные лица, а также представители низшего духовенства – певчие, чтецы, диаконы. За религиозное воспитание детей отвечала церковь.
Связь между образованием и церковью все более укреплялась. При этом, как отмечал известный историк П.Р. Каптерев, три черты были свойственны русскому обучению в то время: «продолжительность, многий труд и битье». Физические наказания использовались постоянно, обучение было трудным, однообразным и не соответствовало особенностям и возможностям детского возраста, поэтому оно не могло обходиться без насилия.
Таким образом, учителем этой эпохи был священнослужитель, который обучал детей исключительно своему делу, это был человек строгий, презирающий светские науки и считающий, что знания детям можно дать только посредством жестокого обращения к ним. Существовавшие тогда способы обучения вполне отвечали потребностям государства и общества, какая-либо новая организация образования казалась ненужной, и до XVII века государственных школ грамоты в России не было.
Самым образованным сословием было духовенство. В монастырях можно было получить широкое по тем временам образование. Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у домашнего учителя, в училище или индивидуально у «мастера грамоты», при монастырях и церквях. В обязанность учителя входило посоветовать ученику в соответствии с его летами, наклонностями и способностями, какими науками ему следует заниматься. За непослушание учитель наказывал детей, но не тирански, а наставнически, не сверх меры, а по силам. Если же учитель допускал проступки, то он не мог быть не только учителем, но и жить в братстве.
В XVI веке, в период правления Ивана Грозного, террор, крестьянские волнения, разруха фактически приостановили экономическое и культурно-образовательное развитие страны.
В 1687 году в Москве было открыто первое высшее учебное заведение – Эллино-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская академия, где серьезно изучалось не только богословие, но и светские науки. Здесь учитель выступал в образе наставника, но наставника жестокосердного, который следовал тем же канонам воспитания, что и в предыдущие времена.
В России XVII века появились образовательные учреждения нового типа, при организации которых учитывался опыт западноевропейских средневековых школ, но учителя были сами недостаточно образованными, поэтому не могли дать детям нужный объем знаний. Жестокое обращение все еще имело место в процессе воспитания и обучения.
В первой четверти XVIII века была создана сеть новых духовных школ. Они получили название архиерейских, были только начальными и открывались по инициативе тех духовных служителей, которые поддерживали преобразования в государстве.
Развитие педагогической мысли и школьной практики в России 40 – 60-х годов XVIII века неразрывно связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765) – ученого-энциклопедиста, художника и поэта, поднявшегося в истории мировой культуры на уровень гения.
С начала 60-х годов XIX века началась подготовка новой школьной реформы, одним из первых документов которой стало «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения». Особое место в «Положении» отводилось вопросу о личности учителя.
Право преподавания в училищах получали как лица духовного звания, так и светские лица, которые должны были получить разрешение на преподавание. Реформы образования привели к эволюции образа учителя. Теперь это были люди более образованные, физические наказания стали использоваться намного реже. К.Д. Ушинский, применительно к России выделил три основных принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку. Он сделал попытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного психического развития ребенка и его воспитания.
Для подготовки учителей нужна была новая система педагогического образования, и К.Д. Ушинский предложил создать в каждом университете педагогический факультет, где изучался бы человек во всех проявлениях его природы и эти знания прилагались бы к искусству воспитания. Однако главное место в теоретическом наследии великого педагога занимает его теория воспитания, в основу которой должен быть положен принцип народности, понимаемый как соответствие духовно-народной традиции православия, речь идет, конечно, о воспитании русских детей.
Главным типом средней школы в России конца XIX – начале XX века была, как и раньше, классическая гимназия. Целью ее было воспитание социальной элиты, людей, которые могли бы занимать должности в государственном аппарате.
Первая мировая война побудила общественные силы усилить требования радикальных перемен в области народного образования, переоценку взгляда на общеобразовательную подготовку молодежи. В конце XIX - начале XX века стало достаточно отчетливо осознаваться, что всякое конструктивное развитие педагогическая теория и практика могут получить только на фундаменте целостного и системного знания о личности ребенка. В начале ХХ века в отечественной педагогике был выдвинут ряд более или менее развитых педагогических концепций, ориентированных на поиски новых путей образования и воспитания ребенка.
После февральской революции 1917 года гуманное отношение к ребенку, необходимость создания максимально благоприятных условий для его всестороннего развития формально провозглашались важнейшей задачей новой правительственной политики в области просвещения. Совместное обучение детей обоего пола – требование прогрессивной демократической педагогики (приложение № 9).
Принципиальное отличие Единой трудовой школы от традиционной усматривалось в обращенности к жизни, к миру труда, природы и общества. Человек завтрашнего дня виделся физически здоровым, поэтому школе необходимо было позаботиться об этом. Великая Отечественная война 1941 – 1945 года серьезно отразилась на деятельности отечественной школы.
Первая половина 40-х годов характеризовалась резким усилием политизации и идеологизации школы. В эти годы сложилась модель организации школы, которая сохранялась в основных чертах вплоть до 80-х годов и по своей форме являлась одной из лучших в мире.
1.2. Современные требования к профессии учителя
«Что самое главное было в моей жизни?
Без раздумий отвечаю – любовь к детям».
В.А. Сухомлинский
Современные требования к педагогу освещены в законе «Об образовании»: «Педагогическим работником должно быть лицо с высокими моральными качествами, иметь соответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, осуществлять педагогическую деятельность, обеспечивать результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья которого позволяет выполнять профессиональные обязанности в учебных заведениях среднего образования».
Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе выделяют, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую готовность, а с другой – научно-теоретическую и практическую подготовку (подготовленность) как основу профессионализма.
Профессиональные требования к учителю можно объединить в три основных взаимосвязанных комплекса:
· Общегражданские качества;
· Качества, которые определяют специфику профессии учителя;
· Специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).
Следует отметить, что личностные качества в педагогической деятельности неотделимы от профессиональных.
К последним обычно относят те, которые приобретаются в процессе усвоения знаний, умений, способов мышления, методов деятельности.
Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, широкий кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологией общения и другие качества. Профессионально-значимые качества педагога обеспечивают полноценное выполнение учителем своих профессиональных функций и обязанностей.
Все основные черты личности педагога тесно взаимосвязаны, но ведущая роль принадлежит мировоззрению и направленности личности, мотивам, определяющим поведение и деятельность учителя. Это позволяет среди качеств и характеристик личности педагога признать ведущими социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.
В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, в частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности.
В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога. Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и наклонности.
Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, их родителям, педагогической деятельности в целом и конкретных ее видов, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.
Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это, по словам В. Сухомлинского: «Плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку – это все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».
Речь идет о мудрой, доброй, требовательной любви, которая учит жить. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития, многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.
Среди таких качеств – педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, тем, кто нуждается, в рамках своих прав и компетенции, он требователен к себе, следует своеобразному кодексу педагогической морали, профессиональной чести. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Учитель, обладающий этим качеством, часто работает, не считаясь со временем, иногда и даже состоянием здоровья.
Основу познавательной направленности личности педагога составляют его духовные потребности и интересы. Одним из проявлений духовных и культурных потребностей педагога есть потребность в знаниях. Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к предмету, который преподаешь. Лев Толстой отмечал, что если «хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, и ты воспитаешь их, но если ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного воздействия». Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных областях науки, которую он преподает, быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть близкие и далекие перспективы науки.
1.3 Восприятие и понимание учениками педагогов
В наше время образование очень важно, государство выделяет огромные средства на ремонт школ, на современное оборудование, без которого не может сегодня обходиться ни одно образовательное учреждение.
Современная молодежь, собственно, это мы, не всегда готовы приносить пользу людям, поэтому учителя и воспитывают нас, учат жизненной грамоте. Школа для нас становится вторым домом, а учителя – вторыми родителями.
Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить.
Творческий рост учителя - через ошибки, заблуждения, преодоления себя - это постоянный эксперимент, который проводится не в искусственных условиях, в лабораториях, а с людьми.
На наш взгляд, для учителя наиболее важными являются следующие качества:
· Внимание к ученикам, умение находить с ними общий язык;
· Служить примером справедливости;
· Грамотное сочетание доброты и строгости;
· Чувство юмора;
· Умение интересно вести урок и хорошо объяснять тему, учитывая способности учеников.
Каждый из учителей знает, что это трудная профессия, что их плоды труда будут видны лишь через несколько лет.
Как верно подметил Симон Соловейчик: «Он - артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он - врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят учиться. Где ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в поддержке всего общества, в уважении общества к нему, учителю».
На долю учителя начальных классов приходится очень много. Главной радостью учителя являются его ученики. В них учитель находит поддержку и вдохновение.
Мы дети – будущее нашей страны, без воспитания и обучения будущего нет.
Чтобы не говорили, учитель вечная профессия! Все люди во всяком вопросе ученики и учителя. Хотят они этого или нет. В любом возрасте они учатся у окружающих их людей, у самих себя, но далеко не всегда осознают себя учениками и учителями. Хотя это ничуть не меняет дела - вся наша жизнь - школа.
Есть большая группа людей, для которых учить - часть постоянной работы. Это тренеры, режиссеры, руководители разных уровней и рангов. Но есть люди, для которых учитель - профессия. Это педагоги.
В «Толковом словаре живого великого русского языка» В. Даля слово «Учитель» определяется как наставник, преподаватель. Преподаватель передает накопленные знания. Наставник наставляет, как следует себя вести, как надо и как не надо жить.
Отсюда следует: чтобы быть преподавателем, нужно быть весьма квалифицированным в этой области. А чтобы квалификация с годами «не потускнела», он должен непрерывно, анализируя факты, явления, события, совершенствоваться. Педагог должен ощущать недостаток знания, несовершенство своих умений, ограниченность своих навыков, только так его знания будут находиться в непрерывном развитии.
Для того, чтобы стать наставником, нужно уметь отделять личное от общественного. Углубляться в свою работу, забыть о немытой посуде, неготовом ужине, недовольном муже, детях.
Уйти в мир своей профессии «с головой». В этом педагоги схожи с инками - затворниками.
Только учитель выстраивает, как свою, так и детские души. Ответственность, ложащаяся на его плечи, удесятеряется.
Чтобы наставлять на путь истинный «заблудших учеников своих», учитель должен быть вместилищем и хранилищем духовных, моральных, этических и эстетических норм, идеалом, личностью, образцом и примером для подражания. Он должен непрерывно творить, вдохновлять, вселять веру, вести за собой по «каменистым дебрям» знаний; не отклоняясь от намеченной цели не на градус, не переставая об этом думать ни на минутку.
Несмотря на личные неурядицы и бытовые «болячки», он должен «отыграть» урок достойно по собственноручно вытканному сценарию.
Учитель - творец. Каждый урок обладает присущей только ему неповторимостью, каждый класс индивидуален и обладает своей характерной только для него, спецификой. Поэтому находить подход к ученикам ему приходится каждый раз заново, выстраивать урок, учитывая происходящее.
То есть личность учителя должна быть многогранной, подвижной и живой. Не говоря уже о том, что работа должна быть любимой.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Результаты и анализ исследования
Какова же «модельная» личность учителя XXI века? Какими качествами должен обладать современный учитель? Чтобы это выяснить, было проведено анкетирование среди учащихся 1-4 и 5-11классов нашей школы.
Результаты социологического опроса среди учащихся 1 – 5 классов:
Анкета №1 (приложение № 1)
1. Имеет ли значение внешний вид учителя для завоевания авторитета у учеников?
Ответ «да» дали 63%
«Нет» ответили 37%
2. Каким должен быть возраст учителя?
от 20 до 35 - 55%
от 40 до 60 - 21%
«не имеет значения» - 24%
3.Каким должен быть пол учителя?
Женский – 67%
Мужской – 23%
Не имеет значения – 10%
4.Должен ли учитель находить общий язык с каждым учащимся?
Да – 99%
Нет – 1%
5.Должен ли учитель повышать свою квалификацию?
Да – 76%
Нет – 15%
Не знаю – 9%
6.Должен ли учитель совершенствоваться как личность?
Да – 77%
Нет – 11%
Не знаю – 12 %
Анкета №2 (приложение № 2)
Всего было опрошено 25 человек, учеников 6 – 11 классов.
1. Какие качества должны преобладать у современного учителя (учащиеся выбирали не более двух ответов)?:
-профессиональные, интеллектуальные – 48%
- профессиональные, коммуникативные – 12%
- профессиональные – 10%
- прочее – 30%
2.Каких качеств не хватает современному учителю?
- юмора, терпения – 65%
- взаимопонимания с учениками, юмора – 25%
- взаимопонимания с учениками, профессионального знания предмета – 17%
- прочее – 35%
3. Изменялось ли ваше отношение к учителю по мере взросления?
- изменилось в лучшую сторону –52%
- изменилось в худшую сторону -18%
- не изменилось -29%
4. На что вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс?
- на настроение – 76%
- на то, во что он одет - 42%
-на прическу и макияж – 22%
5. Случалось ли у вас такое, что из-за учителя вы не хотели идти в школу?
- один раз было - 45%
-такого никогда не было - 38%
-постоянно происходит – 17 %
6. Есть ли в вашей жизни учитель, благодаря которому вы стали лучше?
-да -47%
-я об этом не задумывался-36%
- нет- 9%.
7.Какими качествами учитель не должен обладать?
- грубость, деление учеников на «любимчиков» и остальных – 53%
- грубость, равнодушие к ученикам – 29%
- деление учеников на «любимчиков» и остальных – 33%
- ни одним из этих качеств – 49%
В результате проведенного исследования можно создать образ современного учителя глазами учеников: это женщина от 20 до 35 лет, умеющая находить общий язык с каждым учащимся, повышающая свою квалификацию, которая совершенствуется как личность.
- Современный учитель профессионально знает свой предмет, понятно объясняет;
- любит и понимает своих учеников;
- терпелив и владеет собой;
- всегда в хорошем настроении;
- одинаково относится ко всем ученикам;
-современному учителю всегда приятно приходить на уроки, и он не позволяет вести себя грубо или равнодушно с учениками.
Но есть ответы, которые сложно оставить без внимания: 45% опрошенных учеников ответили, что у них хоть раз, но было желание не ходить в школу из-за учителя.
Но главное, что в жизни многих учеников (47%) есть учитель, благодаря которому они стали лучше. Это идеал, к которому должны стремиться учителя.
2.2 Учителя начальных классов Адышевской средней школы
В последнее время все больше внимания уделяется изучению родного края. А история родной школы неразрывно связана с историей нашей малой Родины.
Каждый гражданин страны обязан знать историю своей родины, страницы из жизни школы, где он учился, кто его учил и воспитывал.
Нельзя никогда забывать самого первого учителя. Ведь все, что мы познаем впервые, садясь за школьные парты – это благодаря ему, нашему первому учителю. Самое главное, изучив историю школы, ее традиции, необходимо передавать их из поколения в поколение.
Профессия учителя очень благородна и ответственна за воспитание подрастающего поколения.
В ходе анализа фотоматериалов, встреч с учителями – ветеранами, бесед с нашей первой учительницей, мы поняли, что учителей начальных классов можно назвать патриотами своей профессии.
Ведь они прикладывают все усилия для того, чтобы передать все свои знания детям.
Они стремились и стремятся к тому, чтобы воспитать человека с большой буквы.
2.2.1 Биография Овечкиной Валентины Андреевны
(материал взят из архива школьного музея)
Овечкина Валентина Андреевна родилась в 1923 году в деревне Нижние Пленковы Истобенского с.совета, Оричевского района.
Детство протекало в трудных условиях. Семья была большая, одежды, обуви было мало.
В школу Валентину Андреевну отдали в 8 лет. В лаптях, в маминой одежде или в одежде сестры ходила в школу. Учиться Валентине очень хотелось. И вот в 4 классе уже зародилась мысль быть учительницей.
Она окончила 4 класса, и отец сказал: «Хватит ходить, махать сумкой оставайся дома и нянчись с братом». Ох, сколько слёз пролила Валентина Андреевна. Мимо её деревни шли ребята в школу. Девочка встанет у окна и плачет. На 2-й год (или брат подрос, или отец сжалился над ней), отпустили Валентину в школу.
В селе Истобенске люди жили богато, одноклассники Валентины Андреевны были хорошо одеты. Валентине стыдно вместе с ними в школу ходить, она уйдёт в понедельник утром до свету, пока никто не идёт в школу и ждёт там своих одноклассников. А чтобы техслужащие (они тогда жили в школе) её содержали, Валентина Андреевна мыла пол, носила дрова, топила печки. Мама или сёстры приносили хлеба, муки, картошки. И вот Валентина Андреевна закончила 7 классов на «отлично», с похвальной грамотой.
В 1939 году поехала в город Халтурин (г.Орлов) поступать в педучилище. Её приняли без экзаменов, дали общежитие и стипендию. Два года Валентина проучилась в педучилище.
Летом 1941 года началась Великая Отечественная война. Всех студентов собрали на комиссию. Подруг Валентины Андреевны взяли на фронт, а её оставили и сказали: «Время придёт, призовём».
Учебный год 1941 год начался с сентября. Педучилище и общежитие было занято под госпиталь. Студентов всех отправили по колхозам. До самых заморозков убирали с полей вручную хлеб, картофель, овощи. В ноябре начались занятия, только в третью смену, это с 5-6 часов вечера и до 12 часов ночи.
В первую и вторую смену учились начальные и средние классы. Свету нет, только у учителя на столе, перед доской одна лампа, а у них темно. Учебные книги на 30 человек, по 2-3 книги по одному предмету.
Все студенты разбросаны по городу, на частных квартирах. Бумаги нет, чернил нет, хлеба выдавали в столовой по 400 гр. на день. Утром дежурят в госпитале (подметают и моют полы, ухаживают за раненными бойцами).
Раз в неделю ходят с концертами в госпиталь. Второй раз Валентину Андреевну вызвали в военкомат весной, но опять по состоянию здоровья её не отправили на фронт. Сказали: «Надо работать в тылу». Весь 1942 год студенты были на военном положении. Из всех предметов больше всего изучали военное дело. Изучали автоматы, ходили стрелять в тир. Часто в конце учебного дня, это в 11 или 12 часов ночи раздается тревога. Быстро надевали противогазы и в строй. Находились на морозе по 8-10 часов, а одежда плохая. Придут из похода руки и ноги оттирают снегом. Вот какая была лютая зима. А от советского информационного бюро вести всё одни и те же: «Сдали такой-то город, сдали такой-то посёлок».
В 1942 году осенью приехала Валентина Андреевна на работу в село Адышево. Дали ей 1 класс обучать. Было очень трудно работать (не в том смысле, как научить детей грамоте, а как привести в школу). В каждой семье примерно от 2 до 4 школьников. А одежды и обуви на 1-2 человек.
На второй год войны хлебные запасы у населения вышли. Всё, что вырастает на полях, везли государству. Один был лозунг: «Всё для фронта! Всё для победы над врагом!» Взрослые и дети ели хлеб из травы и картофеля. Молока для детей было мало. На каждое хозяйство был план, сколько литров молока, сколько штук яиц, сколько килограммов шерсти отдать государству. Так, что для своего хозяйства ничего не оставалось. Самым большим горем в семье была похоронная на отца, или сына. Не идёт ребёнок день-два в школу, приходишь в семью, а там плач, такое причитание о погибшем, заплачешь и сам. Начинаешь разговор и убеждаешь, мы живы надо, делать своё дело, чтобы скорей разбить врага.
После победы под Москвой и Сталинградом настроение у народа в тылу стало более бодрым. Люди из последних сил работали хорошо, на совесть. Им помогали дети. С 1943-1947 все работали на уборке в Жилом Адышеве.
И вот наступило 9 мая 1945 года. Эту весть о Победе в Жилое Адышево принёс почтальон. Валентина Андреёвна сказала:» Ребята, победа! Бегите домой!» Ребята убежали. А занятия закончились. Сколько было слёз от радости и от горя. После войны было трудно, восстанавливать хозяйство. Учителя ходили в колхозы, проводили большую агитационную работу.
За доблестный труд награждена Валентина Андреевна медалью.
С 1947-1953 год работала Валентина Андреевна в Истобенской школе.
С 1953-1978 год в Адышевской средней школе (приложение № 11, рис№1).
В 1965 году ей присвоено звание «Отличник народного просвещения»
В 1978 году медаль «За доблестный труд». Валентина Андреевна имела несколько похвальных грамот.
Своей учительской работой была очень довольна. Валентина Андреевна в последние годы своей жизни жила у детей в г.Кирове.
Умерла в 1989 году, похоронена на Адышевском кладбище.
2.2.2 Биография Романовой Валентины Георгиевны
«Моя мечта с детства –
стать учителем начальных классов
осуществилась, хотя не сразу,
но став учителем я ни одного дня не пожалела,
что выбрала эту профессию»
Романова В.Г.
Валентина Георгиевна родилась 23 января 1951 года в п.Оричи, Кировской области, в рабочей семье.
В 1 класс школы пошла в 1958 году. В 60-е годы прошлого столетия была пионеркой.
Валентина Георгиевна вспоминает: «Наш пионерский отряд носил имя первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, из пионерской жизни больше всего запомнились концерты для жителей деревень, походы по родному краю, туристические слеты и игра «Зарница».
С 14 лет вступила в комсомол. Была членом комитета ВЛКСМ школы, выпускала общешкольную газету. В летний период работала вожатой сводных пионерских отрядов. Ходили с ребятами в походы, собирали макулатуру, лекарственные травы, играли с малышами.
Окончила Оричевскую среднюю школу в 1968 году. Мечтала стать учителем начальных классов. В старших классах очень заинтересовала химия, но мечта стать учителем не пропадала. По сложившимся обстоятельствам стала учиться в 11 педагогическом классе, который закончила в 1969 году. В этом же году по комсомольской путевке была направлена старшей пионервожатой в Адышевскую среднюю школу.
В 1971 году поступила в Пермский педагогический институт по специальности учитель химии и биологии. Училась заочно, продолжая работать пионервожатой.
Дружина школы награждалась за активную работу на марше юных ленинцев, в честь 50-летия Всесоюзной организации имени В.И.Ленина, за активную тимуровскую работу, операцию «Ферма». Пионеры активно занимались сбором металлолома и макулатуры. Отряды отправлялись в походы по родному краю и собирали материал об участниках ВОВ, ухаживали за памятниками.
В летние каникулы работали сводные пионерские отряды, а потом - летние трудовые лагеря. В них ребята помогали выращивать саженцы сосны, новые сорта ячменя, пропалывать корнеплоды.
Валентина Георгиевна работала старшей вожатой 18 лет, а с 1987 года стала работать учителем начальных классов. В 2007 году вышла на заслуженных отдых.
Всего я выпустила 6 выпусков. В памяти у Валентины Георгиевны остались выпуск 2004 года: Вера Белова, Паша Курышев, Яна Шихова, Ксюша Пушкарева и Ваня Фоминых. Это были яркие, находчивые, инициативные ребята. Безотказные помощники для учителя и учеников-одноклассников.
Награждена:
· Почетная грамота Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина
· Почетная грамота Оричевского РОНО за успехи в обучении и воспитании учащихся начальных классов по итогам аттестации 1991 года
· Почетная грамота УНО Оричевского района 2004 года
Валентина Георгиевна находясь на заслуженном отдыхе, не сидит без дела. Ее сад и огород утопают в цветах и овощах (приложение № 6, рис.1, рис.2, рис.3).
Зимой любит посидеть за любимым делом – чтением.
Освоила компьютер и интернет и свободно общается с друзьями и своими выпускниками.
На ее страничке в «Одноклассниках» много красивых фотографий нашего села, природы, сделанных в разное время года.
2.2.3 Биография Комаровой Светланы Геннадьевны
«Всегда хотела быть только учителем
начальных классов.
В детстве «играла в школу».
Во всем подражала своей первой
учительнице Глуховой Нине Ивановне»
Комарова С.Г.
Светлана Геннадьевна родилась 9 ноября 1962 года в с.Коршик, Оричевского района, Кировской области.
После окончания школы в 1980 году поступила в Халтуринское педагогическое училище. После окончания в 1982 году приехала работать (думала на 1 год) в Адышевскую среднюю школу и осталась здесь на всю жизнь.
С 1982 по 2005 г.г. работала учителем начальных классов (приложение № 4, рис.№1, рис.№2)
С 2005 по 2016 г.г. – зам.директора по учебно-воспитальной работе(Завуч), учитель биологии.
С 2016 года вновь взяла 1 класс, стала работать учителем начальных классов.
В 1988 году закончила КГПИ им.Ленина по специальности «биология».
За свою педагогическую деятельность выпустила 7 выпусков учащихся начальных классов.
Много и плодотворно работала по новым технологиям, принимала участие в экспериментах, в т.ч. и в начальных классах:
1998 - 2001 г.г – переход на 4-х летнюю начальную школу;
2001 – 2005 г.г. – Федеральный эксперимент «Совершенствование структуры и содержания образования»
2002 -2004 г.г. – обучение на авторских курсах по программе «Гармония» г.Москва;
1997 г – лауреат районного конкурса «Учитель года»;
2004 г – победитель районного конкурса «Лучший по профессии» среди педагогов Оричевского района, получила высшую квалификационную категорию.
Награждена:
·Почетная грамота министерства образования и науки (2003г);
·Почетный работник общего образования (2011г);
·Медаль «За вклад в развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий» (2016г).
Светлана Геннадьевна активный участник всех проводимых акций и мероприятий по благоустройству села.
Является депутатом сельской Думы 1 и 3 созывов.
Светлана Геннадьевна увлекается ландшафтным дизайном, ее сад всегда полон цветов, разных пород (приложение №7, рис№1, рис№2, рис№3).
2.2.4 Биография Белкиной Ирины Александровны
«Профессия учителя меня привлекла,
когда я училась в начальных классах.
Мне хотелось быть очень похожей
на свою первую учительницу.
Сначала я играла в школу
с игрушками, потом с друзьями….
Уже в старших классах я точно знала.
что буду учителем!»
Белкина И.А.
Родилась 7 сентября 1984 года в дер.Канамаш Малмыжского района , Кировской области. Девичья фамилия Тагакова.
Училась в Каксинвайской средней школе с.Каксинвай Малмыжского района Кировской области. Закончила школу на «отлично».
С 2001 по 2004 г.г. обучалась в советском педагогическом училище г.Советска.
Получила специальность учителя начальных классов с дополнительной подготовкой в области математики.
С 2003 по 2004 г.г. работала в школе с.Ситемка Советского района учителем физики в 7-9 классах.
С 2007 по 2007 г.г. работала учителем математики и физики в 7-9 классах в Каксинвайской средней школе Малмыжского раона.
С 2007 по 2012 г.г. работала воспитателем в д/с «Солнышко» в с.Адышево.
С 2012 г. – учитель начальных классов Адышевской средней школы.
С 2005 по 2009 г.г. заочно окончила ВятГГУ по специальности «Социальная педагогика», квалификация «Социальный педагог».
Из воспоминаний И.А.Белкиной:
«На последнем курсе обучения в Советском педагогическом училище я несколько месяцев работала в Ситёмской школе, т.к. там не хватало учителей. В этой школе было всего 16 учеников.
После окончания училища работала три года в родной Каксинвайской школе. Мне тогда доверили классное руководство 10 класса. В классе было 5 юношей (среди них мой младший брат) и две девушки.
Хочу поделиться традициями моей школы:
Каждый год осенью вся школа выходит на природу в однодневный поход, где устраивают большой костер, варят уху. Дети вместе с учителями играют в волейбол, проводят «веселые старты» и другие подвижные игры.
Весной вся школа участвует в большой игре «Зарница», где дети по карте ищут «клад». Какой класс быстрее найдет – тот и победитель!
В 2007 году я переехала жить в с. Адышево Оричевского района и стала работать в д/с «Солнышко».
Дети, которых я воспитывала в д/с уже учатся в школе.
В 2012 году я стала работать учителем начальных классов в Адышевской средней школе и взяла свой первый класс.
Выпустила ребят в 2016 году. Это мой первый выпуск. Я скучаю по своему классу».
Ирина Александровна награждена многими грамотами (Приложение №10, рис.2)
2.2.5 Биография Халявиной Натальи Юрьевны
Халявина Наталья Юрьевна родилась в городе Кирове в семье рабочих металлургического завода.
К коллективу привыкла с младенчества.
В 5 месяцев пошла в ясли, затем был Детский сад, Школа № 43.
Училась на 4 и 5. Была активисткой - член совета школы. Собирала комсомольские взносы. Сейчас председатель совета нашей школы.
Училась в музыкальной школе по классу фортепиано. Была вожатой. Любила проводить для октябрят разные мероприятия.
Уже в школе доверяли проверять тетрадки малышей, и ей это очень нравилось.
После школы первая попытка поступить в пед.институт окончилась провалом. Огромный конкурс не прошла. Но не жалею.
Год работала на заводе мамы и папы ОЦМ. Получила специальность контролёра ОТК.
Почувствовала себя взрослой - первая неплохая зарплата. Летом работала в детском саду - помощником воспитателя. Была уверена, что снова буду поступать в ВЯТГГУ.
И поступаю вот оно Счастье – я поступаю на факультет педагогики и методики начального обучения. Получаю дополнительную специальность - Учитель музыки.
Студенческая жизнь была веселая: пела в хоре института, ездили на концерты…
Окончив институт - получила свободное распределение.
В городе не было свободных мест для работы.
Подруга сестры, тоже учительница сообщила , что в селе Адышево нужен учитель.
И вот с 1992 Наталья Юрьевна работает в Адышевской средней школе учителем начальных классов и музыки.
За эти годы село стало родным. Семья, дом, хозяйство. Двое сыновей.
Наталья Юрьевна имеет Высшую категорию.
· Награждена Почетная грамота департамента образования кировской области 2010г
· Награждена Дипломом победителя районного конкурса «Содействие толерантному поведению» 2013г
· Почетной районной грамотой в конкурсе «Сердце отдаю детям» 3 место 2009
· Имеет Грамоты и дипломы РУО Оричи за научно-практическую конференцию учащихся нач. классов. 2011,2013,2015 г.г
· Участвовала в районном конкурсе «Учитель года» 1995 г
Выпустила четыре выпуска, в 2017 – 2018 г.г. будет набор пятого юбилейного выпуска первоклашек.
2.2.6 Биография Мамаевой Елены Николаевны
«Мой выбор профессии был предсказуем!
Или училище – и получение профессии…
или 10 класс
в другой школе с новыми учителями,
и проживание в интернате вдали от дома…»
Мамаева Е.Н.
Елена Николаевна родилась 9 июня 1970 года в д.Скороходы, Верхошижемского района, Кировской области.
Окончила в 1985 году Косинскую восьмилетнюю школу в с.Косино и поступила в Советское педагогическое училище им.50 л. ВЛКСМ.
С 1889 по 2010 г.г. работала в Зоновской средней школе с.Зониха Верхошижемского района, Кировской области учителем начальных классов.
В 2010 году переехала жить в с.Адышево Оричевского района Кировской области и стала работать в Адышевской средней школе.
Елена Николаевна имеет общий стаж работы 27 лет.
Выпустила 9 выпускных классов, из них 1 в нашей школе.
Награждена:
· Грамотами РУО п.Верхошижемье и п.Оричи
2.2.7 Биография Клобуковой Зинаиды Кузьминичны
Клобукова Зинаида Кузьминична родилась
19 октября 1949 года в деревне Воронье Адышевского с/с.
Училась в Адышевской средней школе. В 1965 г. закончила 8 классов (тогда была ещё восьмилетка) и поступила в Халтуринское (Орловское) пед. училище. В 1969 году закончила училище и поступила заочно в Кировский пед. институт на факультет география.
В этом же году начала работать в Адышевской ср. школе учителем пения, рисования и физкультуры. В 1974 г. Закончила институт по специальности учитель географии.
С 1971 по 1975г. была классным руководителем (4,5,6,7 кл.)
В 1977 году перешла в начальную школу учителем начальных классов и преподавала здесь до 2009г. В 1980г была награждена знаком «Отличник народного просвещения РСФР».
За это время было сделано 10 выпусков малышей из нач. школы в среднее звено. Работа была сложной, кропотливой, но очень интересной. Дети разные: умные и очень умные, но все любознательные, и с массой вопросов и с изучающими взглядами и своими заморочками.
Но, кажется, что мои дети были самыми лучшими! (и их родители тоже). Помнится, каждый мальчик и каждая девочка и даже почерк в школьных тетрадках. Дети росли, взрослыми и я вместе с ними. Набирался опыт, повышался уровень преподавания.
И с каждым годом требования повышались, и казалось, что всё время недорабатываешь, недодаёшь чего-то. Хотелось работать ещё лучше.
И время было благодатное: разрешалось творчество, был простор для деятельности. Хочется сказать огромное спасибо моим детям за эти незабываемые годы, за то, что жизнь прошла не зря, за то, что есть воспоминания! С 2009 г на заслуженном отдыхе.
2.2.8 Биография Лежниной Татьяны Алексеевны
«Не могу себя представить ни на какой
другой работе, кроме как в школе;
в общении с детьми, чтобы работа
приносила не только радость
и удовольствие,
но и наполняла жизнь
ЛЮБОВЬЮ, СМЫСЛОМ и ТВОРЧЕСТВОМ»
Лежнина Т.А.
Татьяна Алексеевна родилась 18 сентября 1955?года в с.Елгань Фаленского района, Кировской области.
Окончила восьмилетнюю школу и поступила учиться в Халтуринское педагогическое училище на специальность учителя начальных классов.
После окончания сразу подала документы в Кировский государственный педагогический институт (специальность – русский язык и литература).
Свою профессиональную деятельность начала с 1979 года в школе № 49 г.Кирова, на ул.Анфисы Горбуновой (приложение №5, рис.1, рис.2).
За все годы работы в школе (педстаж 36 лет) было 10 выпусков.
1 в г.Кирове, 2 – в п.Уни, 7 – в с.Адышево.
В Адышевкой средней школе работала с сентября 1987 года.
Среди моих выпускников 13 медалистов школы!
Награждена (приложение №10, рис.1, рис.3).
· «Отличник народного просвещения»
· «Лауреат премии Президента РФ» 2007 г.
· Грамота Министерства образования
· Грамота Департамента образования Кировской области
· Грамоты РУО Оричевского района
· Грамоты Администрации Адышевского сельского поселения
2.2.9 Биография Агафоновой Натальи Юрьевны
«На мой выбор профессии
повлияла моя первая учительница –
Валентина Георгиевна Романова.
Она была для меня идеалом
и эталоном учителя, и женщины…
Мне очень хотелось быть похожей на нее.
Вот поэтому после школы
я без колебаний подала
документы в педколледж».
Агафонова Н.Ю.
Наталья Юрьевна родилась 23 марта 1987 года в селе Адышево, Оричевского района, Кировской области.
В 2004 году закончила 11 классов Адышевской средней школы и поступила в Слободской педагогический колледж на учителя начальных классов и учителя информатики.
Сразу после окончания колледжа в 2007 году Наталья Юрьевна поступила на заочное отделение ВятГГУ, и в 2011 году получила специальность психолога.
Во время обучения работала в санатории «Сосновый Бор», менеджером по продажам.
Но и здесь Наталья Юрьевна не собиралась останавливаться от поставленной еще в детстве цели – стать учителем и работать в школе.
Поступив в ВСЭИ на специальность дефектолога-логопеда в 2016 году, Наталья Юрьевна получила предложение работать в Адышевской средней школе, учителем начальных классов.
Пока званий и наград молодой учитель не получила, но у нее все впереди.
Ведь главное она достигла своей цели!
Заключение
Каким же должен быть современный учитель?
Результаты нашего исследования показали, что учитель XXI века, по мнению наших учеников, – это начитанный, добрый и одновременно строгий человек. Учитель должен уметь находить общий язык с учениками, не делить учеников на «любимчиков» и остальных учеников, совершенствоваться как личность, но в то же время оставаться самим собой.
Детям важно, чтобы их любили, были к ним внимательны, хорошо объясняли материал, помогали, если возникают трудности. Они совсем не выносят такой «строгости», которой они пугаются, и уж совсем не выносят крика, оскорблений и злобы в их адрес. Многие дети при встрече с грубостью в обращении с учителями теряются, боятся и стараются избегать тех уроков, на которых себя неудобно чувствуют. Так складывается отношение к предметам и к учебе в целом.
Приведенные характеристики иллюстрируют, как важно для учителя, прежде всего, установить положительный контакт с детьми, показать на примере, для чего нужна дисциплина, уметь четко и подробно, не спеша, а иногда и повторяя, изложить материал, не раздражаться, когда его не понимают.
Надо заинтересовать детей изучаемым предметом, увлечь ярким примером, а также позволить детям передохнуть, если они устали, дать им разрядку. Эмоциональные реакции учителя должны жестко контролироваться.
Поэтому, на наш взгляд, так важно учителю не только совершенствовать свое педагогическое мастерство и увеличивать запас психологических знаний, но и уметь выбирать адекватные формы общения, которые не обижают и не унижают ни одну из сторон.
Как это сделать, дети подскажут сами, нужно только периодически знакомиться с их потребностями и не относиться предвзято к мнениям, которые они высказывают.
Портрет современного учителя получился разносторонним. Но как бы ни менялось время, какие бы новые требования к учителю не предъявлялись, многое остается неизменным.
Учитель для своих учеников, как и раньше, должен быть умным, терпеливым, понимающим, любящим свое дело и в первую очередь – детей.
Собрав информацию об учителях начальных классов нашей школы, мы пополнили архив школьного музея, увековечили память о тех, кто первыми знакомит учеников со школой, учит нас читать и писать, дает первые уроки воспитания. Благодаря учителям начальных классов во многом формируется образ учителя у его учеников.
В результате проведенной работы цель исследования была достигнута. Работая над темой, мы проанализировали имеющиеся материалы и провели несколько встреч и бесед с учителями, тем самым узнали много интересного о школе и об учителях, восстановили некоторые факты из истории.
Многое рассказали старые фотографии из семейных архивов учителей.
Считаем, что тема нашей работы актуальна, и должна быть продолжена.
В последнее время все больше внимания уделяется изучению родного края. А история родной школы неразрывно связана с историей нашей малой Родины
Каждый гражданин страны обязан знать историю своей родины, страницы из жизни школы, где он учился, кто его учил и воспитывал.
Нельзя никогда забывать самого первого учителя.
Ведь все, что мы познаем впервые, садясь за школьные парты – это благодаря ему, нашему первому учителю. Самое главное, изучив историю школы, ее традиции, необходимо передавать их из поколения в поколение.
Профессия учителя очень благородна и ответственна за воспитание подрастающего поколения. В ходе анализа фотоматериалов, встреч с учителями – ветеранами, бесед с моим первым учителем, я поняла, что они были патриотами своей профессии и прикладывали все усилия для того, чтобы передать все свои знания детям. Они стремились к тому, чтобы воспитать человека с большой буквы.
Библиографический список
1. Материалы и фотодокументы школьного Музея;
2. http://www.43edu.ru Сайт Министерства образования Кировской области;
3. http://orichi-ruo.ucoz.ru Сайт Управления образования Оричевского района Кировской области;
4. http://kirovipk.ru Сайт Института развития образования Кировской области;
5. Указ Президента РФ от 7.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»;
6. Указ Президента РФ от 7.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
7. Государственная программа Кировской области «Развитие образования на 2014 – 2020 г.г;
8. Сведения о вакансиях в образовательных организациях Западного образовательного округа за 3 квартал 2016 г /Оричевский район/;
9. Ресурсы Интернет
Приложение № 1
Анкета №1
Социологический опрос среди учащихся 1-5 классов.
Всего было опрошено 48 человек.
Рис.№ 1)
Рис.№ 2)
Рис.№.3)
Рис.№4)
Рис.№5)
Рис.№6)
Приложение № 2
Анкета №2
Социологический опрос учеников 6 – 11 классов.
Всего было опрошено 25 человек.
1) Рис.№
Рис.№2)
Рис.№3)
Рис.№ 4)
рис.№5)
Рис.№6)
Рис.№7)
Приложение № 4
Рис.№1
Начало трудового пути Комаровой Светлана Геннадьевны
Рис.№2
Приложение № 5
Рис.№1
Первый выпуск Лежниной Татьяны Алексеевны г.Киров школа №49
Рис.№2
Молодая учительница – Лежнина Татьяна Алексеевна 1979 год
Приложение № 6
Хобби – увлечения наших учителей!
Рис.№1
Сад и огород
Романовой Валентины Георгиевны
Рис.№2 рис.№3
Приложение № 7
рис.№1
рис.№ 2
Любимое занятие Светланы Геннадьевны Комаровой
Ландшафтный дизайн своего участка
Рис.№3
Приложение № 8
рис.№1
Музейная экспозиция Адышевской средней школы посвященная
Истории народного образования
Рис.№ 2
Приложение № 9
Рис.№ 1
Документ об окончании 1 ступени (4 класса)
начального образования 1926 г
Рис.№2
Приложение № 10
Награды педагогов
Рис.№1
Рис.№2
Рис.№3
Приложение № 11
Овечкина Валентина Ивановна
Учитель начальных классов
Адышевской школы
Работала в 30 – 60 г.г. XX века
Рис.№ 1
Рис.№2
Петухова
Таисия Михайловна
Учитель начальных классов
Адышевской школы
Работала до ВОВ
в школе и после
ветеран Великой Отечественной войны
Приложение №12
Сочинение «Моя первая учительница»
Моя первая учительница - Белкина Ирина Александровна, умная и доброжелательная женщина.
Я помню, как Ирина Александровна учила впервые правильно сидеть, грамотно писать и красиво говорить.
Благодаря её старанием мы стали умными, грамотными и очень активными детьми.
С первых дней своей школьной жизни мы полюбили нашу Ирину Александровну. Она стала нам второй мамой и научила нас всему, что умеет сама.
Я хочу сказать Ирине Александровне огромное спасибо, за её терпение и мудрые советы, которые она давала в трудных ситуациях.
С этой замечательной учительницей мы проучились всего четыре года. Которые так быстро пролетели. И вот опять первое сентября.
На пороге школы нас ждёт новый классный руководитель, который будет нас сопровождать на протяжении семи лет. Надеемся, что она оправдает наши ожидания.
Иванова Катя, ученица 5 класса
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.