Проектная работа по теме «Тряпичная кукла»
Оценка 4.9

Проектная работа по теме «Тряпичная кукла»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
технология
3 кл
20.03.2019
Проектная работа по теме  «Тряпичная кукла»
Цель проекта: изучение особенностей и отличий русской тряпичной куклы от современной, изготовление куклы для моей младшей сестры. Задачи проекта: 1. Изучить историю возникновения традиционной русской куклы. 2. Классифицировать тряпичные куклы по их назначению. 3. Сравнить тряпичные куклы с современными. 4. Провести анкетирование учащихся. 5. Изготовить тряпичную куклу для младшей сестры. Объект исследования: особенности русской традиционной куклы. Предмет исследования: традиционная тряпичная кукла. Продукт: изготовленная своими руками традиционная тряпичная кукла. Методы исследования: анализ литературы, социологический опрос, практический метод.
Проект тряпичная кукла.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» ПРОЕКТ «ТРАДИЦИОННАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА» Автор: ученица 3­Б класса  Ившина Полина г. Глазов, 2019 2 1. Введение                                                                                                                             3 стр. Содержание 2. Теоретическая часть                                                                                                 4 стр. 2.1. Из истории кукол                                                                                                        4 стр. 2.2. Виды традиционных тряпичных кукол                                                            4 стр. 2.2.1. Куклы – обереги                                                                                                       4 стр. 2.2.2. Игровые куклы                                                                                                         5 стр. 2.2.3. Обрядовые куклы                                                                                                    6 стр. 3. Практическая часть                                                                                                    7 стр. 3.1. Анкетирование одноклассников                                                                          7 стр. 3.2. Сравнение традиционной народной куклы с куклой массового производства                                                                              7 стр. 3.3. Изготовление тряпичной куклы                                                                          8 стр. 4. Заключение                                                                                                                      9 стр. 5. Список литературы                                                                                                    9 стр. 6. Приложения                                                                                                                     10 стр. 3 1. Введение В куклы дети играли раньше, играют сегодня, и будут играть всегда. Она (кукла) может стать подружкой, сестрой, дочкой… Я очень люблю играть. У меня есть много разных игрушек. Мы, играя с куклой, не задумываемся о том, как она появилась, когда, кто ее создавал, из чего она сделана. В какие куклы играли наши прабабушки? В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому я считаю, что в XXI веке дети вновь должны видеть не только игрушки, изготовленные машинами, но и своими руками, и иметь представления о значении этих кукол. Передо мной встала проблема. Как завлечь мою младшую сестру игрой куклами (да еще сделанную своими руками)? Когда появились куклы и какая их роль в жизни людей? Столкнувшись с этой проблемой, я решила изучить, какие традиционные куклы были у русского народа, до какого возраста играли дети в куклы, отличаются ли они от современных кукол. Гипотеза:  я   предположила,   что   на   разновидность   кукол   и   способы   их применения влияют исторически сложившиеся традиции русского народного быта, недостатков у современной куклы больше, чем у тряпичной. Цель проекта: изучение особенностей и отличий русской тряпичной куклы от современной, изготовление куклы для моей младшей сестры. Задачи проекта: 1. Изучить историю возникновения традиционной русской куклы. 2. Классифицировать тряпичные куклы по их назначению. 3. Сравнить тряпичные куклы с современными. 4. Провести анкетирование учащихся. 5. Изготовить тряпичную куклу для младшей сестры. Объект исследования: особенности русской традиционной куклы. Предмет исследования: традиционная тряпичная кукла. Продукт: изготовленная своими руками традиционная тряпичная кукла. Методы   исследования:  анализ   литературы,   социологический   опрос, практический метод. 4 2. Теоретическая часть 2.1. Из истории кукол Кукла   ­   первая   среди   игрушек. Она   известна   с   глубокой   древности, оставаясь вечно юной. Всюду, где селится и живет человек, кукла ­ неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Игрушка всегда была элементом народного быта.   Дом без игрушек считался  бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно   обращаются   с   игрушками,   быть   в   доме   беде.   Верили,   что   игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой). Самыми   древними   считают   египетские   куклы,   возраст   которых   порядка 4000   лет.   Это   вырезанные   из   тонких   дощечек   фигурки,   раскрашенные геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Головы кукол украшали париками из деревянных бус. Египетские куклы, так же служили для различных религиозных обрядов. Такие куклы были найдены при раскопках греческих городов и римских поселений.   Интересен   тот   факт,   что   в   древние   времена   куклы   крутились   из тряпочек и лоскутков, но оставались неодетыми. Одежда для них не делалась. Куклам издревле приписывались волшебные свойства. Люди верили, что они могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье.   Но   чтобы   кукла   выполняла   защитную   роль,   она   должна   была   быть «правильно»   сделана.   Мастерицы   никогда   не   использовали   при   работе   ничего колющего   и   режущего.   И   лоскутки   ткани,   и   нитки   не   разрезались,   а   рвались вручную, а затем связывались. Узелки служили еще одним оберегом, встававшим на пути злых сил. Куклам никогда  не рисовалось лицо. Наши  предки считали, что вместе   с   лицом   игрушка   получает   и   душу,   а   значит,   становится   уязвимой   для дурного глаза. Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую куклу каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла. Кукла ­ самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Кукла ­ детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы   имитируют взрослый мир, тем самым   подготавливая   ребенка   к   взрослым   отношениям.   Поскольку   кукла изображает   человека,   она   способна   исполнять   разные   роли   и   часто   становится другом и партнёром ребенка. 2.2. Виды традиционных тряпичных кукол Анализируя литературу, я выяснила, что в куклы не только играли ­ они помогали человеку на протяжении всей его жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную погоду, они были рядом на свадьбах и при рождении ребёнка, служили оберегом от нечистой силы. 2.2.1. Куклы – обереги (Приложение №1) Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег   –   амулет   или   волшебное   заклинание,   спасающее   человека   от различных   опасностей,   а   также   предмет,   на   который   заклинание   наговорено   и 5 который носят на теле в качестве талисмана. Око Бога, или Божье Око – это самая древняя   обережная   кукла   наших   предков.  Яркий   и   неожиданный   образ   оберега притягивает   внимание   входящего,   который   забывает   о   недобром   намерении   по отношению к владельцам дома.  Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит «Кувадка», то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую   куклу­оберег   в   колыбель.   Когда   родители   уходили   в   поле   на   работу,   и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.  Известно,  что  шили   кукольные  платья  не просто   так,  а  со  смыслом.  Во­ первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла,   здоровья,   радости.   И   еще   считали,   что   он   обладает   охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда­то украшали наряд   куклы,   тоже   не   был   случайным.   Каждый   его   элемент   хранил   магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Как правило, эти игрушки   были   небольшого   размера   и   все   разных   цветов,   это   развивало   зрение младенца.  «Берегиня» ­ это символ женского начала. По народным поверьям, которые уходят своими корнями в языческие времена Древней Руси, этот оберег наделяется своей   силой   в   случае   соблюдения   определённых   условий   при   его изготовлении. Берегиню нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать   лицо.   Если   оберег   предназначен   для   маленького   ребёнка,   то   ткань   не режется   ножницами,   а   рвётся   руками.   Уникальность   изготовления   Берегини заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей. Колокольчик ­ кукла добрых вестей. Родина этой куклы ­ Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Кукла имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У неё три юбки.   У   человека   тоже   три   царства.   Медное,   серебряное,   золотое.   И   счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то   человек   вполне   счастлив.   Эта   куколка   ­   веселая,   задорная,   приносит   в   дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает   своему   другу   получать   только   хорошие   известия   и   поддерживает   в   нем радостное и веселое настроение. 2.2.2. Игровые куклы (Приложение №2) Игровые   куклы   предназначались   для   забавы   детям.   Они   делились   на сшивные   и   свернутые.   Свёрнутые   куклы   делались   без   иголки   и   нитки.   На деревянную   палочку   наматывали   толстый   слой   ткани,   а   затем   перевязывали верёвкой.   Потом   к   этой   палочке   привязывали   голову   с   ручками   и   одевали   в нарядную одежду.  Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых   кукол   России   была кукла «полено». Позднее   пришла   более   сложная кукла.   Она   представляла   собой   простейшее   изображение   женской   фигуры. Туловище   –   кусок   ткани,   свёрнутый   в   «скалку»,   тщательно   обтянутое   льняной 6 тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Костюм, как правило, с куклы не снимали. «Зайчика на пальчик» делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. К   игровым   свёрнутым   куклам   относят  «куклы   –   закрутки»,   которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси   и   скреплённый   ниткой.   Таким   же   способом   изготовлены   руки   и,   наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу. Наиболее   простой   свёрнутой   куклой   считается   кукла  «Барыня».  Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой   тканью   и   перевязывали   в   трёх   местах,   затем   брали   длинный   лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам  разрезали  на  три   части   и  заплетали   косички  –   это   были   руки.  На  куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку. Кукла   «на   выхвалку»   являлась   игровой   сшивной   куклой.   Она   шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы «на выхвалку» в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. 2.2.3. Обрядовые куклы (Приложение №3) Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обряд – это древнее магическое действие, которое должно было помочь людям в их жизни, труде, в их борьбе с враждебными силами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное   назначение. «Вепская   кукла   (капустка,   рванка)» ­   это обрядовая кукла,   символизирующая   плодородие   и   достаток.   Изготавливается   кукла   из льняных   и   хлопчатобумажных   тканей.   Крутят   куклу,   не   выпуская   из   рук,   до последнего   узелка.   При   изготовлении   этой   куколки   в   старину   не   пользовались иголкой и ножницами, вручную разрывая ткань на лоскутки нужного размера. А   для   того,   чтобы   в   доме   сытно   и   богато   было,   хозяйка   дома   делала куклу Зерновушку, или крупеничка. Делали   ее   после   сбора   урожая.   В   основе куклы ­ мешочек с зернами, собранными  с поля. Набивали  её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети. Кукла   «Купавка» ­  это   обрядовая   кукла   одного   дня.   «Купавка» олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к   её   рукам,   забирали   с   собой   людские   болезни   и   невзгоды   –   такое   значение придавалось   очистительной   силе   воды.   Эта   кукла   праздников   Аграфены Купальницы и Ивана Купала. 7 Из анализа литературы можно сделать вывод, что традиционная народная кукла,   о   которой   я   много   узнала,   почти   не   изменилась   с   тех   давних   пор,   как придумали её предки. 8 3. Практическая часть 3.1. Анкетирование одноклассников Мне стало интересно узнать у своих сверстников  их отношение к куклам. Для этого я провела анкетирование своих одноклассников (Приложение №4). Ребятам были заданы следующие вопросы: 1. У вас дома есть куклы? 2. Играли ли вы когда­нибудь в куклы?  3. Какие куклы вы знаете? 4. Делали ли куклы своими руками? 5. Какую куклу предпочтете: самодельную или современную? По результатам можно сделать вывод, что примерно половина опрошенных одноклассников выбрали бы для игры самодельные куклы.  3.2. Сравнение   традиционной   народной   куклы   с   куклой   массового производства Сравнив   традиционную   народную   игрушку   с   современной   игрушкой необходимо отметить, что как у традиционной русской народной куклы, так и у современной   куклы   массового   производства   есть   свои   преимущества   и   свои недостатки. Преимущества тряпичной русской куклы в том, что: 1) она была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер; 2) она быстро изготовлялась; 3) она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали.  Преимущества современной куклы в том, что: 1) она долговечна; 2) её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби – повар»; 3) у современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия. Недостатком современных кукол является то, что 1) они не индивидуальны, а являются массовыми; 2) они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию; 3) они дорогостоящи; 4) не всегда они изготовлены из экологически чистого материала. 9 Можно сделать вывод, ребёнок, получая игрушку одну за другой, может всё равно маяться от скуки. А народная кукла, да к тому же сделанная своими руками, развивает творческие способности, воображение и никогда не надоест! 10 3.3. Изготовление тряпичной куклы Работая   над   проектом,   мною   были   изготовлены   три   традиционные тряпичные куклы.  (Приложение №5). Кукла­оберег  «Кувадка»,  обрядовая кукла «Зерновушка». А   так   как   целью   проекта   было   изготовление   игровой   куклы   для   своей младшей сестры, то после обсуждения с преподавателем Ириной Валентиновной Картавых кружка «Школы шитья и рукоделия «Иголочка+»» МБОУ ДО «Детский Дом   культуры»,   который   я   посещаю,   было   решено   изготовить  «Зайчика   на пальчик». Зайчика делали детям с трех лет (моей сестре как раз три года), чтобы они имели друга, собеседника. Он одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Затраты на изготовление тряпичной куклы Таблица 1 № п/п 1 2 3 Название тряпичной куклы Кувадка Зерновушка Зайчик на пальчик Цена  0 руб. 0 руб. 0 руб. В старину тряпичные куклы изготавливали из лоскутков ткани оставшихся после пошива одежды. Работая над проектом, я убедилась, что и в наше время изготовить традиционную тряпичную куклу можно не потратив денежных средств. У каждого дома, я думаю, есть лоскутки ткани или старая, уже неиспользуемая одежда. На самом же деле куклы, изготовленные своими руками бесценны. Так как каждая кукла индивидуальна, в них  вложена частичка человеческого тепла. 11 4. Заключение В ходе исследования гипотеза подтвердилась. Я выяснила, что тряпичная кукла один из древних видов декоративно­прикладного искусства, украшающего и оберегающего   быт   людей.   Кукла   не   рождается   сама:   ее   создает   человек.   Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры   всего   человечества,   кукла   сохраняет   в   своем   образе   самобытность   и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Я сделала вывод, что во все времена люди играли в куклы, но у каждого поколения она своя. В наши дни для кукол делают игрушечные дома, в которых предусмотрено все от кресел до зеркала в ванной. Для кукол шьют платья на все случаи жизни. Также куклы бывают разные: коллекционные, статуэтки, для игры и т.д. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Куклы встречают нас   в   театре,   в   магазине,   они   смотрят   на   нас   с   экранов   телевизоров   или   часто используются в рекламе.   А девочки и я просто не представляем своей игры без кукол,   значит,   она   является   любимой   игрушкой.   Таким   образом,   наше предположение доказано. Результатом  проекта стали  куклы, выполненные  своими  руками. В  итоге работы   над   проектом   я   научилась:   находить   и   обрабатывать   информацию   по заданной теме, узнала историю кукол и их разнообразие, научилась самостоятельно изготавливать куклу. 5. Список литературы 1.Берстенёва   Е.Кукольный   сундучок.   Традиционнная   народная   кукла своими руками. Издательство «Белый город». Москва.2010. 2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. 3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.­ СПб, Паритет, 2003.­ 240 с. 4. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. ­2014 февраль. 5. Шайдурова Н.В., «Традиционная тряпичная кукла». Издательство: Белый город.2010. 12 6. Приложения Куклы – обереги Приложение № 1 Божье око Кувадка Баба­берегиня Колокольчик 13 Игровые куклы Приложение №2 Куклы­закрутки Зайчик на пальчик Кукла на выхвалку 14 Обрядовые куклы Приложение №3 Вепская кукла (капустка, рванка) Крупеничка. Зерновушка Купавка 15 Анкетирование одноклассников В опросе приняло участие 13 человек. Приложение №4 1. У вас дома есть куклы? 2. Играли ли вы когда­нибудь в куклы? 3. Какие куклы вы знаете? 4. Делали ли куклы своими руками? 5. Какую куклу предпочтете: самодельную или современную? 16 Изготовленные мной традиционные тряпичные куклы Приложение №5 Я и преподаватель Ирина Валентиновна Картавых кружка «Школа шитья и рукоделия «Иголочка+»» МБОУ ДО «Детский Дом культуры»  Зайчик на пальчик Кувадка Зерновушка 17

Проектная работа по теме «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме  «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме  «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме  «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме  «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме  «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме  «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме  «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме  «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме  «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме  «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме  «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме  «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме  «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме  «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме  «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме  «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме «Тряпичная кукла»

Проектная работа по теме  «Тряпичная кукла»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2019