Проектная работа "Русская свадьба"
Оценка 5

Проектная работа "Русская свадьба"

Оценка 5
Культурные мероприятия +3
docx
воспитательная работа +2
5 кл—11 кл
21.01.2018
Проектная работа "Русская свадьба"
Публикация является частью публикации:
проект свадьба.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « КОЖИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» 143155 Московская область Рузский район д. Старониколаево, д.195     тел/факс (849627) 62­547 Школьная научная практическая конференция  «Планета знаний» Проектно­исследовательская работа «Русская свадьба» Секция: Мир прекрасного Автор:  ученица 6  класса Терещенкова Оксана                            Руководитель:  Миронова Екатерина Андреевна учитель ИЗО, музыки Старониколаево, 2016 г. Содержание Введение………………………………………………………………………….….3 Основная часть …………………………………………………………………….5 Глава 1. Русский свадебный обряд……………………..…………………..……5 Глава 2. История  свадебного  костюма  Московской  губернии  Рузского   уезда…………………………………………………………………………………..7 Заключение……………………………………………………………….………..13 Список литературы………………………………………………………….……14 Приложение…………………………………………………………………….….15 2 Введение Праздничная  одежда  представляется  элементом  самобытной   национальной  культуры,  которые  составляют  ценность  русского  народного   искусства  прошлого. В  наши  дни  возрастает  интерес  к  народным  обычаям.   Поэтому  выбранная  мною  тема  кажется  мне  актуальной  и   интересной .В  течении двух лет у нас в школе работает «Музей в чемоданчике». На одном из  занятий нам рассказывали о свадебных обрядах и свадебных костюмах. Я  узнала, что главная  идея  праздничного  обряда – это  окружение  красотой   костюмов  и  одежд,  убранством  жилища  и  свадебного  ритуала  самого   важного  события  в  жизни  человека,  рождения  новой  семьи  для   продолжения  рода.  И  закрепляется  этот  факт  божественным,  священным   обрядом  венчания. Праздничный  костюм   представляется   не  как  красивая   ткань,  а  как  выражение  духовности  и  нравственности,  связанное  с   рождением   новой  семьи.  А  уже  вторым  фактом  костюм   рассматривается   как  проявление  разностороннего  мастерства  и  творчества. Это занятие  произвело на меня большое  впечатление  и я решила подробнее изучить эту  тему. Для этого мы с родителями посетили Рузский краеведческий музей и  Сергиево­Посадский  историко­художественный  музей­заповедник. Цель:  Понять смысл и значение одежды в одном из важнейших событий в жизни  крестьянского мира — свадьбе.  Изучить  свадебные  наряды  Рузского  уезда и  Московской губернии. Задачи:   рассмотреть  традиции   свадебного обряда   и  необходимые  детали  свадебного    костюма; 3  исследовать  историю  свадебного  костюма  разных  губерний  России   и  Рузского  уезда;  создать  презентацию  и  альбом  для  проведения  внеклассного    мероприятия.   нашего исследования являются русские народные свадебные  Объектом   костюмы.  Предмет исследования – художественные особенности русских народных  свадебных костюмов.  Практическая значимость работы заключается в том, что приложения,  созданные в процессе работы над темой, могут использоваться на уроках  изобразительного искусства. 4 Основная  часть Глава 1. Русский свадебный обряд. Одним из самых важных событий в жизни русской женщины являлась  свадьба, к которой она и вся её семья начинали готовиться задолго до самого  события...  В средние века свадьбы на Руси справлялись по такому плану:  сватовство, смотрины, рукобитие, вытие, девичник, выкуп, венчание, гуляние,  свадебный пир. Каждый этап свадебного обряда включал в себя множество  обрядовых действий невесты, жениха, дружки, дружка, будущей тёщи и других  участников, а также обрядовые песни, причёты и разные формальные  процедуры. Обряды символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Невеста как бы «умирала» для  своего рода (отсюда и вытие, и причитание) и  «рождалась» в другом роду.  Сватовство Сватовство предварял сбор сведений о невесте – «выясняли породу».  Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и  невесты.  Смотрины Девушку выводили на середину комнаты и предлагали совершить  различные действия: пройтись перед лавкой, где сидели сваты, приподнять  поочередно обе руки, снять с головы платок и т.д. При таком пристальном  5 осмотре были видны все физические изъяны. По окончании смотрин ждали  решения жениха.  Рукобитие В разных традициях этот обряд назывался по­разному («своды», «сговор»,  «запой», «пропой» – от слова «петь», «заручины», «запоруки» – от слов  «ударить по рукам», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в  любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба. Всё это  должно было означать крепость и обязательность выполнения договора. После  «рукобития» невеста считалась просватанной.  Вытие Вытие – свадебный обряд, ритуальный плач. Невеста  прощалась с  родителями, подругами, волей и проводила всё время перед свадьбой «в слезах  и вытье», «в голошении», что связывалось с ожидающими молодую женщину  тяжёлым трудом, прощанием с молодой девичьей жизнью.  Девичник Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это  была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное  прощание невесты с подругами. Косу расплетали подруги невесты. Расплетение  косы символизирует окончание прежней жизни девушки.        6 Глава 2. История    свадебного  костюма  Московской  губернии  Рузского уезда Свадебные   платья   белого цвета начали   входить в городскую моду с начала   XIX   в.   в   связи   с   всеобщим   интересом   к   античному   искусству.   В крестьянской среде, а также среди части мещанства и купечества вплоть до начала   XX   в.   сохранялась   свадебная   одежда   на   основе   национального традиционного костюма. Обрядовая принадлежность свадебной одежды обусловила на длительное время устойчивое сохранение традиционных  элементов ее кроя, цвета ткани, орнаментации и манеры ношения. В XIX — начале XX в. существовало большое количество   вариантов   русских   крестьянских   свадебных   костюмов.   Их разнообразие объясняется, прежде всего, огромными просторами нашей страны, ее   различными   климатическими   зонами,   историей   каждого   края,   влиянием проживающих по соседству народов и рядом других факторов. Два основных женских   свадебных   костюмных   комплекса,   характерных   для   русской традиционной одежды: комплекс одежды с сарафаном и комплекс с поневой. Комплекс девичьей и женской одежды с сарафаном широко бытовал на всей 7 территории России. Свадебный наряд включал рубаху с прямыми  поликами или без поликов, сарафан — косоклинный или прямой, передник, пояс, головной убор, душегрею, чулки, обувь, украшения. Девушки до свадьбы носили рубахи или рубахи с сарафанами. На венчание в церковь они также надевали рубахи с сарафанами, и лишь после венчания сарафан менялся на поневу, которую носили всю жизнь. В отдельных местностях отмечено ношение поневы девушками брачного возраста. Свадебный   поневный   комплекс   одежды   состоял   из   рубахи   с   косыми, прямыми поликами или без поликов, поневы, передника, пояса или нескольких поясов,   нагрудной   одежды,   головного   убора,   чулок,   обуви,   украшений.   Как правило,   повсеместно   женский   свадебный   костюм   дополнялся   фатой   или платком. Жених и невеста могли венчаться, вне зависимости от времени года, в шубах, опоясанных особыми полотенцами.   Мужской свадебный костюм в целом был единообразен по всей России.    Свадебные   костюмы   отличались   от   одежды   иного   назначения   качеством материала,   колористической   гаммой   и   богатым   орнаментальным   убранством, наделенными   особой   символикой,   много предметностью, обилием разнообразных украшений, манерой ношения. В то же   способами   изготовления, время по крою они не отличались от повседневной одежды, одной из главных характеристик   которой   был   прямой,   свободный,   не   подчеркивающий особенностей фигуры покрой. Традиционно ткань для свадебных нарядов была собственного   изготовления   —   из   льна,   конопли,   домашней   шерсти.   Из тончайшей   льняной   ткани   шили   свадебные   рубахи.   Из   льняных   и   покупных хлопчатобумажных   нитей   ткали   материал   на   сарафаны,   из   волосени   — длинноволокнистой шерсти молодой овцы, не стриженной в течение года, — ткань на поневы и сарафаны. В состоятельных семьях использовали покупные ткани: шелк, парчу, бархат. Однако талант русских крестьянок, их удивительное мастерство   в   использовании   всего   традиционного   комплекса   рукоделия 8 проявлялись,   прежде   всего,   в   создании   свадебных   костюмов   из   тканей домашнего приготовления. Для женской одежды добрачного периода и костюмов, соответствующих основным этапам свадебного обряда, было характерно особое колористическое решение: чаще всего насыщенное, жизнерадостное — для наряда девушки на выданье,   строгое,   черно­белое   —   для   одежды   до   венчального   и   венчального периодов   и   яркое,   отмеченное   преимущественно   красным   цветом,   —   для костюма новобрачной и молодухи первого года семейной жизни. Красный цвет являлся знаковым для такого важного этапа обряда, как свадебный пир, и имел охранительное, а главное, продуцирующее значение. Подобным же сакральным смыслом наделена орнаментальная символика наряда   новобрачной:   женские   фигуры,   ромбы   —   знаки   плодородия;   кресты, свастики   —   солярные   знаки;   древа,   олицетворяющие   вечно   живую   природу. Орнаменты располагались, как правило, по краям одежды — по подолу, вороту, на концах рукавов, как бы защищая открытые части тела от воздействия злых сил.   Свадебные   наряды   состояли   из   большего,   чем   в   обычной   одежде, количества деталей и дополнялись украшениями из бисера, лент, перьев, монет и т.п.   Особое   значение   придавалось   времени   и   способам   изготовления,   манере ношения. Так, венчальную одежду для себя и жениха девушка шила сама или с помощью   подруг   перед   самой   свадьбой   или   заранее,   обязательно   накануне больших   праздников.   Одежда   шилась   вручную,   иногда   ткань   не   разрезали ножницами, а разрывали руками. Закрывание   головы   невесты   фатой   или   платком,  кистей   рук   длинными рукавами   рубахи   в   предсвадебное   время   и   на   венчании,   опоясывание полотенцами  было   связано  с  верой   древних   славян   в  то,  что  таким  образом можно   защититься   от   «порчи,   сглаза   и   лихих   слов».   К   свадебной   одежде относились очень бережно, ее хранили и использовали в течение всей жизни.  1920­е гг. Московская губерния Рузский уезд. 9 Этот   наряд   являлся   одновременно   и   свадебной   одеждой   и   костюмом, который женщина надевала по самым большим праздникам до рождения первого ребенка.   Он   состоит   из   рубахи,   поневы   распашного   кроя,   пояса,   нагрудного украшения   гайтана.   Такой   наряд   носили   с   двурогой   сорокой,   украшенной золотной вышивкой.(приложение 1) По возвращении из церкви перед брачным пиром девушку переодевали, и она   представала   перед   молодым   мужем,   родственниками   и   гостями   в преображенном виде. Ее голову венчал закрытый головной убор — «сорока», украшенный   золотным   шитьем.   Девичья   одежда   —   сарафан   —   менялась   на «бабью» — поневу.   Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом. (приложение 2) Душегрея. Душегрея   —   верхняя,   утепленная   нарядная   деталь   свадебной   и праздничной одежды. Известным центром, 5 котором в XIX в. изготавливались душегреи, было с. Городец Нижегородской губернии. Существует мнение, что покрой   душегреи   заимствован   из   городского   костюма.   Душегрея   сшита   из малинового   бархата   и   орнаментирована   золотным   шитьем.   Она   распашная, однобортная,   на   лямках,   с   гладкими   передними   полочками   и   продольными трубчатыми складками на спине. (приложение 3) Прически и головные уборы Прически и головные уборы девушек  и замужних женщин  различались. Девушки не полностью закрывали волосы, они распускали их по плечам или заплетали   в   одну   косу.   При   посещении   церкви   девушки   покрывали   головы платками. По древней традиции девушки украшали косы накосниками (косниками) — лентами с богато орнаментированными концами или объемными фигурными привесками, чаще всего треугольной формы или в форме сердца.  10 Важнейшим   элементом   свадьбы   после   венчания   в   церкви   был   ритуал надевания  на голову  ­ добрачной женского  головного  убора — "повивание»,   «снятие   покрова»   (Архангельская, «окручивание»,"принятие   закона», Зологодская,   Вятская   губ.).   Девичья   прическа   менялась   на   женскую:   коса расплеталась,   волосы   заплетались   в   две   косы,   которые   укладывались   вокруг головы и убирались затем под закрытые головныеуборы — кокошник, моршень, борушку, повойник, кику, сороку. (приложение 4) Платок, обязательная часть русского костюма, широко использовался в свадебном обряде. В приданое входили различные по назначению платки как домашнего, так и фабричного изготовления. Традиция вышивания золотными или   серебряными   нитями   имела   в   России   многовековую   историю.   Платки изготавливались  из тонкой белой хлопчатобумажной ткани и декорировались вышивкой в технике «прикреп» или тамбурным швом.    Вязаные изделия. Начало XX в. Вязаные изделия являлись важной частью многих старинных обрядов и обычаев, в том числе и свадьбы. Невеста готовила себе в приданое особенно нарядные чулки и рукавицы. Интересно, что чулки носили и женщины, и мужчины, и не только зимой, но и летом. Чулками в XIX — первой половине XX в. называли длинные, выше колен, толстые носки. Для закрепления чулок на ногах использовались круглые подвязки из ткани. (приложение 5) Свадебные и праздничные пояса. 11 Пояса   использовались   во   всех   обрядах   жизненного   цикла.   Особую значимость имели пояса в свадебном обряде. По древней традиции, они должны были   быть   красными.   Считалось,   что   красный   цвет   символизировал   особое состояние, в котором находились во время свадьбы жених и невеста, он охранял от злых сил, дурного глаза. Поэтому на их одеждах непременно были повязаны красные пояса. Поясами также украшали расписные дуги свадебной повозки. Иногда жениха и невесту связывали одним поясом. Со временем в обрядах стали использовать не красные, а узорные пояса. Это, по­видимому, было связано и с развитием   способов   их   изготовления,   и   с   утратой   древней   традиции.   В орнаментации поясов использовались знаки и символы, дошедшие до XX в. с дохристианского времени: ромбы и его вариации, связанные с плодородием и сексуальной   силой,   женские   фигурки   с   полусогнутыми   и   опущенными   вниз руками,   олицетворяющими   славянскую   богиню   Мокошь,   покровительницу женских работ и рукоделий, простые и сложные свастики (приложение 6) Мужской  свадебный  костюм Традиционный свадебный наряд жениха состоял из плисовых, суконных, нанковых   или   льняных   штанов,   яркой   шелковой,   сатиновой   или   белой домотканой рубахи, тканого пояса, суконного кафтана «с борами» (с отрезной талией и вставленными по бокам клиньями), суконной или меховой шапки и, в отдельных   местах,   шейного   платка,   шубы.   На   венчании   жениха   часто подпоясывали   богато   вышитым   или   вытканным   полотенцем.   Платки, традиционно   являющиеся   принадлежностью   женского   костюма,   в   свадебном обряде использовались также как деталь одежды жениха. (приложение 7) Нарядные полотенца. Ширинки. В   старом   крестьянском   быту   полотенцем   называли   полотнище домотканого   холста,   концы   которого   украшали   вышитыми   или   ткаными узорами, кружевом, полосами узорного ситца или кумача, лентами. Полотенца, имеющие только бытовое назначение, называли утиральниками, утирками; как правило, они имели скромную орнаментацию. Для свадебного обряда готовились 12 особенно   нарядные   полотенца.   По   традиции,   каждая   девушка   должна   была полотенец. приготовить свадьбе 100 до   30   к     от       Для   свадебного   ритуала   предназначалось   особое   маленькое   полотенце   ­ ширинка, расшитое узорами.  Ширинкой невеста перед отъездом к венцу утирала слезы;   ею  жених   обвязывал   невесте   правую   руку,  за   которую  выводил   ее  из родительского дома, отправляясь в церковь. Такой ширинкой могли связывать руки жениха и невесты во время венчания.(приложение 8)    Заключение В  своём  проекте  я  постаралась  раскрыть  заданную  тему.  И  надеюсь что  мне  это  удалось.  Я  постаралась  изучить   с  помощью  истории  традиций свадебных   обрядов   ­   детали   свадебных   костюмов,   опираясь   на   наряды невест  Рузского  уезда  Московской  губернии. 13 Невеста   в   длинном   светлом   платье   с   высоким   корсажем,   фатой   и миртовым   венком   в   волосах   ассоциировалась   с   образом   античной   богини. Однако   в   крестьянской   среде,  а   также   среди   части   мещанства   и   купечества вплоть до начала XX в. сохранялась свадебная одежда на основе национального традиционного костюма.  В прежние времена у крестьян и посадских людей одежды переходили из рода в род.  Как мужские, так и женские дорогие  свадебные   одежды  всегда лежали в клетях,   в   сундуках   под   кусками   кожи   водяной   мыши,   которую   считали средством от моли и затхлости. Только в большие праздники и в торжественные случаи, как, например, в свадьбы, их доставали и надевали.  При   сохранении   традиционных   форм   русский   костюм   не   оставался неизменным. Развитие промышленности  и городская мода оказывают сильное воздействие на патриархальный уклад русской деревни, на крестьянский быт. Это   находит   отражение   прежде   всего   в   изготовлении   тканей   и   одежды: хлопчатобумажная пряжа соперничает с льняной и конопляной, домашний холст уступает место ярким фабричным ситцам. Под влиянием городской моды 1880­ 1890­х годов в деревне в конце XIX в. возникает и широко распространяется женский   костюм   „парочка"   в   виде   юбки   и   кофты,   сшитых   из   одной   ткани. Появляется   новый   тип   рубахи   на   кокетке,   верх   рубах   ­  „рукава"  ­  шьют   из коленкора   и   кумача.   Традиционные   головные   уборы   постепенно   заменяются хлопчатобумажными   и   набивными   платками.   В   конце   XIX­начале   XX   вв. происходит   процесс   размывания   устойчивых   форм   традиционного   костюма, отмеченных местным своеобразием.      Работая  над  проектом  для  себя  я  узнала  и  открыла  много  нового  и интересного.  Надеюсь  что  моя  работа  понравится  и  Вам! Список  литературы: 14 1. «Русский народный свадебный костюм»  ­ С.В. Горожанина  Л.М.  Зайцева Москва 1995 год.  2. «Народный орнамент как исторический источник»­Иванов С.В. Москва 2009 год. 3. «Орнамент в русской народной вышивке» ­ Маслова Г.С. Москва 1995  год. 4. Материалы Рузского краеведческого музея. Приложение 15 Приложение 1. Женский свадебный костюм Приложение 2. Вышитые детали праздничной женской 16 Приложение 3. Душегрея  Повязка                            Борушка  Приложение 4. 17 Приложение 5. Приложение 6. 18 Приложение 7. Приложение 8. 19

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"

Проектная работа "Русская свадьба"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018