Муниципальное образовательное учреждение “средняя Образовательная школа 9”
|
г.Энгельс
2019
Проектно- исследовательская деятельность на уроке музыки в 3 классе по теме "Сказочный образ в искусстве"
Цель: через знакомство с образом сказочного героя в музыке, расширить знания о герое в литературе, художественном воплощении на картине, музыке
Познавательные задачи: формировать познавательную активность, расширение знаний о сказочной героине Кикиморе в музыке Лядова, устном фольклоре, на полотнах художников.
Развивающие задачи: уметь отбирать информацию, анализировать, сравнивать, обобщать, развивать образное мышление.
Воспитательные задачи: воспитание чувства ответственности, работать самостоятельно и в коллективе.
Деятельность направлена на развитие у обучающихся следующих ключевых компетенций:
· коммуникативных;
· проблемно-поисковых;
· учебно-познавательных;
· творческих;
· деятельностных;
· рефлексивных.
Решение проблемных ситуаций:
· раскрытие творческих индивидуальностей;
· проявление инициативы, самостоятельности;
· присутствие позитивной мотивации;
· формирование коммуникативных, исследовательских умений.
Мотивация:
· информированность о работе участников;
· проявление заинтересованности в участие, выборе исследовательских задач;
· активность в саморазвитие.
"Поэзия слова дает мысль и по ней мы создаем образ,
звуки музыки создают настроение и по нему мы
создаем образ"
Н.А.Римский-Корсаков.
– Мы попробуем доказать правильность этих слов.
– Для решения этой задачи мы разделимся на группы.
I. 1 группа литературоведы и художники. Вам предоставляется литературный текст. Поработав с ним, вы находите мысль, которая создает литературный образ.
– Если бы ты был композитором, то какую музыку сочинил бы на этот сюжет? Какими музыкальными темами ты охарактеризовал бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-Баюна, ...? Какие краски-тембры оркестра ты использовал бы при этом?
– Художники красками передают этот образ. Подберите, составьте из красок цвета (цветовую гамму-колорит) и отобранными красками определите количество каждого цвета.
2 группа искусствоведы. Вы слушаете произведение. Свои впечатления передаете в маленьком рассказе. Определите сколько музыкальных образов в произведении? Какой из образов музыкального сказа запомнился тебе больше других? Как бы ты назвал произведение?
– Перед вами полотна художников. Образ созданный художником, с помощью чего? (цвета, настроения). Какая из картин созвучна музыкальному образу?
II.Повторное слушание. Кто же эта героиня?
А.К.Лядов симфоническая миниатюра "Кикимора". Как композитор завершает свое музыкальное сочинение? Что он хотел сказать таким окончанием оркестровой миниатюры? Кто такая кикимора? Давайте найдем в словаре Ожегова определение. Кикимора-это злой дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще в народных преданиях встречается кикимора болотная- злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека. Вспомним слова Н.А.Римского-Корсакова. Подтвердили ли мы нашим исследованием слова автора? (ответы).
III. Мы сегодня провели исследование, о том, как поэзия слова, звуки музыки, краски художника создают образ. Как эти виды искусств, взаимодействуют друг с другом. Сказка раскрывает близкие с раннего детства образы сказочного персонажа. Музыка делает их более зримыми и выразительными, близкими народному творчеству.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.