Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроке
физической культуры.
Важнейшей целью школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях общества, в различных сферах общественной жизни, в том числе и сфере физической культуры.
Результаты научных исследований последних лет позволяют говорить о постепенном ухудшении состояния здоровья и физической подготовленности учащихся. Традиционные модели физического воспитания оказываются малоэффективными в современной ситуации, к тому же добавилась дистанционное обучение. Чтобы повысить эффективность учебного процесса, необходимы новые организационные, методические и научные идеи, поиск новых подходов к физическому воспитанию.
Всё Это заставило нас искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физической культуры. Практика показала, что наиболее рациональным является проектная деятельность
Проектная деятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.
Это позволяет решать сразу несколько задач:
развитие личностных компетентностей учащихся;
интегрированность процесса обучения;
экономия времени на самом уроке.
Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика. Составляя проект, ученик превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально.
Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. Технология проектов подходит для обучающихся начальной, основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся.
Проекты на уроках физкультуры - это проекты по исследованию влияний ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д.
Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания волевых качеств. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. Например: Ребенок выбрал проект на тему « Влияние физических упражнений на укрепление мышц спины» В этом проекте соприкасаются два предмета физкультура и биология. Или например девочка у меня работала над проетом по теме « Формирование морально-волевых качеств в ходе заняний физической культурой и спортом» Здесь соприкасантся физкультура и психология.
У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования.
Проектная деятельность решает следующие задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения, выработка нравственных убеждений, привычек, других сторон личности, характеризующих нравственно-волевые качества человека для достижения эталонов физического развития.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, умения вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
3. Формирование способности к организации проектной деятельности.
- знакомство учащихся с методами исследования;
- умение ставить цель и формулировать конкретные задачи для ее достижения;
- выработка умения выбирать конкретные методы в собственном исследования;
- формирование умения самостоятельно планировать, подбирать необходимые упражнения, проводить исследования;
- умение делать выводы и ставить новые задачи;
4. Формирование умения работать с полученной информацией
- сбор информации;
- обработка данных;
- систематизация и использование;
5. Формирование умения использовать ИКТ-технологий
- оформление проекта;
- презентации к проекту;
- использование диаграмм, таблиц, схем.
Существует несколько этапов формирования проектной деятельности
1. Подготовка к проекту.
Приступая к созданию проекта, следует соблюдать ряд условий:
- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
- выбрать тематику проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками. Может быть подсказать детям какое исследование можно провести, чтобы доказать гипотезу. Для этого необходимо ответить на вопрос «Что мы хотим сделать?». Ответ на этот вопрос определит тип проекта и проектный продукт.
Поскольку в коллективном проекте будет участвовать несколько обучающихся, перед преподавателем стоят следующие задачи:
1) собрать различные идеи обучающихся;
2) организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей;
3) поддержать (или тактично скорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.
2. Организация участников проекта.
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
Учебные проекты должны не заменять учебные предметы, а встраиваться в них, дополняя и углубляя их содержание. В методическое литературе обычно отмечают, что проект — это пять «П»: проблема — проектирование (планирование) — поиск информации — продукт — презентация (и можно выделить шестое П – портфолио).
Всё начинается с проблемного вопроса, который возникает в ходе изучения
конкретного материала. Тема должна представлять интерес для обучающихся. Желательно не предлагать готовых тем проектной работы. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих: чертах и дать обучающимся возможность обсудить её и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать.
К формулировке темы (названия) проекта также предъявляются определённые требования:
• в названии должна быть заложена какая-то проблема, вопрос или тайна;
• название должно выражать главную идею;
• название проекта не должно быть сухим, только констатирующим
содержание;
• название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.
3. Реализация проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации и ее документированием, выбором способов реализации проекта (рисунки, постеры, презентации, викторины). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие с помощью учителя в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Все это ставит урок физкультуры в один ряд с другими основными предметами.
Результатом проектной деятельности по ФК будет личностно или общественно значимый продукт:
1 Изделие
комплекс упражнений в рисунках,
макет тренажера буклет
брошюра например с рекомендациями по выполнению оздоровительного комплекса упражнений, либо рекомендации по правильному питанию.
газета по ЗОЖ или Агитации к выполнению комплекса ГТО
фотоальбом, коллаж
оформление стендов, выставок
эмблема и символ команды или турнира
2. информация:
доклад, сообщение
реферат
мультимедийная презентация
видеоролик
3. комплексная работа:
турнир,
проведение праздника, спортивного флеш-моба
игровые программы с привлечением родителей
организаторская и командная деятельность
конференция
4. Презентация проекта.
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. На этом этапе ярко выражается специфика преподавания ФК. Защита может быть приурочена к «Дню здоровья», «Дню защиты детей» и т.д.
5. Подведение итогов проектной работы.
• Оценка итоговых и промежуточных результатов.
• Самоанализ работы
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Результатом проектной деятельности по ФК будет личностно или общественно значимый продукт:
1 Изделие
комплекс упражнений в рисунках,
макет тренажера буклет
брошюра например с рекомендациями по выполнению оздоровительного комплекса упражнений, либо рекомендации по правильному питанию.
газета по ЗОЖ или Агитации к выполнению комплекса ГТО
фотоальбом, коллаж
оформление стендов, выставок
эмблема и символ команды или турнира
2. информация:
доклад, сообщение
реферат
мультимедийная презентация
видеоролик
3. комплексная работа:
турнир,
проведение праздника, спортивного флеш-моба
игровые программы с привлечением родителей
организаторская и командная деятельность
конференция
Проектно- исследовательская деятельность по ФК, формирует у учащихся следующие компетенции:
- учебно-познавательные (ставится и решается проблема);
- социокультурные (выделение значимости проблемы для человека и общества);
- ценностно-смысловые (в проекте обозначается отношение ученика к проблеме, раскрывается ее ценностный смысл).
Темы проектов по физической культуре могут быть следующих направлений:
1. Спорт
- виды спорта(история возникновения, основные этапы становления, спорт олимпийский и неолимпийский, разновидности в рамках одного вида спорта и т.д.)
- знаменитые спортсмены (мира, страны, области, города, спортивные династии, первооткрыватели, чемпионы и т.д.)
- мой спорт (каким видом спорта увлекается или занимается ученик, личные достижения)
2. Развитие физических качеств (гибкость, координация, скорость, выносливость)
- понятие о физических качествах
- сенситивные возраста развития
- методы развития физических качеств (на уроке, дома, во внеурочной деятельности)
3. ГТО
- история создания комплекса;
- ГТО в СССР и России;
- методы подготовки к успешной сдаче норм ГТО в различных возрастных ступенях;
4. Здоровый образ жизни
- три составляющих здоровья;
- режим дня дошкольника, школьника, студента, рабочего, пенсионера;
- правильное питание;
- совместная работа семьи и школы;
- спортивные праздники.
5. Современные системы физического воспитания.
6. Адаптивная физическая культура.
Выводы
Проектная деятельность на уроках, в том числе на уроках физической культуры, позволяет реализовать требования к результатам освоения образовательной программы по ФГОС, которые предусматривают развитие личностных, метапредметных и предметных умений. В процессе урока формируется понимание роли и значение физической культуры в формировании личностных качеств, в активной включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физическую нагрузку для самостоятельных систематических занятий.
Метод проектов – это один из методов, который позволяет ставить ученика в позицию активного деятеля, раскрывать его потенциальные возможности, развивать его личное своеобразие, стимулировать поиск новых знаний. Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.